Тянь шань что это

Тянь-Шань

Тянь шань что это

Тянь шань что это

Тянь шань что это

Тянь шань что это

Тянь Шань это китайское слово, означающее «Небесные горы». Это великая горная система, расположенная в основном в Киргизстане и Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Его северные и удалённые западные хребты находятся в Казахстане, тогда как юго-западная часть достигает границ Узбекистана и Таджикистана. Внутри территории экс-СССР горы Тянь Шаня протянулись аркой более чем на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Они граничат на севере с долиной Или и Ферганской впадиной на юге, в то время как восточные окраины как бы пристыковываются к Алайскому хребту Гиссаро-Алайской горной системы.

У него несколько областей: Транс-Алай Алатау, Иныльчек, Киргиз, Кокшааль-тоо, Тенгри-Таг, Терский-Ала-тоо, Талас Ала-тоо, Фергана и др.

Не далеко от пика Победы возвышается пик Хан-Тенгри (6995 м), «Властелин небес», гигантская пирамида, впервые допустившая альпинистов в 1936 году. Обе эти вершины исключительно популярны среди российских и западных альпинистов.

Среди трех принципиально важных горных районов Тянь Шань является наиболее обширным. Более 900 классифицированных маршрутов. Самой высокой и наиболее интересной частью является Центральный Тянь Шань. Здесь расположено два высочайших пика. Другой интереснейшей природной жемчужиной является озеро Мерцбахера. Оно назван в честь немецкого профессора, исследовавшего Центральный Тянь Шань в 1903 году, включая Южный и Северный Иныльчекские ледники и озеро Иссык-Куль. Этот огромный резервуар слегка подсоленной воды расположен на высоте 1608 м и глубина его достигает 702 м.

История освоения

Первое изучние Тянь-Шаня было проведено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским в его знаменитых путешествиях 1856 и 1857 гг. Им был открыт бессточный характер озера Иссык-Куль, исследованы верховья Нарына и Сарыджаза, открыт пик Хан-Тенгри.

Туристско-альпинистское исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму.

За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хребты Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков). На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.

В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтаг-Ата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Источник

Тянь-Шань

Тянь шань что это

Тянь шань что это

Тянь Шань это китайское слово, означающее «Небесные горы». Это великая горная система, расположенная в основном в Киргизстане и Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая. Его северные и удалённые западные хребты находятся в Казахстане, тогда как юго-западная часть достигает границ Узбекистана и Таджикистана. Внутри территории экс-СССР горы Тянь Шаня протянулись аркой более чем на 1200 км в длину и 300 км в ширину. Они граничат на севере с долиной Или и Ферганской впадиной на юге, в то время как восточные окраины как бы пристыковываются к Алайскому хребту Гиссаро-Алайской горной системы.

У него несколько областей: Транс-Алай Алатау, Иныльчек, Киргиз, Кокшааль-тоо, Тенгри-Таг, Терский-Ала-тоо, Талас Ала-тоо, Фергана и др.

Не далеко от пика Победы возвышается пик Хан-Тенгри (6995 м), «Властелин небес», гигантская пирамида, впервые допустившая альпинистов в 1936 году. Обе эти вершины исключительно популярны среди российских и западных альпинистов.

Среди трех принципиально важных горных районов Тянь Шань является наиболее обширным. Более 900 классифицированных маршрутов. Самой высокой и наиболее интересной частью является Центральный Тянь Шань. Здесь расположено два высочайших пика. Другой интереснейшей природной жемчужиной является озеро Мерцбахера. Оно назван в честь немецкого профессора, исследовавшего Центральный Тянь Шань в 1903 году, включая Южный и Северный Иныльчекские ледники и озеро Иссык-Куль. Этот огромный резервуар слегка подсоленной воды расположен на высоте 1608 м и глубина его достигает 702 м.

История освоения

Первое изучние Тянь-Шаня было проведено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским в его знаменитых путешествиях 1856 и 1857 гг. Им был открыт бессточный характер озера Иссык-Куль, исследованы верховья Нарына и Сарыджаза, открыт пик Хан-Тенгри.

Туристско-альпинистское исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму.

За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хребты Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков). На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.

В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).

Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтаг-Ата) стал бы вполне удобным.

Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Источник

Горы Тянь-Шань

Горы Тянь-Шань (Tian Shan)

Горы Тянь-Шань – одна из самых высоких горных систем в мире, которая уступает лишь Памиру. Сотни смельчаков ежегодно поднимаются на пики Тянь-Шаня, ведь с вершин можно увидеть невероятные пейзажи: крутые горные склоны, бурные водопады и величавые луга, а также раскинувшиеся у подножия хребтов пустыни и степи, наполненные разнообразными полевыми цветами. Эта красота подтолкнула к появлению названия «Тянь-Шань», что переводится как «Небесные горы».

Горная система (2,5 тысячи км) раскинулась на территории Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Тянь-Шань объединяет более 30 вершин выше 6000 м, тогда как Европа и Африка не готовы похвастаться ни одной. Наивысшая точка – пик Победы (7439 м), чуть отстает пик Хан-Тенгри (6995 м).

Сэкономь на путешествии!

Видео: Горы Тянь-Шань

Нрав Тянь-Шаня

На территории горной системы господствует резко континентальный климат. Редкие осадки, сухость воздуха, слабые ветра и существенные перепады температур – таковы особенности местности. Зимний период необычайно лютый для местных широт. В летние месяцы в предгорьях и долинах жарко, а в горах – свежесть и прохлада.

Тянь-Шань лениво нежится под солнцем – света здесь достаточно. В среднем горной системе за год достается от 2500 до 2700 часов солнечного освещения. Для сравнения – на Москву приходится лишь 1600 часов. В марте и апреле живописную картину дополняет облачность. В августе и сентябре небо, напротив, чистое – ни единой тучи. Наиболее радушно горы Тянь-Шань встречают гостей с мая по октябрь: пьянящими ароматами растений, цветущим ковром и щедрой россыпью ягод.

По пути на перевал Торугарт. Горы Тянь-Шань

Изучение загадочной горной системы

Упоминания о Тянь-Шаньском хребте встречаются в старинных письменах и заметках. Сохранились описания экспедиций в эти места, но они больше напоминают вымысел, чем достоверные факты. Открыл горную «страну» и подробно рассказал о ней русский исследователь Петр Семенов.

Вид на горы Тянь-Шань из космоса

До этого момента европейские сведения о Тянь-Шане оставались скудны. Например, немецкий ученый-энциклопедист и географ Александр Гумбольдт считал, что основная часть горной системы – огнедышащие вулканы. Китайские источники не заполняли пробелы в знаниях. В одном из них, который относят к VII веку, упоминалось: в известном местном озере Иссык-Куль «драконы и рыбы живут вместе».

Раздумья о Тянь-Шане стали посещать Семенова, когда он взялся за серьезный труд – перевод на русский книги сочинения немецкого ученого Карла Риттера «Землеведение Азии». Задание молодому исследователю поручило Русское географическое общество. Семенов подошел к задаче творчески: не только перевел текст, но и снабдил дополнительными материалами из научных источников. Информации о необъятных азиатских просторах было мало, но увидеть горы своими глазами очень хотелось.

Северный Тянь-Шань. Киргизия

Три года исследователь готовил экспедицию. Сам Гумбольт благословил ученого на это рискованное предприятие, попросив привезти в качестве презента обломки горных пород Тянь-Шаня. Весной 1855 года исследователь отправился в путь. С ним поехал художник Кошаров, чьи изображения дополняют воспоминания русского географа. Экспедиция поднялась от Алма-Аты к озеру Иссык-Куль. Впечатлениями от поездки наполнена книга «Путешествие в Тянь-Шань».

После возвращения домой в 1857 году Семенов предложил Географическому сообществу провести еще одну экспедицию, но на нее не нашлось средств. В дальнейшем его идеи подтолкнули других исследователей к изучению Центральной Азии. За вклад Семенова спустя полвека ему официально подарили дополнительную фамилию – Тян-Шанский.

«Угрюмый великан»

В мечтах многих альпинистов – покорить пик Победы, который находится на границе Киргизии и Китая. У этой красавицы-вершины – серьезные требования к моральной и физической подготовке смельчаков. Несмотря на огромный рост в 7439 метров, пик долгое время оставался незамеченным.

Пик Победы – высшая точка Тянь-Шаня

В 1936 году группа альпинистов с воодушевлением отправилась покорять Хан-Тенгри. Считалось, что это высочайшая вершина Тянь-Шаня. Во время экспедиции группа приметила недалеко гору, которая соперничала по высоте с Хан-Тенгри. Спустя несколько лет к ней отправились альпинисты под руководством Леонида Гутмана. К группе присоединился знаменитый исследователь Тянь-Шаня Август Летавет. За 11 суток при практически абсолютном отсутствии видимости удалось достигнуть вершины. Точную высоту определили лишь в 1943 году.

Со стороны пик Победы напоминает огромного угрюмого великана, решившего отдохнуть. Но разнеженный вид обманчив: альпинисты сталкиваются с ненастной погодой. Лишь изредка северный семитысячник сменяет гнев на милость. Суровые морозы и снежные штормы, лавины и леденящий ветер – гора испытывает всю выдержку смельчаков, осмелившихся на нее подняться. Лучшим типом временного пристанища остается пещера из снега. Недаром пик Победы зовут наиболее неприступным и грозным семитысячником.

Но точно определить вершину пика сложно – она сглажена и растянута, поэтому вершинный тур располагали в разных местах. В начале 90-х группе минчан даже не засчитали восхождение: стояла сильная непогода и они не смогли найти отметку предыдущей команды.

«Властелин небес»

Сосед пика Победы – грозный Хан-Тенгри (6995 метров). Его называют одной из наиболее красивых вершин мира. Правильная пирамидальная форма и загадочное имя «Властелин небес» очаровывают альпинистов. У казахов и киргизов есть свое название для пика – Кан-Тоо. Во время заката окружающие горы погружаются во тьму, и только эта вершина приобретает красноватый оттенок. Тени окружающих облаков создают эффект стекающих алых струй. Такой эффект создает розовый мрамор, который входит в состав горы. Древние тюркские народы верили, что на возвышенности живет верховное божество.

Пик Хан-Тенгри на закате

Впервые Хан-Тенгри покорили в 1936 году. Классический маршрут альпинистов по горному пику проходит по Западному ребру. Он не так-то прост: если в послужном списке лишь несколько несложных маршрутов, не стоит и пытаться одолеть «Властелина небес». Северная часть горы более крутая в сравнении с южной. Но там меньше вероятности ледовых обвалов и лавин. Готовит Хан-Тенгри и другие «сюрпризы»: непогоду, низкие температуры, ураганные ветра.

Хан-Тенгри и пик Победы относят к Центральному Тянь-Шаню. От центра к западу расположены три горные цепи, которые разделяются межгорными котловинами. Их объединяет Ферганский хребет. На восток протянулись две параллельные горные цепи.

«Худеющие» ледники Тянь-Шаня

Высокогорная часть горной системы покрыта ледниками. Некоторые из них висячие, которые создают опасность для альпинистов. Ледники несут пользу для местных народов – они наполняют реки четырех стран и являются источником пресной воды для населения. Но ледовые запасы начинают иссякать. За последние полсотни лет они уменьшились почти на четверть. Площадь ледников снизилась на 3 тыс. кв. км – чуть больше, чем Москва. С 70-х годов ледовая часть стала исчезать активнее. По подсчетам ученых, к середине XXI века «Небесные горы» утратят 50% своих запасов. Изменения могут оставить без водного ресурса четыре страны.

Тающие ледники на Тянь-Шане

Цветы у подножия гор

Весной склоны гор наполняются жизнью. Тают ледники, а вода уходит к подножию гор. Полупустыни красуются эфемерными травами, степи – диким луком, кустарниками и тюльпанами. Есть на территории Тянь-Шаня хвойные леса и луга. Распространены можжевельники. Много здесь золотого корня и ежевики. Есть опасные «жители» – борщевик Сосновского. Если до него дотронуться, можно получить ожог. Растет здесь и тюльпан Грейга, у которого лепестки достигают 75 мм.

В окрестностях гор – много видов растений и животных, обитающих только здесь. Это и балобан, и красный волк, и сурок Мензбира. Еще одно отличие Тянь-Шаня – соседство животных и растений различных широт. Вместе живут южный индийский дикобраз и северная косуля, грецкий орех и пихта. Есть тут представители степей, пустынь, лесов, гор. Благодаря этому в пределах горной системы создано несколько заповедников.

Незамерзающее озеро и его «соседи»

Уютно чувствуют себя на территории горной системы и озера. Самое крупное – Иссык-Куль. Оно расположилось в глубокой впадине между двумя хребтами на территории Киргизии. Вода в нем слегка солоноватая. С местного языка название переводят как «теплое». Озеро оправдывает свое имя – его поверхность никогда не замерзает.

Водоем занимает более 6 тысяч кв. км. Вдоль него расположилась туристическая зона: гостиницы, пансионаты, гостевые дома. Южный берег менее застроен, но более живописен – тишина, горный воздух, снежные шапки вершин, горячие источники поблизости. Озеро настолько прозрачное, что видно дно. Побережье напоминает морской курорт – занятие найдется каждому. Можно нежиться на пляже, отправиться на рыбалку или экскурсию – в горы.

В горах Тянь-Шань расположено и озеро Тяньчи – в сотне километров от Урумчи (Китай). Местные жители прозвали его «Жемчужиной Небесной горы». Озеро питают талые воды, потому оно кристально-прозрачное. Наиболее эффектная гора в окрестностях – пик Богдафэн, высота которого превышает 6 тысяч метров. Благоприятное время посещения – с мая по сентябрь.

Озеро Иссык-Куль Озеро Тяньчи

Пешие маршруты и велотуры

Походы по горам Тянь-Шань часто охватывают осмотр Иссык-Куля. Несколько дней перевалов в окружении пиков пятитысячников, изумрудные горные водоемы, знакомство с самыми известными местными достопримечательностями – все это включает пеший маршрут. Путешественники любуются местными голубыми елями и зарослями можжевельника, изобилием цветов и водопадами, купаются в горячих источниках и отдыхают на побережье целебного озера. Иногда маршруты затрагивают знакомство с простым бытом кочевников-пастухов.

Велотур по Тянь-Шаню

Особенно туристов интересует Северный Тянь-Шань и Киргизский хребет. К обоим районам есть удобный подъезд. Они немноголюдны, нетронуты цивилизацией. Можно совершить простые походы или подобрать сложные маршруты. Комфортное время для путешествия – июль-август. Бывалые туристы советуют осторожнее доверять информации 20-летней давности и более. Из-за таяния ледников некоторые маршруты оказались проще, остальные стали труднее и опаснее для преодоления.

Жителям России для путешествия в Казахстан или Киргизию заграничные паспорта не требуются. После приезда следует пройти регистрацию. Отношение к туристам гостеприимное, а языковых проблем не возникает. Транспортная доступность гор разная. Легче всего добраться к тем, что находятся возле Алма-Аты: Западной Джунгарии и Заилийскому Алатау. Отличный доступ есть и к горам, находящимся недалеко от Ташкента и Бишкека. Можно добраться и к живописным местам, которые находятся у озера Иссык-Куль. Остальные районы Киргизского и Китайского Тянь-Шаня малодоступны.

По горам Тянь-Шаня проводят и велотуры. Тут есть возможности и для велотреккинга, и для кросс-кантри, и для шоссейного педалирования. На прочность путешественника проверит знойное азиатское лето, пески и бездорожье. Пейзажи меняются: полупустыни, пустыни, горные кряжи. После велотура можно остановиться у озера Иссык-Куль и побывать по пути в городах известного Шелкового пути.

Жители гор

Тянь-Шань манит не только искателей приключений. Для некоторых людей склоны гор являются родным домом. В конце весны местные кочевники-пастухи устанавливают первые юрты. В таких мини-домиках продумано все: кухня, спальня, столовая, гостиная. Сделаны юрты из войлока. Внутри комфортно даже во время заморозков. Вместо кроватей – толстые матрасы, уложенные на полу. Еще Семенов наблюдал в окрестностях Тянь-Шаня хозяйство и быт казахов и киргизов. В личных отчетах ученый описывал визиты в киргизские поселки, отдельные встречи с местными жителями во время экспедиции.

До революции юрта считалась у киргизов главным видом жилища. Сегодня конструкция не утратила своего значения, поскольку животноводству по-прежнему уделяют много внимания. Ее ставят возле обычных домов. В жару семья там отдыхает, встречает гостей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *