Факультет искусств мгу что изучают
Что изучают на факультете исскуства и культуры в университете?
Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова
Факультет искусств
Факультет искусств один из новых, активно развивающихся факультетов, хотя, по существу, его появление восстанавливает давнюю традицию воспитания и образования мастеров искусств в стенах Московского университета. Здесь уже в 1757 году по инициативе И.И. Шувалова была создана Академия трех знатнейших художеств – высшая художественная школа России, выросшая из художественных классов университета. В 1756 году под руководством М.М. Хераскова был открыт университетский публичный театр, а в июне 1757 года – театральная школа; студенты вместе с актерами итальянской оперы Д.Б. Локателли участвовали в спектаклях Российского театра. Впоследствии 18 воспитанников университетской гимназии составили труппу Московского театра. Сама идея возврата этих давних традиций возникла из современных требований жизни искусства, процессов взаимодействия и взаимовлияния его видов и жанров. Наука об искусстве и мировая художественная практика потребовали разработки и введения (наряду с существующей, традиционной системой подготовки специалистов в определенных областях искусства и искусствознания) иных, современных методов и направлений обучения студентов. Опираясь на традиции классического университетского образования, факультет искусств МГУ предлагает систему обучения профессионалов новой формации: исследователей и творцов, экспертов-аналитиков, сотрудников галерей, аукционов и архивов. Факультет готовит бакалавров и магистров по направлению «Изящные искусства» – мастеров широкого профиля, способных производить комплексный анализ явлений художественного творчества, использовать полученные знания как в научной работе, так и в различных областях практической деятельности, создавать произведения искусства, используя весь арсенал новых выразительных средств, в том числе характерных для смежных видов искусства.
В отличие от традиционных методов подготовки, факультет искусств МГУ предлагает студентам углубленное изучение дисциплин, раскрывающих специфику конкретного вида искусства, дает выпускникам знания в области интегративного искусствознания, семиотики прикладных и неприкладных искусств; история и теория каждого искусства рассматривается как часть единой научной системы. Студенты изучают иностранные языки, знание которых стало необходимостью не только для международного общения, но и для глубокого изучения мирового научного и творческого опыта в области искусства, для расширения профессионального мастерства. Дисциплины специализации в учебном плане бакалавра позволяют выпускнику избрать приоритетные направления своей творческой деятельности в области музыки, театра, музыкально-сценических жанров (оперы, балета, эстрадно—вокального исполнительства и др.), изобразительного искусства, а также подготовиться к дальнейшему обучению по образовательным программам магистратуры и аспирантуры. По завершении обучения в магистратуре студенты защищают магистерскую диссертацию. Студенты проходят различные виды практики по всем направлениям общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.
Профессиональная деятельность бакалавра и магистра будет связана с анализом и изучением, пропагандой и критикой, созданием или исполнением произведений, организацией художественного творчества. Выпускник будет востребован в широкой сети исследовательских, творческих, культурно-просветительских и образовательных учреждений культуры и искусства.
Основные сферы деятельности выпускника:
творческая (создание или исполнение художественных произведений в различных областях культуры и искусства);
научно-исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
педагогическая и образовательная (работа в средних и средних профессиональных учебных заведениях, гимназиях, лицеях и учреждениях системы дополнительного художественного образования);
экспертно-аналитическая (работа в концертных и театральных организациях, в музеях,
Факультет искусств МГУ
сайт
Содержание
Художественный совет
Научная жизнь
Кафедры
В состав факультета искусств МГУ входят кафедры: семиотики и общей теории искусства, музыкального искусства, театрального искусства, словесных искусств. Подготовка по специальностям: искусствоведение, музыковедение. Кафедра музыкального искусства Кафедра музыкального искусства была открыта в 2003 году, однако занятия по дисциплинам музыкального профиля начались в 2001 году.
Профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в чтении общих лекционных курсов «Интегративное искусствознание» (часть «История музыкального искусства»), «Основы семиотики музыки», а также обеспечивает курсы специализации по истории, теории и практике музыкального искусства – занятия в исполнительских классах творческого мастерства (вокал, фортепиано, композиция). Важнейшее направление работы кафедры – проведение научных исследований по актуальным проблемам исторического и теоретического музыкознания, семиотики музыки, исполнительской интерпретации.
Реалии современного общества выдвинули проблему обновления традиционной отечественной музыкально-образовательной системы. До начала XXI столетия университетской модели музыкального образования в нашей стране не существовало. Открытие кафедры музыкального искусства на факультете искусств МГУ – путь к созданию новой образовательной модели университетского типа. Направленная на подготовку современных специалистов в области музыкальной науки, искусства и образования, она включает два компонента: историко-теоретический и практический (исполнительский).
Содержание историко-теоретических и практических курсов предоставляет студентам кафедры ключ к пониманию не только отдельных произведений и индивидуального стиля композиторов, языка национальных школ или выразительно-смысловых сфер музыки, но и осмыслению идей и специфики музыкального мышления эпохи, музыкально-исторического времени.
В процессе обучения каждый студент самостоятельно выбирает направление своей будущей профессиональной деятельности. Студенты, интересующиеся историей и теорией музыки, по окончании обучения имеют достаточный фундамент для занятий научной деятельностью. Помимо дисциплин, связанных с музыкой, они изучают театральное и изобразительное искусство, что дает им возможность стать специалистами широкого профиля.
Теоретические занятия тесно связаны с занятиями практическими, и это способствует активизации и эффективной организации учебного процесса. Студенты, желающие совершенствоваться в исполнительском мастерстве, получают не только хорошую теоретическую подготовку, но и возможность заниматься концертной деятельностью. Нацеленность на профильное образование проявляется и в специфике программ других, не связанных непосредственно с музыкой, специальных и гуманитарных предметов. Так, в курсах дисциплин кафедры семиотики и общей теории искусства изучается знаковая природа музыки, что позволяет проникнуть в глубинный смысл созданного автором произведения; на занятиях по дисциплине «Компьютерная обработка изображения» осваиваются специальные программы, позволяющие студентам без труда работать с нотным текстом на компьютере.
Профессорами-консультантами факультета являются выдающиеся представители отечественного искусства – народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий − Почетный профессор Московского университета Ирина Константиновна Архипова, лауреат Государственных премий, народный артист России, почетный профессор Московского университета Валерий Абисалович Гергиев.
Руководители творческих мастерских кафедры – ведущие деятели искусств: народный артист России В.П. Овчинников, члены-корреспонденты Петровской Академии наук и искусств народная артистка России Е.Н. Зименкова и заслуженная артистка России П.В. Федотова, солисты Государственного Академического Большого театра России народный артист России В.Н. Редькин и заслуженная артистка России М.А. Шутова; заслуженная артистка России Л.П. Кузнецова
Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в российских и международных научных конференциях, активно публикуются в университетских средствах печати и в специализированных музыкальных изданиях. Результаты исследований в области интегративного искусствознания отражены в публикациях профессора Т.Ф. Владышевской «Музыкальная культура Древней Руси». М.: Знак, 2005, «Типографский устав с кондакарем». М.: Языки славянской культуры, 2006.
Интенсивно разворачивается концертная деятельность студентов кафедры. Они выезжали в Санкт-Петербург, Ярославль, Ижевск, Воткинск, а также в Италию, Японию, Китай, Сербию, США и др. За истекший год студенты факультета дали 12 филармонических концертов.
За концертную деятельность в МГУ и других университетах России студентка Елена Цветкова (меццо-сопрано) была удостоена в 2004 году звания “Студент года” (в номинации “За творческие достижения”). Студентки Евгения Межлумова (меццо-сопрано), Гокан Риэ (сопрано) и Наталья Мятиева (фортепьяно) получили в 2006-2007 гг. дипломы на Международном конкурсе-фестивале “Современное искусство и образование». Студентка Инна Новикова стала лауреатом (2 премия) Международного фестиваля-конкурса, проходившего в 2008 г.в Костромском государственном университете.
Ученый совет
Состав ученого совета факультета искусств МГУ
Лободанов, Александр Павлович — декан факультета искусств, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой семиотики и общей теории искусства
Зубко Галина Васильевна — доктор культурологии, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства, зам. декана по научной работе
Крюкова Ольга Сергеевна — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой словесных искусств
Барабаш Наталия Александровна — доктор искусствоведения, зав. кафедрой театрального искусства
Лебедев Сергей Леонидович — член Союза художников России, заведующий художественной лабораторией факультета
Макаров Михаил Юрьевич — старший преподаватель кафедры словесных искусств, заместитель декана по учебной работе
Мухутдинов Абдулбер Абдулхайевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства, зам. декана по УМО и стандартам
Нуреев Рушан Хайдярович — зам. декана по административно-хозяйственной работе
Савицкая Нина Алексеевна — старший преподаватель кафедры театрального искусства
Сафронов Владимир Алексеевич — народный артист РФ, профессор, зам. председателя Художественного совета факультета
Яйленко Евгений Валерьевич — кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства, член Совета молодых ученых МГУ
Ссылки
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | |
---|---|
Ректор | Виктор Антонович Садовничий |
Факультеты | Механико-математический • ВМК • Физический • Химический • ФНМ • Биологический • ФФМ • ФББ • Почвоведения • Геологический • Географический • Исторический • Филологический • Иностранных языков • Философский • Политологии • Социологический • Экономический • Юридический • Журналистики • Психологии • ИСАА • Гос. управления • ВШБ • ВШТ • Искусств • МШЭ • Глобальных процессов • Мировой политики • ВШП • ВШГА • Физико-химический |
Филиалы | Баку • Севастополь • Ташкент • Международный центр (Женева) |
Другое | Студенческий театр • Знаменитые выпускники • Почётные профессора |
Инфраструктура | |
Учебные корпуса | Главное здание • Первый корпус • Второй корпус |
Общежития | Филиал дома студента • Дом аспиранта и стажёра |
Издательства и библиотеки | Издательство • Типография • Научная библиотека |
Другое | Ботанический сад • Памятник студенческим отрядам • СУНЦ • Храм мученицы Татианы |
Адрес | 125009, Москва, ул. Б. Никитская, д. 3, стр. 1, факультет искусств |
Телефон | (495) 629-56-05 |
Факс | (495) 629-43-41 |
Веб-сайт | http://www.arts.msu.ru/ |
info@arts.msu.ru |
Декан — профессор Лободанов Александр Павлович
Факультет искусств был создан решением Ученого совета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в феврале 2001 года. В июле того же года был проведен первый набор студентов.
Факультет искусств один из новых, активно развивающихся факультетов, хотя, по существу, его появление восстанавливает давнюю традицию воспитания и образования мастеров искусств в стенах Московского университета. Здесь уже в 1757 году по инициативе И.И. Шувалова была создана Академия трех знатнейших художеств — высшая художественная школа России, выросшая из художественных классов университета. В 1756 году под руководством М.М. Хераскова был открыт университетский публичный театр, а в июне 1757 года — театральная школа; студенты вместе с актерами итальянской оперы Д.Б. Локателли участвовали в спектаклях Российского театра. Впоследствии 18 воспитанников университетской гимназии составили труппу Московского театра. Сама идея возврата этих давних традиций возникла из современных требований жизни искусства, процессов взаимодействия и взаимовлияния его видов и жанров. Наука об искусстве и мировая художественная практика потребовали разработки и введения (наряду с существующей, традиционной системой подготовки специалистов в определенных областях искусства и искусствознания) иных, современных методов и направлений обучения студентов. Опираясь на традиции классического университетского образования, факультет искусств МГУ предлагает систему обучения профессионалов новой формации: исследователей и творцов, экспертов-аналитиков, сотрудников галерей, аукционов и т.д. Факультет готовит бакалавров и магистров по направлению «Изящные искусства» — мастеров широкого профиля, способных производить комплексный анализ явлений художественного творчества, использовать полученные знания как в научной работе, так и в различных областях практической деятельности, создавать произведения искусства, используя весь арсенал новых выразительных средств, в том числе характерных для смежных видов искусства.
В отличие от традиционных методов подготовки, факультет искусств МГУ предлагает студентам углубленное изучение дисциплин, раскрывающих специфику конкретного вида искусства, дает выпускникам знания в области интегративного искусствознания, семиотики, психологии, социологии, философии искусства; история и теория каждого искусства рассматривается как часть единой научной системы. Студенты изучают иностранные языки, знание которых стало необходимостью не только для международного общения, но и для глубокого изучения мирового научного и творческого опыта в области искусства, для расширения профессионального мастерства. Дисциплины специализации в учебном плане бакалавра позволяют выпускнику избрать приоритетные направления своей творческой деятельности в области музыки, театра, музыкально-сценических жанров (оперы, балета, эстрадно-вокального исполнительства и др.), изобразительного искусства, а также подготовиться к дальнейшему обучению по образовательным программам магистратуры и аспирантуры. По завершении обучения в магистратуре студенты защищают магистерскую диссертацию. Студенты проходят различные виды практики (как в России, так и за рубежом) по всем направлениям общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.
Срок подготовки бакалавра — 4 года, магистра — 2 года.
Профессиональная деятельность бакалавра и магистра будет связана с анализом и изучением, пропагандой и критикой, созданием или исполнением произведений, организацией художественного творчества. Выпускник будет востребован в широкой сети исследовательских, творческих, культурно–просветительских и образовательных учреждений культуры и искусства.
В настоящее время на факультете обучается 200 студентов и аспирантов, работают 75 профессоров, доцентов и преподавателей. Это — ведущие специалисты в различных областях искусства: ученые–искусствоведы и мастера художественного творчества, артисты Большого и Малого театров России, солисты Московской государственной филармонии, члены творческих союзов. На факультете созданы четыре кафедры: кафедра семиотики и общей теории искусства (заведующий — профессор А.П. Лободанов), кафедра музыкального искусства (заведующий — доцент Г.В. Заднепровская), кафедра словесных искусств (заведующий — профессор О.С. Крюкова), кафедра театрального искусства (заведующий — профессор Н.А. Барабаш). Работают две лаборатории: театральная (Учебный театр факультета) и художественная (Учебная галерея факультета), в которой студенты приобретают навыки профессионального мастерства: подготовка и участие в спектаклях, концертах, выставках произведений изобразительного искусства. Факультет развивает связи с крупными зарубежными центрами и университетскими факультетами многих стран мира. Проводятся зарубежные стажировки студентов.
Форма обучения в бакалавриате — очная; в магистратуре — очная и очно-заочная (вечерняя). Обучение платное.
Изящные искусства
О программе
В основу программы обучения положена новая концепция подготовки будущих деятелей искусств. Она осуществляется как синтез классического университетского образования в области теории и истории искусств и практического воспитания творческих специалистов в сфере искусства. Дисциплины специализации в учебном плане позволяют выпускнику выбрать приоритетные направления своей творческой деятельности в области музыки, театра, музыкально-сценических жанров.
Варианты обучения
Условия поступления
Предметы ЕГЭ
Дополнительные экзамены
Поступление по олимпиаде
Можно поступить без экзаменов, победив в одной из олимпиад
Дополнительные баллы к сумме ЕГЭ
- 6 баллов за аттестат с отличием 6 баллов за диплом колледжа с отличием до 2 баллов за итоговое сочинение 2 балла за Золотой значок ГТО 2 балла за спортивные достижения
Условия поступления
Вступительное испытание творческой направленности (письменно)
Преимущества обучения
Преподаватели
Преподаватели программы ведущие специалисты в различных областях искусства: ученые—искусствоведы и мастера художественного творчества, артисты Большого и Малого театров России, солисты Московской государственной филармонии, члены творческих союзов.
Лаборатории
На факультете работают две лаборатории: театральная (Учебный театр факультета) и художественная (Учебная галерея факультета), в которой студенты приобретают навыки профессионального мастерства.
Выездная практика
Факультет предоставляет всем обучающимся возможность пройти практику Праге и Дрездене, где они будут изучать искусство Средних веков, эпохи Возрождения и Барокко.
Отзывы
Об этом учебном заведении пока никто не оставил отзыв. Станьте первым!
Обзор особенностей обучения на факультете искусств
Факультет искусств действует преимущественно в узкоспециализированном, творческом образовательном заведении (колледже или вузе). Найти данное подразделение на базе многопрофильного центра крайне трудно, но в то же время оно успешно функционирует на базе современных топовых вузов.
Факультет искусств действует преимущественно в узкоспециализированном, творческом образовательном заведении (колледже или вузе). Найти данное подразделение на базе многопрофильного центра крайне трудно, но в то же время оно успешно функционирует на базе современных топовых вузов.
Поступление и обучение на нем проходит весьма специфично, о чем мы расскажем в этой статье.
Какие направления подготовки доступны на базе факультета искусств?
Факультет искусств – это своего рода небольшая творческая лаборатория, где занимаются становлением и развитием творческих личностей, раскрывая их потенциал, обучая определенном мастерству и ремеслу. К числу самых популярных и распространенных специализаций этого плана относят:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности поступления на факультет искусств
Приемная кампания на данное направление подготовки предполагает поэтапное прохождение конкурсного отбора.
Первый этап – это непосредственное участие в конкурсном отборе на общих или льготных основаниях, для которого достаточно предоставить пакет обязательных документов. Для обучения в ссузе необходимо предъявить аттестат о среднем полном образовании, а для прохождения конкурса придется сдать ЕГЭ в рамках действующих комбинаций (с учетом будущей профессии или требований факультета).
Как стать студентом?
Самыми популярными вариациями ЕГЭ для поступления на факультет искусств являются:
Второй этап для поступления на творческий профиль предполагает прохождение ДВИ — собеседования. Эта стадия реализуется в зависимости от будущей профессии: музыканты демонстрируют свои навыки, исполняя на инструменте композицию, артисты и вокалисты – исполняют песню, артисты – читают монолог, басню, стихи, танцоры – ставят небольшой танец или номер и пр. Данный этап призван подчеркнуть таланты, способности, возможности и текущий уровень подготовки абитуриента.
ДВИ в творческой среде играет доминирующую роль. Результаты ЕГЭ и конкурс аттестатов отодвигается на второй план.
Средний проходной балл зависит от правил приема в образовательное заведение, его требований, престижа и рейтинга. В колледже проходной барьер достигает от 4,5-4,8 (по аттестату), в вузах – от 200-260 (суммарно по егэ). ДВИ приносит поступающему дополнительные баллы с пометками о его предрасположенностях успехе на экзамене, первом впечатлении комиссии и пр.
Освоение специальности длится стандартно: в рамках бакалавриата до 4-4,5 лет, магистратуры – до 2-2,5 лет.
Специфика обучения на факультете искусств
Учебная программа экспертов в сфере культуры и искусств основывается на развитии творческих способностей и/или раскрытии соответствующего потенциала, развитии индивида в определённой профессии, жанре, манере и пр.
Творческие профили являются практико-ориентированными, поэтому уже с первого курса студентов активно привлекают к участию во всевозможных постановках, мероприятиях, исследовательской жизни, а также реальном развитии творческих наклонностей.
Без теоретического погружения в профиль не обходится ни одна специальность. На первом курсе учащиеся изучают общие дисциплины развивающего плана, постепенно углубляясь в профиль: история профессии, основные понятия, правила, этика, ораторское искусств, культурология, психология, актерское мастерство (понятие, правила и пр.), история, философия, русский и иностранный языки, литература, экономика и пр.
Учебный процесс творческих людей
На старших курсах (3-4) студенты активно занимаются практикой, на долю аудиторных и теоретических занятий приходится около 30% от учебного процесса. Все остальное время посвящено самостоятельной работе, работе в группе, развитию реальных профессиональных навыков: музыканты разучивают сольные партии, задействованы в ансамблях и оркестрах, актеры – учатся входить в роль, играть разные сцены, выполнять всевозможные трюки, ставить номера, танцоры развивают пластику и грацию, танцевальные навыки и постановки и пр.
Набор профильных дисциплин зависит от выбранной специализации. У актеров акцент делается на актерском мастерстве, ораторском искусстве, владении телом, эмоциями, у танцоров – техника пластика, эмоции, жестикуляция, у музыкантов – развитие техники исполнения произведений на инструменте, сольные возможности, постановка голоса, звука, поведение на сцене и пр.
На выполнение письменных проектов отводится около 15% от учебной программы, но по ряду направлений научные исследования занимают более половины программы. Например, сценаристы, режиссеры, искусствоведы, критики активно и тотально изучают навыки письменной и устной речи, всевозможные стили, правила формирования номера/произведения. Здесь в основу обучения кладут такие дисциплины, как филология, лингвистика, иностранный язык, этикет, деловое письмо и пр.
Обязательным этапом в подготовке высококвалифицированного специалиста творческого плана является прохождение практики на базе действующих «творческих ансамблей», организаций участие в массовых и иных мероприятиях и пр. Чаще всего студенты факультета искусств проходят стажировку на базе музеев, театров, филармоний, картинных галерей, съемочных площадках и пр.
Для получения желаемой квалификации и допуска к трудовым будням выпускникам предстоит выполнить ВКР, которая будет носить теоретико-практический характер. Первый этап — здесь им предстоит описать в проекте суть вопроса по выбранной теме: техника работы, план практической части, результаты, рекомендации, выводы.
Второй этап защиты – практический, где специалист демонстрирует обретенные или развитые им в процессе профессионального становления навыки: постановка номера и исполнение своей роли, ответ на вопросы экзаменаторов и пр.
С какими нюансами могут столкнуться студенты творческих направлений?
Если Вы планируете освоить конкретную специальность в сфере искусств, то будьте готовы не просто к тотальному погружению в определенный жанр и профиль, но и всестороннему развитию. Творческие люди всегда на виду у зрителя, публики, поэтому им важно владеть широким кругозором, быть «универсальным» и привлекательным.
Потому, помимо базовых и профильных предметов, все творческие направления подготовки предусматривают, как минимум освоение азов: хореографии, гимнастики, вокала, игры на музыкальном инструменте (азы, хотя бы для создания вида, что вы умеете играть на нем: как держать, как обращаться, жесты и пр.), актёрского мастерства и поведения на сцене/публике и пр. Многие оказываются не готовы к освоению сразу нескольких смежных «профессий» в одном флаконе.
Также студенты активно и углубленно изучают психологию. Им важно не просто понять, как действовать в определенной ситуации, как избавиться от собственных комплексов и обрести уверенность в себе, расположить к себе собеседника и зрителя, работать в любых условиях и пр.
Доминирующая часть практических занятий указана в расписании, но для выполнения «домашних заданий», успех на ГИА или промежуточных сессиях студентам нередко приходится жертвовать личным временем и делами. Поэтому будьте готовы к сверхурочной работе, тренировкам, репетициям и пр.
Развивать творческие способности и умело пользоваться ими в рамках выбранного профиля (неважно, творческого или иного характера) – колоссальный труд, требующий максимального погружения, ответственности и концентрации.
На сегодняшний день стать квалифицированным экспертом в области культуры искусств, творчества можно на базе ссузов и вузов, узкоспециализированных учреждениях (консерватории, школы искусств, театральные училища) и вузах (многопрофильных или творческих: МГУ, РУДН, институты культуры и т.д.). При выборе учебного центра и профессии важно учесть собственные силы и возможности, таланты и способности, интересы, текущий уровень подготовки.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
- какое ж это диво каждый раз желал иметь в своем уделе князь
- Утеряна социальная карта москвича что делать