Участок изу что это

Искусственный земельный участок: определение и особенности правового режима

Положение об участке, созданном искусственно на воде, в законодательстве России существует с 2011 года. Ранее понятие статуса земельного искусственного участка существовало только в сводах норм на расширение технической базы и построения новых зданий, сооружений.

После 2006 года данное понятие появилось в Федеральном законе № 261-ФЗ, регулирующим расширение портов за подобный счёт.

Однако со временем гражданское строительство начало довольно стремительно развиваться, вследствие чего земли стало не хватать и появилось предложение о сооружении участков на воде (ИЗУ) для регулирования появления объектов гражданского строительства.

Чтобы было понятно, какое место ИЗУ занимает в правом пространстве РФ, необходимо ответить на следующие вопросы:

— кто имеет право быть создателем и собственником земельного искусственного участка.

Что такое ИЗУ

Участок изу что этоВ правовом режиме искусственный земельный участок — это остров или полуостров, который построен на каком-либо водном объекте, принадлежащем государству, путём строительных технологий, используемый после начала эксплуатации, в качестве земельного участка.

При этом этот новый объект может омываться со всех сторон водой или быть присоединён к одному из имеющихся земельных участков. Обратите внимание, что само определение ИЗУ оставляет за собой некоторую двусмысленность.

Интересной особенностью является то, что согласно определению существование рассматриваемого объекта можно разделить на два периода:

При этом, что самое главное, эти два периода регулируются разными правовыми нормами и правилами, а это значит, что и юрпроцессы могут проходить в разном режиме бюрократической сложности.

Градостроительный кодекс РФ под № 190-ФЗ от 29.12.2004 управляет объектом на первом периоде, а на втором участок входит в поле действия Федерального закона, принятого 19.07.2011 под № 246-ФЗ.

Кто имеет право быть создателем и собственником

Участок изу что этоЧтобы создать ИЗУ, следует соблюсти все нормы правового режима и выполнить следующие действия:

Таким образом, ИЗУ будет создан, а его владельцем, как правило, становится организатор этого проекта. В процессе использования новой территории на воде с ней могут происходить любые юридические изменения, как и с обычным земельным наделом, которые регулируются ФЗ, указанным выше.

Смотрите видео, в котором специалист озвучивает актуальные особенности статуса искусственных земельных участков:

Источник

3.4. Особенности создания искусственных земельных участков и объектов на них

Вопросы создания искусственных земельных участков (далее – ИЗУ) регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон № 246-ФЗ).

Согласно ст. 3 закона № 246-ФЗ ИЗУ – это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путём намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Он может как прилегать к существующим земельным участкам, так и быть изолированным от них.

Для создания ИЗУ предоставление земельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющему создание ИЗУ, не требуется (п. 4 ст. 6 закона № 246-ФЗ).

Весь процесс создания ИЗУ условно можно разделить на следующие этапы:

1) Принятие инициативы и подготовка проекта разрешения на создание ИЗУ.
2) Согласование проекта разрешения на создание ИЗУ.
3) Получение разрешения на создание ИЗУ.
4) Заключение договора о создании ИЗУ.
5) Проведение работ, необходимых для создания ИЗУ.
6) Получение разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию.

Рассмотрим ключевые особенности каждого из перечисленных этапов.

Инициатива по созданию ИЗУ

В соответствии с п. 1 ст. 4 закона № 246-ФЗ инициаторами создания ИЗУ могут быть как федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, так и физические и юридические лица.

Инициатор создания ИЗУ осуществляет подготовку проекта разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.

Такой проект должен содержать:

1) указание на планируемое использование ИЗУ с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешённого использования ИЗУ. В проекте может быть указан конкретный ОКС, для размещения которого создаётся ИЗУ;
2) планируемое местоположение ИЗУ.

Согласование проекта разрешения на создание ИЗУ

Согласно п. 5 ст. 4 закона № 246-ФЗ проект разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, должен быть согласован со следующими органами:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими:

2) органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого планируется создание ИЗУ [2] ;

При этом закон № 246-ФЗ не предусматривает последовательности согласований проекта разрешения на создание ИЗУ, следовательно, для целей согласования проект может быть направлен во все вышеназванные органы разом.

Сроки согласования проекта в органах и организациях – не более 1 месяца (п. 8 ст. 4 закона № 246-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется создание ИЗУ, в течение трёх рабочих дней со дня поступления проекта разрешения на создание ИЗУ размещают на официальном сайте такого муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанный проект и обязательные приложения к нему. Заинтересованные лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований свои предложения и замечания по указанному проекту.

Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать один месяц.

Законом № 246-ФЗ не предусмотрено оснований для отказа в согласовании проекта разрешения на создание ИЗУ.

Из изложенного следует, что, если в течение месяца со дня поступления проекта разрешения на создание ИЗУ на согласование в уполномоченные органы государственной власти соответствующие замечания на проект не поступят, проект считается согласованным. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 246-ФЗ обязательное представление согласования проекта от указанных органов для получения разрешения на создание ИЗУ не предусмотрено.

Выдача разрешения на создание ИЗУ

После получения необходимых согласий инициатор создания ИЗУ направляет в орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, заявление о создании ИЗУ (п. 1 ст. 5 закона № 246-ФЗ).

Обязательной формы заявления о создании ИЗУ не предусмотрено, но к такому заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц);
2) проект разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
3) схема размещения ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
4) обоснование создания ИЗУ;
5) заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций о согласовании проекта разрешения на создание ИЗУ;
6) замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание ИЗУ (при наличии);
7) документ о согласовании проекта разрешения на создание ИЗУ по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

Органом, уполномоченным на выдачу разрешения на создание ИЗУ, является (п. 2 ст. 5 закона № 246-ФЗ):

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на создание ИЗУ уполномоченным органом составляет тридцать дней (п. 3 ст. 5 закона № 246-ФЗ).

Отказ в выдаче разрешения на создание ИЗУ допускается по следующим основаниям (п. 5 ст. 5 закона № 246-ФЗ):

1) отсутствие документов, которые необходимо представить в уполномоченный орган (пп.пп. 1–4 п. 1 ст. 5 закона № 246-ФЗ);
2) отсутствие в проекте разрешения на создание ИЗУ необходимых сведений о планируемом использовании ИЗУ с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешённого использования ИЗУ и о предполагаемом местоположении ИЗУ;
3) наличие замечаний органов государственной власти по проекту разрешения на создание ИЗУ, которые поступили в течение месяца со дня поступления данного проекта на согласование и не устранены на дату подачи заявления о создании ИЗУ, либо такой проект не согласован по итогам работы согласительной комиссии.

Отказ в выдаче разрешения на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части по иным основаниям не допускается.

Разрешение на создание ИЗУ является основанием для:

1) принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения о подготовке документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
2) проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании ИЗУ в случае его создания за счёт средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, а также на право выполнения работ, необходимых для создания ИЗУ;
3) заключения договора о создании ИЗУ.

Заключение договора о создании ИЗУ

По договору о создании ИЗУ одна сторона в установленный договором срок своими силами и за свой счёт и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить работы, необходимые для создания ИЗУ, и осуществить строительство ОКС на ИЗУ, другая сторона (орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется выполнить обязательства, предусмотренные в договоре о создании ИЗУ.

К отношениям сторон по договору о создании ИЗУ применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в договоре о создании ИЗУ, если иное не вытекает из закона № 246-ФЗ.

Существенные условия договора о создании ИЗУ:

1) сведения о местоположении и планируемых границах ИЗУ;
2) цена права на заключение договора в случае заключения договора на основании аукциона на право заключить договор о создании ИЗУ;
3) обязательство лица, заключившего договор, выполнить работы, необходимые для создания ИЗУ, и максимальные сроки выполнения таких работ;
4) обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство ОКС на ИЗУ в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории и проектной документацией, максимальные сроки осуществления такого строительства;
5) срок договора;
6) ответственность лица, заключившего договор, за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Факультативные условия договора о создании ИЗУ:

1) обязательство лица и (или) лиц, заключивших договор, осуществить строительство конкретного ОКС на ИЗУ, если это предусмотрено разрешением на создание ИЗУ и извещением о проведении открытого аукциона;
2) указание видов ОКС, размещаемых на ИЗУ и подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, условия и сроки такой передачи;
3) условия и объём участия органа, уполномоченного на выдачу разрешения на создание ИЗУ, в выполнении работ, необходимых для создания ИЗУ;
4) способы и размер обеспечения исполнения обязательств по договору лицом, заключившим договор о создании ИЗУ;
5) размеры долей в праве общей долевой собственности, если на создаваемый в соответствии с таким договором ИЗУ возникает право общей долевой собственности.

Договор о создании ИЗУ заключается с победителем открытого аукциона на право заключить договор о создании ИЗУ, за исключением случаев, когда в силу прямого указания закона договор может быть заключён без торгов (п. 3 ст. 7 закона № 246-ФЗ).

Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании ИЗУ предусмотрен в ст. 8 закона № 246-ФЗ.

В случае заключения договора о создании ИЗУ по результатам аукциона договор заключается:

1) федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, являющимися инициаторами создания ИЗУ;
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае создания ИЗУ на водном объекте в акватории морского и речного порта;
3) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в случаях, если инициатором создания ИЗУ является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

При заключении договора о создании ИЗУ без проведения аукциона договор заключается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, определённым указом или распоряжением Президента Российской Федерации либо распоряжением Правительства Российской Федерации;
2) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, осуществляющим создание морского порта или расширение территории морского порта на основании предусматривающего создание ИЗУ решения Правительства Российской Федерации о создании морского порта или расширении территории морского порта;
3) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с собственником или арендатором земельного участка, который расположен в границах территории морского порта или в речном порту и будет иметь общую границу с ИЗУ, при условии, что на ИЗУ планируется размещение ОКС, технологически связанного с ОКС, размещённым на земельном участке в границах территории морского порта или в речном порту, либо планируется размещение ОКС, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах территории морского порта или в речном порту и ИЗУ.

Проведение работ, необходимых для создания ИЗУ

В соответствии с п. 1 ст. 6 закона № 246-ФЗ к работам, необходимым для создания ИЗУ, относятся:

1) подготовка документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ

Подготовка документации по планировке территории осуществляется до создания ИЗУ в целях установления характеристик её планируемого развития в планируемых границах ИЗУ.

Утверждение документации по планировке территории, подготовленной лицом, с которым заключён договор, осуществляется (п. 4.1 ст. 9 закона № 246-ФЗ):

1) федеральными органами исполнительной власти, являющимися инициаторами создания ИЗУ, либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в случае создания ИЗУ на водном объекте в акватории морского и речного порта;
2) органом государственной власти субъекта РФ в случае, если данный орган является инициатором создания ИЗУ, либо в случае, если инициатором создания ИЗУ является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо;
3) органом местного самоуправления, являющимся инициатором создания ИЗУ.

Утверждение документации по планировке территории осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня приёма заявления и документации по планировке территории.

После ввода ИЗУ в эксплуатацию внесение иных изменений в документацию по планировке территории осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.

2) выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания ИЗУ

3) подготовка проектной документации для создания ИЗУ (далее – проектная документация)

Подготовка проектной документации ИЗУ осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, выполненных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и с учётом характеристик планируемого развития территории, содержащихся в документации по планировке территории в планируемых границах ИЗУ.

ГПЗУ для подготовки проектной документации ИЗУ не требуется (п. 1 ст. 10 закона № 246-ФЗ).

Проектная документация ИЗУ подлежит государственной экспертизе, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и государственной экологической экспертизе, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 4 ст. 10 закона № 246-ФЗ).

В случае, если разрешением на создание ИЗУ либо решением о создании морского порта или расширении территории морского порта предусмотрено также строительство одного или нескольких ОКС на соответствующем ИЗУ, подготовка проектной документации ИЗУ и таких ОКС осуществляется одновременно. При этом в случае, если создание ИЗУ и строительство на нём ОКС будут осуществляться одним лицом, такое лицо может подготовить на них одну проектную документацию (п. 5 ст. 10 закона № 246-ФЗ).

В случае подготовки отдельной проектной документации ОКС, размещаемого на ИЗУ, выполнение инженерных изысканий для подготовки такой проектной документации не требуется. Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учётом конструктивных и объёмно-планировочных решений, содержащихся в проектной документации ИЗУ (п. 6 ст. 10 закона № 246-ФЗ).

4) проведение работ по созданию ИЗУ (намыв, отсыпка донного грунта или проведение работ с использованием иных технологий)

Для проведения работ по созданию ИЗУ требуется получение отдельного разрешения в порядке, установленном ГрК РФ с учётом особенностей, предусмотренных ст. 11 закона № 246-ФЗ.

Разрешение на проведение работ по созданию ИЗУ выдаётся (п. 2 ст. 11 закона № 246-ФЗ):

Для выдачи разрешения на проведение работ по созданию ИЗУ лицо, с которым заключён государственный или муниципальный контракт на создание ИЗУ, либо лицо (лица), с которым заключён договор о создании ИЗУ, направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на проведение работ по созданию ИЗУ орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на проведение работ по созданию ИЗУ. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) материалы, содержащиеся в проектной документации ИЗУ:

2) в случае невозможности получения таких документов в рамках межведомственного взаимодействия:

3) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ИЗУ, положительное заключение государственной экологической экспертизы этой проектной документации.

Рассмотрение заявления на выдачу разрешения на проведение работ по созданию ИЗУ осуществляется в течение десяти дней со дня получения заявления (п. 5 ст. 11 закона № 246-ФЗ).

В случае, если разрешением на создание ИЗУ либо решением о создании морского порта или расширении территории морского порта предусмотрено также строительство одного или нескольких ОКС на таком ИЗУ, одновременно выдаются разрешение на проведение работ по созданию ИЗУ и разрешение на строительство размещаемого на таком ИЗУ ОКС (п. 6 ст. 11 закона № 246-ФЗ).

Для выдачи разрешения на строительство ОКС на ИЗУ в указанном случае правоустанавливающие документы на земельный участок и ГПЗУ не требуются (п. 8 ст. 11 закона № 246-ФЗ).

Получение разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию

Разрешение на ввод ИЗУ в эксплуатацию выдаётся органом, выдавшим разрешение на проведение работ по созданию ИЗУ, в течение десяти дней со дня поступления соответствующего заявления (п. 3 ст. 12 закона № 246-ФЗ).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

1) разрешение на проведение работ по созданию ИЗУ либо разрешение на строительство ОКС в случае, если решение о создании ИЗУ принято или разрешение на строительство ИЗУ выдано до дня вступления в силу закона № 246-ФЗ (02.08.2011);
2) акт приёмки ИЗУ (в случае, если предоставление такого акта для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено ГрК РФ) [8] ;
3) документ, подтверждающий соответствие ИЗУ требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим его создание;
4) документ, подтверждающий соответствие параметров ИЗУ проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим его создание;
5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии ИЗУ требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического надзора.

В случае, если разрешением на создание ИЗУ либо решением о создании морского порта или расширении территории морского порта предусмотрено также строительство одного или нескольких ОКС на таком ИЗУ, осуществляется одновременно выдача разрешения на ввод ИЗУ в эксплуатацию и размещённого на нём ОКС (п. 5 ст. 12 закона № 246-ФЗ).

Для выдачи разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию в указанном случае правоустанавливающие документы на земельный участок и ГПЗУ не требуются (п. 5.1 ст. 12 закона № 246-ФЗ).

Разрешение на ввод ИЗУ в эксплуатацию одновременно является:

1) переводом земель водного фонда или земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание ИЗУ на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части (пп. 1 п. 1 ст. 14 закона № 246-ФЗ).

При этом в случае создания ИЗУ на водном объекте, расположенном на землях, не относящихся к землям водного фонда, такой ИЗУ со дня ввода в эксплуатацию относится к землям той же категории, что и ИЗУ, на котором располагались водный объект или его часть, если в разрешении на создание ИЗУ не предусмотрено его отнесение к землям иной категории (п. 4 ст. 14 закона № 246-ФЗ).

Принятие решений о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении вида, видов разрешённого использования ИЗУ не требуется (п. 2 ст. 14 закона № 246-ФЗ).

2) установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории ИЗУ вида, видов разрешённого использования ИЗУ (пп. 2 п. 1 ст. 14 закона № 246-ФЗ).

3) основанием для внесения изменений в Генеральный план поселения, Генеральный план городского округа, генеральные планы городов федерального значения, схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населённых пунктов (в случае, если в соответствии с разрешением на создание ИЗУ предусмотрено его отнесение к землям населённых пунктов) (п. 3 ст. 14 закона № 246-ФЗ).

В этом случае не требуется:

Изменение категории, установление и (или) изменение вида, видов разрешённого использования ИЗУ осуществляются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

С даты ввода в эксплуатацию ИЗУ, а также образованные из него земельные участки находятся в собственности:

1) Российской Федерации в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счёт средств федерального бюджета;
2) субъекта Российской Федерации в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3) муниципального образования в случае, если создание ИЗУ осуществлено за счёт средств местного бюджета;
4) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица в случае, если создание ИЗУ осуществлено такими лицами на основании заключённого с ними договора о создании ИЗУ, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения;
5) Российской Федерации в случае, если создание ИЗУ осуществлено в соответствии с решением о создании морского порта или расширении территории морского порта на основании концессионного соглашения.

Источник

Дальневосточный гектар: как бесплатно получить землю и деньги на освоение

Участок изу что это

Бесплатно получить землю на Дальнем Востоке и открыть на полученном участке свою гостиницу, винодельню или построить дом сегодня может любой желающий в рамках программы «Дальневосточный гектар». Согласно данным федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ», с начала действия программы участки получили свыше 89,8 тыс. россиян (данные на конец февраля 2021 года). Общая площадь участков — 62,5 тыс. га.

Вместе с экспертами рассказываем об особенностях программы, будущих нововведениях и трудностях владения землей на Дальнем Востоке.

Свой гектар на Дальнем Востоке

Программа «Дальневосточный гектар» была запущена в 2016 году, тогда для освоения выделили более 140 млн га. По ней можно получить бесплатную землю в регионах Дальнего Востока. Изначально в программе участвовали Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Магаданская и Сахалинская области, а также Камчатка и Чукотка. В 2020 году список дополнили Бурятия и Забайкалье.

Участки по программе можно получить только за пределами городов. Они должны располагаться на расстоянии как минимум 10 км от населенных пунктов с населением свыше 50 тыс. жителей и в 20 км от городов с населением более 300 тыс. человек.

Изначально подать заявку на участие в программе могли только жители Дальнего Востока, но с 2020 года такую возможность получили все россияне и даже участники программы добровольного переселения соотечественников.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ:

Участок изу что это

— Программа была нацелена на то, чтобы привлечь людей на Дальний Восток и сохранить местное население. Пока успехи этой программы недостаточны — около 80–90 тыс. человек взяли дальневосточные гектары, что в масштабах страны немного. Об этом также свидетельствует смягчение требований — изначально программа была рассчитана только на жителей Дальнего Востока.

Главная проблема программы заключается в том, что земельные участки выдаются на определенном расстоянии от городов. Люди должны коренным образом менять свой образ жизни и осваивать новые земли. Но на это готов далеко не каждый. Поэтому, возможно, стоило бы отказаться от такого ограничения и осваивать территорию вблизи городов. Безусловно, есть определенная польза, предусмотрено много льгот для получателей гектара. Но для того чтобы Дальний Восток осваивался активнее, надо программу дорабатывать. Ее нужно увязывать с программами развития регионов, стратегией пространственного развития страны, а также принимать большой пакет мер, которые стимулировали бы переезд населения в Сибирь и на Дальний Восток. Все должно развиваться в комплексе.

Сколько земли можно получить

Бесплатный земельный участок на Дальнем Востоке один человек пока может получить лишь однажды. Площадь участка не должна превышать один гектар, но может быть и меньше указанного размера. Требований к возрасту получателя нет — землю можно оформить даже на младенца. Таким образом, семья из трех человек может получить три гектара.

Более того, несколько человек могут объединиться и подать коллективное заявление на получение бесплатной земли большого размера. Правда, здесь есть ограничение — подать такое обращение могут не более десяти граждан. Чтобы объединиться — создать совместный бизнес или новый населенный пункт, — гектарщики могут воспользоваться опцией «Найти соседа».

Участок изу что это

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК ДВ):

— Участники программы «Дальневосточный гектар», успешно освоившие первый земельный участок и получившие его в собственность или в аренду, смогут подать заявку и получить еще один земельный участок на Дальнем Востоке. Такое нововведение предусмотрено проектом поправок в закон о дальневосточном гектаре, который Минвостокразвития в феврале 2021 года внесло на рассмотрение в правительство России. Воспользоваться правом на дополнительный гектар можно будет однократно.

Требования

Основное условие получения гектара в собственность — его освоение. Изначально земля передается на пять лет на основании договора безвозмездного пользования, при этом уже в течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, а через три года — задекларировать его освоение. После пяти лет безвозмездного пользования участок можно получить в собственность или оформить длительную аренду — на 49 лет (это касается лесных участков — их нельзя оформить в собственность). Однако если в течение пяти лет пользователь не начинает осваивать землю, то он автоматически теряет на нее право.

В целом требования к «гектарщикам» с каждом годом упрощаются (чтобы привлечь большее число людей). Например, в 2020 году вступил в силу закон, который позволяет россиянам досрочно оформить дальневосточные гектары в собственность. Такая возможность предоставляется тем, кто взял кредит на строительство индивидуального дома на этом участке. Оформление участка в собственность, в свою очередь, позволит заемщику передавать землю в залог банку при оформлении ипотеки.

Комментарий пресс-службы Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике:

— Минвостокразвития подготовило законопроект, подразумевающий возможность отказа гражданина от участка с сохранением возможности взять другую землю. Предполагается, что эта норма будет действовать в случае, если невозможно использовать землю — это, например, случаи несоответствия вида разрешенного использования участка утвержденному градостроительному регламенту, климатические или географические особенности земли. Инициатива внесена в план законотворческой деятельности правительства на осень 2021 года.

Как получить дальневосточный гектар: инструкция

Подать заявление на получение гектара можно в письменном виде в МФЦ или через местное подразделение Росреестра. Но можно это сделать и не выходя из дома — на сайте «НаДальнийВосток.рф».

Участок изу что это

Почему отказали и что делать

Причины для отказа могут быть разными. Например, земельный участок кому-то уже принадлежит, кем-то арендован или является частью заповедника, месторождения федерального значения. Узнать о причине отказа можно, позвонив на горячую линию программы (8 800-200-32-51) или заполнив форму обратной связи на сайте «НаДальнийВосток.РФ». Если окажется, что в получении участка отказано на законных основаниях, то можно выбрать участок повторно в другом месте.

Что можно делать на участке

Вид использования земельного участка можно выбрать в течение года после получения гектара. Ограничений по использованию нет, главное — чтобы это не противоречило закону и соответствовало виду разрешенного использования земли. Например, на землях лесного фонда можно заниматься только определенными видами деятельности, связанными в основном с обработкой древесины. Но в целом все зависит от фантазии и бюджета участника программы. Можно построить дом, открыть ферму по выращиванию грибов шиитаке или заняться виноделием. Но для этого нужно будет получить необходимые разрешения, лицензии и свидетельства.

«Земля предоставляется один раз, поэтому мы рекомендуем обдуманно подходить к выбору участка, самостоятельно посетить землю, изучить инфраструктуру, познакомиться с соседями», — отметили в АРЧК ДВ.

Участок изу что это

Поддержка владельцев дальневосточного гектара

Помимо бесплатного участка, власти обещают помочь с освоением земли на Дальнем Востоке. Всего предлагается 35 мер помощи — различные гранты, микрозаймы, кредиты. По каждому из них есть определенные требования для получения. Также «гектарщики» могут воспользоваться программой «Дальневосточная ипотека». «Для этого необходимо, чтобы выбранный вид разрешенного использования участка предусматривал индивидуальное жилищное строительство (для индивидуального жилищного строительства; для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок))», — уточнили в пресс-службе АРЧК ДВ.

Помимо этого, предлагаются готовые бизнес-планы по использованию гектаров. Среди них — бизнес-план организации детского лагеря и солнечного круглогодичного биовегетария — предполагаемые инвестиции 33,5 млн и 7,8 млн руб. соответственно. Всего около 40 готовых решений.

Чтобы воспользоваться конкретной мерой поддержки, нужно зайти на сайт «НаДальнийВосток.рф» в раздел «Меры поддержки» и выбрать на интерактивной карте интересующий регион. После чего доступные инструменты будут отображены в pdf-файле.

Участок изу что это

Когда платить налоги

Как только участок освоен (например, на нем появились постройки), он передается в собственность или аренду, после чего «гектарщики» начинают платить налог или арендные платежи. До этого времени дальневосточный гектар налогом не облагается, пояснила юрист «Легес Бюро» Ольга Эттлер.

Владение участком облагается налогом на общих основаниях. В случае оформления участка в долгосрочную аренду стоимость аренды земли не может быть выше земельного налога. Арендная плата по лесному участку определяется Лесным кодексом РФ (ст. 73 Лесного кодекса РФ). Налог напрямую зависит от вида использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Налоговые ставки можно посмотреть на сайте налоговой службы.

Что касается распоряжения гектаром, то до момента оформления в собственность его нельзя продать или сдать в аренду. Но и после оформления не допускается заключение договоров купли-продажи, дарения, аренды, договоров безвозмездного пользования и т. д., если второй стороной сделки является иностранное государство, международная организация или иностранный гражданин, уточнила Ольга Эттлер.

Трудности владения

Главная трудность, возникающая перед желающими получить землю, заключается не в бюрократических процедурах, которые заявитель вынужден пройти (этот процесс автоматизирован), а в обустройстве полученной недвижимости, говорит член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

Для многих граждан затруднения возникают в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры. Это может быть обусловлено удаленностью «гектара» и его расположением вне границ населенных пунктов. Прямой обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по созданию дорог, проведению электричества, обеспечению водоснабжения в местах предоставления участков нет, однако правообладатели земли вправе подавать заявления, в том числе коллективные, для принятия решения о развитии инфраструктуры.

Участок изу что это

Вилен Вардапетян, директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС:

Участок изу что это

— Для того чтобы привлечь больше квалифицированных участников в проект, на мой взгляд, в программе необходимо предусмотреть проектное предоставление земельных участков до 1 тыс. га. Квалифицированный участник должен иметь возможность, предоставив бизнес-план, получить под свой проект соответствующий участок. После этого в течение планового срока (от трех до пяти лет) запустить проект и, достигнув целевых показателей, пройти проверку региональной комиссии и получить участок в собственность на безвозмездной основе.

После успешного запуска нескольких крупных проектов квалифицированными участниками можно организовать местную кластерную инициативу и в рамках кластера создать необходимую инфраструктуру, что позволит более эффективно расходовать бюджетные средства. При этом возможность получения участков в рамках существующего порядка неквалифицированными участниками также стоит сохранить — это будет и дальше востребовано у жителей соответствующих регионов Дальнего Востока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *