Утопия это что простыми словами

Значение слова «утопия»

Утопия это что простыми словами

1. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. || Произведение, рисующее картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества.

2. Неосуществимая мечта; вымысел, фантазия. — Задание в сто восемьдесят тысяч кубометром — это… — лысый подбирал слово, — утопия! Н. Островский, Как закалялась сталь.

[По названию вымышленной страны Утопия с идеальным общественным строем в одноименном романе английского писателя 15—16 вв. Томаса Мора]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427—347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

УТО’ПИЯ, и, ж. [от греч. u — не и topos — место]. 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием «Путешествие в землю Офирскую». [От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15—16 вв.).]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

уто́пия

1. жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества ◆ Наконец, в эту сатиру проник существенный сюжетный элемент, благодаря сочетанию её с жанром фантастических путешествий в утопические страны (утопия искони тяготела к народно-праздничным формам) и с пародиями на спуски в преисподнюю и подъЕмы на небо. М. М. Бахтин, «Сатира», 1945–1950 г. (цитата из НКРЯ)

2. красивая, но несбыточная мечта ◆ Дело в том, что «сюрпризы» на эстраде — вещь неизбежная, оберечься от них — такая же утопия, как оберечься на улице от ветра. Григорий Коган, «Работа пианиста», 1963 г. (цитата из НКРЯ)

Уто́пия

1. фант. «идеальная страна», описанная в одноименной книге Томаса Мора ◆ Сюда же принадлежал Фома Мор, автор знаменитой Утопии, в которой он излагал идеальное понятие об государстве, друг Эразма и всех европейских гуманистов, навлекший на себя прежде справедливое обвинение — он был канцлером после Вольсея — в жестоком гонении протестантизма. Т. Н. Грановский, «Лекции Т. Н. Грановского по истории позднего средневековья», 1849–1850 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Утопия это что простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова магометанин (существительное):

Источник

Что такое утопия: понятие, примеры, признаки утопии

Утопия это что простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

Слово «утопия» обычно употребляется, чтобы показать, что некие предположения или прогнозы звучат слишком красиво, но при этом абсолютно несбыточны. Примерный смысл данного термина очевиден каждому. При этом далеко не все понимают, что такое утопия на самом деле, сколько философских теорий стоит за данным понятием и как сильно различные утопические идеи повлияли на историю человечества. Сегодня мы восполним данный пробел, подробно ответив на эти и другие вопросы.

Что такое утопия?

Утопия – это вымышленное место с идеальными условиями для жизни и всеобщего счастья. В литературе этим термином называют жанр произведений, описывающих всевозможные утопические миры. Практически все такие произведения являются фантастическими и описывают либо отдаленное будущее, либо альтернативную реальность, либо никогда не существовавшее прошлое.

Существует две популярные версии о происхождении данного термина. Согласно первой, он образован от греческих слов οὐ (нет) и τόπος (место), поэтому его можно перевести как «несуществующее место». По другой версии в качестве первого слова выступает εὖ, что переводится как «благо». Соответственно, подразумевается «благое место».

Автором термина принято считать английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Он имел прекрасное образование, поскольку практически всю юность и молодость учился у лучших юристов, философов и гуманистов Королевства. Вооружившись таким редким сочетанием знаний и навыков, он разработал концепцию идеального государства, которую описал в своей знаменитой книге «Утопия», опубликованной в 1516 году.

Изначально у Мора Утопией назывался вымышленный остров, на котором располагалось идеальное государство. В дальнейшем слово стало нарицательным, и им стали обозначать подобные вымышленные миры с идеальными условиями для жизни, а также литературный жанр, описывающий эти миры.

Сегодня данный термин часто применяют в отношении любых несбыточных фантазий. К примеру, если человек начинает мечтать о будущем и описывает слишком красивые планы, говорят, что это утопия и ему следует рассуждать более приземленно. Если политик рассказывает о будущем и рассыпается в прекрасных обещаниях, о нём также говорят, что он произносит утопическую речь. В данном контексте слово «утопический» приобретает отрицательный оттенок и подразумевает, что данный политик – популист.

Признаки утопии

Практически все произведения, описывающие утопические миры, обладают рядом характерных особенностей:

Это типичные признаки, свойственные большинству утопий. Следует учитывать, что в разные времена представления об утопических мирах менялись, отражая социальные, экономические и политические проблемы, актуальные для того периода.

Примеры утопии

Сравнивая утопические произведения, написанные в разное время, несложно заметить, как на мысли автора влияет специфика его эпохи. Рассмотрим несколько показательных примеров.

1. «Государство» Платона (370 год до н. э.)

Это произведение написано в виде диалога. Рассказчик беседует с разными персонажами, и это общение позволяет понять общую картину мира. Произведение описывает мир, в котором обязанности четко разделены между тремя сословиями:

В «Государстве» Платона нет частной собственности. Все блага являются общими. Общими являются также жёны и дети.

2. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602)

Данное произведение итальянский философ Томмазо Кампанелла написал, пребывая в тюремном заключении. В его идеальном мире не существует безработицы. Все люди обязаны трудиться, при этом каждый занимается тем делом, для которого имеет талант, а продолжительность рабочего дня составляет 4 часа. Помимо этого все люди обязаны заниматься саморазвитием.

Кампанелла, как и Платон, отрицает институт брака. В его понимании люди не должны связывать себя какими-либо узами, ограничивая свою свободу. Влюблённые могут создавать союзы при условии взаимного согласия. При этом существует некая правящая верхушка, подбирающая каждому человеку «рекомендуемого» партнера, с которым можно рожать детей. Во главе государства стоит философ-первосвященник.

3. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова (1956)

В данном произведении описан идеальный коммунизм. Все люди дружелюбны, имеют отличное образование, не тяготятся к богатству и излишествам, обладают крепким здоровьем и живут в среднем до 170 лет. Материальных ресурсов хватает для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь всему населению, поскольку промышленность полностью автоматизирована. При этом у всех граждан планеты одинаковое право голоса, которым они могут воспользоваться, принимая участие в голосованиях по поводу дальнейшего развития планеты и общества.

Утопия и утопизм

Как мы уже выяснили выше, утопия – это идеальное место, которое не существует и не может существовать в действительности. В таком месте общество живёт по идеальным законам, все люди счастливы, здоровы и умны, отсутствуют любые формы неравенства и эксплуатации. Разумеется, такое общество существовать не может, поскольку нельзя полностью исключить наличие у отдельных индивидуумов стремления к насилию и девиантному поведению. Поэтому утопическая реальность рассматривается исключительно как теоретическая идея – красивая мечта, не осуществимая в действительности.

Утопизм – это более радикальное мировоззрение, подразумевающее реальную веру в то, что идеальное общество может быть создано. Утописты позиционируют утопию как цель, пропагандируют её и призывают к определенным действиям. Если какая-то утопическая идея позиционируется как светлое будущее, которое вот-вот будет построено, это и есть утопизм. Наиболее известным примером в истории является, конечно же, учение Карла Маркса, которое изначально разрабатывалось с расчетом на воплощение в реальной жизни.

Концепция утопии Томаса Мора

У Томаса Мора «Утопия» – это название острова, на котором существует то самое идеальное государство с наилучшим устройством. Автор не объясняет название, но считается, что оно переводится как «Нигде» или «Несуществующее место». Вымышленный остров он противопоставляет Англии того времени, когда нормой считалось согнать людей с обжитых ими земель, чтобы расширить пастбища для скота.

У гуманиста Мора это обстоятельство вызывало негодование, поэтому первая часть книги строится на критике английских порядков, воинственности королевства и низкой цены человеческой жизни. Во второй части он переходит к описанию Утопии – фантастического острова, на котором построено идеальное государство. В нём существует всего 54 города, в каждом городе живёт 6000 «семей», а в каждой семье присутствует от 10 до 16 взрослых людей. Все обязаны работать, но продолжительность рабочего дня составляет всего 6 часов.

Типичный рабочий день в 16 веке длился 12-16 часов, поэтому 6 часов было недостижимой мечтой для работяги того времени.

Каждый человек в Утопии работает по своему призванию. Это позволяет ему быть максимально эффективным, занимаясь любимым делом. Также на острове предусмотрено что-то вроде трудовой повинности, похожей на обязательную службу в армии. Каждый горожанин должен отработать в деревенской семье 2 года.

Управлением занимаются только люди с очень высоким уровнем интеллекта и образования. Самые умные и мудрые люди работают в сенате, который возглавляет князь (адем). Князя выбирает сенат, после чего тот правит пожизненно, но за деспотизм может быть лишен своего титула.

Из самых интересных особенностей Утопии можно назвать отсутствие частной собственности и очень простое законодательство, обусловленное низким уровнем преступности. У острова сильная армия, которая нужна ей только для обороны. На острове хорошо относятся ко всем религиям, но каждый должен во что-то верить, поскольку атеизм запрещён.

Утопический социализм

Карл Маркс проводил отчётливую границу между утопическим и научным социализмом. В дальнейшем концепция коммунизма формировалась именно на основании научного социализма, поскольку Маркс не рассматривал утопическую составляющую как нечто, что возможно воплотить в жизнь. Вместе с Фридрихом Энгельсом он критиковал западный идеализм, выдвигая следующие претензии:

Понятие «утопический социализм» ввёл Томас Мор. В дальнейшем его развивал Фридрих Энгельс, а позже – Карл Каутский. Интересно, что Каутский считается одним из главных создателей концепции коммунизма наряду с Марксом и Энгельсом, но его фамилия упоминается гораздо реже.

Чем утопия отличается от антиутопии

Антиутопия (англ. Dystopia) – это полная противоположность утопии. Этим термином обозначают общество, пришедшее в упадок в результате техногенной катастрофы, пандемии, катаклизма или попыток построить утопию. Также антиутопия – это жанр литературы и кино, в котором описываются соответствующие ситуации.

Термин dystopia появился в литературе с подачи Гленн Негли и Макса Патрика, использовавших его в своей совместной работе «В поисках утопии», которую они опубликовали в 1952 году. Интересно, что термин «антиутопист» (англ. Dystopian) появился почти на столетие раньше. В 1868 году его использовал британский философ Джон Милль.

Антиутопия рассматривает неудачные сценарии развития общества, используя вполне реальные тенденции. К примеру, когда несколько десятилетий назад наметился резкий рост влияния международных корпораций, приобрели популярность произведения (а позже и фильмы), описывающие, как корпорации захватили мир и перекраивают его на свой лад. Обычно антиутопии отражают актуальные страхи и опасения характерные для конкретной эпохи.

В качестве ярких примеров жанра можно назвать «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Машину времени» Герберта Уэллса, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Поклонникам отечественной литературы рекомендуется почитать «Землю» Валерия Брюсова, «Мы» Евгения Замятина и «Котлован» Андрея Платонова. Конечно же, нельзя пропустить «Обитаемый остров» Стругацких и «Час быка» Ивана Ефремова.

Заключение

Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем. При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации.

Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития. Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.

Источник

Утопия

(от греч. u – нет и topos – место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т. е. благословенная страна)

изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от названия книги Т. Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества У. как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения У. приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в 17–18 вв. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины 19 в. У. всё больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей.

У. разнообразны по социальному содержанию и литературной форме – это различные течения утопического социализма (См. Утопический социализм), а также рабовладельческая утопия Платона и Ксенофонта; феодально-теократическая У. Иоахима Флорского, «Христианополис» (1619) И. В. Андре и др.; буржуазная и мелкобуржуазная У. – «Республика Океания» (1656) Дж. Гаррингтона, «Взгляд назад» (1888) Э. Беллами, «Фрейландия» (1890) Т. Герцки, а также многочисленные технократические, анархические и др. У. Многие утопические сочинения предлагали решение отдельных проблем: трактаты о «вечном мире» (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Ш. Сен-Пьер, И. Кант, И. Бентам и др.), педагогические У. (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.), научно-технические (Ф. Бэкон).

У. ярко представлена также в истории общественной мысли древнего и средневекового Китая (утопические сочинения Мо-цзы, Лао-цзы, Шан Яна и др.), народов Ближнего и Среднего Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Низами и др.), в литературе России 18–20 вв. – «Путешествие в землю Офирскую» (1786) М. М. Щербатова, сочинения декабристов и революционных демократов, романы А. А. Богданова и др.

По мере развития общественных наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значительной мере утрачивает свою познавательную и прогностическую роль.

Эта тенденция проявилась в широком распространении т. н. антиутопии, назначение которой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный приём, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, например в творчестве Свифта, Вольтера, С. Батлера, он стал ведущим в жанре У. лишь в 20 в. Наиболее известными сочинениями такого рода являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» О. Хаксли и «1984 год» Дж. Оруэлла, в которых воплотились не только враждебность к социализму, но и смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технического прогресса, стремление отстоять буржуазный индивидуализм от рационализированной технократической цивилизации. Одновременно в ряде антиутопий проявляются законная тревога за судьбу личности в «массовом обществе (См. Массовое общество)» протест против манипуляции сознанием и поведением личности в условиях государственно-монополистического капитализма.

В 60–70-е гг. 20 в., в связи с глубоким идейным кризисом буржуазного сознания, У. привлекает к себе возрастающее внимание общественных деятелей, идеологов и социологов на капиталистическом Западе. С одной стороны, раздаются призывы создать привлекательную для широких масс либерально-демократическую У. в качестве альтернативы марксизму, научному коммунизму с прямой целью идеализировать государственно-монополистический капитализм или морально обосновать программу его обновления посредством «реформации сверху», противопоставляемой социалистической революции (Ф. Хайек, Ф. Л. Полак, У. Мур). С др. стороны, многие мелкобуржуазные радикалы, идеологи движения «новых левых», не видя практических путей к достижению социальной справедливости, намеренно становятся на позиции воинствующего утопизма (Ч. Р. Миллс, Г. Маркузе, П. Гудмен, А. Турен, Х. М. Энценсбергер и др.). Для современной буржуазной У. характерно переплетение утопических и антиутопических тенденций, которое выражается в том, что провозглашаемый в ней социальный идеал, как правило, оказывается отталкивающим для широких масс населения, ибо сопровождается отказом от традиционных гуманистических и демократических ценностей («Второй Уолден» Б. Ф. Скиннера)

Марксистская социология рассматривает У. как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности; однако в прошлом У. выполняла важные идеологические, воспитательные и познавательные функции в жизни общества и некоторые из них сохраняет. В соответствии с этим значение У. определяется её классовым содержанием и социальным назначением. У. является выражением интересов определенных классов и социальных слоев, как правило, не находящихся у власти (см. В. И. Ленин, Две утопии, в кн.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 117–21). У. также имеет много общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой – по литературной форме, с научной фантастикой – по познавательной функции. Вместе с тем У. обладает целым рядом особенностей: в первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества однократным применением какой-либо универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого социального зла. Для У. поэтому характерны антиисторизм, намеренный отрыв от реальности, обычно нигилистическое отношение к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу «всё должно быть наоборот», склонность к формализму, пренебрежение к переходу от реального к идеальному, идеалистическое понимание истории, обнаруживающее себя в преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку со стороны выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т.п. Антиутопия, разделяя органические недостатки утопического сознания, вместе с тем является её своеобразным антиподом в том смысле, что представляет собой отречение от передового социального идеала и призывает к примирению с существующим строем во избежание худшего будущего.

В истории общества и общественной мысли У. нередко служила формой выражения революционной идеологии угнетённых масс, как это было во время восстания Аристоника в Пергаме (2 в. до н. э.), «жёлтых повязок» в Китае (конец 2 – начало 3 вв. н. э.), в ходе крестьянских войн в эпоху феодализма, в период буржуазно-демократических революций. Авторами многих утопических произведений были видные общественные и политические деятели; многие руководители амер. и франц. буржуазных революций испытали серьёзное влияние утопических идей: первые – Гаррингтона, а вторые – Руссо и др. Предпринимались даже попытки осуществить некоторые утопические проекты, например колонии последователей Э. Кабе (Икария) в Сев. Америке и др., хотя они и оказались недолговечными. Многие основные принципы освободительного движения трудящихся, нравственные и законодательные нормы, системы педагогики и образования были впервые сформулированы в У. Великие утописты, как отмечал Ленин, «. гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно. » (там же, т. 6, с. 26).

Хотя возникновение научного социализма подорвало социальное значение У., лишило её многих прежних функций, У. вообще, в отличие от утопического социализма, не утратила своей роли в качестве специфического жанра литературы. Положительное значение У. в современную эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет предвосхищать вероятное отдалённое будущее, которое на данном уровне познания не может быть научно предсказано в конкретных деталях; она может также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности и др. нежелательных тенденций в обществе. Эти формы У. стимулировали развитие в социологии метода нормативного прогнозирования (См. Прогнозирование) и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий. См. также статьи Научная фантастика, Фантастика.

Лит.: Кирхенгейм А., Вечная утопия, [пер. с нем.], СПБ, 1902; Сорель Ж., Размышления о насилии, [пер, с франц.], М., 1907; Свентоховский А., История утопии, [пер. с польск.], М., 1910; Мортон А. Л., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Агости Э., Возрожденный Тантал, пер. с псп., М., 1969; Баталов Э. Я., Философия бунта, М., 1973; Wells Н. G., A modern Utopia, L., 1909; его же, Experiment to autobiography, v. 1–2, L., 1934; Mannheim K., Ideology and Utopia, L., 1936; Mueller W. D., Geschichte der Utopia-Romane der Weltliteratur, Bochum, 1938; Dupont V., L’Utopie et ie roman utopique dans la litterature anglaise, Toulouse – P., 1941; Parrington V. L., American dreams; a study of American Utopias, [Providence], 1947; Buber М., Paths in Utopia, L., 1949; Berneri М. L., Journey through Utopia, L., 1950; Ruyer R., L’Utopie et les utopies. P., 1950; Berdiaev N. A., Royaume de l’esprit et royaume de Cesar, Nchat. – P., 1951; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955; Duveau G., Sociologie de l’Utopie et autres essais. P., 1961; P olak F., The image of the future, Leyden – N. Y., 1961; Mumford L., Story of Utopias, N. Y., 1962; Walsh Ch., From Utopia to Nightmare, N. Y., 1962; Bogusiaw R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Utopias and Utopian thought, Boston, 1966; Hillegas М. R., The future as nightmare, N. Y., 1967; Servier J., Histoire de l’utopie, P., 1967; Utopia, ed. G. Kateb, N. Y., 1971; Lapouge G., Utopie et civilisations, 1973.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *