Успенский пост что это

14-27 августа 2021: Успенский пост

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Что такое Успенский пост

Успенский пост – один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

Успенский пост длится всего две недели – с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий.

Даты Успенского поста

Что можно есть в Успенский пост

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое, как и в Великий, воздержание, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника. Успенский пост дан верующим для укрепления душевных сил, а не для ослабления сил физических, тем более в самом конце летнего оздоровительного периода.

Подробнее смотрите в Календаре питания на Успенский пост.

История Успенского поста

Церковь знает Успенский пост с самых первых веков христианства. Мы читаем упоминание о нем в беседе Льва Великого, которую он произнес в 450 году: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний».

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского (конец XIV века — 1429 год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

По строгости Успенский пост приближается к Великому. До революции 1917 года в дни августовского поста нельзя было проводить карнавалы, показывать шутовские представления и театральные постановки.

«Медовый Спас»

«Медовый Спас» — народное название первого дня Успенского поста. Он приходится на 14 августа. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий.

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.

В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

«Медовым» Спас стал потому, что в августе заканчивается сбор меда, и верующие, приходя в праздник в храм, освящали новый урожай.

«Яблочный Спас» — народное название праздника Преображения Господня. Преображение – непереходящий двунадесятый, то есть один из 12 основных после Пасхи церковных праздников. В Русской Православной Церкви он всегда отмечается 19 августа.

«Яблочным» Спас был назван потому, что в конце лета было принято освящать урожай. В разном климате он разный, но самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.

«Ореховый Спас»

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Народные традиции Успенского поста

Народной традицией Успенского поста издавна было освящение нового урожая. Помимо меда, яблок, винограда и других плодов, освящали также хлебные колосья и орехи. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм урожай, без которого было тяжело и даже невозможно пережить зиму. Освящение плодов и меда и сегодня остается традицией Успенского поста. Но важно, чтобы вопросы, обязательно ли есть мед в «Медовый Спас», сколько и каких нужно нести в храм плодов и можно ли есть яблоки до «Яблочного Спаса», не затмевали смысл поста.

Как нужно поститься?

Успенский пост что это

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Источник

Календарь Успенского поста 2021

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Успенский пост — кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику — Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2021 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2021 году?» ответить легко — 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим «народным» названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства — 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства — с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально — в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей — для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере — не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост — лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядения, употребляя рыбу и т. п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой — пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение — вкушение невареной еды. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом.

Успенский пост что это

Расписание Успенского поста, питания по дням:

14 августа, суббота

15 августа, воскресенье

16 августа, понедельник

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

17 августа, вторник

18 августа, среда

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

19 августа, четверг, праздник Преображения Господня

Наряду с горячей пищей разрешается рыба и морепродукты, также допускается немного вина.

20 августа, пятница

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

21 августа, суббота

22 августа, воскресенье

23 августа, понедельник

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

24 августа, вторник

25 августа, среда

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

26 августа, четверг

27 августа, пятница

Сухоядение — в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

28 августа, суббота. Успение Пресвятой Богородицы

Когда заканчивается Успенский пост в 2021 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа — им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2021 году приходится на субботу. Поста в этот день нет.

Источник

Успенский пост: что это такое

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Успенский пост в честь Пресвятой Богородицы

Короткий, но строгий, это единственный из постов, посвященный Пресвятой Богородице. Он завершается в конце лета праздником, издавна особо любимым православной Русью – Успением Пресвятой Богородицы (28 августа).

Успенский пост что это

Иконография: Успение Богородицы Датировки: XV в. третья четверть XV века.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 90,5 см, ширина 56 см. Икона из праздничного чина иконостаса. Помещено изображение сцены Успения Богородицы. На фоне архитектурного пейзажа помещается ложе с лежащей на нем фигурой Богородицы, окруженной апостолами. В центре находится фигура Иисуса Христа со спеленутым младенцем на руках — символом непорочной души. НГОМЗ 3770. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №38.

Когда начинается и в каких числах проходит Успенский пост в 2021 году

Время Успенского поста – с 14 по 27 августа. Таким образом, он длится ровно 14 дней.

Заговенье

В этом, 2021 году, заговенье на Успенский пост выпадает на 12 августа, так как 13 августа — пятница, постный день.

Когда заканчивается

Заканчивается Успенский пост 27 августа, накануне праздника Успения Божией Матери (28 августа).

Госпожинки и Спасовка

В народе Успенский пост называют Госпожинки, т.к. он посвящен Госпоже Богородице.

Еще этот летний пост называют Спасовки — так как пост начинается с Медового Спаса (14 августа). Затем в течении поста празднуется второй — Яблочный Спас (19 августа — Преображение Господне), а на следующий день после окончания поста празднуется третий — Ореховый Спас (29 августа).

Особенности постного стола по дням: можно ли есть рыбу

Так как пост считается строгим, общими правилами питания в это время являются:

Во вторник и четверг можно есть вареную пищу.

В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом.

В настоящее время меру пощения мирянина лучше определять со свя щенником, сообразуясь с силами, здоровьем, а также духовным устроением каждого.

И, как подчеркивают многие святые отцы, самый главный «пищевой запрет» всякого поста – нельзя «угрызать и съедать» своего ближнего.

Можно ли играть свадьбу?

Святая Церковь призывает к воздержанию во время поста, поэтому жениться и выходить замуж в эти дни не принято. Не совершается в пост и Таинство Венчания.

Можно ли крестить в Успенский пост

Что это за пост и в чем его значение

Пост предваряет один из великих двунадесятых праздников: Успение Пресвятой Богородицы. Событие это не отражено ни в одном из Евангелий, где образ Пречистой вообще занимает достаточно скромное место. Но церковное предание издревле знает подробности блаженной кончины Богоматери.

Именно как утешение, радость, действительно Матерь всех верных воспринимали Богородицу христиане I века. Предание с любовью сохранило подробности Её жизни после Воскресения и Вознесения Христова. Известно, что:

Предание говорит, что ей выпала Иверская земля, но Ангел повелел Пречистой не покидать Иерусалим, обещав, что Грузия будет просвещена христианством в свое время (впоследствии благословение Богородицы исполнила св. Нина, просветительница Грузинской земли).

Согласно устойчивому преданию, новым жребием Богородицы стала Святая гора Афон, которую Она посетила по пути к другу Христову, прав. Лазарю. Афонские иноки передают рассказ о том, что Пречистая, побывав на этом месте, где еще стояли языческие идолы, говорила о том, что Афон со временем будет особым, благословенным местом.

Некоторые историки считают, что это афонское предание возникло в Средние Века, и ставят под сомнение историчность посещения Пречистой. Однако особое покровительство Богородицы Святой Горе известно из опыта множества ее подвижников, о тсюда распространённое именование Ее «Игуменией горы Афонской».

Последние месяцы земной жизни Богородицы

Считается, что последние месяцы земной жизни Пречистая прожила в Иерусалиме. О событиях, связанных с последними земными днями и кончиной Богородицы пишут:

Успение Божией Матери

Успенский пост что это

Успение Пресвятой Богородицы

Согласно преданию, Богородица почти все время посвящала молитвам. Живя в Иерусалиме, она каждый день приходила на места, связанные с земной жизнью Сына – Гефсиманию, Голгофу, Елеон. Любовь ее к Христу соединялась со скорбью от временной разлуки с Ним, вознесшимся на небо, к Отцу.

Если это разлучение было непросто для Апостолов, так что даже св. Павел, не видевший Господа при земной жизни, часто горел желанием «разрешиться и быть со Христом», то каким должно быть желание Матери соединиться с возлюбленным Сыном?

А потому радостной, а не пугающей или скорбной, оказалась для Богородицы весть о скорой кончине, принесенная самим Архангелом Гавриилом – Ее хранителем в о все время земной жизни. Предание говорит, что о Своем переходе в мир иной Пречистая узнала за 3 дня. Как знамение особой милости Божией Гавриил принес ей райскую ветвь.

Особыми знамениями Бож ия благоволения отмечено было само Успение:

«… И по смерти жива»

В тот же день апостолы с недоумением обсуждали происшедшее за общей трапезой. После ее окончания они, как было у них в обычае, собирались с молитвой поднять часть хлеба, которую на совместных вечерях всегда оставляли для Христа. Но лишь начали произносить обычное моление «Господи Иисусе Христе, помогай нам…» — вдруг узрели Богородицу, окруженную Ангелами, благословляющую учеников. Как бы в едином порыве Апостолы воскликнули : «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Когда христиане стали поститься в память о Богоматери

Существование поста с древности подтверждает беседа свт. Льва Великого (450 г.), который упоминает о четырех периодах воздержания, назначенных Церковью, среди которых есть «осенний», Успенский.

Вместе с тем, в церковных Уставах упоминания об этом посте, как общепринятой практике, не встречаются до X в. Д аже в XII в. Константинопольские патриархи не раз рассылали своей пастве увещевания о необходимости соблюдения Успенского поста, который, ви димо, не всем был известен. Таким образом, это – самый «молодой» из постов, принятых Церковью.

Русский литургист и церковный историк, М. М. Скабалланович пишет, что история его:

Именно горячая любовь верующих к Богородице выразилась в особой строгости этого поста, который уступает по степени воздержания лишь Великому.

Заступница Руси

Осмысливая себя как «дом Пресвятой Богородицы», Русь уже в первые века по принятии христианства возводила десятки Успенских храмов. Пречистая понималась также как Премудрость Божия, что отличало Русь от Византии. Престольным торжеством храма св. Софии (Премудрости Божией) в Константинополе было Рождество Христово. А вот Софийские храмы Киева и Новгорода, построенные по образцу Царьграда, свой «престол» праздновали 28 августа.

Источник

Как провести Успенский пост

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II

Как был уста­нов­лен Успен­ский пост

Успен­ский пост насту­пает через месяц после Пет­рова поста. Этот пост уста­нов­лен перед вели­кими празд­ни­ками Пре­об­ра­же­ния Гос­подня и Успе­ния Божией Матери и про­дол­жа­ется две недели от 14 по 27 авгу­ста (вклю­чи­тельно).

Успен­ский пост дошел до нас с древ­них времен хри­сти­ан­ства.

В беседе Льва Вели­кого, про­из­не­сен­ной им около 450 года, мы нахо­дим ясное ука­за­ние на Успен­ский пост: «Цер­ков­ные посты рас­по­ло­жены в году так, что для каж­дого вре­мени пред­пи­сан свой особый закон воз­дер­жа­ния. Так для весны весен­ний пост – в Четы­ре­де­сят­ницу, для лета летний – в Пяти­де­сят­ницу (Петров пост – ред.), для осени осен­ний – в седь­мом месяце (Успен­ский – ред.), для зимы – зимний (Рож­де­ствен­ский – ред.)».

Св. Симеон Солун­ский пишет, что «Пост в авгу­сте (Успен­ский) учре­жден в честь Матери Божия Слова, Кото­рая, узнавши Свое пре­став­ле­ние, как всегда под­ви­за­лась и пости­лась за нас, хотя, будучи святой и непо­роч­ной, и не имела нужды в посте; так осо­бенно Она моли­лась о нас, когда наме­ре­ва­лась перейти от здеш­ней жизни к буду­щей, и когда Ее бла­жен­ная душа имела чрез Боже­ствен­ного духа соеди­ниться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и вос­пе­вать Ее, под­ра­жая житию Ее и про­буж­дая Ее тем к молитве за нас. Неко­то­рые, впро­чем, гово­рят, что этот пост учре­жден по случаю двух празд­ни­ков, то есть Пре­об­ра­же­ния и Успе­ния. И я также считаю необ­хо­ди­мым вос­по­ми­на­ния этих двух празд­ни­ков, одного – как пода­ю­щего нам освя­ще­ние, а дру­гого – уми­ло­стив­ле­ние и хода­тай­ство за нас».

Окон­ча­тель­ное уста­нов­ле­ние Успен­ского поста про­изо­шло на Кон­стан­ти­но­поль­ском Соборе 1166 года, про­хо­див­шем под пред­се­да­тель­ством пат­ри­арха Луки. Здесь было под­твер­ждено, что все пра­во­слав­ные хри­сти­ане согласно с древними уста­вами должны соблю­дать Бого­ро­дич­ный пост с 1 по 15 авгу­ста. Валь­са­мон об этом Соборе пишет: «Тогда сомне­ва­лись неко­то­рые о коли­че­стве дней поста Успен­ского и Рож­де­ствен­ского. Поэтому сам свя­тей­ший пат­ри­арх под­твер­дил, что хотя дни этих постов пись­менно нигде не обо­зна­чены, понуж­да­емся, однако, после­до­вать непи­са­ному цер­ков­ному пре­да­нию и должны поститься от пер­вого дня авгу­ста и от четыр­на­дца­того дня ноября».

Как прошли послед­ние годы земной жизни Божией Матери

После Воз­не­се­ния Гос­пода Матерь Божия оста­ва­лась на попе­че­нии апо­стола Иоанна Бого­слова, а в его отсут­ствие жила в доме его роди­те­лей близ горы Еле­он­ской.

Для апо­сто­лов и всех веру­ю­щих Она была уте­ше­нием и нази­да­нием. Бесе­дуя с ними, Матерь Божия пове­дала о чудес­ных собы­тиях Бла­го­ве­ще­ния, бес­се­мен­ного зача­тия и нетлен­ного от Нее рож­де­ния Христа, Его мла­ден­че­ства и всей земной жизни.

Подобно апо­сто­лам, Она насаж­дала и утвер­ждала Хри­сти­ан­скую Цер­ковь Своим при­сут­ствием, словом и молит­вами. По при­я­тии Свя­того Духа в зна­ме­на­тель­ный день Пяти­де­сят­ницы они пре­бы­вали в Иеру­са­лиме около десяти лет, служа спа­се­нию иудеев и желая чаще видеть и слы­шать от Нее Боже­ствен­ные слова.

Многие из ново­про­све­щен­ных верой даже при­хо­дили из даль­них стран в Иеру­са­лим, чтобы видеть и слы­шать Пре­чи­стую Бого­ро­дицу.

Сохра­ни­лось посла­ние, напи­сан­ное св. Игна­тием Бого­носцем из Антио­хии к апо­столу Иоанну Бого­слову:

«Многие жены у нас желают посе­тить Пре­чи­стую Деву, кос­нуться персей, питав­ших Гос­пода Иисуса, и услы­шать от Нее о многих таин­ствах. У нас про­нес­лась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия испол­нена бла­го­дати и всех доб­ро­де­те­лей. Рас­ска­зы­вают, что Она в гоне­ниях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огор­ча­ется; на оскорб­ля­ю­щих Ее не только не гне­ва­ется, но даже делает им добро; в бла­го­по­лу­чии кротка; к бедным мило­стива и помо­гает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и нашему еще юному бла­го­че­стию есть Настав­ница и Учи­тель­ница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит сми­рен­ных, потому что Сама испол­нена сми­ре­ния. Много похвал воз­дают Ей видев­шие Ее. Неис­то­щимо Ее тер­пе­ние, когда насме­ха­ются над Нею учи­тели иудей­ские и фари­сеи. О ней рас­ска­зы­вали нам люди, достой­ные вся­кого дове­рия, что по Ее свя­то­сти видно, как в Ней соеди­ни­лось есте­ство Ангель­ское с чело­ве­че­ским. Все это воз­бу­дило в нас без­мер­ное жела­ние уви­деть это небес­ное чудо и столь изу­ми­тель­ную свя­тость».

В другом посла­нии св. Игна­тий Бого­но­сец пишет апо­столу Иоанну Бого­слову:

«Если только буду иметь воз­мож­ность, то приду к тебе уви­деться со всеми вер­ными свя­тыми, у тебя собран­ными, а более всего желаю уви­деть Матерь Иисуса, о Кото­рой гово­рят, что Она у всех вызы­вает удив­ле­ние, почте­ние и любовь, и все горят жела­нием Ее уви­деть. И как не желать уви­деть Пре­свя­тую Бого­ро­дицу, побе­се­до­вать с Той, Кото­рая родила истин­ного Бога!»

Во время гоне­ния, воз­двиг­ну­того Иродом на юную Цер­ковь Хри­стову ( Деян. 12:1-3 ), Пре­свя­тая Дева Мария вместе с апо­сто­лом Иоан­ном Бого­сло­вом в 43 году уда­ли­лась в Ефес, в кото­ром апо­столу Иоанну Бого­слову выпал жребий про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие.

Пре­свя­тая Бого­ро­дица посе­щала хри­стиан и в других горо­дах – напри­мер, она была в Антио­хии, у Игна­тия Бого­носца, кото­рому писала: «Приду с Иоан­ном, и тебя с твоими увижу».

Она была также на Кипре у свя­того Лазаря Чет­ве­ро­днев­ного, там епи­скоп­ство­вав­шего, и на Святой Горе Афон­ской, о кото­рой, как гово­рит святой Стефан Свя­то­го­рец, Матерь Божия про­ро­че­ски ска­зала: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступ­ница месту этому и Богу о нем Хода­та­ица».

Что мы знаем о внеш­нем облике Бого­ро­дицы

По пре­да­нию, осно­ван­ному на словах свя­щен­но­му­че­ни­ков Дио­ни­сия Аре­о­па­гита и Игна­тия Бого­носца, свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский в тво­ре­нии «О дев­ствен­ни­цах» писал о Матери Божией:

«Она была Девою не телом только, но и душою, сми­ренна серд­цем, осмот­ри­тельна в словах, бла­го­ра­зумна, немно­го­ре­чива, люби­тель­ница чтения, тру­до­лю­бива, цело­муд­ренна в речи. Пра­ви­лом Ее было – никого не оскорб­лять, всем бла­го­же­лать, почи­тать стар­ших, не зави­до­вать равным, избе­гать хва­стов­ства, быть здра­во­мыс­лен­ной, любить доб­ро­де­тель. Когда Она хоть бы выра­же­нием лица оби­дела роди­те­лей, когда была в несо­гла­сии с род­ными? Когда погор­ди­лась пред чело­ве­ком скром­ным, посме­я­лась над слабым, укло­ни­лась от неиму­щего? У Нее не было ничего суро­вого в очах, ничего неосмот­ри­тель­ного в словах, ничего непри­лич­ного в дей­ствиях: тело­дви­же­ния скром­ные, поступь тихая, голос ровный; так что телес­ный вид Ее был выра­же­нием души, оли­це­тво­ре­нием чистоты. Все дни Свои Она обра­тила в пост: сну пре­да­ва­лась только по тре­бо­ва­нию нужды, но и тогда, как тело Ее поко­и­лось, духом Она бодр­ство­вала, повто­ряя во сне читан­ное, или раз­мыш­ляя о при­ве­де­нии в испол­не­ние пред­по­ло­жен­ных наме­ре­ний, или пред­на­чер­ты­вая новые. Из дома выхо­дила только в цер­ковь, и то в сопут­ствии родных. Впро­чем, Она хотя и явля­лась вне дома Своего в сопро­вож­де­нии других, но лучшим стра­жем для Себя была Она Сама; другие охра­няли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По пре­да­нию, сохра­нен­ному цер­ков­ным исто­ри­ком Ники­фо­ром Кал­ли­стом, Матерь Божия «была роста сред­него или, как иные гово­рят, несколько более сред­него; волосы зла­то­вид­ные; глаза быст­рые, со зрач­ками как бы цвета маслин; брови дуго­об­раз­ные и уме­ренно-черные, нос про­дол­го­ва­тый, уста цве­ту­щие, испол­нен­ные слад­ких речей; лицо не круг­лое и не острое, но несколько про­дол­го­ва­тое; кисти рук и пальцы длин­ные… Она в беседе с дру­гими сохра­няла бла­го­при­ли­чие, не сме­я­лась, не воз­му­ща­лась, осо­бенно же не гне­ва­лась; совер­шенно безыс­кус­ствен­ная, про­стая. Она нимало о Себе не думала и, дале­кая от изне­жен­но­сти, отли­ча­лась полным сми­ре­нием. Отно­си­тельно одежд, кото­рые носила, Она доволь­ство­ва­лась их есте­ствен­ным цветом, что еще и теперь дока­зы­вает Ее свя­щен­ный голов­ной покров. Коротко ска­зать, во всех Ее дей­ствиях обна­ру­жи­ва­лась особая бла­го­дать».

В днев­нике свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского есть запись о явле­нии ему Божией Матери:

«На 15 авгу­ста, в день Успе­ния Бого­ма­тери 1898 года, я имел сча­стие в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небес­ную и слы­шать Ее слад­чай­ший, бла­жен­ный, обод­ри­тель­ный глас: милей­шие вы чада Отца Небес­ного, – тогда как я, созна­вая свое ока­ян­ство, взирал на пре­чи­стый лик Ее с тре­пе­том и с мыслию: не отри­нет ли меня от Себя с гневом Царица Небес­ная! О лик пре­свя­тый и пре­б­ла­гий! О очи голу­бые и голу­би­ные, добрые, сми­рен­ные, спо­кой­ные, вели­че­ствен­ные, небес­ные, боже­ствен­ные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту про­дол­жа­лось это явле­ние; потом Она ушла нето­роп­ливо, пере­шаг­нула за неболь­шой овраг – и скры­лась. Я видел сзади шествие Небес­ной Посе­ти­тель­ницы. Сна­чала я видел Ее как бы на иконе, ясно, – а потом Она отде­ли­лась от нее, сошла и подвиглась в путь».

Почему кон­чину Божией Матери Цер­ковь назы­вает Успе­нием

Слово «успе­ние» озна­чает погру­же­ние в сон, мирную кон­чину, подоб­ную сну. Кон­чину Божией Матери Цер­ковь назы­вает Успе­нием, потому что Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, вос­пря­нула».

Как про­ис­хо­дило Успе­ние Божией Матери

Обсто­я­тель­ства Успе­ния Божией Матери известны в Пра­во­слав­ной Церкви от времен апо­столь­ских.

В I веке об Успе­нии Ее писал свя­щен­но­му­че­ник Дио­ни­сий Аре­о­па­гит. Во II веке ска­за­ние о телес­ном пере­се­ле­нии Пре­свя­той Девы Марии на Небо нахо­дится в сочи­не­ниях Мели­тона, епи­скопа Сар­дий­ского.

В IV веке на пре­да­ние об Успе­нии Матери Божией ука­зы­вает свя­ти­тель Епи­фа­ний Кипр­ский.

В V веке свя­ти­тель Юве­на­лий, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, гово­рил святой бла­го­вер­ной гре­че­ской царице Пуль­хе­рии: «Хотя в Свя­щен­ном Писа­нии нет повест­во­ва­ния об обсто­я­тель­ствах кон­чины Ее, впро­чем мы знаем о них из древ­ней­шего и вер­ней­шего пре­да­ния».

Это пре­да­ние с подроб­но­стью собрано и изло­жено в цер­ков­ной исто­рии Ники­фора Кал­ли­ста в XIV веке.

Ко вре­мени Своего бла­жен­ного Успе­ния Пре­свя­тая Дева Мария опять при­была в Иеру­са­лим. Слава Ее как Матери Божией уже рас­про­стра­ни­лась по земле и многих завист­ли­вых и гордых воору­жила против, кото­рые поку­ша­лись на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она про­во­дила в молитве. Нередко Пре­свя­тая Бого­ро­дица при­хо­дила ко Свя­тому Гробу Гос­подню, вос­ку­ряла здесь фимиам и пре­кло­няла колена. Не раз поку­ша­лись враги Спа­си­теля пре­пят­ство­вать посе­щать Ей святое место и выпро­сили у пер­во­свя­щен­ни­ков стражу для охраны Гроба Спа­си­теля. Но Святая Дева, никем не зримая, про­дол­жала молиться пред ним.

В одно из таких посе­ще­ний Гол­гофы пред Нею пред­стал Архан­гел Гав­риил и воз­ве­стил о Ее скором пере­се­ле­нии из этой жизни в жизнь Небес­ную, вечно бла­жен­ную. В залог Архан­гел вручил Ей паль­мо­вую ветвь.

С Небес­ной вестью воз­вра­ти­лась Божия Матерь в Виф­леем с тремя Ей при­слу­жи­вав­шими девами (Сеп­фо­рой, Еви­геей и Зоилой). Затем Она вызвала пра­вед­ного Иосифа из Ари­ма­феи и уче­ни­ков Гос­пода, кото­рым воз­ве­стила о Своем скором Успе­нии.

Пре­свя­тая Дева моли­лась, чтобы Гос­подь послал к Ней апо­стола Иоанна. И Дух Святой вос­хи­тил его из Ефеса, поста­вив рядом с тем местом, где воз­ле­жала Матерь Божия.

После молитвы Пре­свя­тая Дева вос­ку­рила фимиам, и Иоанн услы­шал голос с Небес, заклю­чав­ший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заме­тила, что этот голос озна­чает скорое при­бы­тие апо­сто­лов и Святых Сил Бес­плот­ных.

Святой Иоанн Дамас­кин гово­рит, что апо­столы, число кото­рых и исчис­лить нельзя, сле­те­лись, подобно обла­кам и орлам, чтобы послу­жить Матери Божией.

Увидев друг друга, апо­столы радо­ва­лись, но в недо­уме­нии спра­ши­вали: для чего Гос­подь собрал их в одно место? Святой Иоанн Бого­слов, с радост­ными сле­зами при­вет­ствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Гос­поду.

Войдя к Матери Божией, они уви­дели Ее бла­го­лепно седя­щей на ложе, испол­нен­ную духов­ного весе­лия. Апо­столы при­вет­ство­вали Ее, а затем пове­дали о их чудес­ном вос­хи­ще­нии с места про­по­веди. Пре­свя­тая Дева про­слав­ляла Бога, что Он услы­шал Ее молитву и испол­нил жела­ние Ее сердца, и начала беседу о пред­сто­я­щей Ее кон­чине. Во время этой беседы также чудес­ным обра­зом пред­стал и апо­стол Павел с уче­ни­ками своими: Дио­ни­сием Аре­о­па­ги­том, дивным Иеро­феем, Боже­ствен­ным Тимо­феем и дру­гими из числа семи­де­сяти апо­сто­лов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они спо­до­би­лись бла­го­сло­ве­ния Пре­чи­стой Девы Марии и бла­го­леп­нее устро­или погре­бе­ние Матери Гос­под­ней.

Каж­дого из них Она при­зы­вала к Себе по имени, бла­го­слов­ляла и хва­лила веру и их труды в про­по­ве­да­нии Хри­стова Еван­ге­лия, каж­дому желала веч­ного бла­жен­ства и моли­лась с ними о мире и бла­го­сто­я­нии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совер­шиться Успе­ние Божией Матери. Пылало мно­же­ство свечей. Святые апо­столы с пес­но­пе­ни­ями окру­жали бла­го­лепно укра­шен­ный одр, на кото­ром воз­ле­жала Пре­чи­стая Дева Бого­ро­дица.

Она моли­лась в ожи­да­нии Своего исхода и при­ше­ствия Своего вожде­лен­ного Сына и Гос­пода.

Вне­запно обли­стал неиз­ре­чен­ный Свет Боже­ствен­ной Славы, пред Кото­рым померкли пылав­шие свечи. Видев­шие ужас­ну­лись. Верх поме­ще­ния как бы исчез в лучах необъ­ят­ного Света, и сошел Сам Царь Славы, Хри­стос, окру­жен­ный мно­же­ством Анге­лов, Архан­ге­лов и других Небес­ных Сил с пра­вед­ными душами пра­от­цев и про­ро­ков, неко­гда пред­воз­ве­щав­ших о Пре­свя­той Деве.

Увидев Своего Сына, Божия Матерь вос­клик­нула: «Вели­чит душа Моя Гос­пода, и воз­ра­до­вася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на сми­ре­ние рабы Своея» – и, под­няв­шись с ложа для встречи Гос­пода, покло­ни­лась Ему.

Гос­подь при­гла­шал Ее в оби­тели Вечной Жизни.

Без вся­кого телес­ного стра­да­ния, как бы в при­ят­ном сне, Пре­свя­тая Дева пре­дала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда нача­лось радост­ное Ангель­ское пение. Сопро­вож­дая чистую душу Бого­не­ве­сты с бла­го­го­вей­ным стра­хом как Царицы Небес­ной, Ангелы взы­вали:

«Радуйся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою, бла­го­сло­венна Ты в женах! Се Царица, Бого­от­ро­ко­вица, прииде, возь­мите врата, и Сию пре­мирно подъ­и­мите Прис­но­су­щую Матерь Света; Тоя бо ради все­род­ное чело­ве­ком спа­се­ние бысть. На Нюже взи­рати не можем и Той достой­ную честь воз­дати немощно» (сти­хира празд­ника на «Гос­поди, воз­звах»).

Небес­ные врата воз­вы­си­лись, встре­тив душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Херу­вимы и Сера­фимы с радо­стью про­сла­вили Ее. Бла­го­дат­ное лицо Бого­ма­тери сияло славой Боже­ствен­ного дев­ства, а от тела раз­ли­ва­лось бла­го­уха­ние.

Бла­го­го­вейно и со стра­хом лобы­зая пре­чи­стое тело, апо­столы освя­ща­лись от него и испол­ня­лись бла­го­дати и духов­ной радо­сти.

Для боль­шего про­слав­ле­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы все­мо­гу­щая сила Божия исце­ляла боль­ных, с верой и любо­вью при­ка­сав­шихся к свя­щен­ному одру.

Опла­кав свою раз­луку с Мате­рью Божией на земле, апо­столы при­сту­пили к погре­бе­нию Ее пре­чи­стого тела. Святые апо­столы Петр, Павел, Иаков с дру­гими из числа две­на­дцати апо­сто­лов понесли на своих плечах одр, на кото­ром воз­ле­жало тело Прис­но­девы.

Святой Иоанн Бого­слов шел впе­реди с рай­ской све­то­зар­ной ветвью, а прочие святые и мно­же­ство верных сопро­вож­дали одр со све­чами и кади­лами, вос­пе­вая свя­щен­ные песни. Это тор­же­ствен­ное шествие нача­лось от Сиона через весь Иеру­са­лим в Геф­си­ма­нию.

При первом его дви­же­нии над пре­чи­стым телом Бого­ма­тери и всеми про­во­жав­шими Ее вне­запно появился обшир­ный и све­то­зар­ный облач­ный круг, напо­до­бие венца, и к лику апо­сто­лов при­со­еди­нился лик Ангель­ский. Слы­ша­лось пение Небес­ных Сил, про­слав­ляв­ших Божию Матерь, кото­рое вто­рило земным голо­сам. Этот круг с Небес­ными пев­цами и сия­нием дви­гался по воз­духу и сопро­вож­дал шествие до самого места погре­бе­ния.

Неве­ру­ю­щие жители Иеру­са­лима, пора­жен­ные необы­чай­ным вели­чием погре­баль­ного шествия и озлоб­лен­ные поче­стями, воз­да­ва­е­мыми Матери Иисуса, донесли о том пер­во­свя­щен­ни­кам и книж­ни­кам. Пылая зави­стью и мще­нием ко всему, что напо­ми­нало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разо­гнали сопро­вож­дав­ших, и самое тело Матери Божией сожгли. Воз­буж­ден­ный народ и воины с яро­стью устре­ми­лись на хри­стиан, но облач­ный венец, сопро­вож­дав­ший по воз­духу шествие, опу­стился к земле и как бы стеной огра­дил его. Пре­сле­до­ва­тели слы­шали шаги и пение, но никого из про­во­жав­ших не видели. Многие из них были пора­жены сле­по­той.

Иудей­ский свя­щен­ник Аффо­ния из зави­сти и нена­ви­сти к Матери Иисуса Назо­рея хотел опро­ки­нуть одр, на кото­ром воз­ле­жало тело Пре­свя­той Девы, но Ангел Божий неви­димо отсек его руки, кото­рые при­кос­ну­лись к гробу. Видя такое чудо, Аффо­ния рас­ка­ялся и с верой испо­ве­дал вели­чие Матери Божией. Он полу­чил исце­ле­ние и при­мкнул к сонму сопро­вож­дав­ших тело Бого­ма­тери, став рев­ност­ным после­до­ва­те­лем Христа.

Когда шествие достигло Геф­си­ма­нии, там с плачем и рыда­нием нача­лось послед­нее цело­ва­ние пре­чи­стого тела. Лишь к вечеру святые апо­столы могли поло­жить его в гроб и закрыть вход в пещеру боль­шим камнем. Три дня они не отхо­дили от места погре­бе­ния, совер­шая непре­стан­ные молитвы и псал­мо­пе­ния.

По пре­муд­рому смот­ре­нию Божию апо­столу Фоме не суж­дено было при­сут­ство­вать при погре­бе­нии Матери Гос­под­ней. Придя в третий день в Геф­си­ма­нию, он с горь­кими сле­зами повергся пред гро­бо­вой пеще­рой и громко выра­жал сожа­ле­ние о том, что не удо­сто­ился послед­него бла­го­сло­ве­ния Матери Божией и про­ща­ния с Ней. Апо­столы в сер­деч­ной жало­сти о нем реши­лись открыть пещеру и доста­вить ему уте­ше­ние – покло­ниться святым остан­кам Прис­но­девы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погре­баль­ные пелены и убе­ди­лись таким обра­зом в дивном воз­не­се­нии Пре­свя­той Девы с телом на Небо.

Вече­ром в тот же день, когда апо­столы собра­лись в доме для под­креп­ле­ния себя пищей, им яви­лась Сама Матерь Божия и ска­зала: «Радуй­тесь! Я с вами – во все дни».

Это так обра­до­вало апо­сто­лов и всех бывших с ними, что они под­няли часть хлеба, постав­ля­е­мую на тра­пезу в память Спа­си­теля («часть Гос­пода») и вос­клик­нули: «Пре­свя­тая Бого­ро­дица, помо­гай нам». (Этим было поло­жено начало чину воз­но­ше­ния пана­гии – обычаю воз­но­ше­ния части хлеба в честь Матери Божией, кото­рый и доныне хра­нится в мона­сты­рях.)

Пояс Бого­ма­тери, Ее святые одежды, хра­ни­мые с бла­го­го­ве­нием и раз­де­ля­е­мые по лицу земли на части, тво­рили и творят чудеса.

Ее мно­го­чис­лен­ные иконы всюду изли­вают токи исце­ле­ний и зна­ме­ний, а святое тело Ее, взятое на Небо, сви­де­тель­ствует о нашем буду­щем пре­бы­ва­нии с ним.

Оно не остав­лено слу­чай­ным пере­ме­нам пре­хо­дя­щего мира, но несрав­ненно более воз­вы­шено пре­слав­ным воз­не­се­нием на Небеса.

Празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы с особой тор­же­ствен­но­стью совер­ша­ется в Геф­си­ма­нии, на месте Ее погре­бе­ния. Нигде сердце так не печа­лится при раз­лу­че­нии с Мате­рью Божией и нигде так не ликует, убеж­да­ясь в Ее пред­ста­тель­стве за мир.

Три празд­ника, обрам­ля­ю­щих Успен­ский пост

Три празд­ника – Все­ми­ло­сти­вому Спасу, Пре­об­ра­же­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пере­не­се­ние из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­ного Образа Гос­пода Иисуса Христа – как бы свя­зуют весь Успен­ский пост.

Изне­се­ние Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня

1 авгу­ста, в первый день Успен­ского поста, празд­ну­ется Изне­се­ние Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня.

Этот празд­ник был уста­нов­лен в Кон­стан­ти­но­поле по при­чине болез­ней, часто бывав­ших там в авгу­сте. Начало этого празд­ника отно­сится к IX веку, а с ХII–ХIII веков он утвер­дился во всех помест­ных Церк­вях. В Кон­стан­ти­но­поле был обычай, по кото­рому еже­годно часть Живо­тво­ря­щего Древа Креста Гос­подня, хра­нив­ша­яся в домо­вой церкви визан­тий­ских импе­ра­то­ров, изно­си­лась в храм св. Софии, где совер­ша­лось водо­свя­тие. Затем, начи­ная с пер­вого авгу­ста, две недели эта свя­тыня носи­лась по городу, при этом слу­жили литии «для освя­ще­ния мест и отвра­ще­ния болез­ней». 14 авгу­ста Живо­тво­ря­щее Древо Креста пере­но­сили обратно в цар­ские палаты.

Рус­ское назва­ние празд­ника «про­ис­хож­де­ние» – невер­ный пере­вод гре­че­ского слова, кото­рое озна­чает тор­же­ствен­ную цере­мо­нию, крест­ный ход. Поэтому в назва­нии празд­ника оно заме­ня­ется или допол­ня­ется словом «изне­се­ние».

В Рус­ской Церкви это празд­не­ство соеди­ни­лось с вос­по­ми­на­нием о Кре­ще­нии Руси 1 авгу­ста 988 года. В «Ска­за­нии дей­ствен­ных чинов святыя собор­ныя и апо­столь­ския вели­кия церкви Успе­ния», состав­лен­ном в 1627 году по пове­ле­нию Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Фила­рета, дается такое объ­яс­не­ние празд­ника 1 авгу­ста: «А на про­ис­хож­де­ние в день Чест­ного Креста бывает ход освя­ще­ния ради вод­ного и про­све­ще­ния ради люд­ского, по всем градам и весем».

Изве­стие о дне Кре­ще­ния Руси сохра­ни­лось в хро­но­гра­фах XVI века: «Кре­стися князь вели­кий Вла­ди­мир Киев­ский и вся Русь авгу­ста 1 «. В этот празд­ник в храмах пола­га­ется вынос Креста и покло­не­ние ему. По при­ня­тому ныне в Рус­ской Церкви чину малое освя­ще­ние воды 1 авгу­ста совер­ша­ется до или после литур­гии.

Празд­не­ство Все­ми­ло­сти­вому Спасу и Пре­свя­той Бого­ро­дице, отме­ча­е­мое в этот же день, уста­нов­лено по случаю зна­ме­ний от икон Спа­си­теля, Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Чест­ного Креста во время сра­же­ний свя­того бла­го­вер­ного князя Андрея Бого­люб­ского (1157–1174) с волж­скими бол­га­рами. В 1164 году Андрей Бого­люб­ский пред­при­нял поход против поволж­ских болгар, тес­нив­ших угне­тен­ных жите­лей Ростов­ской и Суз­даль­ской земли. Уповая на помощь Царицы Небес­ной, князь взял с собой Ее чудо­твор­ную икону, кото­рая была при­не­сена им из Киева и впо­след­ствии полу­чила наиме­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. Два свя­щен­ника в обла­че­нии несли перед вой­ском святую икону и Чест­ный Крест Хри­стов. Перед сра­же­нием бла­го­че­сти­вый князь, при­об­щив­шись святых Тайн, обра­тился с горя­чей молит­вой к Бого­ро­дице: «Всяк упо­ваяй на Тя, Гос­поже, не погиб­нет, и я греш­ный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени пол­ко­водцы и воины и, при­ло­жив­шись к образу, пошли против врага.

Бол­гары были раз­биты и обра­щены в бег­ство. По пре­да­нию, в тот же день гре­че­ским импе­ра­то­ром Ману­и­лом была одер­жана победа над сара­ци­нами. Непре­лож­ным дока­за­тель­ством чудес­но­сти обеих этих побед послу­жили огром­ные огнен­ные лучи, выхо­див­шие от бывших в вой­сках икон Спа­си­теля, Божией Матери и Свя­того Креста. Эти лучи покры­вали полки бла­го­вер­ных пра­ви­те­лей Греции и России и видны были всеми сра­жав­ши­мися. В память об этих чудес­ных побе­дах, с обо­юд­ного согла­сия князя Андрея и импе­ра­тора Ману­ила и по бла­го­сло­ве­нию пред­ста­ви­те­лей высшей цер­ков­ной власти, и был уста­нов­лен празд­ник Все­ми­ло­сти­вому Спасу и Пре­свя­той Бого­ро­дице.

Пре­об­ра­же­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

6 авгу­ста празд­ну­ется Пре­об­ра­же­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот празд­ник посвя­щен вос­по­ми­на­ниям собы­тия на Фаворе.

Уче­ники Иисуса Христа узнали и испо­ве­до­вали в Нем Христа Сына Божия: «Ты – Хри­стос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ), но пол­ного откро­ве­ния Его славы ожи­дали на земле. Гос­подь, объ­явив уче­ни­кам Своим, что Ему должно много постра­дать, уме­реть и в третий день вос­крес­нуть, ибо Цар­ство Его не от мира сего, но внут­рен­нее, духов­ное и вечное, и что после­до­ва­тели Его для сохра­не­ния веры в Него и, для спа­се­ния душ своих, должны быть готовы все пре­тер­петь, и ожи­дать себе славы не на земле, но на небеси.

Чтобы явить Своим уче­ни­кам эту Небес­ную духов­ную славу, кото­рая после­дует за вре­мен­ными стра­да­ни­ями, Гос­подь в трид­цать третье лето Своей земной жизни, в послед­ний год Своей про­по­веди Еван­ге­лия, через шесть дней после беседы о Своих стра­да­ниях, смерти, вос­кре­се­нии и обя­зан­но­стях Своих после­до­ва­те­лей, пре­об­ра­зился.

Вот как это опи­сано у еван­ге­ли­стов: «По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зился пред ними: и про­си­яло лице Его, как солнце, одежды же Его сде­ла­лись белыми, как свет. И вот, яви­лись им Моисей и Илия, с Ним бесе­ду­ю­щие. При сем Петр сказал Иисусу: Гос­поди! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сде­лаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще гово­рил, се, облако свет­лое осе­нило их; и се, глас из облака гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слу­шайте. И, услы­шав, уче­ники пали на лица свои и очень испу­га­лись. Но Иисус, при­сту­пив, кос­нулся их и сказал: встаньте и не бой­тесь. Воз­ведя же очи свои, они никого не уви­дели, кроме одного Иисуса. И когда схо­дили они с горы, Иисус запре­тил им, говоря: никому не ска­зы­вайте о сем виде­нии, доколе Сын Чело­ве­че­ский не вос­крес­нет из мерт­вых. И спро­сили Его уче­ники Его: как же книж­ники гово­рят, что Илии над­ле­жит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устро­ить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а посту­пили с ним, как хотели; так и Сын Чело­ве­че­ский постра­дает от них. Тогда уче­ники поняли, что Он гово­рил им об Иоанне Кре­сти­теле» ( Мф.17:1-13 ).

«И, по про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высо­кую особо их одних, и пре­об­ра­зился перед ними. Одежды Его сде­ла­лись бли­ста­ю­щими, весьма белыми, как снег, как на земле белиль­щик не может выбе­лить. И явился им Илия с Мои­сеем; и бесе­до­вали с Иису­сом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сде­лаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что ска­зать; потому что они были в страхе. И яви­лось облако, осе­ня­ю­щее их, и из облака исшел глас, гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный; Его слу­шайте. И, вне­запно посмот­рев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ( Мк.9:2-8 ).

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помо­литься. И когда молился, вид лица Его изме­нился, и одежда Его сде­ла­лась белою, бли­ста­ю­щею. И вот, два мужа бесе­до­вали с Ним, кото­рые были Моисей и Илия; явив­шись во славе, они гово­рили об исходе Его, кото­рый Ему над­ле­жало совер­шить в Иеру­са­лиме. Петр же и бывшие с ним отяг­чены были сном; но, про­бу­див­шись, уви­дели славу Его и двух мужей, сто­яв­ших с Ним. И когда они отхо­дили от Него, сказал Петр Иисусу: Настав­ник! хорошо нам здесь быть; сде­лаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что гово­рил. Когда же он гово­рил это, яви­лось облако и осе­нило их; и устра­ши­лись, когда вошли в облако. И был из облака глас, гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, Его слу­шайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умол­чали, и никому не гово­рили в те дни о том, что видели» ( Лк.9:28-36 ).

Празд­но­ва­нием Пре­об­ра­же­нию Гос­подню Цер­ковь тор­же­ственно испо­ве­дует и про­слав­ляет соеди­не­ние Боже­ства и чело­ве­че­ства в лице Иисуса Христа. Своим Пре­об­ра­же­нием Гос­подь бла­го­во­лил предо­хра­нить Своих уче­ни­ков от уныния и возвел их к выс­шему упо­ва­нию среди бед­ствий, кото­рые должны были постиг­нуть их в мире. Святая Цер­ковь празд­но­ва­нием Пре­об­ра­же­нием Гос­подню в небес­ную славу, уго­то­ван­ную и всем нам, нрав­ственно уте­шает и нас во время зем­ного стран­ство­ва­ния, испол­нен­ного лише­ний и скор­бей, внушая, что за крат­ко­вре­мен­ными печа­лями вос­си­яет слава веч­ного бла­жен­ства, в кото­рой будет участ­во­вать и наше тело. Идущим по пути креста празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня вну­шает, что для нашего пре­об­ра­же­ния из тьмы греха в свет истины и доб­ро­де­тели, откры­ва­ю­щей двери рая, необ­хо­димы бес­при­стра­стие к пре­ле­стям мира и молитва. Ибо Гос­подь для Своего Пре­об­ра­же­ния не без при­чины взошел на высоту, уда­ляв­шую Его от нашего, доль­него мира, и, воз­несши тело Свое на гору, отсюда молит­венно и духом воз­несся на небо и пре­об­ра­зился во славу. Как при­зы­вает нас в этот день Цер­ковь – «Сия­нием доб­ро­де­те­лей про­све­щ­шеся, взыдем на гору святую, да узрим Боже­ствен­ное Гос­подне пре­об­ра­же­ние. Гору пре­вы­со­кую – сердце очи­щено от стра­стей имущий, узрим Хри­стово пре­об­ра­же­ние, про­све­ща­ю­щее ум наш».

Пре­об­ра­же­ние Гос­подне было в фев­рале, неза­долго до стра­да­ний Спа­си­теля, но Святая Цер­ковь празд­нует Пре­об­ра­же­ние в авгу­сте, потому что празд­но­ва­ние в фев­рале при­шлось бы на дни св. Четы­ре­де­сят­ницы, на дни вели­ко­пост­ные, пока­ян­ные, тогда как празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня пред­зна­ме­нует собой буду­щий век. Празд­ник Пре­об­ра­же­ния уста­нов­лен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сен­тября празд­ну­ется Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня, в кото­рое вто­рично совер­ша­ется празд­но­ва­ние и вос­по­ми­на­ние стра­стей Хри­сто­вых, а так как Пре­об­ра­же­ние было за сорок дней до рас­пя­тия Спа­си­теля, то святые отцы, отсчи­тав от празд­ника Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня сорок дней, уста­но­вили празд­но­вать Пре­об­ра­же­ние 6 (19) авгу­ста.

Празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, по важ­но­сти собы­тия, – вели­кий и дву­на­де­ся­тый.

К осо­бен­но­стям этого празд­ника отно­сится то, что в этот день освя­ща­ются гроз­дие (вино­град) и начатки плодов. В России в тех местах, где вино­град не растет, освя­ща­ются в этот день яблоки.

Этот обычай – свя­щен­ный и зна­ме­на­тель­ный. Первые плоды нового урожая при­но­сили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Мои­се­еву: «Начатки плодов земли твоей при­носи в дом Гос­пода, Бога твоего» ( Исх.23:19 ); «Когда при­дете в землю, кото­рую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то при­не­сите первый сноп жатвы вашей к свя­щен­нику» ( Лев.23:10 ); «Чти Гос­пода от имения твоего и от начат­ков всех при­быт­ков твоих» ( Притч.3:9 ).

Пра­ви­лами Апо­столь­скими и Собор­ными также опре­де­лено при­но­сить первые коло­сья, плоды и овощи для освя­ще­ния их молит­вой и бла­го­сло­ве­нием.

При­но­ше­нием и бла­го­сло­ве­нием плодов и коло­сьев Цер­ковь вну­шает, что в ней все – от чело­века до рас­те­ния – должно быть посвя­щено Богу, как соб­ствен­ность Божия и на упо­треб­ле­ние ее при­звано бла­го­сло­ве­ние Божие. Ибо «Гос­подня земля и что напол­няет ее, все­лен­ная и все живу­щее в ней» ( Пс.23:1 ).

Пере­не­се­ние из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­ного Образа Гос­пода нашего Иисуса Христа

16 авгу­ста празд­ну­ется пере­не­се­ние из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­ного Образа Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рое про­изо­шло в 944 году.

Пре­да­ние сви­де­тель­ствует, что во вре­мена про­по­веди Спа­си­теля в сирий­ском городе Едессе правил Авгарь. Он был пора­жен по всему телу про­ка­зой. Слух о вели­ких чуде­сах, тво­ри­мых Гос­по­дом, рас­про­стра­нился по Сирии ( Мф.4:24 ) и дошел до Авгаря. Не видя Спа­си­теля, Авгарь уве­ро­вал в Него как в Сына Божия и напи­сал письмо с прось­бой прийти и исце­лить его. С этим пись­мом он послал в Пале­стину своего живо­писца Ананию, пору­чив ему напи­сать изоб­ра­же­ние Боже­ствен­ного Учи­теля. Анания пришел в Иеру­са­лим и увидел Гос­пода, окру­жен­ного наро­дом. Он не мог подойти к Нему из-за боль­шого сте­че­ния людей, слу­шав­ших про­по­ведь Спа­си­теля. Тогда он стал на высо­ком камне и попы­тался издали напи­сать образ Гос­пода Иисуса Христа, но это ему никак не уда­ва­лось. Спа­си­тель Сам подо­звал его, назвал по имени и пере­дал для Авгаря крат­кое письмо, в кото­ром, убла­жив веру пра­ви­теля, обещал при­слать Своего уче­ника для исце­ле­ния от про­казы и настав­ле­ния ко спа­се­нию. Потом Гос­подь попро­сил при­не­сти воду и убрус (холст, поло­тенце). Он умыл лицо, отер его убру­сом, и на нем отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный Лик. Убрус и письмо Спа­си­теля Анания принес в Едессу. С бла­го­го­ве­нием принял Авгарь свя­тыню и полу­чил исце­ле­ние; лишь малая часть следов страш­ной болезни оста­ва­лась на его лице до при­хода обе­щан­ного Гос­по­дом уче­ника. Им был апо­стол от семи­де­сяти святой Фаддей (память 21 авгу­ста), кото­рый про­по­ве­дал Еван­ге­лие и кре­стил уве­ро­вав­шего Авгаря и всех жите­лей Едессы. Напи­сав на Неру­ко­твор­ном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не посты­дится», Авгарь укра­сил его и уста­но­вил в нише над город­скими воро­тами.

Много лет жители хра­нили бла­го­че­сти­вый обычай покло­няться Неру­ко­твор­ному Образу, когда про­хо­дили через ворота. Но один из пра­вну­ков Авгаря, пра­вив­ший Едес­сой, впал в идо­ло­по­клон­ство. Он решил снять Образ с город­ской стены. Гос­подь пове­лел в виде­нии Едес­скому епи­скопу скрыть Его изоб­ра­же­ние. Епи­скоп, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лам­паду и зало­жил гли­ня­ной доской и кир­пи­чами. Прошло много лет, и жители забыли о свя­тыне.

Но вот, когда в 545 году пер­сид­ский царь Хозрой I осадил Едессу и поло­же­ние города каза­лось без­на­деж­ным, епи­скопу Евла­вию яви­лась Пре­свя­тая Бого­ро­дица и пове­лела достать из заму­ро­ван­ной ниши Образ, кото­рый спасет город от непри­я­теля. Разо­брав нишу, епи­скоп обрел Неру­ко­твор­ный Образ: перед ним горела лам­пада, а на гли­ня­ной доске, закры­вав­шей нишу, было подоб­ное же изоб­ра­же­ние. После совер­ше­ния крест­ного хода с Неру­ко­твор­ным Обра­зом по стенам города пер­сид­ское войско отсту­пило.

В 630 году Едес­сой овла­дели арабы, но они не пре­пят­ство­вали покло­не­нию Неру­ко­твор­ному Образу, слава о кото­ром рас­про­стра­ни­лась по всему Востоку. В 944 году импе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912–959) поже­лал пере­не­сти Образ в тогдаш­нюю сто­лицу Пра­во­сла­вия и выку­пил его у эмира – пра­ви­теля города.

С вели­кими поче­стями Неру­ко­твор­ный Образ Спа­си­теля и то письмо, кото­рое Он напи­сал Авгарю, были пере­не­сены духо­вен­ством в Кон­стан­ти­но­поль. 16 авгу­ста Образ Спа­си­теля был постав­лен в Фарос­ской церкви Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

У тех, кто видел этот Неру­ко­тво­рен­ный Образ Гос­по­день, он невольно вызы­вал бла­го­го­ве­ние.

В иконе пора­жали глаза Спа­си­теля – живые, бле­стя­щие, они про­ни­зы­вали каж­дого, при­бли­жа­ю­ще­гося к Образу. Каза­лось, глаза Спа­си­теля испус­кают свет­лые лучи. Где бы ни стоял смот­рев­ший, созда­ва­лось ощу­ще­ние, что Спа­си­тель смот­рит именно на него каким-то особо при­ят­ным и нежным взгля­дом.

Этот Образ имел что-то сверхъ­есте­ствен­ное. Многие худож­ники и ико­но­писцы, видев­шие этот Образ, сви­де­тель­ство­вали, что ника­ким мастер­ством нельзя было достиг­нуть такого эффекта, что на земле нет красок, кото­рые могут пере­дать цвет Свя­того Образа.

О после­ду­ю­щей судьбе Неру­ко­твор­ного Образа суще­ствует несколько пре­да­ний. По одному – его похи­тили кре­сто­носцы во вре­мена их вла­ды­че­ства в Кон­стан­ти­но­поле (1204–1261), но корабль, на кото­рый была взята свя­тыня, пото­нул в Мра­мор­ном море.

По другим пре­да­ниям, Неру­ко­твор­ный Образ был пере­дан около 1362 года в Геную, где хра­нится в мона­стыре в честь апо­стола Вар­фо­ло­мея.

Известно, что Неру­ко­твор­ный Образ неод­но­кратно давал с себя точные отпе­чатки. Один из них, так назы­ва­е­мый «на кера­мии», отпе­ча­тался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпе­ча­тав­шись на плаще, попал в Грузию.

Воз­можно, что раз­ность пре­да­ний о пер­во­на­чаль­ном Неру­ко­твор­ном Образе осно­вы­ва­ется на суще­ство­ва­нии несколь­ких точных отпе­чат­ков.

Во вре­мена ико­но­бор­че­ской ереси защит­ники ико­но­по­чи­та­ния, про­ли­вая кровь за святые иконы, пели тро­парь Неру­ко­твор­ному Образу. В дока­за­тель­ство истин­но­сти ико­но­по­чи­та­ния папа Гри­го­рий II (715–731) при­слал письмо к восточ­ному импе­ра­тору, в кото­ром ука­зы­вал на исце­ле­ние царя Авгаря и пре­бы­ва­ние Неру­ко­твор­ного Образа в Едессе как на обще­из­вест­ный факт.

Неру­ко­твор­ный Образ поме­щался на зна­ме­нах рус­ских войск, ограж­дая их от врагов.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви есть бла­го­че­сти­вый обычай при входе веру­ю­щего в храм читать вместе с дру­гими молит­вами тро­парь Неру­ко­твор­ному Образу Спа­си­теля.

Особое почи­та­ние этого празд­ника в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви выра­зи­лось и в ико­но­пи­са­нии; икона Неру­ко­твор­ного Образа одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных.

Как при­учить себя к посту

Как нам при­учить себя к посту? Для этого, прежде всего, тре­бу­ется посте­пен­ность при­уче­ния.

Неко­то­рые необ­ду­манно и поспешно берутся за подвиги поста и начи­нают без­мерно поститься. Тако­вых пост не прочен, не поле­зен, а скорее вреден: они или рас­стра­и­вают свое здо­ро­вье, или от голода дела­ются нетер­пе­ливы и раз­дра­жи­тельны, – без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро дела­ется для них невы­но­си­мым, и они бро­сают его.

Чтобы наше рас­по­ло­же­ние к посту сде­лать проч­ным, нужно при­учать себя к посту не спеша, вни­ма­тельно, не разом, а посте­пенно – мало-помалу.

Каждый сам должен опре­де­лить – сколько ему тре­бу­ется в сутки пищи и пития; потом поне­многу надо умень­шать коли­че­ство упо­треб­ля­е­мой пищи и дове­сти его до того, что больше уже нельзя сокра­щать свое пита­ние, чтобы не под­верг­нуться ослаб­ле­нию, изну­ре­нию, – неспо­соб­но­сти к делу. Тут глав­ное пра­вило, данное Самим Гос­по­дом: да не отяг­чают сердца ваша объ­яде­нием и пиан­ством.

Как питаться и про­во­дить дни Успен­ского поста

Во время поста Цер­ковь пред­пи­сы­вает уме­рен­ное упо­треб­ле­ние пищи и пития, и притом пищи не ско­ром­ной, а пост­ной. В Цер­ков­ном Уставе ясно изоб­ра­жено и время упо­треб­ле­ния и каче­ства пост­ной пищи. Все строго рас­счи­тано с той целью, чтобы осла­бить в нас страст­ные дви­же­ния плоти, воз­буж­да­е­мые обиль­ным и слад­ким пита­нием тела; но так, чтобы не совсем рас­сла­бить нашу телес­ную при­роду, а – напро­тив – сде­лать ее легкой, креп­кой и спо­соб­ной под­чи­няться дви­же­ниям духа и бод­ренно выпол­нять его тре­бо­ва­ния.

Пост есть необ­хо­ди­мое сред­ство для успеха в жизни духов­ной и для полу­че­ния спа­се­ния, ибо пост, отни­мая у плоти излиш­нюю пищу и излиш­нее питие, ослаб­ляет силу чув­ствен­ных вле­че­ний. Отсюда видно, что и польза поста мно­го­раз­лична:

а) пост скоро и ясно пока­зы­вает чело­веку, что для его жизни нужно немно­гое, и здо­ро­вье его зави­сит не от изыс­кан­ной, но от про­стой пищи и пития;
б) пост очень скоро обна­ру­жи­вает гос­под­ству­ю­щие в чело­веке стра­сти и пороки, к кото­рым он при­ле­пился серд­цем, и что плоть его больше всего любит;
в) пост делает нас спо­соб­ными к молитве и раз­мыш­ле­нию о Боге и Боже­ствен­ном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст.

Вообще пост есть силь­ное сред­ство при­го­тов­ле­ния ко всем вели­ким и спа­си­тель­ным делам. Это глу­боко чув­ство­вали все бла­го­ра­зум­ные и бого­лю­би­вые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго пости­лись сами и еди­но­душно сове­то­вали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего сле­дует воз­дер­жи­ваться во время постов – «все бла­го­че­стиво постя­щи­еся строго должны соблю­дать уставы о каче­стве пищи, то есть воз­дер­жи­ваться в посте от неко­то­рых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от сквер­ных (да не будет сего), а как от непри­лич­ных посту и запре­щен­ных Цер­ко­вью. Брашна, от кото­рых должно воз­дер­жи­ваться в посты: мясо, сыр, коро­вье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по раз­ли­чию святых постов».

Успен­ский пост не так строг, как Вели­кий, но более строг, чем Петров и Рож­де­ствен­ский посты.

В поне­дель­ник, среду и пят­ницу Успен­ского поста мона­стыр­ский устав Церкви пред­пи­сы­вает питаться сухо­яде­нием, то есть соблю­дать самый стро­гий пост, без отва­ри­ва­ния пищи; во втор­ник и чет­верг – «сва­ре­нием пищи, но без елея», то есть без масла; по суб­бот­ним и вос­крес­ным дням раз­ре­ша­ется вино и елей.

В празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­подня по цер­ков­ному Уставу раз­ре­ша­ется на тра­пезе рыба. С этого дня по поне­дель­ни­кам, средам и пят­ни­цам в пита­ние обя­за­тельно вхо­дили плоды нового урожая.

Пост духов­ный тесно соеди­ня­ется с постом телес­ным, напо­до­бие того, как душа наша соеди­ня­ется с телом, про­ни­кает его, ожив­ляет и состав­ляет с ним одно целое, как душа и тело состав­ляют одного живого чело­века. И потому, постясь телесно, в то же время необ­хо­димо нам поститься и духовно: «Постя­щеся, братие, телесне, постимся и духовне, раз­ре­шим всяк союз неправды», – запо­ве­дует Святая Цер­ковь.

В посте телес­ном на первом плане – воз­дер­жа­ние от обиль­ной, вкус­ной и слад­кой пищи; в посте духов­ном – воз­дер­жа­ние от страст­ных гре­хов­ных дви­же­ний, услаж­да­ю­щих наши чув­ствен­ные наклон­но­сти и пороки. Там – остав­ле­ние пищи ско­ром­ной – более пита­тель­ной и упо­треб­ле­ние пищи пост­ной – менее пита­тель­ной; здесь – остав­ле­ние люби­мых грехов и пре­гре­ше­ний и упраж­не­ние в про­ти­во­по­лож­ных им доб­ро­де­те­лях.

Сущ­ность поста выра­жена в сле­ду­ю­щей цер­ков­ной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от стра­стей не очи­ща­ясь, – напрасно уте­ша­емся неяде­нием: ибо – если пост не при­не­сет тебе исправ­ле­ния, то воз­не­на­ви­дена будет от Бога, как фаль­ши­вая, и упо­до­бится злым демо­нам, нико­гда не ядущим».

И Вели­кий, и Успен­ский посты осо­бенно строги к раз­вле­че­ниям – в импе­ра­тор­ской России даже граж­дан­ские законы запре­щали во время Вели­кого и Успен­ского постов пуб­лич­ные мас­ка­рады, зре­лища, спек­такли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *