Умная школа что это

Проект «Умная школа»

SMART SCHOOL Project

I. A. Frolov, Member of the Board of Association of Energy Service Companies RAESKO

Keywords: education institutions, energy efficiency studies, Smart School project objectives, project implementation results, receipt of real knowledge

Департаментом образования и науки города Москвы за последние несколько лет запущен ряд образовательных проектов, направленных на повышение заинтересованности учащихся в различных отраслях науки, медицины и народном хозяйстве. Это такие проекты, как «Инженерный класс», «Медицинский класс», «Академический (научно-технологический) класс» и «Курчатовский проект». Эти проекты предназначены для оказания помощи учителям в построении учебного процесса, организации взаимодействия различных учреждений и подразделений Департамента образования и науки города Москвы, а также привлечения специалистов университетов, исследовательских центров, научных организаций и производственных компаний.

Остановимся на одном из разделов общего проекта «Инженерный класс» – проекте «Умная школа».

ПРОЕКТ «УМНАЯ ШКОЛА»

И. А. Фролов, член совета Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО

«Умная школа» – последнее время данная формулировка довольно часто используется при презентации различных проектов. Не претендуя на анализ всех существующих проектов по «Умной школе» или на истину в последней инстанции, поделюсь опытом, который был наработан в течение последних двух лет в Москве. Но прежде чем представить итоги реализации проекта «Умная школа», хотелось бы отметить, что при посещении образовательных учреждений меня очень поразило, насколько в Москве они продвинулись по созданию инфраструктуры, позволяющей организовать учебный процесс: созданы ИТ-классы, роботоклассы, классы моделирования, оснащенные 3D-принтерами и другим цифровым оборудованием.

Остановимся на одном из разделов общего проекта «Инженерный класс» – проекте «Умная школа».

Умная школа что это

Проект «Умная школа» (далее – Проект) предусматривает внедрение в образовательных учреждениях энергосберегающего/энергоэффективного оборудования, создание системы контроля и управления энергоснабжением и энергопотреблением зданий образовательных учреждений, сбор данных о потреблении энергоресурсов, разработка программного обеспечения, позволяющего на основе анализа полученных данных моделировать различные ситуации и разрабатывать алгоритмы управления потреблением энергетических ресурсов в здании, учреждении и комплексе в целом.

Уточним, что задачей Проекта является не снижение или оптимизация потребления энергетических ресурсов (хотя программу энергосбережения никто не отменял), а организация образовательного процесса (профориентация) учащихся по темам энергоэффективности, энергоменеджмента, цифрового энергосбережения, инновационного развития на примере реальных объектов образования. Одно дело, когда учитель на уроке объясняет закон Ома, правила Кирхгофа или законы термодинамики и на доске пишет формулы и чертит графики, и совсем другое, когда те же постулаты можно показать на примере класса, в котором сейчас находятся сами ученики, или здания школы в целом, а также дать ученикам возможность перенести свои знания на другие объекты: например, посчитать, на сколько снизится потребление электроэнергии в квартире ученика, если он заменит лампы накаливания на светодиодные и внедрит систему диммирования. Таких примеров может быть множество.

Вот еще один пример. Утро, на улице еще темно. Дети вошли в класс, начался урок. Температура внутри помещения, например, 24 °С. В течение урока температура в помещении может повыситься за счет тепловыделений от находящихся там учеников, от изменения интенсивности солнечной радиации. Учитывая условия естественной инсоляции и инфильтрации в классе, школьники, используя обучающие системы, во-первых, могут создать модель постепенного снижения уровня искусственного освещения в классе. Во-вторых, путем регулирования отопительных приборов уменьшить количество циркулирующего теплоносителя, тем самым понижая температуру в классе до оптимальной. Причем принимается во внимание и то, что система отопления достаточно инерционна и требуется прогнозный расчет на весь период урока.

Конечно, никто не говорит о том, что ученики сами сразу начнут крутить краны и диммеры. Им предлагается использовать инструмент моделирования, и если все расчеты проведены правильно, что проверяет учитель, результаты учеников можно сравнить с данными, полученными от автоматов регулирования, системы визуализации работы энергосистемы школы и контрольной аппаратуры.

Умная школа что это

Лаборатория в инженерном классе школы № 1354 Москвы

Задачи проекта «Умная школа»

Проект в Москве начал реализовываться в 2018 году. Выбрано 89 образовательных учреждений, для которых было предусмотрено целевое финансирование. В Департаменте образования и науки города Москвы создан проектный офис. Регулярно для представителей образовательных учреждений, участвующих в Проекте, проводились семинары и давались рекомендации по его реализации. Если формализовать задачи Проекта, то они будут выглядеть примерно так:

• углубленное изучение физических процессов и законов на базе внедренного инженерного инновационного оборудования;

• выработка у учащихся навыков цифрового и объектного моделирования инженерных систем и энергоэффективного оборудования;

• создание единого информационного пространства процессов обучения, диспетчеризации объекта, управление энергоснабжением объекта;

• обеспечение информационного обмена между образовательными учреждениями для оперативности принятия решений по оптимизации работы инженерных систем;

• внедрение энергосберегающего оборудования на объектах образования города Москвы.

Сам проект включал в себя следующие разделы и подразделы:

1. Модернизация систем освещения:

• замена устаревших светильников на светодиодное осве-щение с возможностью полампового контроля и дистанционного управления;

• установка датчиков движения, присутствия, освещенности и прокладка информационных магистралей, установка маршрутизаторов, разветвителей и шкафов управления;

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умный свет» в образовательном учреждении.

2. Модернизация системы отопления:

• устройство системы погодного регулирования;

• установка датчиков контроля микроклимата в помещениях, управляемых термодинамических головок на приборах отопления; также могли устанавливаться балансировочные клапаны и приборы учета на стояки отопления;

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умное тепло» в образовательном учреждении.

3. Модернизация системы электроснабжения:

• установка энергоконтроллеров на вводах в здание;

• установка счетчиков технического учета (в том числе на этажах);

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умная энергия» в образовательном учреждении.

4. Создание системы энергоменеджмента:

• создание программно-аппаратного комплекса визуализации и анализа цифровых данных;

• разработка цифровой модели (BIM) зданий, помещений и инженерных систем образовательного учреждения;

• привязка Проекта к геоинформационной системе и создание системы хранения и обработки данных.

Умная школа что это

Компьютерный класс школы № 1517 Москвы

Создание систем «Умный свет», «Умное тепло» и «Умная энергия»

Если по модернизации систем освещения и отопления вопросов, наверное, быть не может, то по созданию систем «Умный свет», «Умное тепло» и «Умная энергия» требуется небольшое пояснение. Эти разделы:

• предусматривали разработку программного обеспечения, позволяющего получать данные от внедренных систем, визуализировать работу этих систем (уровни потребления, освещенности, температура, давление и др.);

• обеспечивали управление работой данных систем;

• давали учащимся инструмент, позволяющий им в дальнейшем самим принимать участие в наполнении информационной системы данными, в работе с информационными потоками, разработкой моделей и алгоритмов эксплуатации систем энергоснабжения учреждения.

Как видно, данные системы перекликаются с задачами раздела 4 Проекта («создание программно-аппаратного комплекса визуализации и анализа цифровых данных») и поэтому частично реализовывались на первом этапе Проекта.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания уровня BIM-моделирования, системы хранения данных и интеграции с ГИС.

Для реализации Проекта было предусмотрено целевое финансирование в строго определенном объеме. Кроме того, основной целью Проекта являлась организация учебного процесса, а не достижение максимального энергосбережения в учреждениях, отдельные разделы Проекта реализовывались в пределах выделенного финансирования, поэтому при модернизации освещения мог быть взят только один этаж, а при установке датчиков освещения или термоголовок выбирались один-два класса, в которых планировалось организовывать обучение по теме Проекта.

Проблемы реализации проекта «Умная школа»

Основной проблемой стало то, что все перечисленные в статье разделы Проекта было предложено реализовывать отдельными конкурсными процедурами. Это было сделано для того, чтобы обеспечить интеграцию отдельных элементов системы различных производителей и возможность выбора наиболее эффективных с точки зрения образовательного процесса решений для последующего внедрения на других образовательных учреждениях. Однако это привело к тому, что в конкурсной процедуре по реализации «нижнего уровня» (замене ламп, установке АУУ или энергоконтроллера) приняло участие большое количество «исполнителей», многие из которых вели себя непрофессионально. Они невнимательно читали техническое задание, демпинговали при проведении торгов, а потом, выиграв, отказывались от выполнения работ или пытались установить некачественное оборудование, не соответствующее не только техническому заданию, но и нормам СанПиН, ГОСТ и СНИП.

Основной задачей руководителя образовательного учреждения является обучение школьников, и он не обязан быть специалистом-инженером в области электроснабжения, освещения или теплотехники. И не всегда школа имеет в своем штате такого специалиста. Решением проблемы могло стать проведение экспертизы на этапах проектирования, входного контроля по приемке оборудования, монтажа и пусконаладки. Однако далеко не все школы выбрали этот вариант.

Ассоциация энергосервисных компаний «РАЭСКО» (далее – Ассоциация) приняла активное участие в реализации проекта «Умная школа». Чтобы исключить описанные выше проблемы, был создан проектный офис «РАЭСКО», к работам привлечены компании, зарекомендовавшие себя на рынке внедрения энергоэффективного оборудования. В случае нештатных ситуаций одна компания могла «подхватить» проект и довести его до полной реализации. Ассоциация в данном случае выступала гарантом выполнения работ и решения вопросов взаимодействия организаций внутри Ассоциации.

Другая проблема при реализации Проекта возникла из-за того, что многие образовательные учреждения в течение 2018 года затянули процесс его выполнения, в результате чего в конце года возник аврал. Рядом учреждений были приняты решения реализовать только отдельные разделы проекта (например, модернизировать освещение в пределах всего объема финансирования). Следует уточнить, что задача по реализации невыполненных разделов Проекта с них не снималась: ее предстояло выполнить в 2019 году, но уже за счет собственных средств.

2020 год должен стать годом, когда наиболее успешные проекты могли бы быть рекомендованы к распространению в образовательных учреждениях. После этого можно будет заняться вопросами привязки к ГИС, реализации BIM-моделирования, создания распределенной базы данных, внедрения системы блокчейн и т. д. Главное, что в связи с принятием постановления Правительства РФ № 1289 2 о требованиях к снижению государственными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергоресурсов можно будет на основе анализа данных, полученных в результате внедрения в школах систем, рассчитать потенциал энергосбережения в различных образовательных учреждениях и рекомендовать наиболее энергоэффективные мероприятия с указанием сроков их окупаемости.

К сожалению, далеко не все образовательные учреждения, участвующие в Проекте, смогли реализовать все разделы, хотя бы до уровня «Умное…». Прошедшие в текущем году семинары, посвященные Проекту, показали, что в тех образовательных учреждениях, где Проект реализован хотя бы на 90 %, у учащихся появляется возможность и, главное, интерес к самостоятельным проектам в области повышения энергоэффективности, развития интеллектуальных систем управления и обмена данными.

Например, в ГБОУ «Школа № 1354» 3 учащиеся на семинаре продемонстрировали свои проекты по тепловизионному контролю зданий и созданию модели на основе полученных данных. Также в ГБОУ «Школа №1517» реализован 4 проект, включая разделы «Умное..», что дает уже сегодня возможность рассчитать потенциал энергоэффективности и разработать программу энергосбережения на следующие годы.

В целом в ходе реализации проекта «Умная школа», помимо прикладных, решается очень важная задача: повышается заинтересованность учащихся в получении объективных, реальных знаний в области цифровой экономики, энергетики, экономики. Через реализацию учащимися собственных проектов «Умная школа» делает процесс обучения интересным, интерактивным. Результатом станет получение в недалеком будущем грамотных специалистов, уже имеющих прикладной опыт в реализации проектов и достижении поставленных целей и задач!

1 Информацию об этих проектах можно посмотреть на сайте profi.mos.ru.

2 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 года № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды».

Источник

«Умная школа» и еще 10 вдохновляющих школ, в которых хотел бы учиться каждый

Через несколько лет в Иркутске построят невероятную школу: за проект сражаются три архитектурных бюро с мировым именем. Пользуясь случаем, «Афиша» выбирает самые невероятные школы мира последних 10 лет — и подробно рассказывает об «Умной школе».

«Умная школа» — это учебный комплекс, где дети из полных семей будут учиться вместе с детьми-сиротами. Дело будет происходить в Иркутске, на берегу Ангары, а строительством займутся архитекторы с мировым именем. Звучит это все совершенно фантастически и на самом деле таковым и является. Как сообщает пресс-релиз «Апостола» (среди клиентов — концерн «Калашников», Рамзан Кадыров и правительство Татарстана), идею придумала Тина Канделаки — сейчас не сразу вспомнишь, однако медийно-политический демиург, совладелица «Апостола», почти 10 лет вела на СТС программу «Самый умный». Руководит проектом Марк Сартан, который много лет работал в издательских домах «Первое сентября» (журналы «Школьный психолог», «Классное руководство», «Биология», и проч.) и «Вокруг света», а также является отцом основательницы Trends Brands Насти Сартан.

Строить собираются целый поселок, где кроме школьных зданий разместятся коттеджи для приемных семей и культурно-развлекательная инфраструктура, а с детьми будут работать не только учителя, но и психологи, дефектологи, логопеды. Учиться в «Умной школе» будут чуть больше тысячи человек: около 15% (150 детей) составят дети, оставшиеся без попечения родителей.

Кроме гуманитарной миссии у «Умной школы» есть более важная стратегия: попробовать понять, какими будут школы будущего. А строить их будет необходимо: несмотря на то что в Москве школы объединяются, демографические данные говорят о том, что к 2020 году школьных мощностей в России не будет хватать. Кроме того, несколько лет назад правительством были приняты законы, подразумевающие, что в ближайшие несколько лет все школы в России будут работать в первую смену. В итоге в ближайшие 15–20 лет по стране нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест — а значит, строить полностью новые здания.

Почему для «Умной школы» так важна архитектура

Создатели «Умной школы» надеются уйти от типовых помещений и оформления, ограниченного портретами выпускников-медалистов и стендами про ОБЖ. Как они образно выражаются, перейти от «школы-завода», где царит конвейерная и безликая атмосфера, к «школе-парку», подразумевающую то, что каждый человек — автор своей жизни. Дружелюбный дизайн и привлекательные внутренние пространства должны повысить желание детей находиться в школе и способствовать их мотивации к учебе. «Даже московские «индивидуальные» проекты школ отличаются от типовых только цветом фасада, разноэтажностью, максимум — актовым залом необычной формы и, возможно, бассейном, а аудитория – как прямоугольная коробка с 30 партами никуда не пропадает», — говорит руководитель проекта, гендиректор компании «Умная школа» Марк Сартан. По его мнению, такие классы созданы для фронтальной работы: один говорит, остальные сидят и слушают. В то время как сегодня существует огромное количество форм обучения: индивидуальная, групповая, в больших группах, в малых группах, чередование их, поэтому «коробка с 30 партами» уже не позволяет реализовать все возможности образования. «Надо помнить, что именно содержание образования диктует форму, а у нас происходит наоборот — сначала строят коробку, а потом в нее втискивают детей», — говорит Марк.

Умная школа что это

Как проходил конкурс

Закрытый архитектурный конкурс «Умной школы» курировали эксперты из КБ «Стрелка». Откликнулось несколько сотен бюро и компаний, выбрали 50 участников из 26 стран. Специалисты из «Стрелки» рассмотрели конкурсные заявки и оценили каждую из них по 100-балльной шкале, проанализировав статус организаций, опыт и квалификацию команды в схожих с «Умной школой» проектах из портфолио участников. В итоге техническое задание получили 6 архитектурных бюро. При этом денежных рамок организаторы не ставили, зато жесткие требования предъявили к принципам, которые необходимо учесть при организации школы. «Здание школы должно подразумевать свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур», — объяснил Марк Сартан.

Примерный план территории

Умная школа что это

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

Источник

«Как архитектура школы влияет на образование»: о поросли мха, конвейере и умной школе

В России есть амбициозный проект «Умная школа», этакий чемпионат мира по футболу-2018 в мире образования. Поговорим немного о нём и послушаем экспертов, принимающих в нём участие.

Проект «Умной школы», которая будет построена в 2018 году на берегу реки Ангара, вызывал немало споров, скепсиса и настороженного пессимизма — то ли из-за масштабного тендера на определение архитектурного бюро, то ли из-за солидных инвестиций от частного фонда «Новый дом» (около 3,5 миллиардов рублей). В любом случае, так получилось, что постройка нового образовательного комплекса на тысячу мест стала национальным событием. Конкурсным отбором архитектурных студий занимается КБ «Стрелка», и пока выбрано три финалиста (из Финляндии, Дании и США).

Умная школа что это

Здесь мы видим, как жюри конкурса как раз занимается отбором архитектурных студий. Можно заметить Тину Канделаки, чьё агентство «Апостол» занимается этим проектом уже несколько лет.

Думается, настороженное отношение общественности обусловлено не столько бюджетами и привычными опасениями «распилов», сколько полусознательным противлением новому и с недавних пор муссируемыми антизападными настроениями. Это может быть обусловлено типичным «да зачем нам эти западные штучки, у нас есть советское наследие, лучшая образовательная система в мире, на которой мы все выросли, и ничего. ».

Стоит задуматься — а так ли уж всё и «ничего», если мы с таким неприятием относимся к переменам и нововведениям? Сперва ищем подвох, потом ищем врагов, находим доказательства концепции «всё плохо» и, довольные своим недовольством, утихаем. В Москве проводят роскошный праздник для молодёжи за 30 миллионов рублей — «лучше бы дороги построили»; строят трассу федерального назначения — «лучше бы образованием занялись»; вот он, наконец, образовательный проект (пусть даже единичный и точечный) — «лучше бы о пенсионерах подумали».

Такая реакция вполне предсказуема. Скорее всего, именно по этой причине экспертный совет и организаторы «Умной школы» проводят общественные открытые дискуссии о будущем образования, об опыте других стран, о проблемах, которые нас сковывают — чтобы обратиться к учителям, администрации, родителям, вызвать их доверие, ответить на вопросы и рассказать, зачем всё это вообще нужно.

Полную видеоверсию одной из дискуссий вокруг архитекутры школы можно посмотреть здесь. Если вы не хотите смотреть часовое видео, мы подготовили для вас краткое изложение — о том, что у нас есть, что будет и что нам мешает.

Начнём с простого: с того, что у нас уже есть

А есть у нас школа «Китеж» в Калужской области. В этой школе-общине учатся дети-сироты, живущие в приёмных семьях. Создан целый посёлок, где нет отдельного школьного здания, а разные классы расположены в разных жилых домах. Для чего это сделано? Для того, чтобы приёмный ребёнок научился чувствовать дом и перестал видеть вокруг себя привычные казарменные реалии детского дома. А дух казармы создают именно коридоры, кабинеты, раздача школьной столовой, линолеум на полу и окрашенные казённой краской стены. Иная структура школы создаёт необходимую атмосферу, снижающую уровень тревожности, способствующую адаптации детей с непростой судьбой.

Первым решением в нашей школе был отказ от классных комнат и специального здания, которое будет стоять и демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов с окнами. Мы стремились затянуть ребёнка в семейную атмосферу.

Конечно, такая школа не может быть рассчитана на тысячу человек. Максимум на 150–200. Сама коммуна не может расти; смысл есть лишь в увеличении количества таких сообществ.

Теперь поговорим о том, что есть «у них», то есть у наших зарубежных коллег

Кристин Ярмунд, руководитель норвежского архитектурного бюро, рассказала о своих проектах.

Умная школа что это

Общеобразовательная школа в Гьердруме, Норвегия

Норвегия — холодная небольшая страна, поэтому применение её архитектурных подходов в российских реалиях — занятие, которое требует дополнительного осмысления. Скажем, пришкольные пространства там проектируются таким образом, чтобы не приходилось одеваться каждый раз, когда нужно перейти в другое здание по сорокаградусному морозу. Модульность зданий сохраняется, а комфорт повышается за счёт стеклянных галерей. Или, например, в Норвегии большая часть года (с октября по апрель) приходится на полярную ночь. Это не значит, что в это время люди живут в полной темноте, это значит отсутствие прямых лучей солнца. Логично при таких климатических условиях строить малоэтажные здания, отбрасывающие минимальные тени, а, скажем, зелёные насаждения организовывать во внутренних двориках.

Читайте также :

Рациональность — одна из ключевых ценностей архитектуры. Как правило, рациональные решения повторяются из проекта в проект, но это вовсе не должно приводить к однотипности. Цвет и геометрические формы — вот что даёт разнообразие, управляет атмосферой и настроением.

Конечно, в послевоенные годы Норвегия тоже столкнулась с необходимостью массовой постройки множества школ, связанной с демографическим взрывом. Но уже в 70-80-х годах начался обратный процесс — стен в школах становилось всё меньше, школы стали стремиться жить в открытых пространствах. Сейчас мирно сосуществуют и школы старого типа, и новые решения.

Умная школа что это

Школа Рахольт в Осло

О нашем старом и о нашем новом

Наталья Логутова, заместитель директора школы дизайна ВШЭ, говорит о том, почему даже яркие образовательные пространства у нас неизбежно прорастают мхом. В московских школах есть прекрасно оформленные учебные классы, созданные дизайнерами и архитекторами, но проблема остаётся на самом главном уровне — мало какие учителя знают, что делать в таких пространствах.

Это вовсе не вина учителей, это свойственно всем нам вне зависимости от профессии. Если мы меняем не просто вазочку на подоконнике, а целую среду — образовательную среду! — необходима огромная поддержка со стороны людей, которые это пространство проектировали, со стороны психологов и дизайнеров.

И так же будут вырастать перегородки, где их нет, и так же будет: «Не подходите к этому классу. Его нельзя использовать. В нем то-то и то-то», или что-то другое. И вся идея мобильности тоже уйдёт в никуда.

Учителям тоже нужны учителя, поэтому необходима просветительская работа — о том, как вести современный урок, как сформировать метапредметные навыки, как воспитывать живое мышление и ответственное самостоятельное отношение к жизни. В Иркутске, где будет построена «Умная школа», такая работа как раз ведётся.

О том, как у нас всё должно быть (и будет)

Руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан говорит о школе-заводе и школе-парке.

Умная школа что это

Кадр из музыкального кинофильма группы Pink Floyd «The Wall»

Школа-завод всем нам знакома. Это именно такое здание, в котором учился почти каждый из нас: типовое строение, ряд одинаковых окон, длинные коридоры, единый план всех этажей, однообразные цвета. Промышленно-заводская эстетика.

Я считаю, школа-завод учит простой вещи: она учит тому, что ты заготовка, и «Pink Floyd» нам опять в этом помогает. Ты заготовка, тебя обрабатывают. Там лучше взрослые знают, что тебе надо, куда тебе сейчас идти, где тебе сидеть, что слушать, что отвечать. И здание школы-завода соответственно учит тому же самому.

От современной школы ожидают совсем другое. У неё много входов (а не одна «проходная»), она зонирована, прозрачна, легко трансформируема. Здесь нет одного предсказуемого маршрута «класс–коридор–класс». Это школа-парк. По этой причине «Умная школа» в Иркутске будет занимать огромную территорию в 23 гектара и 26 зданий различного назначения.

Ещё по этой теме :

Чему учит такая школа? Цель школы-парка — воспитание человека, который умеет ответственно распоряжаться своей жизнью. Для этого необходим творческий характер обучения, личная вовлечённость и активная деятельность. Учитель перестаёт быть источником информации и становится наставником; дети перестают усваивать информацию пассивно и начинают активно её исследовать.

Вот три ответа на один и тот же вопрос, в зависимости от того, какой эпохе какое здание соответствует. Чем учит школьное здание? Школа-завод учит тому, что ты заготовка, школа-город учит тому, что ты гражданин, а школа-парк и «Умная школа» учат тому, что ты — автор собственной жизни.

Результаты «Умной школы» мы увидим не ранее, чем лет через двадцать — когда выпустится первое поколение авторов своей жизни. Хотя, слушая участников дискуссии и просматривая образцы зарубежного опыта, хочется масштабировать такой образовательный подход уже сейчас. На самом деле возможность вариативности образовательного процесса и образовательной среды предусмотрена законом «Об образовании». Можно начинать менять среду, не ломая серые бетонные стены (потому что других пока нет), а созидая атмосферу. Среда создаётся людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *