Учитель технологии и предпринимательства что это такое
Учитель технологии и предпринимательства что это такое
Содержание труда
Каждому учреждению нужна уборщица, которая бы отвечала за содержание помещений в порядке. Уборщица подметает, очищает полы, потолки, стены и мебель, убирает на столах и полках, поливает цветы, работает с пылесосом, проветривает помещения, уничтожает насекомых-паразитов. По окончанию работы она моет свои тряпки, чистит использованные машины и принадлежности. При необходимости уборщица обращает внимание работодателя на возникшие неожиданные ситуации (например, протечка радиатора и т.п.). Ее задачей может быть и обеспечение наличия рабочих и чистящих средств и, при необходимости, их заказ. В большинстве случае уборщица организует свою работу самостоятельно. От нее ждут выполнения требований безопасности труда и профессиональной этики, честности и благонадежности. Приятной стороной работы уборщицы можно считать возможность немедленно увидеть результаты своего труда, умеренную физическую нагрузку, разнообразие и возможность самой планировать свою работу.
Содержание труда
На предприятиях консервной промышленности проводит укладку сырых, копченых, жареных полуфабрикатов из мяса и мясопродуктов, сардин, крабового мяса, кильки и другой мелкой рыбы, сосисок, овощей и других искусственных полуфабрикатов. При производстве консервов из предварительной тепловой обработке сырья в цилиндрических формах нарезает полуфабрикат на куски определенного размера, формы и заключает их в банки, а пастеризованные консервы, мясо-сырье в фигурные банки или в мелкую металлическую тару. Проводит взвешивание порций, добавление специй, пряностей, наполнение банок бульоном, соусом, жиром, маринадом. Устраняет мелкие неисправности, в работе оборудования.
Содержание труда
Основными работами, связанными на строительстве со стеклом, является производство и установка окон, стеклянных стен, блоков и дверей. Установщик стекол – это рабочий, который устанавливает окна и двери как на новых, так и на старых сооружениях. Стеклопакеты изготавливаются на заводах. Оттуда они отправляются на строительные фирмы, которые занимаются установкой окон и дверей и где готовые пакеты помещаются в рамы нужных размеров. Установщик стекла пакует готовое изделие на специальное предназначенное для транспортировки основание, чтобы оно было безопасно доставлено заказчику. Стекло является нежным материалом и по этой причине установщик стекол должен быть вдвойне острожным, как для того, чтобы не нанести вреда себе, так и для того, чтобы целым осталось изделие. Установщики окон работают в паре, так как в одиночку было бы относительно невозможно транспортировать и устанавливать тяжелые стеклянные окна и двери. Задачей установщика окон является доставка изделия клиенту и его установка. Если речь идет о старых строениях, то следует, прежде всего, удалить старое окно или дверь. Для умелого установщика, имеющего под рукой соответствующие рабочие средства, это несложное задание. Но всегда следует учитывать конкретные условия строения, так как иной заменяемый объект находится на высоком этаже, к какому-то окну сложно подойти, и в итоге работа требует довольно-таки значительных усилий. Частные заказчики, желающие заменить окна, хотят получить, прежде всего, полную услугу. По этой причине является естественным, что многие установщики окон знают, умеют и выполняют работы, связанные с заменой окон – уплотняют и отделывают откосы, устанавливают подоконники и производят их отделку (шпаклюют, красят).
Содержание труда
Содержание труда
Возглавляет подготовку предложений по сводным перспективным и годовым планам научных исследований и разработок, а также осуществляет координацию тематических планов научно-исследовательских работ, выполняемых структурными подразделениями учреждения (организации), а также другими учреждениями, организациями и предприятиями при совместном их проведении. Организует контроль за своевременным и качественным выполнением установленных тематических планов и подготовку сводных отчетов о деятельности учреждения (организации). Обеспечивает координацию при разработке основных направлений работы учреждения (организации), планов и программ повышения эффективности его деятельности, улучшения организации труда и управления. Подготавливает проекты планов работы ученого или научно-технического (технического) совета, контролирует их выполнение и осуществление принятых советом решений. Рассматривает материалы, связанные с защитой диссертаций и присвоением ученых званий. Готовит предложения к планам издания научных трудов, обеспечивает их рецензирование, а также проведение научных конференций, совещаний, семинаров, дискуссий. Организует проведение аттестации работников, разработку критериев и методов оценки их деятельности. Координирует деятельность научно-вспомогательных подразделений учреждения (организации). Готовит предложения по подготовке и повышению квалификации звучных кадров, стажировке научных сотрудников.
Содержание труда
Ведет работы по различным видам оперативного учета (объема готовой продукции, расхода сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве). Производит соответствующие записи в первичных документах (нарядах, материальных и приходных ордерах, требованиях, накладных и др.) по видам учета, в журналах или на карточках, подсчитывает итоги и составляет установленную отчетность, ведомости и сводки. Принимает необходимые меры по использованию современных технических средств.
Содержание труда
Учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, колледжах, техникумах, в дошкольных учреждениях.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу, организовывает краеведческую и природоохранительную работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Учитель иностранного языка ведет педагогическую работу, формирует у учащихся знания грамматического строя и орфоэпических норм современного языка, прививает им навыки культуры речи, фонетического, морфологического, словообразовательного и лексического разбора слов и словосочетаний, синтаксического и стилистического разбора предложений. Способствует развитию у учащихся эстетических представлений и умений анализировать художественные произведения на иностранном языке. Обучает навыкам выразительного чтения, литературного изложения мыслей; осуществляет научно-исследовательскую и методическую работу. Проводит дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.
Содержание труда
Ведет преподавательскую работу, пользуясь разнообразными методами, формами и техническими средствами обучения, определяет степень усвоения учащимися программного материала и прививает им навыки самостоятельного пополнения знаний, выполняет эскизы, рабочие чертежи и технические рисунки, способствует развитию у учащихся эстетических представлений, формирует у них интерес к художественному творчеству.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся, формирует у учащихся знания основных закономерностей грамматического строя, орфоэпических форм изучаемого языка, навыки общения на иностранном языке, переводы устной и письменной речи, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук, основ информатики и вычислительной техники: использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук, основ информатики и вычислительной техники; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует музыкальному развитию, формированию общей культуры личности, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения музыке и пению, проводит индивидуальную работу с каждым учащимся.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Проводит обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по основам безопасности жизнедеятельности. Планирует учебный материал по ОБЖ, обеспечивает выполнение учебной программы, участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы учащихся, стимулирует познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике. Проводит дополнительные факультативные занятия, руководит кружками. Оснащает и оформляет учебный кабинет. Изучает и учитывает индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.
Содержание труда
Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Содержание труда
Содержание труда
Ведет педагогическую работу, формирует у учащихся необходимые трудовые навыки и умение обращаться с производственным инструментарием, станками и вспомогательным оборудованием, способствует развитию технологического творчества, организовывает кружки, проводит работу по профессиональной ориентации учащихся.
Содержание труда
Составляя фундамент современной техники, физика сегодня существенно влияет и на уровень экономики, и на благосостояние каждого. Человек получил ядерную энергию, создал транзисторы, лазерную технику и многое другое. Учитель физики развивает у учащихся интерес к изучению физики, астрономии и смежных наук, способствует формированию научных представлений о природных явлениях и процессах. Он определяет степень и глубину усвоения учащимися программного материала, прививает им навыки самостоятельного пополнения знаний и проведения экспериментов с целью выявления природных закономерностей. Ставит физические эксперименты и организует лабораторные исследования. Собирает демонстрационные установки, конструирует и изготавливает физические приборы и модели.
Содержание труда
Ведет педагогическую деятельность: планирует, организует и осуществляет физическое воспитание учащихся, проведение учебных и тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий.
Содержание труда
Ведет педагогическую работу, формирует у учащихся необходимые трудовые навыки в области обработки тканей, пищевых продуктов, декоративно-прикладного творчества и умение применять их на практике, способствует творческому развитию личности учащихся, осознанному профессиональному самоопределению учащихся, предприимчивости; дает знания основ экономики и системы рыночных отношений.
Содержание труда
Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими отклонения в развитии, обследует их, определяя степень и структуру выраженности имеющегося дефекта, консультирует педработников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Содержание труда
Готовит к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями и нарушениями речи. Отбирает детей с речевыми отклонениями в специальные учебные группы, определяя степень и особенности нарушений, наблюдает за детьми с нарушениями речи и ведет коррекционно-педагогическую работу на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Способствует социальной адаптации детей, имеющих речевые нарушения. Руководит учебной, трудовой и общественной деятельностью обучаемых.
Содержание труда
Учитель технологии
Среднее профессиональное образование
+ программа профессиональной переподготовки
дистанционно
Выбираете востребованную и перспективную профессию? Учитель технологии востребован в школах!
Дистанционная форма обучения
Возможность сократить срок обучения
Фиксированная стоимость на весь период
о профессии
Учитель технологии обучает детей бытовым навыкам. Мальчики знакомятся с основами столярного дела и металлообработки, учатся работать с инструментами и станками. Девочки получают навыки кройки и шитья, вязания, декоративно-прикладного искусства и кулинарии. В начальной школе ученики лепят из пластилина, делают поделки из бумаги, вышивают, плетут из бисера.
Плюсы профессии
карьерный рост и заработная плата:
Учитель технологии в государственной или частной школе, гимназии, лицее
Учитель технологии в частном образовательном центре
Репетитор по технологии, труду
Мастер производственного обучения в техникуме, на предприятии
УЗНАЙТЕ, КАК ВЫГОДНО ВЫУЧИТЬСЯ НА
Оставьте свои контактные данные и получите вместе с основной профессией вторую квалификацию бесплатно!
УЗНАЙТЕ, КАК ВЫГОДНО ВЫУЧИТЬСЯ НА
что говорят наши слушатели
Сергеев Никита Владимирович
Коренькова Наталья Сергеевна
Худякова Ольга Владимировна
Цуканова Людмила Владимировна
Агафонова Юлия Николаевна
Требования
Где учиться на учителя технологии
Образование учителя технологии можно получить в колледже «НСПК». Обучение проходит заочно с применением дистанционных технологий. Студенты получают доступ к образовательной платформе, на которой находятся все учебные материалы, лекции, тестовые задания, графики сессий и чаты с преподавателями. Обучаться можно в любое время. Выезжать на сессии, защиту ВКР, получение диплома не нужно. Студенты получают среднее профессиональное образование по выбранной специальности и квалификацию ДПО «Учитель технологии, мастер производственного обучения». Сроки обучения можно сократить — при условии отсутствия академической задолженности и долгов по оплате.
Какие предметы нужно сдавать?
Длительность обучения составляет:
Два диплома, вторая квалификация в подарок!
Диплом государственного образца
о среднем профессиональном образовании
Диплом о дополнительном профессиональном образовании
Второй диплом увеличивает шансы на более высокую заработную плату и вашу востребованность на рынке труда!
Предлагаемые программы обучения
Учитель начальных классов + Учитель технологии, мастер производственного обучения
Анализ опыта работы высшей педагогической школы по подготовке учителя технологии и предпринимательства
Построение курса «Основы предпринимательской деятельности» является одной из главных проблем подготовки учителя технологии и предпринимательства. В этом параграфе мы проведем анализ опыта построения различных предпринимательских курсов и выявленных подходов к подготовке учителя технологии и предпринимательства.
Первые попытки разработки такой системы предпринимались в середине 90-х гг. В ходе российско-американского семинара «Через педагогическое образование к культуре предпринимательства в России», который проходил в Москве в марте 1995 года, была предложена модель развития российского предпринимательства, которая включала в себя два взаимосвязанных этапа:
1. подготовка учителя предпринимательских дисциплин;
2. обучение учащихся предпринимательской деятельности высококвалифицированными учителями и подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях рынка.
Индустриально-педагогические факультеты педагогических вузов были преобразованы в технолого-экономические и факультеты технологии и предпринимательства. Обучение на них осуществляется в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта о содержании и уровне подготовки выпускника педагогического вуза по специальности «Технология и предпринимательство». Целью подготовки будущего специалиста является не просто передача студентам суммы определенных технических, технологических и экономических знаний, а формирование у них особого экономического мышления, которое позволило бы им в будущем решать различные проблемы, обусловленные рыночной экономикой и задачами современной системы образования.
Подробный анализ современного состояния проблемы технолого-экономической подготовки в целом и построения курса «Основы предпринимательской деятельности» дан в работе С.Д.Чуркина.
Он рассматривает проблему технолого-экономической подготовки как составную часть системы непрерывного образования, дает подробный анализ предпринимательства как объекта изучения в педвузе, подчеркивая необходимость его изучения. В то же время С.Д.Чуркин говорит о том, что подготовка молодежи к практическому участию в рыночных делах, предпринимательстве «осуществляется пока бессистемно, не оказывая положительного влияния ни на развитие производства, ни на становление общества». В связи с этим, им предлагаются для решения ряд задач, над которыми работают современные исследователи и педагоги в настоящее время.
Автор отмечает, что «реализация проблемы изучения предпринимательских дисциплин в педагогическом ВУЗе предполагает решение следующих задач:
1. необходимо разработать универсальные типовые и индивидуальные программы по изучению предпринимательских дисциплин;
3. необходимо техническое обеспечение на основе информационных технологий.
К сожалению, на сегодняшний день до конца не разработан ни один аспект поставленных вопросов». Таким образом, выделенные в работе задачи предполагают поиск вариантов их решения.
Исследования в намеченных направлениях ведутся экономистами, педагогами, учеными, в том числе и во многих российских педагогических вузах.
При подготовке учителя технологии и предпринимательства важное значение имеет содержание образования по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Состав предпринимательских дисциплин и их структура представляется различными исследователями по-разному. Например, С.Д.Чуркин, рассматривающий данную проблему, отождествляет экономические и предпринимательские дисциплины. Он включает в их совокупность макро- и микроэкономику, историю экономической мысли, основы менеджмента и маркетинга, экономику семьи, предпринимательство и бизнес. В исследованиях Д.В.Коняева прослеживается более узкое понятие предпринимательских дисциплин, сводимое практически к курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы придерживаемся концепции В.Д.Симоненко и в курс «Основы предпринимательской деятельности включаем учебные блоки: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента» и «Основы маркетинга».
При построении курса «Основы предпринимательской деятельности» необходимо прежде всего проанализировать его содержание, которое отражено в многочисленных учебниках и учебных пособиях по этому курсу. Так, в настоящее время разработаны учебники и учебные пособия по основам предпринимательства как для школьников, так и для студентов. Например, «Экономика и бизнес» под редакцией
Однако, как отмечают ученые-исследователи, пока еще в учебниках и учебных пособиях «слабо отражается междисциплинарный подход к изложению учебного материала, использованию исторического опыта экономической науки как мировой, так и отечественной; доминирующим фактором в осуществлении попыток создания какого-либо стандартного учебника по экономической теории является некритическое, часто просто начетническое отношение отечественных авторов к западным курсам, бездумное их воспроизведение на страницах своих пособий и учебников без учета специфики российской действительности, менталитета русского народа».
Тем не менее, во многих учебниках и учебных пособиях очень широко представлен теоретический материал по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы сравнили содержание учебников и учебных пособий таких авторов как В.А.Абчук, А.В.Бусыгин, В.Я.Горфинкель, В.П.Грузинов, К.Джайлс и Н.Хедж, СИ Кретов, М.Мескон и др. Это позволило выделить основные темы и разделы курса «Основы предпринимательской деятельности», входящие в большинство учебников и учебных пособий.
В подготовке учителя предпринимательства главным направлением на сегодняшний день, на наш взгляд, является развитие у обучающихся предпринимательских качеств, часто именуемых предприимчивостью. Так, в работах Л.М.Фуксона, С.Д.Коняева, Н.В. Чигиринской подробно рассматривается вопрос формирования основных предпринимательских качеств. Но они рассматривают этот процесс с различных точек зрения. Л.М.Фуксон акцентирует внимание на развитии деловых качеств у школьников, при этом под деловыми качествами понимается совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности. В его исследовании представлена модель развития деловых качеств, включающая функциональный, творческий, структурный и целевой аспекты. Такое деление позволяет понять, в каких условиях происходит развитие деловых качеств и акцентировать внимание на тех аспектах, которые подлежат педагогическому моделированию.
С.Д.Коняев предлагает к рассмотрению программу спецкурса «Предприимчивость и педагогика», направленного на формирование предприимчивости как единого интегративного качества личности. Предлагаемая программа охватывает основные темы и разделы дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», такие как «Социально-экономические основы предпринимательства», «История предпринимательства в России», «Основные виды и содержание предпринимательской деятельности» и др., но вместе с тем в нее включены вопросы формирования предприимчивости у студентов в процессе их профессиональной деятельности, диагностики сформированности предприимчивости. Исследователь полагает, что «предприимчивость, применительно к деятельности педагога, может сама выступать в роли фактора, побуждающего к достижению успеха в профессиональной деятельности». К составляющим предприимчивости он относит такие личностные качества, как риск, уверенность в себе, решительность, целеустремленность, самостоятельность, творчество, организаторские способности, организованность, коммуникабельность. Таким образом, изучение спецкурса Д.В.Коняева предполагает интегрированное усвоение теоретических основ предпринимательства и педагогических основ развития предприимчивости личности. Для нашего исследования важна выявленная и практически доказанная автором возможность развития предприимчивости при изучении предпринимательства.
Ценность исследования Н.В.Чигиринской в контексте развития качеств личности, на наш взгляд, состоит в том, что она рассматривает предприимчивость как «компонент творческой деятельности», который подчиняется закономерностям развития творческой направленности личности.
Большое внимание формированию социально и экономически значимых качеств уделяет в своих исследованиях И.А.Сасова. Она говорит о необходимости судить о социально-экономической подготовленности школьников не только по уровню их знаний и умений, но и по сформированным у школьников качествам. «У них должны быть сформированы соответствующие качества личности, такие, как трудолюбие, предприимчивость, деловитость, расчетливость, бережливость, экономность и др.», причем предприимчивость «рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли». Такое определение предприимчивости, на наш взгляд, является более полным, чем у других авторов, и показывает интегративный характер данного качества личности.
Формированию деловых качеств также посвящены работы Л.П. Михалевой, А.Л.Поляковой.
В исследовании Л.П. Михалевой сделан акцент на методах развития деловых качеств личности. Наиболее эффективными методами автор считает методы активного обучения: неимитационные (проблемная лекция, проблемное занятие, проблемный семинар, производственная практика, активно-групповая консультация, олимпиада, конференция, дискуссия); имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационный тренинг с использованием персонального компьютера (ПК), имитационные упражнения) и игровые (деловые игры, имитационно-деятельностные игры). В своем исследовании мы используем большинство из этих методов при разработке технологического обеспечения курса предпринимательских дисциплин.
Несколько иную классификацию методов развития предпринимательских качеств, предлагает А.Л.Полякова. Она делит эти методы на заданный, диалогичный, игровой, личностно-значимых ситуаций.
В ряде педагогических исследований рассматривается подготовка студентов к практической предпринимательской деятельности. Так, И.В. Брызгалов в своей работе исследует проблему педагогического руководства подготовкой студентов к предпринимательской деятельности в сфере спортивно-образовательных услуг. Им разработана модель подготовки студентов к предпринимательской деятельности и введена в практику Уральской государственной академии физической культуры экспериментальная дисциплина «Основы предпринимательства». Ее содержание разработано в соответствии с ГОС. В процессе преподавания дисциплины акцент делается на развитие профессиональных знаний, умений и навыков, а также прикладных умений (владение ПК, организаторское искусство, спортивное мастерство, вождение автомобиля), деловых и личностных качеств. Особенно важен для построения нашего курса состав профессиональных умений, выделенных автором. Среди основных профессиональных умений И.В.Брызгалов выделяет умение разработки бизнес-плана, комплектования пакета документов нового предприятия, разработки стратегии работы предприятия в первый год. При разработке экспериментального курса мы учитывали необходимость развития этих умений у студентов при их подготовке к практико-ориентированной профессиональной деятельности.
Т.Терюкова, рассматривая технолого-экономическую подготовку студентов педагогических вузов, обращает особое внимание на формирование экономической культуры, которая в экономическом процессе способна стать «важным нематериальным ресурсом общественной системы». Она также отмечает необходимость изменения подходов, методов и средств обучения студентов экономическим и предпринимательским дисциплинам.
В ряде работ рассматривается подготовка школьников к предпринимательству. Так И.А. Сасова уделяет этому вопросу большое внимание в своих исследованиях. В статье «Детское акционерное общество в школе» она предлагает путем создания детских акционерных обществ «соединить обучение по экономике и технологии с производительным трудом и профессиональной подготовкой учащихся. ». Такое соединение, по мнению автора, будет эффективным при организации детского акционерного общества.
Представленная Д.М.Шакировой технология обучения основам предпринимательства представляет собой четко структурированный процесс подготовки предпринимателей.
Еще одну, не менее интересную технологию подготовки к предпринимательской деятельности, предлагают В.Каганов, А.Мухин, А.Толоконников. Она основана на применении учебно-деловых модулей, представляющих собой функционально полный замкнутый комплекс. Система модулей обеспечивает освоение предпринимателем основополагающих теоретических знаний и приобретение практических навыков. Целью использования такой технологии является изучение теории с использованием конкретных практических примеров, получение знаний, которые можно буквально сразу применять на практике.
Таким образом, в ходе изучения опыта построения курсов предпринимательских дисциплин и подготовки учителя технологии и предпринимательства были рассмотрены основные аспекты различных применяемых в этой области технологий. Было выявлено многообразие подходов к построению курсов по основам предпринимательской деятельности. Рассмотренные курсы носят в основном монофункциональный характер, т.е. каждый из них ориентирован на выполнение одной главной задачи: подготовка будущего учителя к осуществлению консультационной деятельности в сфере предпринимательства, подготовка предпринимателя-практика, развитие у учителя предпринимательских качеств и др.
Исходя из потребностей общества, требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки учителя технологии и предпринимательства, а также низкой мотивации студентов к учительской профессии делается предположение о том, что курс «Основы предпринимательской деятельности» должен быть построен так, чтобы он способствовал решению комплекса задач.
Главными из них являются: формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности; развитие профессиональной педагогической мотивации; подготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности; развитие у него профессионально-значимых и предпринимательских качеств.
Решение этого комплекса задач способствует достижению основной цели высшего профессионального образования на современном этапе. Так серьезная теоретическая и практическая подготовка обеспечивает соответствующий уровень квалификации будущего специалиста; развитие профессионально-значимых и предпринимательских качеств стимулирует его профессиональный рост; подготовка к практико-ориентированной профессиональной деятельности расширяет возможности учителя технологии и предпринимательства в сфере образования и создает условия для удовлетворения потребностей личности и ее профессиональной мобильности; формирование у студентов профессиональной педагогической мотивации повышает интерес к учительской профессии, позволяет актуализировать педагогические знания. Немаловажно и то, что поставленные перед курсом задачи решаются не изолированно, а во взаимосвязи, что способствует повышению эффективности курса и подготовке специалиста, удовлетворяющего требованиям, выдвигаемым «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».
Решение этих задач будет способствовать подготовке профессионально мобильного и способного к профессиональному росту учителя технологии и предпринимательства.