Упражнение гельштат что это

Что такое гештальт и гештальт-терапия

Упражнение гельштат что это

Наверняка хотя бы раз в жизни вам доводилось слышать слово «гештальт». Если его значение остается для вас не совсем понятным, читайте нашу статью! Что такое гештальт и как гештальт-терапия помогает справиться с внутренними переживаниями, рассказывает психолог Анастасия Волошина.

Анастасия Волошина

Психолог, эксперт по развитию личности, @anastasiiaa_voloshina

Что такое гештальт

Гештальт — это незаконченное действие, невозможность принять то или иное решение по какой-либо причине, будь то внешние обстоятельства или же внутренние метания. Можно так же сравнить гештальт с зависанием — именно такое состояние очень часто возникает при гештальтах.

Например, вы захотели купить матовую помаду красного цвета, подумали про это и пошли в ближайший магазин, но там не оказалось именно матовой помады, и вы ничего не купили. Через несколько дней вы поехали в торговый центр, зашли в крупный магазин косметики, и там были матовые помады, но красной не оказалось. Ещё через некоторое время вы, помня, что хотите матовую помаду красного цвета, зашли по дороге в ещё один магазин, но и там нужной помады не оказалось.

Таким образом, вы уже начали действие, которое требуется для достижения желаемой цели, но закончить его, по той или иной причине, не можете. И когда одно и то же действие вы совершаете три или более раз, но проблема не решается, несмотря на ваши попытки, образуется своего рода «зависание в попытке» — это и есть гештальт.

Здесь простая, понятная ситуация не случайно приведена как пример, ведь состояние гештальта может появиться абсолютно в любой сфере жизни: отношения, друзья, родственники, дом, работа, семья и так далее. Более того, гештальты возникают и внутри нас самих, нашего восприятия себя и отношения к себе.

Чем опасен незакрытый гештальт

Поскольку следствием гештальта является состояние «зависания», когда человек не может сдвинуться дальше в решении проблемы, параллельно с ним могут возникнуть большое количество негативных эмоций и состояний: раздражение, опустошение, ощущение невозможности выбраться из замкнутого круга, чувство безысходности, в результате которого человек чувствует себя заложником обстоятельств.

Гештальт-терапия: что это?

Зная, что представляет собой состояние гештальта, нетрудно догадаться, что гештальт-терапевты работают над тем, чтобы помочь пациенту с этим состоянием справиться.

С научной точки зрения гештальт-терапия — одно из направлений психотерапии, позволяющее работать с глубокими внутренними состояниями человека, его мыслями, желаниями, переживаниями, спектром различных эмоций внутри той или иной ситуации.

Ее суть в том, чтобы помочь человеку избавиться от тревожных состояний, в которых он завис, понять, в связи с чем появилось это состояние, и устранить причину гештальта. Гештальт-терапия помогает вывести человека из постоянного бега по кругу посредством поиска и решения проблемы, которая привела его в состояние застоя или (в более сложных случаях) даже безысходности.

Какие проблемы решает гештальт-терапия

Самые разные: невозможность выстроить крепкие отношения, закончить начатое дело, быстро и четко принять решение. Гештальт-терапия поможет и тем, кто слишком часто (намеренно или вынужденно) меняет место работы, чувствует бессилие перед проблемой, не может найти общий язык с близкими. Спектр приложения такой терапии очень широк, поскольку ее главная задача — это улучшение качества жизни, повышение уровня осознанности и раскрытие потенциала человека.

Тяжелый случай: когда гештальт-терапии недостаточно

Если ситуация, вследствие которой возник гештальт, случилась с вами в осознанном возрасте, и вы хорошо ее помните, то для решения проблемы достаточно обратиться к гештальт-терапевту.

Однако довольно часто встречаются случаи, когда гештальт сопровождается еще более глубокими психологическими проблемами.

Например, вы начинаете встречаться с человеком, но потом он вас резко бросает, обосновывая это тем, что вы «какой-то не такой». После аналогичная ситуация повторяться несколько раз, в результате чего образуется гештальт, который внутри будет звучать так: «Я не могу выстроить долговременные отношения, потому что я плохой». Это убеждение отражает наличие эготравмы: каждый из ваших знакомых, уходя, сказал, что вы «плохой», тем самым вторгнувшись в ваше собственное «я», ваши представления о себе.

Чтобы разрешить такого рода ситуацию, лучше всего обратиться не только к гештальт-терапевту, который поможет убрать состояния, относящиеся к моменту «я не могу выстроить отношения», но и к специалисту (например, к психологу или психотерапевту), который уберёт эготравму, поможет убрать постоянное ощущение «я плохой».

Существует также эффективное направление, которое одновременно включает в себя работу с несколькими аспектами таких многосоставных проблем, — флуэдическая динамика. Специалисты в этом направлении помогают справиться со сложными, часто запутанными состояниями, такими как психо- и эготравмы, совмещённые с гештальтами, что позволяет разрешить проблему за более короткий срок.

Важно помнить, что обращаться к специалистам за помощью и следить за своим внутренним состоянием так же важно, как и за внешним, и это совершенно нормально.

Нормально и естественно оставаться здоровым, счастливым и радостным каждый день. Ведь если счастливы вы — счастливы и те, кто вокруг!

Источник

Гештальт терапия

Упражнение гельштат что это

Гештальт терапия одно из самых популярных направлений психотерапии на постсоветском пространстве в настоящее время. Набирать свою популярность он стал ещё, начиная с 90-х годов.

Что же значит гештальт? В переводе с немецкого это означает «образ», «фигура», «облик», «целостность». Основателем данной терапии является Фридрих Пёрлз. Гештальт терапия зародилась на стыке психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и восточных духовных практик.

Гештальт терапия простыми словами

Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь.

Большое значение в гештальт терапии уделяется осознанию собственных потребностей (чего я хочу?) и механизмам срыва контакта (то, что блокирует удовлетворению данной потребности).

Причиной срыва контакта могут быть незавершённые ситуации из прошлого, которые и сейчас влияют на жизнь человека.

Как это происходит? Все непрожитые обиды, подавленная радость, невозможность выразить злость оседают внутри человека и не найдя пути выхода, остаются заложниками внутри человека.

Непрожитые чувства и состояния остаются актуальными для человека. Хотя это могут быть очень давно забытые истории.

К чему это может привести:

И совершать подобные действия человек может раз за разом, не понимая откуда растут корни его проблем.

Гештальт терапия помогает найти такое событие, осознать свои потребности, прожить старые чувства и закрыть гештальт.

Где применяется гештальт-терапия

Упражнение гельштат что это

Такая терапия широко применяется для работы как в групповом формате, так и в индивидуальном.

Наиболее эффективными являются следующие направления гештальта:

В решении некоторых вопросов гештальт терапия используется только в дополнении с другими направлениями психотерапии. В таких, как:

Достоинства и недостатки гештальт-терапии

Несмотря на то, что гештальт терапия широко используется: она имеет ряд недостатков:

Достоинства гештальт терапии:

Цели и задачи гештальт терапии

Основная цель гештальт терапии – это вернуть клиенту творческое приспособление к среде, спонтанность, целостность себя как личности, наладить контакт с собой и окружающим миром.

Задачи гештальт терапии:

Основные понятия гештальт-терапии

Упражнение гельштат что это

Контакт – в гештальт терапии — это процесс энергетического обмена между человеком и окружающей средой, в котором происходит получение необходимого, полезного от среды и отвержение излишнего.

Фигура и фон – соотношение наиболее актуальных доминирующей потребностей клиента и всего остального, что остаётся на заднем плане и является фоном. Нередко фигура и фон меняются местами, когда ключевая потребность человека меняется.

Граница контакта – место, где организм взаимодействует со средой. Граница контакта в гештальт терапии является необходимым условием для самого контакта. Например, такой границей может выступать кожа человека, которая отделяется организм от окружающей среды, и через которую происходит обмен и контактирование с окружающей средой.

Связь с реальностью – хорошая связь человека с реальностью помогает адекватно оценивать ситуацию и согласна этой ситуации выбирать подходящие решения. Очень часто это связь нарушена и приходится на терапии её восстанавливать. Данное нарушение происходит из-за непрожитых кризисов, травмирующих ситуаций, которые раз за разом повторяются в жизни человека.

Осознание – открытие, которое человек совершает по отношению к себе как личности, своих личностных особенностей, отношений с другими людьми или способе организации своей жизни. Осознания в гештальт терапии помогают клиенту больше понимать про себя и свою жизнь и таким образом есть возможность что-то менять, если это не удовлетворяет.

Сопротивление – процесс, который мешает человеку осознать свои потребности или их реализовать. Например, студент должен готовиться к важному экзамену, но вместо этого он смотрит телевизор, убирается в квартире, хотя осознаёт, что сдать на хорошую оценку этот экзамен для него важно.

Целостность личности – в гештальт терапии принято считать, что личность со всеми ей присущими качествами целостная структура и важной задачей гештальт терапевта является помочь присвоить клиенту отвергаемые качества.

Феномен – целостное индивидуальное переживание. Это своего рода явление, которое обнаруживает терапевт в психике клиента или обнаруживает сам клиент с помощью рефлексии.

Основные техники и приёмы в гештальт терапии

Гештальт терапия является диалоговой моделью или ещё её называют терапия вопросов. Сами техники и методы, конечно, важны, но в процессе самой терапии более важна личность самого терапевта.

Отзеркаливание – терапевт должен возвращать клиенту слова, действия, мимику, позу, повторяющиеся действия, чувства, эмоции, которые он заметил. Т.е. терапевт служит своеобразным зеркалом, которое отражает действия и слова клиента. Это способствует лучшему опознаванию себя и новым открытиям. То, что клиент слышит со стороны, звучит совсем по-другому и даёт возможность ещё раз заострить сознание: для чего я так делаю? Что я сейчас чувствую? Хорошо ли мне сейчас?

Эмпатия – способность осознавать эмоциональное состояние другого человека, от позитивных до негативных. Эмпатия – это наше понимание другого человека через сопереживание, со чувствование. Гештальт терапия – это направление, которое часто взывает к чувствам и эмоциям. Эмпатия – это инструмент, который помогает терапевту научить клиента хорошо распознавать, осознавать свои собственные чувства и эмоции.

Работа с фигурой и фоном. Фигурой в гештальт терапии принято называть главную актуальную потребность клиента. Таких фигур может быть несколько. Фоном называют всё то, что остаётся на заднем плане. Это могут быть другие, менее важные потребности, чувства, состояния, кризисы, травмы и т.д. Гештальт терапевту важно уметь выделить фигуру и изучать фон. От фона во многом зависит, какую стратеги выберет терапевт для работы.

«Челноки» — возвратные движения, которые позволяют устанавливать связи между различными фигурами (фантазиями и реальностью, прошлым и настоящим, сном и бодрствованием). «Челноки» помогают восстановить прерывания контакта, прожить телесные и эмоциональные переживания.

Поддержка и фрустрация — фрустрация означает от латинского «разрушение планов», «переживание неудачи». Другими словами, это преодоление барьеров на пути достижения цели. Именно фрустрация помогает клиенту расти. А психолог в этом процессе является ресурсом, который поддерживает клиента. Задача в гештальт терапии соблюдать баланс между поддержкой и фрустрацией.

Механизмы срыва контакта в гештальт терапии

Упражнение гельштат что это

Для того, чтобы найти сбой в нарушение удовлетворении потребности исследуют механизмы прерывания контакта в гештальт терапии. Главная задача терапевта является обнаружить эти механизмы срыва контакта и вместе с клиентом работать на замену на здоровые способы реагирования и удовлетворения своих потребностей.

Важно отметить, что механизмы срыва контакта в гештальт терапии носят неосознаваемый характер и когда-то для человека они были творческим приспособлением. Механизмы прерывания контакта защищают человека от неприятных и болезненных осознаваний и переживаний.

Работа с сопротивлением в гештальт терапии

Упражнение гельштат что это

Процесс терапии очень сложный и трудоёмкий. Он вбирает в себя много знаний гештальт терапевта, а также возможность делиться этими знаниями в подходящий момент и грамотно организовывать сам процесс терапии.

Важное место в этой работе занимает работа с сопротивлением. Убрать полностью сопротивление невозможно, но важно его осознавать.

С чем связано сопротивление? Сопротивление чаще всего связано со страхом изменений. Любые изменения, даже положительные могут вызывать страх.

На сопротивление влияют внешние факторы:

Сопротивлению могут способствовать внутренние факторы:

В чём заключается роль гештальт-терапевта?

Проведение гештальт-терапии

Гештальт терапия хорошо зарекомендовала себя как в личной терапии, таки в групповой работе.

Упражнение гельштат что это

Группа имеет свои преимущества и ограничения. Групповая работа очень отличается от индивидуальной. Стоит внимательно прислушаться к себе, чтобы понять какой формат Вам ближе?

Чаще всего наиболее эффективной является работа и в личной терапии, и в группе. Но не всегда и не всем стоит совмещать такую работу. Иногда наиболее продуктивно будет проходить только индивидуальную работу.

Преимущества индивидуальной работы:

Упражнение гельштат что это

Упражнение гештальт терапии

Гештальт терапия славится своими экспериментами, которые зачастую рождаются в ходе самой работы. Их может быть большое количество.

«Пустой стул»

Это упражнение используется в гештальт терапии для работы над отношениями с родными, друзьями, коллегами, а также разными частями самого человека (плохой-хороший, добрый-злой, красивый-некрасивый).

Терапевт предлагает клиенту представить на пустом стуле человека или своё качество и выразить свои чувства и мысли к этой части или воображаемому человеку. Далее происходит диалог клиента с воображаемым человеком или не принимаемой частью.

«Работа со сновидениями»

Сновидения несут в себе неиссякаемый источник информации о человеке, его опыте, состоянии.

Гештальт терапевт предлагает рассказать клиенту свой сон. Потом озвучить диалог между разными элементами сна в настоящем времени от первого лица.

«Горячий стул»

Это упражнение подходит для работы в группе и особенно хорошо используется для знакомства всех членов группы. Один из участников садится на стул в центре, а другие набрасывают ассоциации насчёт человека, который сидит в центре. Это могут быть качества, чувства, персонажи мультиков или фильмов. Потом на этот стул садится другой участник и так по кругу.

«Работа с телом»

Большое внимание в гештальт терапии отводится телу. Если у клиента наблюдаются какое-то непроизвольные, повторяющиеся дейтвия (постукивание по столу, полу сжатые кулаки, поглаживание себя по голове), то терапевт предлагает ему сосредоточиться и проанализировать это движение. Ответить на вопрос как это действие связанно с его жизнью сейчас?

«Здесь и сейчас»

Терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на чувствах, ощущениях в теле прямо «здесь и сейчас» и поисследовать как клиент ощущает себя, находясь в данном помещении, на консультации в целом.

«Работа на границе контакта»

Гештальт терапия помогает исследовать отношения не только за пределами кабинета и где-то там, но и отношения клиента и терапевта. Как помогает? Этот метод позволяет обнаружить те самые незакрытые гештальты, ошибки, «провалы» в построении отношений с другими людьми.

Обучение гештальт терапии

Чтобы стать специалистом, который может называть себя гештальт-терапевтом и освоить методы гештальт-терапии следует выполнить целый ряд условий.

Обучение гештальт терапии происходит в 3 этапа:

1-ая ступень, которая в среднем длится до 1 года. В обучении могут принимать участие люди не обязательно с психологическим образованием. На 1-ую ступень могут прийти все желающие после прохождения собеседования.

1-ая ступень носит терапевтический характер. Это означает, что с Вами будут работать как с клиентом, Вы можете прийти и рассказать о своих проблемах и поработать в групповом или индивидуальном формате над решением своих вопросов. В конце прохождения выдаётся сертификат.

2-ая ступень, которая в среднем занимает 4-5 лет. Обучение обычно проходит 1 раз в месяц по выходным дням.

Чтобы стать гештальт-терапевтом необходимо выполнить ряд условий:

3-яя ступень длится 2 года. После прохождения данной ступени специалист может быть ведущим гештальт групп и консультировать практикующих психологов в рамках данного подхода.

Заключение

Гештальт терапия – это направление, которое развивается, дополняется и совершенствуется, оно богато теоретическим и практическим материалом. Именно благодаря этому это направление является ведущим в практической психологии.

Гештальт – это своего рода философия жизни, потому во главе стоит сам процесс, а не результат, достижения или промахи. Не настолько важно куда конкретно Вы идёте, а важнее сама дорога.

Автор: Гукова Юлия Сергеевна, психолог, гештальт-консультант.

Источник

Ж. Асихотерапевтические упражнения особенно меня интересовали с самого начала моей карьеры. В конце шестидесятых, когда работал в Эзалене, я стал систематически вводить их в определенные курсы. После отъезда Фритца в Канаду я вел два вида курсов: на одних (в сотрудничестве с Бобом Холлом и Диком Даунингом) это был обычный Гештальт (Джим Симкин вел в это время тренировочные курсы); на других я воспользовался возможностью, предоставленной моими спонсорами, чтобы ввести нечто новое, посвящая утро медитации, вечер Гештальту, а день чему-то среднему: упражнения в маленьких группах во взаимодействии медитации и столкновения.

Я полагаю, что большая часть происходящего в психотерапии на самом деле зависит от пациента, поскольку этот процесс внутренний, из которого развивается желание видеть и желание лечить. Психотерапию, с одной точки зрения, можно рассматривать как контекст, в котором происходит внутреннее событие: как поддержка для самотерапевтического процесса. Какая бы помощь не предлагалась бытием и навыком терапевта, существует еще такая вещь, как работа над собой психологически, и многие делают ее наощупь, даже и не зная о формальной психотерапии или духовном наставничестве.

Мое мнение по поводу возможности и важности работы по самотерапии было поддержано собственным приглашением Фритца исследовать самотерапию в Гештальтных упражнениях в начале 1951 года. Классическая Гештальт-терапия всегда интересовала меня в подразделении межличностных структур, представляющих общие терапевтические принципы и, таким образом, могущих оказаться полезными для проведения самоработы для помощи себе. За годы работы мне удалось даже усовершенствовать минилабораторную ситуацию до уровня получения субстанциальных терапевтических результатов посредством наблюдения такого процесса у работающих друг с другом людей.

В начале 70-х у меня была возможность интенсивно использовать терапевтические упражнения в небольшой группе в связи с экспериментом по обучению, который потом перерос в институт SAT, направлением которого явилось организация группы в самолечащую систему. Упражнения для небольшой группы в этом исследовании служили и для терапевтических, и для учебных целей, здесь же была представлена серия «Гештальтных упражнений», в которых я постарался дать возможность участникам сконцентрироваться на развитии специфических навыков, таких, как прослушивание, мониторинг их континуума осознанности, исследование языка тела, отражение и т.д.

Последняя серия упражнений в отношении конфликта «обвинитель/обвиняемый» также представляет превосходную возможность и тренировки, и терапии, здесь тренировка индивида из четырех фаз задействует, кроме упражнения интуиции, умение стимуляции эмоциональной экспрессии, а в особенности гнева.

Обрабатывая и делясь своими духовными рецептами, я не мог не оценить, оглядываясь назад, Фритца за его упражнение Я/Ты, которое мне тогда не удалось ни попробовать, ни пройти вместе с остальным наследием Гештальта. Упражнение Фритца заключалось в произнесении двумя индивидами вереницы Я и Ты в различных комбинациях и ритмах по выбору.

Я почувствовал, что переживание не идет дальше, чем игра словами, что могут быть и другие, значение которых не оценено: ощущение Я в балансе с ощущением Другой. Некоторые упражнения я нашел сам и описал для тех, кому они могут пригодиться для фокусировки на вопросе Я/Ты. Эти упражнения я проводил во многих группах, где их находили и персонально значительными и существенными для профессиональной подготовки.

Хотя в такой деятельности по комбинированию утонченной микролабораторной работы и терапевтической подготовки я черпал вдохновение вне Гештальт-терапии, на мою практику, естественно, сильное влияние оказал Гештальт; для этой главы я отобрал несколько упражнений, которые можно рассматривать как прямое воплощение идей Гештальта.

I. Упражнение Я / Ты

Первое упражнение, приведенное ниже, можно рассматривать и как развитие изначально присущего Гештальт-терапии, и как заимствование из Суфизма: упражнение фокусировки на ощущение присутствия или самости. Второе также можно рассматривать и как разработку того, что уже существует в гештальтном подходе, и как заимствование: развитие посредством упражнения ощущения самости в другом, ощущения «Ты» в противовес переживания ощущения «Эго». Работая по отдельности с собой и с другими над этими двумя техниками, я, естественно, открыл сил их в комбинации: упражнение одновременного осознании себя самого и присутствия и бытия другого.

Сядьте друг напротив друга и закройте глаза.

Обратите внимание на телесные ощущения, позу, выражение лица, произведите коррекции в позе или отношении, если этого потребует сознание.

Теперь откройте глаза, однако оставаясь застывшими телом и мыслью.

Расслабьте глаза, все еще оставаясь застывшими телом и мыслью.

Почувствуйте «Я здесь».

Продолжайте с возможно продолжительным вниманием.

Как и прежде, начните с того, что сядьте лицом друг к другу, закрыв глаза, приняв удобную позу, отношение, состояние.

Затем, после того, как достигнуто полное умиротворение, откройте глаза, при этом сидя, физически расслабившись, сконцентрировавшись на предполагаемом, ни словесном, ни не словесном диалоге; забудьте о себе, насколько это возможно, во время фокусировки на ощущении, что человек перед вами действительно существует, что он человек, а не вещь, сознательное существо, смотрящее на вас.

Попробуйте, пытаясь в то же время интенсифицировать ощущение присутствия в себе и другом и ощущение космической глубины.

Пусть ощущение бесконечности поддерживает ваше расслабление и растворяет ваш рассудок.

II. Континуум Осознанности в Медитационном контексте

Я считаю, что, несмотря на обилие разговоров по поводу континуума осознанности, его практике не посвящают всего заслуженного им внимания, поскольку не полностью принимают его за практику, практику здорового сконцентрированного на настоящем отношения, но, наоборот, просто выделяют как отправную точку для других терапевтических интервенций и директив.

Имеющие опыт в упражнении континуума осознанности не могут не заметить, что, как и вообще психологические упражнения, оно иногда бывает законченным и плодотворным, а иногда поверхностным: вереница кажущихся бессмысленными самовыражений, более типичных! для перечисления восприятий: сейчас я смотрю на коврик сейчас я слышу, как проезжает машина и т.д. Так где же чудо? Что же делает акт осознания момента чем-то глубоким, проникновенным?

Позвольте теперь более пространно рассказать о роли обоих, а также о роли третьего участника, который является наблюдателем. Мы будем работать с группами из трех человек в такой последовательности, что у каждого будет по десять минут работы.

Если ты готов рассказать о том, что у тебя не отрепетировано, если ты готов удивиться тому, что сказал, ты можешь выйти из собственного образа. Ты либо выражаешь, либо производишь впечатление. Многое из того, что делается в континууме осознанности, все еще находится в сетях роли, внутри границы не произведения плохого впечатления. Я все это говорю, потому что думаю о том, что происходящее в упражнении такой легкости зависит от твоей степени свободы; зависит от того, чему ты позволяешь проявиться и как ты расцениваешь свои неопределенные потенции. Все зависит от тебя: превратить ли упражнение в тривиальность или в грандиозное событие; все зависит от того, насколько ты открыт и искренен в своем желании работать.

III. Упражнения «Обвинитель /Обвиняемый»

Поскольку у человека с внутренними проблемами имеется обвинитель или суперэго, и поскольку каждому обвинителю соответствует свой обвиняемый, то мне кажется, что в неврозе всегда присутствует вопрос самоконтроля, ненависти к себе и самоманипуляции. Таким образом, можно выбрать, на чем основан конфликт. Выбор предполагает систематизацию, а серия упражнений, которые я описываю ниже, представляют постепенную прогрессию.

Самообличение как Катарсис

Катарсис, говорит нам Аристотель, является пиком драмы; если так, то будет наиболее подходящим использовать драматизацию как средство для выявления (и таким образом для осознания) ненавистного самоконтроля, который обычно скрыт в неврастенических поступках и психосоматических расстройствах. (Аргентинский психоаналитик Анхел Гарман говорил о том, как «суперэго грызет слизистую желудка»).

В начале этого упражнения я обычно объясняю, что, когда блокируются поведенческие каналы для экспрессии гнева посредством внутреннего запрета, трудно пережить эмоцию ярости, т.е. драматизация может облегчить обретение этого чувства. (Здесь можно воспользоваться метафорой «затравки насоса»: «Ну-ка, отмочи»,- говаривал Фритц, пока поток эмоции не начал течь в словах, в голосе, в жестах).

Третья и Четвертая фазы: Переключение Обвинителя и Работа по Договору

Когда предыдущее упражнение выполняется добросовестно, это может привести к психологическому прорыву: к освобождению от обвинителя с соответствующим ростом внутренней свободы. Однако, по моему убеждению, это не окончательная свобода, не полное освобождение от власти обвинителя. Другой пласт психологической обструкции проявляется со временем, в итоге обвинитель не отсекается, а ассимилируется. Концом ситуации обвинитель/обвиняемый является процесс синтеза, интеграции, диалектического очищения.

Чтобы это произошло, я полагаю, обвинитель должен отказаться от своей роли из полного понимания того, что он делает, и захотеть выйти из непереносимой ситуации (сюда включается и желание послужить целительному процессу). Переключение обвиняемого является лишь половиной лечения основы раскола психики. Другой половиной является переключение обвинителя: сделать его доброжелательным вместо контролирующего, чтобы его сердитость прекратила тиранию психики и стала ранимой и чувствующей.

Самым коротким путем этого переключения является погружение в роль обвинителя, поскольку суперэго выступает как родитель, которого мы создали, чтобы защитить и помочь себе, и наше суперэго желает только помочь нам.

Переключение обвинителя (посредством которого индивид переключается от сердитых обвинений к соприкосновению, оставаясь обвинителем, со своими расстроенными желаниями и к выражению их отношением ранимости) выглядит таким подходящим путем к дальнейшему диалогу доминирующей и подавляемой подсущности, что я лишь теоретически их разделяю. На практике же я предлагаю это переключение как продолжение непрерывного процесса. При знакомстве членов группы с этой фазой процесса я предлагаю им придать обвинителю (внутреннему наставнику) возможность говорить, наделить его готовностью выслушать о нуждах обвиняемого, как ребенка. Я сравниваю ситуацию встречи этих двух подличностей, делящих одно тело, подчеркиваю важность научиться жить вместе самым лучшим образом. Я предлагаю также выработать соглашение, подвинуться к заключению договора.

Читайте также

Глава 12 Гештальт — психология

Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей Мы проследили путь развития психологии от начальных идей Вильгельма Вундта, получивших дальнейшую разработку у Титченера, через образование функционалистской школы мышления к распространению

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165]

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165] Фредерик Соломон Перлз (1893–1970) Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь Перлз описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к

Глава 1. Что такое Гештальт?

Глава 1. Что такое Гештальт? Гештальт-теория На самом деле, почему Gestalt? Что хотят выразить с помощью этого «странного» термина? Почему не говорить на смеси французского и английского, как это делает весь мир?Действительно, Gestalt (произносится Гештальт[3]) – это немецкий

Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт

Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт Гештальт в повседневной жизни В предыдущих главах мы прежде всего рассматривали терапевтические аспекты Гештальта. В действительности же, исторически, гештальт-терапия родилась как попытка ревизии психоанализа, и первые

Глава 6. Мозги Гештальт

Глава 6. Мозги Гештальт Является ли психотерапия химиотерапией? Как мы видели, Гештальт быстро распространяется в самые разнообразные области, и его эффективность уже не оспаривается. Но на чем она базируется? Как она ухитряется глубоко, быстро и надолго изменить людей? В

Глава 7. Сновидение и Гештальт

Глава 7. Сновидение и Гештальт Сновидение как «сообщение» Фрейд называл сновидение «королевской дорогой» к бессознательному. Перлз не отрекался от своего учителя – по крайней мере в этом вопросе – и заявлял даже, что детальный анализ одного сновидения может дать пищу

Глава 6 Интеграция гештальт-терапии

Глава 6 Интеграция гештальт-терапии Гештальт-терапия, созданная Фредериком Перлзом в начале 1950-х гг., получила распространение в Соединенных Штатах и Канаде в 1960-1970-х гг. в связи с ростом «движения за актуализацию человеческого потенциала», где она становится в один ряд с

Глава 2 ГЕШТАЛЬТ БЕГЛЫМ ВЗГЛЯДОМ

Глава 2 ГЕШТАЛЬТ БЕГЛЫМ ВЗГЛЯДОМ Лекция-демонстрация в Вашингтонском Университете, класс психологов-консультантов.Я хотел бы выяснить, чего вы хотите от сегодняшней встречи. Одноразовая встреча может быть несколько ограничивающей. Не то, чтобы сущность Гештальта нельзя

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ Начиная писать эту главу, я чувствую себя как музыкант, пытающийся передать, что такое Девятая симфония Бетховена, насвистывая несколько тактов основной темы. Гештальт — немецкое слово. Оно означает структурированное целое, подчеркивает

Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Глава 6 ЗАМЕТКИ О ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Большая часть этой книги посвящена Гештальту как философии жизни, как отношению к жизненному опыту, а не как терапии, осуществляемой по отношению к другим. Однако, поскольку Гештальт используется и таким образом, в этой главе я

Глава 10. Гештальт-терапия

Глава 10. Гештальт-терапия Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств. Она также с успехом применяется при терапии многих психосоматических расстройств, в работе с широким

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *