рейтинг фнс россии в мире

Боос: Мишустин выстроил лучшую в мире систему администрирования налогов

рейтинг фнс россии в мире

Читайте нас в Google Новости

рейтинг фнс россии в мире

Глава ФНС Михаил Мишустин, предложенный президентом страны Владимиром Путиным на пост председателя правительства, смог добиться того, что российская налоговая служба была признана самой действующей в мире. Об этом NEWS.ru сообщил бывший руководитель Государственной налоговой службы РФ и экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос.

О предложении Владимира Путина Михаилу Мишустину не знал, не ожидал этого. Считаю Мишустина нестандартным чиновником. Он пришёл на государственную службу из бизнеса, как и я. Как человек из бизнеса — изначально заряжен на результат. Российская налоговая служба признана самой действующей в мире, это, безусловно, заслуга Мишустина. Он — сильный руководитель, сумевший выстроить лучшую в мире систему администрирования налогов, — отметил Боос.

И в такое время кандидатура Мишустина на должность премьера — хороший вариант. У него есть личный, человеческий и профессиональный потенциал для того, чтобы справиться с поставленными задачами и доказать свою эффективность, — подчеркнул Боос.

Вместе с тем экс-руководитель Государственной налоговой службы не взялся предположить, какой будет конфигурация будущего правительства и какие назначения могут последовать в ближайшее время.

Ранее NEWS.ru писал, что кабинет министров России в полном составе ушёл в отставку. Члены правительства продолжат временно исполнять свои обязанности до формирования нового кабмина.

рейтинг фнс россии в мире

Добавить наши новости в избранные источники

Источник

Александр Роджерс: Российская налоговая система одна из лучших в мире

рейтинг фнс россии в мире

рейтинг фнс россии в мире

Российская система налогообложения и технологии Федеральной налоговой службы позволяют бюджету собирать НДС с разницей между планируемыми и реальными доходами всего лишь в 1%.

Это вызвало восхищение журналиста Financial Times Криса Джайлса, передаёт РИА Новости.

До внедрения новой системы ситуация с НДС в России была существенно хуже – разница между ожидаемыми доходами от НДС и реальными составляла около 20%. Для сравнения в Британии разница была 9,1%.

Однако на сегодняшний день, как было сказано выше, разница составляет 1%. Так в период с 2014 года по 2018 год поступления от НДС выросли на 64%, а потребление домохозяйств при этом выросло лишь на 21%.

Дело в том, что глава ФНС Михаил Мишустин, который и внедрил новую электронную систему с двумя большими дата-центрами в прошлом был не политиком, а экспертом-технологом.

«Мы создали технологию, и теперь становимся экономистами», – цитирует газета Мишустина.

При этом НДС – самый прибыльный налог для государства, который во многих странах обеспечивает до одной пятой от всех поступлений в бюджет.

Экономический эксперт Александр Роджерс назвал российскую систему налогообложения одной из лучших в мире: «Я давно говорю (хотя со мной часто не соглашаются), что российская налоговая система одна из лучших в мире. А возможно, и лучшая».

Он объяснил, что налоговое бремя на россиян значительно облегчает нефтегазовая отрасль: «Потому что, во-первых, налоговое бремя на граждан одно из самых низких в мире (за счёт высоких налогов на нефтегазовые отрасли, за счёт которых формируется большая часть бюджета), во-вторых, открытие юридических лиц и подача налоговой отчётности максимально упрощены, переведены в цифровую форму и чрезвычайно удобны. Мне есть, с чем сравнивать. И журналист Financial Times на самом деле просто констатирует очевидное», – прокомментировал эксперт.

Источник

При Мишустине налоговое ведомство России стало одним из лучших в мире

рейтинг фнс россии в мире

Россия на сегодняшний день обладает одной из самых передовых налоговых систем на планете. Можно спорить о том, насколько соответствуют экономическим реалиям те или иные российские налоги, но это будут претензии явно не к ФНС, которая является исполнителем налогового законодательства в стране.

Само же это ведомство заслужило положительную оценку даже у западных экспертов, не отличающихся позитивными мнениями о нашей стране. Так, The Financial Times сообщила, что «Россия определенно является одним из мировых лидеров налоговой цифровизации».

Кто же поставил российскую ФНС на самые высокие рейтинги в мировом табеле о рангах? Это Михаил Мишустин, который на протяжении десяти последних лет руководил главным налоговым органом России.

Пожалуй, именно в этом кроется основная причина, почему именно его кандидатуру предложил на должность председателя правительства страны президент Владимир Путин.

Чтобы понять, каков этот человек и что можно ожидать от него на новом посту, Федеральное агентство новостей проследило служебный путь нового главы правительства, начиная с 1990-х годов, и рассмотрело его главное детище в государственном управлении — налоговое ведомство.

рейтинг фнс россии в мире

Человек из бизнеса

Михаил Мишустин отнюдь не сразу решил строить свою карьеру в госуправлении. С 1992 по 1998 годы его местом работы был Международный компьютерный клуб — общественная некоммерческая организация, которая ставила своей задачей привлечение иностранных технологий и инвестиций в IT-сектор России.

Нужно сказать, что клуб в целом со своей задачей справился: в российскую IT-отрасль еще в 1990-е годы зашло немало западных компаний, а под эгидой клуба стала проходить одна из наиболее авторитетных компьютерных выставок — Международный компьютерный форум.

В 1998 году Мишустин впервые попадает в коридоры власти: он был назначен на должность заместителя руководителя Государственной налоговой службы России (бывшее название Федеральной налоговой службы). Персональный ИНН, к которому сейчас уже привыкли все жители России, был инициативой именно Мишустина, он же участвовал в создании первых вариантов электронной цифровой подписи.

Стоит отметить, что должности заместителей часто являются наиболее важными с точки зрения исправного функционирования того или иного ведомства. Ведь большая часть технических и организационных вопросов лежит именно на замах, в то время как первые лица обычно осуществляют общее руководство и определяют стратегию развития.

Именно такими назначениями стали два места работы Мишустина: с марта 2004 года по декабрь 2006 года он возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), а с января 2007-го и по март 2008-го руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).

Именно в бытность Мишустина в кадастровом ведомстве в последнем стартовали масштабные реформы, связанные с переводом всей имеющейся документации по объектам недвижимости в электронный вид. Зза два года Роснедвижимость под руководством Мишустина закончила полную кадастровую оценку земель РФ, что позволило с 2006 года ввести земельный налог на основе кадастровой стоимости. До этого всю землю оценивали «чохом», по нормативной стоимости, без учета множества дополнительных моментов, прямо влияющих на ценность того или иного участка.

В случае РосОЭЗ речь и вовсе шла о создании совершенно нового ведомства, чьи функции и принципы работы пришлось прописывать буквально «с нуля». Иногда Мишустину ставят в вину то, что его работа в РосОЭЗ была не столь эффективна, как в налоговой службе или кадастре. Ведь буквально через год после ухода Мишустина РосОЭЗ был ликвидирован, а его функции — переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.

Тем не менее, тут речь идет не об ошибках Мишустина: «не взлетела» сама концепция РосОЭЗ, так как значительная часть особых экономических зон оказалась «пустышками» и не смогла привлечь нужного объема внутренних и иностранных инвестиций в российскую экономику.

рейтинг фнс россии в мире

Во главе ФНС

Второй приход Мишустина на госслужбу состоялся, после краткого перерыва, в 2010 году. До этого два года он снова работал в частном секторе — на должности президента одной из старейших российских инвестиционных компаний UFG Capital Partners и управляющего партнера группы UFG Asset Management.

В апреле 2010 года Мишустин был назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Он сразу объявил, что начинает борьбу с «грязными налоговыми данными» и необоснованным возвратом НДС.

Проблема администрирования НДС — одна из самых непростых даже в мировой практике. Как уже было сказано, можно ругать этот непрямой налог, который был введен в России еще в начале 1990-х, но мы так или иначе имеем такую структуру национальной экономики и внешнеэкономической деятельности, которая учитывает НДС в качестве одного из основных налогов.

Именно при Мишустине система сборов налогов в стране превратилась в высокотехнологичную отрасль и стала едва ли не лучшей в мире. Трудно представить, но всего десятилетие назад большая часть торговых точек у нас работала с громоздкими и неудобными кнопочными кассами, информацию с которых если и собирали, то практически в ручном режиме.

Сегодня реальностью налогового учета является компактный сенсорный планшет, который скромно стоит рядом с бесконтактным платежным терминалом для приема пластиковых карт с «пэй-пассом» и смартфонов с NFC. Причем эта инвестиция — практически субсидируемая, так как индивидуальный предприниматель, приобретая устройство налогового учета ФНС, в конце года получает от государства налоговый вычет в две трети его стоимости.

Не является «бутафорией» и дальнейшая судьба исходных данных. Каждый чек, который выдает устройство налогового учета в любом уголке России, тут же отражается в центральном информационном центре ФНС, причем налоговики видят эту информацию в режиме реального времени. Более того, система прозрачна «в обе стороны»: каждый предприниматель или покупатель, загрузив специальное приложение «Проверка чека», может найти свою покупку или продажу в отчете на экране смартфона, планшета или компьютера.

Сегодня общий объем налоговых данных по всей России просто-таки астрономический: два процессинговых центра в Подмосковье и под Нижним Новгородом каждые полторы минуты обновляют базу объемом более 700 терабайт. В ней хранится информация о 140 миллионах физических лиц — граждан России и проживающих в стране иностранцах, а также о 4,5 млн коммерческих компаний и 3,6 млн индивидуальных предпринимателей.

Именно Михаил Мишустин последовательно настаивает на особом порядке налогообложения самозанятых, в силу чего уже в ближайшее время мы можем увидеть еще более впечатляющий рост «цифровизации» нашей жизни. Опять-таки, можно спорить о том, насколько самозанятых надо облагать налогом и каким именно, но с основной позицией, думается, согласятся все — для этой категории плательщиков действительно требуется более либеральный и щадящий режим налогообложения.

От количества собираемых в стране налогов зависит, как будут финансироваться российские медицина и образование, насколько достойными окажутся социальные выплаты и ровными — дороги, какую поддержку получат отечественная наука и культура. Если ты не платишь налоги, то как можно требовать от государства чего-то взамен?

Именно этот подход к «воспитанию масс» год за годом и исповедовали в ведомстве Мишустина.

рейтинг фнс россии в мире

Чего ждать от нового главы правительства?

План конституционной реформы, который в прошедшую среду был предложен президентом России Владимиром Путиным, потребует глобального перераспределения функций между разными ветвями власти. Это может привести к «пограничным» конфликтам, когда целый ряд функций окажутся спорными либо «потеряются» в процессе такого изменения полномочий.

В такой момент преобразований во властной вертикали фигура председателя правительства Российской Федерации становится одной из ключевых, так как исполнительная власть ни в коем случае не должна потерять управление страной в непростых условиях. Как доказывает история, времена реформ бывают весьма болезненными для России — и лучше, если во главе правительства в этот период окажется честный прагматик и добросовестный «технарь», каким является Михаил Мишустин, а не амбициозный политик-популист.

Источник

Есть, куда расти и падать

В мире существуют разные модели налоговых систем. При формировании той или иной «модели» чаще всего решаются три основных вопроса. С кого в большей степени брать налоги (с юридических или физических лиц)? Какими должны быть налоговые основания? Какие ставки налогов целесообразно установить?

В удобном и рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги будут только носить название «налоги», а в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых ресурсов. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных видов налогов, которые только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.

В оценке эффективности и удобства налоговой системы применительно к российской действительности можно выделить три основных критерия: соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг; административные издержки; затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

«Радует» то обстоятельство, что наши ближайшие соседи и вовсе находятся в хвосте такого рейтинга, хотя в Белоруссии, к примеру, и на Украине налоговое законодательство столь часто не подвергается изменениям. Что касается самых удобных налоговых систем, то в исследовании Всемирного банка выделяются Мальдивы, Катар, Гонконг, ОАЭ, Ирландия.

Если рассматривать другие страны в плане удобства налоговых систем по отношению к налогоплательщику, то можно привести следующие примеры. В Китае в 2009 году была снижена ставка процентов за просрочку налоговых платежей. В Испании сделаны серьезные налоговые послабления в виде отсрочки от уплаты налогов, сокращения авансовых налоговых платежей, ускоренного возврата НДС. Во Франции был разрешен немедленный возврат переплаты по налогу, образовавшейся за счет переноса убытков на прошлое, однако введены ограничения на случай, если суммы налога, подлежащие возврату, существенно превысят налог, отраженный в налоговой декларации. В Англии произведена замена обязательного согласования с налоговой службой определенных сделок с участием зарубежных дочерних компаний на соответствующие ежеквартальные отчеты.

В плане создания «удобств» для налогоплательщиков интересен опыт Швеции в вопросе отчетности предприятий. Все шведские компании за месяц до установленного срока представления отчета получают из налогового органа умещающийся на одной странице (!) бланк ежемесячной декларации о налогах на зарплату и НДС с замечаниями налогового органа о задолженности по каждому налогу. В течение месяца предприятие заполняет декларацию и возвращает ее налоговой службе.

При этом фирмы, годовой оборот которых ниже 40 млн шведских крон (155 млн руб.), сдают декларацию и платят налоги на свой налоговый счет раз в месяц, а те, чей оборот больше, отчитываются один раз, а платят два раза в месяц. На одной странице бланка помещаются реквизиты предприятия, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, сами налоги и замечания налогового органа.

В России же по-прежнему существует бе зумная волокита в сфере отчетности, реквизитов, различных наименований и т.д. Выделим лишь ряд «неудобств» для бизнеса в рамках действующей российской налоговой системы.

Начнем с того, что положение наших налогоплательщиков существенно усложнило введение двадцатизначных кодов бюджетной классификации (КБК). Для каждого налога, штрафа или пени назначен свой код, который постоянно меняют. Ошибка в КБК при оформлении платежного поручения или при обработке информации в налоговой инспекции ведет к тому, что платеж попадает в группу «невыясненных», а за якобы несвоевременную уплату налога начисляются пени за каждый день просрочки.

Чтобы прояснить ситуацию, необходимо провести сверку данных налогоплательщика и налоговой инспекции. В связи с перегруженностью инспекций работой провести такую сверку в сроки практически невозможно. Очевидно, что такую сложившуюся практику необходимо в корне менять.

Чтобы написать цифрами всех людей, когда-либо живших на планете Земля, необходимо 12 цифр. 50 цифр, ну или чуть больше будет достаточно для перечисления всех атомов во Вселенной. А для заполнения реквизитов организации (ИНН, БИК, ОКВЭД, корреспондентский и расчетный счета и т.д.) нужно около 80 цифр!

До внесения последних изменений в ст. 75 НК РФ пени на недоимку при условии того, что операции по счетам налогоплательщика приостановлены по решению суда или налогового органа, не начислялись. Сейчас пеней не будет только в том случае, если операции в банке приостановлены судом. А вот на недоимку, возникшую в результате этих же мер по решению налогового органа, пени теперь начисляются в общеустановленном порядке.

Не устранены также основные недостатки такой крайне чувствительной для бизнеса меры, как приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках. В настоящее время блокировка счетов в связи с неисполнением требования об уплате налога используется не как обеспечительная мера, призванная создать гарантии взыскания доначисленных сумм, а как мера принуждения к уплате взыскиваемых сумм. Есть и определенные «удобства», которые за последнее время «получил» российский налогоплательщик.

Скажем, в НК РФ теперь определен порядок подачи сведений о подразделениях компаний, а о филиалах и представительствах компания теперь сведения подавать не должна. Такие сведения будут поступать в ФНС из единого государственного реестра юридических лиц. Также НК РФ дополнен нормой, устанавливающей взаимную ответственность налоговых органов в случае принятия ими неправомерного решения о блокировке банковских счетов налогоплательщиков в размере ставки рефинансирования Банка России. К акту, составляемому по результатам выездной налоговой проверки, сотрудники налоговых органов, проводящие такую проверку, обязаны по новым правилам прилагать документы, подтверждающие выявленные нарушения. Налого плательщикам предоставлена возможность составления и обмена счетами-фактурами в электронном виде по взаимному согласию сторон и при наличии у них совместимых технических и программных средств, что сократит и время камеральной проверки по НДС.

Кроме того, известно, что ФНС разрешит компаниям обмениваться документами по Интернету: легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи будут являться равнозначными. Ранее бизнес, не зная реакции налоговых органов, боялся, что такие документы при налоговых проверках завернут. Следует отметить, что Минфин России и ранее допускал возможность оформления документов в электронном виде (письмо N 03-03-06/1/3 от 11 января 2011 г.). Но при этом существует оговорка, что документ, подписанный ЭЦП, был легитимен, если законодательство не предусматривало составление документа на бумажном носителе. Если эта норма не будет изменена, то возможны споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по данному вопросу.

Таким образом, в нашей налоговой системе, которая в декабре отметит свое 20-летие, до сих пор так и не удалось достичь баланса между налоговыми органами и бизнесом: ряд позитивных поправок в Налоговый кодекс зачастую перечеркивается серьезными практическими перекосами в работе налоговиков, общим несовершенством правового поля и коррупцией в финансовом секторе.

Источник

Самые удобные налоговые системы мира

Наталья Дубцова

Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете «Paying taxes 2009», подготовленном компанией Price-waterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки.

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны. Величина налоговой ставки в США (42,3%) практически не отличается от нашей, но при этом они находятся на 46-м месте. Связано это в первую очередь с технологией сбора налогов. В Америке их всего 10 и на их оплату тратится 187 часов в год. Кстати, за год в рейтинге «Paying taxes» США поднялись на 30 строчек вверх. Эксперты отмечают, что заметных изменений в американской системе налогообложения не произошло, просто население начало активно использовать информационные технологии.

Аутсайдерами рейтинга являются наши соседи — Украина и Белоруссия. Налогов там много, полная ставка высокая, а время, необходимое на оформление соответствующей документации, весьма велико. Тем не менее, с прошлого года суммарный объем выплат в Белоруссии снизился на 26,5%, а на Украине период подготовки к выплате сократился с 2085 часов до 848. Системы этих стран напоминают скорее запутанные налоговые клубки, и главной заботой для тамошних чиновников остается сам процесс сбора средств с предприятий. Поэтому украинские и белорусские власти основной своей задачей ставят оптимизацию этого процесса. Например, на Украине фискалы стали рассылать на электронные адреса налогоплательщиков информацию об изменениях в налоговом законодательстве. Белорусы пошли другим путем — до 2010 года они решили отменить 20 налоговых платежей, оставив всего 27. По словам замминистра финансов Белоруссии Владимира Амарина, основных налогов будет 8 (сейчас их 10), а остальные будут взиматься в зависимости от специфики деятельности предприятия. Нельзя исключать, что в следующем году Украина и Белоруссия поднимутся с последних строчек в рейтинге «Paying taxes 2010».

Тор 10

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, согласитесь, 56 рабочих дней для заполнения документации — многовато будет.

Обобщаем

«По сравнению с прошлым годом 36 стран облегчили свои системы налогообложения, — сообщает представительство компании Pricewaterhouse-Coopers в Москве. — В 21-ой стране снизился подоходный налог, а в 12-ти повысилась эффективность платежных систем. 8 государств сократили количество налогов для бизнеса». Исследование, проводимое компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и МФК с 2006 года, нацелено в первую очередь на информирование представителей власти о системах налогообложения различных стран и передачу передового опыта в сфере реформирования налоговых систем.

10 самых удобных налоговых систем мира

СтранаОбщее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
1Мальдивы109,1
2Катар13611,3
3Гонконг (КНР)48024,2
4ОАЭ141214,4
5Сингапур58427,9
6Ирландия97628,8
7Саудовская Аравия147914,5
8Оман146221,6
9Кувейт1411814,4
10Кирибати712031,8
10 самых сложных налоговых систем мира

СтранаОбщее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
172Панама5948250,6
173Ямайка7241451,3
174Мавритания3869698.7
175Гамбия50376292.4
176Боливия41108078.1
177Венесуэла7086456.6
178Центрально-
Африканская
Республика
54504203,8
179Республика Конго6160665.5
180Украина9984858.4
181Беларусь1121188117.5

О налогах с экспертами

О том, с чем связаны расхождения в налоговых системах различных стран и как это их характеризует, нам рассказали партнеры юридической фирмы Amond & Smith Ltd Михаил Зимянин и Павел Романенко.

– Россия по уровню простоты налоговой системы сегодня находится на 134-м месте. Кроме того, за минувший год наша страна в этом рейтинге опустилась на 4 строчки вниз. Как вы считаете, с чем это связано? Михаил Зимянин: — Простота налоговой системы зависит прежде всего от организационной составляющей процедуры сбора налогов. Данная составляющая во многом определяется издержками, которые вынуждено тратить государство на этот процесс. В нашей стране до сих пор сохраняется архаичный порядок оформления налоговой документации, современные технологии, призванные значительно упростить и ускорить процедуру сбора налогов, внедряются медленно, да и большинство малых и средних предприятий не стремится использовать подобные системы. – А в чем, на ваш взгляд, заключается основная проблема отечественной системы налогообложения? Павел Романенко: — Налоговая система РФ находится на этапе формирования. По этой причине неизбежно возникновение различных перекосов. К примеру, зачастую предприниматели и налоговые органы по-разному трактуют действующее налоговое законодательство и применяют его положения каждый в своих интересах. А все потому, что комментарии и разъяснения специалистов по спорным вопросам законодательства довольно размыты. Схемы налогообложения не дифференцированы — устраняя одни проблемы, они зачастую порождают другие. Например, с упрощенной системы налогообложения (УСН), которая призвана облегчить жизнь налогоплательщикам, очень сложно перейти на обычную. Кроме того, у населения вызывает значительные трудности процесс заполнения налоговых документов. И это лишь несколько примеров. – Первое место в рейтинге самых удобных налоговых систем мира занимают Мальдивы. Неужели действительно эта страна является налоговым раем? Павел Романенко: — По имеющейся у нас информации на Мальдивах взимается всего лишь один вид налога. Там очень слабо развито частное предпринимательство, поэтому государство сократило виды налогов и, соответственно, максимально упростило налоговую систему. Очевидно, что намного проще взимать один вид налога, чем двадцать с лишним, как, например, в России или как на Украине, где их число приближается к сотне.

– Кстати, за счет чего украинским властям удалось сократить время, затраченное на уплату налогов, с 2085 часов до 848? Михаил Зимянин: — По мнению экспертов украинского офиса фирмы Amond & Smith Ltd, это достигнуто благодаря тому, что в последнее время на Украине улучшилось администрирование налогов, повысился уровень налоговой отдачи плательщиков. Также расширился перечень бесплатных услуг, предоставляемых Информационно-справочным департаментом государственной налоговой службы Украины. В частности, этим ведомством организована бесплатная рассылка по указанному налогоплательщиком электронному адресу информации о последних новостях налогового законодательства. Понятно, что проще платить налоги, зная, сколько, когда и куда платить. Кроме того, в последнее время налоговые органы начали проводить более масштабную разъяснительную работу с налогоплательщиками.

Павел Романенко: — Также в настоящее время на Украине реализуется план «Модернизация государственной налоговой службы Украины — 1», название которого говорит само за себя. Помимо прочего там начала действовать электронная система подачи налоговой отчетности. Все это, безусловно, способствует снижению временных затрат налогоплательщиков, связанных с уплатой средств в пользу бюджета. – А как за этот год изменилось налогообложение США, которые поднялись с 76-го на 46-е место в рейтинге? Михаил Зимянин: — На самом деле налоговая система США достаточно сложна. Налоговый кодекс насчитывает около шести тысяч страниц. Большому числу американцев приходится обращаться к специалистам, чтобы корректно заполнить сведения о своих доходах и рассчитать налоги. Более того, в Соединенных Штатах не редкой является ситуация, когда налоговые органы по ошибке взимают с граждан суммы налогов большие, нежели предписано законодательством, и незадачливым американцам приходится самостоятельно сверять эти данные. Только так они смогут получить возмещение из бюджета. По нашему мнению, глобальных изменений в налогообложении США не произошло — возможно, население стало более активно использовать информационные технологии, что значительно упрощает систему. Тем не менее, система налогообложения США, по оценкам ряда экспертов, нуждается в реформировании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *