при расторжении контракта по соглашению сторон можно заключить контракт со вторым участником
Письмо Минфина России от 02.11.2020 № 24-03-08/95235 «О необходимости заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон, если у заказчика отпала необходимость в товаре, работе, услуге»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
При этом согласно части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается, в случае если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая изложенное, положениями части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта со вторым участником закупки, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Казначейство России рассказало, в каком порядке заключается контракт со «вторым» участником в случае расторжения контракта с победителем конкурентной закупки
belchonock / Depositphotos.com |
В подготовленном специалистами Казначейства России письме от 30 сентября 2019 г. № 14-00-06/20797 отмечается, что на основании ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры, заключается с соблюдением условий, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При этом положения ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В свою очередь, ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ также не определяет порядок заключения указанного контракта.
Таким образом, подчеркивается, что при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта по основанию, предусмотренному ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
Также сообщается о подготовке изменений в положения Закона № 44-ФЗ в целях урегулирования соответствующего порядка заключения контракта.
Минфин России разъяснил особенности заключения контракта со «вторым» участником в случае расторжения контракта с победителем конкурентной закупки
alphaspirit / Depositphotos.com |
Специалисты министерства, в частности, отмечают, что срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, этим Законом не регламентирован (Письмо Минфина России от 7 октября 2019 г. № 24-03-08/76873). При этом контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.
Кроме этого подчеркивается, что ст. 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта для включения в реестр контрактов.
Документы по теме:
Читайте также:
Соответствующий приказ Минтруда России прошел регистрацию в Минюсте России.
Методика применяется заказчиками с 25 сентября.
Он будет применяться с 17 октября.
Речь идет о показателях прогноза социально-экономического развития РФ до 2024 года.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
44ФЗ. Заключение контракта со 2 местом при расторжении с победителем на этапе исполнения по соглашению сторон
Ситуация: в конкурсе по 44ФЗ мы заняли 2 место. Заказчик заключил контракт с победителем. Потом его расторг по соглашению сторон.
Мы считаем (часть 17.1 статьи 95 44ФЗ), что заказчик имеет право заключить контракт с нами без проведения нового конкурса.
Заказчик считает, что это не возможно юридически только если бы он отказался в одностороннем порядке, а если по соглашению сторон то нельзя.
Мы ссылаемся на норму: часть 17.1 статьи 95 44ФЗ
«17.1. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 (расторжение по соглашению сторон) настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт».
Заказчик, говорит что это если по их одностороннему отказу, а при расторжении по соглашению сторон нельзя так.
Вопрос: помогите доказать что это возможно. Ссылка на какие-нибудь разъяснения гос органов (именно при расторжении по соглашению сторон заключили со 2 местом), практика на закупках или что-то подобное.
очень нужна помощь.
Заказчик, говорит что это если по их одностороннему отказу, а при расторжении по соглашению сторон нельзя так.
Юлия, добрый день! Согласно ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ
В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
в части 8 ст 95 в том числе в качестве основания расторжения контракта указано на его расторжение по соглашению сторон поэтому я не вижу оснований не заключать такой контракт с Вами по той причине, что со стороны заказчика не было одностороннего отказа. Но как видите заключение контракта в такой ситуации это право а не обязанность заказчика. Как вариант например можно обратится в УФАС для получения разъяснений, возможно это бы убедило заказчика если он в принципе не против заключить с Вами данный контракт
Да, в том и дело что он согласен с нами, но считает (его юрист) что это незаконно. Поэтому и прошу каких-то доказательств. практика и/или разъяснения по этому вопросу…
В УФАС долго ждать ответа и могут нам не ответить по сущетсву
Судебной практики по такой ситуации к сожалению не нашел, норме меньше года, поэтому если заказчик в принципе заинтересован в контракте с Вами направлять запрос в местный УФАС ( можно параллельно в ФАС) и просить его подождать ответа если сроки не поджимают
Согласно ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ
В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Т.е. при расторжении по основаниям предусмотренным частью 8 настоящей статьи, в которое и включено также расторжениепо соглашению сторон заказчик вправе заключить контракт со вторым участником.
Вот разъяснения заместителя начальника управления ФАС России:
Если у Заказчика имеется сомнения, вы можете написать официальное письмо по ссылке https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas с просьбой дачи разъяснений по сложившейся ситуации.Думаю данное разъяснение убедит Заказчика
В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas
Елизавета, спасибо большое! Поясните только мы можем написать запрос (поставщик) или это должен делать именно заказчик?
В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При этом положения части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Положения статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ также не определяют порядок заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае расторжения контракта с победителем электронной процедуры и не определяют сроки направления проекта контракта заказчиком такому участнику.
Одновременно обращаем внимание, что Федеральным казначейством совместно с Минфином России прорабатывается вопрос внесения изменений в положения Закона N 44-ФЗ в целях урегулирования порядка заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 24-03-07/101473.
Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:
1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.
В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.
Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.
Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.
2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.
В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.
Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.
Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.
Новая возможность заключения контракта со вторым участником
Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.
Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:
С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».
Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.