по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Тема 6. Анализ производства и реализации продукции

Цель – усвоить методику анализа объемов производства и продаж.

Задачи:

Оглавление

6.1. Анализ объема и ассортимента выпускаемой продукции

Рост объемов продаж, денежной выручки и прибыли во многом зависит от объемов производства. Объемы производства, в свою очередь, зависят от организации производства.

Различают поточную и непоточную организацию производства. При поточной организации все оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причем на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. На каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукции. Основные затраты (расход материалов, амортизация оборудования, расход энергии, расходы на оплату труда и др.) можно учитывать по каждой поточной и автоматической линии в зависимости от конкретных особенностей производства.

При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая расстановка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали по необходимости передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведет к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства.

В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска, его подразделяют на основное и вспомогательное.

К основному производству относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначена для реализации на сторону, и поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.

Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определенного вида услуги или выполняя работы. Так, во вспомогательных производствах для нужд основных производств могут, например, вырабатываться приспособления, модели, электроэнергия, сжатый воздух, холод, пар, осуществляться ремонт оборудования, изготовление тары и т. п.

В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цеха основного и вспомогательного производств.

Цех является основной структурной единицей промышленного предприятия, обособленной в административном отношении.

Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается, в основном, в росте производительности труда и снижении себестоимости продукции, в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов.

В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

К единичному производству относят производство, связанное с выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-монтажных работ по заказам покупателей и др. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.

К серийному производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или мелкими сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, средне- и крупносерийное.

Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах.

По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства. Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.

Производство, состоящее и ряда переделов и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе выпускается готовая продукция.

Классификацию производств можно представить в следующем виде (рис. 6.1).

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Рис. 6.1. Классификация производств

Главная цель анализа объема производства и продаж – изыскание резервов и возможности увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции для увеличения объема продаж, денежной выручки, прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества. Источниками информации для анализа являются:

а) №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации за 20__ год»;

б) № 1–РП (срочная) Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги);

в) № 1-ИП (пром.) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем;

г) № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

Весь объем произведенной продукции за определенный промежуток времени называют валовой продукцией (по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Лишь в сельском хозяйстве к объему валовой продукции прибавляют прирост незавершенного производства).

Часть валовой продукции, которая направлена на продажу, называется товарной продукцией.

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет.

Например, произведено 10 тонн, а продано 5 тонн, следовательно, уровень товарности составит 50%. Чем выше уровень товарности, тем выше конкурентоспособность продукции и больше возможностей получить прибыль.

Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.

Динамика валовой продукции

Годы

Валовая продукция, тыс. руб.

Источник

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2.1.1. Анализ объема продукции

2.1.2. Анализ ассортимента продукции

2.1.3. Анализ структуры продукции

2.2. Анализ качества продукции

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле

где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет,

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Источник

Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации

Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.

Объем производства

Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.

Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.

В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.

В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).

Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.

Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.

Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.

Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:

Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.

Объем реализации

Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.

Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.

Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:

Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.

Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.

Оптимальный объем

Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.

Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:

Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.

Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.

Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.

Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.

Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.

Источник

В) соотношение численности рабочих на двух участках одного цеха

1. Какова методология расчета относительного показателя
планового задания?

плановые данные на отчетный период

Фактические данные оазисного периода

2. Какова методология расчета относительного показателя
сравнения?

а) соотношение одних и тех же явлений за определенный пе­риод времени по разным объектам;

3. Какой из расчетных показателей можно отнести к относи­
тельным показателям интенсивности?

а) показатель средней выработки продукции на одного ра­бочего;

1. Какова методология расчета относительного показателя динамики?

А) фактические данные отчетного/ на фактические данные базисного

2. Какова методология расчета относительного показателя координации?

Б) знак суммы икс делить на икс и умножить на 100%

3. Какой из расчетных показателей можно отнести к относительным показателям выполнения плана?

Средние величины

1. По какой формуле определяется средняя арифметическая простая?

Б) сумма X делить на n

2. По какой формуле определяется средняя геометрическая?

Б) корень К1 К2 Кn

3. Какой из расчетных показателей означает моду?

В) наибольшее число рабочих выполняют норму выработки на 102.3%

1. По какой формуле определяется арифметическая взвешенная?

А) сумма xm/ сумму m

2. По какой формуле рассчитывается мода?

3. По какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет?

Б) сумма процентов выполнения плана по выпуск у продукции….

1. По какой формуле определяется средний темп роста выпуска продукции за ряд лет?

В) под корнем К1 К2…

2. Какой из расчетных показателей означает медиану?

3. По какой формуле можно определить средний выпуск продукции за ряд лет?

Б) сумма X делить на n

1. По какой формуле определяется средняя гармоническая?

В) сумма xm делить на сумму m

2. Какой из расчетных показателей определяется о формуле средней арифметической?

Б) средняя выработка рабочего за рассматриваемый период

3. По какой формуле рассчитывается медиана?

1. По какой формуле рассчитывается средняя величина по данным интервального вариационного ряда?

В) под корнем Xn делить X1

2. Какой из расчетных показателей определяется по формуле средней геометрической?

А) средний темп роста выпуска продукции за рассматриваемый период

3. Какой интервал называется медианным?

Б) на который приходится 50% частот интервального вариационного ряда

Показатели вариации

1. По какой формуле рассчитывается дисперсия невзвешенная?

Б) сумма модуля икс-икс m делить на сумму m

2. Что характеризует среднее квадратическое отклонение?

А) абсолютный размер колеблемости признака около средней

3. Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины?

А) среднее квадратическое отклонение

1. По какой формуле рассчитывается среднее линейное отклонение?

А) сумма модуль икс – икс m делить на сумму m

2. По какой формуле рассчитывается коэффициент вариации?

Б) ноль какой-то делить на икс

3. Что характеризует размах вариации?

В) диапазон колебания признака в совокупности

1. По какой формуле рассчитывается размах вариации?

А) икс макс – икс мин

2. Что характеризует среднее линейное отклонение?

Б) абсолютный размер колеблемости признака около средней

3. По какой формуле рассчитывается среднее квадратическое отклонение взвешенное?

Б) под корнем сумма икс – икс в квадрате m делить на сумму m

1. По какой формуле рассчитывается среднее квадратическое отклонение невзвешенное?

В) под корнем сумма икс – икс в квадрате делить на n

2. Какой из показателей вариации характеризует диапазон колебания признака в совокупности?

А) размах вариации

3. Что характеризует коэффициент вариации?

Б) степень вариации признака

1. По какой формуле рассчитывается дисперсия взвешенная?

Б) сумма икс – икс в квадрате m делить на сумму m

2. По какой формуле рассчитывается среднее линейное невзвешенное отклонение?

В) под корнем сумма икс – икс в квадрате m делить на сумму m

3. Какой из показателей вариации характеризует степень колеблемости признака в исследуемой совокупности?

В) коэффициент вариации

Ряды динамики

1. По какой формуле определяется абсолютный прирост?

А) игрик ай минус игрик ай-1

2. Какова методология расчета темпа прироста?

А) игрик ай делить на игрик ай-1 умножить на 100%

3. Какой из приведенных рядов можно отнести к интервальному ряду динамики?

Источник

Задача №28. Расчёт среднего процента выполнения плана выпуска продукции

На основании данных о выполнении плана двумя группами заводов вычислите средний процент выполнения плана выпуска продукции для каждой группы.

Первая группаВторая группа
№ заводафактический выпуск продукции млн.д.е.выполнение плана выпуска продукции %№ заводаплановое задание выпуска продукции, млн. д.е.выполнение плана выпуска продукции %
12310032097
221105422110

Решение:

Относительная величина выполнения плана определяется по формуле:

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Величина планового задания будет тогда равна отношению фактического выпуска к показателю выполнения плана по выпуску продукции.

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Вычислим средний процент выполнения плана выпуска продукции для первой группы.

Для этого воспользуемся формулой средней агрегатной, где в числителе будет суммарный показатель стоимости фактического выпуска продукции, а в знаменателе суммарное значение стоимости планируемого выпуска продукции рассчитанного по предыдущей формуле для каждого завода отдельно:

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Средний процент выполнения плана выпуска продукции для первой группы составил 102,3%.

Для вычисления среднего процента выполнения плана выпуска продукции для второй группы воспользуемся формулой средней арифметической взвешенной.

по какой формуле можно определить средний процент выполнения плана по выпуску продукции за ряд лет

Средний процент выполнения плана выпуска продукции для второй группы составил 103,8%.

Условие задачи взято из практикума: Общая теория статистики: практикум / С.А. Клещёва. – Пинск: ПолеcГУ, 2009. – 114 с
Автор решения: Роман Гриб

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *