на основе социальных функций организации культуры можно классифицировать как

Организации в сфере культуры

В сфере культуры, согласно Статистическому реестру хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, в качестве единиц, которые осуществляют культурную деятельность, выделяют следующие:

Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кино-театрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.

Организации в сфере культуры весьма многообразны, поскольку отличаются направленностью деятельности, характером производимых услуг, степенью финансово-экономической свободы и прочими аспектами. Согласно разработанному в 2011 году законопроекту «О культуре в Российской Федерации» основными видами деятельности, которыми будут в ближайшее время заниматься организации культуры, станут следующие:

Организации в сфере культуры могут существовать на основе разных форм собственности, правовых форм и осуществлять одну или не-сколько видов культурной деятельности. В соответствии с регламентом нового законопроекта о культуре, органами власти и местного само-управления смогут создаваться такие учреждения культуры, как многофункциональные культурные и образовательные комплексы.

Такого рода учреждения будут многопрофильными и смогут предоставлять большое разнообразие культурных услуг (образовательные, выставочные, библиотечные, информационные, культурно-досуговые и т.д.).

Организации в сфере культуры обладают некоторым сходством, которая обусловлена, во-первых, некоммерческим характером деятельности большинства учреждений культуры, а, во-вторых, двойственностью менеджмента организаций в сфере культуры (регулирование хозяйственно-экономической деятельности учреждения, а также выполнение социальных, культурных функций).

Некоммерческой, или нонпрофитной, является такая организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками производства и реализации продуктов деятельности.

Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Законом РФ «О некоммерческих организациях», принятым в России в 1995 году. Целями некоммерческих организаций чаще всего является реализация социальных программ, проектов, деятельность по выполнению многочисленных социокультурных функций.

Среди них защита интересов социальных групп, их интеграция и представление в органах государственной власти, осуществление социально и культурно- значимой деятельности в целях духовного развития общества, воспитания, образования, адаптации и т.д.

Основным источником финансирования некоммерческих организаций в России является поступление денежных средств из федерального, регионального, муниципального бюджетов. Однако особенностью сферы культуры является то, что в ней используются различные источники финансирования некоммерческих организаций.

Учреждения культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными заказами, на которые государство выделяет бюджетные средства. Кроме того, учреждение культуры может заключать договоры с различными организациями, может учреждать фонды и осуществлять некоторые виды коммерческой деятельности (например, реализовывать культурные услуги). Дополнительные финансовые средства могут быть получены от доноров, спонсоров, из общественных организаций.

В связи с этим, на сегодняшний день активно развиваются технологии социокультурного менеджмента, социального маркетинга как механизмов, которые могут помочь занять некоммерческим организациям достойное место в условиях рынка. Особенностями менеджмента некоммерческой организации можно назвать следующие аспекты:

‒ целью является реализация социально значимых идей, программ, услуг, что требует повышенного качества услуг, убежденности спонсоров и потребителей в необходимости некоммерческой организации;

‒ производимые услуги и осуществляемая деятельность чаще всего не приносят прибыли, они связаны с узким сегментом потребителей, следовательно, некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании, а также в постоянной поддержке мотивации у персонала;

‒ цена услуг некоммерческих организаций либо ниже рыночной, либо полностью отсутствует, поскольку она покрывается дотациями (бюджетными, донорскими, спонсорскими), а также собственной коммерческой деятельностью;

‒ двоякость рынка или его «расщепленность» проявляется в не-совпадении рынка спонсоров и рынка реализации услуг, что предполагает необходимость установления соответствия этих частей;

‒ за счет использования поддержки государственных организаций и реализации бесплатных услуг некоммерческие организации имеют доступ в различные сектора деятельности, недоступные коммерческим фирмам;

Важную роль в некоммерческих организациях играет активное использование различных форм социального партнерства. Социальное партнерство может осуществляться в виде сотрудничеств организаций культуры как с иными некоммерческими организациями (в сфере образования, здравоохранения и т.д.), так и с бизнесом, с органами власти, правопорядка и т.д.

Формами социальных партнерств могут быть сов-местные мероприятия, проекты, акции, а также участие в грантовой деятельности, проведение круглых столов, участие в консультировании, предоставлении оборудования, помещений и т.д.

Подобная социальная активность позволяет наладить контакты, найти новые источники финансирования, повысить эффективность культурной деятельности как в социокультурном, так и в экономическом контексте.

Некоммерческие организации существуют в России в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Большинство некоммерческих организаций в сфере культуры являются учреждениями.

Учреждение – это такая некоммерческая организация, которая не владеет своей собственностью, а распоряжается ею на основе оперативного управления.

Собственником имущества государственных учреждений куль-туры является государство, которое является учредителем, а, следовательно, финансирует их деятельность. Учреждения же культуры не имеют права самостоятельно совершать какие-либо действия со своим имуществом, поскольку они не являются его собственниками.

Помимо учреждений, некоммерческие организации могут существовать в виде:

Некоммерческие организации, среди которых большое количество и учреждений культуры, выполняют многочисленные социокультурные функции в обществе путем осуществления многообразной деятельности.

Некоммерческие организации создаются для достижения следующих целей: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие.

Часто именно некоммерческие организации поддерживают молодежные движения, творческие союзы, научные проекты, субкультуры, помогают людям с ограниченными возможностями, регулируют вопросы, связанные с проблемами экологии, бедности, демографии и т.д.

Несмотря на все различия, организации социокультурной сферы являются сложными системами, имеющими связи с внешней средой и внутреннюю структуру. Жизнедеятельность организаций в социокультурной сфере по отношению к внешней среде состоит из трех связанных между собой процессов:

Организации в сфере культуры функционируют, прежде всего, на основе социальных запросов в отношении производства культурных благ, т.е. производства библиотечных, музейных, культурно- досуговых, выставочных, театральных, творчески-образовательных и иных услуг, а также осуществляют деятельность по совершенствованию вкуса к культурным продуктам.

По мнению некоторых исследователей, организации в сфере культуры можно разделить на три группы.

К первой группе относят объекты культурного наследия (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости и важности сохранения для последующих поколений.

Ко второй группе принадлежат учреждения культуры, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.), услуги которых обеспечивают гарантированные государством нормы культурного потребления и потому предоставляются бесплатно или на льгот-ной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности.

В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований (звукозаписывающие студии, шоу-бизнес, печатная, рекламная и дизайн индустрии и т.д.).

Организации в сфере культуры могут активно заниматься предпринимательской деятельностью, однако она не должна осуществляться в противовес миссии учреждения, а должна соответствовать основным целям реализуемой культурной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере культуры может также осуществляться и специально созданными организациями (партнерство, корпорация, товарищество).

Источник

932 от 16.05.20 Учреждения культуры

Прочитайте информационную лекцию и выполните задания.

Просмотр содержимого документа
«932 от 16.05.20 Учреждения культуры»

Тема: «Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы личности и культурные ценности»

Учреждения культуры-это организации, созданные собственником для осуществления социально-культурных функций не коммерческого характера, финансируемые им полностью или частично.

Законодательная база в РФ

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020)

Раздел II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность

 Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп

 Статья 10. Право на творчество

 Статья 11. Право на личную культурную самобытность

 Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям

 Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование

 Статья 14. Право собственности в области культуры

 Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры

 Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры

 Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности

 Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах

 Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры

Статья 44 Конституции РФ

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры

деятельности в сфере культуры

· выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

· художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

· художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

· самодеятельное (любительское) художественное творчество;

· музейное дело и коллекционирование;

· книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

· телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

· эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

· научные исследования культуры;

· международные культурные обмены;

· производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

· иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности

Учреждения культуры: классификация

Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации учреждений культуры. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:

вид продукта (результат труда);

основные направления деятельности (функциональный признак);

способ хозяйственной деятельности

На основе организационно-правовой формы:

автономные некоммерческие организации.

На основе социальных функций:

культурные учреждения (клубы, музеи, вернисажи, библиотеки, парки);

учреждения искусства (театры, филармонии, творческие коллективы);

образовательные учреждения (ВУЗы и ССУЗы культуры и искусства, детские школы искусств, учреждения системы повышения квалификации).

Классификация по формам собственности:

государственные (федеральные и региональные) – учреждены федеральными или региональными органами власти.

муниципальные – учреждены местными властными структурами.

частные – учреждены по инициативе юридических лиц или простых граждан.

Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов, создаваемых и реализуемых учреждениями культурной сферы. Используя его, можно выделить организации:

1. производящие материальные продукты;

2. оказывающие материальные услуги;

3. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат;

4. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;

5. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

К первой группе следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.п.

Ко второй группе относятся специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудии.

Третья группа включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.

Четвертая группа достаточно многообразна. В ней можно выделить четыре подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных, образовательных и информационных.

К первой подгруппе относятся: театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.

В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет; книжной торговли и т.п.

Классификация по целевым направлениям деятельности

(по функциональному признаку)

Представляется, что перечисленные выше направления социально-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:

1. культурное просветительство и художественное творчество;

2. отдых и развлечения.

Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции учреждений культуры и искусства, с другой, наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды познавательного туризма.

Под художественным творчеством понимают деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.

В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения.

Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по-разному оценена как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.

Классификация по способу финансирования

Бюджетным учреждением по российскому законодательству признаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Уровень финансирования в бюджетных (муниципальных) учреждениях зависит от уровня учредителя и может быть:

Отличия автономного учреждения от бюджетного учреждения:

1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.

2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.

3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.

4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.

5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем), вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам, земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Преимуществами автономного учреждения является самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Классификация по способу хозяйственной деятельности

Данный признак в классификации учреждений культуры чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики их финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов.

Мы предлагаем различать:

· коммерческий тип хозяйствования;

· некоммерческий тип хозяйствования.

· смешанный тип хозяйствования.

Эта классификация позволяет относить конкретные учреждения культуры к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

Существующие сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации культуры, в которых преобладает первый тип хозяйствования (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации СКС, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).

Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия.

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека

Понятие и правовая база

Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году.

Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В настоящее время в каждом государстве имеется своё, национальное определение этого понятия, при этом, в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения

В Российской Федерации общее широкое определение культурных ценностей даётся в статье Ф3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», понятие движимых культурных ценностей даётся в статье 6 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. «О ввозе и вывозе культурных ценностей»

Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей может производиться с помощью публичных государственных реестров культурных ценностей, а также созданием и распространением кодексов профессиональной этики для торговцев культурными ценностями, которые способствуют саморегулированию арт-рынка

Категории предметов, являющихся культурными ценностям

Национальный проект «Культура» (2019-2024)

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204

Перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета

Цели и целевые показатели

Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры

Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз

2019 г. — 15011,46 млн рублей

2020 г. — 15236,92 млн рублей

2021 г. — 18334,17 млн рублей

2022 г. — 21316,70 млн рублей

2023 г. — 22572,00 млн рублей

2024 г. — 20984,30 млн рублей

Структура национального проекта

Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры (федеральный проект «Культурная среда»)

Создание условий для реализации творческого потенциала нации (федеральный проект «Творческие люди»)

Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (федеральный проект «Цифровая культура»)

Создать (реконструировать) культурно-образовательные и музейные комплексы. В том числе: концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства (пп «б» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Обеспечить детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, училища необходимыми инструментами, оборудованием и материалами (пп «в» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Создать (реконструировать) культурно-досуговые организации клубного типа на территориях сельских поселений. Обеспечить развитие муниципальных библиотек (пп «д» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Создать условия для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тыс. человек (пп «ж» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Модернизировать региональные и муниципальные театры юного зрителя и кукольные театры путем их реконструкции и капитального ремонта (пп «и» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Продвигать талантливую молодежь в сфере музыкального искусства. В том числе посредством создания национального молодежного симфонического оркестра (пп «г» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Подготовить кадры для отрасли культуры (пп «з» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Обеспечить поддержку добровольческих движений. В том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации (пп «к» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Создать условия для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации (пп «а» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Создать виртуальные концертные залы не менее чем в 500 городах Российской Федерации (пп «е» пункта 12 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере (пп «ж» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 № 204)

Проект «Творческие люди» сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024.

Проект «Цифровая культура» сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024.

Проект «Культурная среда» сроки реализации: 01.01.2019 – 31.12.2024.

1 Оформите краткий конспект лекции в тетради.

2.Пользуясь интернет- ресурсом, найдите поправки к Конституции РФ в сфере правовой базы в области культуры. Ваше мнение: дайте им оценку.

3. Ознакомьтесь с содержанием Национального проекта в сфере культуры:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *