какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детей

Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

«Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детей

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детей

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Источник

Консультация для педагогов «Трудный родитель»

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детей Инна Козлова
Консультация для педагогов «Трудный родитель»

Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение со сложными родителями!

Педагог, в общении с родителем, должен всегда использовать технику

— способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека и оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем, так как позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и кроме того выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: «Я не буду:» (Сравните: «Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул»).

2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: «Я расстроилась:», «Я рассердилась».

3. Описания причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые».

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

Не выносите суждений.

Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

Не поучайте! Не подсказывайте решения.

Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

Не выпытывайте.

Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находите возможность каждый раз

говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке

— это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

А если у Вас уже всё- таки возник конфликт с родителем? Что делать? Как из него выйти?

Что такое конфликт

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.

Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Единый алгоритм решения любого конфликта.

Первое, это спокойствие. При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Второе, анализ ситуации без превратности. Обычно, всё происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Третье, открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Пятое, выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Почему пора вернуть советскую школу

(которая считалась лучшей)

В советской школе авторитет учителя ДАЖЕ не обсуждался. Там родители боялись на собрание пойти и им было стыдно, если о ребенке что-то плохое говорили. Теперь попробуй скажи что-нибудь, они начинают защищать. Они закрывают глаза на недостатки своих детей и обвиняют учителей в некомпетентности. НО один учитель не может подстроиться под каждого ребёнка, их слишком много!

Поэтому и существуют правила норм поведения. Но дети воспитываются дома эгоистами. Каждая мама учит, что он самый лучший, и он дома (со слов родителя) не дерется. То есть педагог оклеветал ангела, по их мнению.

Раньше дети дома наказывались, если родители на собрании услышали что-то плохое.

Теперь ЛЮБЫЕ НАКАЗАНИЯ РЕБЕНКА ПОД ЗАПРЕТОМ!

Учитель получает стресс.

Думает, как бы так аккуратно рассказать о плохом поведении ребенка, чтобы потом мамаша не побежала жаловаться » наверх».

Есть конечно и добрые,и нормальные, и адекватные родители. Это те, кто сами с детьми работает и всё понимает, это те, кто объективно оценивает своих детей, не боготворят их. Но их меньшинство!

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

Отметить в положительном ключе включённость родителя в дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (администрация или родители других детей и т. п.)

, имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов.

P.S.:Это не притча, это одна из мудростей и она звучит так

И конечно каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал к ЛУЧШЕМУ учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка Учитель, воспитатель, особенно первый —

это образец поведения, пример для подражания.

От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется незамеченным для детей.

На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть

профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детейФормы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детей«Квиллинг у дошкольников». Консультация для педагогов «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детейВзаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье» Стенгазета:»Я-родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье». Взаимодействие с родителями. В рамках участия во всероссийской акции «Я-родитель»,.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детейКонсультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детейКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

какое правило поможет наладить вам взаимодействие с родителями трудных детейПроект «Трудный звук» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость) Проект «Трудный звук»[/b] Вид проекта:.

Консультация «Путеводители в жизни ребёнка — воспитатель и родитель. Реальность или миф?» Путеводители в жизни ребёнка воспитатель +родитель. Реальность или миф? По-моему в нашей работе очень важно не только наладить контакт с.

Источник

Рекомендации для коллег «Взаимодействие с «трудными» родителями»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рекомендации для коллег, как взаимодействовать с «трудными» родителями.

Сделайте данных родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.

Организовать помощь родителей в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Обязательно привлечь к этому «трудных» родителей. Расписать максимально подробно, кто за что отвечает, чтобы каждый родитель чувствовал свою ответственность за порученное дело.

Рецепт второй:
Всегда будьте на связи с родителями

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Не оставайтесь с проблемами один на один.

Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Нужно постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения..

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.

Родительское собрание и индивидуальная беседа не должны ограничиваться простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок и сопровождаться вашими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки.

Мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по

вкладыванию знаний в головы учеников.
Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо.

Организуйте беседы специалистов школы (медики, психологи, логопеды, социальные педагоги) с «трудными» родителями.

Вы не можете быть компетентны в каждой области. Мнение специалиста поможет родителям более глубоко увидеть суть проблемы.

По мере необходимости посещайте квартиру ученика с «трудными» родителями.

Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие отношения. И это — нормально.

Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.

Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются со мной во всём, но так в реальной жизни получается не всегда.

Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути «трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я плохо работаю, и уж тем более, никакие «трудные» люди не сделают меня несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.

Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп.

ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы.

Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.

Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё протекало ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью; я ценю свою жизнь.

На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого хотелось бы. Но это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем. Ничего страшного! Работа есть работа.

Разумеется, хорошо если у учителя получается найти подход ко всем ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда.

Если родители моих учеников имеют ко мне какие-либо претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь означает, что родители заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их проблемами и мучительно ищут решения. А я могу и должна им в этом помогать.

Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не стремясь им угождать и нравиться.

У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.

У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с «трудными» родителями — одна из сложностей моей профессии.

Почему мне, учителю, так сложно с «трудными» родителями моих учеников? Потому что нести людям просвещение, а ещё разумное, доброе, вечное — очень нелёгкое дело. Но трудность эта — часть учительской жизни.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно стать больше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *