Услуга финансовая защита что это
Что значит финансовая защита при получении кредита?
Сфера кредитования населения страны безостановочно развивается. Однако, с повышением финансовой грамотности граждан, уже сложно удивить чем-то новым и навязать дополнительные услуги. Относительно недавно в крупнейших российских банках, например, в Сбербанке и Хоум Кредит, появилось новое предложение – финансовая защита по кредитам при их получении. Проскакивающая свежая терминология знакома далеко еще не всем клиентам, поскольку, не каждый с этим успел столкнуться. Разберем, что из себя представляет данная финансовая программа и можно ли от нее отказаться.
Финансовая защита по кредитам — что это такое?
Многим известно, что одна из базовых задач банковских служащих, работающих с гражданами, состоит в продаже основных и сопутствующих услуг. Однако, отчетливо понимая это, клиенты негативно относятся к факту дополнительных расходов и неохотно поддаются на убеждения менеджеров. В некоторых случаях заемщики уже рефлекторно реагируют на всякого рода предложения, содержащие ходовые фразы.
Одним из таких «приевшихся» терминов является «страховка по кредиту», которую, как правило, предлагают оформить в большинстве банков и по любым ипотечным и кредитным продуктам. Если еще несколько лет назад к ней относились, как к обязательной и неотъемлемой части заключаемого договора, то на сегодняшний день уже не новость, что банковские учреждения не вправе навязывать такую услугу. А заемщик, в свою очередь, не обязан ее оформлять.
Как следствие, статистика продаж страхования жизни и здоровья значительно снизилась, что отразилось на доходности кредитных организаций. Поэтому банкам приходится искать новые способы продвижения услуг по страховке. И в качестве продуманного шага стала применяться подмена терминологии. Когда традиционный договор страхования займа преподносится в качестве выгодного дополнения к кредиту.
Финансовая защита по кредитам – это группа банковских дополнительных услуг, предлагаемая при оформлении займа. По своему назначению она идентична классическому добровольному страхованию и направлена на обеспечение возврата кредитных средств, а также на возмещение ущерба банку, в случае неисполнения своих обязательств заемщиком.
Таким образом, использование кредитором обновленного термина является законным вводом в заблуждение клиентов, которые не берут за правило досконально изучать содержание договора и придавать значение вписанным в него допуслуг.
Условия программы защиты по кредитам.
Хотя, произошли некоторые корректировки в наименованиях услуг, финансовая защита по кредитам мало чем отличается от стандартной страховки и имеет следующие условия:
Обязательна ли финансовая защита по кредитам?
Поскольку финансовая защита по кредитам ничто иное, как страхование по ним, на нее распространяются такие же правила:
Таким образом, программа финансовой защиты кредита не является обязательной, и клиент вправе от нее отказаться.
Финансовая защита кредита, как отказаться?
В соответствии с российским законодательством заемщик вправе отказаться от финансовой защиты по кредиту еще до подписания договора и попросить сотрудника банка исключить этот пункт из договора со ссылкой на Указание № 3854-У Банка России, так как защита (страхование) является добровольной. Если по каким-то причинам, кредитор отказывается это сделать, то заемщик может:
Если договор финансовой защиты (страхования) по кредиту заключен, то у заемщика в распоряжении есть 14 дней на то, чтобы реализовать право на отказ от нее. Для этого потребуется личный визит в банк, составление заявления и передача его сотруднику. Конечно, направить заявление можно и по почте. Однако, почтовые отправления периодически доставляются с задержкой. А, учитывая ограниченный срок для такого обращения, лучше подать заявление самостоятельно.
Как вернуть денежные средства?
В свою очередь, возвращение уплаченной страховой премии осуществляется на основании вышеуказанного нормативного акта (3854-У), в котором сказано, что страховщиком должны предусматриваться условия по возврату денежных сумм страхователю. Хотя, данный процесс обычно оговаривается внутренними правилами кредитного учреждения они не могут противоречить требованиям ЦБ.
Вернуть финансовую защиту можно в такой последовательности:
В процессе возврата денег по финансовой защите важно соблюдение нескольких условий:
Если банк отказывается осуществлять возврат страховой премии, то заемщик может:
Стоит ли отказываться от финансовой защиты?
Финансовая защита по кредитам не всегда бывает невыгодной. Решение об отказе или принятия условия является добровольным, однако, зачастую перед окончательным «нет» целесообразно изучить все сопутствующие обстоятельства:
1. Расчет переплаты с защитой и без:
Как правило, страховка по кредиту поощряется лояльными условиями со стороны банка. Например, процентная ставка может быть снижена на 1%. Если стоимость защиты окажется ниже этого значения, то имеет смысл с ней согласиться. В таком случае переплата будет меньше, а в качестве приятного дополнения заемщик окажется застрахован.
2. Страховые случаи:
Стоит как следует изучить страховые случаи, указанные в договоре. Их перечень может разниться в зависимости от банка. В одних в этот список входят, действительно, редкие, возникновение которых маловероятно. Как следствие, защита от них не оправдана. А вот в других, изложены обстоятельства, шанс возникновения которых значительно выше. Тогда определять целесообразность лучше исходя из конкретных жизненных ситуаций заемщика в период обращения за кредитом.
3. Объект страхования:
Вместе с тем, стоит учитывать, что именно попадает под защиту. Как правило, это физическое состояние заемщика. Тем не менее, когда приобретаемый объект выступает в качестве залога, он также подлежит страхованию. В ряде случаев это полезно, например, при автокредите.
4. Условия финансовой защиты:
Часто программы страхования и защиты имеют вариативность. Так, на основании пожелания клиента могут вноситься или исключаться определенные пункты. Такая комбинаторика не только может сказаться на цене страховки в меньшую сторону, но и сделать ее оправданной.
5. Предложения различных компаний:
Если содержание договора с банком не запрещает сотрудничество с иными страховыми организациями, то можно изучить их предложения. В случае, если они окажутся выгоднее, то разумно будет предложить этот вариант в качестве альтернативного.
Финансовая защита
Подберите свой вариант
Включены полезные сервисы и опции:
Со второго года действия программы
Результаты расчета являются предварительными и не могут считаться официальным предложением (офертой) ООО «СК «Райффайзн Лайф». Вы можете узнать точные условия договора страхования, включая страховую премию и страховую сумму, в ближайшем офисе АО «Райффайзенбанк».
Выплата 100% страховой суммы
Возврат 85% внесенных взносов
Дополнительные опции
Дополнительный инвестиционный доход
Вопрос-ответ
По всем вопросам, связанным с обслуживанием страховых продуктов, можно обращаться напрямую в СК «Райффайзен Лайф» по электронной почте: info@raiffeisen-life.ru, через формы обращений на сайте компании: https://www.raiffeisen-life.ru/feedback/, а также по телефону: 8-800-505 71 19.
Договор страхования, переведенный в статус «оплаченный полис», остается действующим, при этом:
Страховая сумма выплачивается выгодоприобретателю либо при наступлении страхового события, либо при дожитии до окончания действия договора страхования.
Выкупные суммы выплачиваются при досрочном расторжении договора страхования.
Договор страхования может быть переведен в статус «оплаченный полис» в нескольких случаях:
Для возобновления договора страхования нужно оформить заявление. Договор страхования, переведённый в «оплаченный полис», может быть возобновлен на условиях, действовавших до момента перевода его в «оплаченный полис».
Обратите внимание, что возврат НДФЛ производится в течение 30 рабочих дней с момента поступления оригиналов документов в страховую компанию.
Обратите внимание, что расторжение договора страхования до окончания срока его действия не выгодно. Внимательно ознакомьтесь с размером выкупных сумм по вашему договору страхования. Таблица с размерами выкупных сумм приложена к вашему договору страхования.
Если выгодоприобретателем по договору страхования является несовершеннолетний, то порядок получения им страховой выплаты зависит от возраста ребенка.
Заявление на выплату подается законным представителем, выплата производится либо на счет несовершеннолетнего (если таковой открыт), либо на счет законного представителя, указанный в заявлении (если счет на несовершеннолетнего не открыт).
Соответственно, по таким лицам заявление на выплату подает законный представитель, выплата производится на счет законного представителя.
При оплате страхового взноса в отделениях Райффайзенбанка в качестве подтверждения вы получите копию платежного поручения.
При безналичных расчетах в качестве подтверждения оплаты страхового взноса на электронную почту или номер телефона направляется онлайн-чек.
Оплата третьим лицом возможна, вместе с тем обратите внимание, что при оплате третьими лицами, кроме близких родственников, может возникнуть налог.
Защита заемщика кредита. На каком этапе жизни долга вам понадобится помощь?
Заемщику нужно защищаться не только на этапе взыскания задолженности по кредиту. Интересы гражданина могут нарушаться при оформлении и исполнении кредитного договора, при навязывании страховок и начислении дополнительных комиссий, при продаже задолженности коллекторам.
Кроме организации самостоятельной защиты заемщикам можно обращаться за помощью к юристам, в государственные ведомства, в суды и правоохранительные органы. Об основных способах защиты и вариантах действий читайте в нашем материале.
С какими нарушениями может столкнуться заемщик по кредиту
Сложно заранее представить, с какими нарушениями вам придется столкнуться при обращении в банк, при оформлении и погашении кредита. О многих нарушениях вы можете вообще не узнать, если не будете внимательно читать договор и другие документы, полученные от банка, расчеты по платежам.
Но обычно заемщики официальный договор не читают — некогда, мелкий шрифт, да и банальная лень. Такая невнимательность может привести к увеличению переплаты по кредиту, к начислению дополнительных комиссий и штрафов. Еще больше проблем может возникнуть при взыскании, так как интересы банков будут представлять опытные юристы.
Чтобы выбрать правильные и эффективные способы защиты, нужно вовремя узнать о нарушении. Без знания тонкостей законодательства в сфере кредитования сделать это очень сложно. Поэтому рекомендуем консультировать у юристов не только при получении повестки в суд или постановления от приставов, но и до момента заключения кредитного договора, при возникновении любых споров с банками.
Банк включил в договор пункт о плате за ведение
сcудного счета, законно ли это?
Закажите звонок юриста
При подаче заявки и оформлении договора
Увы, большинство заемщиков вообще не заглядывают в кредитный договор перед подписанием или обращают внимание только на некоторые его пункты. И то лишь на те, на которые обращает внимание клиента кредитный менеджер. Обычно клиента банка интересует только сумма кредита, процентная ставка, сумма ежемесячного взноса и общая переплата. Невнимательностью заемщика могут воспользоваться менеджеры банка.
Вот несколько нарушений, с которыми можно столкнуться на этапе подачи заявки и подписания договора:
Кроме прямых нарушений, банк может включить в договор условия, существенно ухудшающие положений должника. Например, там может быть пункт об изменении подсудности при взыскании долга. Это позволит кредитору подавать иски не по месту жительства должника, а в тот суд, который заранее укажет банк.
Например, по месту своей юридической регистрации. Естественно, это сразу ухудшит положение заемщика, которому придется узнавать о взыскании, направлять документы или ездить в другой город (регион).
Приведем гипотетический пример. Центральный офис банка ВТБ находится в Санкт-Петербурге. А Совкомбанка — в Костроме. Вам понравится, просрочив долг, мотаться из Южно-Сахалинска в Питер или Кострому на суды?
Сферу кредитования регулирует гражданское право. Также на кредитные отношения с физическими лицами распространяется законодательство о защите прав потребителей. Поэтому положения договора не могут противоречить нормам Гражданского кодекса РФ, закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов. Например, «О банках и банковской деятельности». Если вы хотите получить гарантию, что условия договора соответствуют закону, передайте документ для изучения нашим юристам.
Есть ли такой закон, в котором прописаны все нормы
работы кредитора с заемщиками — физ лицами?
Спросите юриста
При исполнении кредитных обязательств
После подписания договора менять его условия можно только по договоренности сторон или же, как крайняя мера — через суд. Тем не менее, банк может попытаться изменить некоторые условия в одностороннем порядке. Чаще всего речь идет об попытке в одностороннем порядке повысить процентную ставку, о введении комиссий и штрафов, не указанных в договоре, о подключении новых платных услуг.
Узнать о таких нарушениях можно из переписки с банком, по выпискам о состоянии кредитного счета и об остатке долга, а также — по информации в мобильном приложении.
Кроме того, в процессе погашения кредита заемщик может столкнуться со следующими нарушениями:
В части сумм платежей и сроков их внесения обычно проблем не возникает, так как они точно указаны в кредитном графике. Но если вы внесли очередной платеж точно в сумме по графику, а банк требует непонятную доплату, сразу обращайтесь за разъяснениями. Менеджеры банка обязаны выдавать расчеты по суммам платежей, по общей стоимости кредита.
Есть ли такие ситуации, когда банк может
своим решением поднять ставку
по кредиту для физ лица?
При возникновении задолженности
Чаще всего нарушение законных прав заемщиков происходит при взыскании задолженности по кредиту. При этом нарушения могут быть не только со стороны банков, но и в действиях коллекторов, а также и в работе приставов.
Вот несколько примеров:
Взыскание может осуществляться в досудебном порядке, в суде, через ФССП. Специальный порядок взыскания применяется коллекторами, причем для них государство ввело максимально жесткие требования по способам взаимодействия с должниками.
Если дело дошло до взыскания, сразу обращайтесь за юридической помощью. Оптимальный вариант — это представительство интересов в судах, в органах ФССП. Подробнее о вариантах юридической защиты заемщика на этапе взыскания можно узнать у наших специалистов.
Варианты защиты заемщика по кредитному договору
При подаче заявки на кредит
На этом этапе вариантов защиты не так много. При любых сомнениях в соответствии условий договора нормам закона вы можете просто отказаться от его подписания, а затем выбрать другой банк.
Но в некоторых случаях можно предпринять активные действия:
Еще раз скажем, что никто не может заставить подписать договор, если его условия вас не устраивают. Внимательно читайте все положения документа перед подписанием, даже если с первого взгляда все выглядит замечательно. Оспорить условия заключенного договора намного сложнее, чем отказаться от его подписания.
Чем грозит заемщику отказ от добровольной
страховки? Спросите юриста
В период действия кредита
Защита прав заемщиков банков в период действия кредитного договора может осуществляться сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, можно и нужно требовать устранения нарушений непосредственно от сотрудников банка. Также с этой целью можно подавать обращения, заявления, претензии и жалобу на имя руководителя кредитной организации. Явные и очевидные нарушения наверняка будут устранены на этом этапе.
Очень эффективным методом заставить банк признать свою ошибку и вернуть незаконные поборы является пост в социальных сетях. Уважающие свою репутацию банки быстро откликаются на такие жалобы клиентов.
Также для защиты по кредитам можно обращаться в следующие ведомства и инстанции:
Консультироваться по вопросам защиты можно у юристов. Для некоторых категорий граждан доступна бесплатная государственная юридическая помощь. Например, бесплатно услуги в федеральных юридических центрах могут получить инвалиды, малоимущие граждане.
В самом банке можно договориться о реструктуризации кредита, подать заявление на кредитные каникулы. Через другие банки можно рефинансировать и объединить кредиты, чтобы снизить долговую нагрузку, получить удобный график платежей.
У меня изменилась ситуация — вынудили уйти
на пенсию. Есть кредиты, но не могу по ним платить.
Могу ли я обратиться к омбудсмену?
При взыскании задолженности
Если по кредиту допущена просрочка, то банк может сам заниматься взысканием, либо передать права кредитора коллекторам. В процессе досудебного и судебного взыскания защита должников может осуществляться следующими способами:
Скачать образец жалобы на судебного пристава можно здесь
Заемщик (должник) может защищаться самостоятельно, либо поручить это юристу. Для представительства интересов в судах и других органах нужна нотариальная доверенность.
В зависимости от особенностей взыскания, при грамотной защите можно добиться полного отказа в иске или снижения суммы задолженности, а также получить другие преимущества. Узнайте у наших юристов, как действовать в вашей ситуации!
Сколько стоит помощь юриста при прохождении
банкротства? Задайте вопрос консультанту
При прохождении банкротства
Заемщики, которым не повезло во время жизни их кредита при общении с банком, могут воспользоваться процедурой банкротства. Она проходит через арбитраж или же — в Многофункциональных центрах. Обычно целью обращения является списание задолженностей перед банками, МФО, другими кредиторами.
Но закон «О банкротстве» допускает и реструктуризацию долгов через судебную процедуру, условия которой будут лояльнее для заемщика, чем аналогичный процесс в банке. Возможно и оформление мировых соглашений с кредиторами.
В арбитражном процессе должник может защищаться следующими способами:
Банкротство через Многофункциональный центр проходит достаточно просто. Но под требования этой процедуры подходят далеко не все должники. Даже если вы соответствуете требованиям, то важно правильно заполнить заявление, перечислить в нем всех кредиторов, и точно указать сумму обязательств перед ними. По требованиям, не указанным в заявлении, решение о списании долгов не принимается.
Наши юристы оказывают помощь заемщикам по кредитам на этапе заключения и исполнения договора, при взыскании долга через суды и приставов, в процессе банкротства. Подробнее об условиях защиты и сотрудничества можно уточнить на консультации, если вы заполните форму на сайте или позвоните по телефону, указанному на верхнем колонтитуле страницы этой заметки.
Защита заемщиков от своеволия банков
Типичные случаи нарушения прав клиентов кредитных организаций и способы их защиты
Навязывание страховки при заключении кредитного договора
Часто при оформлении потребительского кредита банки деликатно убеждают клиентов в необходимости страхования жизни, здоровья и от потери работы: «Если не застрахуетесь, у вас будет более высокий процент по кредиту, вам же невыгодно». Некоторые пугают отказом в выдаче кредита. Однако такое навязывание страховых услуг является незаконным и нарушает права клиентов.
На стороне заемщика следующие положения законов:
Если вы пришли в банк за кредитом, а вам продали страховые услуги, вернуть деньги можно в течение первых 14 дней после заключения договора страхования или после досрочного погашения кредита. Как это сделать – читайте в статье «Как вернуть деньги при отказе от навязанной банком страховки».
Если ваши права нарушают, можно обратиться в Общество защиты прав потребителей, направить жалобу в Центральный банк РФ или Роспотребнадзор.
Примеры из судебной практики помогут разобраться в ситуации:
Навязывание дополнительных услуг
Заемщикам навязывают не только страховые, но и другие необязательные услуги. Типичные примеры: клиенту внушают, что ему необходимо СМС-информирование или услуги по открытию и ведению банковского счета за отдельную плату, хотя он пришел в банк за кредитом.
В данном случае сложно будет доказать, что клиент не желал оказания дополнительных услуг. Для этого придется обращаться в суд и истребовать банковскую документацию, если она не размещена на официальном сайте, в которой предусмотрен порядок получения кредита.
Эффективным способом защиты прав может оказаться обращение в Федеральную антимонопольную службу. Можно обратиться в Общество защиты прав потребителей, направить жалобу в Центральный банк РФ или Роспотребнадзор.
Обратите внимание: 2 июля 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в Закон о потребкредите (федеральные законы от 2 июля 2021 г. № 327-ФЗ; № 328-ФЗ и № 329-ФЗ). Новые положения закона предусматривают, что если при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату предлагается дополнительная услуга, то у него должно быть право отказаться от нее в течение 14 календарных дней со дня выражения согласия на ее оказание. В случае отказа заемщика от услуги ему должны быть возвращены уплаченные за нее денежные средства за вычетом стоимости фактически оказанной части услуги.
Указание в договоре или уведомление заемщика о праве банка в одностороннем порядке изменять условия кредитования или тарифы
Действующее законодательство не содержит норм, предоставляющих банку право в одностороннем внесудебном порядке изменять условия кредитного договора. Поэтому внесение изменений в договор возможно или по соглашению сторон, или в судебном порядке.
Типичные примеры правонарушений – указание на право банка:
В подобных ситуациях необходимо обращаться в суд с требованием признать недействительными включенные в договор условия о праве банка на одностороннее изменение тарифов и порядка предоставления услуг.
(Что делать, если финансовая организация списывает комиссии незаконно, читайте в статье «Банки взимают с клиентов незаконные комиссии».)
Указание в договоре или уведомление заемщика о возможном списании суммы долга с любых его счетов
Чтобы было проще взыскать денежные средства с заемщика в случае, если он вдруг перестанет выплачивать кредит, банк может включить в кредитный договор условие о допустимости списания средств с любых счетов заемщика. Но это незаконно.
Эффективным способом защиты прав будет обращение в Общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор или суд.
Выдача кредита исключительно в безналичной или только в наличной форме
Недопустимо указание в договоре условия о предоставлении кредита только в безналичной форме, без возможности его получения наличными денежными средствами в банке, или, наоборот, только в наличной форме.
Эффективным способом защиты прав может оказаться обращение в Общество защиты прав потребителей, Центральный банк РФ, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Условие об «автоматическом» получении почтового отправления
Поскольку заемщики не всегда следят за почтовой корреспонденцией, банк может попытаться обезопасить себя включением в договор условия о том, что направленное уведомление считается полученным заемщиком по истечении определенного периода времени (например, спустя 15 или 30 дней с момента отправки почтового отправления). Однако это незаконно.
Можно обратиться в суд с требованием о признании рассматриваемого условия договора недействительным. Также можно обратиться в Общество защиты прав потребителей с просьбой помочь разобраться в ситуации или в прокуратуру, которая проведет проверку.
Отсутствие информации о цене банковской услуги
Информация о банковских услугах обязательно должна включать сведения об основных потребительских свойствах услуг, условиях их приобретения и цену в рублях. Поэтому если в кредитном договоре не указана цена услуги, это является нарушением прав заемщика.
Для защиты своих прав целесообразно обратиться в Общество защиты прав потребителей, направить жалобу в Центральный банк РФ или Роспотребнадзор.
Разглашение банковской тайны, персональных данных клиентов
Банк несет ответственность за разглашение банковской тайны, персональных данных клиентов (в том числе тех граждан, кому было отказано в выдаче кредита). Предоставлять такую информацию банк может лишь по запросу прокуратуры, суда или иных компетентных органов в случаях, прямо предусмотренных законом.
(В материале «ФНС получила доступ к банковской тайне налогоплательщиков» вы можете прочитать о том, что 17 марта 2021 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются режима хранения банками сведений, составляющих банковскую тайну.)
При возникновении такой проблемы клиент банка вправе обратиться в полицию, Следственный комитет РФ, Центральный банк РФ, Роскомнадзор, суд или иные компетентные органы и организации с просьбой привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц.
(Как вычислить вину кредитной организации в разглашении персональных данных – читайте в статье «Битва за персональные данные». В случае если банк незаконно передал информацию о вас другому лицу, чтобы не тратить время на изучение законодательства или деньги на оплату работы юристов, с требованием о защите персональных данных можно обратиться в Роскомнадзор. Если нарушения будут обнаружены, то составлять исковое заявление, подавать его в суд и отстаивать ваши интересы будет именно Роскомнадзор, а не вы. Читайте об этом в статье «Из банков утекают данные клиентов».)