на реке что можно увидеть 2 класс

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– Что показывает на реке что можно увидеть 2 класс

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

Источник

Конспект урока окружающий мир по теме «Что такое река» (2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока

Тема: «Что такое река»

Автор: Ребрикова Ирина Владимировна

УМК: Начальная школа 21 век

Предмет: окружающий мир

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представление обучающихся о реке и её частях

— ввести понятие реки и её частей (исток, устье, русло, приток);

— научить работать с различными источниками информации;

— научить работать со схемами;

— познакомить с реками России и реками Ивановской области.

— познакомить со строением реки;

— закрепить умение ориентироваться на карте;

— расширить знания об окружающем мире.

— извлекать информацию из разных источников и работать с ней;

— описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

— высказывать и аргументировать своё предположение (версию)

— поощрять стремление к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;

— выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

— соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи;

— учиться выполнять различные роли в парах (взаимопроверка).

— расширять познавательные интересы обучающихся;

— уметь работать по заданию самостоятельно;

— выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей;

Методы: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ технологии.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

– Садитесь, ребята. Начинаем наш урок окружающего мира.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

— Прекрасен и удивителен мир природы.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

— Сегодня мы продолжаем знакомиться с тайнами природы.

— На прошлом уроке мы узнали о путешествии Капельки.

— Как путешествует капелька в природе?

-Молодец! Отлично, садись, пожалуйста.

И стеклянной быть могу.

— Что каких состояниях воды идет речь в загадке?

— От чего зависит состояние воды?

— Где и когда мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

— А где можно наблюдать воду в твёрдом состоянии?

— А где мы наблюдаем воду в жидком состоянии?

Рассказ о круговороте воды в природе.

О твердом, жидком и газообразном состоянии воды идёт речь в загадке.

3. Постановка учебной задачи.

— Вода – самое удивительное и полное тайн вещество.

— У неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

— Вода – одно из самых важных для природы веществ.

— Если мы с вами посмотрим на карту, то увидим, что преобладает голубой цвет. Почему?

— Где на планете находится вода?

— Назовите, пожалуйста, водоёмы.

— Где ещё в природе встречается большое количество воды?

— Почему её нет на схеме?

— Получается, река не водоём?

— Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

На доске тема урока:

— запишем тему урока в тетрадь.

Большую часть поверхности земли занимает вода.

Собираем схему на второй боковой доске.

Океан, море, озеро, болото, водохранилище, колодец.

Узнать, что такое река?

4. Открытие нового знания.

— Где мы можем взять эту информацию?

— Найдем информацию в разных источниках:

— учебник страница 88

— в Толковом словаре

— в интернет источниках

— Река – это природный водный поток.

Запишем в свои тетради определение реки (записываю на доске, дети в тетрадь).

— Ребята, у вас на партах лежит схема реки, вклеим её в тетради.

— Подписываем Схему реки.

— Как же образуется река?

Вспомним слова из песни «Улыбка»

— «С голубого ручейка …

— Начало реки, по-научному, называется ИСТОК.

— Подпишем на нашей схеме ИСТОК (начало реки).

— ИСТОКИ бывают разные:

Река начинается в горах (на возвышенностях), где тает снег и бегут ручьи.

— А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть отрывок из мультфильма,

И по окончании просмотра ответим на вопрос, какой ещё Исток бывает.

Просмотр фрагмента мультфильма.

Какой ИСТОК ещё бывает?

(родник – это естественный выход подземных вод на земную поверхность).

— Это уже водный поток или речка, только очень маленькая.

— А ещё ИСТОКОМ может быть болото или озеро.

— Река течёт по углублению в земле, которое сама себе проложила.

— Это углубление называется РУСЛО реки.

Крепим на схему название – РУСЛО РЕКИ

— Река течёт, у реки есть течение.

— Течение – это движение воды в реке.

— Река течёт с более высокого места в более низкое.

Течёт река вперёд, на десятки километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.

— Место впадения называют УСТЬЕ.

— Подпишем УСТЬЕ его на схеме.

— Ребята, а откуда берётся вода в реках?

— Хорошо, а ещё по пути течения в реку вливаются реки поменьше – это притоки.

— Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?

— Правильно, главной считается река, которая больше.

— Притоки принято разделять на правые и левые.

— Как мы определим, какой приток левый, а какой правый?

— Если встать к ИСТОКУ спиной, т.е. встать по течению (ЖИВАЯ МОДЕЛЬ), то с правой стороны будет правый приток, а с левой – левый приток.

— Ребята, отметим на нашей схеме правый и левый притоки.

— Ребята, мы с вами заполнили схему строения реки.

— Сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

В словаре, в энциклопедии, в интернете,

Дети читают, что такое река.

Подписывают в схеме.

Просмотр отрывка мультфильма

Из-под земли бьёт родник, с него начинается ручей.

Подписывают в схеме.

Подписывают в схеме.

Идёт дождь, тает снег или лёд, подземные воды.

Дети (модели) крепят на магнитах на доску и подписывают на схеме в тетради.

— Ребята, посмотрите, пожалуйста на карту, какое множество рек протекает по территории нашей страны.

— Нельзя представить нашу страну без Волги, Дона, Оби, Енисея, Лены, Невы и множества других рек.

— А какие реки текут на территории Ивановской области?

— Нам …….. подготовил небольшое сообщение о Великой русской реке Волге.

— Спасибо большое Денис, садись, пожалуйста – 5.

— Ребята, а какая вода в реках? Пресная или солёная?

— А что такое пресная вода нам расскажет ……..

— Лиза, спасибо большое, садись – отлично.

— Какое значение, для всего живого, имеют реки?

— Вы правы ребята, реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

— Реки имеют огромное значение, для всего живого на Земле.

— Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

— Что же надо делать для защиты рек?

Меры по охране рек.

а) строительство очистных сооружений

в) посадка и охрана растений по берегам рек.

г) контроль уровня загрязнения воды.

Доклад о пресной воде.

Ответы детей. Волга,…

Реки дают нам воду для питья, полива, являются водными дорогами, служат местами отдыха.

6. Первичное закрепление – тест.

Взаимопроверка по образцу (презентация).

— Какую цель вы себе поставите при выполнении домашнего задания?

Повторить материал и посмотреть дополнительную литературу.

8. Домашнее задание:

Прочитать информацию в учебнике на стр.88-89 и ответить на вопросы рубрики «Обсудим». Найти песни, в которых поётся о реках.

— Подведём итог урока.

— Я хочу вас всех поблагодарить за активную работу на уроке и отметить очень активных отметками.

дети отвечают: река – это…., у реки есть исток и устье…

— Закройте глаза. Представьте, что вы летом пришли на пляж к реке. Теплый песочек греет ножки, дует легкий ветерок. Плещется голубая чистая водичка. Можно даже искупаться. А теперь выходите на берег, открывайте глазки.

Я приглашаю вас на островки….

— На первый островок приглашаю тех ребят, кому сегодня на уроке было интересно и узнали много нового.

— На второй островок приглашаю ребят, которые сегодня на уроке было интересно, но не всё понятно по этой теме урока.

— И на третий островок тех, ребят, которым на уроке было скучно и неинтересно.

Давайте еще раз вернемся к словам детской песни:

«С голубого ручейка, начинается река, ну а дружба начинается, с улыбки».

1. Как называется начало реки?

2. Как называют место, где река впадает в другой водоём?

3. Как называется река, которая впадает в другую реку?

4. Какая вода в реках?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

на реке что можно увидеть 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

на реке что можно увидеть 2 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

на реке что можно увидеть 2 класс

Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока по окружающему миру «Январь году начало, зиме середина»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Озеро Байкал»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Московский Кремль»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Семейный бюджет»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Дом не велик, а стоять не велит»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Здоровью цены нет»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Школа первой помощи»

Презентация по окружающему миру для 3 класса УМК «Перспектива» на тему «Наши органы чувств»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5264517 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

на реке что можно увидеть 2 класс

на реке что можно увидеть 2 класс

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

на реке что можно увидеть 2 класс

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

на реке что можно увидеть 2 класс

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

на реке что можно увидеть 2 класс

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

на реке что можно увидеть 2 класс

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

на реке что можно увидеть 2 класс

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Утро на реке. Что можно увидеть с теплохода в речном круизе

Экскурсии на теплоходе по Волге: берите бинокль

Я — речной странник. С детства полюбила теплоходы, нет для меня звука более умиротворяющего, чем плеск воды за бортом. Последние четырнадцать лет ни одно лето не прошло без тура на теплоходе.

на реке что можно увидеть 2 класс

Не подверженные «речной лихорадке» люди удивляются: как можно из года в год плыть по одним и тем же рекам, посещать одни и те же города? На самом деле маршруты разные, а в городах, пусть и знакомых, можно открывать всё новые места. Вот и в этом году в круизе на теплоходе «Александр Пушкин» я не только прошла по любимым уголкам Мышкина, Костромы, Плёса, Городца, Нижнего Новгорода, Казани, Чебоксар, Елабуги, Ярославля и Углича, но и впервые побывала в древних Болгарах.

Я не собираюсь перечислять достопримечательности, давать исторические справки или описывать, как чемпионат мира по футболу отразился на Нижнем и Казани. Не стану делиться впечатлениями о насыщенной анимационной жизни на борту, добавляющей в отдых развлекательные нотки. Мой рассказ о другом.

Да простят меня влюбленные в свои города экскурсоводы и зажигалки-аниматоры, но, поставь меня кто перед таким выбором, я бы легко отказалась от экскурсий и развлечений ради двух утренних часов на пустой палубе спящего теплохода. Путешествуя во второй половине августа, обычно встречала на палубе восход. В этом году пошла в круиз в июне, когда даже у такого сумасшедшего жаворонка, как я, почти нет шансов проснутся раньше солнца. Но и без феерического зрелища восхода утро на теплоходе прекрасно.

на реке что можно увидеть 2 класс

Выхожу на палубу и смотрю на небо. Такого огромного не увидишь в Москве. Оно обнимает берега и целуется на горизонте с рекой. Мне неважно, безоблачно сегодня, скрыта ли небесная синь под тяжелым одеялом туч, разбросаны ли по небосводу перья и пух облаков. Я рада встрече с небом в любую погоду.

Воздух настолько чистый и вкусный, что невозможно надышаться. Оглядываюсь. Как правило, по ориентирам на берегу почти безошибочно определяю место (многолетний опыт речных круизов даром не проходит). И каким-то чудом почти всегда в момент моего появления на палубе берег «дарит» мне интересную встречу. Белоснежную церквушку с голубыми куполами. Деревеньку со сказочными домишками. Поле иван-чая. Куст шиповника, усеянный розовыми цветами. Красавец-мост.

Птицы на реке

Но самые желанные встречи, конечно, с природой и её обитателями. В июньском круизе, когда мы шли недалеко от берега, меня встречали песнями соловьи. А если моё утро начиналось посреди больших водохранилищ, теплоход сопровождали чайки.

Я не выхожу на палубу без бинокля. Старенький, отцовский, на потертом ремне, он мой самый надежный и верный спутник в путешествиях. Есть у меня примета: день выдастся особенно хорошим и разнообразным, если утром я увижу серую цаплю. Невооруженным глазом стройную охотницу трудно заметить: она стоит на одной ноге у камышей, и сама кажется издали то ли высоким стеблем травы, то ли сучком. И только в бинокль видно, что это — птица.

В этом году я видела цапель на удивление много, причем не на охоте, а в полёте. В воздухе без бинокля серую красавицу трудно отличить от чайки. Оптика помогает разглядеть роскошные крылья, длинный нос и грудь, похожую на переднюю часть большого корабля.

Цапли летают в гордом одиночестве, утки — парами, чайки рассекают воздух то по одиночке, то большими стаями. На песчаных отмелях, на поросших камышом и осокой островах или берегах чайки устраивают целые птичьи базары, разрывая утреннюю тишину сварливыми криками. А иногда весь птичий базар отправляется в путешествие, и разукрашенная белыми нарядами безбилетных пассажиров трудяга-баржа приобретает праздничный вид.

Но вот я вижу, что крупные чайки летят над рекой, вытянувшись в чёткую линию. Да чайки ли это? Смотрю в бинокль: нет, не чайки, а белоснежные гуси. На секунду кажется: на самом большом сидит маленький Нильс. А отставший слегка гусь, может, как и Мартин, был домашним? Из тех, что вчера днём купались в реке в деревне, мимо которой шёл теплоход?

Особенно завораживает меня полёт хищников. Точно не знаю, ястребы это, или беркуты, или какой другой вид — я не орнитолог. Но радуюсь, что с каждым годом их больше становится, этих ширококрылых красавцев, парящих над берегами, над Волгой и Камой. Обычно они кружат парами, на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Редкий взмах огромных крыльев — и долгое планирование над верхушками елей и сосен, над поросшими травой холмами, над гладью реки.

Пару раз видела, как птица стремительно падает к воде, выхватывая рыбку. Иногда красавец садится на вершину ели и застывает, словно позируя скульптору. А однажды, где-то под Казанью, я разглядела, как над мелким подлеском на холмах у реки парит целый десяток хищников. Интересно, что их там привлекло?

на реке что можно увидеть 2 класс

Кого еще можно увидеть с палубы в бинокль

Зверей, в отличие от птиц, мне довелось наблюдать не часто. Даже домашних. Ну, кошки-собаки не в счёт. Стадо коров за весь двенадцатидневный круиз я лишь однажды видела, под Ярославлем. Паслись разноцветные буренки прямо у реки, точнее — практически в воде. Наверное, прятались от оводов или мошек. И коз только раз повстречала, практически на подходе к Москве, на берегу канала. Пасла их не бабушка-старушка в платочке, а молодая женщина в шортах с затейливой татуировкой во всю спину. И помощник у неё был — деловой такой чёрный пёс.

Самая запоминающаяся встреча случилась в первое утро круиза. За полдня и ночь мы прошли канал имени Москвы и находились тогда в Тверской области. Было примерно полвосьмого утра, на палубе я бродила уже не в одиночестве, другие туристы подтянулись. И вот вижу: две лодки с рыбаками, а за ними тянутся по воде цепочкой странные предметы. Подумала, что тянет лодка три скутера. Усомнилась — больно маленькие. Посмотрела в бинокль — и глазам своим не поверила. Лоси! Три лося! Конечно, над водой лишь их головы видны, без рогов (наверное, лоси молодые), с большими ушами.

Волга в том месте широко разлилась и делала плавный поворот. Лоси плыли медленно практически вдоль теплохода, от носа к корме, устремляясь к правому берегу. Сначала я подумала, что в лодках — егеря или работники лосиной фермы, коих немало в последнее время появилось. Может, лоси оттуда сбежали, а люди их хотят обратно вернуть? Но нет, не похожи те, в лодках, на профессионалов. Они лосям не столько помогают, сколько пугают и нервируют их. И без конца «селфятся» на фоне перепуганных животных.

Вот два лося, решив избавится от непрошенных назойливых попутчиков, повернули обратно. А тут как раз баржа. Заметались лоси, мне за них страшно стало. К счастью, рыбаки (думаю, это все же были рыбаки, а не егеря) одумались и оставили лосей в покое, отплыв чуть подальше от них. Лоси снова соединились и направились правому берегу, куда двигались изначально.

А рыбаки, наверное, возобновили утренний лов. Много их, рыбаков, на Волге и Каме. Иногда целая флотилия моторок собирается в особо рыбном месте. И в свой бинокль я часто вижу, как втягивают в лодку блестящую добычу. Не стерлядь, конечно, не белугу, но, судя по количеству копченой и вяленой продукции, которую продают на берегу, рыба в Волге и Каме пока еще не перевелась.

Дома у реки

А еще я люблю рассматривать с палубы деревни и сёла. Мне кажется, деревенские дома очень похожи на людей. Стоят они у воды, на низком, равнинном берегу, среди полей и лугов, или на покатых холмах, поросших лесом, — словно любопытные поселяне вышли посмотреть на проходящих мимо странников.

Люди — разные, и дома — тоже. По возрасту, по характеру, по богатству, по семейному положению. Дома-старики, как правило, деревянные. Наверное, и для домов старость — не радость, но они, как и люди, стареют по-разному. Кого-то длинная нелёгкая жизнь совсем разбила, непонятно, как они вообще еще живы, какие корни удерживают их на земле. Завалился такой бедолага на один бок, смотрит на мир из-под съехавшей крыши с покосившейся трубой тусклыми, ушедшими наполовину в землю глазами-окнами, почернел весь, то ли от лет, то ли от тяжких дум.

на реке что можно увидеть 2 класс

Другой дом старится достойно — как старик, не столько крепкий, сколько убеждающий себя и окружающих в своей несокрушимости. Ноют и становятся хрупкими старые «кости», всё чаще приходится лечиться — перебирать крышу, перекладывать доски на крыльце, утеплять стены. Но упрямый старик не сдаётся, выдерживает пока нелёгкую схватку с неумолимым временем. И хозяйство ведёт не в пример молодым — вон, каждый клочок земли на участке при деле. Грядки, кусты крыжовника, смородины, малины, яблони, цветы в палисаднике. Охраняет хозяйские богатства звонко лающий пёс-дворянин, шустрят по двору пёстрые несушки.

Возможно, на таких крепких зажиточных стариканов заглядываются молодящиеся старушки-избушки. Им хоть пятьдесят лет, хоть сто пятьдесят — подавай новый наряд. И без макияжа они на люди не выйдут. Любят такие бабульки-молодушки вырядиться в цвета яркие. Иногда не по возрасту, и вкус подводит. Ядовито-жёлтый верх «блузки» режет глаз в сочетании с фиолетовой «юбкой»-низом, а забор вдруг зелёный. Но я не стану упрекать старушек, пусть молодятся! Синий, голубой, салатовый домик в два окошечка подмигнет «глазком» в кружевных ресницах-наличниках, и покажется, что сейчас распахнутся ставни и выглянет, как в фильме из детства, бабушка в цветном платке, и начнется сказка.

Хорошо, если в старости человека окружают любящие дети, внуки, правнуки. И мне радостно смотреть на участки, где, пусть в тесноте, но явно не в обиде рядом с крепким домом-стариком или нарядной избушкой-старушкой вырастают новые дома. Однако бывает и по-другому: вот каменный двухэтажный особняк словно сбросил к задворкам, потеснил могучим плечом вросшую в землю деревянную развалюху. «Все хорошо, — успокаиваю я себя, — просто люди построили новый дом, а старый не успели снести». А на душе все равно мутно, и чудится, что там, в избушке, придавленной бесцеремонно-мощным представителем «племени молодого, незнакомого», мелькает за немытым окном кто-то беззащитный, забытый и обиженный.

Ну, а молодежь, конечно, тоже разная. Дома-подростки стремятся сбиться в стаю, не признают старых мод. Они все в «джинсах», «футболках» и «бейсболках». Стены — сайдинг, крыша — шифер. А, может, дело не возрасте, а в финансовых возможностях? Большие деньги — большие дома. Разбогател — хочется выделиться. И красуется у реки, да не в толпе, а поодаль, по одиночке, то замок с причудливыми башенками, словно заблудившийся турист с берегов Луары, то терем из могучих бревен, а то и царский почти дворец.

Идёт по реке теплоход. Остаются за кормой деревни и сёла. И вот уже не различает глаз сбежавшиеся к реке дома и избушки. Солнце заливает реку, и берег, и невидимую уже деревню. А впереди, там, куда спешит теплоход, загорается искра на кресте белоснежного, кажущегося издалека плывущим по реке кораблем, храма. Значит, впереди еще одно село, в котором в разных домах встречают новый день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *