Укажите что включает в себя этап внедрение жизненного цикла информационной системы
Жизненный цикл информационной системы
Необходимость проектирования ИС может обусловливаться разработкой и внедрением информационных технологий в организации (построение новой информационной системы) либо при модернизации существующих информационных процессов, либо при реорганизации деятельности предприятия (проведении бизнес-реинжиниринга). Потребности проектирования ИС указывают: во-первых, для достижения каких целей необходимо разработать систему; во-вторых, определяется, к какому моменту времени целесообразно осуществить разработку; в-третьих, какие затраты необходимо осуществить для проектирования системы.
Проектирование ИС является трудоемким, длительным и динамическим процессом. Технологии проектирования, применяемые в современных условиях, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС [34,43].
Содержание жизненного цикла разработки ИС сводится к выполнению следующих стадий:
1) планирование и анализ требований (предпроектная стадия) — системный анализ. Проводится исследование и анализ существующей информационной системы, определяются требования к создаваемой ИС, формируются технико-экономическое обоснование (ТЭО) и техническое задание (Т3) на разработку ИС;
2) проектирование (техническое и логическое проектирование). В соответствии с требованиями формируются состав автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состав обеспечивающих подсистем (системная архитектура), проводится оформление технического проекта ИС;
3) реализация (рабочее и физическое проектирование, кодирование). Разработка и настройка программ, формирование и наполнение баз данных, формулировка рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта;
4) внедрение (опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ИС в эксплуатацию по подразделениям организации, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ИС;
5)эксплуатация ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление недоработок и ошибок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2—5).
Ниже рассматривается основное содержание стадий и этапов жизненного цикла ИС.
Системный анализ. Основными целями этапа являются:
• формулировка потребностей в новой ИС (определение всех недостатков существующей ИС);
• выбор направления и определение экономической обоснованности проектирования ИС.
Системный анализ ИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого объекта в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате этого этапа выявляются недостатки существующей ИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления (создается технико-экономическое обоснование проекта ИС). После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ИС определяются в терминах функций, реализуемых системой.
Этап проектирования предполагает [34]:
• проектирование функциональной архитектуры ИС, которая отражает структуру выполняемых функций;
• проектирование системной архитектуры ИС (состав обеспечивающих подсистем);
Формирование функциональной архитектуры, которая представляет собой совокупность функциональных подсистем и связей между ними, является наиболее ответственным и важным этапом с точки зрения качества всей последующей разработки ИС.
Построение системной архитектуры на основе функциональной предполагает определение элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации.
Реализация включает разработку программ и инструкций для пользователей, создание информационного обеспечения, включая наполнение баз данных, Внедрение разработанного проекта разделяется на опытное и промышленное.
Этап опытного внедрения подразумевает проверку работоспособности элементов и модулей проекта, устранение ошибок на уровне элементов и связей между ними. Этап сдачи в промышленную эксплуатацию заключается в организации проверки проекта на уровне функций, контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа.
Важной особенностью жизненного цикла ИС является его повторяемость (цикличность) «системный анализ — разработка — сопровождение — системный анализ». Это соответствует представлению об ИС как о развивающейся, динамической системе, При первом выполнении стадии «Разработка» создается проект ИС, а при последующих реализациях данной стадии осуществляется модификация проекта для поддержания его в актуальном состоянии.
С точки зрения реализации перечисленных аспектов в технологиях проектирования ИС модели жизненного цикла, определяющие порядок выполнения стадий и этапов, претерпевали существенные изменения. Среди известных моделей жизненного цикла можно выделить следующие:
• каскадная модель (до 70-х годов) — последовательный переход на следующий этап после завершения предыдущего;
• итерационная модель (70—80-е годы) — с итерационными возвратами на предыдущие этапы после выполнения очередного этапа;
• спиральная модель (80—90-е годы) — прототипная модель, предполагающая постепенное расширение прототипа ИС.
В каскадной модели переход на следующий, иерархически нижний этап происходит только после полного завершения работ на текущем этапе [34] (рисунок 3).
Достоинство каскадной модели заключается в планировании времени осуществления всех этапов проекта, упорядочении хода конструирования.
Недостатки каскадной модели:
• реальные проекты часто требуют отклонения от стандартной последовательности шагов (недостаточно гибкая модель);
• цикл основан на точной формулировке исходных требований к ПО (реально в начале проекта требования заказчика определены лишь частично);
• результаты проекта доступны заказчику только в конце работы.
Рисунок 3—Классический жизненный цикл разработки ИС
Итерационная модель. Построение комплексных ИС подразумевает согласование проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию снизу вверх предполагает необходимость таких итерационных возвратов, когда проектные решения по отдельным задачам объединяются в общие системные решения, и при этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Вследствие большого числа итераций возникают рассогласования и несоответствия в выполненных проектных решениях и документации.
Спиральная модель — классический пример применения эволюционной стратегии конструирования.
Как показано на рисунке 4, спиральная модель определяет четыре действия, представляемые четырьмя квадрантами спирали:
• планирование — определение целей, вариантов и ограничений;
• анализ риска — анализ вариантов и распознавание (выбор) риска;
• конструирование — разработка продукта следующего уровня;
• оценивание — оценка заказчиком текущих результатов конструирования.
Интегрирующий аспект спиральной модели очевиден при учете радиального измерения спирали. С каждой итерацией по спирали (продвижением от центра к периферии) строятся все более полные версии ПО.
Спиральная модель жизненного цикла ИС реально отображает разработку программного обеспечения; позволяет явно учитывать риск на каждом нитке эволюции разработки; включает шаг системного подхода в итерационную структуру разработки; использует моделирование для уменьшения риска и совершенствования программного изделия.
Недостатками спиральной модели являются:
• новизна (отсутствует достаточная статистика эффективности модели);
• повышенные требования к заказчику;
• трудности контроля и управления временем разработки.
В основе спиральной модели жизненного цикла лежит применение прототипной технологии или RAD-технологии (rapid application development— технологии быстрой разработки приложений). Основная идея этой технологии заключается в том, что ИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. При прототипной технологии сокращается число итераций, возникает меньше ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование ИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной ИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитария и использованию CASE-технологий.
RAD-технология обеспечивает экстремально короткий цикл разработки ИС. При полностью определенных требованиях и ограниченной проектной области RAD-технология позволяет создать полностью функциональную систему за очень короткое время (60—90 дней). Выделяют следующие этапы разработки ИС с использованием RAD-технологии:
1) бизнес-моделирование. Моделируется информационный поток между бизнес-функциями. Определяются ответы на вопросы:
Какая информация руководит бизнес-процессом? Какая информация генерируется? Кто генерирует ее? Где информация применяется? Кто обрабатывает информацию?
2) моделирование данных. Информационный поток отображается в набор объектов данных) которые требуются для поддержки деятельности организации. Определяются характеристики (свойства, атрибуты) каждого объекта, отношения между объектами;
3) моделирование обработки. Определяются преобразования объектов данных, обеспечивающие реализацию бизнес функций. Создаются описания обработки для добавления, модификации, удаления или нахождения (исправления) объектов данных;
4) генерация приложения. Предполагается использование методов, ориентированных на языки программирования 4-го поколения. Вместо создания ПО с помощью языков программирования 3-го поколения, RAD-процесс работает с повторно используемыми программными компонентами или создает повторно используемые компоненты для обеспечения конструирования используются утилиты автоматизации (САSE-средства);
5) тестирование и объединение. Поскольку применяются повторно используемые компоненты, многие программные элементы уже протестированы, что сокращает время тестирования (хотя все новые элементы должны быть протестированы).
Применение RAD имеет и свои недостатки, и ограничения:
• большие проекты в RAD требуют существенных людских ресурсов (необходимо создать достаточное количество групп);
• RAD применима только для приложений, которые можно разделять на отдельные модули и в которых производительность не является критической величиной;
• RAD неприменима в условиях высоких технических рисков.
Укажите что включает в себя этап внедрение жизненного цикла информационной системы
Для успешной реализации проекта информационная система должна быть прежде всего адекватно описана, построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирова ние ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.
Такой интуитивный способ проектирования обычно порождал следующие проблемы:
Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса – CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС.
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для их выполнения, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Существует ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ программного обеспеч ения и процессы разработки. Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:
1. Формирование требований к ИС
1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС.
1.2. Формирование требований пользователя к ИС, отчёта о выполненной работе, оформление заявки на разработку ИС (тактико-технического задания)
2. Разработка концепции ИС.
2.1. Изучение объекта и проведение необходимых научно-исследовательских работ.
2.2. Разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющего требованиям пользователя.
2.3. Оформление отчёта о выполненной работе.
3. Техническое задание.
Разработка и утверждение технического задания на создание ИС.
Определение функций ИС и её подсистем, концепция информационной базы (укрупнённая структура БД).
5. Технический проект.
5.1. Разработка проектных решений и документации по системе и её частям.
5.2. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования ИС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку.
5.3. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. Рабочая документация.
6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части.
6.2. Разработка или адаптация программных средств ИС.
7.1. Подготовка объекта автоматизации и персонала к вводу ИС в действие.
7.2. Комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).
7.3. Строительно-монтажные работы.
7.4. Пусконаладочные работы.
7.5. Проведение предварительных испытаний.
7.6. Проведение опытной эксплуатации и приёмочных испытаний.
8. Сопровождение ИС
8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.
8.2. Послегарантийное обслуживание
· Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки. Суть работы в рамках RUP – это создание и сопровождение моделей на базе UML. У рабочего процесса проектирования и создания ИС есть два измерения: горизонтальное и вертикальное(рис. 1) :
Начальная стадия ( Inception) посвящена определению границ системы и устранению экономических рисков (в частности, именно здесь принимается решение о том, имеет ли смысл продолжать разработку). Основное внимание в ней уделяется моделированию бизнес процессов и работе с требованиями. Результатом данной стадии является концептуальный прототип ИС.
Стадия уточнения (Elaboration), направлена на тщательную проработку требований и выбор основных проектных решений. На этой стадии концептуальный прототип превращается в реальную систему, позволяющую протестировать и оценить выбранные архитектурные решения. К концу стадии команда готова к быстрой и качественной разработке основного объема кода системы. Наличие тщательно проработанной устойчивой архитектуры гарантирует, что в дальнейшем не придется перерабатывать большие фрагменты системы.
На стадии конструирования (Construction) основными задачами становятся быстрая и экономичная разработка кода системы. К концу конструирования система должна быть готова к передаче заказчику для бета-тестирования и/или приемо-сдаточных испытаний.
Стадия внедрение (Transition) ЖЦ посвящена подготовке разработанного продукта к передаче его заказчику или к тиражированию и распространению (если это «коробочный» продукт).
Анализ рассмотренных выше стандартов, научной и учебной литературы по проектированию ИС, личный опыт автора по созданию ИС позволяет условно выделить следующие основные этапы жизненного цикла, которые будут являться системообразующими составляющими содержания обучения:
· разработка требований– определение того, что должна делать система;
· проектирование – определение того, как система будет делать то, что она должна делать. Проектирование это, прежде всего, спецификация подсистем, функциональных компонентов и способов их взаимодействия в системе;
· реализация – создание функциональных компонентов и подсистем по отдельности, соединение подсистем в единое целое;
· тестирование – проверка функционального и параметрического соответствия системы показателям, определенным на этапе анализа ;
· внедрение – установка и ввод системы в действие;
· сопровождение – обеспечение штатного процесса эксплуатации системы на предприятии заказчика.
Модель жизненного цикла отражает различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом её полного выхода из употребления. Модель жизненного цикла – структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения её использования.
К настоящему времени наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:
Электронная библиотека
Подобно живому организму, всякий продукт (товар или услуга) имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента его «рождения» (или, возможно, с момента зарождения идеи) и заканчивается его «смертью», или изъятием из употребления.
Жизненный цикл ЭИС – совокупность этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о ее создании до прекращения функционирования.
Жизненный цикл экономической информационной системы включает следующие этапы:
2) проектирование логическое и техническое;
3) проектирование рабочее (физическое);
Предпроектный этап включает в себя исследование и анализ системы управления компанией, выявляющие имеющихся информационных потребителей. Целью данного этапа является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие будущей ИС целям и задачам организации.
Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки.
Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.
На этом этапе должны решаться проблемы, связанные с разработкой технического задания, плана мероприятий по подготовке объекта, включая подготовку персонала и финансирования. На данном этапе также осуществляется анализ осуществимости ИС, а именно рассматривается:
· эксплуатационная осуществимость – возможно ли создание данной ИС, насколько она будет удобно в эксплуатации и отвечать заданным требованиям;
· экономическая осуществимость – стоимость, эффективность с точки зрения пользователя;
Проектирование логическое и техническое – это разработка в соответствии со сформулированными требованиями и выявленными информационными потребностями системной и функциональной архитектуры ЭИС.
На этапе проектирования, прежде всего, формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.
Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных (ограничения, триггеры, хранимые процедуры). Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.
Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем.
Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются виды архитектуры:
· архитектура «файл-сервер» или «клиент-сервер»;
· база данных централизованная или распределенная. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
· серверы, параллельные или одиночные для баз данных (в целях достижения необходимой производительности) и т.д.
Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.
Проектирование рабочее (физическое) включает создание и настройку программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала. Проектирование заканчивается созданием рабочего проекта.
Рабочий проект – это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности автоматизированной системы управления и уточненный перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
В ходе опытного и промышленного внедрения осуществляется комплексная отводка системы и обучение персонала.
Внедрение системы – это процесс постепенного перехода от существующей ЭИС к новой, предусмотренной документацией рабочего проекта на всю систему. Внедрение отдельных задач и подсистем может проводиться параллельно с разработкой рабочего проекта на всю систему.
Основными этапами внедрения системы являются:
· подготовка объекта к внедрению системы;
· сдача задач и подсистем в опытную эксплуатацию;
· проведение опытной эксплуатации;
· сдача задач, подсистем, системы в целом в промышленную эксплуатацию.
Опытная эксплуатация ИС заключается в проверке алгоритмов, программ и звеньев технологического процесса обработки данных в реальных условиях. Она проводится для следующего:
· окончательной отладки программ и отработки технологического процесса решения задач;
· проверки подготовленности информационной базы;
· отработки взаимосвязи задач системы;
· приобретения навыков работы персоналом предприятия;
· настройки всей системы в целом и устранения выявленных недочетов.
После окончания опытной эксплуатации системы составляется отчет о внедрении. При положительных результатах опытной эксплуатации система сдается в промышленную эксплуатацию.
Эксплуатация ЭИС – ее использование в реальных условиях. В ходе эксплуатации также осуществляется сопровождение, анализ работы системы, исправление ошибок и недоработок, оформление требований и разработка планов по модернизации и расширению системы.
Изъятием ЭИС из эксплуатации называется полное изъятие ЭИС из эксплуатации или существенная модернизация, позволяющая говорить о создании принципиально новой информационной системы.
Существующие модели жизненного цикла определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели жизненного цикла:
1) каскадная модель, предполагающая переход на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу;
2) поэтапная модель с промежуточным контролем, т.е. итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью, однако время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки;
3) спиральная модель делает упор на начальные этапы ЖЦ: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
На всех этапах жизненного цикла ЭИС большую роль играют специалисты экономического профиля, которые:
· формируют требования к будущей информационной системе или плану ее модернизации;
· осуществляют обоснование и расчет экономической эффективности отдельных решений, используемых в составе ИС и системы в целом;
· участвуют непосредственно в процессе создания ЭИС, помогая моделировать бизнес-процессы и соответствующие им информационные процессы, в том числе и работники предприятия, для которого создается ИС, в соответствии с одним из принципов создания ИС.
· участвуют в отладке системы при передаче ее в эксплуатацию;
· (эксперты) используют свои знания и опыт для наполнения баз данных и знаний;
· на этапе внедрения разрабатывают инструкции и обучают персонал, применяя свои знания и практический опыт.
Исследования последних лет показали, что повышение производительности за счет использования информационных технологий достигается очень редко. Главная причина в том, что новые информационные технологии часто являются зеркальным отображением предыдущих методов и процессов. Осознание этого привело к
появлению нового направления в области управления – реинжиниринга бизнес-процессов, под которым понимается улучшение или совершенствование уже существующего бизнес-процесса за счет использования информационных технологий с параллельным фундаментальным переосмыслением и радикальной переориентацией деловых процессов для достижения резких улучшений важных показателей (повышения производительности, улучшения качества, снижения себестоимости).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00