Услуга с2с что это такое
Что такое С2C
Что такое Consumer to Consumer
Существует несколько направлений электронной коммерции, и одно из них – C2C. В переводе с английского языка С2С означает Consumer to Consumer («потребитель для другого потребителя»). По сути, речь идет о коммерческих транзакциях между потребителями. Несмотря на то, что в данной схеме есть и покупатель, и продавец, в юридическом смысле слова они не являются предпринимателями.
Как правило, в коммерческих взаимоотношениях C2C обязательно участвует третья сторона. Это посредник, который организует хорошую торговую площадку вроде интернет-аукциона или сайта объявлений купли/продажи. В определенных ситуациях посредник может выступать гарантом или непосредственным исполнителем проведения платежа. Гарантом получения товара он не является, однако может повлиять на разрешение спорных ситуаций. В продвижении товара посредник также не участвует – этим занимается продавец. Среди основных особенностей схемы C2C можно выделить сравнительно низкую стоимость товара и низкие издержки на проведение транзакций. Из отрицательных сторон – высокая вероятность мошенничества. Чтобы бороться с ним, многие площадки C2C вводят специальную систему репутации.
Кстати, к категории Consumer to Consumer можно смело отнести кооперативную торговлю. Даже несмотря на то, что обмен между членами кооператива нельзя считать торговлей в прямом виде.
Преимущества C2C сайтов.
Пожалуй, самым ярким представителем семейства сайтов C2C является американский аукцион, который знают во всем мире. Его имя eBay. Прямо на сайте ebay.com продавцы и покупатели могут найти друг друга, произвести торги, совершить обоюдовыгодные сделки. За использование своей «территории» руководство ebay.com берет с продавцов небольшую комиссию.
Любой пользователь Интернета может элементарно стать покупателем или продавцом на eBay. Между тем, сама по себе разработка сайтов по типу C2C достаточно сложная. Помимо стандартных функций, которые выполняют другие ресурсы, сайт C2C должен обеспечить высочайшую безопасность при заключении сделки, помочь с разрешением спора или отзывом сделки.
Возможности C2C сайтов не ограничиваются куплей-продажей товара. У потребителей появляется множество других прекрасных возможностей. Например, искать работу или сотрудников, покупать или арендовать жилье, искать покупателей либо арендаторов недвижимости.
Требования к С2С сайтам.
Разработка принадлежащих к C2C сайтов направлена на создание проектов, соответствующих таким требованиям:
Вообще, разработка сайтов C2C всегда начинается с анализа потребностей ЦА. После этого составляется техническое задание, разрабатывается дизайн-макет, происходит верстка шаблона. Квалифицированные специалисты разрабатывают функционал, размещают его на хостинге, делают финальное тестирование. Созданные на профессиональном уровне C2C сайты эффективно выполняют поставленные перед ними задачи, удовлетворяют потребности нужной аудитории, обеспечивают нужные требования безопасности, приносят стабильную прибыль. Вот почему профессиональное создание сайтов Consumer To Consumer – это всегда ключ к успеху.
Что такое B2B, B2C, C2C?
В мировой экономике и бизнесе существует взаимодействие между их субъектами. В бизнесе присходит взаимодействие производителя или продавца товаров или услуг и его клиентов. Есть другие модели.
Что такое B2B, примеры
От англ. «business to business». Бизнес для бизнеса. Эта бизнес-модель – форма взаимодействия двух организаций. Не работает на потребителей. Одна организация создаёт, продает, сдает в аренду или лизинг материальные объекты другой организации. Вторая — продаёт, перерабатывает с помощью первой компании. Но главная цель этого — получения прибыли.
Примеры:
Крупные и известные компании в сфере B2B: IBM, Oracle, Intel, General Electric, Роснефть.
От англ. «business to consumer». Бизнес для потребителя. Основа такой формы – взаимоотношения между организацией и частными лицами. B2C продают товары или услуги, которые предназначаются непосредственно для потребителей, использующие их в своих личных целях.
Примеры:
Крупные и известные компании в сфере B2C: Dell, Ikea, Inditex, Wal-Mart, Starbucks.
От англ. «consumer-to-consumer». Потребитель для потребителя. Обозначает схему электронной торговли конечного потребителя с конечным потребителем.
В этом процессе участвует третья сторона – торговая площадка, на которой происходит эта продажа.
Примеры:
Крупные и известные площадки: Ebay, Craigslist, Gumtree, Avito.
Продажи С2С: секреты правильной организации
Из этого материала вы узнаете:
Про продажи C2C говорят не так много, однако объем финансов в данном секторе исчисляется сотнями миллиардов рублей, а количество сделок переваливает 100 миллионов. И если раньше продажи между частными лицами совершались офлайн, то теперь подавляющее большинство сделок перешло в Интернет и осуществляется через различные площадки-посредники.
В связи с этим важно понимать правила организации таких продаж и возможные риски. В нашей статье мы расскажем, что такое С2С, чем такие сделки отличаются от торговли в других сферах и как их можно организовать частным лицам.
Понятие продаж С2С и их сравнение с другими моделям
Это аббревиатура термина сonsumer-to-consumer, что переводится как «потребитель для потребителя» и означает продажи между физическими лицами. Подобные примеры мы встречаем каждый день: сосед предложил вам купить ящик малины с дачного участка, кто-то продает домашние яйца или машину через Интернет, многие занимаются рукоделием под заказ и т. п.
В модели С2С стороны сделки часто меняются местами. Например, вчера вы искали детскую коляску, а сегодня собираетесь продать манеж, который вам больше не нужен. В данном сегменте рынка часто фигурирует третье лицо — держатель интернет-площадки, где каждый потребитель публикует объявления. Сегодня очень популярны сайты «Авито» и «Юла», где постоянно происходят продажи С2С.
Проведем сравнительный анализ 4 моделей, применяемых в торговле, по основным критериям и отразим его в таблице:
Сравнительный критерий
Вид взаимодействия
На развитие своего бизнеса
На удовлетворение частных потребностей
Для нужд страны и органов местного самоуправления
Как правило, довольно крупная
Небольшая, средний чек
Умеренная, часто ограниченная
Может быть огромной
Бывает очень крупным
Весомый, зачастую колоссальный
В рамках клиентской базы
Ограниченная (иногда одним заказчиком)
Реклама и маркетинг
Ориентирована на целевой заказ
Может охватывать сколько угодно потребителей
Направлена на безграничную аудиторию возможных покупателей
Только для госструктур и органов местного самоуправления
Как правило, продажи С2С вообще не похожи на настоящий бизнес. Скорее, это разовая прибыль от реализации того, что не используется или не пригодилось в собственном хозяйстве. Можно постоянно покупать по частным объявлениям, но стабильно зарабатывать на этом виде сбыта большие суммы не получится.
Как исключение — изделия ручной работы (хендмейд) на заказ или услуги мастеров (строительство, сантехника). В этом случае не нужно оформлять ИП, если не рассматривать такой доход как уклонение от налогов.
Примеры и функции продаж С2С
В сфере электронного бизнеса сonsumer-to-consumer люди активно продают друг другу как товары, так и данные о них. Или обмениваются продукцией (услугами).
Приведем примеры бизнес-связей C2C:
К сфере сonsumer-to-consumer еще относятся разные форумы, страницы в соцсетях. В роли маркетингового приема здесь очень популярно сарафанное радио (Word Of Mouth).
Продажи C2C работают не только в интернет-торговле, их применяют для бизнес-мероприятий и в качестве рекламных инструментов сами потребители.
Какие основные функции и технические возможности имеет ниша «си-ту-си»:
Плюсы и минусы продаж С2С
Организация С2С продаж
Еще раз повторим, что в этом виде бизнеса задействована третья сторона. Обычно это интернет-ресурс, где продавец взаимодействует с клиентом. Организация торговли в сфере сonsumer-to-consumer зависит от возможностей конкретного сайта и главной цели продавца.
Здесь очень важно правильно составить объявление для публикации его в интернет-сервисах «Юла», «Авито» или в социальных сетях. В нем нужно четко описать все плюсы своего товара, его параметры, а также указать, что вы владелец, а не представитель. Поскольку большинство вещей в сфере продаж С2С уже не новые (б/у), цель продавца – преподнести их в лучшем свете, то есть как максимально выгодный продукт.
К примеру, на «Авито» часто можно встретить тексты типа «Продаю ненужное авто. Было куплено для перевозки грузов в дачный дом и несколько лет стоит без дела. Хотел сдать в металлолом, потом решил попробовать продать». Конечно, эти объявления не будут мотивировать людей к покупке, они заставят покупателя сбить цену. Судите сами: если человеку не нужна гниющая машина, он безболезненно продаст ее за «три копейки» без особых колебаний.
Есть много способов повысить ценность предложения для клиента. В случае ношеной одежды можно сделать упор на качество («такой сейчас не купишь»), эксклюзивный фасон, бренд или большую скидку («Покупал за 10 000 рублей, пару раз надел и уступаю за 3 000»). Предложение старой электроники тоже можно строить на разном качестве изготовления и надежности товаров более ранней серии. А также на большом снижении цен и шансе получить хороший фирменный продукт по стоимости недорогой модели нынешнего производства.
Администрация подобных сервисов и групп в социальных сетях строго контролирует все тексты на соблюдение правила «в 1 объявлении предлагать только 1 товар». Поэтому не стоит игнорировать условия площадки, иначе попадете в список нарушителей, и ваш аккаунт будет заблокирован для публикаций.
За счет обилия торговых предложений размещаемое объявление быстро сдвигается все дальше от первой страницы, поэтому есть риск, что покупатель вообще его не прочитает. Зато ваш текст всегда можно поднять вверх списка поисковой выдачи товаров по запросу пользователя. И даже закрепить его на этом месте на 1 день или неделю. Но это платная услуга, которая разумна, если после первой публикации товар пользовался спросом либо его цена гораздо выше стоимости «закрепления» (например, продажа дома, транспортного средства и т. п.).
Это гораздо ближе к сути бизнеса в сегменте сonsumer-to-consumer. Будучи отличным мастером в части строительства, сантехники или изготовления, допустим, сувениров, можно неплохо зарабатывать на этих навыках. В данном случае стратегия продаж выглядит так:
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
После старта определите максимально продуктивные каналы и регулярно их «прокачивайте», меняя тексты объявлений и предлагая людям новые полезные услуги.
Проблемы продаж C2C и пути их решения
Есть факторы, которые, по мнению покупателей, мешают продвижению рынка. Это непредвиденное качество продуктов и их несоответствие представленному описанию. Продавцы считают, что основным препятствием является отказ клиентов от доставки.
В конечном счете все они общаются между собой на близком расстоянии, но продавцам труднее выйти за границы собственного региона. В итоге у сторон нет полного доверия друг к другу, и многие предпочитают сделки в одном городе с клиентом.
По информации юридического сайта «Правовед.ru», среднестатистический ущерб пострадавших от мошенников в соцсетях достигает около 15 000 рублей. Специалисты изучили ответы на 2300 вопросов, заданных юристам обманутыми покупателями. Вот данные таких опросов относительно предметов покупок:
Какую защиту от мошенников предлагают продажи С2С? Как обеспечить 100 % транзакцию? Чаще всего это оплата при доставке. Причем даже она не может гарантировать клиентам безопасность сделки. Наложенный платеж предполагает некую сумму, которая подлежит оплате получателем, забирающим заказ в отделении связи. Эти деньги уходят к отправителю товара посредством денежного перевода. Заказчик вправе отказаться забирать посылку, тогда она возвращается обратно в магазин.
И даже в этой схеме не все так однозначно. Иностранные торговые площадки давно задумались над тем, как доставлять товар клиентам надежно и с гарантией. Пионерами в решении проблемы стали зарубежные гиганты – EBay и по их примеру компания AliExpress.
Принцип защиты покупателей у них работает по следующей схеме: в момент оплаты сумму замораживает система платежей, пока заказчиком не будет подтверждена доставка. Если заказ не пришел или имеет место брак товара, маркетплейс вернет клиенту деньги при наличии доказательств инцидента. Обычно в этих магазинах есть комиссия по разрешению клиентских споров, куда и нужно обращаться покупателю.
В своем развитии онлайн-продажи C2C прошли нелегкий путь. Конечно, были и успехи, и провалы. Но несмотря на достижения электронной торговли за все время ее существования, есть ряд недоработок, которые необходимо устранить. Не зря же говорят, что нельзя решать задачи XXI столетия методами XIX. Поэтому коммерческим онлайн-площадкам необходимо обновлять свои методики согласно ситуации в их сфере бизнеса.
Сегодня электронная коммерция «потребитель-потребителю» движется вперед и улучшает результаты. И в скором времени веб-сайты сферы C2C, как новый развивающийся рынок, усовершенствуют специфику оплаты за товар, облегчив жизнь своим клиентам.
Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно
Для чего нужна технология C2C R Online MC?
Во всем мире безналичные платежи составляют около 90% от общего объема платежного оборота. В России удельный вес расчетов наличными средствами продолжает оставаться довольно высоким. Но в последнее время он, тем не менее, несколько снизился. Это обусловлено, помимо прочего, и появлением новых технологий, позволяющих быстро и удобно переводить средства в безналичной форме между карточными счетами.
Что собой представляет C2C R Online MC?
По-другому непонятную английскую аббревиатуру «C2C R Online MC» можно расшифровать как «Consumer-to-Consumer» или «Card2Card». В переводе с английского языка это означает «покупатель покупателю» или «с карты на карту». Это – электронная платежная система, работающая на основе Международной платежной системы. Эта технология позволяет легко перевести денежные средства в безналичной форме с одной карты на другую.
Такие переводы отличаются высокой скоростью зачисления средств на счет. Как правило, комиссия за их перевод не взимается, но могут быть исключения.
Однако у таких переводов существует серьезное ограничение. Подобным способом могут перебросить деньги только физические лица. Эта операция недоступна индивидуальным предпринимателям и представителям бизнеса.
Особенности перевода по системе C2C R Online MC
Такой сервис предоставляют практически все кредитные учреждения России. Иногда они взимают за такие перечисления комиссию, которая может варьироваться от 1 до 3% от суммы перевода. Поэтому нужно внимательно читать условия операции перед ее осуществлением, чтобы не возникло вопросов в дальнейшем. Зачастую, комиссия взимается за перевод в сторонний банк, а вот между счетами, открытыми в одном банке, комиссия обычно не взимается. Так же условия перевода зависят от перечисляемой суммы.
Для перевода денежных средств с карты на карту можно обойтись без банковских реквизитов. Нужно просто иметь сведения о карте, на которую необходимо сделать перевод. Также не лишним будет знать держателя карты, чтобы проверить корректность ввода реквизитов пластика. Процедура оплаты напоминает технологию, используемую при совершении интернет-покупок. Отправителю следует вбить реквизиты своей карты и карты получателя, а также сумму перевода. Для подтверждения операции потребуется ввести специальный код. Он придет в виде СМС. При корректном введении данных перевод будет совершен практически мгновенно.
Проще сего совершить перевод с карты на карту в личном кабинете онлайн-банка. При этом имеется возможность осуществить перевод средств между своими счетами, на карты другого держателя и даже в другое кредитное учреждение. Главное условие — наличие карты и принадлежность к категории «физические лица». Это актуально для отправителя и получателя.
Для перевода с карты на карту желательно использовать дебетовую карту. Если перечисление будет произведено со счета кредитной карты, то будет списана довольно существенная комиссия. Это объясняется тем, что такой перевод по кредитке будет фактически приравнен к снятию наличных. Обычно комиссия за такие транзакции составляет не меньше 3%.
Возможные причины отказа в переводе
К сожалению, иногда в переводе может быть отказано. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, следует изучить причины для отказа:
Сейчас электронная платежная система C2C R Online MC пользуется у держателей карт высокой популярностью. Это особенно актуально, когда доля безналичных расчетов в России существенно выросла. Переводить деньги таким способом – быстро, удобно, дешево. Для этого нет необходимости посещать офис банка или знать сложные реквизиты. Просто используйте реквизиты самой карты.
Что такое B2B, B2C, B2G, C2C: обзор главных отличий, примеры + инструкция как грамотно организовать продажи в этих сферах
Не один бизнесмен погорел на том, что не учитывал различия в моделях продаж коммерческим фирмам, государственным организациям и конечным потребителям. Мы не будем повторять их печальный опыт, а рассмотрим, что такое b2b, b2c, b2g и c2c, в чем разница между ними, и как организовать бизнес в каждом из этих сегментов.
Полный обзор понятий
B2b, b2c, b2g, c2c – что это? Названия описываемых в нашей статье направлений бизнеса пришли из англоязычного делового оборота. Это звучные аббревиатуры, позволяющие буквально тремя символами описать целую рыночную нишу.
B2b – что это такое
Сам термин – сокращение от английского «business to business» («бизнес для бизнеса»). Это коммерческая деятельность, при которой клиентами являются другие компании и предприниматели. Сюда относятся и пресловутое «производство средств производства», и услуги для бизнеса, и аутсорсинговое обслуживание.
Размеры b2b-компаний могут быть любыми. Скажем, потребителями продукции крупного конвейерного производства машинок для стрижки волос и другого подобного оборудования могут быть совсем маленькие парикмахерские. А фирма, состоящая из десяти программистов, может снабжать эксклюзивным софтом целые корпорации.
Более подробные и наглядные примеры будут ниже.
B2c – что это такое
Это сокращение произошло от «business to consumer» – «бизнес для [конечного] потребителя». Под ним понимают продажу товаров и услуг клиентам-физлицам для личного потребления. Продовольственный гипермаркет, интернет-магазин или маленький офис юридической консультации для населения – это все b2c. Для данной сферы характерно большое количество клиентов при относительно невысоком среднем чеке.
B2g – что это такое
Термином «business to goverment» называется продажа товаров и услуг государственным органам и учреждениям. В России коммерческие взаимоотношения частного сектора с государством строятся через систему госзакупок. Каждый шаг поставщика регулируется (в зависимости от заказчика) либо Федеральным законом №44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), либо Федеральным законом №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). В этих документах подробно описаны процедуры закупок, их способы, возможности и ограничения. Для b2g характерны следующие особенности:
- тендерный механизм бизнес-отношений; высокий уровень стабильности сотрудничества (заказчик неохотно меняет поставщика); сложный механизм принятия решений заказчиком; в конкурентных сферах может применяться админресурс (составление заказов под конкретных поставщиков); специфичные способы и механизмы расчетов (зависят от бюджетного процесса).
C2c – что это такое
Аббревиатура с2с расшифровывается как «consumer-to-consumer» (потребитель – потребителю). Это как онлайн-продажи, так и торговля в реале, где в качестве и продавца, и покупателя выступают физические лица. Официально продавец чаще всего не является предпринимателем (за исключением случаев, когда под с2с мимикрирует b2c).
Особенностью сегмента с2с является участие третьих лиц – владельцев торговых площадок – сайтов, на которых продавец может выставить товар, а покупатель приобрести, газет бесплатных объявлений и т.д. В России это Авито, Юла, «Из рук в руки» и прочие подобные ресурсы.
Чем отличаются сферы продаж
B2b | B2c | B2g | C2с | |
Цель покупки | Для развития бизнеса | Для личных нужд | Для государственных и муниципальных нужд | Для личных нужд |
Средний бюджет покупки | Крупный | Небольшой | Может быть огромным | Небольшой |
Объем заказов | Может быть значительным | Небольшой | Значительный | Небольшой |
Количество клиентов | Ограниченное | Большое | Ограниченное | Большое |
Реклама и маркетинг | Ориентированы на конкретного клиента | Ориентированы на неограниченное число клиентов | Ориентированы на информирование государственных и муниципальных заказчиков | Ориентированы на неограниченное число клиентов |
Самые популярные виды b2b
Сфера «бизнеса для бизнеса» очень широка. Наиболее популярны следующие направления:
- машиностроение (автопром, авиапроизводство, выпуск транспорта, судостроение, «оборонка», производство оборудования для пищепрома, торговли и других сфер). Здесь нужно разграничить выпуск машин для бизнеса и конечного потребителя (физ.лица) на одном и том же предприятии. Например, когда «АвтоВАЗ» производит Лады, Калины, Нивы и продает эти автомобили рядовым гражданам, то это сфера B2C. Но так как напрямую завод машинами не торгует, а делает это через дилерскую сеть, то по отношению к дилеру это будет B2B, а деятельность дилера с физ.лицами является B2C. Но если тот же дилер продает Газели транспортному предприятию, то это снова будет B2B. сырьевые и металлообрабатывающие компании – вся основа экономики РФ работает на другие виды бизнеса. «Роснефть» или «Лукойл» продают сырье для нефтеперерабатывающих заводов, которые, в свою очередь, являются b2b-компаниями для сетей автозаправок. Когда обычный человек приезжает заправляться на АЗС, то речь уже будет идти о сфере B2C; химическая промышленность. Главные направления здесь – удобрения для сельскохозяйственных нужд (их потребителями являются преимущественно сельхозпредприятия, на частные хозяйства приходится мизерный процент) и различные добавки для пищевой промышленности. деревообработка – крупнейшее направление экономики РФ в значительной степени ориентировано на бизнес. Потребителем продукции таких компаний становятся продавцы пиломатериалов, канцтоваров и так далее. рекламно-маркетинговое направление. Частному лицу маркетинг редко необходим. А вот компаниям в современной экономике без него никуда. Это касается как обычного «полевого» маркетинга, так и интернет-коммуникаций. Поэтому все рекламные агентства и маркетинговые фирмы работают в сфере b2b. консалтинг – сюда относятся любые консультационные услуги для юрлиц и ИП, начиная от бизнес-консультирования, заканчивая аутсорсингом юридических и бухгалтерских услуг.
Самые популярные виды b2с
Услугами «бизнеса для потребителя» мы пользуемся ежедневно. Спектр их довольно широк:
- Стационарные торговые точки – в эту категорию попадают все виды магазинов. И «Магнит», и «Пятерочка», и «Ашан» с Ikea, и «Перекресток», и сигаретный ларёк на углу – все это b2c. Передвижные торговые точки – это чаще всего малый бизнес, который торгует на улицах в провинциальных населенных пунктах. Утром приехали, разложили товар, вечером собрались – и поехали дальше. В деревнях до сих пор существуют автолавки, заменяющие стационарную торговлю. Общепит – сюда относятся как сети фастфуда типа «МакДональдса» или «Бургер Кинга», так и все кафе, рестораны и столовые, в том числе на промышленных производствах. Рюмочные и закусочные – тоже. Услуги для населения – юридические консультации, нотариусы, бытовое обслуживание от ремонта обуви и пошива одежды до изготовления ключей, ремонт и настройка цифровой техники, фотоателье и так далее. Интернет-коммерция – все официальные продажи частным лицам в Сети. Это интернет-магазины, услуги сайтов с объявлениями, все платные онлайн-услуги для конечных потребителей.
Самые популярные виды b2g
Поскольку главный способ «бизнеса для государства» – участие в госзакупках, виды b2g определяются именно конкурсными процедурами:
- Продажа товаров и услуг государственным и муниципальным организациям. Спектр госзакупок очень широк – от консалтинговых услуг до элитных автомобилей, от организации кофе-брейков на конференциях до школьного питания и медпрепаратов. Аренда помещений и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это взаимовыгодный бизнес: государство получает доходы от неиспользуемых площадей и территорий, а предпринимателям не приходится вкладываться в покупку офисов и промышленных объектов (аренда обходится намного дешевле). Частно-государственное партнерство – в сфере ЖКХ, строительства дорог, образования и других направлениях. Обычно государство предоставляет налоговые и другие льготы, земельные участки и возможность получать часть дохода с результата работ. Бизнес выступает в качестве исполнителя и в дальнейшем получает установленную договором долю прибыли от использования объекта. Концессионные соглашения – использование государственного или муниципального имущества бизнесом на условиях вложения средств в модернизацию и ремонты. Чаще всего концессионные соглашения заключаются для реставрации исторических зданий, которые затем используются предпринимателями в целях своего бизнеса. Также государство отдает в концессию энергетические и коммунальные мощности для того, чтобы компания-концессионер вкладывалась в их ремонт, а взамен получала право собирать деньги с потребителей.
Самые популярные виды с2с
Взаимодействие частных лиц в схеме с2с происходит через посредников, поэтому и виды такой коммерции зависят от типа этого посредника.
- Электронные ресурсы для организации продаж – всем известные Авито, Юла, Авто.ру, КупиПродай и многие-многие другие. Здесь в качестве продавцов выступают физические лица, которые либо разово продают какой-либо товар или услугу, либо фактически занимаются предпринимательством без оформления. Покупают тоже конечные потребители – чаще всего для личного использования. Отдельно отметим электронные ресурсы, помогающие в оказании услуг в сегменте с2с. Например, знаменитый сервис BlaBlaCar: водитель, желающий слегка сократить свои расходы на поездку, подвозит пассажира, который тоже экономит время и деньги. А найти друг друга им помогает сервис. Аукционы (в интернете или обычные, с молотком) – действуют по тому же принципу, что и сайты объявлений, только посредник оказывает больше услуг: оценку товара, сопровождение продаж, обеспечение безопасности. Сделка купли-продажи происходит в строго определенном месте (в аукционном зале или на сайте интернет-аукциона – например, Ebay). Сервисы объявлений в газетах и в электронных СМИ – наиболее простая форма сегмента с2с: продавец публикует объявление, покупатель обращается напрямую к продавцу, сделка происходит в удобном для обеих сторон месте.
Особенностью с2с является возможность быстрой смены ролей: сегодня вы продаете через Авито машину, завтра приобретаете у вчерашнего покупателя лыжи.
Как эффективно организовать продажи в сфере b2b
В сегменте «бизнес для бизнеса» есть несколько правил, без знания которых продажи вряд ли окажутся эффективными.
Алгоритм построения бизнеса b2b выглядит так:
1 Анализ потребностей потенциальных клиентов.
Для этого необходимо иметь в своей фирме экспертов в сфере, где вы планируете строить бизнес. Или владеть инсайдерской информацией, получаемой от друзей, знакомых, сотрудников ключевых компаний отрасли. Планы развития у клиентов или проблемы, мешающие их развитию, нужно знать с высокой степенью достоверности. Попытка умозрительно логическим путем выявить потребности партнерского бизнеса часто приводит к ошибкам, после чего дальнейшие действия оказываются бессмысленными – на сотрудничество с вами просто не пойдут.
2 Определение товара или услуги, которые найдут спрос у предпринимателей.
Допустим, вы собираетесь продавать компьютерный софт и оказывать услуги по его сопровождению. В сферу вашего внимания попадут фирмы, развитие которых требует, скажем, внедрения более эффективных CRM-систем. Вашей задачей будет сформировать продукт таким образом, чтобы он мог использоваться для различных видов клиентов. Кому-то потребуются как сами программные комплексы, так и работы по их установке и устранению неисправностей. А у большинства крупных компаний есть собственные специалисты по обслуживанию информационно-управленческих систем, им будут нужны программные решения и разовое обучение персонала. Соответственно, в вашем арсенале должны быть предложения для обоих типов клиентов.
Важно, чтобы это был не просто перечень работ с прейскурантом, а именно пакет услуг, понятный потребителю. Это даст плюсы и вам: позволит включить более маржинальные товары или услуги вместе с менее выгодными, и в среднем пакет даст хороший уровень рентабельности.
3 Формирование маркетинговой стратегии.
Варианты продвижения товара или услуги на рынок зависят от продукта и ваших возможностей. Наличие большого отдела продаж позволяет охватить большое количество потенциальных клиентов, сгруппировать их по видам востребованного продукта и ориентировать товар на целую группу покупателей. Если же в штате один менеджер по продажам, имеет смысл сосредоточиться на работе с несколькими крупными клиентами и не распылять ресурсы.
Изучите конкурентов. Это необходимо для позиционирования своего продукта, подчеркивания его преимуществ. Имейте в виду: в сфере b2b уникальность ценится меньше, чем функциональность и надежность.
4 Организация взаимодействия с покупателями.
В b2b клиенты отыскиваются не по объявлению. Чтобы выстроить надежный и стабильный бизнес, необходимо искать конкретные компании, заинтересованные в вашем продукте, и вести переговоры с лицами, принимающими решения (есть даже специальная аббревиатура – ЛПР). «Холодные» звонки в данном случае не очень подходят. Более эффективен поиск клиентов на выставках, технических конференциях и других профильных мероприятиях. Здесь можно не только пообщаться с людьми, принимающими решения в компаниях, но и понять реальные потребности бизнеса в той или иной нише. Хороший эффект дает привлечение в качестве консультантов или в штат специалистов с опытом работы (и главное – со связями) в крупных компаниях. Это позволит выйти на сотрудников, которые отвечают за бюджеты закупок и принимают решения о взаимодействии. В некоторых сферах (например, продажи оборудования) эффективны рассылки каталогов, буклетов и прочих промоматериалов.
Непосредственные переговоры нельзя вести, не подготовившись к ним. Нужно четко понимать механизм принятия решений в компании, с которой вы намереваетесь сотрудничать.
По мере проведения первых сделок начнут определяться ключевые клиенты. Им нужно обеспечить режим наибольшего благоприятствования. Инструменты этого режима такие:
- Скидки для стратегически важных партнеров – не просто разовое снижение цены, а система, стимулирующая к дальнейшим покупкам. Например, процент от стоимости, возрастающий с ростом объема закупок у вас. Или персональная скидка на наименее маржинальный товар. Или бесплатная доставка. И так далее. Персональное обслуживание – клиенту будет приятно, если вы выделите для него отдельного менеджера и обеспечите немедленное реагирование на любые запросы (в том числе за счет автоматизации взаимодействия). Обучение клиента – если вы поставляете, например, оборудование, для ключевых потребителей можно организовать тренинги персонала, семинары, вебинары, онлайн-консультирование и т.д. Это вызовет к вам еще большее доверие. Брендированные подарки – продвигайте и утверждайте ваш бренд в среде клиента. Пусть вы будете везде – в цехах, в офисах, на рабочем столе руководителя. Успешные кейсы по сотрудничеству – если вы будете приводить компанию-ключевого партнера как пример успешного взаимодействия, это докажет ваши особые отношения с клиентом и стимулирует его лояльность.
Как эффективно организовать продажи в сфере b2с
Товары или услуги в этом сегменте приобретаются для личного потребления, исходя из этого формируется и стратегия продаж.
Алгоритм построения бизнеса b2с таков:
1 Позиционирование бизнес-модели, разработка и продвижение бренда.
Конкуренция в b2c очень высока, нужно найти изюминку, которую оценят покупатели. Вывести на рынок бренд, который сам по себе будет маркетинговым инструментом. Например, вы решили создать интернет-магазин детской одежды. В этой нише работают десятки крупных и не очень субъектов рынка, и чтобы выделиться из общей массы, вам придется придумать что-то поинтереснее очередных «штанишек для малышек».
2 Определение целевой аудитории.
Это не общие слова, в b2c успешность напрямую зависит от правильной сегментации клиентов. Применительно к тому же интернет-магазину детской одежды, нужно определиться, станут вашими основными покупателями мамочки с небольшими доходами, бизнес-леди, привыкшие покупать только самое лучшее, или вы собираетесь удовлетворять спрос сразу в нескольких потребительских нишах? В зависимости от этого строится маркетингово-рекламная стратегия.
3 Стимулирование аудитории к покупкам.
Выше уже говорилось, что для продаж конечным потребителям важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Есть две стратегии стимулирования покупок: активная и пассивная.
При активной стратегии продавец сам ищет клиентов – интернет-рассылками, рекламой в соцсетях, продажами на улицах, в транспорте и других местах, посещаемых потенциальными покупателями.
Пассивная стратегия характерна для бизнеса, в котором покупатель заинтересован сам: продажа коммунальных, медицинских услуг, энергетических ресурсов, других продуктов в условиях низкой конкуренции. Если покупатель придет сам, зачем вкладываться в рекламу?
Для высококонкурентной среды важными являются так называемые триггеры – психологические элементы, ясно и определенно побуждающие к совершению покупки. Это посыл «сделаем за вас» (сервис сравнения товаров, калькулятор расчета цены и т.п.); ассоциация с другими покупателями («Этот товар купили уже 5000 человек. Вы с нами?») или подчеркивание индивидуальности («Наш продукт не для тех, кому нужны «популярные предложения»). Также хорошо работают триггеры «Жадность» (скидки, акции, распродажи) или «Спешность» («Успейте купить до…»).
4 Выстраивание системы продаж.
Если вы собираетесь продавать в «настоящем» магазине, продумайте мерчендайзинг (выкладку товара), удобную навигацию по торговому залу, доступность информации, грамотные и информативные ценники. Нет смысла начинать продажи, не организовав торговый эквайринг.
Для интернет-магазина важен удобный интерфейс, простая форма заказа, быстрое подтверждение, надежное комплектование и обязательно – идеальная служба доставки. Информация в Сети расходится быстро, стоит только просрочить несколько заказов или прислать не то, что хотел клиент – и пятно на репутации потом придется отмывать очень долго.
Если вы организуете юридическую онлайн-консультацию или другие онлайн-услуги, позаботьтесь о том, чтобы ответы на свои заявки пользователи получали строго в установленный срок. Для этого необходима функциональная система учета заявок, и далеко не всегда можно обойтись таблицами Excel.
Как эффективно организовать бизнес в сфере b2g
Поскольку вся торговля с государственными и муниципальными организациями ведется с использованием сайта госзакупок, вам понадобится специалист, который знает функционал этого ресурса в совершенстве.
Суть b2g – в поиске подходящих тендеров, быстром анализе извещений о планируемых закупках и составлении заявок. Организация бизнеса на госзакупках включает в себя несколько этапов:
1 Определение стратегии выбора закупок. Это может быть участие в максимально возможном количестве тендеров (где-нибудь да повезет) или строгий отбор наиболее выгодных лотов.
2 Выбор тендера, исходя из ваших физических возможностей как поставщика. Если поставлять канцтовары можно и из Калининграда во Владивосток, то оказывать услуги общественного питания на больших расстояниях без организации на месте подразделения своей фирмы – нереально.
3 Определение минимально возможной маржинальности поставки (проще говоря, вы рассчитываете, насколько можно снизить цену, участвуя в торгах). Важно сделать эти расчеты заранее, поскольку в суете электронного аукциона можно ошибиться и потом придется работать себе в ущерб.
4 Максимально точный расчет себестоимости работ, товаров или услуг в выбранном тендере. Это нужно проделать еще до подачи заявки, чтобы с учетом минимальной маржинальности понять – есть шансы выиграть или нет. Лучше, если считать себестоимость будет опытный профессиональный экономист.
5 Выполнение всех технических процедур (получение ЭЦП, регистрация на электронной торговой площадке, где проходят торги, участие в торгах – подробно об этом читайте здесь: Что такое тендеры, как их искать, что нужно для участия, и сколько это стоит.
Отдельно отметим, что бизнес в сегменте b2g требует очень внимательного и ответственного подхода. Невыполнение контракта автоматически приведет вас в список недобросовестных поставщиков, и больше вы участвовать в госзакупках не сможете – только если закроете эту фирму и откроете новую.
Как эффективно организовать продажи в сфере C2C
Как уже говорилось, в бизнесе с2с обычно участвует третье лицо – оффлайн, а чаще – онлайн-ресурс, на котором продавец встречается с покупателем. Организация продаж с2с зависит от функционала выбранной торговой площадки и от того, какую задачу ставит перед собой продавец.
1 Разовые продажи собственных вещей/автомобиля/недвижимости. В этом случае самое важное – грамотно составить объявление и разместить его на площадках типа Авито, Юлы, в соцсетях. Грамотно – это значит четко обозначить преимущества товара, его характеристики и отметить, что вы не посредник, а владелец. Поскольку товар в этом сегменте продается обычно бывший в употреблении, задача продавца – максимально повысить ценность вещи в глазах покупателя. На Авито нередки объявления в стиле «Продаю за ненадобностью автомобиль. Покупался как телега для перевозки грузов на дачу, три года стоит без дела, долго думал, не отвезти ли в металлолом, но решил продать». Такие тексты не мотивируют к покупке, зато очень мотивируют сбивать цену: если продавец три года спокойно обходился без этой машины, то, отдав ее за бесценок, тоже, наверное, переживать не будет. Существует множество способов представить предмет значимым для покупателя. Если это б/у одежда, можно апеллировать к качеству («такого сейчас не делают»), к бренду, к редкому дизайну или к разнице цен покупки и продажи («туфли покупались год назад за 10000 рублей, надевала пару раз, отдаю за 2500»). Позиционирование б/у электроники также может строиться на более высоком качестве и надежности предыдущих поколений гаджетов и девайсов, на существенном снижении цены, на возможности получить по цене нового бюджетного ноутбука или смартфона экземпляр из топовой серии.
Как правило, администрации сервисов или групп в соцсетях жестко отслеживают тексты пользователей на соответствие требованию «одно объявление – один товар», так что не следует нарушать это правило (иначе сервис может отказать в публикации любых объявлений с аккаунта нарушителя). Поскольку поток размещаемых объявлений велик, ваше быстро уйдет с первой страницы, и не факт, что пользователь долистает до него. «Поднять» объявление (заново вывести его на первой странице поиска) или закрепить (определить постоянное место в начале списка на сутки или неделю) – услуга обычно платная. Пользоваться ей есть смысл, если наблюдается спрос на товар (после первого размещения были звонки) или стоимость товара значительна по сравнению со стоимостью услуги сервиса (продажа недвижимости, автомобиля).
2 Продажи собственных услуг и handmade-товаров. Это уже ближе к бизнесу и к сути сегмента с2с. Если вы хороший сантехник, электрик или мастерски делаете мягкие игрушки, почему бы не использовать свои навыки для дополнительного, а может и основного заработка? Стратегия продаж в этом случае должна быть такой:
- Провести анализ конкурентов, выявить свои преимущества. Попробуйте взглянуть на объявления глазами обычного потребителя. Вам нужно заменить водопроводный кран – какое объявление вызывает большее доверие? То, где мастер хвалится 20-ю годами опыта или то, где выставлена точная цена услуги? Определить свою ключевую аудиторию (по географии, по возрасту, полу и т.д.). Если вы ремонтируете компьютеры на дому у клиентов, это вряд ли будет продвинутая молодежь. Соответственно нужно и слова подбирать для объявлений – чтобы вашим потенциальным потребителям было понятно. Составить несколько рекламных текстов, протестировать их (проще всего это делать в соцсетях, где ограничений на публикацию меньше). На какой текст больше откликаются, тот и более эффективен. Имейте в виду: объявления, вывешенные на Авито, индексируются в поисковиках. Значит, в текст нужно поместить как минимум несколько ключевых слов (их можно определить с помощью сервиса Яндекс.Вордстат). Определить периодичность размещения/обновления объявлений на торговых площадках. С одной стороны, нужно постоянно быть на виду у посетителей того же Авито, а с другой – нельзя тратить на рекламу всё, что зарабатываешь. После начала работы выявить наиболее эффективные каналы, периодически их «прокачивать», обновляя объявления и предлагая клиентам новые услуги.
3 Бизнес b2c под видом с2с
Рассмотрим эту схему на примере Авито. Допустим, вы решили перепродавать автомобильные запчасти – новые и с разборки – на постоянной основе под видом разовых продаж. С точки зрения морали это не совсем красиво, но как бизнес вполне сойдет. Алгоритм развития будет таким:
I. Открываем аккаунт частного лица на Авито. Пусть он будет реальным – на ваш номер телефона, для контроля процесса.
II. Составляем первое, базовое объявление, которое будет железно размещаться на Авито на всем протяжении ваших продаж. Выбираем одну из запчастей, пользующуюся наибольшим спросом. Текст пишем с учетом анализа конкурентов и своей аудитории, вставляем ключевые слова – всё как при продаже собственных товаров. Если вы продаете новые запчасти, можно (хотя и необязательно) изобрести какое-то внятное объяснение, как этот товар оказался у вас. «Покупал для себя, но пришлось продать машину», «Разбирал гараж и обнаружил» – что-нибудь в этом духе. Для б/у запчастей легенда ни к чему. В конце текста сделайте приписку: «Также продам другие запчасти на такую-то марку машины». Обязательно делаем красивые фото (или берем в Интернете, но без водяных знаков и в адекватном интерьере – вы же как бы свое продаете).
III. Размещаем объявление, выбираем режим «Быстрая продажа», а еще лучше – «Турбопродажа». В последнем случае товар целую неделю будет висеть на первой странице поиска. Публиковать объявление рекомендуется с утра в понедельник, чтобы за 7 дней полностью захватить все сегменты нужной нам аудитории.
IV. Теперь перед нами стоит задача максимально расширить продажи. Сделать с одного аккаунта это не получится – на Авито система блокирует массовую публикацию объявлений. Значит, можно пойти двумя путями. Если у вас есть ИП, или вы являетесь учредителем юрлица (не важно, в какой сфере), можно открыть коммерческий аккаунт фирмы. Для этого необходимо ввести ИНН компании или индивидуального предпринимателя. В крайнем случае коммерческий аккаунт можно попробовать купить – например, на http://аккаунтов.net/ или на любом аналогичном сайте. Проверять вас никто не будет. После регистрации разрешается публиковать до пяти бесплатных объявлений в одной рубрике.
Другой путь – массовая регистрация аккаунтов частных лиц. Для этого не потребуется приобретать ворох сим-карт – существуют намного менее затратные сервисы СМС-активации. Здесь или здесь каждая активация аккаунта обойдется вам всего в 4-5 рублей. Достаточно зарегистрировать 10-15 штук.
V. Составляем еще пять объявлений о продаже других запчастей. Если аккаунт коммерческий, делайте текст по одному шаблону, чтобы покупатель понимал: это объявления одного и того же продавца. Реклама здесь не должна быть похожа на ту, которую вы давали с личного аккаунта: обнаружив похожие тексты, Авито выдаст сообщение о возможном дублировании и отклонит новые объявления.
Тексты с аккаунтов физлиц придется делать уникальными в каждом объявлении. Если какой-либо из аккаунтов блокируется, в дело вступает запасной. Самая большая сложность – завести все объявления на один или хотя бы два номера телефона. Как вариант, в некоторых объявлениях можно предлагать писать на аккаунт Авито, а в ответном письме давать ваш номер телефона.
VI. Начинаем ротацию объявлений. Одни периодически выключаем, а через несколько суток включаем (при этом они поднимаются в поиске), в другие вкладываем деньги и заказываем платное поднятие и закрепление. По мере развития бизнес-модели выявляем наиболее эффективные объявления, вкладываемся точечно в них, у остальной рекламы – поддерживающая функция. Труда придется вложить много, но и результат может быть очень хорошим.
Плюсы и минусы разных моделей бизнеса
Заключение
В зависимости от продавца и покупателя все бизнес-модели можно разделить на четыре главные направления.
- b2b – продажа товаров и услуг одних коммерческих фирм другим; b2c – продажа товаров и услуг коммерческих компаний физлицам для личного пользования; b2g – продажа товаров и услуг коммерческими фирмами государственным и муниципальным организациям; c2c – продажа товаров и услуг одними физлицами другим
Для каждой из этих моделей характерны свои цели, объемы поставок, суммы средней сделки и так далее. Если представители бизнеса принимают решение о покупке на основании точного расчета своих потребностей, то покупатели-физлица чаще руководствуются эмоциями. Если в b2c продавец ориентируется на целые группы конечных потребителей, то в b2b важным оказывается определить потребности конкретных клиентов.
Успех продаж зависит от правильного выбора маркетинговой стратегии, подходящей именно для вашего сегмента бизнеса. Для b2g не требуется громких рекламных кампаний (гораздо важнее грамотно составлять заявки на тендеры). Для b2c, напротив, реклама нужна как воздух – массовая и разнообразная. А в c2c нужно умело сочетать рекламу, направленную на конкретную группу покупателей и технические способы продвижения товара.
У каждого из сегментов бизнеса есть свои плюсы и минусы, в каждом можно заработать хорошие деньги (в бизнесе, ориентированном на бизнес или госструктуры – побольше, в интернет-торговле через торговые площадки – поменьше), и в любом можно остаться у разбитого корыта. Надеемся, эта статья поможет вам правильно определить свою стратегию и добиться успеха в выбранной вами рыночной нише.