какое словосочетание не является фразеологизмом ворон считать
Контрольный тест по теме «Фразеология» в 6 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология»
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?
Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
а) Во поле берёзонька стояла.
б) Туристы зашли в дремучий бор.
в) Бригада работала засучив рукава.
Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
а) Цыплят по осени считают.
б) Над лесом взошла луна.
в) Еды было с гулькин нос.
Какое словосочетание не является фразеологизмом?
а) обвести вокруг пальца
б) кукольное личико
г) как гром среди ясного неба
Какое словосочетание не является фразеологизмом?
б) медвежья походка
в) попасть пальцем в небо
г) медведь на ухо наступил
Какое словосочетание не является фразеологизмом?
б) на мякине не проведёшь
в) семи пядей во лбу
г) бесструнная балалайка
Запишите синонимичные данным фразеологизмам словосочетания, в которых глагол является главным словом.
а) семимильными шагами
в) в час по чайной ложке
Запишите синонимичные данным фразеологизмам словосочетания, в которых глагол является главным словом.
а) зуб на зуб не попадает
б) из кожи вон лезть
в) пятками сверкать
Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним глаголы-синонимы.
б) держать язык за зубами
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1104768
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лексика и фразеология. Культура речи
1-й вариант
1. Какое слово является многозначным?
2. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
1) тупой (. ) карандаш
3) длинные (. ) волосы
4) интересная (. ) история
Ответ: 1) острый; 2) глухой; 3) короткие; 4) скучная
3. В каждом словосочетании укажите слова, к которым можно подобрать синонимы. Запишите синонимы, используя приведённые для этого строки.
Ответ: 1) нежный; 2) известия; 3) труд, деятельность; 4) товарищество
4. Укажите при помощи стрелочек, к какой сфере употребления относятся слова из левой колонки.
1) оберегать общеупотребительная
2) заиндевелый диалектная
3) бурак профессиональная
Ответ: 1) общеупотр.; 2) общеупотр.; 3) диалектн.; 4) профессион.
5. Отметьте заимствованное слово.
6. Какое слово является новым в русском языке?
7. Отметьте устаревшее слово.
8. В каком словосочетании допущена смысловая ошибка?
4) непутёвый парень
9. Укажите при помощи стрелочек, как называются лексические явления из левой колонки.
1) рак 1 — животное, рак 2 — болезнь многозначность слова
2) скучный — нудный антонимия
3) глубокий (тыл) — отдалённый, глубокий (ум) — большой антонимия
4) вдоль — поперёк синонимия
Ответ: 1) омонимия; 2) синонимия; 3) многозначность слова; 4) антонимия
10. Укажите при помощи стрелочек, какие особенности происхождения и употребления имеют слова из левой колонки.
1) пищаль заимствованное
2) неразрешатели диалектное
3) намеднись авторский неологизм
4) алиби устаревшее
Ответ: 1) устар.; 2) авторский неологизм; диалектн.; 4) заимств.
11. В каком словосочетании неправильно употреблено выделенное слово?
1) единичный случай
2) впечатляющий прыжок
3) единственный друг
4) впечатлительные результаты
12. Укажите при помощи стрелочек, как называются словари, характеристики которых приведены ниже.
1) Словарь, в котором указывается правописание слова.
2) Словарь, в котором приводятся слова с противоположным значением.
3) Словарь, содержащий характеристику заимствованных слов, которые осознаются как иностранные.
4) Словарь, в котором описываются слова, разные по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по значению.
переводной словарь словообразовательный словарь
толковый словарь орфографический словарь
словарь иностранных слов фразеологический словарь
словарь синонимов словарь антонимов
Ответ: 1) орфографич. словарь; 2) словарь антонимов; 3) словарь иностр. слов; 4) словарь синонимов
13. Какое слово не имеет омонимов?
14. Какое словосочетание не является фразеологизмом?
1) обвести вокруг пальца
2) кукольное личико
4) как гром среди ясного неба
15. Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним глаголы-синонимы.
Ответ: 1) бездельничать; 2) молчать; 3) обманывать; 4) засыпать
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос напишите, используя предоставленную для этого строку.
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам.
16. Отметьте стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль, рассуждение
2) научный стиль, описание с элементами рассуждения
3) художественный стиль, повествование с элементами описания
4) официально-деловой стиль, повествование
17. Какое слово не относится к лексике ограниченного употребления?
18. Из выделенного курсивом предложения выпишите три ключевых слова.
Ответ: кожевники мяли кожи
2-й вариант
1. Какое слово является многозначным?
2. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
1) страшная (. ) сказка
Ответ: 1) добрая; 2) выключить; 3) раздеть; 4) ломать
3. В каждом словосочетании укажите слова, к которым можно подобрать антонимы.
Запишите антонимы, используя приведённые для этого строки.
Ответ: 1) весёлые; 2) запачкать; 3) взлохматить; 4) одобрение
4. Укажите при помощи стрелочек, к какой сфере употребления относятся слова из левой колонки.
1) администратор общеупотребительная
2) обопнуться диалектная
3) карусель профессиональная
Ответ: 1) общеупотр.; 2) диалектн.; 3) общеупотр.; 4) профессион.
5. Отметьте заимствованное слово.
6. Какое слово является новым в русском языке?
7. Отметьте устаревшее слово.
8. В каком словосочетании допущена смысловая ошибка?
1) красочный рисунок
9. Укажите при помощи стрелочек, как называются лексические явления из левой колонки.
1) спелый — зрелый многозначность слова
2) чёрствый — свежий антонимия
3) выдержка 1 — цитата, выдержка 2 — стойкость омонимия
4) взяться — схватиться руками, взяться — начать хорошо гореть синонимия
Ответ: 1) синонимия; 2) антонимия; 3) омонимия; 4) многозначность слова
10. Укажите при помощи стрелочек, какие особенности происхождения и употребления имеют слова из левой колонки.
1) скандал заимствованное
2) восхититель диалектное
3) сугибель авторский неологизм
4) приказчик устаревшее
Ответ: 1) заимств.; 2) авторский неологизм; 3) диалектн.; 4) устар.
11. В каком словосочетании неправильно употреблено выделенное слово?
1) плодородная земля
4) плодотворный труд
12. Укажите при помощи стрелочек, как называются словари, характеристики которых приведены ниже.
1) Словарь, в котором средствами родного языка объясняются слова чужого языка, и наоборот.
2) Словарь, в котором указываются особенности произношения и ударения слов.
3) Словарь, знакомящий со словообразовательной структурой слова.
4) Словарь, в котором приводится толкование целостных фразеологических оборотов.
переводной словарь словообразовательный словарь
толковый словарь орфографический словарь
словарь иностранных слов орфоэпический словарь
словарь синонимов фразеологический словарь
Ответ: 1) переводной словарь; 2) орфоэпич. словарь; 3) словообразов. словарь; 4) фразеологич. словарь
13. Какое слово не имеет омонимов?
14. Какое словосочетание не является фразеологизмом?
2) медвежья походка
3) попасть пальцем в небо
4) медведь на ухо наступил
15. Запишите синонимичные данным фразеологизмам словосочетания, в которых глагол является главным словом.
Ответ: 1) дрожать от холода; 2) очень стараться; 3) быстро убегать; 4) плохо работать
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос напишите, используя предоставленные для этого строки.
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам.
16. Отметьте стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль, описание
2) официально-деловой стиль, повествование
3) научный стиль, описание с элементами рассуждения
4) художественный стиль, повествование с элементами описания
17. Какое из слов, взятых из текста, не относится к лексике ограниченного употребления?
18. Из выделенного курсивом предложения выпишите ключевые слова.
Ответ: Тараса и его сыновей оглушили пятьдесят кузнецких молотов
3-й вариант
1. Какое слово является многозначным?
2. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
1) грязнить (. ) одежду
Ответ: 1) чистить; 2) ложь; 3) друг; 4) пустая
3. В каждом словосочетании укажите слова, к которым можно подобрать синонимы. Запишите синонимы, используя приведённые для этого строки.
Ответ: 1) редкая; 2) дремучий; 3) дорога; 4) мощный
4. Укажите при помощи стрелочек, к какой сфере употребления относятся слова из левой колонки.
1) замуравиться общеупотребительная
2) габаритки диалектная
3) ножницы профессиональная
Ответ: 1) диалектн.; 2) профессион.; 3) общеупотр.; 4) общеупотр.
5. Отметьте заимствованное слово.
6. Какое слово является новым в русском языке?
7. Отметьте устаревшее слово.
8. В каком словосочетании допущена смысловая ошибка?
1) обманчивая внешность
2) причинить поступок
4) аляповатая ткань
9. Укажите при помощи стрелочек, как называются лексические явления из левой колонки.
1) брак 1 — супружество, брак 2 — изъян многозначность слова
2) грёза — реальность антонимия
3) орфография — правописание омонимия
4) гребень — предмет для расчёсывания волос, гребень — нарост на голове некоторых птиц синонимия
Ответ: 1) омонимия; 2) антонимия; 3) синонимия; 4) многозначность слова
10. Укажите при помощи стрелочек, какие особенности происхождения и употребления имеют слова из левой колонки.
1) опричник заимствованное
2) люстра диалектное
3) баить авторский неологизм устаревшее
Ответ: 1) устар.; 2) заимств.; 3) диалектн.; 4) авторский неологизм
11. В каком словосочетании неправильно употреблено выделенное слово?
1) единственная возможность
2) плодородная долина
3) ни единого звука
4) плодовитый станок
12. Укажите при помощи стрелочек, как называются словари, статьи из которых приведены ниже.
1) за|цвести (гл., сов. в.) «— цвести
4) Капита́н (итал. capitano
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Значение фразеологизма «Считать ворон»
О любителях праздных подсчётов мы привыкли вспоминать практически каждый день.
«Ну, что ты ворон считаешь!» — с детства слышат дети от родителей и учителей, стоит лишь мысленно ускользнуть в мир мечты и фантазии.
Откуда пошло это выражение, почему считают именно ворон, (но не воробьёв или голубей, например), а также, в каких случаях уместно употребить данную идиому – разберёмся вместе.
Значение фразеологизма
Выражение «считать ворон» имеет два значения:
И в той и в другой ситуации фразеологизм произносят с оттенком пренебрежения, словно хотят одёрнуть зазевавшегося, наставить его на путь истинный.
Классический пример употребления фразы – школьный урок, во время которого ученик смотрит в окно. Наглядно представляется, что он в буквальном смысле занят пересчитыванием пернатых, севших на ветви берёзы.
А почему бы и нет, ведь жизнь природы кажется ему интересней, чем скучные объяснения учителя. Правда, дело может происходить не на математике или биологии, а значит, оправдаться перед педагогом не получится.
Неопытному рабочему на заводе также бывает трудно сосредоточиться на выполнении новой для него задачи.
Вместо этого он приглядывается к обстановке, ловит реплики коллег, задумчиво смотрит, как работают другие. «Хватит считать ворон! Иди к станку», — вправе одёрнуть его начальник производства. Промедление может сказаться на выполнении нормы.
Происхождение фразеологизма
Версий появления в речевом обиходе у фразеологизма тоже две.
Первая связывает переносный смысл выражения с его прямым значением. Наблюдая во время разговора за посторонними предметами (а человеку интереснее следить за крупными и движущимися картинками), считающий ворон отвлекается, уходит от ответа или действия.
В старину не было автомобилей, броских рекламных огней, высоких зданий. Русская природа не отличалась внешней яркостью. Лишь чёрные пятна пролетающих птиц оживляли фон привычного деревенского пейзажа.
Вот и разглядывали их от нечего делать те, кому скучно было заниматься другими делами. Вороны чрезвычайно распространены на территории нашей страны, да и всей Европы.
Они всегда гнездились поблизости от человеческих жилищ, обращали на себя внимание цветом оперения, особой хитроватой повадкой, разумностью.
Другие птицы (например, воробьи) точному пересчёту не поддавались, а вот крупные пернатые как раз давали повод поднять взгляд от земли к небу и помечтать.
Вторая версия связана с народными приметами и суевериями. Ворон считался на Руси птицей сакральной. К примеру, верили, что ворона на кресте церкви приносит несчастье, сулит близкие похороны.
Люди обращали пристальное внимание на количество прилетевших птиц. Если нечётное число ворон обещало беду, то птицы, сидящие парой, наоборот служили предзнаменованием счастливой свадьбы, взаимной любви и долголетия для молодых.
Тут уж трудно было не заняться подсчётами, ведь узнать свою участь хотелось многим. Вот и выходило, что считать ворон в каком-то смысле было необходимо.
Синонимы
В русском языке у фразеологизма есть несколько известных аналогов:
У иностранцев имеются похожие идиомы:
Всех ворон на свете не пересчитать, так что дело это в практическом смысле бесполезное. Сегодня такое развлечение по душе разве что маленьким детям да людям не от мира сего.
Остальные же, скорее всего, прозовут любителя таких подсчётов лоботрясом. Так что если у вас есть подобное хобби, держите его в секрете!
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Фразеологизмы
Фразеологизмы часто используются для обозначения названий предметов, действий, качеств, состояния. Приведу несколько фраз, состоящих из фразеологизмов, указав в скобках их смысл:
— Что вы делали вчера?
— Ничего. ЯЗЫКАМИ ЧЕСАЛИ (судачили), КОСТОЧКИ ВСЕМ ПЕРЕМЫВАЛИ (сплетничали), целый день БАКЛУШИ БИЛИ, ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ ПЕРЕЛИВАЛИ (бездельничали). Вася рассказывал, как ему отец ШЕЮ НАМЫЛИЛ (отчитывал). Он же обычно на уроках ВОРОН СЧИТАЕТ (бездельничает) и дома ЛОДЫРЯ ГОНЯЕТ (не работает).
Зачем нам фразеологизмы?
Есть фразеологизмы, которые создают наглядность образа, дают зрительную картину того, о чем идет речь: «засучивать рукава», «разводить руками», «с распростертыми объятиями», «загибать пальцы», «пересчитывать по пальцам».
Типы фразеологизмов по их связанности
Существует два типа идиом:
Иногда во фразеологических сочетаниях связанный компонент представляет собой не одно слово, а устойчивый оборот: драть (свободный компонент), «как сидорову козу», орать (своб. компонент) «во всю Ивановскую», вертеться «как белка в колесе».
Стилистические свойства фразеологизмов и сферы их употребления
а) Разговорные фразеологизмы: «бабушка надвое сказала», «вилами на воде писано», «в руках горит», «до свадьбы заживёт», «зубы заговаривать», «из рук вон», «кусать локти», «рвать на себе волосы», «своим ушам не верить», «стреляный воробей», «тянуть канитель», «тертый калач», «язык без костей», «курам на смех», «мокрая курица», «как с гуся вода», «как корова языком слизнула», «хоть в петлю лезь», «вот такие пироги», «набить карман», «ни за понюшку табаку», «верёвки вить», «каши не сваришь», «повернуться спиной», «ни в какие ворота не лезет», «дальше ехать некуда», «не увидеть как своих ушей», «как на горячих угольях», «бояться как черт ладана», «дурака валять», «замолвить словечко», «небо с овчинку показалось», «дорого яичко к Христову дню», «спустя рукава».
г) Книжные фразеологизмы: «аттическая соль», «воскурить фимиам», «пангурово стадо», «почивать на лаврах», «прокрустово ложе», «рядиться в тогу», «ахиллесова пята», «ариаднина нить», «гордиев узел», «перейти Рубикон»,»вкушать от древа познания добра и зла», «альфа и омега», «благую часть избрать», «камень преткновения», «камни вопиют», «кануть в Лету», «книга за семью печатями», «краеугольный камень», «обетованная земля»,
д) Фразеологизмы из научной терминологии: «приводить к общему знаменателю», «удельный вес», «центр тяжести», «цепная реакция».
е) Стилистически нейтральные фразеологизмы: «железная дорога», «открытое голосование», «открыть счет», «считанные дни», «во что бы то ни стало», «слово за слово», «во всяком случае», «ни в коем случае», «взять себя в руки», «одним словом», «задним числом», «ставить в тупик», «стол заказов», «стол справок», «равнобедренный треугольник».
ж) Фразеологизмы, выражающие отношение к ситуации:»история с географией», «нашего полку прибыло», «за обе щеки», «дочь Евы», «морковкино заговенье», «на ходу подметки режет», «избиение младенцев», «отставной козы барабанщик», «ласковое дитя двух маток сосет», «валаамова ослица», «вешать лапшу на уши», «ворона в павлиньих перьях», «и мы пахали», «и нашим и вашим», «как баран на новые ворота», «пушкой не прошибешь», «филькина грамота», «шишка на ровном месте», «шарашкина контора».
денег «кот наплакал», он «мухи не обидит», об этом поговаривали «злые языки», не слыхал, чтобы такие «тертые калачи» исправлялись, «без царя в голове», выйти замуж «за первого встречного», согласен «целиком и полностью», удирать «во все лопатки», ненавидеть «всеми фибрами души», «вот тебе, бабушка» и юрьев день!», «вот так клюква!», «как бы не так!», «здрастье, я ваша тётя!», «подумать только!»
Итак, стилистическая и эмоциональная окрашенность фразеологизмов объясняется источником их возникновения и сферой первоначального употребления. Впоследствии все эти выражения приобрели устойчивый характер и стали употребляться нами в других языковых сферах.
Таким образом, не только количество слов, их многозначность и словообразовательные возможности, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.
В подборке материала к статье была использована сл. литература:
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.
2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова..
Какое словосочетание не является фразеологизмом ворон считать
Под названием фразеологизм скрываются устоявшиеся фразы, относящиеся к тому или иному языку. Они всегда имеют в своем составе больше одного слова, которые имеют свое особое значение. Довольно часто, применяемые нами фразеологизмы были придуманы столь давно, что мы уже и не знаем, откуда исходит образное выражение. Иногда одно из слов или же все выражение в целом состоит из анахронизмов. Даже в современной речи применяется фразеологизм «считать ворон». Выражение довольно образное, и разобраться в его смысле можно даже не имея точных данных об его исходниках.
Значение
Фразеологизм «ворон считать» расшифровывают следующим образом:
1. Быть рассеянным. Именно так отзываются о несобранных людях, которые не сосредоточены на своем деле. Примером может послужить фраза: «Он так скучно проводил лекции, что все на них ворон считали».
2. Бездельничать. В этом случае «считать ворон» может человек, который бесцельно проводит свое время. Про него можно сказать следующие слова: «Вместо того чтобы считать, занялся бы чем-нибудь полезным».
Ученые полагают, что данное устойчивое словосочетание появилось вследствие естественного для рода человеческого наблюдения за «братьями меньшими». Данные фразеологизмы еще именуют зооморфизмы.
Синонимы и антонимы
Словосочетание «считать ворон» является синонимом таких устойчивых выражений как:
• Бить баклуши». Баклуши – это старинное название заготовок для изделий из дерева. Битьё баклуш в прошлом была одна из наиболее легких трудовых повинностей в наших землях. Именно потому эту работу считали чем-то вроде безделья.
• «Точить лясы». Проводить время за пустыми разговорами, бездельничать. Словосочетание пошло от работы мастера, вытачивавшего балясы. Этим названием обозначали все витиеватые предметы, со временем термин прижился к вычурным беседам.
• «Дурака валять». «Дурачки» – игрушка детишек в русских землях.
• «Гонять лодыря» – тоже что и «лодырничать».