Укажите что именно понимается под структурой речевого дефекта

Укажите что именно понимается под структурой речевого дефекта

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Укажите что именно понимается под структурой речевого дефекта

При распознании в типологии и группировании видов речевых дефектов, одни и те же явления и механизмы рассматриваются с разным подходом.

Бесплатные занятия с логопедом

Нарушения речи имеют разнообразный характер в зависимости от степени их проявления, от локализации нарушенной функции, от временных сроков патологии, от наличия вторичных расстройств, формирующихся под действием первичного дефекта.

Современная классификация речевых нарушений, предложенная ведущими исследователями, необходима для определения первичных и вторичных проявлений и представлена в логопедической науке 2 типами классификации: 1)клинико-педагогическая и 2)психолого-педагогическая. При распознании в типологии и группировании видов речевых дефектов, одни и те же явления и механизмы рассматриваются с разным подходом. Обе разработки не вступают в противоречие между собой, а как раз дополняют друг друга и показывают соответствующий подход к проблематике логопедических расстройств и к отбору оптимальных средств коррекционного воздействия.

Важно отличать собственно речевую патологию от всевозможных недоразвитий, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями развития или недостаточно благоприятными условиями окружающей обстановки (дефекты речи близких родственников, билингвизм в семье, низкая грамотность).

Клинико-педагогическая классификация

Цель: четкая и подробная детализация видов нарушений с учетом межструктурного взаимодействия дефектов речи с обусловливающими их причинами, в том числе натального и преднатального характера. В основании заложен ряд психолого-лингвистических, медико-клинических и этиопатогенетических факторов, которые оказывают комплексное влияние. Все виды речевых недостатков при этом подразделяются на 2 группы: нарушения устной и письменной речи (схема кликабельна).

Существенно иной взгляд на систематизацию детских отклонений предложены Р. Е. Левиной. Ее труды положили начало детской логопедии, которая оформилась в последствие в отдельное направление со своим объектом изучения.

Психолого-педагогическая классификация

Дисграфия и дислексия не определяется как самостоятельные дефекты, так как включены в структуру ФФНР и ОНР как их вторичные последствия. Однако, на практике дефекты чтения и письма зачастую выявляются в качестве самостоятельной проблемы. При этом диагностика и коррекция дисграфии происходит вне зависимости от анамнестических данных.

Таким образом, одна из задач логопедии состоит в совершенствовании систематизации нарушений речи. Внутри рассмотренных выше дефектов имеются свои подвиды.

В начале статьи размещена классификация речевых нарушений (таблица по Правдиной О. В.).

Источник

Классификация речевых нарушений.Определение понятия структура речевого дефекта.

Систематизация различных вариантов речевых отклонений представлена в классификациях речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Классификация речевых нарушений.Определение понятия структура речевого дефекта.»

Классификация речевых нарушений

Нарушения речи многообразны по характеру в зависимости от степени проявления, локализации пострадавшей функции, выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Выделяют различные виды речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Систематизация различных вариантов речевых отклонений представлена в классификациях нарушений речи.

Современные классификации рассматривают речевые нарушения с разных позиций:

С позиции этиопатогенеза. Этиопатогенетический подход отра­жен в клинико-педагогической классификации речевых нарушений .Для данной классификации характерно объединение психоло­го-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) кри­териев, которые ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата нарушения и причин возникновения дефекта. В связи с этим выделяются органические и функциональные причины, а также характерные симптомокомплексы речевых нарушений.

Все виды нарушений в данной классификации подразделяются на две большие группы, в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи представлены следующими вариантами:

1) расстройства фонационного оформления речи:

афония, дисфония(отсутствие или нарушение голоса);

нарушения темпо-ритмической организации речи:

брадилалия – патологически замедленный темп речи;

тахилалия – патологически убыстренный темп речи;

заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

ринолалия– нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания:

алалия– отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

афазия– полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями коры головного мозга.

К нарушениям письменной речи относятся:

дислексия (алексия)- частичное (полное) нарушение процессов чтения;

дисграфия (аграфия)– частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Классификация с позиции общности коррекционно-педагогических задач. Данный подход отражен в психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е.Левина, 1962, 1968). На основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, нарушения подразделяются на две группы: нарушение языковых средств общения и нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности.

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)– на­рушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; общее недоразвитие речи (ОНР I-IV уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, при которых у детей по разным при­чинам нарушено формирование всех компонентов речевой систе­мы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание, проявления речевого негативизма и др.

В психолого-педагогической классификации нарушения письма и чтения тракту­ются как отсроченные последствия и (одновременно) проявления ФФН или ОНР, обусловлен­ные несформированностью фонетических и морфологи­ческих механизмов устной речи.

При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений в обеих классификациях одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. В связи с этим они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, решая задачи единого, но многоаспектного логопедического процесса.

Освещая вопрос о классификационных системах в логопедии, считаем необходимым кратко остановиться на одном из последних вариантов клинико-педагогической классификации речевых расстройств, разработанном С.С. Ляпидевским и Б.М. Гриншпуном в конце 60-х годов прошлого столетия.

Эта классификация составлена с учетом следующих аспектов: медицинского, логопедического (с элементами лингвистики) и психологического.

Медицинский аспект предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства, обусловленные нарушениями в области речедвигательного и речеслухового анализатора; расстройства центрального периферического характера; расстройства функционального или органического порядка.

Кроме того, учитывается, когда наступило нарушение, обусловившее то или другое расстройство: до начало формирования речи; в процессе его; после того, как речь уже была сформирована.

Логопедический аспект классификации предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства голоса; расстройства ритма; расстройства темпа речи; расстройства фонетического строя; расстройства грамматического строя; расстройства лексического строя речи.

Учитывая то обстоятельство, что нарушения различных звеньев речевой системы в картине речевых расстройств нередко, так или иначе, комбинируются, типичные комбинации соответствующим образом оговариваются в классификации.

Психологический аспект классификации предполагает учет того: в какой мере нарушена при данном расстройстве коммуникативная функция речи; какими личностными нарушениями сопровождается то или иное речевое расстройство; каковы тенденции спонтанного развития расстройства; каков прогноз при том или ином виде речевого расстройства.

Выделенный С.С. Ляпидевским и Б.М. Гриншпуным психологический аспект классификации, основанный на характеристике личностно-коммуникативных особенностей лиц с речевыми расстройствами, полностью соответствует тенденциям современной логопедии, ориентированной на усиления коммуникативной направленности логопедической коррекции и расширение ее практического арсенала психологическими и лингвистическими средствами.

Определение понятия структура речевого дефекта

Относительно речевых нарушений используется понятие «структура речевого дефекта».

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их взаимосвязи. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первым, а также их системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит своё отражение в определённом соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия.

Среди фундаментальных направлений, в рамках которых получили развитие теоретические представления Л.С. Выготского особое место занимает научная концепция Р.Е. Левиной.

Ведущим положением концепции Р.Е. Левиной выступает научно обоснованный ею системный подход к изучению речевых и психических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В опубликованной в 1951 году книге «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)» Р.Е. Левина отмечает, что в структуре речевого дефекта у этих детей выявляются не только речевые нарушения, но и нарушения формирования высших психических функций, которые наиболее тесно связаны с речью.

Рассматривая особенности психической деятельности детей данной категории, с учётом психологических критериев Р.Е. Левина выделяет четыре типичные группы неговорящих детей:

дети с нарушением слухового (фонематического) восприятия;

дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;

дети с нарушением психической активности;

дети с нарушением пространственных представлений.

Патогенетический принцип, который был взят за основу выделения четырёх групп детей-алаликов, позволил выявить первичную недостаточность(нарушение формирования) того или иного звена речевой деятельности. Использование системного анализа привело к выделению различных по структуре первичных и вторичных психоречевых дефектов у детей с алалией. Р.Е. Левина показала, что первичное доминирование одной какой-либо недостаточности в том или ином звене (акустическом, зрительно-пространственном, мотивационном) закономерно определяет особенности не только речевых нарушений, но и характер задержки в развитии познавательной сферы ребёнка.

Так, нарушение акустического восприятия закономерно обусловливают не только специфические нарушения импрессивной и экспрессивной речи, но и недостаточность тех форм познавательной деятельности, которые обеспечиваются участием слухоречевого восприятия (речеслуховая память, внимание, восприятие текста на слух и его понимания и др.). В то же время у детей с нарушением акустического восприятия первично сохранными являются такие компоненты психической деятельности как мотивация, зрительно-пространственные функции. В связи с этим у них не наблюдается психической пассивности, сохранна зрительная память, пространственные представления, конструктивная деятельность. В данном исследовании впервые показано, что внешние проявления недоразвития речи и познавательной деятельности часто имеют сходные признаки, однако психологическая структура их различна и зависит от природы и особенностей первичной недостаточности.

По мнению Р.Е. Левиной, раскрытие связи между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности расширяет возможности, которые и помогают найти пути коррекции отклонений психических процессов, обусловливающих или усугубляющих речевой дефект. Наряду с коррекцией речевых нарушений, открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психики, прямо или косвенно мешающие нормальной речевой деятельности. В связи с этим автор ставит вопрос о коррекционно-воспитательной работе в логопедии и рекомендует при коррекции речевых нарушений использовать упражнения, нормализующие те или иные отклонения в области анализаторной, аналитико-синтетической, а также регуляторной деятельности.

Основные положения и выводы исследования Р.Е. Левиной, касающиеся самого метода системного анализа недоразвития речевых и недостаточности познавательных процессов и до настоящего времени имеют важное дифференциально-диагностическое значение, как в исследовательском, так и в практическом отношении.

Научной заслугой Р.Е. Левиной является теоретическое обоснование феномена общего недоразвития речи и разработка методов его преодоления.

Понятие «общее недоразвитие речи»отражает системный подход к анализу нарушений речевого развития и подразумевает различные сложные речевые расстройства, при которых у детей наблюдается недостаточность всех компонентов речевой (языковой) системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Данное нарушение имеет различную природу и может отмечаться при разных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии, ринолалии).

Разграничивая многообразие проявлений общего недоразвития речи по степени выраженности дефекта Р.Е. Левина выделяет три уровня недоразвития речи: 1) отсутствие общеупотребительной речи; 2) зачатки общеупотребительной речи; 3) развёрнутая речь с частичным фонетическим и лексико-грамматическим недоразвитием. * Такое деление, несмотря на разнообразие патогенеза, позволило обозначить признаки, по которым дети могут быть объединены для совместного коррекционного обучения.

В контексте проблемы общего недоразвития речи важным является положение, сформулированное Р.Е. Левиной, о связи нарушений устной и письменной речи.

Изучая психологические особенности неуспевающих младших школьников, Р.Е. Левиной удалось показать, что изучение связей различных компонентов аномального развития позволяет выявлять признаки возможных отклонений и соответственно предупреждать их возникновение. Ею разработаны методы своевременного распознавания имеющихся пробелов в подготовке ребенка к обучению и пути их устранения; проанализировано психологическое содержание познавательной работы, необходимой ребенку для успешной подготовки его к новой ступени обучения.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Следует отметить, что дети с нерезко выраженными нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

При тяжелых нарушениях речи (ТНР)обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи ‒ резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным словарным запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае резко ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе сверстников: они полностью или частично лишены возможности участвовать в коллективных играх, в учебных и досуговых мероприятиях. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным.

Характерным для тяжелых нарушений речи является ее общее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность интеллектуального развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В других случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких эмоционально-личностных реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции нарушений устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Логопедическая практика в обучении и воспитании детей с нарушениями речи ориентируется на принципы системного подхода и системного взаимодействия различных компонентов речи: звуковой (произносительной) стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка. Все активнее в логопедическую практику внедряются занятия с использований технологий специальной ритмики. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основным принципом которой является тесная связь движения с музыкой, включение осваиваемого речевого материала. Благодаря этим трем компонентам укрепляется костно-мышечный аппарат ребенка, развиваются его моторные, сенсорные функции, речь, память, увеличивается концентрация, объем и устойчивость внимания, формируется правильная осанка, развиваются творческие способности, мимика, эмоции. Некогда робкие, неловкие, неуклюжие дети в процессе таких занятий обретают чувство уверенности в своих силах, проявляют свои скрытые возможности, свою индивидуальность.

Источник

Укажите что именно понимается под структурой речевого дефекта

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) видел причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушении последнего.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановлюсь подробно на каждой группе причин.

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию (воздействие в период внутриутробного развития). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:

1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.

2. Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).

4. Перенесенные переливания крови.

5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

9. Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), 2 и более выкидышей (абортов).

10. Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).

11. Маленький рост будущей матери.

12. Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен. Матка иннервируется из спинномозговых сегментов на пояснично-крестцовом уровне. Это приводит к слабости родовой деятельности.

13. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.

14. Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера), нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

Дорогие мои читатели, отнеситесь внимательно к тому, что написано, от понимания ниже прочитанного зависит здоровье вашего ребенка, его успехи в обучении!

Причиной гипоксии плода могут быть:

— пороки сердца у матери;

— бронхиты, связанные с курением во время беременности;

— ранние токсикозы (от 4 недель до 4 месяцев);

— патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.

Гипоксия развивается и в том случае, если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.

Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

В заключение хочу сделать вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Дорогие читатели! Призываю вас (особенно будущих мам) обращать внимание на любые мелочи, которые на самом деле могут свидетельствовать о серьёзных проблемах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *