неверно что к числу главных характеристик коллектива можно отнести такую характеристику как
Социально-психологическая характеристика коллектива
Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:
Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе.
От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).
Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.
1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.
Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом.
Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации – устные и печатные.
2. Дисциплина – это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.
Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.
Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.
Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.
3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.
Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве.
Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.
4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.
Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.
Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.
5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.
Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.
У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.
Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.
На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов.
Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов.
Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива. Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы.
Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.
Благоприятный моральный климат коллектива – непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.
Характеристики коллектива
Коллектив — высшая форма организованной группы.
1) наличие совместной, единой для всех цели, а не просто одинаковой, схожей (очередь к врачу — не коллектив, так как общая цель одна — вылечиться, но частные цели — индивидуальны);
2) психологическое признание членами группы друг друга и
отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, сходство или взаимная дополняемость темпераментов, характеров и т.п.;
3) личное практическое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива оказывается существенно выше потенциала каждого из его членов, так как в результате взаимодействия коллективу доступно то, что одному не под силу (например, значительное увеличение объема работы, резкое сокращение времени ее выполнения);
4) постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования группы (периодически уходящие и возвращающиеся работники не могут быть причислены к коллективу).
Роль коллектива в жизни человека:
• в коллективе удовлетворяется потребность человека в общении и деловом взаимодействии с себе подобными;
• в коллективе человек находит поддержку и защиту, признание
своих успехов и достижений;
• в коллективе человек имеет возможность взглянуть на себя
со стороны, оценить себя;
• в коллективе человек учится жить и работать в окружении
других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы;
• коллектив стимулирует творческую активность людей, их
стремление к совершенствованию.
Имеет место и негативное влияние коллектива на человека, и наоборот, сильная личность может подчинить себе коллектив и толкнуть его на негативную деятельность. С управленческой точки зрения взаимоотношение личности и коллектива должно i характеризоваться доверительным партнерством. Не отказываясь от собственных позиций, личность должна уважительно относиться к целям и нуждам коллектива.
Основные виды коллективов приведены в табл. 20.1
Основные виды коллективов
Признаки коллектива | Виды коллектива |
По статусу | • официальные (юридически оформленные) • неофициальные (нигде не зарегистрированные) |
По характеру внутренних связей | • формальные (должностные взаимоотношения) • неофициальные (межличностные отношения) |
По механизму формирования | • стихийно сложившиеся (студенческие группы) • сознательно организованные (преподавательский коллектив) |
Исходя из сроков существования | • временные (вахтовые бригады) • постоянные (завод, предприятие) |
По функциям | • для достижения определенной цели (персонал предприятия) • для реализации совместного интереса (общества) • для общения (клубы) |
По степени свободы | • при вхождении в коллектив: на основе принуждения (армия) на основе полной добровольности (общество охотников) • при участии в деятельности коллектива: постоянного участия (посещение студентами занятий) эпизодического участия (одновременное членство ученого в нескольких научных коллективах) |
По размерам | • малые (первичные — от 2 до 5 человек) • большие (вторичные) |
По степени коллегиальности принятия решений | • с минимальным участием (координируются только основные направления деятельности) • с традиционным участием (текущая деятельность не координируется) • с максимальным участием (координация работы каждого члена коллектива) |
Если цели членов группы не единые, а сходные, то такая группа — не коллектив, а объединение (несколько предприятий концерна, на которых требуется создание однотипных коммуникаций, систем контроля, одинаковых стимулов труда).
Устойчивые личные контакты, солидарность, общее мнение —I отличительные черты общественного круга (его формы: случайный круг, коллегиальный, дружеский).
Система социального контроля в коллективе — это совокупность способов воздействия на своих членов (через убеждения, предписания, запрещения, признания заслуг и т.п.).
Система социального контроля опирается:
• на привычки и укоренившиеся способы поведения людей;
• на обычаи, которые необходимо признавать и придерживаться;
• на санкции (ограничения, наказания и т.п.);
• на способы надзора за поведением людей (формальный (гласный) и неформальный (негласный) контроль поведения людей на работе и в быту).
20.3.Психология трудового коллектива
Социально-психологическое состояние коллектива оценивается
тремя факторами :
• психологическим состоянием его членов;
• степенью сплоченности членов коллектива.
Внутренний психологический климат формируется совокупностью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность людей:
• непринужденная атмосфера общения;
• активное обсуждение разнообразных вопросов;
• общность ценностной ориентации членов коллектива на его
деятельность;
• уважительное отношение к мнению друг друга;
• обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении
личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях, в процессе
совместной работы;
• критические замечания без явных и скрытых личных выпадов;
• возможность свободно выражать свои чувства и эмоции;
• разумное нежесткое распределение обязанностей между членами коллектива, отсутствие мелочной опеки со стороны руководства
• высокое личное влияние и авторитет руководителя;
• постоянный и результативный поиск резервов повышения эффективности труда;
• соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям.
Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами.
На степень удовлетворенности влияют следующие обстоятельства:
• характер и содержание деятельности;
• отношение к деятельности людей (любовь или халатное
отношение);
• наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то личные проблемы, увидеть мир, прославиться и проч.).
Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения, возможности совместного воздействия на отдельного человека. Сплоченность коллектива зависит от психологической (соответствие темпераментов) и социально-психологической (соответствие профессиональных, моральных качеств) совместимости его членов.
Условия социально-психологической совместимости:
• соответствие личных возможностей каждого содержанию его деятельности;
• взаимное доверие людей;
• совпадение индивидуальных целей и целей коллектива;
• взаимное дополнение способностей каждого в едином трудовом процессе;
• рациональное распределение функций между членами коллектива.
Эффективное влияние на сплоченность коллектива оказывает восприятие друг друга, которое зависит от следующих обстоятельств:
• ситуации, в которой происходит знакомство с людьми (позитивная и негативная);
• глубины видения реальной ситуации (зависит от ума, воспитания, характера человека);
• личностных свойств человека (отсутствие закомплексованности, манера поведения, внешний вид, пол, возраст, национальность, вероисповедание и т.д.);
• стереотипов (представления о явлениях окружающей действительности, основанные на чужом мнении).
20.4.алгоритм формирования трудового коллектива
Условия успешного формирования коллектива:
1)ясность целей предстоящей деятельности коллектива;
2)наличие достижений в совместной деятельности (пусть даже незначительных) и их поощрение;
3)совместимость членов коллектива (психологическая, профессиональная, интеллектуальная) и правильное распределение обязанностей;
4) наличие сильного руководителя, которому подчиняются и
за которым идут члены коллектива;
5) знание своего места в коллективе.
В своем развитии коллектив проходит определенные стадии:
• стадия первичного синтеза, когда люди присматриваются друг
к другу и к руководителю;
• стадия дифференциации, в ходе которой заканчивается взаимное изучение и образуются микрогруппы, актив, среднее звено, «добросовестные исполнители», пассив;
• стадия синтеза, на которой формируются общность установок и интересов, единство воли.
рис. 20.2. Алгоритм формирования коллектива
Из алгоритма следует, что началом формирования коллектива (этап 1) следует считать его официальное (юридическое) оформление. Затем создается организационная структура (этап 2), которая по найму «заполняется» людьми. Следующий этап (3) — это «приработка»: контакты, взаимодействия, на основе которых возникают определенные отношения (этап 4) между людьми, приводящие к социальной зависимости, симпатии, антипатии (этап 5). Сформировавшиеся симпатии и антипатии трансформируются в предпочтения, выделение эталонных личностей. В итоге (на этапе 6) взаимоотношения стабилизируются, налаживается надежное сотрудничество, доверие, позволяющие функционировать коллективу на принципах самоуправления.
Следует учитывать, что на пути формирования коллектива возможны негативные проявления:
1) возникновение раскола из-за создания группировок, преследующих корыстные цели;
2) бюрократизация и как следствие — застой.
20.5.Социальные роли и отношения в коллективе
Социальные роли членов коллектива подразделяются на производственные и межличностные (рис. 20.3).
рис. 20.3 Социальные роли членов коллектива
• координатор — организатор, руководитель;
• генератор идей — самый талантливый член коллектива, но
не активный, не способный реализовать свои идеи;
• контролер — имея глубокие знания и опыт, способен оценить
идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к
ее реализации;
• шлифовальщик — обладает эрудицией и широкими взгляда
ми, поэтому способен указать путь к претворению идеи в жизнь, ее
увязке с другими задачами коллектива;
• энтузиаст — самый активный реализатор идей;
• исполнитель — реализует чужие идеи, но нуждается в постоянном контроле, руководстве, подбадривании;
• помощник — довольствуется вторыми ролями, готов всем
помочь;
• искатель выгод — посредник во внутренних и внешних отношениях, ищет выгоды для коллектива (и для себя).
Роль ведущего в межличностных отношениях принадлежит авторитетным и честолюбивым, ведомые — все остальные. Типы социальных отношений в рамках коллектива:
• дружеская конкуренция — взаимопомощь, основанная на пол-1
ном доверии;
• дружеское соревнование — соперничество в отдельных сфеpax в рамках позитивных взаимоотношений;
• невмешательство — отсутствие как сотрудничества, так и
соперничества;
• соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже
в условиях совместной работы; основано на взаимном недоверии;
• кооперация антагонистов — соперничество в рамках об-!
щей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Основные законы деятельности коллектива:
1)закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;
2)закон компенсации недостатка одних способностей другими,
а также опытом и навыками работы.
Согласно первому закону каждый член коллектива прилагает максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем». Эти действия могут носить как позитивную направленность (улучшение производительности труда), так и негативную (интриги).
Согласно второму закону действия членов коллектива с разным опытом и навыками работы также двойственны: с одной стороны — деловая активность, с другой — лесть, угодничество, подсиживание соперников.
Силу и влиятельность коллективу придает конформизм его членов (безоговорочное принятие господствующих порядка вещей и мнений), в основе которого лежит страх испортить отношения с коллективом, быть отторгнутым им (подвергнуться остракизму).
20.6.Коллективное творчество
Основные типы творческого потенциала членов коллектива, выделенные английским ученым Р. Гибсоном (рис. 20.4):
· прометеи — творчески мыслящие личности (их 6% трудоспособного населения на Земле), одни генерируют идеи, другие ищут с феры применения этих идей; третьи — доводят их до внедрения на практике; лишь половина из них — активны;
· эрудиты — сами не творят, но знания и опыт делают их оппонентами (ревизия, критика) и противниками прометеев (эрудитов 25%, из них 1/3 — активны);
• систематизаторы фактов — занимаются первичной обработкой информации и разделением ее на «рукава» (таких людей 20%,
из них 1/3 — активны);
• собиратели и регистраторы фактов — собирают, накапливают, хранят информацию для других;
• рядовые труженики — работают над решением проблем с
помощью шаблонов и готовых методик.
Таким образом, доля творчески мыслящих личностей и активных эрудитов не превышает 15% работоспособного населения, oстальные — лишь исполнители, ждущие указаний руководства и помощи товарищей.
Коллективное творчество всегда основывается на индивидуальных мыслительных процессах, затем результаты анализируются оцениваются и обобщаются.
Коллективная работа — это коллективные методы принятия решений, зависящих от психологических взаимоотношений членов коллектива.
Творческий процесс может быть (рис. 20.5):
• уравновешенным, если идеи выдвигают люди, трезво анализирующие ситуацию, критически ее оценивающие и быстро находящие правильный путь решения проблемы;
• импульсивным, когда выдвижение идей и их осуществлении
происходят скачкообразно, суть идеи требует постоянного уточнения
• инертным, когда авторы долго обдумывают решение, «тянут» время;
• осторожным, когда проводятся тщательные оценки, во избежание ошибок, чтобы сразу достичь высокого результата.
Коллективное творчество и его эффективность во многом зависят от типа руководителя (рис. 20.6):
• демократ заботится в основном о межличностных отношениях в коллективе, не придает значения интеллектуальному уровню членов группы; считается, что принимаемые решения и коллективное творчество при таком руководителе не будут оптимальными;
• диктатор ставит на первое место профессиональную подготовку членов коллектива; решения правильные, но исполнение их происходят под давлением;
· пессимист пренебрегает коллективным мнением, считает, что в одиночку более эффективна;
· организатор дает возможность проявить каждому свои способности (даже в ущерб другим), что может привести к неоптимальности решений;
• манипулятор примиряет членов коллектива и гасит конфликты, сочетает в себе черты предыдущих типов.
Коллектив. Психологическая характеристика коллектива
Важнейшей характеристикой группы является уровень ее развития. Основанием для выявления уровня развития группы в свете современных представлений выступает содержание ее деятельности и наличие социально-значимых целей и ценностей, от которых зависит характер межличностных отношений. На этой основе строится психологическая типология групп. Высшим уровнем развития группы является коллектив, специфические черты которого обнаруживаются в деятельности и в межличностных отношениях.
Коллектив в его социально-психологическом значении – это социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и межличностные взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский, 1995).
Коллективу присущи следующие особенности: 1) объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели; 2) добровольность объединения; 3) сплоченность и целостность; 4) психологическая защищенность, взаимопомощь и взаимоподдержка; 5) наличие условий для проявления творческих способностей и полноценного развития личности.
Группы высокого уровня развития имеют принципиальное отличие от всех других групп. Качественные отличия коллектива от групп более низкого уровня развития, согласно А.В. Петровскому, проявляются, прежде всего, в особых взаимоотношениях, которые в других группах либо отсутствуют, либо слабо представлены. В числе таких психологических феноменов главным выступает самоопределение личности в группе. Суть его состоит в том, что член группы высокого уровня развития избирательно относится к любым влияниям, в том числе и в своей общности, принимая одни и отвергая другие в зависимости от опосредующих факторов – убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности.
В группах высокого уровня развития в случаях увеличения их численности не уменьшается вклад, вносимый ее членами в совместную деятельность, не ослабевает ее мотивация; отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; наблюдается положительная связь между эффективной совместной деятельностью с благоприятным психологическим климатом; создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.
Осуществление совместной социально ценной и личностно значимой деятельности обеспечивает становление в коллективе взаимоотношений доверия и сотрудничества, снятие противоречий, возникающих между индивидуальными и групповыми целями. Именно коллектив воплощает ту зависимость личности от общества, при которой она становится свободной.
Группа, достигшая уровня развития коллектива, представляет собой целостное единство, которое предполагает наличие составляющих компонентов, сторон, подструктур, взаимодействующих внутри целостной структуры. Основополагающим принципом понимания психологической структуры понимается отражение ее жизнедеятельности в целом, а подструктур – отражение различных сфер этой жизнедеятельности.
В целостной структуре группы выделяют три блока (Л.И. Уманский и др.): «общественный» блок, «личностный» блок и блок общих качеств.
1. «Общественный» блок включает в себя подструктуры направленности, организованности и подготовленности, отражающие соответственно мировоззренческую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности.
2. «Личностный» блок – подструктуры интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Данные подструктуры отражают три стороны сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.
3. Блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интегративная активность, интергрупповая активность).
Сначала определим сущность общих качеств.
Интегративность –мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция)
Микроклимат – определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней.
Референтность – степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталонами групповых ценностей.
Лидерство – степень влиятельной активности личности на группу в целом в осуществлении общих групповых задач.
Интергрупповая активность – мера активизации группой составляющих ее личностей.
Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.
Все названные качества характеризует меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков.
Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм. Направленность группы – выступает важнейшей психологической подструктурой, связывающей воедино другие подструктуры.
Организованность группы – состоит в реальной, эффективной способности группы к самоуправлению – групповой самоуправляемости.
Подготовленность группы. Деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, навыков, умений, опыта – групповой подготовленности. Диапазон групповой подготовленности может быть весьма значителен – от простой суммы подготовленности каждой личности в отдельности до высокой степени интеграции, единства, слитности, совместимости всей группы по подготовленности.
Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения «общего языка». Идеальным эквивалентом интеллектуальной коммуникативности является способность членов группы понимать друг друга с полуслова.
Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, динамический процесс преобладающего эмоционального настроя группы, ее эмоциональные потенциалы.
Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.
Рассмотренные подструктуры представляют собой целостное единство. Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обуславливаются их местом в целостной структуре группы, соединением в них общественных и личностных целей и приобретают социально-психологические характеристики через общие качества, которые проявляются через каждую из подструктур. Психологическая структура малой группы как коллектива актуализируется и реализуется только в ее жизни и деятельности.
Эффективность социальной реабилитации в условиях функционирования группы находится в пропорциональной зависимости от уровня её развития. Особенно это заметно в работе с детскими коррекционными группами. По данным А.И. Захарова (1982) они в своём поступательном движении проходят три фазы. В первой фазе – ориентации группы – происходит эмоциональное объединение детей в группу и появление в ней однородных устремлений. В этой фазе возможно устранение критического периода в жизни группы, её эмоционального расторможения. Во второй фазе – дифференциации группы – оформляются статусные различия, симпатии, антипатии детей. Возможно появление второго критического периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций детей в жизни. В третьей фазе – интеграции группы – отмечается стабилизация её структуры, сплочение детей и развитие групповых отношений. Именно на этой стадии и достигается психокоррекционный эффект.
Специалист по социальной реабилитации, организуя групповые занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен помнить, что динамика уровня её развития во многом зависит от соблюдения соответствующих требований и условий. Он должен:
* знать специфические особенности развития детской группы как коллектива;
· иметь чёткое представление о типе создаваемой группы, её целях и задачах;
· владеть диагностическими средствами отбора членов группы. Стремиться к тому, чтобы в группе были дети одного возраста;
· Не включать в группу детей, имеющих противопоказания к групповой деятельности (повышенная возбудимость или заторможенность, глубокая депрессия и др.);
· Знакомить детей с правилами, которыми руководствуется группа в своей деятельности.
· Избегать таких форм работы в группе, к которым дети не подготовлены, создавать в их групповой деятельности ситуации успеха;
· Широко пользоваться средствами психологической поддержки и психологического воздействия (похвала, замечание, поощрение и др.)
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определения понятиям «группа», «малая группа». Назовите основные типы групп.
2. Назовите отличительные признаки малой группы. Раскройте динамику развития межличностных отношений в группе.
3. Что Вы понимаете под конформным поведением?
4. Охарактеризуйте стратометрическую и параметрическую модели развития группы.
5. В чём суть понятия «коллектив» как группы высокого уровня развития
6. Назовите основные опосредующие факторы становления межличностных отношений в группе.
7. Дайте характеристику основным этапам развития совместной деятельности людей.
8. Дайте определение понятия «субъектность группы».
9. В чём и при каких условиях может проявляться положительное и негативное влияние группы на личность?
10. Раскройте сущность социально-психологических механизмов воздействия на учащегося в группе.
11. Назовите основные пути оптимизации функционирования учебной группы.
Литература
Основная
4. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая школа лидерства. – М., 2005. – С. 7-38
Дополнительная
2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
4. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995. – С. 310-361
5. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Институт, психологии РАН, 1997. С. 375-459.
6. Психология в XXI веке / Под ред. В.Н.Дружинина: Учебник. М.: ПЕРСЭ, 2003.
7. Современная психология: состояние и перспективы исследований (Части 1-3) / Под ред. А.В.Брушлинского и А.Л.Журавлева. – М.: Институт, психологии РАН, 2002.
8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
10. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Гребеньков Н.Н., Ели-заров С.Г., Беспалов Д.В., Аскоченская Л.И. Проектирование психологической помощи подростками и юношам в личностном развитии. – Курск, 2005.
11. Чернышёв А.С. Исследование группы как субъекта деятельности и субъекта общения в работах Л.И. Уманского и его учеников / Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодёжных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2007. – С. 6-15.
12. Экспериментальное исследование социально-психологической зрелости молодежных групп: Из опыта работы Курской школы социально-педагогической психологии, 1964-2004гг. / Под ред. А.С.Чернышева. – Курск: Изд-во КГУ, 2004.
13. Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству. – Воронеж: Кварта, 2007