Уникальный работник что значит
8 признаков уникальных сотрудников с учетом рабочего времени
Любая компания, не зависимо от рода деятельности, хочет нанимать профессионалов. Всем нужны трудолюбивые и инициативные работники, обладающие навыками в своей профессиональной сфере.
Для выявления потенциала соискателей проводятся различные тесты и собеседования, по результатам которых кандидатов принимают на работу. Однако есть навыки сотрудников, которые невозможно разглядеть на собеседовании, но которые, без преувеличения, можно назвать уникальными. Такие особенные подчиненные раскрывают свой потенциал непосредственно в процессе работы, поэтому очень важно отслеживать эффективность персонала для выявления уникальных кадров.
Учет рабочего времени при помощи программы Yaware.TimeTracker позволит организовать мониторинг работы подчиненных, а также повысить их эффективность в несколько раз.
На какие признаки следует обратить внимание для выявления уникальных сотрудников?
1.Навык мыслить нелинейно
Умение сотрудника оперативно адаптироваться к изменениям и выполнять все, что необходимо для спасения ситуации, вне зависимости от его должности – это очень важно.
Когда работа над проектом заказчика под угрозой срыва, уникальные сотрудники бросаются в омут с головой и решают проблемы не зависимо от того, в их это компетенции или нет.
2. Они нестандартные
Уникальные сотрудники часто могут отличаться от обычных людей: могут быть немного несдержанными, иногда грубоватыми. В некотором смысле, они, можно сказать, странноваты. Но именно такие люди могут внести свежую струю в проект, сделать работу более интересной и увлекательной.
Люди, которые не боятся менять привычные рамки и бросить вызов обыденности, часто предлагают отличные идеи.
3. Легко справляются со своей исключительностью
Необычные сотрудники могут вести себя странно и нестандартно, но все это до той поры, когда нужно действительно поработать. Когда страсти накаляются и ситуация начинает выходить из под контроля, уникальные сотрудники моментально вписываются в любую команду и начинают спасать ситуацию.
Эти люди прекрасно знают, когда быть серьезными, а когда можно подурачиться.
4. Они всегда хвалят коллег на публике
Словесное поощрение от босса звучит хорошо. Но признание хорошей работы от коллеги – это тоже отличный стимул, тем более, когда слова напарника имеют вес.
Уникальные сотрудники всегда признают вклад других участников проекта, особенно в ситуациях, когда к их словам прислушиваются.
5. Но они не всегда согласны с вами наедине
Часто такие подчиненные приходят решать щепетильные вопросы относительно работы наедине, зная, что публичные обсуждения могут вызвать бурю эмоций.
И, да, они часто бывают не согласны с мнением большинства!
6. Они всегда полны вопросов и идей
Большинство рядовых подчиненных не решаются вступать в обсуждения на встречах, но только не уникальные сотрудники! Они говорят тогда, когда другие молчат. Они не стесняются говорить об актуальных проблемах и важных вопросах на встречах, совещаниях, конференциях.
7. Они любят доказывать другим людям, что они не правы
«В споре рождается истина», — говорится в известной поговорке. Но эта поговорка не про уникальных сотрудников. Они спорят не для установления истины, а для доказательства своей правоты.
8. Они постоянно совершенствуются и совершенствуют
Уникальные сотрудники редко удовлетворены текущим положением дел на рабочем месте, они жаждут изменений и совершенствований. В этом им может помочь учет рабочего времени с помощью Yaware.TimeTracker. Узнать, что делают подчиненные на рабочих местах и оптимизировать их деятельность, это именно то, чего хотят уникальные сотрудники, чтобы сформировать вокруг себя эффективную команду.
Уникальные специалисты, востребованные нынче работодателями
Современная инфраструктура рынка труда предоставляет потенциальным работником широчайший спектр профессий, в которых может реализоваться абсолютно каждый желающий. О массовых профессиях — юриста, бухгалтера или программиста — знает практически каждый. А вот кто такие актуарий или монитор, сходу ответить непросто. Мы решили выяснить, какие малоизвестные спецы востребованы нынче работодателями и сколько им платят за их уникальность.
Днем с огнем не сыщешь
В Украине, как и во всем мире, наблюдается дефицит хороших кадров. Из-за высокой смертности, низкой рождаемости, одни словом, демографического кризиса все меньше квалифицированных специалистов.
Обладатели редких профессий и специальностей — это достояние любой компании, однако следует учитывать, что это и их «головная боль». К примеру, такие представители, зная свою уникальность и ценность, могут «шантажировать» и требовать увеличения зарплаты, а их увольнение может привести к затруднениям, так как бывает, что деятельность компании «завязана» на таких кадрах.
Многие рекрутинговые агенства, как компромисс, предлагают своим заказчикам ловить двух зайцев, чтоб заполнить вакансию качественно. Например, если требуется геодезист со знанием шведского языка, то они советуют нанимать геодезиста и в пару к нему переводчика. Однако не для всех случаев подходит такое решение, ведь зарплата всего одна.
Весьма сложно найти в Украине таких специалистов, как: технолог на производство пеллет (древесные гранулы и топливные брикеты из пиломатериалов), байер (аналитик поставок и продаж).
Помимо этого, непросто, отыскать квалифицированных суперинтендантов — специалистов для наблюдения и контроля ремонта судов, геодезистов, вагранщиков (работников литейного производства, обслуживающих небольшие металлургические и доменные печи).
Сложности в Украине и с поиском редких филологов — переводчики с арабского, китайского, хинди зачастую не соответствуют критериям работодателя.
Наиболее распространенными вакансиями среди запрашиваемых редких профессий эксперты называют коллекторов, специалистов по стандартизации и сомелье.
Новшества трудового рынка
Помимо востребованных известных специалистов, рынок труда растет в направлении новых специалистов. Сегодня все чаще требуются узкоспециализированные управленческие кадры. И для этого многим менеджерам приходится переучиваться, повышать квалификацию. Только вот проблема в том, что украинская система образования подготовки таких кадров, как специалисты по связям с государством или по корпоративной ответственности — не готовит. Выпускают общих госслужащих, пиарщиков, но конкретной квалификации таким специалистам не дают.
Так, среди узкопрофильных менеджеров чаще всего ищут специалистов по технической защите информации, специалистов по CSR (Corporate Social Responsibility), менеджеров по GR (Government Relations), специалист CRA (Clinical Research Associate) и прочих.
В последнее время на рынке труда все чаще встречаются вакансии подобного характера. И это объясняется тем, что каждая компания хочет быть социально ответственной: не дискриминировать по половым признакам, расовым, национальным и т. д. Это выгодно компаниям. Но специалистов очень мало. В мире корпоративная социальная ответственность развита очень, в Украине — только начинает развиваться.
Необходимость появления должности менеджера по связям с государством вызвана тем, что во многих крупных компаниях есть необходимость в лоббировании интересов. К примеру, какой-нибудь организации нужно «внедрить» свой закон в Верховную Раду. Для этого у нее есть специальный человек, занимающийся этим вопросом. Или, как вариант, утвердить лицензию на какой-нибудь товар. На самом деле, связи с государственными органами — серьезное дело, и специалистов в Украине практически нет.
Что касается специалистов по клиническим исследованиям, то, по оценкам специалистов-исследователей, такие кадры вынуждены обучаться самостоятельно. В нашей стране их не готовит ни один вуз, поэтому все необходимые навыки и знания им приходится приобретать уже после получения высшего образования.
Работодатели вынуждены перекупать опытных спецов или переманивать их из смежных сфер: медицины или фармацевтики. Причем от соискателя еще требуется знание английского на высоком уровне, что порой снижает для работодателя важность качественной профильной подготовки. Нынешняя ситуация на рынке заставляет работодателей брать вчерашних выпускников со знанием английского и обучать их проведению мониторинга клинических исследований.
Специалисты данной профессии проводят клинические исследования на людях. Ведь это очень важно и необходимо для любой страны, в которой проводятся научные исследования. Прежде, чем какому-то препарату выйти на рынок, его нужно протестировать на людях. В ином случае, он просто не будет утвержден. Вот специалисты по клиническим исследованиям и проводят над человеческим организмом определенные проверки.
Добровольцы в обязательном порядке подписывают соглашение о том, что знают, на что идут и какому риску могут подвергнуться. К сожалению, украинцы ради денег часто выступают в качестве подопытных.
А об этом даже не слыхали
О таких профессиях, как кавист (гурман и продавец-консультант по винам, обязанности и задачи которого индивидуальный подход в подборе вина для клиента и конкретного блюда под него), фумилье (продавец-консультант и специалист по сигарам и спиртным напиткам, в обязанности которого входит подбор для клиента сочетание сигары и спиртного напитка, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого клиента), вообще, мало кто из нас слышал.
Отвечая на вопрос о том, какие еще малоизвестные профессии существуют в нашей стране, эксперты называли футурологов — предсказателей будущего. Речь идет не о колдунах, магах, гадалках, а о настоящих специалистах, блестяще ориентирующихся в сфере бизнеса. В любом бизнесе присутствует риск. Дабы руководитель, так сказать, не слишком облажался, он нанимает футуролога, который, в свою очередь, делает прогнозы по ведению бизнеса, анализирует ситуацию и предсказывает будущие тенденции.
Должность футуролога формулируется скорее как риск-менеджер или руководитель по рискам. Причем крупные компании в разгар кризиса решили отказаться от услуг подобных специалистов в силу их некомпетентности, а также, не в последнюю очередь, из-за высоких окладов. Цена вопроса — от 10 000 гривен. Профессия футуролога довольно сложная, требующая наличие аналитического склада ума. Но в нашей стране не так много компаний, которые бы не пожадничали и наняли такого специалиста. Хотя многие организации предлагают зарплату, как обычным менеджерам — 3000–4000 гривен.
Также среди редких профессией является должность ти-тестера. Иными словами, сегодня в Украине ищут чайных гениев — специалистов по определению качеств чая. С одним из таких специалистов нам удалось пообщаться. Евгений работал в чайной компании менеджером по продажам более 2-х лет. В итоге стал здорово разбираться в данном виде продукции и со временем перешел на появившуюся вакансию ти-тестера.
«Пить чай я любил всегда. А здесь, видимо, обострилось обоняние, вкусовые рецепторы стали более чувствительными. Вот стал дегустатором, что ли, чайных новшеств. Сегодня я без труда определяю заложенные в рецептуру каждого напитка ингредиенты, ну, если они, конечно, натуральные. При этом многим в свои 29 лет приходится жертвовать — ни капли алкоголя, ни химической пищи. В общем, веду здоровый образ жизни», — рассказал Евгений.
Отвечая на вопрос о том, не жалеет ли он о своем выборе, парень смутился, но ответил отрицательно. «Нет, наверное. Это позволяет мне жить достойно, многое себе позволять, зарплата хорошая. Ну, где-то не допил, не догулял, ничего. Здоровее буду», — иронично отметил ти-тестер.
Сегодня в Украине появился новый вид профессиональной деятельности под названием лайф-коучинг. Задача этого малоизвестного для Украины рода занятий состоит в том, чтобы помочь человеку реализовать себя в какой-то важной для него сфере с применением тех скрытых ресурсов и потенциала, которые ранее им не использовались.
В лайф-коучинге важно обращение ко всей жизни клиента в целом для того, чтобы поддержать баланс и гармоничное сочетание разных жизненных сфер. То бишь, специалист, который помогает человеку раскрыть его потенциал с помощью определенных техник — своего рода психолог. Эта профессия со стороны работодателей оценивается по-разному: от 4000 грн. до 15 000 грн. Лайф-коучинг, к сожалению, не очень развит в Украине, в стране с большим ассортиментом скучной и рутинной работы. Но лайф-коучинг очень полезное явление, необходимое многим людям, которые запутались и в сами себе, и в своих желаниях. Остается надеяться, что в дальнейшем он будет развиваться и иметь спрос.
Мы попытались найти такого «помощника реализовать себя», но, как оказалось, даже консультация у таких спецов стоит приличных денег. А узнав, что об этом хотят писать СМИ, нам вообще отказали во встрече. Кто знает, может мы нарвались на шарлатанов.
Совсем малоизвестными также являются шоперы, постижеры. Относительно первых отмечу, что представители этой гламурной профессии должны быть разносторонне развиты — начиная с эрудированности в сфере моды и заканчивая секретами мерчендайзинга.
К примеру, зная все нюансы оформления и декорирования зон торговли, можно поднять прибыль магазина и увеличить клиентопоток. Рекрутеры отмечают, что, нечасто шоперы в нашей стране получают достойную оплату труда. Как правило, эта сумма еле дотягивает до 4000 грн. Но если какая-нибудь жена олигарха закажет себе персонального шопинг-консультанта, то з/п может быть вдвое, а то и втрое выше.
О постижерах (мастерах по производству париков и усов) надо сказать следующее. Если на ком-то в толпе вам удалось разглядеть парик‚ имейте в виду — это дешевый продукт машинного производства‚ потому что распознать работу профи на глаз невозможно. Один из представителей этой профессии рассказал о тонкостях своей профессии. В свое время Анна, так зовут эту женщину, была театральным реквизитором, работала в театре. Но, по ее словам, убогие фабричные парики смотрятся только со сцены. «К по-настоящему изящным вещам нужно приложить не только руку, но и сердце», — любит говорить женщина.
На один небольшой парик у Анны уходило около двух месяцев кропотливого труда, но это стоило того. Она всегда знала для кого творит, и что это человеку будет действительно нужно. Секретами мастерства Анна не делится, да и не любит говорить о процессе работы, как и всякий творческий человек. При этом прибавка от постижерства к зарплате служителя Мельпомены позволяла Анне жить более чем достойно.
Ниже представлен список наиболее редких профессий и средний уровень зарплат таких специалистов.
А в завершение хотелось бы процитировать слова Джани Родари: «У каждого дела запах особый… Только безделье не пахнет никак». Рынок труда трансформируется, приспосабливаясь к экономическим условиям. И, думается, все происходящее только на пользу.
Мария Бровинская
По материалам
Уникальный специалист или сотрудник массовой профессии: что лучше
Выбор места работы. Где работать? А если я хороший специалист, скажем, в области IT, то где лучше работать? Среди таких же программистов и сисадминов на крупной фирме, выполняющей программные разработки? Стать одним из многих – сотрудником массовой профессии?
Или, скажем, на заводе по производству пищевой продукции? Быть одним из немногих айтишников или вообще оказаться уникальным единственным IT-специалистом на всю фабрику?
Попробуем разобраться с этой непростой и неоднозначной проблемой профессионального выбора.
Сотрудник массовой профессии или Свой среди своих
Представим себе, что в некоей отрасли, скажем, в IT, в компьютерных технологиях, есть сто (миллионов) рублей. Хотите, миллиардов, а не миллионов, хотите не рублей, а долларов. Это не суть. Положим, есть «сто» чего-то там, пусть будет миллионов рублей.
И теперь представим себе еще и то, что в этой отрасли трудятся сто (миллионов) сотрудников, квалифицированных IT-шников, разработчиков программного обеспечения, компьютеров и много другого, без чего отрасль не существует.
Все эти квалифицированные IT-шники трудятся, что называется, в поте лица, не покладая рук. Постоянно развиваются, изучают новые методы и подходы. Ездят на конференции, занимаются научными разработками. Зачем? Чтобы быть в тренде, чтобы успевать за конкурентами, чтобы находиться «в теме», создавать нужные и востребованные продукты.
Но как бы эти квалифицированные сотрудники не старались, в описанных выше условиях все равно на каждого IT-шника будет приходиться не более 1-го рубля (доллара). В среднем, конечно. Почему? Потому что если сто (миллионов) рублей поделить на сто (миллионов)IT-шников, то получится ровно один рубль (даже не миллион рублей, а всего лишь один единственный рубль).
А вот теперь представим похожую ситуацию. Пусть теперь у нас будет отрасль неких «глюкальщиков», производящая какие-то там «глюкала». Совсем неважно, что мы не представляем себе, что это такое. Просто пусть будет такая отрасль. И пусть в ней также «крутятся» сто (миллионов) рублей (долларов). А сто (миллионов) глюкальщиков в поте лица производят те самые глюкала.
Согласитесь, что и в этом случае на каждого глюкальщика в среднем будет приходиться по одному рублю, как ни крути. Конечно, кто-то из них, кто более производительный и квалифицированный сможет заработать больше денег, чем другие. Но в среднем – это один рубль или доллар на одного работника (специалиста)! Не слишком много…
Уникальный специалист или Чужой среди своих
И вот теперь подходим к самому главному. Допустим, среди ста (миллионов) глюкальщиков случайно или не случайно (это неважно) «затесался» один единственный IT-шник. Может такое случиться? А почему бы и нет. Представим себе, что это произошло.
Наш IT-шник, программист, электронщик, единственный среди множества глюкальщиков, тоже следит за своей квалификацией, за новинками науки и техники, владеет современными методами автоматизации. В результате он предлагает для отрасли глюкальщиков автоматизацию выпуска глюкал.
Ведь не секрет, что автоматизация процессов производства, продаж, транспортировки, учета и прочего значительно улучшает положение отдельных предприятий и отрасли. Не так ли?
Как нам расплатиться с таким полезным для нашей отрасли IT-шником, если у нас в отрасли глюкальщиков по-прежнему на сто (миллионов) рублей или долларов приходится сто (миллионов) глюкальщиков? Например, так: заберем у каждого глюкальщика по одной копейке в пользу нашего единственного IT-шника.
У глюкальщиков отрасли останется по 99 копеек на одного специалиста, они немного обеднеют. А вот IT-шник получит сто (миллионов) копеек или центов. Неплохо, правда же, в сравнении со стоимостью IT-шников из IT-отрасли – там всего лишь один рубль мы насчитали в нашем примере.
То есть в «родной» IT-отрасли наш IT-шник заработал бы только один рубль (доллар). А находясь в среде неспециалистов в области IT, успешно работая на благо производства глюкал, наш IT-шник стал вдруг дорогим. Почему такое произошло.
Конечно, приведенные примеры лишь гипотетические, из серии «предположим, что дело обстоит так-то и так-то». Но доля правды в приведенных рассуждениях есть. В «родной» отрасли, порой, сложно много заработать: врачам, учителям, программистам, конструкторам, водителям, да и всем остальным сотрудникам «массовых профессий».
А вот в «не родной» отрасли каждый такой «не родной» специалист может быть очень даже востребованным и уникальным с соответствующим вознаграждением, разумеется, за успешную работу.
Свой среди чужих или Выбор стратегии
Однако нельзя слишком буквально понимать приведенные выше примеры. Здесь дело не в том, родная или не родная отрасль. И дело даже не в выборе профессии и не в ее применении среди конкурентов из массового сегмента или среди не специалистов, когда конкуренция отсутствует.
Здесь всё дело в стратегиях. Дело в том, что «хороших» стратегий для отраслей, для организаций и даже для отдельных людей может быть только две: лидерство в издержках и фокусировка. Правда, бывает еще и промежуточный вариант, сочетание лидерства в издержках и фокусировки, но это исключение лишь подтверждает правило 2-х успешных стратегий.
Так вот. Если речь идет о массовом сегменте, например, много IT-шников в IT-отрасти, или много глюкальщиков в отрасли глюкальщиков, то тут работает стратегия лидерства в издержках. Побеждает дешевейший, кто показал минимум затрат при максимуме доходов. Конкуренция сложная, тяжелая, на износ, на выживание, если хотите. Мало денег: врачи, учителя, программисты, продавцы, таксисты, водители грузовиков, курьеры, охранники и прочие, когда их много.
Если же речь идет не о массовом сегменте, например, один IT-шник в отрасли глюкальщиков, или наоборот, один глюкальщик(точнее, не абстрактный глюкальщик, а, предположим, высококвалифицированный успешный результативный продавец) в отрасли IT-шников, то здесь работает стратегия фокусировки.
Уникальный специалист делает уникальные для отрасли вещи. Аналогов нет, конкурировать не с кем, пока не появятся конкуренты. Есть время «собирать деньги», пока нет нужды лидировать в издержках. Вот тут-то и возникают деньги, которых много, намного больше, чем в сильно конкурентных отраслях.
Получается, что хорошо быть уникальным специалистом в смежной отрасли, где тебе нет конкурентов? Да, где-то так. Правда, работать в массовой профессии проще. Для «массовиков», как правило, разработаны методики, схемы, правила. Есть помощь, консультации, взаимопомощь, поддержка, обеспечение.
Вся отрасль работает на массовые профессии, а массовые профессии – на отрасль.
А вот уникальных специалистов обычно не понимают и не поддерживают. «Подумаешь, какой-то там IT-шник!» — воскликнет глюкальщик. И он ведь прав, поскольку, ну какой из IT-шника глюкальщик? Он даже не знает, что такое «глюкало». Вот вы, например, знаете, что это такое? Вот, то-то и оно!
Уникальному специалисту приходится «крутиться» самостоятельно. Ему не помогают в росте квалификации – все нужно делать самому, порой за собственные деньги и в личное время. Ему не помогают с обеспечением (компьютеры, серверы, сети, программное обеспечение и прочее) – нужно как-то это «добывать», «выбивать», «доказывать».
Одно дело договориться в глюкательной отрасли о выделении денег на покупку новой оснастки для изготовления очередной партии глюкал. И совсем друге дело «выбить» новый компьютерный сервер взамен старенького, работающего уже на пределе своих возможностей.
Но в целом, в смежной «неродной» отрасли денег на «не родное» обеспечение все-таки больше. Поскольку эти деньги выделяются по принципу «отобрать у родной отрасли по одной копеечке с каждого». В сумме получаются относительно неплохие деньги, неплохая поддержка. Даже в сравнении с «родной» отраслью уникального специалиста – там бы он получил, возможно, меньше.
Уникальный специалист в «не родной»отрасли! Развивайся, как можешь!
Работай изо всех сил на благо отрасли, в которой ты находишься, которая тебя «приютила». Но при этом обязательно регулярно выдавай конечный результат!
Что значит уникальный работник
Разберемся с ключевым понятием: УНИКАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
Кто это? Каковы его характеристики? Что происходит в жизни человека по мере становления УС?
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ УНИКАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Уникальный специалист – явление уникальное, единичное, штучное. Невозможно поставить «на конвейер» подготовку Уникальных Специалистов. Тем не менее, можно выделить наиболее явные тенденции, которые можно учитывать в системе обучения и самообразования.
ИНСТИТУТ УНИКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Именно этим и занимается Институт Уникальных Специалистов (ИУС)
Несмотря на название «Институт» это как раз внеинституциональная (!) форма подготовки и переподготовки Уникальных Специалистов и, далее, формирование из УС творческих коллективов и постановка масштабных задач и поиск ресурсов для их решения.
Специалист, мотивированный присоединиться к ИУС, может выбрать полный спектр обучающих и со-творческих программ ИУС, а может выбрать отдельные программы, позволяющие развивать и совершенствовать отдельные качества, навыки, дисциплины, методологию и т.п. Маршрут каждого индивидуален и уникален.
Список из более чем 30 учебных программ будет опубликован в ближайшие дни, создается группа, сайт, подборка статей, видео и т.п. Ближайшая учебная программа будет посвящена теме осознания жизненной Сверх-задачи и способов ее реализации, формирования творческих и рабочих состояний и событий.
В процессе бесед и исследований на тему «Магия в профессии и творчестве», стали проявляться контуры такого феномена, как Уникальный Специалист. Приведу их ниже:
Далее я приведу некоторые, по моему мнению, основные этапы реализации Профессионализма и Мастерства, общие для самых разных видов деятельности, а также намечу стратегии, которые могут способствовать прохождению этих этапов.
Этапы формирования профессионализма и мастерства.
1. Формирование человеком, который хочет стать профессионалом, у себя мотивации на постоянное развитие своих личностных, профессиональных качеств и на самопознание.
— отрицательная (работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость);
— пассивная (позиция конформиста- »я как все»)
— средняя (некоторая заинтересованность своей работой, периодическое новаторство, иногда- обучение, курсы, литература:);
— повышенная (увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм);
— высокая (человек »живет» этой информацией; вдохновение, видение смысла своей жизни через свою деятельность).
Сложности в формировании мотивации:
Для того, чтобы перейти с отрицательного, пассивного или среднего уровней мотивации (столь распространения в современном мире) к повышенному и высокому уровню (находясь на которых только и возможно начать двигаться к реализации мастерства), необходима серьезная работа, сложенная многими обстоятельствами. Так, многие люди могут быть несчастны, могут работать плохо, сами же страдать от этого но не осознавать этот факт и даже отрицать его, прикрываясь рационализациями, типа »у меня все нормально».
Осознать этот факт своего профессионализма, страданий и несчастий (т.е. непрофессионализма в жизни) чрезвычайно сложно, потому что тогда придется жить с мучительным знанием о своей личностной и профессиональной неадекватности. Есть люди, которые все-таки осознают, что они не профессиональны и неадекватны, но считают, что так и должно быть, что »такова судьба» и т.д. Сделать шаг к осознанию, это не так, тоже сложно, так как тогда им приходится признать, что они не такие, какими могли бы быть. Есть и такие, которые осознают, что они не профессиональны и несчастны, понимают, что так не должно быть, но не видят никакой альтернативы. Прозреть альтернативу им тоже очень сложно, так как тогда придется столкнуться с фактом, что у них не хватает сил, чтобы двигаться к этой альтернативе. Есть и такие, которые хотят видеть альтернативу, но склонны считать, что у них нет сил, чтобы достичь ее, так как признав, что силы все-таки есть, уже нельзя будет дать себе послабление и придется выкладываться и работать; другие верят в свои силы, хотят меняться и расти, но не знают как это делать:
Иными словами, формированию высокой мотивации на личностный и профессиональный рост препятствует множество иррациональных страхов, внутренних противоречий, нехватка энергопотенциала, а зачастую элементарная лень:
Методы формирования мотивации:
2. Формирование специалистом у себя » Рабочего состояния » (состояния »предельного включения», оптимальной »настройки восприятия»).
Уровни рабочего состояния:
— отрицательное (погруженность в свои проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость);
— пассивное (жесткость и стереотипность реакций, неустойчивое внимание, периодические отвлечения на свои проблемы, не очень устойчивое эмоциональное состояние);
— среднее (способность к сосредоточению на работе, переключению от своих личных проблем, мыслей, эмоций);
— повышенное (высокая работоспособность, эмоциональная саморегуляция, хороший уровень внимания, адекватное реагирование на ситуацию);
— высокое (»стирание» своих личностных особенностей, неограниченное владение вниманием и его масштабами. Принятие ситуаций такими, как они есть ( и не только ментально), утонченное восприятие наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе работы);
Сложности в формировании рабочего состояния:
— наличие у специалиста ряда нерешенных личных проблем;
— наличие проблем со здоровьем;
— утомляемость, недостаток энергопотенциала;
— наличие жестких установок и стереотипов в восприятии и
реагировании;
— отсутствие у многих специалистов базовых навыков
саморегуляции своего состояния.
Методы формирования рабочего состояния:
2. Осознание специалистом своего организма.
4. Формирование высокой культуры работы с информацией.
В этот этап входит:
а) Внутренняя культура работы с информацией;
б) Культура передачи опыта:
-высокая чувствительность к объекту своей деятельности;
-культура коммуникации.
а) Уровни внутренней коммуникации работы с информацией
-низкий (неорганизованность, перегруженность, неумение
выделять приоритеты; зауженное, не системное восприятие;
неумение »очищать» восприятие);
-средний (попытки систематизации, попытки избегать перегрузок лишней информацией, не актуальной в данном ситуации, выделение приоритетов);
-повышенный (научная организация своей деятельности, работа только с актуальной информацией; избегание ментальных конструкций, не прожитых, не »прожеванных»; попытки регуляции своего восприятия);
-высокий (человек старается жить, будучи »чистым экраном», не окрашивая информацию своими акцентами, приоритетами, ценностями, установками и стереотипами, не подгоняя ее под свои схемы, свою картину мира; ориентация на информацию, актуальную »здесь и теперь»).
б) Уровни культуры и передачи опыта:
1) Чувствительность к объекту деятельности:
-низкая (специалист не отслеживает свои реакции, изменения в своем состоянии в различных ситуациях; реагирует на них, исходя из своих стереотипов и схем);
-средняя (специалист иногда замечает грубые сигналы в разных диапазонах своего организма, старается видеть ситуации в основном из профессиональной пирамиды, пытаясь уйти от слишком явных личных реакций);
-повышенная (специалист замечает изменения в своем состоянии, как реакцию на рабочую ситуацию, пытается отойти от стереотипов);
-высокая (предельно тонкая чувствительность к своему состоянию во всех диапазонах организма, безоценочное восприятие, системное »видение»).
2) Культура коммуникации (трудно найти профессию, для которой
искусство общения не было бы значимо):
Что касается методов, способствующих повышению культуры коммуникации, то они достаточно разнообразны. Специалисту можно предложить большой выбор приемов, помогающих повысить свои возможности в этой сфере как за счет изменения своих личностных особенностей, так за счет пополнения своего арсенала современными технологиями.
С обучением высокой культуре работы с информацией и формированием высокой чувствительности и формированием »системного видения» дело обстоит сложнее. Эти качества могут возникнуть при работе над осознанием своего организма.
Современная инфраструктура рынка труда предоставляет потенциальным работником широчайший спектр профессий, в которых может реализоваться абсолютно каждый желающий. О массовых профессиях — юриста, бухгалтера или программиста — знает практически каждый. А вот кто такие актуарий или монитор, сходу ответить непросто. Мы решили выяснить, какие малоизвестные спецы востребованы нынче работодателями и сколько им платят за их уникальность.
Днем с огнем не сыщешь
В Украине, как и во всем мире, наблюдается дефицит хороших кадров. Из-за высокой смертности, низкой рождаемости, одни словом, демографического кризиса все меньше квалифицированных специалистов.
Обладатели редких профессий и специальностей — это достояние любой компании, однако следует учитывать, что это и их «головная боль». К примеру, такие представители, зная свою уникальность и ценность, могут «шантажировать» и требовать увеличения зарплаты, а их увольнение может привести к затруднениям, так как бывает, что деятельность компании «завязана» на таких кадрах.
Многие рекрутинговые агенства, как компромисс, предлагают своим заказчикам ловить двух зайцев, чтоб заполнить вакансию качественно. Например, если требуется геодезист со знанием шведского языка, то они советуют нанимать геодезиста и в пару к нему переводчика. Однако не для всех случаев подходит такое решение, ведь зарплата всего одна.
Весьма сложно найти в Украине таких специалистов, как: технолог на производство пеллет (древесные гранулы и топливные брикеты из пиломатериалов), байер (аналитик поставок и продаж).
Помимо этого, непросто, отыскать квалифицированных суперинтендантов — специалистов для наблюдения и контроля ремонта судов, геодезистов, вагранщиков (работников литейного производства, обслуживающих небольшие металлургические и доменные печи).
Сложности в Украине и с поиском редких филологов — переводчики с арабского, китайского, хинди зачастую не соответствуют критериям работодателя.
Наиболее распространенными вакансиями среди запрашиваемых редких профессий эксперты называют коллекторов, специалистов по стандартизации и сомелье.
Новшества трудового рынка
Помимо востребованных известных специалистов, рынок труда растет в направлении новых специалистов. Сегодня все чаще требуются узкоспециализированные управленческие кадры. И для этого многим менеджерам приходится переучиваться, повышать квалификацию. Только вот проблема в том, что украинская система образования подготовки таких кадров, как специалисты по связям с государством или по корпоративной ответственности — не готовит. Выпускают общих госслужащих, пиарщиков, но конкретной квалификации таким специалистам не дают.
Так, среди узкопрофильных менеджеров чаще всего ищут специалистов по технической защите информации, специалистов по CSR (Corporate Social Responsibility), менеджеров по GR (Government Relations), специалист CRA (Clinical Research Associate) и прочих.
В последнее время на рынке труда все чаще встречаются вакансии подобного характера. И это объясняется тем, что каждая компания хочет быть социально ответственной: не дискриминировать по половым признакам, расовым, национальным и т. д. Это выгодно компаниям. Но специалистов очень мало. В мире корпоративная социальная ответственность развита очень, в Украине — только начинает развиваться.
Необходимость появления должности менеджера по связям с государством вызвана тем, что во многих крупных компаниях есть необходимость в лоббировании интересов. К примеру, какой-нибудь организации нужно «внедрить» свой закон в Верховную Раду. Для этого у нее есть специальный человек, занимающийся этим вопросом. Или, как вариант, утвердить лицензию на какой-нибудь товар. На самом деле, связи с государственными органами — серьезное дело, и специалистов в Украине практически нет.
Что касается специалистов по клиническим исследованиям, то, по оценкам специалистов-исследователей, такие кадры вынуждены обучаться самостоятельно. В нашей стране их не готовит ни один вуз, поэтому все необходимые навыки и знания им приходится приобретать уже после получения высшего образования.
Работодатели вынуждены перекупать опытных спецов или переманивать их из смежных сфер: медицины или фармацевтики. Причем от соискателя еще требуется знание английского на высоком уровне, что порой снижает для работодателя важность качественной профильной подготовки. Нынешняя ситуация на рынке заставляет работодателей брать вчерашних выпускников со знанием английского и обучать их проведению мониторинга клинических исследований.
Специалисты данной профессии проводят клинические исследования на людях. Ведь это очень важно и необходимо для любой страны, в которой проводятся научные исследования. Прежде, чем какому-то препарату выйти на рынок, его нужно протестировать на людях. В ином случае, он просто не будет утвержден. Вот специалисты по клиническим исследованиям и проводят над человеческим организмом определенные проверки.
Добровольцы в обязательном порядке подписывают соглашение о том, что знают, на что идут и какому риску могут подвергнуться. К сожалению, украинцы ради денег часто выступают в качестве подопытных.
А об этом даже не слыхали
О таких профессиях, как кавист (гурман и продавец-консультант по винам, обязанности и задачи которого индивидуальный подход в подборе вина для клиента и конкретного блюда под него), фумилье (продавец-консультант и специалист по сигарам и спиртным напиткам, в обязанности которого входит подбор для клиента сочетание сигары и спиртного напитка, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого клиента), вообще, мало кто из нас слышал.
Отвечая на вопрос о том, какие еще малоизвестные профессии существуют в нашей стране, эксперты называли футурологов — предсказателей будущего. Речь идет не о колдунах, магах, гадалках, а о настоящих специалистах, блестяще ориентирующихся в сфере бизнеса. В любом бизнесе присутствует риск. Дабы руководитель, так сказать, не слишком облажался, он нанимает футуролога, который, в свою очередь, делает прогнозы по ведению бизнеса, анализирует ситуацию и предсказывает будущие тенденции.
Должность футуролога формулируется скорее как риск-менеджер или руководитель по рискам. Причем крупные компании в разгар кризиса решили отказаться от услуг подобных специалистов в силу их некомпетентности, а также, не в последнюю очередь, из-за высоких окладов. Цена вопроса — от 10 000 гривен. Профессия футуролога довольно сложная, требующая наличие аналитического склада ума. Но в нашей стране не так много компаний, которые бы не пожадничали и наняли такого специалиста. Хотя многие организации предлагают зарплату, как обычным менеджерам — 3000–4000 гривен.
Также среди редких профессией является должность ти-тестера. Иными словами, сегодня в Украине ищут чайных гениев — специалистов по определению качеств чая. С одним из таких специалистов нам удалось пообщаться. Евгений работал в чайной компании менеджером по продажам более 2-х лет. В итоге стал здорово разбираться в данном виде продукции и со временем перешел на появившуюся вакансию ти-тестера.
«Пить чай я любил всегда. А здесь, видимо, обострилось обоняние, вкусовые рецепторы стали более чувствительными. Вот стал дегустатором, что ли, чайных новшеств. Сегодня я без труда определяю заложенные в рецептуру каждого напитка ингредиенты, ну, если они, конечно, натуральные. При этом многим в свои 29 лет приходится жертвовать — ни капли алкоголя, ни химической пищи. В общем, веду здоровый образ жизни», — рассказал Евгений.
Отвечая на вопрос о том, не жалеет ли он о своем выборе, парень смутился, но ответил отрицательно. «Нет, наверное. Это позволяет мне жить достойно, многое себе позволять, зарплата хорошая. Ну, где-то не допил, не догулял, ничего. Здоровее буду», — иронично отметил ти-тестер.
Сегодня в Украине появился новый вид профессиональной деятельности под названием лайф-коучинг. Задача этого малоизвестного для Украины рода занятий состоит в том, чтобы помочь человеку реализовать себя в какой-то важной для него сфере с применением тех скрытых ресурсов и потенциала, которые ранее им не использовались.
В лайф-коучинге важно обращение ко всей жизни клиента в целом для того, чтобы поддержать баланс и гармоничное сочетание разных жизненных сфер. То бишь, специалист, который помогает человеку раскрыть его потенциал с помощью определенных техник — своего рода психолог. Эта профессия со стороны работодателей оценивается по-разному: от 4000 грн. до 15 000 грн. Лайф-коучинг, к сожалению, не очень развит в Украине, в стране с большим ассортиментом скучной и рутинной работы. Но лайф-коучинг очень полезное явление, необходимое многим людям, которые запутались и в сами себе, и в своих желаниях. Остается надеяться, что в дальнейшем он будет развиваться и иметь спрос.
Мы попытались найти такого «помощника реализовать себя», но, как оказалось, даже консультация у таких спецов стоит приличных денег. А узнав, что об этом хотят писать СМИ, нам вообще отказали во встрече. Кто знает, может мы нарвались на шарлатанов.
Совсем малоизвестными также являются шоперы, постижеры. Относительно первых отмечу, что представители этой гламурной профессии должны быть разносторонне развиты — начиная с эрудированности в сфере моды и заканчивая секретами мерчендайзинга.
К примеру, зная все нюансы оформления и декорирования зон торговли, можно поднять прибыль магазина и увеличить клиентопоток. Рекрутеры отмечают, что, нечасто шоперы в нашей стране получают достойную оплату труда. Как правило, эта сумма еле дотягивает до 4000 грн. Но если какая-нибудь жена олигарха закажет себе персонального шопинг-консультанта, то з/п может быть вдвое, а то и втрое выше.
О постижерах (мастерах по производству париков и усов) надо сказать следующее. Если на ком-то в толпе вам удалось разглядеть парик‚ имейте в виду — это дешевый продукт машинного производства‚ потому что распознать работу профи на глаз невозможно. Один из представителей этой профессии рассказал о тонкостях своей профессии. В свое время Анна, так зовут эту женщину, была театральным реквизитором, работала в театре. Но, по ее словам, убогие фабричные парики смотрятся только со сцены. «К по-настоящему изящным вещам нужно приложить не только руку, но и сердце», — любит говорить женщина.
На один небольшой парик у Анны уходило около двух месяцев кропотливого труда, но это стоило того. Она всегда знала для кого творит, и что это человеку будет действительно нужно. Секретами мастерства Анна не делится, да и не любит говорить о процессе работы, как и всякий творческий человек. При этом прибавка от постижерства к зарплате служителя Мельпомены позволяла Анне жить более чем достойно.
Ниже представлен список наиболее редких профессий и средний уровень зарплат таких специалистов.
А в завершение хотелось бы процитировать слова Джани Родари: «У каждого дела запах особый… Только безделье не пахнет никак». Рынок труда трансформируется, приспосабливаясь к экономическим условиям. И, думается, все происходящее только на пользу.
Любая компания, не зависимо от рода деятельности, хочет нанимать профессионалов. Всем нужны трудолюбивые и инициативные работники, обладающие навыками в своей профессиональной сфере.
Для выявления потенциала соискателей проводятся различные тесты и собеседования, по результатам которых кандидатов принимают на работу. Однако есть навыки сотрудников, которые невозможно разглядеть на собеседовании, но которые, без преувеличения, можно назвать уникальными. Такие особенные подчиненные раскрывают свой потенциал непосредственно в процессе работы, поэтому очень важно отслеживать эффективность персонала для выявления уникальных кадров.
Учет рабочего времени при помощи программы Yaware.TimeTracker позволит организовать мониторинг работы подчиненных, а также повысить их эффективность в несколько раз.
На какие признаки следует обратить внимание для выявления уникальных сотрудников?
1.Навык мыслить нелинейно
Умение сотрудника оперативно адаптироваться к изменениям и выполнять все, что необходимо для спасения ситуации, вне зависимости от его должности – это очень важно.
Когда работа над проектом заказчика под угрозой срыва, уникальные сотрудники бросаются в омут с головой и решают проблемы не зависимо от того, в их это компетенции или нет.
2. Они нестандартные
Уникальные сотрудники часто могут отличаться от обычных людей: могут быть немного несдержанными, иногда грубоватыми. В некотором смысле, они, можно сказать, странноваты. Но именно такие люди могут внести свежую струю в проект, сделать работу более интересной и увлекательной.
Люди, которые не боятся менять привычные рамки и бросить вызов обыденности, часто предлагают отличные идеи.
3. Легко справляются со своей исключительностью
Необычные сотрудники могут вести себя странно и нестандартно, но все это до той поры, когда нужно действительно поработать. Когда страсти накаляются и ситуация начинает выходить из под контроля, уникальные сотрудники моментально вписываются в любую команду и начинают спасать ситуацию.
Эти люди прекрасно знают, когда быть серьезными, а когда можно подурачиться.
4. Они всегда хвалят коллег на публике
Словесное поощрение от босса звучит хорошо. Но признание хорошей работы от коллеги – это тоже отличный стимул, тем более, когда слова напарника имеют вес.
Уникальные сотрудники всегда признают вклад других участников проекта, особенно в ситуациях, когда к их словам прислушиваются.
5. Но они не всегда согласны с вами наедине
Часто такие подчиненные приходят решать щепетильные вопросы относительно работы наедине, зная, что публичные обсуждения могут вызвать бурю эмоций.
И, да, они часто бывают не согласны с мнением большинства!
6. Они всегда полны вопросов и идей
Большинство рядовых подчиненных не решаются вступать в обсуждения на встречах, но только не уникальные сотрудники! Они говорят тогда, когда другие молчат. Они не стесняются говорить об актуальных проблемах и важных вопросах на встречах, совещаниях, конференциях.
7. Они любят доказывать другим людям, что они не правы
8. Они постоянно совершенствуются и совершенствуют
Уникальные сотрудники редко удовлетворены текущим положением дел на рабочем месте, они жаждут изменений и совершенствований. В этом им может помочь учет рабочего времени с помощью Yaware.TimeTracker. Узнать, что делают подчиненные на рабочих местах и оптимизировать их деятельность, это именно то, чего хотят уникальные сотрудники, чтобы сформировать вокруг себя эффективную команду.
Выбор места работы. Где работать? А если я хороший специалист, скажем, в области IT, то где лучше работать? Среди таких же программистов и сисадминов на крупной фирме, выполняющей программные разработки? Стать одним из многих – сотрудником массовой профессии?
Или, скажем, на заводе по производству пищевой продукции? Быть одним из немногих айтишников или вообще оказаться уникальным единственным IT-специалистом на всю фабрику?
Попробуем разобраться с этой непростой и неоднозначной проблемой профессионального выбора.
Сотрудник массовой профессии или Свой среди своих
Представим себе, что в некоей отрасли, скажем, в IT, в компьютерных технологиях, есть сто (миллионов) рублей. Хотите, миллиардов, а не миллионов, хотите не рублей, а долларов. Это не суть. Положим, есть «сто» чего-то там, пусть будет миллионов рублей.
И теперь представим себе еще и то, что в этой отрасли трудятся сто (миллионов) сотрудников, квалифицированных IT-шников, разработчиков программного обеспечения, компьютеров и много другого, без чего отрасль не существует.
Все эти квалифицированные IT-шники трудятся, что называется, в поте лица, не покладая рук. Постоянно развиваются, изучают новые методы и подходы. Ездят на конференции, занимаются научными разработками. Зачем? Чтобы быть в тренде, чтобы успевать за конкурентами, чтобы находиться «в теме», создавать нужные и востребованные продукты.
Но как бы эти квалифицированные сотрудники не старались, в описанных выше условиях все равно на каждого IT-шника будет приходиться не более 1-го рубля (доллара). В среднем, конечно. Почему? Потому что если сто (миллионов) рублей поделить на сто (миллионов)IT-шников, то получится ровно один рубль (даже не миллион рублей, а всего лишь один единственный рубль).
А вот теперь представим похожую ситуацию. Пусть теперь у нас будет отрасль неких «глюкальщиков», производящая какие-то там «глюкала». Совсем неважно, что мы не представляем себе, что это такое. Просто пусть будет такая отрасль. И пусть в ней также «крутятся» сто (миллионов) рублей (долларов). А сто (миллионов) глюкальщиков в поте лица производят те самые глюкала.
Согласитесь, что и в этом случае на каждого глюкальщика в среднем будет приходиться по одному рублю, как ни крути. Конечно, кто-то из них, кто более производительный и квалифицированный сможет заработать больше денег, чем другие. Но в среднем – это один рубль или доллар на одного работника (специалиста)! Не слишком много…
Уникальный специалист или Чужой среди своих
И вот теперь подходим к самому главному. Допустим, среди ста (миллионов) глюкальщиков случайно или не случайно (это неважно) «затесался» один единственный IT-шник. Может такое случиться? А почему бы и нет. Представим себе, что это произошло.
Наш IT-шник, программист, электронщик, единственный среди множества глюкальщиков, тоже следит за своей квалификацией, за новинками науки и техники, владеет современными методами автоматизации. В результате он предлагает для отрасли глюкальщиков автоматизацию выпуска глюкал.
Ведь не секрет, что автоматизация процессов производства, продаж, транспортировки, учета и прочего значительно улучшает положение отдельных предприятий и отрасли. Не так ли?
Как нам расплатиться с таким полезным для нашей отрасли IT-шником, если у нас в отрасли глюкальщиков по-прежнему на сто (миллионов) рублей или долларов приходится сто (миллионов) глюкальщиков? Например, так: заберем у каждого глюкальщика по одной копейке в пользу нашего единственного IT-шника.
У глюкальщиков отрасли останется по 99 копеек на одного специалиста, они немного обеднеют. А вот IT-шник получит сто (миллионов) копеек или центов. Неплохо, правда же, в сравнении со стоимостью IT-шников из IT-отрасли – там всего лишь один рубль мы насчитали в нашем примере.
То есть в «родной» IT-отрасли наш IT-шник заработал бы только один рубль (доллар). А находясь в среде неспециалистов в области IT, успешно работая на благо производства глюкал, наш IT-шник стал вдруг дорогим. Почему такое произошло.
Конечно, приведенные примеры лишь гипотетические, из серии «предположим, что дело обстоит так-то и так-то». Но доля правды в приведенных рассуждениях есть. В «родной» отрасли, порой, сложно много заработать: врачам, учителям, программистам, конструкторам, водителям, да и всем остальным сотрудникам «массовых профессий».
А вот в «не родной» отрасли каждый такой «не родной» специалист может быть очень даже востребованным и уникальным с соответствующим вознаграждением, разумеется, за успешную работу.
Свой среди чужих или Выбор стратегии
Однако нельзя слишком буквально понимать приведенные выше примеры. Здесь дело не в том, родная или не родная отрасль. И дело даже не в выборе профессии и не в ее применении среди конкурентов из массового сегмента или среди не специалистов, когда конкуренция отсутствует.
Здесь всё дело в стратегиях. Дело в том, что «хороших» стратегий для отраслей, для организаций и даже для отдельных людей может быть только две: лидерство в издержках и фокусировка. Правда, бывает еще и промежуточный вариант, сочетание лидерства в издержках и фокусировки, но это исключение лишь подтверждает правило 2-х успешных стратегий.
Так вот. Если речь идет о массовом сегменте, например, много IT-шников в IT-отрасти, или много глюкальщиков в отрасли глюкальщиков, то тут работает стратегия лидерства в издержках. Побеждает дешевейший, кто показал минимум затрат при максимуме доходов. Конкуренция сложная, тяжелая, на износ, на выживание, если хотите. Мало денег: врачи, учителя, программисты, продавцы, таксисты, водители грузовиков, курьеры, охранники и прочие, когда их много.
Если же речь идет не о массовом сегменте, например, один IT-шник в отрасли глюкальщиков, или наоборот, один глюкальщик(точнее, не абстрактный глюкальщик, а, предположим, высококвалифицированный успешный результативный продавец) в отрасли IT-шников, то здесь работает стратегия фокусировки.
Уникальный специалист делает уникальные для отрасли вещи. Аналогов нет, конкурировать не с кем, пока не появятся конкуренты. Есть время «собирать деньги», пока нет нужды лидировать в издержках. Вот тут-то и возникают деньги, которых много, намного больше, чем в сильно конкурентных отраслях.
Получается, что хорошо быть уникальным специалистом в смежной отрасли, где тебе нет конкурентов? Да, где-то так. Правда, работать в массовой профессии проще. Для «массовиков», как правило, разработаны методики, схемы, правила. Есть помощь, консультации, взаимопомощь, поддержка, обеспечение.
Вся отрасль работает на массовые профессии, а массовые профессии – на отрасль.
Уникальному специалисту приходится «крутиться» самостоятельно. Ему не помогают в росте квалификации – все нужно делать самому, порой за собственные деньги и в личное время. Ему не помогают с обеспечением (компьютеры, серверы, сети, программное обеспечение и прочее) – нужно как-то это «добывать», «выбивать», «доказывать».
Одно дело договориться в глюкательной отрасли о выделении денег на покупку новой оснастки для изготовления очередной партии глюкал. И совсем друге дело «выбить» новый компьютерный сервер взамен старенького, работающего уже на пределе своих возможностей.
Но в целом, в смежной «неродной» отрасли денег на «не родное» обеспечение все-таки больше. Поскольку эти деньги выделяются по принципу «отобрать у родной отрасли по одной копеечке с каждого». В сумме получаются относительно неплохие деньги, неплохая поддержка. Даже в сравнении с «родной» отраслью уникального специалиста – там бы он получил, возможно, меньше.
Уникальный специалист в «не родной»отрасли! Развивайся, как можешь!
Работай изо всех сил на благо отрасли, в которой ты находишься, которая тебя «приютила». Но при этом обязательно регулярно выдавай конечный результат!