какое историческое событие не нашло отражения на страницах романа м шолохова тихий дон
Изображение исторических событий в романе «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)
В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов описывает тяжелое для России время начала двадцатого века: свержение монархии, революцию, Гражданскую войну, приход к власти большевиков и другие события того времени. Автор не только запечатлевает историю России, но и даёт собственную оценку происходящему с исторической стороны, изображая великую человеческую трагедию.
В начале романа автор изображает военные действия.
Шолохов осуждает войну, ищет виновных в этом ужасном событии. Непринятие автором войны звучит и в описании природы, окружающего мира: «лицо земли взрывали», «земля ахнула», «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота».
Автор изображает эпизоды, описывающие действительность первой половины 20-го века глазами обычных людей, донских казаков: размышления солдат о социализме и приверженности монархическим традициям (глава 1, часть 4) обыски, доносы (деятельность Листницкого, глава 1, часть 4), дезертирство.
Шолохов изображает известных политических и военных, деятелей времен Первой Мировой войны, Февральской и Октябрьской революции. Это эпизоды визита «особы царской фамилии» в госпиталь(глава 23, часть 3), чтения манифестов и лозунгов («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») Ленина (глава 1, часть 4), прихода революции, перехода власти к Временному правительству, заседания Керенского в Зимнем дворце, назначения верховным главнокомандующим Корнилова, восстания на Путиловском заводе и многие другие. Все эти события имеют важное значение для нашей страны.
Таким образом, автор мастерски показывает трагедию разрушения единства нарда, Гражданскую войну.
«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения
Мировую славу и Нобелевскую премию Михаилу Шолохову принес роман о донском казачестве — «Тихий Дон». Краткое содержание эпопеи и литературоведческие заметки помогут школьникам и студентам в изучении произведения, заинтересуют любителей классики.
«Тихий Дон»: краткое содержание
Роман-эпопея «Тихий Дон», краткое содержание которого раскрывает суть исторической трагедии в контексте жизненных драм героев, — объемное произведение. Сюжет охватывает десятилетие. Литературоведы подсчитали: в тексте представлено около 900 персонажей.
В изучении романа «Тихий Дон» краткое содержание по главам — вспомогательный материал, который позволит обобщить прочитанное, проследить за судьбами главных героев.
Изложение содержания эпопеи Шолохова «Тихий Дон по главам раскрывает драматизм метаний главного героя — Григория Мелехова:
«Тихий Дон»: первая книга, часть I
События первой части знакомят читателя с главными героями:
Глава 1
Мелеховых в Татарском хуторе называют турками: родоначальник Прокофий Мелехов с турецкой войны вернулся с женой-турчанкой. Она родила сына Пантелея, у которого, в свою очередь, было трое детей:
Невысокий, русый, курносый, Петр был больше всех похож на мать Василису. А вот турецкая кровь проявилась в страстной и бешеной натуре Григория.
Главы 2–21
Отец приказывает Гришке оставить в покое Аксинью Астахову — жену соседа Степана. Григорий влюблен и не собирается отступать. Судьба Аксиньи Астаховой дополняет краткое содержание.
«Тихий Дон» — история нравов и жизненного уклада донских казаков, в том числе непростой судьбы женщин. Аксинья, обесчещенная в 16 лет родным отцом, в семнадцать стала женой Степана Астахова. Он ревновал жену, бил и изменял ей. Аксинья тяжело работала, потеряла сына-младенца (не дожил до года).
С Григорием она становится счастливой, чувствует себя любимой. Скоро на хуторе становится известно об их связи — Степан бьет Аксинью, враждует с Мелеховыми. Пантелей решает женить Григория на работящей Наталье. Парню понравилась невеста, он предложил Аксинье расстаться.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: первая книга, часть II
Продолжает роман знакомство с новыми персонажами:
Главы 1–13
Дополнит историю Мелеховых — главных героев романа «Тихий Дон» — пересказ истории жизни купца Мохова и его детей. Сергей Платонович заработал капиталы на скупке краденного и доносительстве. Воспитанием детей — Лизы и Владимира — не занимался.
Григорий после свадьбы признается Наталье, что не может забыть Аксинью, и возобновляет старую любовную связь. Аксинья забеременела.
В станице появился Иосиф Штокман — бывший ссыльный, торговец швейными машинками, в дальнейшем — ставленник большевиков на хуторе. Мелехов-младший ссорится с родителями и поступает с Аксиньей на службу к Евгению Листницкому в имение Ягодное.
Главы 14–21
Штокман предупреждает казаков о приближении войны. Наталья тоскует по Григорию, пытается покончить с собой (режет себя косой), остается калекой. Аксинья на покосе рожает девочку. С декабря Григорий служит в двенадцатом атаманском полку, а его отец возвращает Наталью в свой дом.
«Тихий Дон»: первая книга, часть III
События военного времени описаны в третьей части книги:
Главы 1–19
1914 год. Наталья ждет мужа. Дуняша влюблена в Мишу Кошевого. Начинается война. Григорий Мелехов конфликтует с офицерами и сослуживцами, но в бою ведет себя геройски, переживает из-за вынужденного убийства (убил австрийца). Прибывает пополнение в полк Мелехова:
После тяжелого ранения в голову Григория награждают Георгиевским крестом. Листницкий также вступает в казачий полк. Аксинья глумится над пришедшей для разговора Натальей (просила вернуть ей мужа). Из-за скарлатины умирает дочь Мелехова и Аксиньи.
Главы 19–24
Мелехова отправляют в тыл для лечения ранения (поврежден левый глаз). Солдат Гаранжа ведет с ним революционные беседы, критикует царя за войну. За проявление строптивости (Григорий отказался отвечать члену императорской семьи во время посещения госпиталя) его на трое суток лишили провианта.
Мелехов приезжает домой, и от деда в Ягодном он узнает, что Аксинья изменяла ему с Листницким. Он вывозит сотника в поле и избивает кнутом. Дома бьет Аксинью, уходит к отцу.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: книга вторая, часть IV
Краткое содержание «Тихого Дона» (второго тома) охватывает начало революции и становление большевистской власти.
Идет 1916 год. Бунчук ведет среди солдат большевистскую пропаганду. У Григория уже четыре ордена, он тоскует по Аксинье. Наталья родила двоих детей — Мишутку и Полю.
Свергли царя, казаки присягают временному правительству, надеются на окончание войны, появляются дезертиры. Листницкий склоняет казаков на сторону генерала Корнилова. Большинство переходит к красным.
«Тихий Дон»: книга вторая, часть V
Часть станичников (Петр Мелехов, Коршунов, Прохор Зыков и др.) возвращаются к родным. Григорий — командир сотни Красной Армии, но не верит, что большевики дадут свободу казакам: Ефим Изварин ратует за автономию Войска Донского. Федор Подтелков — казак-большевик — убеждает Григория в надежности большевиков.
Григорий ранен в ногу, лечит ее дома. Отец и брат не одобряют взгляды Гришки, но тот сам переживает из-за кровавых расправ большевиков с врагами (гибель отряда Чернецова). Большевики уничтожают казачьи хутора. Начинается раскол среди казаков.
Петр Мелехов возглавляет отряд хуторских казаков в борьбе с красными. Бунчук и Подтелков попадают в плен к казакам. Их казнят. Перед смертью Подтелков обвиняет Гришку Мелехова в предательстве.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: книга третья, часть VI
Стремительно развивается история в следующих главах:
Главы 1–20
1918 год, гражданская война. В Татарском хозяйничают немцы, военный атаман округа — генерал Краснов. События происходят так:
Большевистские идеи все больше захватывают умы казаков. На хуторе установилась власть красных, поэтому Григорий убегает.
Главы 21–65
Штокман вместе с Мишкой Кошевым составили расстрельный список. В числе обреченных Мелеховы: Григорий исчез, арестован выздоровевший после тифа Пантелей. Красноармейцы убивают Петра, Григорий мстит им — расстреливает пленных.
Остальные герои действуют так:
«Тихий Дон»: книга четвертая, часть VII
Читаете «Тихий Дон» в сокращении? Тогда уделите внимание части, в которой рассказано, чем закончился «Тихий Дон».
Мелехов прощается с Аксиньей: после разгрома белых исчезает с хутора, боясь расправы большевиков. После рассказа Дарьи о том, что Григорий снова сошелся с Аксиньей, Наталья делает аборт и умирает. Григорий приезжает уже после ее похорон, чувствует вину, возвращается на фронт.
Больного тифом героя привозят в Татарское. После выздоровления он покидает хутор вместе с Прохором и Аксиньей (по дороге заболела тифом). Григорий хоронит отца, повторно переносит инфекционное заболевание, из Новороссийска хочет иммигрировать в Турцию, но остается дома, вступает в Конармию, командует эскадрильей.
Опасаясь расстрела за помощь белым, Гришка, возвратившись на хутор, попадает в банду Фомина, но по весне сбегает от них. Вместе с Аксиньей едет на Кубань. На заставе Астахова гибнет от пули (после ее похорон герой видит на черном небе золотой круг солнца). Прожив в Слащевской дубраве полгода с дезертирами, не дождавшись амнистии, Мелехов возвращается в станицу. Возле куреня его встречает Мишутка — жизнь продолжается.
Суть исторических катаклизмов, которые потрясли страну в начале ХХ века, на примере донского казачества раскрыл в романе Шолохов.
«Тихий Дон», краткое содержание которого открывает суть событий, — это многотомное произведение. Используйте пересказ как ориентир в подготовке к анализу текста.
«Тихий Дон»: анализ произведения
Если говорить о романе «Тихий Дон» кратко, то это произведение, в котором затрагиваются культурные, историко-политические стороны жизни донского казачества в период революции и гражданской войны. Воспользуйтесь подсказками литературоведов, чтобы оценить художественные особенности романа.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: история написания
В учебниках указано, что Шолохов «Тихий Дон» писал пятнадцать лет:
Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: проблема авторства
Объем, масштабность, проработанность сюжетных линий заставили критиков сомневаться в том, что эпопею создал Шолохов, которому едва исполнилось 25 лет.
Солженицын, как и многие другие писатели, публично заявлял о том, что роман «Тихий Дон» писали несколько авторов. Экспертиза текста подтвердила, что автор эпопеи — Михаил Шолохов.
«Тихий Дон»: жанр и композиция
Литературоведы определили жанр как роман-эпопею. «Тихий Дон», сюжет которого охватывает масштабные исторические события — слом эпох, культурных традиций и порядков, показан на примере судеб конкретных людей — героев произведения.
Автор затронул общечеловеческие проблемы, создал разноплановые характеры и образы. На то, что речь идет об эпопее, указывает масштаб изображенного в романе — это основы жизни народа, которые подвергаются переосмыслению и ломке. Хутор Татарский — центр повествования, к нему стянуты все сюжетные линии.
Композиция произведения имеет циклический характер, поскольку выстроена вокруг образа главного героя — Григория Мелехова. Его характер, моральные принципы, нравственный облик, судьба — квинтэссенция народного духа.
Вспомнить основные события или составить мнение об особенностях произведения поможет краткий пересказ. «Тихий Дон» — сложный, многоярусный текст, с множеством сюжетных линий. Повествование начинается и завершается у куреня Мелеховых, охватывая десять лет жизни героев (1912–1922).
Сюжетная линия Григория — главная в произведении. Кроме нее, Шолохов развил линии:
Кадр из фильма «Тихий Дон»: UGC
«Тихий Дон»: проблематика
Главный замысел писателя состоял в том, чтобы показать, как меняются взгляды людей, уклад их жизни в период перестройки государства, в эпоху исторических потрясений — революций, войн.
В романе «Тихий Дон» Шолохов развенчивает миф о единстве, монолитности и кастовой замкнутости донского казачества, описывая противоречия, социальные и моральные разногласия станичников. При этом автор создает художественный портрет донских казаков: описывает их историю, дух, законы и философию жизни, ценности.
В контексте этого писатель затрагивает проблемы:
Эти проблемы рассматривают разносторонне (в каждой сюжетной линии). Благодаря этому создается картина бурной, стремительно меняющейся в материальном и духовном плане жизни казачества. Она противопоставляется «тихому Дону» — реке, которая неспешно течет сквозь времена. Она и есть символ вечного бытия, основы которого не затрагивают не исторические катаклизмы не житейские драмы людей.
Философские смыслы «Тихого Дона» Шолохова раскрываются в антитезе вечной и неизменной реки людям, которые только на время приходят в этот мир, страдают от собственных страстей и внутренних раздоров. Понять этот подтекст романа поможет представленный краткий пересказ.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Тихий Дон». Историческая основа романа
Л.П. Егорова, П.К. Чекалов
Историческая основа романа
Публикации новых материалов по истории казачества на страницах журнала «Дон» позволяют более глубоко осветить проблематику и социально-нравственную концепцию «Тихого Дона», актуализировать пласты романа, которые раньше либо замалчивались, либо не привлекали к себе особого внимания. Ныне становится ясным, что судьба казачества не может быть понята без уяснения истоков его исторически сложившегося национального самосознания. Казачество признано субэтносом, особой этнографической группой (характерно, что в первом журнальном варианте «Тихого Дона» оно было названо нацией, что, разумеется, не соответствует действительности, но отражает уровень самоидентификации субэтноса).
Этот факт позволяет понять масштабность изображенного Шолоховым верхнедонского восстания. Казалось бы, оснований для него не предвиделось. на Втором Всероссийском съезде Советов была оглашена декларация Совета «Союза казачьих войск», в которой заявлялось, что казачество не будет вмешиваться в начавшуюся гражданскую войну (34; 133). Разумеется, это была иллюзия, но она выражала настроение широких кругов казачества. Немалое число казаков отказалось идти за Калединым и Красновым, а напротив, поддержало советскую власть. Казаки выдвинули такую легендарную фигуру, как командарм Филипп Миронов, за которым в 1-ую конную армию пошла часть казаков Усть-Медведицкого и Хоперского округов. Хотя имя Миронова на многие десятилетия было вычеркнуто из истории, мы в «Тихом Доне» находим его, упоминается и мироновский корпус (в тот трагический для уже мятежных казаков момент, когда его окружила конница Буденного).
Однако новая власть, плохо представляя себе специфику казачества, сделала все, чтобы оттолкнуть его от себя. Как убедительно (на архивных материалах) показано Ф.Бирюковым, нередки- ми были случаи конфискации земли у всех казаков, насильственное создание коммун, стихийные реквизиции, нежелание считаться с исторически сложившимися вольнолюбивыми традициями и укладом жизни казачества. В ход пошла так называемая «политика расказачивания», возмущавшая даже дальновидных коммунистов. Перед соответствующими органами вполне официально ставилась задача «формальной ликвидации казачества»: казаков было решено уравнять как социально-экономическую группу с другими слоями населения, а это повлекло за собой наступление на сам уклад казачьей жизни: запрещалось носить лампасы, проводить ярмарки. Большая часть казаков огульно обвинялась в контрреволюции, и «Инструкция о терроре» оправдывала полное уничтожение казачества.
Когда же расстреляли группу казаков из хутора Татарского (VI, 24), «в каждом курене уже гудела новость». Гневные слова бросает в лицо Штокману Алешка Шамиль: «Ну скажи, правильно расстреляли хуторных наших? За Коршунова гутарить не буду,- он атаманил. а вот Авдеича Бреха за что? Кашулина Матвея? Богатырева? Майданникова? А Королева? Они такие же, как и мы, темные, простые. И ежели эти люди сболтнули что плохое, то разве за это на мушку их надо брать?- Алешка перевел дух, рванулся вперед. На груди его забился холостой рукав чекменя, рот повело в сторону».
Подобные сцены подводят читателя к мысли о закономерности активных действий казачества. Образ весеннего ледохода («Дон поломало»,- слышит Григорий о начале восстания) подчеркивает естественность и неотвратимость процесса.
«Степным всепожирающим палом взбушевало восстание. Вокруг непокорных станиц сомкнулось стальное кольцо фронтов. Тень обреченности тавром лежала на людях».
Подлинно историческая, не искаженная в угоду официальным версиям основа романа свидетельствует о честной позиции автора, что вызвало активное противодействие пробольшевистской критики. За Шолоховым прочно закрепилась репутация апологета кулачества и белого движения, и многозначительной была реплика первого лица НКВД Генриха Ягоды: «Миша, а ты все же контрик, твой «Тихий Дон» ближе белым, чем нам». Сам Шолохов еще в 1929 после выхода в свет первых двух книг романа признавался в частном письме:
«Были и такие слухи, будто я подъесаул Донской армии, работал в контрразведке и вообще заядлый белогвардеец.
Меня организованно и здорово травят. Я взвинчен до отказа».
Гонения на писателя усилились, когда встал вопрос о печатании 3-ей книги, где как раз шла речь о верхнедонском восстании. Даже «высочайшее разрешение» Сталина на ее публикацию в 1932 г. не избавило автора от искажений текста: из журнального варианта была выброшена сцена расстрела пленных казаков и Петра Мелехова, ее восстановили (в форме дополнения) только по настоянию писателя.
Оценка гражданской войны с общечеловеческих позиций
Что же касается Бунчука, откомандированного в Ростовский ревтрибунал, то эти эпизоды (V; 20) трактуются автором как драма героя, отдававшего приказания о ежедневных расстрелах чугунно-глухими словами. «За неделю он высох и почернел, словно землей подернулся. Провалами зияли глаза, нервно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска». При всем том, что герой искренне убежден в правоте своих карательных акций («Сгребаю нечисть. «), он не может остаться равнодушным к человеческой судьбе, не видеть, как в кровавую мясорубку попадают и казаки-труженики, чьи ладони проросли сплошными мозолями. И это ставит его на грань безумия.
Объективное отношение и к красным, и к восставшим казакам Шолохов выражает устами деда Гришаки (VI, 46, 65). Мелехова старик урезонивает словами, что по божьему указанию все вершится, а всякая власть от Бога: «Хучь она и анчихристова, а все одно Богом данная. Поднявший меч бранный от меча да погибнет». В речь героя органично вплетаются соответствующие библейские тексты. (В отличие от философской прозы, где превалирует непосредственно выраженная авторская мысль, опирающаяся на библейский миф или развивающая его, в эпической прозе Шолохова авторская позиция выражена предметностью словесной живописи, когда библейская мифология служит укрупнению характера героя. Слова священного писания, адресованные озверевшему Кошевому погибающим дедом Гришакой, теперь неотделимы от его образа).
И все же не зря смягчается сердце Ильиничны, жалеет она больного и высохшего Михаила, тем более, что видит в его глазах теплоту и ласку к маленькому Мишатке. Глубоко символично, что она отдает ему рубашку Григория. Ильиничну писатель делает, как справедливо отмечала А.Минакова, «суровым и справедливым судьей в сложнейших социально-нравственных конфликтах. Значимость этого образа укрупняется и скорбными образами матерей Бунчука, Кошевого, безымянных матерей. Казачка, проводившая повстанцам мужа и трех сыновей, ждет от Григория ответа, когда «будет замирение»: «И чего вы с ними сражаетесь? Чисто побесились люди».
Общечеловеческий смысл романа достигает кульминации в скорбном, хватающем за сердце параллелизме:
И где-либо в Московской или Вятской губернии, в каком-нибудь селе великой Советской России мать красноармейца, получив извещение о том, что сын «погиб в борьбе с белогвардейщиной за освобождение трудового народа от ига помещиков и капиталистов. «, запричитает, заплачет. Горючей тоской оденется материнское сердце, слезами изойдут тусклые глаза, и каждодневно, всегда, до смерти будет вспоминать того, которого некогда носила в утробе, родила в крови и бабьих муках, который пал от вражьей руки где-то в безвестной Донщине».
Болью писателя стали муки матерей. Но не легче и горькая старость Пантелея Прокофьевича (он из оставленного амбара «вышел будто от покойника») и Мирона Коршунова. Казалось, и сама мать-земля протестует против братоубийственной войны: «. Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть в чужих хуторах от вынужденного безделья, страха, нужды и скуки». Тот, якобы объективизм, в котором обвиняла писателя большевистская критика, подразумевая под этим сочувствие «не большевикам», и был проявлением высокой человечности.
Григорий Мелехов как трагический характер
Все это читатель не просто знает, как знает, быть может, и почти аналогичные житейские ситуации: он все это видит, слышит, осязает, сопереживает благодаря могучему таланту Шолохова, благодаря высокому мастерству словесно-художественного воплощения общечеловечески значимых ситуаций.
Мелехов завидует Кошевому и Листницкому: «Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с семнадцатого года хожу по вилюткам, как пьяный качаюсь». Но он понимает и узость позиций каждого из героев-антиподов, не находя нравственной правды ни на той, ни на другой стороне в ее борьбе за власть. Не находит он ее даже в среде повстанцев (сцена, когда Григорий выпускает из тюрьмы иногородних заложников).
Кстати, трудно согласиться с нередко встречающимися утверждениями, что Григорий только человек действия, что ему чужда рефлексия. Другое дело, что она не облекается в формы, знакомые нам по образу, например, Андрея Болконского, она предопределена чисто народным миросозерцанием, но от этого не становится менее впечатляющей. В своих духовных поисках Григорий выступает как alter ego автора, выражая его тревоги и его прозрения. Вот почему авторские отступления в романе:
«И вдруг впереди, над притихшей степью, как птица взлетел мужественный грубоватый голос запевалы:
Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке,
На славных степях, на саратовских..
И многие сотни голосов мощно подняли старинную казачью песню, и выше всех всплеснулся изумительной силы и красоты тенор подголоска. Покрывая стихающие басы, еще трепетал где-то в темноте звенящий, хватающий за сердце тенор, а запевала уже выводил:
Все донские, гребенские да яицкие.
Словно что-то оборвалось внутри Григория. Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова:
Как только зазвучала песня,- разом смолкли голоса разговаривавших на повозках казаков, утихли понукания, и тысячный обоз двигался в глубоком, чутком молчании; лишь стук колес да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты, когда запевала, старательно выговаривая, выводил начальные слова. Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня.
. Полк прошел. Песенники, обогнав обоз, уехали далеко. Но еще долго в очарованном молчании двигался обоз, и на повозках не слышалось ни говора, ни окрика на уставших лошадей. а из темноты издалека плыла, ширилась просторная, как Дон в половодье, песня:
Они думали все думушку единую.
Уж и песенников не стало слышно, а подголосок звенел, падал и снова взлетал. За ним следили все с тем же напряженным и мрачным молчанием».
«. Вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Особенности жанра и поэтики
«Счастливым» оказался талант Шолохова, чей роман стал художественной энциклопедией жизни донского казачества, у которого несобственно-прямая речь пронизана интонациями не только главных героев, но и народным многоголосьем.
«Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи.
По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами.
— Худому быть,- пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски.
Но монументальное произведение Шолохова содержит в себе многочисленные разновидности и эпоса, и романа; происходит активное и многостороннее включение иностилей, прежде всего внутренних монологов, несобственно-прямой речи в идиостиль писателя. Социально-бытовое оборачивается вечными темами, образами, мотивами. Организацию огромного, казалось бы, разнородного материала определяют как «пульсацию», подразумевая под ней повторяемость ситуации и коллизий (при различных выходах из них и исходах), разнообразие форм соотнесения «концов» и «начал» (16а; 18, 20).
1. Бирюков Ф. Трагедия народа (О «Тихом Доне»)// Москва.- 1989.- N 12.
2. Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова.- М., 1980.
3. Великий художник современности.- МГУ, 1983.
4. Гей Н.К. Мир, человек и позиция писателя// Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека.- М., 1972.
5. Гура В. Как создавался «Тихий Дон» Творческая история романа Шолохова.- М., 1980.
6. Ермаков И.И. Григорий Мелехов как трагический характер.- Ученые записки Горьковского пединститута.- Вып. 67.- Горький, 1969.
7. Киселева Л.Ф. Мотивы жизни и смерти в «Тихом Доне» М.Шолохова// Вечные темы и образы в советской литературе.- Грозный, 1989.
9. Колодный Л. Рукописи «Тихого Дона».- Москва.- 1991.- N 10.
10. Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова.- М., 1984.
11. Минакова А.М. Поэтический космос М.А.Шолохова. О мифологизме в эпике Шолохова.- М., 1992.
12. Минакова А.М. Об одном аспекте философии истории в эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»// Проблемы традиций в отечественной литературе.- Н.Новгород, 1996.
13. Полтавцева Н.Г. Естественное и социальное в романе М.Шолохова «Тихий Дон»// Проблемы творчества М.Шолохова.- М., 1984.
14. Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона».- М., 1987.
15. Семанов С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации «Тихого Дона»// Новый мир.- 1988.- N 9.
16. Соболенко В. Жанр романа-эпопеи. (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л.Толстого и «Тихого Дона» М.Шолохова).- М., 1986.
17. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-х г.г. Судьбы романа.- М., 1985.
18. Трофимов В. Казачий вопрос// Дон.- 1990.- N 2.