110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

21 июня исполняется 110 лет со дня рождения Александра Твардовского

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971 110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

И вот, пытаясь сегодня понять, где, в какой из этих ипостасей он был равен себе, а где оказался случайно, не по собственной воле, все-таки приходишь к выводу, что ограничивать Твардовского только одной из них было бы неправильно. Можно ведь и еще расширять его образ до бесконечности, стараясь отыскать в нем внутренние противоречия. Ну, например, крестьянский сын и комсомольский поэт, который писал восторженные стихи о советской власти (поэма «Путь к социализму»), когда его отец и братья были раскулачены и сосланы. Ведь этого тоже не вычеркнешь из его биографии.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

Это стихотворение называется «Две строчки». Написано оно в 1943 году. Это год окончания Сталинградской битвы, год битвы на Курской дуге. Уже завершилась битва под Москвой и другие великие битвы. А Твардовский, поэт N1 Великой Отечественной, чью поэму «Василий Теркин» читают в окопах солдаты, пишет о каком-то мальчике, чей труп замерз во льдах Финляндии. Зачем?

Зачем в 1946 году, после Победы, он пишет одно из самых сильных своих стихотворений «Я убит подо Ржевом. «? В этом же году он стал лауреатом Сталинской премии первой степени за «Теркина». Зачем он вспоминает о ржевской бойне, тоже не самом «знаменитом» эпизоде войны?

В том же году он заканчивает поэму «Дом у дороги», где есть самые, наверное, страшные в советской поэзии строки об отступлении наших войск в начале войны.

От этих строк и сегодня, спустя более полувека, подкатывает к горлу ком. Как он их нашел?

Кто их ему подсказал?

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

И сегодня Твардовского «слышат» и понимают не все. Не только его стихи, но всю и его судьбу, всю его фигуру, такую большую, такую сложную и такую, без всякой национальной гордыни скажем, русскую. Да, Некрасов ХХ века.

Источник

Вспоминая Александра Трифоновича Твардовского

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». К 110-летию со дня рождения Александра Твардовского мы предлагаем рассказ главного библиотекаря Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлии Алиевой.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Александр Трифонович Твардовский

21 июня 1910 года родился Александр Трифонович Твардовский — поэт и писатель, главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954, 1958—1970), журналист, лауреат Сталинской премии СССР (1941, 1946, 1947), лауреат Ленинской премии (1971), лауреат Государственной премии (1971).

В личности Твардовского переплелись крепкие крестьянские корни — сын хуторянина с красотой деревенского гармониста — и врождённая интеллигентность, поразительное эстетическое чутьё, позволившие ему дважды занимать должность главного редактора литературного журнала «Новый мир».

Свой творческий путь Твардовский начал в 15 лет. Одной из главных тем творчества поэта станет тема войны. В 1939 году, с началом финской кампании (1939—1940), Александр Трифонович служил спецкорреспондентом военной газеты «На страже Родины», где коллективом сотрудников редакции было решено создать серию смешных лубочных рисунков о фантастических похождениях смекалистого и хитроумного бойца Васи Тёркина с неизменным названием сюжета: «Как Вася Тёркин…».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Интересно, что персонаж Василий Тёркин дебютировал ранее на литературном поприще в 1892 году как «коммерсант» в одноимённом романе Петра Боборыкина. Боборыкину приписывают популяризацию слова «интеллигент». Твардовский о существовании тёзки у своего бравого героя-фронтовика узнал значительно позднее.

Путь «Василия Тёркина» в моноавторстве Твардовского ознаменовался публикацией «Ответ читателям „Василия Тёркина“». Позже Твардовский признавался — ответ вышел длинноватым, виной всему — дрянное настроение.

«Василий Тёркин» создавался в течение всей Великой Отечественной войны. Первые стихотворные главы были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 4 сентября 1942 года, в дни, когда фашисты подошли к Сталинграду.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
А. Т. Твардовский. Василий Тёркин: Книга про бойца. — [Москва]: Военное изд-во Министерства вооруженных сил Союза ССР, 1946. Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

По воспоминаниям Ореста Верейского, портрет Тёркина дался ему нелегко. Твардовский отвергал наброски один за другим. Найти нужный образ бойца художнику помог случай. В редакции газеты «Красноармейская правда» появился молодой поэт Василий Глотов. Угадав в нём будущего Тёркина, Верейский бросился со своим открытием к Твардовскому и услышал долгожданное «Да!». В дальнейших публикациях Твардовский не позволял править эталонный образ Тёркина: менялась техника исполнения, но портретное сходство полюбившегося героя оставалось неизменным.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Орест Верейский. Иллюстрация к поэме «Василий Тёркин». Переправа

Поэма «Тёркин на том свете» была написана Твардовским через год после смерти Сталина. Поэма распространялась через самиздат: перепечатывалась на пишущей машинке или переписывалась от руки, что вызвало неудовольствие высшего партийного руководства и поспособствовало увольнению Твардовского с должности главного редактора журнала «Новый мир».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Константин Симонов вспоминал, что был против публикации поэмы, не почувствовал её. «Мне уже трудно понять сейчас, издали, почему так это вышло, но первые главы новой книги Твардовского не взяли меня в плен, так, как это было когда-то с первыми главами „Тёркина“. С какой-то странной для меня сейчас слепотой я не почувствовал тогда всей жизненной значительности того разговора на литературные темы, который развёртывался с читателем по ходу поэмы».

В 1958 году Твардовский вновь был назначен главным редактором «Нового мира», однако опубликовать «Тёркина на том свете» в руководимом журнале ему не удалось.

Летом 1963 года в Ленинграде состоялась сессия Европейского сообщества писателей, на которой Твардовский был избран вице-президентом. После её окончания, избранный круг зарубежных и отечественных гостей был приглашён в Пицунду на встречу с Хрущёвым, куда поэт предусмотрительно захватил с собой поэму. После пышного застолья, будучи в хорошем расположении духа, Хрущёв предложил Твардовскому прочитать поэму всем присутствующим. Хрущёву поэма понравилась, он много смеялся и обмолвился, что напечатать её в «Известиях» — можно.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Выставка «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Утром следующего дня поэма была напечатана, после опубликована в журнале «Новый мир», успела дважды выйти в собраниях сочинений Твардовского, после чего опять попала под запрет. Лишь в 90-е годы, в эпоху перестройки, опалу сняли и поэма была открыта для читателей.

Поэма Твардовского «Страна Муравия», опубликованная в 1936 году в журнале «Красная новь», получила Сталинскую премию. Всю премию полностью поэт перечислил фронту. «Страна Муравия» была включена в программы вузов наряду с произведениями классиков и избранными произведениями советской литературы.

Твардовский окончил Московский институт истории, философии и литературы в 1939 году, поступив сразу на третий курс, имея два курса Смоленского пединститута за плечами. Теоретически Александр Трифонович мог на экзаменах вытащить билет и рассказывать про современного советского поэта Твардовского и его эпохальное произведение «Страна Муравия». Небывалый был бы случай в истории литературы.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Александр Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине. Источник

Говоря о Твардовском, невозможно не упомянуть его жену — секретаря, курьера, друга, соратника, редактора произведений поэта. Рано женившись, Твардовский выбрал себе спутницу один раз и на всю жизнь. С фронта поэт присылал ей наброски глав «книги про бойца без начала и конца». Поэт хотел произвести Тёркина в офицеры. Мария убедила мужа не делать этого. И оказалась права: фронтовикам полюбился простой герой.

Когда наступали непростые времена, поэт заболевал от горя и бессилия помочь друзьям, но из депрессии он выходил только благодаря жене. После отставки с поста главного редактора власти предложили Твардовскому «кремлёвский паёк». Супруга отговорила Александра Трифоновича принимать унизительную подачку.

После смерти Твардовского, Мария Илларионовна дописала незавершённые главы «Тёркина», издала книги о муже. Она работала над выпуском пластинок с записью его произведений, помогала в создании нескольких мемориальных музеев.

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971
Витрина выставки «Издания поэмы Александра Твардовского „Василий Тёркин“: экземпляры из фондов Музея книги РГБ». Фото: Мария Говтвань, РГБ

Источник

К 110-летнему юбилею Александра Твардовского

110 лет назад, 21 июня 1910 года родился Александр Твардовский

Его ежедневная почта чрезвычайно обширна и насыщенна — сотни корреспонденций от дружеского круга и от круга «знакомых незнакомцев», как он их называл, имея давнюю привычку вступать в переписку со многими людьми.

Он был уверен: реальная действительность неполна без необходимого дополнения в виде объектов творчества, музыки, литературы, подтверждающих не навязанные извне векторы общественного развития, а составляющих именно суть, соль жизни, поток её исконной правды: плоть. Следуя в этом течении лучшим традициям русского искусства: находиться ближе к истокам, к биографии своего народа и рядовых сограждан. К тому же искренне беспокоясь о сохранении богатств русского языка, опасаясь некоего стилистически аморфного его выхолащивания, «обезжиривания».

В то же время Твардовский, создавший не менее трети поэтического наследия в годины войны и бедствий, постоянно думал и заботился о читателе. Помимо почты и прямого через неё общения, он обращается к зрителю, слушателю лично и беспрепятственно, с книжных страниц: «. я твою живую руку как бы въявь держу в своей». Не случайно исследователи наследия А.Т. отмечают разговорно-интонационную традицию стиха Твардовского, дневниково-доверительную тональность прозы — ораторскую, сократовскую обращённость к публике, глубинно-внутреннюю предначертанность его посулов и текстов. Одухотворённых и наполненных авторской независимостью, самостоятельностью и неизменной твёрдостью и величием характера, эксплицированными в лирику.

Добавим также, для исследователей-твардовцев невосполнимой утратой явилась потеря уймы ранних, «зелёных» стихотворений А.Т., сожжённых им в пылу юношеского, непомерно критического самобичевания. Так же как пропажа записной книжки первого года войны, — весьма исторически ценной, — видимо, украденной на вокзале в ажиотажно-корреспондентской эстафете несчётных командировок.

1960-е… Твардовскому пятьдесят. Слава его огромна. Премии, ордена, награды. Оттепель, «Новый мир». («Сельсоветом» называл А.Т. редакцию «НМ» на углу пл. Пушкина и Чехова.)

Он перебирается из Внукова на новую дачу в Красной Пахре, в сорока километрах от Москвы в сторону Калужского шоссе.

Лишь только сходил снег, он уже возится в саду — и это, не раз говаривал А.Т., лучшие его часы: «Занимаюсь садовыми преобразованиями. Дачные работы похожи на работу пёрышком». Абсолютно не выносил окружающей захламлённости. Прогуливаясь по перелескам окрест пахринского посёлка, — подобно любимейшему Чехову в Мелихово, с самодельной палочкой-тростью, — иногда взрывался возмущённо: опять, мол, воскресные гуляки оставили консервные банки, рваные замасленные газеты. А тут целый разбойный поджёг! — всякое желание пропадает ходить. Но ходит. И часто. Какой ни есть лес, а всё-таки лес: «Люблю ходить пешком, — нередко слышали от него, — просто так, без цели, по пустынной дороге или тропинке, по весеннему лесу, да и по осеннему неплохо».

Сумрак полночи мартовской серый.
Что за ним — за рассветной чертой —
Просто день или целая эра
Заступает уже на постой?

У него служебная Волга. Машина ждёт обычно в тенёчке «под липками» — напротив известинского дома на Пушкинской площади. Долгие годы ездит с одними и теми же шофёрами, с автобазы «Известий». Да и они не спешат покинуть шефа. «А.Т.» — так звали его коллеги-сослуживцы — знал о своих водителях всё, от привычек и пристрастий до биографий, по-товарищески рассуждая с ними в пути обо всём на свете: «Это же рабочий класс! Интересно послушать, что они думают…». Вылавливая и выуживая в задушевных разговорах события, эмоции и настроения реальной жизни, бережно вкладывая их потом в руки героев намечающихся произведений.

Так, на злобу дня задуман сатирический «Тёркин на том свете», принесший автору «пасквиля» немало оскорблений от партийных бонз. Обретаясь на олимпе уважения и благоговения, Твардовский никоим разом не отрывался от земных забот, явственно видя и различая недочёты-недостатки советского строя. Точнее, советского бытия, трудных будней развито́го социализма. Будучи в полной мере приверженцем идей и помыслов Октябрьской революции («А в углу мы «богов» не повесим,// И не будет лампадка тлеть.// Вместо этой дедовской плесени// Из угла будет Ленин глядеть».), в 60-х он реформаторски стоит на позициях здравомыслия и позитивизма, изменив с годами отношение к сталинизму.

Ему вторили и подражали, не глядя, в общем-то, на взаправдашнюю опасность быть обличёнными в антисоветизме. Примером тому может служить замечательная карикатура «крокодилиста» Бориса Пророкова «Папина Победа», изображающая извращённое восприятие папиными детками завоеваний отцов, изобличающая любовь к вещизму. Словно вторя Тёркину, призывающему назло «новым порядкам» резать правду-матку:

. Не держи теперь в секрете
Ту ли, эту к делу речь.
Мы с тобой на этом свете:
Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Источник

Стихи, вместившие судьбу. 110 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

21 июня исполняется 110 лет со дня рождения советского писателя, поэта, критика А.Т. Твардовского (1910 – 1971). Каждый может вспомнить его стихотворения. Во-первых, потому что они входили и входят в школьную программу по литературе, их учат наизусть, а во-вторых, стихотворения Твардовского просты и понятны, легко запоминаются.

Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке…

«Василий Тёркин», «Дом у дороги», поэма «За далью – даль», «Я убит подо Ржевом», и даже многие вспомнят «Ленин и печник».

Несколько фактов из жизни Твардовского

Родился писатель на хуторе Загорье Смоленской губернии в 1910 году. Детство прошло в семье кузнеца. В доме часто читали произведения русских классиков. Твардовский с ранних лет сочинял стихи, даже не освоив грамоты.

Дебютное творение – гневное обличение хулиганов, посмевших разрушить птичьи гнезда. В 14 лет Александра пригласили работать селькором в газету, там и были опубликованы первые стихотворения. Через год юноша стал сотрудничать с городскими издательствами.

В 1929 г. Александр Трифонович перебрался в Смоленск в поисках литературного труда. Через год вернулся домой и поступил в педагогический институт. В то время у Твардовского был трудный период в жизни. Родных, братьев и родителей писателя раскулачили, выслали в Сибирь.

В 1936 г. Александр обучался в Москве в институте философии, литературы и истории. Помимо того, занимался переводами книг народов СССР. Будучи студентом, за творческие заслуги получил орден Ленина в 1939 году. В тот же год напечатали «Страну Муравию», где изображены тяготы рабочих людей после Октябрьской революции.

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Это прежде всего поэма «Василий Теркин»,а также лирика военных лет, которую сам поэт называл «Фронтовой хроникой».

Наиболее известные книги послевоенного времени — «За далью – даль», «По праву памяти», «Теркин на том свете».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 г. опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина». Он проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), пишет статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака, статьи-речи об Александре Пушкине.

Твардовский – поэт, которого можно перечитывать независимо от того, сколько раз ты его читал.

Источник

Новости

«…Жизнь меня не обделила»: к 110-летию со дня рождения Александра Твардовского

Друг юности А.Т. Твардовского и автор ряда исследований, посвящённых поэту, А.В. Македонов свою последнюю книгу назвал «Эпохи Твардовского». Её главная идея состоит в том, что каждый период творчества поэта – это эпоха не только в личной биографии Твардовского, но и в отечественной литературе. Македонов писал: «Обозревая путь А. Твардовского до “Страны Муравии”, поражаешься прежде всего стремительности, с которой выходец из самых глухих деревенских углов, с незаконченным семилетним образованием, нашёл свой самобытный новый путь, поднялся к вершинам настоящей народной интеллигентности, самосознания и уже в восемнадцать-девятнадцать лет создал первые произведения, которые и сейчас продолжают оставаться не только вершинами его тогдашнего пути, но вершинами и всего его пути и всей нашей литературы».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 197121 июня исполняется 110 лет со дня рождения А.Т. Твардовского. «Родился я в Смоленщине, в 1910 году, 21 июня, на “хуторе пустоши Столпово”, как назывался в бумагах клочок земли, приобретённый моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским», – писал поэт в «Автобиографии».

В этой статье мы прежде всего будем обращаться к словам самого Твардовского и людей, близко знавших поэта: друзей, единомышленников, сослуживцев и очевидцев, – так у читателя появится возможность ещё раз соприкоснуться с ушедшей действительностью, что хранится в памяти, не подверженной коррозии.

Книга на протяжении всей жизни А. Твардовского вызывала в нём чувство восхищения. Это чувство зародилось с детства, с загорьевских вечеров в доме отца. «Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски, – писал Твардовский. – Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое моё знакомство с “Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, “Тарасом Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А.К. Толстого, Никитина произошло именно таким образом».

Писать стихи Твардовский начал рано – в десять лет, «до овладения первоначальной грамотой». К этому занятию сына отец относился неоднозначно. Ему импонировала страсть к сочинительству, однако он считал, что подобное увлечение не может привести к материальному и социальному благополучию: «По-разному благосклонно и по-разному с тревогой относились мои родители к тому, что я стал сочинять стихи. Отцу, человеку очень честолюбивому, это было лестно, но из книг он знал, что писательство не сулит больших выгод, что писатели бывают и не знаменитые, безденежные, живущие на чердаках и голодающие. Мать, видя мою приверженность к таким необычным занятиям, по-своему чуяла в ней некую печальную предназначенность моей судьбы и жалела меня», – вспоминал впоследствии поэт.

А. Твардовский выбрал в жизни свой путь – творчество, о начале которого рассказывал:

«С 1924 года я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправности мостов, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей и т.п. Изредка заметки печатались».

Первое выступление в печати состоялось 21 января 1925 года – в газете «Смоленская деревня» была опубликована заметка «Двенадцать сельских хозяйственных кружков». 19 июля 1925 года в той же газете «появилось моё первое стихотворение “Новая изба”».

«В 1928 году переехал в Смоленск и стал работать разъездным корреспондентом. С 1928 года начал печататься во многих центральных, областных газетах и журналах».

В октябре 1935 года вышла в свет первая книга «Сборник стихов (1930–1935)».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971За этот период – с момента переезда А. Твардовского в Смоленск и до завершения работы над поэмой «Страна Муравия» – в его биографии и поэтической судьбе произошло немало важных событий, среди которых регулярные публикации в смоленских и московских изданиях, сотрудничество с журналами «Огонёк», «Крокодил», «Прожектор», «Чудак» и др., признание его одним из талантливейших поэтов среди смоленских авторов, контакты с писателями из соседних областей и белорусскими литераторами, участие в первой смоленской конференции пролетарских писателей, Первой областной конференции пролетарских писателей Западной области, учёба в Смоленском индустриально-педагогическом институте… Это с одной стороны. С другой – систематическая травля поэта, обвинение в отрыве от народной жизни, клеймо «кулацкого подголоска». Критика усиливается с 1930 года, когда на закрытом собрании Смоленской ассоциации пролетарских писателей (СмолАПП) принимается решение о вынесении А. Твардовскому выговора…

В 1935 году Твардовский приехал в Москву, поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Увидела свет поэма «Страна Муравия», которую прочитал Сталин. Поэма ему понравилась. А. Твардовский был награждён орденом Ленина, что спасло поэта от преследований и, возможно, ареста.

Это лишь внешняя канва событий. На некоторых её страницах остановимся подробнее.

В марте 1931 года из Загорья были высланы как семья кулаков родители Твардовского. «19 марта 1931 года наша семья навсегда оставила Загорье. Жизнь была нарушена и до этого дня. Началось всё с весны 1930 года. Наше хозяйство было обложено тяжким индивидуальным налогом, таким, что терялся смысл его выплачивать: надо было всё продать, но и тогда бы выплатить мы не смогли…», – писал брат поэта, И.Т. Твардовский.

Трифон Гордеевич Твардовский никак не мог считаться кулаком: никогда он не прибегал к использованию наёмной силы. Дом, кузница, лошадка, скот – всё содержалось им самим и членами семьи, ими и обживалось, и благоустраивалось. Но «сытая» жизнь Твардовских оказалась подозрительно опасной – последовала высылка в Сибирь.

В поэме «По праву памяти», размышляя о судьбе отца и своём праве «за отца ответить», А. Твардовский писал:

Ответить – пусть не из науки,

Пусть не с того зайдя конца,

А только, может, вспомнив руки,

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов –

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

И точно граблями, бывало,

Такой увёртливый и малый,

Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей –

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей –

И не иначе, с тем расчётом

Горбел годами над землёй,

Кропил своим бесплатным потом,

Смыкал над ней зарю с зарёй.

Важнейшим событием в жизни А. Твардовского стало поступление в Смоленский индустриально-педагогический институт, куда 14 августа 1932 года он подал заявление о приёме. «В Смоленске я, наконец, принялся за нормальное учение. С помощью ныне покойного смоленского партийного работника А.Н. Локтева поступил в педагогический институт без приёмных испытаний, но с обязательством сдать в первый год все необходимые предметы за среднюю школу, в которой я не учился. Мне удалось в первый же год выровняться с моими однокурсниками. Эти годы учёбы и работы в Смоленске навсегда отмечены для меня высоким душевным смыслом. Никакими сравнениями я не мог бы преувеличить испытанную тогда впервые радость приобщения к миру идей и образов, открывшихся мне со страниц книг, о существовании которых я ранее не имел понятия», – писал поэт в «Автобиографии».

Однокурсник Твардовского Ф. Гавриков вспоминал, что «за год Твардовский сумел восполнить существующий пробел в своих занятиях и успешно осилил все дисциплины первого курса. А на втором курсе он уже значился в числе лучших студентов не только литфака, но всего института. В это время он уже считался виднейшим поэтом Западной области».

В 1935 году завершилась работа над «Страной Муравией». Резко отрицательную оценку поэме дал М. Горький. В «Рабочей тетради» от 23 августа 1935 года Твардовский записал: «Подкосил дед, нужно признаться… И да обратится сие несчастье на пользу нам». Это событие в письме к М.В. Исаковскому от 25 сентября 1935 года комментировала жена Твардовского, Мария Илларионовна: «Отзыв Алексея Максимовича был совершенно уничтожающий и тем самым закрывший всякий путь к печатанию произведения».

110 лет со дня рождения поэта а т твардовского 1910 1971В конце ноября 1935 года Твардовский отослал переработанный вариант поэмы в Московское отделение Союза советских писателей. «Страна Муравия» получила положительные заключения рецензентов и высокую оценку критиков и литераторов. В конце марта 1936 года поэма была подписана к печати в четвёртом номере журнала «Красная новь». Вскоре в Смоленске вышло и первое отдельное издание поэмы. Это была важнейшая поэтическая победа А. Твардовского, отметившего: «Со “Страны Муравии” я начинаю счёт своим писаниям».

Главный герой поэмы Никита Моргунок, как и «семеро временнообязанных» в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо», идёт по России – только ищет он не отдельных счастливцев, а целую страну – волшебную Муравию. Македонов в книге «Эпохи Твардовского» отмечал, что Никита Моргунок ищет легендарную страну, «где нет колхозов, но есть крестьянское счастье своей земли и самоотверженного труда на ней. Путешествие Моргунка к мнимой стране счастья – это и путешествие его к подлинным критериям и путям счастья, а вместе с тем путешествие к правде».

В «Стране Муравии» отразилось своеобразие поэтического мироощущения А. Твардовского – поэта эпического склада: тема пути стала основной в его творчестве.

С 1 сентября 1936 года А. Твардовский – студент 3 курса литературного факультета Московского института философии, литературы и истории. В течение двух месяцев ему надлежало сдать зачёты по древнерусской истории и литературе, античной литературе и новой истории Запада. И с этой задачей Твардовский успешно справился. А 31 января 1939 года произошло ещё одно важное событие в жизни поэта: он был награждён орденом Ленина. К.М. Симонов вспоминал: «Он оказался среди очень немногих русских писателей, награждённых орденом Ленина. Впечатление было далеко неоднозначным. Была и реальность, и вопрос – не рано ли? Но в самом молодом поколении, к которому тогда принадлежал я, удивления в общем не было. За этим фактом для нас стояло как бы признание старшинства Твардовского. Не возрастного, а внутреннего. Признание его первенства среди многих других поэтов не только нашего, но и старшего поколений».

В июне 1939 года А. Твардовский с отличием окончил МИФЛИ. К этому времени поэзия Твардовского стала заметным явлением в советской литературе. В ней нашла отражение жизнь советской деревни: тракторный выезд, труд людей – героев, которых прежде литература практически не знала – колхозника, перевозчика, уборщицы, сторожа, земляка-матроса, строителя, шофёра, кузнеца. В стихотворениях 1927–1939 годов практически нет урбанистических мотивов, нет картин жизни городов, зато есть дорогие сердцу поэта места: хутор Загорье, станция Починок, старое дворище, Смоленщина. В лирике природы, в её лексическом (тематическом) строе отчётливо виден взгляд сельского человека, его понимание и мироощущение. И персонажи Твардовского – люди земли и от земли, с простыми именами и обыденной жизнью: Бубашка, Данила, Ивушка-печник, Полина, Настасья. И лишь одно стихотворение посвящено А.С. Пушкину – в 1937 году, в год столетия со дня смерти поэта – «К портрету Пушкина».

В лирике Твардовского этого периода проявилась важнейшая особенность его отношения к действительности: в малом и большом брать ответственность на себя. Это отразилось в лексическом строе стихотворений, в употреблении личного местоимения «я». Из 108 стихотворений первого тома шеститомного собрания сочинений Твардовского образ «я» возникает в 29 текстах, при этом мы не учитывали стихотворения с лексемами «мы», «мой», «мне». Иногда с «я» начинается текст, например: «Я иду и радуюсь. Легко мне…», но чаще всего это «я» присутствует неявно, придавая лирическому сюжету особый смысл.

В середине сентября 1939 года поэт был призван в ряды Красной Армии и выехал в западную Белоруссию. В жизни Твардовского наметился новый этап, связанный с судьбой страны, с защитой Отечества. Он стал военным корреспондентом.

30 ноября 1939 года началась война с Финляндией. В стихотворении 1943 года «Две строчки» А. Твардовский назвал её «незнаменитой»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *