какое здоровье должно быть у бортпроводника
Профессиональные заболевания стюардесс
Стюардессы помогают обеспечить безопасность и комфорт пассажиров авиакомпаний. Работа стюардессы даёт возможность увидеть весь мир и познакомиться с разными людьми. В то же время, бортпроводники проводят дни и недели вдали от дома, работают днями и ночами, в выходные и в праздники. И при этом мы привыкли к их улыбкам, вежливому отношению и профессионализму.
Рабочая среда и образ жизни негативно отражаются на состоянии здоровья стюардесс. В этом материале мы рассмотрим основные профессиональные проблемы со здоровьем бортпроводников, которые требуют внимания.
Новообразования молочной железы и меланома
Некоторые исследования показывают, что у стюардесс несколько выше риск развития рака молочной железы. Учёные связывают это с работой ночью (эта вероятность также увеличивается у женщин, которые трудятся в ночную смену). Вероятно, дело в том, что приходится работать при искусственном освещении, это подавляет выработку гормона мелатонина, что повышает риски. Также, возможно, дело в ионизирующем излучении, которое на высоте немного выше, чем на земле.
За год члены экипажа подвергаются облучению в 1,5 раза большему, чем люди, работающие в ядерной энергетике.
По всей видимости, у бортпроводников выше риск развития рака кожи. Ионизирующее излучение, работа ночью, возможно, имеют значение в этом случае, но взаимосвязь до сих пор точно не установлена.
Как снизить свои риски развития рака?
Чтобы защититься от рака кожи, не загорайте, используйте солнцезащитный крем с защитой не меньше 15. В часы, когда солнце светит особенно сильно, оставайтесь в тени, надевайте одежду, которая прикрывает руки и ноги, носите шляпы с широкими полями, а также очки, которые блокируют ультрафиолет.
Раз в год проводите самоосмотр на предмет подозрительных родинок: асимметричных, больше 6 мм в диаметре, разноцветных, растущих, с неровными краями.
Как защититься от радиации?
Чтобы защититься от радиации, реже летайте на дальних рейсах, так как они проходят на большей высоте. Постарайтесь избегать и рейсов, маршруты которых пролегают через полюсы.
Нарушения сна
Работа ночью грозит не только раком, но и нарушениями сна. Между тем, сон и режим дня очень важны для нормального функционирования организма (иммунной системы, обмена веществ, работы мозга и т. п.).
Если при соблюдении этих правил есть трудности с засыпанием, обратитесь к терапевту или сомнологу. Хроническое нарушение циркадных (суточных) ритмов приводит к усталости, изменениям настроения, депрессии, травмам на работе.
Депрессия и алкоголизм
Отсутствие режима дня, нарушения сна, чувство тревоги по поводу опасных для жизни ситуаций, конфликтные пассажиры или коллеги, непредсказуемые изменения в графике работе, разлука с близкими — всё это способствует хроническому стрессу и как следствие депрессии или алкоголизму. Поэтому крайне рекомендуется не забывать о себе, найти поддержку, как можно больше общаться с близкими и заниматься любимыми делами, а также спортом, хорошо питаться и спать достаточно. Если какой-то раздражающий фактор на работе можно изменить, то не стоит терпеть, а лучше обратиться к начальнику и всё с ним обсудить: от этого зависит ваше психическое здоровье.
Вот некоторые симптомы алкогольной зависимости:
Нормой для мужчин считается не больше 28 г чистого спирта в день, у женщин это 14 г. Зачастую справиться с алкоголизмом можно и самостоятельно, но всегда проще обратиться к наркологу, который облегчит борьбу с зависимостью.
Если вы часто думаете о смерти, это может быть тревожным признаком. Чувство беспомощности, безнадёжности, разрыв контактов с друзьями и семьёй, рискованные поступки, потеря интереса к вещам, которые раньше были значимыми, подавленность — всё это серьёзный повод обратиться к врачу.
Потеря слуха
Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском ухудшения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 децибел, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.
Постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей. Больше узнать о вреде шума и способах защиты вы можете в отдельной статье.
Инфекции
Во время полёта бортпроводникам приходится общаться с большим количеством людей. Это может привести к заражению различными инфекциями — через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть или дезинфицировать руки, особенно после контакта с пассажирами. Не прикасайтесь грязными руками к лицу.
Заболевания костно-мышечной системы
Боль в спине, шее, руках и ногах бывает у большинства бортпроводников. К таким симптомам приводит большое количество однотипных повторяющихся движений и продолжительное нахождение в неудобной позе. Старайтесь разнообразить свои действия, делать перерывы и не перенапрягаться. Это будет хорошей профилактикой заболеваний костно-мышечной системы.
Репродуктивные проблемы
У стюардесс могут быть проблемы с зачатием из-за нарушения режима дня: сбивается менструальный цикл и овуляция. У бортпроводниц также несколько повышен риск выкидыша. Но не во всех случаях, а если женщина в первом триместре:
Раньше к профессиональным заболеваниям стюардесс и стюардов относили хронический бронхит и другие респираторные заболевания. Это было связано с тем, что на борту разрешалось курить, и пассивное курение приводило к различным заболеваниям. Однако сейчас такой проблемы уже нет.
Для записи на консультацию к врачу в медицинский центр «ПрофМедЛаб» звоните по телефону +7 (495) 120-08-07.
«Это унизительно, когда тебя взвешивают, как корову какую-то». Какие требования предъявляют ведущие авиакомпании к своим стюардессам?
Не так давно в крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот» разразился скандал после того, как несколько стюардесс обратились в суд с жалобой за дискриминацию по возрасту и внешнему виду, а также нарушение трудовых прав. Компанию обвинили в установке стандартов внешнего вида и разделение стюардесс на специальные группы по красоте.
Как выяснилось, всех бортпроводниц авиакомпании заставили сделать фото в полный рост, сняли крупно лицо и измерили сантиметром, разделив в итоге всех на несколько групп. В первую группу попали молодые, стройные и высокие, а в последнюю — те, кому уже за 40 или кто носит одежду больше 46-го размера. Несогласные с таким подходом бортпроводницы уже обращались с жалобой в прокуратуру и даже писали президенту Путину, а теперь решили обратиться в суд.
Одним из инициаторов иска стала 41-летняя стюардесса Евгения Магурина. Еще недавно Магурина была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, но с лета прошлого года небо для нее открыто лишь над Россией. И в таком же положении, как Магурина, оказались около 400 стюардесс, кто по возрасту и внешнему виду не вписался в новые негласные правила авиакомпании.
— Нам всем сказали, что в «Аэрофлоте» теперь за границу будут летать только молодые и худые. Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали — делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. У меня жизнь изменилась с середины августа, но многие пострадали раньше. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 46-го размера, перестали ставить на заграничные рейсы. Нас всех собрали в отделение № 1, устроив нам настоящую пытку: оставили лишь ночные и короткие утренние рейсы. Когда я спросила, что, собственно, происходит, мне ответили, что таковы новые правила игры и меня сняли с международных рейсов из-за размера одежды — теперь он должен быть не больше 46-го, а у меня был 48-й, — рассказала Магурина.
Отстраненные от заграничных рейсов стюардессы резко потеряли в зарплате, поскольку выплаты за выполнение полетов за пределы России в несколько раз превышают оплату за таковые по стране. При этом нагрузка из-за частых ночных рейсов только выросла и работать в таком режиме очень тяжело.
По словам сотрудниц компании, со склада вывезли форму 50−52 размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии) в рамках тренда на омоложение получили указание под любым предлогом избавляться от сотрудников, которые не соответствуют новым стандартам внешности.
Впрочем, как выяснилось, жесткие требования к стюардессам предъявляет не только «Аэрофлот». Вот каких стюардесс набирают в «Аэрофлоте» и в других популярных авиакомпаниях:
Аэрофлот
1. Соответствующее высшее образование.
2. Отличное здоровье, которое проверяется на специальной медицинской комиссии.
3. Молодость, так как после 30 лет на данную работу не берут.
4. Желательно, чтобы кандидат на эту должность был небольшого роста, средней комплекции и с приятной внешностью.
5. Четкая речь и дикция, приятный голос.
6. Знание двух языков (родной + английский).
7. Миловидность и улыбчивость.
Delta Air Lines
1. Не старше 25 (у нас ещё допускаются некоторые поблажки по поводу возраста, в Америке — ни за что. Если вы хоть на месяц старше 25 лет, вас не возьмут на работу).
2. Рост не менее 165 см, вес не более 65 кг (на собеседовании вас обязательно взвесят и измерят).
3. Умение плавать (требование разумное, но у нас оно не обязательно).
4. Образование должно быть связанно с медициной (требования к образованию — самые жёсткие из всех, если ваше образование не подходит, вас даже не пригласят на собеседование).
Emirates
1. Знать историю своей страны.
2. Иметь размер груди не более 75С (то есть девушки с размером больше третьего на работу не попадают).
3. Место рождения — Арабские Эмираты (на работу берут только тех, кто родился на территории страны).
Lufthansa
1. Цвет лака на ногтях. Допустимы только френч, красный лак и бесцветный (если на собеседование вы заявитесь с чёрным лаком или с розовым, вас не примут на работу).
2. Быть не замужнем.
3. Размер одежды не более 46-го.
China Southern Airlines
1. Национальная внешность.
2. Ровные зубы (при приёме на работу будут смотреть на форму ваших зубов, если они неровные, вам откажут в работе или посоветуют их исправить).
3. Размер ноги не более 36 (у китаянок и так небольшие ножки, но требование это есть).
4. Отсутствие шрамов.
5. Рост не менее 1,67 м.
Air France
1. Отсутствие татуировок (совсем, даже если у вас маленький дельфинчик на затылке, под волосами, вас не примут на работу).
2. Отсутствие пирсинга.
3. Объём бёдер не более 100 см.
4. Отсутствие аллергий.
British Airways
1. Отсутствие детей (это объяснимо, авиаперелёты связаны с риском).
2. Отсутствие судимостей и вообще каких-либо проблем с законом.
3. Волосы не ниже плеч, демократичного цвета.
4. На собеседование вы обязаны прийти так, как будто вы уже пришли на свой первый перелёт.
5. Минимальный макияж.
История вопроса
Сначала пассажиров в самолете обслуживал второй пилот, когда у него было свободное время. Должность бортпроводника появилась лишь с развитием авиации. Сначала на эту должность принимались только мужчины, так как им нужно было таскать тяжести, а требования к комфорту у первых пассажиров были не такими, как сейчас. Первой бортпроводницей стала американка Эллен Чен. Она сама предложила свои услуги авиакомпании.
Менеджеры компании, как раз в это время собиравшиеся по примеру германских авиаперевозчиков ввести должность стюарда на пассажирских рейсах, решили, что стюарды-женщины были бы удачным ходом: присутствие в самолёте молодых девушек, не боящихся всё время летать, успокаивало бы и пассажиров, и их родственников на земле. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полете, особенно если учесть, что на тогдашних низко летавших самолётах сильно трясло и качало, и многие пассажиры чувствовали себя не слишком хорошо. В итоге вместе с Эллен компания наняла еще 7 медсестер не старше 25 лет, которые весили бы не больше 52 килограммов. Тогда самолеты еще не могли перевозить большой вес, поэтому каждый килограмм был на счету.
Первой бортпроводницей в СССР стала 20-летняя Эльза Городецкая. В штатном расписании тогда не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей. Ей приходилось таскать 40-килограммовые чемоданы со столовыми приборами, поэтому работа была не из легких.
В 2015-м феминистки Великобритании устроили митинг по поводу требований к женщинам. На этом митинге многие выступали против жёстких требований к стюардессам. Женщины на митинге уверяли, что такие требования незаконны и их стоит отменить. Сейчас многие компании нанимают не только стюардесс, но и стюардов, чтобы девушкам не приходилось таскать тяжести и помогать пассажирам складывать их багаж. Так поступают на многих рейсах в компании «Аэрофлот».
Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии
Интервью с бортпроводником одной из крупнейших отечественных пассажирских авиакомпаний о специфике его работы и о том, как стать стюардессой или стюардом в России.
Здесь и далее фото @dmitry_borovenskiy
Хотя у нас и нет крыльев, это вовсе не значит, что мы не можем летать. И если в небе ты чувствуешь себя счастливее, чем на земле, то почему бы не начать проводить в облаках больше времени, попутно зарабатывая на этом?
Итак, как становятся стюардессами и бортпроводниками, какие требования предъявляются к представителям этой профессии, и что нужно сделать, чтобы присоединиться к экипажу воздушного судна?
На эти и другие вопросы нам ответил Дмитрий Боровенский — бортпроводник авиакомпании «Уральские авиалинии».
1 Какие существуют возрастные ограничения для желающих стать бортпроводниками?
Минимальный возраст для того, чтобы стать бортпроводником, как мужчине, так и женщине — 18 лет. Летать можно до того момента, пока нет никаких ограничений по здоровью и, соответственно, прохождению врачебно-летной комиссии.
2 Какие требования к образованию у соискателей? Обязательно ли иметь высшее образование?
Эти требования регламентируется документом «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Минимальные требования — это, как я уже сказал, возраст 18 лет и наличие среднего образования.
3 Какие имеются медицинские ограничения для будущих бортпроводников?
Медицинские ограничения регламентируются документом ФАП № 50 «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения ГА».
Этот документ находится в открытом доступе в интернете и при желании с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
4 Есть ли какие-то стандарты внешности и телосложения (рост, вест и т.д.) для бортпроводников-мужчин?
Требования ко всем одинаковые: гармоничные физические данные, отсутствие татуировок на видимых частях тела, грамотная речь и хорошая дикция.
Для парней требуется лишь наличие военного билета без ограничений.
5 Отличается ли чем-то работа стюарда и стюардессы?
Можно сказать, что ничем. Стюард и стюардесса полностью взаимозаменяемы. Стюардов чаще ставят «под самолет» (отвечать за коммерческую загрузку) в силу погодных условий, там просто холодней.
В период пандемии авиакомпания выполняла грузовые рейсы, и в основном сопровождением грузов занимались юноши. Девушки же сопровождали грузы только по Европе, там, где не требовалась физическая сила.
6 Что нужно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником? Какими навыками должен обладать соискатель?
Самое главное, пожалуй, природное обаяние, коммуникабельность, умение слышать и выделять суть. Мы, конечно, обучаем новобранцев всем этим навыкам, но людям, которые обладают ими изначально, будет проще.
Бортпроводник должен вселять в пассажиров уверенность в безопасности их полета, грамотно изъясняться. Важно понимать, что в наше время, когда в основном продажи билетов происходят онлайн, бортпроводник — это первое лицо авиакомпании, которое видит пассажир.
7 Насколько хорошо стюард должен знать английский и другие языки?
Желательно знание английского уровня intermediate. В учебно-тренировочном центре есть специализированные курсы для бортпроводников.
У нас есть своя специфика по речевым формулам и специальным терминам, но так называемая «база» у соискателя должна быть изначально. Знание английского языка позволит быстрее попасть на международные перелеты.
8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?
В авиакомпании существует специальная процедура отбора на должность проводника. Необходимо направить резюме, после этого прийти на собеседование, обычно оно проходит два раза в неделю: по вторникам и четвергам.
Кандидат приходит на комиссию, где проходит отбор по внутреннему регламенту. Все подробности я раскрывать не могу, но подскажу, что важно придерживаться делового стиля в одежде.
После прохождения этого этапа бортпроводник отправляется на медицинское освидетельствование. И уже врачебно-летная комиссия определяет, будет ли человек работать бортпроводником или нет.
Хочется сказать, что шансы равные, но мужчин всегда не хватает.
9 Какое обучение необходимо пройти соискателю, прежде чем начать работать?
Обучение проходит в учебно-тренировочном центре. Далее 30-часовая практика на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна) для того, чтобы развить навыки по действиям: в нормальных условиях, в нештатных ситуациях, в аварийной обстановке.
10 Как выглядит рабочий день бортпроводника?
Я бы не назвал это именно «рабочий день». У нас может быть работа и на рассвете, и за полночь. Если вы любите «безрежимность», то это точно ваша профессия. Мы не как офисные работники.
Зато у нас есть расписание и программы дистанционного ознакомления с планом наряда. И если вам кажется, что мы просто пришли на самолет к моменту вылета, то должен вас разубедить — это не так.
Бортпроводник приходит на работу за два часа до времени вылета самолета, и начинается кропотливая подготовка: медицинский осмотр самого работника, получение текущей информации по выполнению полетов, подготовка документации.
Примерно за 1:15 до вылета мы уже находимся на борту воздушного судна и работаем с наземными службами, обеспечивающими нас буфетно-кухонным оборудованием, съемным экипировочным имуществом для обслуживания пассажиров, получаем груз, почту — в общем, готовим самолет для выполнения полета.
Немаловажный фактор нашей работы — выполнение требований авиационной безопасности, то есть мы еще проводим осмотр воздушного судна. Максимальная полетная смена составляет 16 часов.
11 Есть ли у стюардов льготы на обучение профессии пилота? Можете рассказать поподробнее?
Многие молодые люди для начала идут работать бортпроводниками, чтобы понять, что такое гражданская авиация изнутри. И некоторые из них, действительно, влюбляются в авиацию и поступают в летные училища.
Летные училища — это государственные учебные заведения. Там могут быть только государственные льготы, с полным перечнем можно ознакомиться в приемной комиссии вузов.
12 Какие льготы авиакомпании предоставляют своим сотрудникам-стюардам?
Нам предоставляется право перелета на регулярных рейсах авиакомпании по специальным служебным тарифам (в зависимости от стажа работы). Такое же право предоставляется членам семьи: супруге/супругу и детям до 18 лет.
Работникам авиакомпании независимо от стажа работы предоставляется право пролета на регулярных рейсах авиакомпании, оформленных по технологии «Standbuy» по специальному служебному тарифу.
А еще возможна организация санаторно-курортного лечения, оздоровление детей сотрудников, отдых работников и их семей, новогодние подарки и культурно-массовые мероприятия.
Нам предоставляется дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск на свадьбу, оказывается материальная помощь на рождение ребенка и далее компенсируется содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Работники летной службы обеспечиваются форменной одеждой.
Всем бортпроводникам предоставляется оплачиваемый отпуск: за особый характер работы это 70 календарных дней.
13 В чем нюансы устройства на работу стюардом в России, по сравнению с другими странами?
Насколько мне известно, медицинские требования за рубежом гораздо ниже, чем в России, и там бортпроводники могут летать до 65 лет. Но в России, если тебя списали по состоянию здоровья, можно перейти в наземные службы для дальнейшей работы, в других странах такая практика не принята.
«Небесные феи» или как стать стюардессой
Многие девушки мечтают о романтичной профессии стюардессы. Небесные просторы, путешествия, красоты разных стран, новые знакомства – все это привлекает молодых мечтательниц. Перед теми, кто точно определился с профессией встают два важных вопроса:
В настоящее время далеко не все знают, как стать стюардессой и что для этого нужно. Давайте же разбираться.
Работа стюардессой — очень тяжелый и кропотливый труд
Требования к кандидатам
Каждая авиакомпания выдвигает свои требования к соискателям на должность стюардессы, но в целом они мало, чем отличаются:
Требования к желающим стать бортпроводником являются довольно жесткими, но оправданными.
Например, в авиакомпании «Аэрофлот» 26 лет – верхняя возрастная граница для тех, у кого нет опыта.
Рост – варьируется от 160 до 180 см. Идеальный рост бортпроводницы в диапазоне 165-175 сантиметров
Будущая стюардесса, в идеале, должна обладать ростом 170 сантиметров
Важнейшие качества стюардессы
Список личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, огромен. Но имеются и такие, которые, бесспорно, стоят на первом месте.
Работа стюардессы сулит постоянное столкновение со стрессом
2. Вежливость – это одно из главных качеств бортпроводника. Любому нравится вежливый сервис, которым должны обеспечивать стюардессы.
3. Ответственность. Бортпроводник должен со всей ответственностью подходить к выполнению своих обязанностей, ведь от него многое зависит.
4. Отзывчивость. Игнорирование потребностей пассажиров нередко ведет к конфликтным ситуация, поэтому стюардесса должна быть максимально отзывчива пассажирам самолета.
5. Аккуратность. Важным качеством любой стюардессы является аккуратное выполнение своих обязанностей.
6. Пунктуальность. Самолеты отправляются по расписанию, поэтому никто не будет задерживать рейс при опоздании стюардессы на борт воздушного судна.
7. Эмоциональная уравновешенность. Пьяные и агрессивные пассажиры на борту самолета не редкость, поэтому стюардессе важно держать себя в руках.
Если потенциальный соискатель соответствует всем перечисленным требованиям, то необходимо подать заявку на собеседование в выбранную авиакомпанию. Для этого необходимо заполнить анкету на официальном сайте авиакомпании и ждать приглашение на собеседование.
Собеседование
Первый этап. На первом этапе вы снова заполняете анкету, где должны будете ответить на ряд общих вопросов и ряд вопросов о себе.
Второй этап. Второй этап – это своего рода психологический опросник. Вам предложат разрешить несколько конфликтных ситуаций. При этом вы должны будете описать ваше поведение, реакцию, голос. Делается это для того, чтобы оценить ваше психо-эмоциональное состояние в ситуации конфликта.
Третий этап. На третьем этапе идет проверка знаний иностранного языка. Вы должны будете пройти тестирование в письменной форме, а затем и в устной – рассказать о себе, развернуто ответить на несколько вопросов.
Четвертый этап. Один из самых обязательных этапов – это врачебно-летная экспертная комиссия. Вам необходимо будет пройти ВЛЭК для подтверждения вашего отменного физического состояния здоровья.
Прохождение ВЛЭК является одним из строгих и важных этапов на собеседовании
Пятый этап. На пятом этапе вы пройдете финальное собеседование. Вам зададут стандартные вопросы такие, как «почему вы выбрали эту профессию», «что вас привлекает в профессии стюардессы» и пр.
Если вы успешно прошли все этапы собеседования, то вам назначают дату, когда вы сможете приступить к обучению.
Обучение
Теоретическая часть. Теоретические курсы состоят из различных дисциплин, изучение которых позволит вам познакомиться с основами психологии и медицины. Так же вы узнаете о конструкции самолетов разных видов, аварийной подготовке, прыжках с трапов, тушении пожаров и много другом. По итогам, вам необходимо будет сдать экзамены по всем дисциплинам.
Подготовка в школе по обучению бортпроводников
Практическая часть. Практика включает в себя отработку действий в условиях чрезвычайных ситуаций, а также стажерские полеты. Вы должны будете отлетать с инструктором около 30-ти часов.
Практические занятия обязательны для всех обучившихся теории
После прохождения практики и стажерских полетов вас ждет строгая комиссия. Члены комиссии будут оценивать вас по внешности, поведению, ответам на вопросы и, конечно, по оценкам ваших наставников и инструкторов. Если вы успешно проходите комиссию, вам присваивают звание бортпроводника.
Плюсы и минусы
У данной профессии, как и любой другой, имеются свои достоинства и недостатки:
Как видно, стать стюардессой не так сложно, как представляется на первый взгляд. Если вы соответствуете первоначальным требованиям, выдвигаемым авиакомпаниями, то вы уже на пути к успеху. Главное преданность своему выбору и упорство.