какое значение имеет автошкола
Какое значение имеет автошкола
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 августа 2014 г. № АК-2131/06 “Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств”
В связи с вступлением в силу 11 августа 2014 г. приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный № 1408) и в связи с многочисленными запросами, поступающими от организаций, которые осуществляют обучение водителей транспортных средств, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере профессионального обучения водителей транспортных средств.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Разъяснения
об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Вопрос 1. Федеральным законом № 196-ФЗ установлено 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Приказом № 1408 утверждено 28 примерных программ. Чем вызвана необходимость такого количества примерных программ?
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 г., установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В соответствии с новой редакцией статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ был существенно расширен перечень типов транспортных средств, который включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств.
Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г., с поправками принятыми 28 сентября 2004 г. в г. Вене, и направлено на облегчение процесса обучения и получения водительских удостоверений. Например, желающим управлять грузовиками с небольшой грузоподъемностью и автобусами вместимостью менее 16 посадочных мест не обязательно будет проходить курс обучения для управления большегрузными автомобилями и многоместными автобусами. Желающие также могут освоить вождение автомобиля с автоматической трансмиссией.
В целях реализации Федерального закона № 196-ФЗ приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий:
1) 16 примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий: «А», «В», «С», «D», «BE», «СЕ», «DE», «Tm», «Tb», «M», «A1», «B1», «C1», «D1», «С1E», «D1E»;
2) 10 примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «В» на категорию «С», с категории «В» на подкатегорию «С1», с категории «В» на категорию «D», с категории «В» на подкатегорию «D1», с категории «С» на категорию «В», с категории «С» на категорию «D», с категории «С» на подкатегорию «D1», с категории «D» на категорию «В», с категории «D» на категорию «С», с категории «D» на подкатегорию «С1»;
3) 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий «М», «А», подкатегорий «A1», «B1» с автоматической трансмиссией, категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1», «C1», «D1» с автоматической трансмиссией.
Программы повышения квалификации позволят водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, обучиться управлению транспортным средством с механической трансмиссией. Программы очень короткие и включают только обучение вождению транспортного средства: 10 часов для мототранспорта и 16 часов для автотранспорта.
Вопрос 2. В чем принципиальное отличие Примерных программ, утвержденных приказом № 1408 от тех, которые были утверждены приказом № 636?
В Примерных программах содержание образования разделено на циклы: базовый (изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию); специальный, необходимый для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; профессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя (изучается при обучении на те категории и подкатегории транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов).
При этом последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется автошколами.
Особое внимание в Примерных программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в базовый цикл введен новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения данного предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.
В учебном предмете «Основы управления транспортным средством» впервые предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.
Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н.
Примерными программами предусмотрены различные учебные планы для обучения вождению на транспортных средствах с механической трансмиссией и на транспортных средствах с автоматической трансмиссией.
В Примерных программах увеличено количество часов практических занятий.
Длительность теоретических занятий измеряется в академических часах, а длительность практических занятий по обучению вождению в астрономических часах.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости.
Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Можно предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, кроме тех, где учебная езда запрещена правилами дорожного движения.
В учебный предмет «Вождение транспортных средств» включена тема «Движение с прицепом», на которую отведено 6 часов. Обучение движению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Кроме изменения содержания учебных предметов, новым является то, что Примерные программы содержат планируемые результаты освоения программы, систему оценки результатов освоения программы, условия реализации программы (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию Примерной программы.
Впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
Вопрос 3. Нужно ли будет педагогическим работникам автошкол проходить повышение квалификации?
Примерные программы содержат требования к кадровым условиям их реализации. Так, педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональным стандартам. Преподаватели и мастера производственного обучения вождению в автошколе должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы. Также у мастеров производственного обучения должно быть удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Вопрос 4. Действительно ли все кандидаты в водители после обучения в автошколе получат навыки профессионалов?
Федеральным законом № 196-ФЗ подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Из этого следует, что результатом обучения является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. Следует отметить, что данный подход, относящийся к водителям транспортных средств различных категорий, присутствует давно. Начиная с 1993 года, в Российской Федерации действуют программы обучения, не устанавливающие различия в обучении водителей, работающих по найму и не имеющих право работать по найму. Отсутствует и отметка в водительском удостоверении, запрещающая работать по найму.
Включение учебных предметов профессионального цикла в Примерные программы обучения предполагает введение обучающегося в автомобильную профессию посредством изучения общих положений транспортного законодательства, основ организации грузовых и пассажирских перевозок, а также методов оптимизации перевозочного процесса и снижения вредного влияния на окружающую среду.
Данный подход соотносится с международным опытом и соответствующими нормативными правовыми документами.
Получение дополнительных практических профессиональных навыков Примерными программами не предусмотрено. Практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности в качестве водителя могут быть приобретены при прохождении профессионального отбора в автопредприятиях, при стажировке водителя перед допуском к самостоятельной работе.
Вопрос 5. Можно ли осуществлять образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств без заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы установленным требованиям и согласования программ с Госавтоинспекцией?
В связи с этим для осуществления образовательной деятельности по реализации Примерных программ, утвержденных приказом № 1408, необходимо наличие заключения Госавтоинспекции о соответствии материально-технической базы, установленной требованиями, и программ, согласованных с Госавтоинспекцией.
Вопрос 6. Кем устанавливается процедура согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям?
Порядок согласования с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также получения заключения о соответствии учебно- материальной базы установленным требованиям устанавливается Госавтоинспекцией.
Вопрос 7. Как привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями программ?
Условия реализации Примерных программ предусматривают раздел «Материально-технические условия реализации Примерной программы». Данный раздел содержит перечень учебного оборудования (технических средств обучения и учебно-наглядных пособий по предметам), требования к учебным транспортным средствам и закрытым площадкам (автодромам) для первоначального обучения вождению.
Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами, необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в разделе V приказа № 1408 «Условия реализации примерной программы».
Вопрос 8. Необходимо ли иметь в автошколе прицеп?
Необходимо. В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом, поскольку Примерной программой предусмотрено обучение вождению транспортного средства с прицепом по желанию обучающегося. Наличие прицепа является также одним из требований к учебно-материальной базе, установленной Примерными программами.
Вопрос 9. Необходимо ли иметь в автошколе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя и тренажер?
Необходимость применения аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств водителя определяется автошколой. В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство.
Вопрос 10. Когда автошколы должны начать работать по Примерным программам, утвержденным приказом № 1408?
Автошколы должны начать обучение по Примерным программам с момента вступления в силу приказа № 1408.
Вопрос 11. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408?
Обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа № 1408, завершают обучение в соответствии с программами, утвержденными приказом № 636.
С момента вступления в силу приказа № 1408 обучение должно производиться в соответствии с Примерными программами.
Вопрос 12. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя. Минобрнауки России подготовлены и направлены в автошколы Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя.
Вопрос 13. Необходимо ли будет переоформлять лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с вступлением в действие Примерных программ?
В связи с вступлением в действие Примерных программ переоформление лицензии не предусмотрено. В соответствии с частью 9 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются до 1 января 2016 года.
Автошколы могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.
Вопрос 14. Какие преимущества дают Примерные программы, утвержденные приказом № 1408?
Введение в действие Примерных программ позволит гражданам страны реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий, установленных Федеральным законом № 196-ФЗ.
Примерные программы предоставляют возможность обучения и, соответственно, получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами как с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией.
Примерные программы обучения на категорию «М» позволяют подросткам освоить навыки безопасного управления мопедами, скутерами и стать полноправными участниками дорожного движения.
Программы повышения квалификации позволяют водителям, которые имеют специальную отметку в водительском удостоверении о праве управления транспортным средством с автоматической трансмиссией, достаточно быстро обучиться и получить право на управление транспортным средством с механической трансмиссией.
Преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл имеет единое содержание во всех Примерных программах подготовки на категории и подкатегории (за исключением программ подготовки на категории BE, CE, DE, и подкатегории, в которых базовый цикл отсутствует). Это обеспечивает возможность одновременно проводить занятия с обучающимися, независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться.
Для тех обучающихся, которые по собственной инициативе желают повторно изучить базовый цикл при обучении на другую категорию, такая возможность Примерными программами предусмотрена.
Объем времени, отводимый Примерными программами на обучение приемам вождения автомобилем увеличен за счет того, что один час практических занятий обучения вождению рассматривается как астрономический.
В Примерные программы включены темы, предусматривающие обучение приемам экономичного, безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО | Н.М. Золотарева |
Обзор документа
11.08.2014 вступает в силу Приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий. Приведены разъяснения об особенностях реализации примерных программ.
Введение подкатегорий обусловлено новыми требованиями Конвенции о дорожном движении.
В примерных программах содержание образования разделено на 3 цикла: базовый, специальный и профессиональный. Первый изучается 1 раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию, второй необходим для подготовки водителей определенной категории или подкатегории, третий обеспечивает освоение основ профессии водителя и изучается при обучении на те категории и подкатегории, которые предусматривают перевозку пассажиров и грузов.
Количество часов практических занятий увеличено.
Количество часов по предмету «Первая помощь» сокращено. Это связано с уменьшением перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи.
Впервые предусмотрена возможность проведения занятий в условиях дорожного движения в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Также впервые введены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств в автошколе.
В автошколе должны быть созданы условия для предоставления обучающемуся возможности обучения вождению с прицепом.
Обучающиеся, которые начали обучение до вступления приказа в действие, завершают обучение по прежним программам.
Инструктор раскрыл подноготную обучения в автошколах: водить не научат, деньги заберут
«Если вы упертая, будете сдавать до посинения»
— Вы сейчас работаете частным инструктором по вождению. Почему решили уволиться из автошколы и уйти в свободное плавание?
— Меня система «съела». Я проработал в автошколах 16 лет и все эти годы видел одно и то же. Взятки в конвертах через инструктора, полное отсутствие у автошколы задачи выучить человека для безаварийного вождения. Будь моя воля, я бы у 95 процентов автошкол поменял на сайтах их лозунги. Они все пишут: «Мы научим вас водить!» Вместо этого надо что-то вроде: «Водить мы вас не научим, нам нужны лишь ваши деньги!». Ты либо миришься с этим и просто зарабатываешь деньги, либо не миришься и уходишь, не работаешь в автошколе.
— Кстати, в плане денег, конверты – это выгодно для самого инструктора? Ему что-то из этой суммы перепадает?
— У инструктора зарплата складывается из нескольких частей. Оклад мизерный, на него не проживешь. Плюс надбавки по количеству учеников и отработанных часов. Это, скажем так, белая часть. А может быть еще и серая – процент от «конверта». Обычно, если ученик платит 25-30 тысяч рублей, инструктор оттуда себе забирает три – максимум пять тысяч. Еще какая-то часть уходит руководству школы и потом уже остаток уходит выше. Мы же сами ездить боимся, понимая, кого на дороги выпустили.
— Вы говорите, у автошколы вообще нет задачи подготовить ученика к нормальной езде без аварий. Как же так? Ведь есть же утвержденные Минобрнауки программы подготовки.
— Что не так с площадками?
— Да-да, слово в слово мне все это мой инструктор и говорил.
— Да потому что это работает годами. Зачем же придумывать что-то новое? А если учеба у вас выпала на зимний период, вообще благодать: ставь конусы, где захочешь. Так, чтобы ученик не то что на легковушке, на КАМАЗе бы заехал со свистом. Потом в ГИБДД, конечно, бедолагу будет ждать грандиозный «облом». На учебной площадке вам инструктор по доброте душевной заложит запросто по полметра с каждой стороны. Но это не потому, что он такой щедрый. Это нужно, чтобы у вас в голове зародилась излишняя, ложная самоуверенность.
— Чтобы потом гаишник на экзамене поставил меня на место, я отчаялась и пошла искать выхода на «альтернативные варианты» получения прав?
— А если я упертая и взяток давать не хочу?
— Тогда вы будете пересдавать до посинения. Хотя, конечно, нельзя говорить, что все в ста процентах случаев заканчивают эпопеей со сдачей на права взяткой. Упорные ученики, которые реально хотят не «шашечки», а ехать, причем безопасно для себя и окружающих, максимум после третьей пересдачи нанимают себе частного инструктора. Доучиваются с ним и потом уже идут с совсем другим багажом знаний и навыков сдавать. А там уж как повезет – если вы реально все умеете, завалить вас не получится даже самому злобного гаишнику.
— Получается, в автошколах ученикам просто недодают материал?
— Разумеется. После автошколы у вас матчасть хромает на обе ноги. Инструкторы в автошколах не нацелены дать вам максимум знаний за минимум времени. У них строго противоположная инструкция: выпустить вас на экзамен настолько «зеленой», чтобы экзаменатору даже особенно и думать-то не пришлось, на чем вас завалить.
— Можете рассказать, о чем именно инструкторы умалчивают?
— Первое и основное – они не готовят учеников психологически к экзамену. Не рассказывают, что вас там ждет. А сюрприз это, мягко говоря, не из приятных. Автошкола и ГИБДД разыгрывают интересную комбинацию. С одной стороны, максимально комфортные условия, пока вы учитесь. Инструктор с вами шутит, болтает за жизнь. Минут на 15 опоздает или вы опоздаете – ничего страшного. Не уложились по времени выполнения задания – тоже ерунда. Вспомните, кстати, пока вы учились, часто ваш инструктор перед вашим носом щелкал секундомером?
— Ни разу не было такого.
— Вот именно. А должен! Каждый раз любое упражнение инструктор обязан с вами выполнять на время. Как только ученик освоился, его надо начинать муштровать. Чем быстрее и увереннее научится маневрировать на площадке, тем меньше шансов, его запаникует на экзамене и выронит руль. Но в том-то и дело, что автошкола не ставит перед собой цель сформировать вашу психику к экзамену. Наоборот, ей выгодно, чтобы вы были в состоянии «киселя»: чем раньше вы на экзамене поймаете паническую атаку, тем лучше. А поймаете вы ее сразу, как сядете в машину. Во-первых, экзаменатор ничего за вас подкручивать и настраивать не будет. Вы должны сами, сев в машину, настроить сиденье и зеркала под себя. Здесь тоже очень важный момент: настройка транспортного средства производится перед экзаменом, а не во время. То есть сколько бы вы не копошились, это время не учитывается. Потратьте его с пользой и успокойтесь. Во-вторых, гаишник непременно щелкнет у вас перед носом секундомером, как только время экзамена начнется. Когда с человеком проделывают такой трюк впервые, пережить спокойно это невозможно. Паника тут как тут. Поэтому просто попросите своего инструктора делать на занятиях то же самое. Эффект «собаки Павлова» будет обеспечен. На пятый-шестой раз, чем бы перед вами не щелкали, это не подействует. Казалось бы, такая мелочь, но учеников выбивает из колеи на экзамене.
— Это единственный психологический прием или есть еще что-то, к чему надо быть готовым перед походом на экзамен?
— Сам по себе вид гаишника – это тоже явно не то, к чему вас готовила жизнь. Поверьте, в любом экзаменационном отделе ГИБДД есть люди приветливые, симпатичные и вполне располагающие к себе. Но таких на прием экзаменов не поставят никогда. Сдавать вы будете «шкафу» из 90-х. На лице у него будет застывшая маска презрения к вам. Инструктор должен обо всем этом вам рассказать. Но – как вы уже догадались – не расскажет.
— Ну а в городе-то все должно быть проще? Ведь есть утвержденные экзаменационные маршруты, да и вообще экзамен теперь полностью в город переведен.
— Экзаменационный маршрут – это ведь не одна улица. Это целая система с множеством перекрестков, светофоров, зебр. Где-то круговое движение попадется, где-то внезапно возник ремонт, и надо ни пойми как объезжать его по временным знакам и разметке – если они вообще есть. Экзаменаторы четко знают, кто из группы идет сам по себе, а кто в «платных списках». Если вы в списке, вам велят ехать по более легкой части или заранее отработанной маршрута и попросят припарковаться в самом свободном месте. Если же вы вроде как принципиальный, вас так же принципиально отправят крутиться на самый загруженный перекресток, после этого велят развернуться в самом узком месте и любезно попросят выбрать место для остановки там, где в здравом уме ни один водитель этого не сделает. Хотя, скорее всего, вы даже до разворота в узком месте не доедете. Срежетесь на первом же перекрестке. Чтобы уверенно проехать по экзаменационному маршруту и не попадаться на уловки, вы должны маршрут знать от и до. А ведь их несколько. Поэтому хороший автоинструктор обязан плотно утрамбовать в ваш учебный график все маршруты и непременно сделать акценты на каждом из них именно в тех местах, где гаишники чаще всего заваливают учеников на экзамене. И это помимо того, что вы с учителем должны просто в режиме реального времени отрабатывать максимум «живых» дорожных ситуаций, а не просто зубрить экзаменационный маршрут.
— Дайте-ка угадаю…Никто ничего не утрамбовывает и акценты не расставляет?
— Как это? На зебре заваливаются?
— Представьте себе. Здесь есть подвох. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода, который начал или заканчивает переход проезжей части. А что делать, если он встал на тротуаре возле зебры и засмотрелся в телефон или замечтался? По логике и ПДД вы можете спокойно проезжать. По логике экзаменаторов – должны остановиться. Остановились, увидели, что человек продолжает стоять, поехали дальше. Не остановились – получили штрафные баллы.
— Какие еще есть подводные камни при сдаче экзамена в городе?
— Поворотники. Я своим ученикам всегда говорю, что есть золотое правило: если сомневаешься, включать поворотник или нет – включай. Включил там, где не надо – один штрафной балл. Не включил, где надо – три балла. Простая арифметика.
— Некоторые инструкторы козыряют тем, что могут ученика с первого взгляда раскусить. Дескать, этот с рулем в руках родился, а этого даже в роли пассажира на борт брать небезопасно. Это мифы?
— А почему они страшный сон автошколы? Взяток не дают?
— Конечно. Причем некоторые такие ученики прямо на первом занятии прямо говорят: денег не дам, с живого с вас не слезу. Так что учите на совесть.
— И как же с такими сложными клиентами поступают автошколы?
— Выматывают морально и материально. Отправляют раз за разом на пересдачи внутреннего экзамена. Пересдача всякий раз платная, пока не откатаешь «штрафные» занятия, допуск не получишь. Некоторым, конечно, удается проскочить, и они сдают быстро. Но длительное психологическое давление на ученика – это нормальная практика.
— На чем проще завалить ученика – на «автомате» или на «механике»?
— На механике, разумеется, проще. Один из моих учеников рассказывал, что когда он сдавал площадку в ГИБДД, экзаменатор прямо на глазах у всей группы, как только прошли «блатные», залез под капот машины. После этого у всех, кто сдавал, педаль сцепления не слушалась. Одно это ребят выбило из колеи, многие не сдали. АКПП вот так на коленке «подшаманить» не удастся. Но можно вам дать машину с неисправным ручным тормозом, например. То есть вроде как он работает, но подклинивает или слишком туго опускается. Это в условиях нормального спокойного вождения вы с ним в два счета разберетесь. А на экзамене непослушный «ручник» обеспечит вам провал.
— Вы сами как считаете, на чем лучше учиться – на АКПП или на МКПП?
— Что, по-вашему, сейчас самое плохое в системе подготовки водителей?
— Безвыходность. Ученику некуда деваться – он привязан к автошколе до самого конца. Автошкола тоже не может шевельнуться. От коллег из регионов я слышал жуткие истории. Например, если школа не хочет завязываться на взятки, а хочет учить честно, ее отправляют со своими учениками на такой экзаменационный полигон, где разметка кривая, не по ГОСТу. Естественно, там никто не сдает. Автошкола получает толпу озлобленных учеников.
— Как считаете, можно все это как-то исправить?
— Надо вернуть экстернат, как это было раньше. Да, пусть у ГИБДД нет своего автопарка для приема экзаменов. Хотя это смешно, ей-богу. Раньше всегда был – теперь испарился. Просто так выгодно, гонять людей сдавать на машинах автошкол. Это еще один способ закрепить человека за автошколой и не отпускать его, пока не принесет конверт с деньгами. Напрямую ведь экзаменаторы не будут с кандидатом в водители на эту тему общаться. Инструктор из автошколы, директор автошколы – передаточные звенья. Нужно дать ученикам возможность накатывать столько часов, сколько каждому из них реально нужно для формирования достаточных навыков вождения. И потом чтобы была возможность сдавать самому, без завязок на школу. В идеале хорошо бы вообще открепить процесс сдачи экзаменов от государства. Так, чтобы экзаменатором выступало частное лицо, а государство лишь контролировало его работу.
А как у них?
Мы пообщались с нашими соотечественниками, которые сейчас живут за границей. И не просто живут, а вполне успешно водят там автомобиль. Как они учились и сдавали на права?
Алевтина, 39 лет. Переехала в Калифорнию 16 лет назад из Москвы. Работает в IT-компании.
«С экзаменом на права в США все просто. Идёшь на сайт в ближайшего DMV (department of motor vehicle), регистрируешься на сдачу теории, платишь сколько-то долларов (настолько мало, что я даже не запомнила) сначала за письменный тест. В день-икс приходишь, сдаёшь теорию на компьютере. Методичка по теории скачивается с сайта DMV. После сдачи теории на 3 месяца выдаются временные права. Они дают право ездить, если рядом находится человек с полноценным водительским удостоверением. За эти три месяца вам надо зарегистрироваться на экзамен и потренироваться. Тренируешься где хочешь и с кем хочешь, хоть с любимой бабушкой. В день практического экзамена приходишь в тот же DMV со своей машиной, с инструктором катаешься там, где не очень людно. В зависимости от штата и округа могут спросить разное. Я сама вождение сдавала какой-то бабушке-инструктору в глубинке неподалеку от Сиэтла. Обычно просят проехаться, перестроиться, припарковаться. Проверить слепую зону и развернуться. На дорогах в США народ значительно вежливее. Очень многие приехавшие из стран СНГ даже с опытом вождения не могут сдать тут на права с первого раза. Слишком агрессивно водят. Автошколы в США какие-то есть, но это необязательно, если хочешь сдать на права после 18 лет. Несовершеннолетним прикрепление к автошколе необходимо. При переезде из одного штата в другой на постоянное место жительства права надо менять, и не во всех штатах это делают без экзамена. Когда мы с семьей переезжали из Вашингтона в Калифорнию, пересдавали теорию. Также права даются на несколько лет, а потом система в порядке случайной выборки решает, обновлять их тебе или ты заново сдаёшь экзамены. Меня заставили теорию пересдавать. Еще один нюанс – в США нет полноценной медкомиссии. При регистрации на экзамен прямо в офисе DMV меня попросили нижнюю строчку на плакате в очках прочесть. То есть там есть только проверка зрения, никаких справок от психиатра или нарколога не нужно»
Германия
Мария, переехала из Москвы в начале 2010-х годов.
Великобритания
Светлана, 27 лет, четыре года назад переехала из Санкт-Петербурга в Лондон