Условие задачи что это
Условие задачи что это
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 21. Задача. Структура задачи.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Компоненты задачи – условие, вопрос, решение, ответ.
Задачи на сложение и вычитание.
Взаимосвязь между условием и вопросом задачи.
1. Условие (что известно в задаче).
2. Вопрос (что нужно узнать).
3. Решение (действие, нахождение неизвестного).
4. Ответ задачи (ответ на вопрос задачи).
Текстовая задача; условие задачи; вопрос задачи; решение задачи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.– с. 88 – 89.
На уроке мы узнаем, как построена задача и как называются структурные элементы задачи. Научимся решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Сможем выделять задачи из предложенных текстов.
Основное содержание урока
Послушайте два рассказа и сравните их:
1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.
Какой из этих текстов мы будем изучать на уроке математики, а какой на уроке окружающего мира?
Первый текст на уроке математики, так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй на уроке окружающего мира.
Как называется текст с вопросом, для ответа на который нужны математические вычисления?
Такой текст называется «Задача».
Сегодня на уроке мы узнаем, какой текст называется задачей и из каких частей она состоит.
Тема нашего урока: «Задача. Структура задачи».
Посмотрите ещё раз на текст знакомой нам задачи и ответьте на вопрос.
Что в ней известно?
В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
Что мама купила 3 перца и 4 морковки.
Что в задаче нужно узнать?
Сколько всего овощей купила мама.
Это вопрос задачи. Это о чём спрашивают в задаче, то, что нужно узнать.
Что нужно сделать, чтобы сосчитать, сколько мама купила овощей?
Нужно к трём прибавить четыре, получится семь овощей.
Это решение задачи.
Ещё раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него.
Мама купила семь овощей.
На уроке мы поймём, как построена задача – в ней есть условие и вопрос.
Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.
Составьте условие задачи по рисунку.
В корзинке четыре луковицы, ещё две луковицы лежат рядом.
Сколько всего луковиц?
Как решить такую задачу? Сложением или вычитанием?
Четыре да ещё две, задача решается сложением.
Запишем решение. К четырём прибавить два получится шесть.
Осталось записать ответ задачи. Ответим на вопрос задачи: всего шесть луковиц.
Ещё раз посмотрите внимательно на этот же рисунок:
Составьте другую задачу, которая будет решаться вычитанием:
В корзине было четыре луковицы, из неё взяли две луковицы.
Сколько луковиц осталось в корзине?
Как записать решение?
Из четырёх вычесть два, получится две луковицы.
Осталось записать ответ задачи.
Разбор тренировочных заданий.
Рассмотрите рисунок, дополните условие и решите задачу.
На огороде с одного куста сорвали 2 кабачка, а с другого куста 6 кабачков. Сколько кабачков собрали с двух кустов?
Выберите только те тексты, которые являются математическими задачами.
Верные равенства обозначьте синим цветом, а неверные красным.
Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.
Попробуйте заменить овощи соответствующей цифрой.
Ответ:
Ответь на вопросы с помощью таблицы.
Покажите разным цветом, как можно получить число 6.
Ведение понятия «задача». Составные части задачи. 1-й класс
Класс: 1
Цель урока: на основании понимания научить детей находить в тексте задачи условие и вопрос, подвести детей к автоматическому навыку выделения основных частей задачи.
Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
При построении урока использовались принципы:научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
1. Организационный момент
Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.
– Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.
Пальчиковая разминка: дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
2. Минута настроения
– Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!
На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
– Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!
3. Постановка цели
– Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
– Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус. (На экране слайд с ребусом)
– Задача!
– Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.
4. Повторение. Устный счет
1. Задачи в стихах (на экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках «фантазиях»)
Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)
Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой? (10)
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку
– Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6)
Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
– Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)
– А сейчас проверьте ответы (на экране появляются ответы 4, 10, 5, 6,3)
– Ниже напишите эти числа в порядке возрастания.
– Проверьте свои ответы на экране (3, 4, 5, 6, 10)
2. Работа с отрезком натурального ряда чисел
Дети пользуются «веерами».
(Появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)
– Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать? (Солнышко с лучами)
(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем – ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют.
0 + 1 1
1 + 1 2
2 + 1 3
3 + 1 4
4 + 1 5
5 + 1 6
6 + 1 7
7 + 1 8
8 + 1 9
9 + 1 10
Появляется пример. После того, как дети покажут на «веерах» ответ – появляется ответ на луче.
10 – 1 9
6 + 1 7
3 – 1 2
0 + 1 1
4 – 1 3
7 – 1 6
9 + 1 10
5 – 1 4
6 – 1 5
7 + 1 8
– Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?
– Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
– Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?
– Как получили предыдущее число (отняли 1)
– А теперь повторим состав некоторых чисел.
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперед нагнуться,
Раз и два – назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)
– Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!
6. Подготовка к основному этапу
– А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.
Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Я – славный мишка …
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед! (Винни-Пух)
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)
– Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.
(Изображение Винни-Пуха и текст)
«Вечером было 3 горшочка с медом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»
(Изображение Зайки)
«Кто в теремочке живет?»
(Фигурка Буратино)
«У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?»
– Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?
На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА. Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:
– Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.
7.«Открытие» новых знаний
На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!
– Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (Текст, числа, вопрос…) – выслушиваются ответы детей.
– Помогу вам. Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
Первая часть – УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)
Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ
Вторая часть – ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)
Вопросы учителя:
– Итак, что такое условие задачи? (То, что нам известно)
– А то что нужно найти, как будет называться? (Вопрос)
Например: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек? Это – задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей – условие и вопрос.
Условие: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2.
– Известно количество шаров у Тани – 4 и у Оли – 2. Рассказывается об одном и том же предмете – о шарах. С условием связан вопрос задачи.
Вопрос: Сколько воздушных шаров у девочек?» Есть вопросительное слово «сколько.
– А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.
8. Работа по рядам
– Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.
– Второй ряд получает задание Зайки
– Третий ряд получает задание Буратино
Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.
– Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.
– Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.
Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В. Они повторяют сначала условие задачи.
– Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку (кто не умеет, тот рисует кружочки).
– Что еще известно? (Он отдал Пьеро 2 яблока)
– Значит 2 яблока зачеркиваем.
– Что мы сейчас зарисовали? (Условие)
– Какой вопрос в этой задаче?
Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.
– Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.
Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.
– А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.
Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.
– Записываем (2 клеточки вниз)
5 – 2 = 3
– А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
– Кто это может сделать?
Ответ называется устно: 3 яблока.
– Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу. А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.
9. Закрепление (изображение на экране)
1.«Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям»
2.«На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?»
Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.
Самостоятельная работа (примеры на экране)
Работа по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки. Взаимопроверка по вариантам.
10. Итог урока
– Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит? (Ответы детей)
(Сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)
– А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (Учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)
11. Домашнее задание
– На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом – условие, красным – вопрос.