какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок № 32 Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1 Познакомиться с творчеством Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

2. развить связную речь, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Рифма — созвучие на конце строк в стихотворении.

Литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Очень-очень вкусный пирог»

Нина Владимировна Гернет, Даниил Иванович Хармс

Что необычного в заголовке? Догадались?

Верно. У стихотворения «Очень-очень вкусный пирог» не один автор, а целых два. Это Нина Владимировна Гернет и Даниил Иванович Хармс. Писатели сотрудничали в журнале «Чиж», создавали добрые весёлые стихотворения для детей.

Именно с таким стихотворением мы познакомимся на уроке.

Это не совсем обычное стихотворение. Даниил Хармс любил загадки и шутки, вот и стихотворение получилось необычным. Некоторые слова в нём пропущены. Прочитайте стихотворение, подбирая недостающие слова. Помните, что в стихотворении есть рифма и конечные звуки слов созвучны.

Я захотел устроить бал,

Купил муку, купил творог,

Пирог, ножи и вилки тут —

Я ждал, пока хватило сил,

Потом подвинул стул и сел

Когда же гости подошли,

Подготовим выразительное чтение стихотворения. Для этого постараемся понять, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей. Ведь стихотворение можно прочитать по-разному. От того, насколько хорошо сможем понять чувства героя, будет зависеть выразительность прочтения.

Я захотел устроить бал,

В следующих строках описаны приготовления к балу. Передадим при чтении радостное расположение героя, подчеркнем голосом слова «муку», «творог», «рассыпчатый»:

Купил муку, купил творог,

Пирог, ножи и вилки тут —

Так нелегко сдержаться, когда перед тобой вкусный пирог, а гости, для которых он испечен, все не идут. В следующих двух строках описано, как герой пытается бороться с желанием попробовать пирог. Передадим это при чтении:

Я ждал, пока хватило сил,

Попробовав кусочек, герой уже не может удержаться. Он очень быстро съедает пирог, поэтому и прочитать эти строки нужно в быстром ритме:

Потом подвинул стул и сел

Последние две строки передают сожаление героя, что для гостей угощения не осталось. Герой испытывает чувство стыда и сожаления Передадим это при чтении:

Когда же гости подошли,

Объяснение, почему герой не удержался и сам съел пирог, есть в заголовке. Потому что пирог «очень-очень вкусный»!

Шуточное стихотворение Нины Гернет и Даниила Хармса вызывает улыбку. Герою не хватило силы воли, чтобы дождаться гостей, и праздника с угощениями не получилось. Какой совет можно дать герою стихотворения?

Теперь прочитайте стихотворение целиком еще раз. Постарайтесь при чтении передать чувства героя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание: В котором городе родился Д. Хармс?

Источник

Э. Гернет. «Даниил Хармс в кругу друзей Нины Гернет»

Писатели, сотрудничавшие в «Еже», журнале для школьников, — Хармс, Олейников, Шварц и другие, — решили, что младшим школьникам и дошкольникам нужен свой, особый журнал. И в 1930 году начал выходить «Чиж».

О редакции «Чижа» до сих пор ходят легенды: это был скорее литературный клуб, чем редакция журнала; здесь царила необыкновенная, невиданная ни в те годы, ни тем более в последующие, веселая и творческая атмосфера. Писатели, поэты, художники заходили на минутку — и оставались до вечера. Приносимые ими строчки, эскизы, наброски, смутные идеи тут же подхватывались, дополнялись и нещадно пародировались. Шутки, выдумки, розыгрыши возникали сами собой, как бы выпадали в осадок из пересыщенного ими раствора, и надо было только успевать выхватывать из потока идей то, что могло пригодиться для детского журнала.

Этим и занималась вся редакция, и в первую очередь, ее хозяйка, заведующая Нина Владимировна Гернет (1899—1982). На этом посту она находилась с 1932-го по 1937 год, и именно на этот период приходится существование в редакции той необыкновенной атмосферы, о которой вспоминали все, кому доводилось в нее окунуться.

Это, конечно, не случайное совпадение: Гернет была потомственной, в четвертом поколении, одесситкой, и на лету подхватывала любую шутку. Она очень любила детей, как никто понимала их и прекрасно знала, чем их увлечь и порадовать. И наконец, держась очень скромно в тени, она уверенно управляла этой, казалось бы, стихийной вольницей блестящих талантов, собиравшихся в редакции, подталкивая шутками, остроумными репликами их творчество в нужном для журнала и его маленьких читателей направлении. В немалой степени именно ей принадлежит заслуга создания в редакции той легендарной атмосферы.

Хозяйка она была строгая. Когда от Хармса срочно требовались стихи для подписей к рисункам, она запирала его в комнатке и не выпускала, пока он не выдавал то, что нужно. И в то же время среди дня она вдруг говорила: «Ну, отдохнем! Музыкальный антракт». И начинались песни. Обычно Даниил Хармс, Эстер Паперная и она — это была у них, как говорила Эстер, «песенная платформа», — пели старинные, солдатские, матросские песни, шуточные. Эстер Соломоновна рассказывала мне, что очень многим песням их научил именно Даниил Иванович.

В круг близких друзей Нины Гернет входили, прежде всего, ее подруга Ксения Шнейдер (1900—1971) с дочерью Галей (потом писательница-музыковед Галина Левашева, 1924—1989), Лев Васильевич и Всеволод Васильевич Успенские, Эстер Паперная и — Даниил Хармс. Приходить к нам в дом он стал позже других, — когда мы переехали в мансарду на Петроградской стороне. Перед окнами была крыша, на которую чрезвычайно удобно было вылезать летом и беседовать на свежем воздухе, вдали от ушей соседей.

Но первые мои встречи с Хармсом относятся к более раннему времени, еще дошкольным моим годам, когда в Доме писателя проводились детские утренники, и перед детьми выступали писатели и поэты.

Один из них — тогда я, конечно, не запомнил, но потом мне сказали, что это точно был Хармс, — сказал: «Я очень люблю немецкий язык, поэтому прочту вам стихи по-немецки. Но вы — умные дети и, надеюсь, поймете». И начал читать Чуковского: Жила-была мышка Мауси. И вдруг увидала Котауси.

Для детей тогда все эти «глазауси» и «зубауси» звучали достаточно по-иностранному, а в то же время почему-то было понятно. Конечно, дети были страшно горды, что они такие умные, и можно было дома похвастать: «Знаешь, мама, нам читали стихи по-немецки, а я все понял!». Такой розыгрыш — вполне в хармсовском духе — поднимает у детей самоуважение, укрепляет веру в себя, — а это для них очень важно.

Хармс совершенно серьезно поблагодарил, воткнул эти чудовищные инструменты в какой-то из нагрудных карманов (как ни глубок был карман, те все равно торчали) и походил так минут двадцать. Потом сказал:

— Извините, Нина Владимировна, но я буду с ними ходить только к вам и к Ксении Николаевне, потому что вы их уже знаете. А другие могут подумать, что я людоед!

И действительно, пару раз он приходил с этими ножом и вилкой в кармане.

Со временем от этого набора сохранилось в доме только два ножа, которые так и называются «хармсовскими».

Галя дрожала (ведь Хармс!), но исполнила. Даниил Иванович, как всегда, не смеялся и сидел с мрачным, сугубо мрачным видом. Галя кончила, совсем убитая (не понравилось!), Хармс выдержал большую-большую паузу, потом произнес:

— Боже, как разнообразен Маршак!

В коммунальной квартире, где мы жили, наши комнаты были последними в конце длинного коридора. Для какой-то игры — в самолет, что ли, — я натянул вдоль коридора, как можно выше, крепкую нитку. Пришел Хармс, увидел нитку и тут же обыграл ее, сказав: «Я — троллейбус», зацепился ухом за нитку и так «проехал» по коридору до самой маминой комнаты. И потом, пока висела эта нитка, он и еще Всеволод Успенский (только им двоим она была по росту и к тому же по вкусу), приходя к нам, цепляли нитку ухом и ехали «троллейбусами» по коридору. Они и сами играли с удовольствием!

Как создаются мифы. Этот рассказ я записал на пленку для одного очень уважаемого мною хармсоведа. А через несколько лет с удивлением прочитал в его книге, что нитка стала наклонной, и бедному Хармсу пришлось нагибаться все ниже и ниже и войти в комнату вообще на четвереньках! Потом были извинения: «Редакторам показалось так интереснее, а я не проследил», — но книга-то уже вышла, и миф пошел гулять по свету.

Нина Владимировна этого бы не допустила. При съемках фильма «Пропал дракон» режиссеры так много изменили и насочинили отсебятины, что совершенно был искажен авторский замысел, погублена сама идея сценария. Несмотря на все требования, снято было все-таки не по авторскому, а по режиссерскому сценарию. Тогда Нина Владимировна настояла, чтобы было изменено название фильма и сняты имена авторов с титров: «Это не мое, и моего имени здесь быть не должно!».

Напротив, когда имя Хармса было опущено в списке авторов подписей под рисунками «Рассказов в картинках» Н.Э. Радлова, Нина Гернет разразилась потоком гневных писем во все инстанции — издательство, главк, Союз писателей, «Литературную газету». Имя Хармса было восстановлено во всех последующих изданиях и в переводах на другие языки. Копии переписки подобного рода она сохраняла в папке с многозначительным заголовком: «Вот я вас!».

Хармс и сам создавал о себе мифы. Так, он говорил, что когда совершенно пьян, то не может произнести слово «фанданго», и получается «фангнада».

В «Чиже» было принято проверять материал, идущий в номер, на живых детях — в детском саду, школе, лагере, — чтобы посмотреть, как они реагируют на стихи, рисунки, что им интересно, что не очень. Ничего подобного, кажется, нигде больше не было; зато и журнала, подобного «Чижу», тоже не было. И вот на таком выезде — участвовали Хармс, Эстер Паперная и художник Борис Семенов — Хармс выходит к детям и спрашивает:

— Дети, а вы знаете, кто такая фанг-фан-гнада?

— Нет, не знаем! Не знаем!

— Ну, и я тоже не знаю, — спокойно сказал Даниил Иванович и стал читать стихи про хорька. Это он просто мимоходом разыграл своих товарищей.

На каком-то заседании, когда уже тошно стало от скуки, по рукам пошла записка на листке из крошечной записной книжки Хармса: «Фангнада просится наружу. Предупредил Хармс».

Об этой книжечке упоминали многие; там он записывал всякое, вроде: «Не будем ставить дошкольника носом во главу угла» или «Я отнес этот требник «Красная Шапочка» в столярную мастерскую, но и там ничего не поняли».

Несколько таких листочков с записками Хармса сохранилось и в архиве Нины Гернет. И еще клочок бумаги побольше, с черновиком стихотворения «Молодец-испечец», написанного для мистификации редакции «Чижа», которую они с Ниной Гернет устроили вместе: она написала нарочито глупое письмо, а он сочинил к нему нарочито бездарные стихи. Об этом Нина Владимировна рассказывала на вечере памяти Хармса в Москве в 1976 году, и текст этого выступления, восстановленный по ее заметкам, напечатан в журнале «Нева» № 2 за 1988 год. Там же рассказано, как они с Хармсом в Петергофе (там было тогда что-то вроде Дома творчества) сочинили вдвоем целый номер «Чижа» — полностью пародийный.

Стихотворение Хармса «Из дома вышел человек», столь известное сейчас, появилось в первый раз в «Чиже» № 3 за 1937 год и принесло, как пишет Гернет, «детям много радости, а автору (и редакции) — большие неприятности».

Слова «И с той поры исчез» попались на глаза кому-то из начальства и вызвали его благородное негодование: «В советской стране человек исчезнуть не может!» (это в 1937-м!), и не только «нам долго нельзя было печатать стихов, написанных Д.И. Хармсом» (Гернет), но и редакция «Чижа» была разогнана, и сама Н.В. Гернет была снята с заведования (об этом она умолчала).

Потом эти стихи были напечатаны в книге «Даниил Хармс. Что это было?» («Малыш», 1967), с открыто названными фамилиями авторов. В сравнительно недавние годы эти стихи как классические были включены в школьный учебник тиражом 4 миллиона экземпляров; Никитины положили их на музыку. А Гернет использовала их в своей последней большой пьесе «Принтипрам» — спектакле для детей по стихам Хармса.

Но — почему Хармс? Ведь она уже была признанным классиком кукольной драматургии с мировым именем, сочиняла пьесы на темы народных сказок — русских, европейских, восточных. И вдруг Хармс — это же совсем другой стиль!

Первую постановку «Принтипрама» еще при жизни писательницы осуществил Московский областной театр кукол. В письме завлиту этого театра Б.П. Голдовскому она как раз отвечает на этот вопрос.

«Почему мне было нужно и важно написать о Хармсе? Да потому, что он великолепный детский поэт, по-моему, стоит рядом с Маршаком и Чуковским. Между тем, по моему мнению, Хармс незаслуженно мало переиздается, и сегодняшние дети меньше знакомы с ним, чем со многими гораздо менее ценными поэтами. Этим мы обкрадываем детей, и я своим долгом считала подарить им Хармса. Многие ведь совсем не знают его!

Почему это необходимо — дать детям Хармса? Прежде всего — за его удивительные стихи. Они звенят металлом, предельно музыкальны, образны, а главное — поэтичны (далеко не во всех написанных для детей стихах есть поэзия, много просто рифмованной прозы) и запоминаются мгновенно и надолго, что тоже есть свойство талантливой поэзии.

Но Хармс при этом еще — поэт особенный, его не сравнишь ни с каким другим (разве что есть некоторое родство между ним и Козьмой Прутковым). Он обладает особенно тонким, оригинальным, озорным чувством юмора и глубоким, безошибочным знанием детской психологии, а к этому еще — любовью к родному языку, которым он владеет безукоризненно.

Всему этому — и чувству юмора, и любви к слову, к народной речи — он учит своих (в нашем случае) зрителей. В книге Хармса «Что это было?» обратите внимание на цитату из статьи А. Бармина: «Для развития грамматических представлений ребенка одно стихотворение Хармса может дать больше, чем несколько сухих уроков».

Вместе с детьми Хармс смеется над глупостью, трусостью, жадностью, и желая вызвать в своих зрителях те или иные чувства, — попадает в цель безошибочно. Он понимает своего читателя, и тот отвечает ему беззаветным доверием. Восхищается изобретательностью Умной Маши, не верит хвастовству Таксика, радуется выдумке «лечения» кошки — и все время находится под обаянием удивительной, звонкой, веселой поэзии, которую он унесет с собой, уйдя из театра. А если еще прибавить известную всем истину, что в кукольном театре ребенок впервые соприкасается с искусством, — то встреча его с искусством Хармса — счастливая встреча.

Хармс играет словами, как мячиком, и дети с беззаветной радостью играют с ним, и в игре этой рождается любовь и интерес к родному языку. Но не только этим ценны озорные стихи Хармса. Дети обожают всякие перевертыши, небылицы, словесные игры — это всем известно. А почему? Потому что они уже хорошо знают, что собаки не летают, как ястребы, что в забор провалиться нельзя и т. д. То, что они-то знают, а вот эти, на сцене, не знают, — повышает уважение детей к себе и своим знаниям, которыми они гордятся. Во «Вруне» они смеются и над выдумками Вруна, и над наивностью его опровергателей. Вместе с этим растет их уважение к знаниям вообще — как хорошо все знать правильно! А если к этому прибавить еще ту радость, которую дают эти игры, необыкновенные хармсовские ситуации, выдумки (в которых всегда незаметно, без всякой дидактики, живет педагогическое зерно), — воспитательное значение его поэзии трудно переоценить. Воспитание средствами игры и радости — ведь это прекрасно!»

Вот такая глубина понимания детской души роднит детскую поэзию Хармса с творчеством самой Нины Гернет.

Источник

ТЕСТ по теме «Из детских журналов» с ответами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕСТ по теме «Из детских журналов»

1.Как расшифровывается название журнала «Ёж»?

1) ежедневный журнал

2) ежемесячный журнал

3) единственный журнал

2.Какое стихотворение Д. Хармс и С. Михалков написали вместе?

4) «Весёлый старичок»

3.Кто автор стихотворения «Учёный Петя»?

4. Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

1) чрезвычайно интересная жизнь

2) честный интересный журнал

3) честный искренний журнал

4) чрезвычайно интересный журнал

1.Найди правильное значение слова кочерёжка.

1.Кто автор стихотворений «Иван Иваныч Самовар», «Очень-очень вкусный пирог», «Весёлые чижи»?

Дерево смотри в плодах, а …

1) … человека – в учёбе.

2) … человека – в богатстве.

3) … человека – в красоте.

4) … человека – в делах.

ТЕСТ по теме «Из детских журналов»

1.Какой из этих журналов не издавался?

4) «Весёлые картинки»

2.Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

1) чрезвычайно интересная жизнь

2) честный интересный журнал

3) честный искренний журнал

4) чрезвычайно интересный журнал

3.Какое стихотворение Н. Гернет и Д. Хармс написали вместе?

1) «Очень-очень вкусный пирог»

4.Кто автор стихотворения «Чудаки»?

1) двухколёсная повозка

2) трёхколёсная повозка

3) четырёхколёсная телега

2.Д. Хармс подписывался и другим псевдонимом. Прочитай, найди лишнее.

3) писатель Колпаков

4) Карл Иванович Шустерлинг

1.Кто автор цикла стихотворений «Детки в клетке»?

ТЕСТ по теме «Из детских журналов»

1.Какой из этих журналов не является детским?

2.Как расшифровывается название журнала «Ёж»?

1) ежедневный журнал

2) ежемесячный журнал

3) единственный журнал

3.Какое стихотворение Д. Хармс и С. Михалков написали вместе?

4) «Весёлый старичок»

4.Кто автор стихотворения «Учёный Петя»?

1.Найди правильное значение слова кочерёжка.

2.Как звучит настоящее имя Д. Хармса?

1.Кто автор стихотворений «Иван Иваныч Самовар», «Очень-очень вкусный пирог», «Весёлые чижи»?

Дерево смотри в плодах, а …

1) … человека – в учёбе.

2) … человека – в богатстве.

3) … человека – в красоте.

4) … человека – в делах.

1.Какой из этих журналов не издавался?

4) «Весёлые картинки»

2.Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

1) чрезвычайно интересная жизнь

2) честный интересный журнал

3) честный искренний журнал

4) чрезвычайно интересный журнал

3.Какое стихотворение Н. Гернет и Д. Хармс написали вместе?

1) «Очень-очень вкусный пирог»

4.Кто автор стихотворения «Чудаки»?

1) двухколёсная повозка

2) трёхколёсная повозка

3) четырёхколёсная телега

2.Д. Хармс подписывался и другим псевдонимом. Прочитай, найди лишнее.

3) писатель Колпаков

4) Карл Иванович Шустерлинг

1.Кто автор цикла стихотворений «Детки в клетке»?

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

Номер материала: ДБ-1236220

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какое стихотворение написали гернет и хармс вместе

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *