Фигурант спт что это

Фигурант спт что это

Фигурант спт что это7 МИН

Банки против отмывания доходов: как работает 115-ФЗ

Объясняем, кто отвечает за «блокировку» счетов в рамках закона об отмывании доходов и как реальному бизнесу не быть похожим на преступников, чтобы не попасть под ограничительные меры.

Фигурант спт что это

Кто главный

Росфинмониторинг. Это госорган, который борется с мошенниками и террористами — мешает преступникам отмывать деньги и маскировать деятельность под законную.

Кто ему помогает

брокеры и трейдеры

инвестиционные и пенсионные фонды

риелторы и нотариусы

Что делают банки

Контролируют реальность деятельности бизнеса

Как и в каких ситуациях это происходит

Действие 1. Открытие расчётного счёта

Банк узнаёт информацию о каждом клиенте и может отказать в открытии счёта, если бизнес похож на фирму-однодневку.

Пример

ООО «Рога и копыта» хочет стать клиентом банка, но:

Всё вышеперечисленное указывает на фиктивность организации. Банк подозревает клиента в том, что он хочет не вести реальную деятельность, а отмывать доходы. И отказывает в открытии счёта.

Фигурант спт что этоШалость не удалась!

Если у организации есть признаки однодневки, банк не откроет счёт. Сведения об отказе банк направит в Росфинмониторинг. Росфинмониторинг в свою очередь — в другие банки, которые на этом основании тоже могут отказать в обслуживании.

Действие 2. Проведение конкретной операции

Если какая-то операция окажется сомнительной, банк может отказать в проведении отдельного платежа.

Пример

ИП Петров перечисляет крупную сумму на карту физического лица за оказанные услуги. Из назначения платежа непонятно, за что такое щедрое вознаграждение, — банк обязан проверить платёж: на время приостановить операцию и направить клиенту запрос на подтверждение платежа документами.

Клиент получает запрос, но вот беда: соглашение с подрядчиком устным, и договора на оказание услуг у компании нет. Банк отказывает в проведении платежа.

Фигурант спт что этоШалость не удалась!

Всегда заключайте письменные договоры с контрагентами. Об отказе в проведении платежа банк тоже сообщает Росфинмониторингу. Ещё один отказ — и договор об обслуживании с ООО будет расторгнут.

Действие 3. Поток операций за определённый период

Банк может ограничить дистанционное проведение платежей и направить клиенту запрос на подтверждение операций за определённое время, если они подозрительные.

Пример

Руководитель ООО «Ромашка и Пчёлы» Иван Иванов регистрируется в качестве ИП. Почти все деньги, поступающие на счёт ООО, он переводит на счёт ИП под различными предлогами: за услуги, за товары, в качестве займов, а потом снимает наличные в кассе или в банкомате. Наличными он выплачивает зарплату «в конвертах», рассчитывается за поставки и расходы на аренду и прочие нужды ООО. Налоги ООО «Ромашка и пчёлы» платит лишь формально, чтобы незначительно превысить минимальный норматив — 0,9 % от оборота.

Это продолжается недолго: банк выявляет нетипичную экономическую активность и направляет запрос сначала индивидуальному предпринимателю, а затем и ООО. Поскольку никаких реальных документов они предоставить не могут, банк признаёт их деятельность фиктивной и закрывает оба счёта. В результате ООО «Ромашка и пчёлы» несёт убытки, а репутация руководителя и бенефициара Иван Иванова испорчена.

Фигурант спт что этоШалость не удалась!

Не создавайте проблем себе и своему бизнесу и работайте в рамках закона: трудоустраивайте сотрудников официально, платите зарплату и рассчитывайтесь за поставки со счёта компании, сохраняйте все документы, не выводите деньги на счета ИП под вымышленными предлогами. Это убережёт вас от «блокировок», закрытия счетов и понесённых из-за этого убытков.

Мы рассмотрели всего три частных случая — это далеко не исчерпывающий перечень ситуаций, в которых бизнес может столкнуться с «блокировкой». Подробнее о соблюдении норм 115-ФЗ читайте в разделе «Как избежать ограничения в проведении операций по счёту».

Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев — «Комплаенс-помощник».

Источник

Что такое «блокировка счета по 115-ФЗ»?

В каких случаях банк вправе заблокировать счет юридического или физического лица. Как происходит блокировка счета на практике. Чем блокировка счета отличается от мер по прекращению сомнительных операций. На какие цели может снять деньги физлицо, попавшее в перечень экстремистов. При каких условиях банк разблокирует счет.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банк имеет право заблокировать (заморозить) денежные средства только в случае, если клиент является фигурантом списка террористов/экстремистов:

«Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — это адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень».

Прекращение сомнительных операций

Если по счету клиента проходят сомнительные операции, то банк может провести комплекс мер по их прекращению:

Не имея доступа к управлению своими деньгами, у клиента банка складывается ощущение, что счет заблокирован, но это не так. Банк не сможет отказать в проведении операций, если клиент захочет:

Каковы законные основания для блокировки счета

Полная блокировка денежных средств осуществляется согласно п. 6 ст. 7 115-ФЗ. Банк обязан заблокировать (заморозить) денежные средства незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга:

Как происходит блокировка счета

На какие цели вправе снять деньги физлицо, включенное в перечень экстремистов

Чтобы обеспечить жизнедеятельность — свою, а также совместно проживающих членов семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода — физлицо, включенное в перечень экстремистов, вправе:

Когда происходит разблокировка денежных средств и иного имущества

Ответственный сотрудник банка может принять решение о прекращении блокировки безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, а также иного имущества, принадлежащих клиенту, после того, как получит информацию:

Источник

Определение 115-ФЗ

Определения 115-ФЗ

115-ФЗ/Закон/Федеральный закон/Федеральный закон № 115-ФЗ — Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

639-П — Положение Банка России от 30.03.2018 N 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»

Анализ риска — использование имеющейся у Организации информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий

Анкета клиента — форма электронного/бумажного документа, сформированного с целью фиксирования сведений и информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце при проведении идентификации

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо

Близкие родственники публичных должностных лиц — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные

Выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом

Внутренний контроль — деятельность Организации по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами и иным имуществом, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ

Должностное лицо публичной международной организации (далее — ДЛПМО/МПДЛ) — лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в указанной категории). Международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени

Досье клиента — совокупность документов и (или) сведений в бумажном и (или) электронном виде, собранных Организацией в отношении клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе в рамках программы идентификации

Доходы, полученные преступным путем — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления (см. предикатное преступление)

Идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем

Иностранное публичное должностное лицо (далее — ИПДЛ) — любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия

Иностранная структура без образования юридического лица (ИСБОЮЛ) — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей

Клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ОД/ФТ/ФРОМУ) — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления

Личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивающий электронное взаимодействие Организации с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом

Межведомственная комиссия — созданная при Центральном банке Российской Федерации комиссия, осуществляющая рассмотрение заявлений об обжаловании отказов в исполнении распоряжений клиентов финансовых организаций на совершение операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принятие решений по результатам рассмотрения представленных клиентами финансовых организаций документов и (или) сведений с целью обжалования отказов финансовых организаций в исполнении распоряжений клиентов на совершение операций с денежными средствами и (или) иным имуществом

Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма (далее — Межведомственная комиссия по ПФТ) — межведомственный координационный орган, образованный в целях осуществления функций по противодействию финансированию терроризма, предусмотренных статьей 7.4. Федерального закона № 115-ФЗ, включая принятие решений по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) (далее – Решение), в том числе при наличии поступившего в Уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют основания для включения таких организации или физического лица в Перечень экстремистов, вносить изменения в ранее принятые Решения или отменять их, назначать физическому лицу, в отношении которого Межведомственной комиссией по ПФТ принято Решение, ежемесячное гуманитарное пособие, определять и рассматривать его размер. Персональный состав Межведомственной комиссии по ПФТ утверждается Президентом Российской Федерации

Международные организации — организации, созданные официальными политическими соглашениями между их странами-членами, которые имеют статус международных договоров; их существование признается законодательством их стран-членов; и они не рассматриваются как резидентские организационные подразделения стран, в которых они размещены

Мотивированные обоснования — 1) мотивированное обоснование принятого решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции или 2) мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ

Обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации

ОД/ФТ — легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма

Операция, подлежащая обязательному контролю — операция, соответствующая критериям, указанным в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ

Операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей

Организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых Организацией мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля

Осуществление внутреннего контроля — реализация правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров

Оценка риска — систематическое определение возможности возникновения риска и последствий от его реализации

Подозрительная операция — операция, в отношении которой у сотрудников организации возникли подозрения в том, что она совершается в целях ОД/ФТ, и сведения о которой представлены в Росфинмониторинг

ПОД/ФТ/ФРОМУПротиводействие легализации (Отмыванию) Доходов, полученных преступным путем, Финансированию Терроризма и Финансированию Распространения Оружия Массового Уничтожения

Представитель клиента — лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица

Публичное должностное лицо (ПДЛ, в том числе РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) — любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу

Предикатные преступления — преступления, предшествующие легализации.

Такие как: мошенничество, кража, контрабанда, наркоторговля, работорговля, торговля людьми, коррупция, уход от уплаты налогов и прочие преступления

Российское публичное должностное лицо (далее — РПДЛ) — физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации

Список «отказников» — список лиц, сведения о которых Банк России направляет в финансовые организации на основании 639-П

Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма — совокупность предпринимаемых Организацией действий, направленных на оценку риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами внутреннего контроля, а также договором с клиентом мер, в частности, запроса дополнительных документов, их анализа, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении Организации, отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции

Уровень риска — показатель, определяющий вероятность возникновения риска и возможные последствия риска

Фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях в целях реализации Федерального закона №115-ФЗ

Финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений

ФЭС (формализованное электронное сообщение) — отчет в виде электронного сообщения — сообщение, формируемое для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, представленное в электронной форме

Частнопрактикующее лицо — адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой

Источник

ПОД/ФТ

Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Обязательная деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001, исполнение ПОД/ФТ носит сплошной, непрерывный характер. Постоянному обязательному контролю с немедленным уведомлением контролирующего органа подлежат операции юридических и физических лиц свыше определенной суммы, а также любые сделки участников «Перечня лиц, подозреваемых в причастности к ОД/ФТ». Также, регулятору сообщают о сделках, содержащих рекомендованные признаки подозрительных.

Повседневные меры по ПОД/ФТ для каждого лица, осуществляющего операции с деньгами или имуществом граждан, заключаются в идентификации и сборе информации о клиенте: его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце. Хранение полученных данных – не менее 5 лет.

Обязательно наличие как минимум одного ответственного за ПОД/ФТ сотрудника. При этом он подчиняется непосредственно руководителю и должен соответствовать ряду установленных законом требований, ежегодно проходить повышение квалификации. Ответственный сотрудник исполняет требования ПОД/ФТ согласно утвержденному документу Правил внутреннего контроля (ПВК). Нарушения в зависимости от степени тяжести караются мерами вплоть до приостановки деятельности и ликвидации организации.

Российские меры ПОД/ФТ соответствуют мировым стандартам, Россия является членом ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) с 2003 года.

В настоящее время документооборот по ПОД/ФТ ведется только в электронной форме через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга с использованием электронной подписи.

Автор: Анна Котенко, автор направления «Рынок ломбардов»
ООО «ИА «Займ.ком»

Источник

Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064

Запрос от 08.02.2017 № 09-исх/173

Банк просит дать разъяснения по вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В Банке открыты счета юридических лиц, являющихся фигурантами Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — ПЭ), а также юридических лиц, находящихся под контролем фигурантов ПЭ. К денежным средствам, находящимся на счетах, применены меры по блокированию (замораживанию). Федеральный закон № 115 ФЗ не предусматривает возможность проведения каких-либо операций по указанным счетам.

Вправе ли Банк при поступлении инкассовых поручений к счету юридического лица-фигуранта ПЭ или к счету юридического лица, находящегося под контролем фигуранта ПЭ, осуществить списание денежных средств на основании данного документа?

Если ответ положительный, следует ли приостанавливать подобные операции и направлять сведения в уполномоченный орган по коду 7001; какую дату следует считать датой начала исчисления срока приостановления, учитывая, что в отношении инкассового поручения отсутствует распоряжение клиента об осуществлении операции и, соответственно, дата, когда распоряжение должно быть выполнено?

Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) с учетом мнения Росфинмониторинга относительно применения подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при списании со счета сумм задолженности по поручению налогового органа сообщает следующее.

Пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ только физическим лицам, включенным в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, предоставлено право в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, осуществлять ряд операций без применения мер по блокированию (замораживанию).

При этом нормы Федерального закона № 115-ФЗ не содержат отдельных положений, позволяющих юридическим лицам, включенным в Перечень, проводить какие-либо операции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *