какое определение соответствует понятию лидерство

Лидерство: теории и типология

Лидерство: общие понятия

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе. Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

какое определение соответствует понятию лидерство

Рисунок 1. Специфика лидерства

Источник

Лидерство: что это в психологии, определение понятия, функции, примеры

Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

какое определение соответствует понятию лидерство

Пару слов о понятии

Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

какое определение соответствует понятию лидерство

Разновидности

Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

Самая известная классификация выделяет такие виды:

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

Классификация на основе функций лидера

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

какое определение соответствует понятию лидерство

какое определение соответствует понятию лидерство

История

Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

какое определение соответствует понятию лидерство

Лидер в группе: психология

Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

какое определение соответствует понятию лидерство

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

Что такое лидерство? 16 определений, в том числе не самых приятных

Лучший лидер – этот тот, о существовании которого люди едва знают; при этом вся работа сделана, цели достигнуты, а люди говорят: мы сделали это сами. Лао-Цзы.

Лидер определяет, как должно выглядеть будущее, доносит это видение до людей и вдохновляет их на работу, несмотря на препятствия. Джон Коттер.

Лидерство – это раскрытие потенциала людей, чтобы стать лучше. Билл Брэдли.

Лидерство – это умение мотивировать людей делать то, что хотят лидеры. Хорошее руководство, формальное или неформальное, помогает людям во время работы раскрывать их потенциал. Боб Мейсон.

Лидерство – это искусство добиться того, чтобы другие делали то, что вы хотите, но так, чтобы человек сам захотел это сделать. Генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Лидерство – это искусство мотивировать других людей бороться за общие цели. Кузес и Познер.

Лидерство – это умение «поднять» человека к высоким стремлениям, повысить его производительность, помочь выйти за обычные ограничения. Питер Друкер.

Мое собственное определение лидерства заключается в следующем: это потенциал и воля сплачивать мужчин и женщин для общей цели, а также характер, который внушает уверенность. Монтгомери.

Лидер – это тот, кто знает дорогу, идет своим путем и указывает путь другим. Джон Максвелл.

Мое определение лидера… Это человек, который может убедить людей делать то, что они не хотят делать, или делать то, что им не нравится или лень делать. Гарри Трумэн.

Лидерство – это способность переводить видение в реальность. Уоррен Беннис.

Лидерство – это способность сделать так, чтобы обычные люди и организации достигали выдающихся результатов. Дэн Маккарти.

Лидерство – это способность устанавливать стандарты и управлять творческим климатом, в котором люди устремлены на достижение долгосрочных и конструктивных целей; это атмосфера взаимного уважения, совместимая с личными ценностями. Майк Вэнс.

Лидерство – это способность заставить людей работать на вас, когда они не обязаны это делать. Фред Смит.

Лидерство является нематериальным качеством без четкого определения. Это, наверное, хорошо, потому что, если бы люди, которыми руководят, знали определение, они бы выследили своих лидеров и убили их. Скотт Адамс.

Есть почти столько же определений лидерства, сколько людей, которые пытались определить это понятие. Стогдилл.

Комментарии

какое определение соответствует понятию лидерство

Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры

Быстрая регистрация в бесплатной CRM

Возможности

Помощь

Версии программы

Сотрудничество

Свяжитесь с нами

г. Москва, ул. Большая Серпуховская, д. 44,
пом. I, ком. 20

Мы в соцсетях

Скачать CRM

какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство

Подписка на рассылку

Я пишу забавные письма 2 раза в месяц 😉 Ирина Лой
Посмотрите примеры

Задать вопрос

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.

АВТОРИЗАЦИЯ

какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство какое определение соответствует понятию лидерство

Согласие на обработку данных

Типовое согласие на обработку персональных данных

Пользователь, регистрируясь, оставляя заявку на обратный звонок или заполняя любую другую форму на интернет-сайте http://www.prostoy.ru и его поддоменах (продающих страницах, лендингах и т.д.), обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие). Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на интернет-сайте, заполнение формы заявки на обратный звонок или любой другой формы. Пользователь дает свое согласие ООО «1Т», которому принадлежит сайт http://www.prostoy.ru и которое расположено по адресу 115093 г. Москва, ул. Большая Серпуховская д. 44, пом. I, ком. 20, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Сайт использует cookie с целью улучшения работы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с условиями Политики.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку персональных данных на условиях Политики.

Еще 4 человека за последний час решили попробовать CRM «Простой бизнес»

Источник

Лидер. Кто такой лидер с точки зрения личности

В любом коллективе существует лидер. Этот человек обычно выделяется на фоне остальных и пользуется авторитетом.

При чем речь идет не только о трудовых обществах, ведь лидерские качества можно рассмотреть еще у детей в детском саду или же в школе.

Но кто же эти люди и почему они такими становятся? Не каждому суждено быть предводителем коллектива — есть определенные черты характера, которые присущи лидеру.

Тема довольна интересная и актуальная, поэтому предлагаем вместе разобраться в вопросах лидерства и дать простые ответы на них.

О лидере и лидерстве

Лидер — это победитель по жизни. Таких людей часто называют душой компании или блестящими руководителями. Но есть один парадокс —несмотря на ярко выраженные качества, лидер не может существовать вне группы людей.

Ведь в противном случае ему попросту не кем будет руководить и вести к достижению поставленной цели.

Настоящий лидер лишен всяких сомнений, уверен в себе и часто обладает нестандартным мышлением. Такие люди быстро принимают решения и не сомневаются в них. Все эти качества помогают сплотить возле себя настоящую команду.

Кто такой лидер и его стили работы

Как мы уже выяснили, лидер не может быть сам по себе. Поэтому для того чтобы определить у себя подобные качества, нужно окружить себя группой людей.

Если вы не боитесь ответственности и готовы совместно идти к конечной цели, вполне возможно, что лидерские задатки в вас есть. Но стоит отметить, что достижение результата — не всегда гарантия авторитета со стороны подчиненных, партнеров или друзей.

Ведь цели могут достигаться разными способами, в том числе и без учета мнения коллектива. Но это уже не о настоящих лидерах.

Лидер — это человек, который обладает ярко выраженными качествами победителя. Он уверен в себе, решителен и имеет влияние на окружающих. Именно поэтому такой человек способен грамотно управлять людьми и достигать намеченных целей.

А теперь поговорим о стилях, которые используют в своей работе лидеры:

Лидерство: понятие и основные черты

Психологи и социологи дают определение понятию «лидерство» примерно одинаково.

Лидерство — это способ социального влияния, который позволяет достигать общих целей. Отсюда вытекает тот факт, что лидер — личность, которая обладает этим влиянием.

Приведем простой пример для лучшего понимания информации. Животный мир невозможно представить без лидера. Так, каждой стаей руководит вожак, который отвечает за безопасность коллектива и ведет за собой.

Если говорить о человеческих коллективах, здесь все намного сложнее.

Перечислим основные черты, которые характеризуют лидерство:

Какие бывают лидеры: типы и классификация

Психология лидерства — это целая наука. Исследования ученых в этой области определяют несколько типов авторитетных людей:

Деловой тип. Эти люди компетентны, пользуются авторитетом и уважением у других членов коллектива, а также способны решить вопросы любой степени сложности.

Обычно таких лидеров можно встретить на производственных предприятиях. Их выделяет из толпы нестандартное мышление и эффективность в работе;

Эмоциональный тип. Так характеризуют лидеров, которые смогли добиться расположения коллектива.

Такие руководители вызывают у своих сотрудников чувство теплоты, доверия и уверенности. С ними легко идут на контакт и комфортно общаются;

Ситуативный тип. Этот тип лидерства может быть как деловым, так и эмоциональным.

Основная особенность его в том, что он меняется в зависимости от ситуации.

Есть и другая классификация лидерства, согласно которой выделяют еще несколько типов:

Функция, которую выполняет лидер в обществе, также дает возможность классифицировать лидеров следующим образом:

Как ведет себя лидер?

Любовь к власти, уважение других людей позволяют прирожденным лидерам находить выход из самых сложных ситуаций. Но именно эти качества иногда и делают их уязвимыми.

Но настоящий лидер должен уметь справляться с возникшими трудностями, ведь в этом и кроется секрет успеха.

Реальная помощь с неприятностями — это сформированная модель поведения, которая может быть как осознанная, так и спонтанная. Поговорим о них подробнее:

Конкурентная модель поведения. Характерна в первую очередь для мужчин, которые всегда соревнуются с друг другом.

Эти люди агрессивны, харизматичны и эгоцентричны. Для них очень важно преобладать над своими подчиненными и пользоваться большими привилегиями;

Кооперативная модель поведения. Лидеров этого типа отличают отличные коммуникативные и интеллектуальные качества. Для них главное — принести пользу всему коллективу и добиться цели.

Недостатки лидерства

Казалось бы, что лидерские качества — это несомненный плюс, ведь что может быть лучше признания в обществе. Но есть и оборотная сторона медали. Какие же минусы есть у лидерства? Давайте разбираться.

Часто для признания лидерских качеств и достижения цели лидеру приходится в буквальном смысле слова «идти по головам». Для того чтобы доказать обществу и не ударить в грязь лицом люди любыми правдами и неправдами стараются действовать в своих интересах.

⭕ Есть опасности и при кооперативной модели поведения. Иногда чрезмерная мягкость и человечность способна обернуться против человека. Он попросту теряет линию руководства из-за своей чрезмерной отзывчивости и чуткости.

Такие лидеры отличаются тревожностью, часто склонны к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем.

На заметку. Настоящий лидер — это что-то среднее. Он должен быть в меру авторитарным и доминантным, но в тоже время способным слушать и слышать. Такой капитан точно приведет свою команду к победе.

Кто он — современный лидер?

Не каждый человек рождается лидером и способен играть эту роль. Но есть люди, которые обладают определенным набором качеств, благодаря которым становятся лучшими наставниками для своего окружения.

Что же это за особенности характера и как должен выглядеть современный лидер? Постараемся ответить на этот вопрос:

Отличия настоящего лидера от обычных людей

Есть много теорий и предположений о том, какими качествами должен обладать настоящий лидер.

Перечислим те, которые отличают предводителей от простых людей:

Этот список можно дополнить лидерскими качествами, но не факт, что все они будут сочетаться в одном человеке. Но чем больше их будет насчитываться, тем выше шансы на признание вашего лидерства среди окружения.

Как стать лидером и научиться вести за собой людей?

Прежде чем задаться вопросом, как развить у себя лидерские качества, стоит четко понять, что это значит именно для вас. Ответьте себе на вопрос — каким бы вы хотели видеть руководителями и какими чертами характера он должен обладать?

Сразу стоит отметить, что самовоспитание и саморазвитие — это большая и трудная работа. Легко не будет, но следуя некоторым рекомендациями можно облегчить поставленную задачу и развить в себе лидерские качества:

Как воспитать в ребенке лидера?

Воспитать в ребенке лидерские качества не только можно, но и нужно. Для этого следуйте 5 советам:

Правильно выбранная модель воспитания поможет развить лидерские качества у вашего ребенка и направит его на верный путь.

Лидер и руководитель: как правильно совместить?

Понятия лидер и руководитель на первый взгляд кажутся синонимами, но это не совсем так. Хотя настоящий наставник должен обладать лидерскими качествами, так случается не всегда.

Если рассматривать понятия с точки зрения психологии, лидерство — это эмоциональная составляющая качеств отдельных членов коллектива, которые могут и не занимать руководящую должность.

Руководитель же — больше официальное название и социальная характеристика взаимоотношений среди трудового коллектива.

Чем же отличается лидер от руководителя?

Чем же отличается лидер от руководителя? Ответ прост:

Для кого-то важно быть лидером, для кого-то — руководителем, а кому-то просто хочется спокойной и размеренной жизни.

Все мы разные, но главное — это наслаждаться своей работой и занятиями и гордиться тем, что вас наполняет. А как найти гармонию с самим собой — решать только вам!

Источник

Психология лидерства. От теории к практике

какое определение соответствует понятию лидерство

Данная книга посвящена теории и практике лидерства. В первом разделе рассмотрены подходы к исследованию лидерства: понятие лидерства, отличия лидеров и менеджеров, теории лидерства. Второй раздел посвящен практике лидерства. Приводится авторская модель лидерского воздействия и классификация стилей лидерства. Третий раздел посвящен организационному лидерству. Приводятся факторы и механизмы формирования лидерства.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология лидерства. От теории к практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 1. Теория лидерства

Данный раздел книги будет посвящен теоретическим представлениям о лидерстве. Из него читатель узнает о существующих понятиях лидерства, и причинах, по которым, на данный момент, лидерство в большинство случаев отождествляется с руководством. Мы же отступим от такого классического понимания лидерства и рассмотрим разницу понятий «лидер» и «менеджер/руководитель».

В разделе будут рассмотрены современные подходы к изучению лидерства. И здесь мы также отступим от классического способа повествования, обозначая теории лидерства не просто в хронологическом порядке (теория черт, поведенческие теории, ситуационные теории), как это принято в большей части литературы, а, учитывая их логическую связь, а также связь теорий лидерства с основными психологическими теориями.

В разделе также будет предложена авторская модель понимания лидерства («комплекс лидерства»), в соответствии с которой и пойдет дальнейшее повествование. Будут выделены особенности лидерства и его составляющие, а также дано авторское определение лидерства.

В результате прочтения данного раздела читатель сможет сформировать общее представление о тем, что такое лидерство, и о современных подходов к его изучению.

Глава 1. Понятие Лидера и Лидерства

Можно выделить следующие основные подходы к определению лидерства:

Отождествление лидерства и влияния. Например, Б. М. Басс рассматривает лидерство как позитивное влияние. Так, в случае, если цель члена группы, назовем его «А», состоит в том, чтобы изменить поведение члена группы «Б», то усилия «А» есть попытка лидерства. 1

Лидерства как умения оказывать воздействие на других. Определение лидерству в данном ключе дает Ж. Блондель. Лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что последние в иных условиях могли бы не делать. 2

Конечно же, власть как особый вид влияния лежит в основе лидерства, но наличие отношений власти не может служить базовой константой для конструирования определения лидерства. Власть имеется в руках любого руководителя, вне зависимости от того, является он лидером или нет. Очевидно, что быть руководителем и быть лидером — не одно и то же.

Определение лидерства, исходящие из противопоставления лидера и руководителя. Такой подход исключает возможность выявления закономерностей, которые заставляют группу выдвигать человека на позицию лидера, а, следовательно, исключает возможность поиска путей усовершенствования стилей лидерства в управлении.

В 1974 г. Р. Стогдилл сгруппировал в книге «Справочник по лидерству» 3 основные представления о лидерстве в соответствии с 11-ю ключевыми идеями, отражающими различные подходы к пониманию и исследованию этого феномена. Позже Е. В. Кудряшова 4 расширила классификацию Р. Стогдилла, выделив ряд дополнительных моделей рассмотрения лидерства. Далее представлены наиболее значимые представления о лидерстве из их классификаций:

Лидерство как проявление личностных черт. Основная идея этого подхода состоит в том, что лидер является таковым благодаря обладанию определенными качествами, отличающими его от других и позволяющими ему успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Так, В. Бингэм 5 представлял лидера как индивида, вобравшего в себя наибольшее количество желаемых личностных качеств. О. Тид 6 определял лидерство как комбинацию таких характеристик индивида, которые подталкивают других к выполнению поставленной задачи.

Лидерство как умение убеждать. Здесь подчеркивается различие между лидерством и управлением. Если последнее, с точки зрения сторонников этого подхода, является искусством принуждения и использования силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеждения и поощрения. Например, С. Шенк 12 подчеркивал, что суть лидерства состоит в управлении людьми с помощью силы убеждения и побуждения, а не с помощью принуждения.

Лидерство как видение перспективы. Многие современные исследователи считают, что главное отличие лидера от последователей состоит в том, что он обладает видением перспективы, развивает и определяет деятельность своей группы.

Лидерство как следование особым ценностям. Соответствие лидера особым, наиболее притягательным для последователей ценностям — основа авторитета, являющегося, в свою очередь, определяющим лидерство фактором. Ценностный подход к лидерству стал наиболее популярен в последние десятилетия и лег в основу ценностных теорий.

Можно утверждать, что, выделяя те или иные аспекты лидерства, ученые преследовали различные цели, например, определение объекта наблюдения для эмпирических исследований в малых группах; обеспечение теоретического развития данной проблемы и др. В результате сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, разработанные в социальной науке теории лидерства в совокупности, казалось бы, охватывают все стороны феномена лидерства, а с другой — имеющиеся разрозненные и неоднородные элементы его понимания не удается сложить в целостное представление.

При этом, по мнению Е. В. Кудряшовой, хронологически появление определенных представлений совпадает с развитием тех или иных теорий лидерства. Так, вначале личность лидера рассматривалась в качестве центра групповых процессов и как проявление личностных черт. Затем в рамках изучения поведенческого аспекта лидерства многие авторы определяли его как искусство достижения согласия, целей и решения задач или как действие и поведение. Далее, на этапе, ориентированном на развитие теорий, изучающих контекст лидерства, наиболее популярными были определения, связанные с умением убеждать, инициированием структуры и дифференциацией ролей.

Для проведения исследования необходимо сформировать общее определение лидерства, выявив его характеристики. Для этого хорошо подходят характеристики, выделенные в книге Евтихова О. В. «Лидерский потенциал руководителя» 15

Лидерство формируется и проявляется в сфере взаимодействия. Этот пункт логически вытекает из первого. Если у лидера есть последователи, то он должен с ними взаимодействовать, и именно в этом взаимодействии последователи определяют его лидерские качества.

Лидерство основано на авторитете. Авторитет имеет психологическую природу и формируется на основе общей заинтересованности подчиненных в руководителе и их убежденности в его особых (как минимум необходимых для них) способностях. Таким образом, понятие «авторитет» является важным ресурсом лидера, хотя не всегда соотносится с понятием «формальная власть». При этом должностной авторитет не является самодостаточным и устойчивым, если не подкрепляется другими компонентами (деловым или моральным).

Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Обладая авторитетом, лидер обладает и влиянием на последователей, но этот ресурс влияния имеет выраженный личностный компонент (а не просто формальный, должностной). В отличие от руководителя, лидер не приказывает, а предлагает. И последователь, даже если он и находится в отношениях субординации с руководителем-лидером, поддается влиянию и осуществляет поручение не потому, что обязан, а потому, что ему хочется так поступить в данном конкретном случае.

Лидерство складывается из отдельных актов лидерства. Процесс лидерства складывается из актов лидерства, то есть событий, имеющих начало и конец. Из этого следует вывод, что для успешности становления руководителя в качестве лидера ему необходимо обратить особое внимание на то, какие «акты лидерства» он совершает.

Лидерство — когнитивный конструкт восприятия последователей. Лидерство не является наблюдаемым качеством, оно когнитивно «конструируется» последователями по мере того, как определенные поступки ассоциируются с их представлениями о лидерском поведении. Из этого следует, что для успешности становления руководителя в качестве лидера в конкретной социальной группе необходимо изучать качества, которые члены этой группы воспринимают как лидерские, и факторы, рассматриваемые ими, когда они приписывают определенные результаты лидерству.

К этим параметрам можно также добавить еще одну крайне важную характеристику:

Основной элемент лидерства — это наличие цели. Эта характеристика определяет наличие остальных шести. Лидер ставит цель, на достижение которой он и ведет своих последователей. У лидера не будет последователей, если не будет цели, к которой они могли бы и хотели идти. Это очень важно при формировании корпоративной культуры. В частности, в формировании миссии компании и задач различных уровней.

Рассмотренные характеристики, позволяют выделить различные аспекты формирования лидерства в организации. Прежде всего, это постановка миссии и цели, в соответствии с которой должны стоится различные ценности групповой культуры, которые определят, как будут строиться акты лидерства и проявляться взаимодействие лидера с последователями. Из этого взаимодействия будут устанавливаться авторитет и влияние лидера на своих последователей.

Но что же представляет собой лидерство в целом. Переработав полученную информацию, автором было сформулировано понятие комплекс лидерства. Комплекс лидерства включает в себя целостное видение процесса лидерства на предприятии, пути его формирования и реализации.

Комплекс лидерства включает в себя следующие элементы: внутренние и внешние факторы организации, цель (миссию), личность лидера, взаимодействия лидера с группой и индивидами, из которых она состоит.

В комплексе лидерства определены факторы, влияющие на формирование процесса лидерства, а также сам процесс лидерства.

Процесс формирования лидерства включает в себя:

— Формирование самой личности лидера, обладающего определенными личностными качествами и моделями лидерского поведения.

— Формирование взаимодействия с группой и индивидом. Здесь должно быть рассмотрено поведение лидера во взаимодействии с группой и индивидом (мотивация, контроль, развитие коммуникаций и т.д.), а также обратная связь от них.

— Формирование группы и личности индивидов, из которых она состоит.

— Формирование задач. С одной стороны, они являются элементом комплекса лидерства, так как постановка задачи является формой взаимодействия лидера с группой и определенным способом влияния на нее, с другой задачи могут являться фактором формирования комплекса лидерства, а в частности формирования личности индивида в группе.

— Формирование факторов лидерства. Этот пункт влияет на формирование лидерства в организации или неформальной группе опосредованно и может являться одним из наиболее важных этапов для формирования лидерства в организации, что мы и покажем далее.

Важно отметить, что области комплекса лидерства пересекаются, т.е., во-первых, они оказывают влияние на формирование друг друга — личность лидера определяет способы его взаимодействия с группой, способы взаимодействия формируют саму группу, а группа соответственно определяет какие способы взаимодействия нужны именно в данном коллективе, и, в конце концов, данные способы уже определяют необходимую личность лидера и его стиль. Во-вторых, часто сложно классифицировать какое проявление руководства к какой области относится. Например, можем ли мы отнести стиль руководства к личности лидера или же к его способы взаимодействию с группой.

Также данный рисунок показывает нам, какие внешние факторы (по отношению к процессу лидерского взаимодействия) влияют на формирование самого комплекса лидерства:

— Цель — как наиболее важный фактор. Причем ее может ставить как сам лидер, либо руководство может подбирать лидера в соответствии с ней, тогда именно цель будет формировать личность лидера. Также она определяет характер взаимодействия с группой и характер самой группы.

— Внутренним фактором может являться уже существующая в компании или неформальной группе система взаимоотношений, которую необходимо изменить. К внутренним факторам относятся: цели организации/группы, ее структура, технология производства продукции и оказания услуг/особенности деятельности неформальной группы, задачи, ресурсы организации/группы; формы, методы и средства руководства, опыт предыдущей групповой деятельности и групповая культура.

— Внешние факторы. Это стандартный набор факторов для организации/группы, включающий в себя: политическую ситуацию, технологическое развитие, макроэкономическую ситуацию, социо-культурные факторы и т. д. Следует отметить, что наиболее важным для построения процесса формирования лидерства являться социо-культурный фактор.

Последующее исследование будет опираться на данный подход, чтобы отыскать наилучшие пути формирования стиля лидерства. Во втором разделе мы будем подробно рассматривать, как формируются различные элементы комплекса лидерства, и что включают в себя личность лидера, взаимодействие с группой и сама группа.

Глава 2. Отличия лидера от менеджера

В большинстве современных публикаций, посвящённых лидерству сложно отыскать разницу между понятием «лидер», которое может применяться к любой группе в целом и понятие «руководитель», которое приемлемо только в формальных группах. Само же исследование лидерства в подобных публикациях и сводиться к изучению руководства. В этой главе мы разберемся в правомерности такого отождествления понятий.

Достаточно долгое время, вплоть до ХХ в., лидерство рассматривалось исключительно как позиция и деятельность правителя. Первые попытки философского осмысления лидерства (правления) содержатся в древнекитайской и древнеиндийской философии и знакомы нам по трактатам, относящимся к I тыс. до н.э., например трактат «Артхашастра», составленный советником — брахманом Каутильей для индийского царя Чандра-гупты, древнекитайские трактаты «Искусство войны» 17 (Сун-цзы, VI — V вв. до н.э.), «Хай Фэй-цзы» (Хай Фэй, III в. до н.э.) и «36 стратагем», 18 произведения Шэнь Бухая 19 (IV в. до н.э.). К числу более поздних работ можно отнести работы Н. Макиавелли, который в эпоху Возрождения «рисует» образ лидера-государя. Именно с этим философом и его знаменитой книгой «Государь» 20 связываются исследования природы власти и лидерства в европейской традиции. В подобных трактатах описывались рекомендации относительно управленческой деятельности и особенностей взаимодействия лидера (правителя) со слугами, народом, другими правителями и врагами. В основном они касались того, как правителю эффективно достигать своих целей, удерживать власть, понуждать к подчинению и побеждать врагов. При этом лидерство рассматривалось исключительно на основе занимаемой правителем властной позиции.

Возможности для научного исследования феномена «лидерство» появились только в XX в., что связано с развитием таких наук, как психология и социология с соответствующими методами психодиагностики. Примерно в этот период и появился термин «организационное лидерство».

В настоящее время в зарубежных теориях менеджмента под организационным лидером (англ. organizational leader) преимущественно понимается первое лицо организации, т.е. руководитель, занимающий определенную должностную лидерскую позицию. Это во многом обусловлено частичным совмещением в слове «leadership» эквивалентов понятий русского языка «лидерство» и «руководство». Ряд англоязычных авторов предпринимали попытки разделения этих понятий, используя слово «headship» (главенство) в противовес «leadership» — для отделения должностного влияния от лидерского, тем не менее, во многих западных теориях довольно сложно различить «лидера» и «руководителя».

Специфика большинства отечественных исследований лидерства заключается в разделении и противопоставлении понятий «лидерство» и «руководство».

Для понимания сущности организационного лидерства первоначально проведем разделение социально-психологической позиции лидера и формальной управленческой позиции руководителя. Впервые внимание на двойственное употребление понятия «лидерство» (leadership) обратил С. Джибб (С. Gibb), который попытался развести эти понятия следующим образом (Таблица 2.1.)

какое определение соответствует понятию лидерство

Таблица 2.1. Отличия руководства от лидерства по С. Джиббу 21

С. Джибб попытался различить феномены «лидерство» и «руководство», описав их различными терминами и обратив внимание на содержательные моменты. И хотя некоторые из них спорны, все же они обозначают вектор различений. Но и это различение в западной управленческой теории замечено было не многими, и в настоящее время в англоязычных публикациях по-прежнему сложно различить, идет ли речь о лидерстве или о руководстве, до тех пор, пока не вникнешь в суть описания.

Уоррен Беннис также попытался определить разницу между лидером и менеджером (Таблица 2.2).

какое определение соответствует понятию лидерство

Таблица 2.2. Различие между менеджером и лидером

В 1971 г. была опубликована работа Б. Д. Парыгина, где он выделил ряд различий лидерства и руководства, которые в последующем официально закрепились в советской науке. Позже исследователи активно предпринимали попытки уточнить и противопоставить эти понятия. Как правило, в первом случае выделялось естественное, свободное, неформальное начало в противоположность официальному во втором. Так, А. А. Урбанович выделяет следующие различия между руководством и лидерством (Таблица 2.3).

какое определение соответствует понятию лидерство

Таблица 2.3. Различия между руководством и лидерством по А. А. Урбановичу. 22

Евтихов О. В. в книге «Лидерский потенциал руководителя», обобщив различные представления о разнице руководства и лидерства, приводит свою классификацию различий.

Функциональные — руководство является атрибутом функционирования официальной структуры и характеризует преимущественно формальные взаимоотношения. Лидерство характеризует психологические неформальные взаимоотношения в группе, возникающие «по вертикали» (доминирование подчинение);

Условия возникновения и прекращения — руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается. Официальные права и обязанности снимаются с руководителя при освобождении от занимаемой должности. Лидерство возникает естественным образом в процессе взаимодействия людей. Власть лидера сохраняются, пока есть люди, готовые следовать за ним;

Источники власти — руководитель наделяется соответствующими официальными правами, связанными с организацией деятельности группы. Власть лидера основана на авторитете и подкрепляется установленными в группе нормами.

Проанализировав представленные работы, можно выделить следующие различия между лидерством и руководством:

Власть руководителя опирается на формальную основу и не зависит от последователей. Власть же лидера обусловлена выбором группы и опирается на неформальную основу и отношения. При этом автор не согласен с мнением многих исследователей о том, что лидер выбирается спонтанно. Лидер должен обладать определенными свойствами и соответствовать представлениям группы о том каким он должен быть. Можно выделить, как общие признаки лидера, которые делают его таковым в любой ситуации, так и специфические, которые зависят от ситуации. К первым можно отнести признаки, характерные для моделей лидерства, выделенных в работе Т. В. Бендас «Психология лидерства». При этом выделяются две модели лидерского поведения: конкурентная, которая включает в себя маскулинную (т.е. мужскую) и феминную (т.е. женскую) и кооперативная. Данные модели и их характеристики будут рассмотрены далее.

Говоря о специфических признаках, можно сказать, что они зависят от контекста. Для организации можно выделить такие признаки как: экспертные знания и навыки, способность принятия решений в кризисной ситуации, опыт и время работы в компании и др.

Руководитель представляет цели организации (высшего руководства). Лидер же представляет цели последователей.

Руководитель мотивирует не к достижению цели организации, а к получению материальных, либо нематериальных выгод, связанных с достижением поставленной цели работником. Например, цель организации — достигнуть определенного объема продаж, и если сотрудник ее достигает, он получает премию, т.е. мотивация сотрудника направлена на получение премии, нежели на развитие компании. Лидер же мотивирует персонал на достижение общей цели, которую последователи считают своей. При этом мотивацией «от», читаются неформальные методы, такие как изгнание из группы или пренебрежительное отношение ее членов. Отсюда можно сделать вывод:

Цели руководителя и последователей различаются. Цели лидера и последователей совпадают. Конечно, можно говорить о возможности манипуляции лидера последователями, в случае, когда он хочет достигнуть корыстных целей, но, чтобы это сделать, ему надо сплотить людей, для чего он и создает им общую цель, к которой причисляет, в том числе и себя. Однако эффективность такого руководства будет проявляться только в краткосрочном периоде.

Суммируя сказанное, можно сделать следующий вывод: лидер — это тот, кто изначально побуждает идти за ним, благодаря личностным качествам. Руководитель же выполняет функцию правильной организации этого движения.

Глава 3. Краткая история лидерства

История исследований лидерства берет свое начало еще в древности. Ученые античности и Древнего Китая пытались систематизировать и описать качества присущие лидеру, к сожалению, не владея современной научной методологией. Однако, за последние два века ситуация сильно изменилась, к лидерству стал применяться научный подход. Появлялось все больше теорий, соответствующих господствующей в тот или иной период психологической парадигмы. Сначала это был личностный подход, откуда появилась теория лидерских черт, затем господствующее место занял бихевиоризм и тогда обозначился поведенческий подход в психологии лидерства и т. д. Далее стали создаваться аутентичные теории лидерства с одной стороны, и появились попытки интеграции противоположных подходов с другой.

На данный момент можно видеть большое количество теорий лидерства, что предопределяет необходимость описания их преемственности и развития. В данной главе мы и постараемся решить данную проблему. Мы абстрагируемся от конкретных дат (которые читатель, однако, может проследить по списку литературы), но большее внимание уделим именно логики развития основных подходов и переходу от однофакторных теорий лидерства к многофакторным.

— Эволюция теории черт

Теория лидерских черт. Вскоре стали появляться серьезные концепции личностных черт, а соответственно и опросники, которые позволяли их определять. Здесь, в первую очередь следует отметить Р. Кеттела и Г. Стайса, которые в 1954 году сравнили лидеров с другими членами группы, первые опережали последних по восьми свойствам личности: нравственная зрелость (С); доминирование (Е); целостность характера (G); социальная смелость (Н); проницательность (N); независимость от вредных влечений (О); сила воли (Q3); отсутствие излишних переживаний (Q4). 29

Теория великого человека не зашла в тупик. Она получило новое рождении в теории харизматического лидерства. Представители теории харизмы настаивали на одном, но интегральном качестве, которое и делает человека лидером — харизме. «Харизмой» по Максу Веберу следует называть качество, дарованное Богом. 33 Харизматическую власть он ставил в оппозицию традиционной и рациональной власти. Важное отличие теории харизмы от теории черт — отличие в происхождении лидерской власти. В концепции Вебера, харизматическая власть является магическим свойством, дарованным свыше. Однако, уже в данной концепции, можно видеть намеки на научное осмысление. Так, М. Вебер, настаивал, что для того, чтобы последователи признали качества вождя в лидере, он должен четко аргументировать свои требования, доказывать собственные умения и демонстрировать, что подчинение ему ведет к определенным результатам, т.е. по сути он указывал на поведенческие характеристики лидера. В результате от теории харизмы произошло несколько ответвлений.

Религиозная концепция харизмы. Представители данного течения указывали, что Вебер ссылается на Р. Зоома и его «Церковное право», посвященное истории христианских общин, лидеры которых обладали харизмой. Идеи этих лидеров, воспринимались последователями как прямое руководство к действию, как единственно верная истина.

Функционально-социологическая теория харизмы. Данное направление рассматривает харизму как функцию от личностных качеств индивида и социальной ситуации.

Психологические и психоаналитические теории харизмы. В психологических теориях распространение получил анализ психологических и патологических характеристик личности вождя, а причины появления харизмы объяснялись в терминах невротических склонностей людей.

Теория искусственной харизмы. Данное направление предполагает, что харизма может представлять из себя намеренно сформированный образ поведения.

Атрибутивная теория харизмы. Теория основывается на предположении, что последователи приписывают лидеру харизматические характеристики, исходя из восприятия его поведения..

Теория когнитивного ресурса. Данная концепция вместо харизмы рассматривает другой важный личностный фактор — когнитивный ресурс (интеллект и опыт) лидера.

Трансформационное лидерство. Трансформационное лидерство является современным олицетворением теории харизмы. Впервые термин «трансформационное лидерство» был введен Дж. В. Доунтоном (1973). Однако, свою разработку данное понятие получило уже у Джеймса МакГрегора Бернса. Он понимает трансформационное лидерство как процесс, в котором лидер и последователь, взаимодействуя определенным образом поднимают друг друга на более высокий уровень мотивации и личностного/нравственного развития. Лидеры обращаются к высшим идеалам и ценностям, а также сами принимают и реализуют эти ценности на практике.

Концепцию двигателя лидерства можно рассматривать как развитие трансформационной теории. Н. Тичи пришел к выводу о необходимости передачи «лидерской точки зрения» на более низкие ступени управления. «Передаваемая точка зрения» — это система из трех элементов: бизнес-идей, ценностей и эмоциональной энергии, и решительности.

— Эволюция поведенческого направления в исследованиях лидерства

Стоит сказать, что идеальный стиль лидерства отыскать так и не удалось. Разные стили лидерства оказывались эффективными в различных ситуациях, о чем говорил, еще сам Курт Левин.

Мотивационные теории. Мотивационная теория Р. Хау, Б. Басе понимает лидерство как попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации. Абрахам Маслоу утверждал, что лидерство возникает в процессе преобразования желаний людей в мотивы, зависящие от среды. Конкретизировал эту идею Дж. Липман-Блюмен в концепции связующего лидерства, в соответствии с которой современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей.

Трансакционное лидерство. Трансакционное лидерство родилось из поведенческих теорий обмена. Они, в свою очередь, базируются на теории оперантного научения Б. Ф. Скиннера и предполагают, что любое взаимодействие людей есть обмен, где каждый несет свои выгоды и издержки. Первым трансакционным теоретиком, заговорившем о лидерстве стал Питер Блау. Он указал, что лидерство проявляется в ситуации неравновесного обмена. В случае, когда индивиду нечем отплатить он предоставляет в генерализованный кредит самого себя. Если такой вариант реализуется целенаправленно, мы и говорим о феномене лидерства. Однако подробно теорию трансакционного лидерства разработал уже Е. Холландер. Он понимает лидерство как обмен между лидером и последователями. Лидер предоставляет последователям выгоды в виде организации действий; разъяснения ситуации; координации усилий; внимания. Последователи также вознаграждают лидера: признанием; уважением; принятием влияния.

Концепция идиосинкразического кредита состоит в том, что деятельность лидера состоит во внедрении инноваций. Так как это нарушает групповые нормы, группа предоставляет лидеру кредит (доверия). Кредит будет тем больше, чем более компетентным показал себя лидер.

Модель LMX Дж. Грэна, предполагает, что между лидером и отдельными последователями может существовать разная степень обмена. Компетентные работники входят в ближний круг и с ними лидер использует убеждение. Некомпетентные входят в дальний круг и с ними отношения базируются на властных полномочиях.

Модель опосредованного обмена П. С. Авдеева 45 подразумевает, что обмен может происходить не напрямую между лидером и последователем, но опосредованно. В этом случае лидер выступает лишь как средство достижения, какого-либо блага. Наилучшим руководителем будет тот, кто обеспечит наименьшие издержки последователя, понесенные им с целью удовлетворения потребности.

Модель взаимодействия-ожидания Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется, прежде всего, как инициатор взаимодействия.

— Эволюция ситуационного подхода в лидерстве

Личностно-ситуационные теории. Здесь одновременно рассматриваются, как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. Так, по мнению К. Кеиса, лидерство является результатом трех факторов: личностных черт; свойств группы и ее членов; групповой проблемы. А С. Казе говорит, что лидерство генерируется тремя факторами: личностными качествами лидера, группой и ситуацией. В ряде моделей, например у П. С. Авдеева, стили рассматриваются как наборы личностных качеств применяемые в зависимости от ситуационных переменных 48

Прослеживая логику развития теорий лидерства можно отметить, что все они исходили из однофакторных подходов, т.е. изначально в качестве детерминанты лидерства рассматривался, какой-либо один фактор: личностные качества, поведенческий стиль, ситуативные характеристики. При осознании недостатков однонаправленного подхода, модели лидерства стали комбинироваться, возникли двухфакторные концепции: личностно-ситуационные, поведенческо-ситуационные, личностно-поведенческие теории. Однако и этого оказалось мало. Финальной стадией изучения лидерства стал системный подход, куда включалось уже множество факторов. Например, теория эмоционального интеллекта, учитывает и личностные качества индивида, и его поведение, и ситуацию, в которой оно реализуется.

Второй тенденцией, которую стоит отметить является переход от дискретного подхода к процессному. В дискретном подходе позиция лидера была раз и навсегда заданной за счет того или иного фактора (как это происходит в теории харизмы, например), в процессном же подходе рассматриваются особенности взаимодействия лидера и последователя (как это происходит в трансакционном и трансформационном лидерстве).

Наконец третья тенденция — это отход от чисто рационалистического подхода, где лидер является руководителем, который использует совокупность рациональных приемов для выжимки максимальной производительности из подчиненного. На смену ему выдвигается иррациональный подход, основанный на эмоциях и ценностях, который уже в большей мере приближается непосредственно к лидерству, а не руководству.

Так в чем же различия всех вышерассмотренных теорий. Прежде всего, стоит сказать, что невозможно назвать тот или иной взгляд на лидерство или его стили неправильным, поскольку каждый из них это лишь модель, которая описывает данный феномен с определенной стороны. Каждая из теорий пытается осветить феномен лидерства с разных сторон, что, и показано на рисунке 1.1.

Важно отметить, что на рисунке в меньшей мере отображается различие в самом содержании различных моделей, чем акцент внимания этих моделей, и различные пути развития стиля лидерства.

Рис 1.1 Акцент внимания теорий лидерства

Постараемся рассмотреть акценты основных теорий лидерства. Прежде всего, харизматическое лидерство, как и теория личностных черт, направлены на саму личность лидера, соответственно необходимо развивать личность лидера. В концепции атрибутивного лидерства мы эти личностные качества лидеру приписываем (поэтому стрелка находиться на пересечении сфер), т.е. необходимо развивать методы взаимодействия. Имплицитные теории, как подраздел атрибутивных делают акцент на внутренние модели лидерства последователей. В транзакционном лидерстве, лидерство воспринимается как процесс взаимодействия — здесь необходимо развивать методы взаимодействия с персоналом — в частности мотивацию, при этом мы не предаем значения самой личности лидера. И последнее трансформационное лидерство находится в сфере влияния способов взаимодействия на формирование самой группы. Также можно распределить и остальные теории лидерства. Это говорит о том, что необходимо продолжать поиск интегрированного подхода, которых бы рассматривал все аспекты лидерства одновременно и во взаимодействии.

Вышерассмотренные подходы являются лишь отправной точкой в рассмотрении всех теорий лидерства. Можно также говорить и о большом количестве иных подходов к лидерству, не рассмотренных выше, таких как: теория случайности, теория компетентности, гуманистические теории и т. д. и о большом количестве ответвлений от вышерассмотренных теорий, таких как: интеракционнисткий и мотивационно-целевой подходы в транзакционных теориях лидерства, интерпретационный подход в атрибутивной теории лидерства и т. д. Однако необходимо понимать, что каждая из теорий описывают тот или иной аспект лидерства, каждый из которых необходимо принимать во внимание, при формировании лидерства на предприятии.

Далее мы уже в подробностях рассмотрим каждый из подходов к лидерству и его историю.

Глава 4. Теория личностных черт

Первейшей теорией лидерства является теория «великого человека», в последующем переросшая в теорию лидерских черт. Данная концепция предполагает, что лидером человек становиться за счет уникального набора личностных качеств, которые он приобретает при рождении.

Данная теория базируется на общем подходе к изучению личностных черт человека, господствующем на тот или иной период времени, т.е., если в определённый момент времени основным инструментом диагностики личностных черт являлся 16-факторый опросник Кеттела, то и лидерские черты будут определяться в соответствии с этими шестнадцатью факторами. А как только создается другой, более точный инструмент определения личностных качеств, то и подход к определению качеств лидера, тоже меняется.

— Донаучные предпосылки теории черт

История теории «великого человека» берет начало еще в донаучном периоде и находит свое выражение в трактатах древних философов, изображающих лидеров как нечто героическое и мифическое. Сам термин «великий человек» («Great Man») был использован, поскольку, в то время, о лидерстве думали, скорее, как о мужском качестве («man», в названии теории, переводиться с английского и как «человек», и как «мужчина»).

Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) выделил пять качеств достойного мужа:

— Будь добр, но не расточителен.

— Заставляй других трудиться так, чтобы на тебя злобствовали.

— Имея желания, не будь жаден.

— Имея достоинства, не имей гордыни.

— Будь исполнен силы, но не свиреп.

В Древней Греции «добродетельным» лидером или гражданином считался тот, кто делал то, что правильно и избегал крайностей.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» мифические герои (выступавшие в роли лидеров) оценивались по их благородному поведению. Одиссей был наделен терпением, великодушием и хитроумием. Ахиллеса, хотя он и был простым смертным, за его качества именовали «богоподобный».

По Аристотелю практическая мораль и ум, проявляемые на поле боя и в жизни, стали важным атрибутом общества. Он выделил двенадцать добродетелей, основные из которых: мужество (середина между отвагой и трусостью), благоразумие (середина между распущенностью и бесчувственностью), достоинство (середина между спесью и приниженностью) и правдивость (середина между хвастовством и недосказанностью) и др.

Платон изображал лидера, имеющим прирождённую склонность к знанию и любовь к истине, решительным неприятелем лжи. Его отличают скромность, благородство, великодушие, справедливость, духовное совершенство. 53

Плутарх, в «Параллельных жизнеописаниях», продолжил платоновскую традицию, показав плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.

— Теория «великого человека»

Ф. Ницше (F. Nietzsche) в 1874 году писал о сверхчеловеке (человеке-лидере), который не ограничен нормами морали. Он может быть жесток к обычным людям и снисходительным в отношениях с равными. Его отличает жизненная сила и воля к власти.

Теорию великого человека критиковали мыслители, которые считают, что исторический процесс совершается независимо от желания людей. На этой позиции стоит марксизм. Так, Георгий Плеханов настаивал, что двигателем исторического процесса является развитие производительных сил и общественных отношений, а также действие особенных причин (историческая обстановка) и причин единичных (личных особенностей общественных деятелей и других «случайностей»). 60

Однако эта теория породила новую важную идею: если лидер одарен уникальными качествами, которые передаются по наследству, то необходимо эти качества определить. Данная мысль породила теорию лидерских черт.

— Теория лидерских черт

Теория черт стала развитием теории «Великого человека», утверждающей, что выдающиеся люди от рождения наделены лидерскими качествами. В соответствии с ней, лидеры обладают общим набором черт, благодаря которым они занимают свои позиции и приобретают способность принимать властные решения в отношении других. Качества лидера являются врожденными, и если человек не родился лидером, то он им и не станет.

Сесил Родс (Cecil Rhodes) дал еще один стимул для развития данной концепции, указав на то, что при возможности выделить общие лидерские качества, можно было бы уже с ранних лет выявлять людей с лидерскими задатками и развивать их потенциал. 61

Э. Богардус (E. Bogardus) в книге «Лидеры и лидерство» 1934 года перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, внешняя привлекательность и другие. Он пытается доказать, что лидер — это человек, обладающий врожденным биопсихологическим комплексом, обеспечивающим ему власть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *