Фау что это за учреждение
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?
Определение учреждений
Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.
Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.
Сравнение
Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.
Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.
Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.
В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.
Особенности и характеристика автономных учреждений
Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.
Что такое автономное учреждение
В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:
СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.
Особенности и характеристика учреждений автономного типа
Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.
В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:
ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.
ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.
Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:
Классификация автономных учреждений
Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:
В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.
Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Автономные учреждения
«Аудит и налогообложение», 2010, N 5
Основные отличия бюджетных и автономных учреждений
Как известно, бюджетные учреждения в основном финансируются из бюджета. Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения включает финансирование из бюджета следующих расходов:
Согласно ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Как указано в ст. 3 Закона N 174-ФЗ, имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
В силу ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Таким образом, автономным учреждениям ассигнования из бюджетов не предоставляются. Учредитель автономного учреждения предоставляет последнему имущество, обеспечивает расходы, связанные с содержанием этого имущества. Причем обеспечение расходов осуществляется в виде субсидий, выделяемых на основании ст. 78.1 БК РФ.
Главное же отличие автономных и бюджетных учреждений заключается в большей свободе в отношении использования переданного им имущества.
Так, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, а имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением только недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Таким имуществом автономное учреждение может распоряжаться только с согласия его учредителя.
Виды особо ценного движимого имущества по отношению к федеральным автономным учреждениям определены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».
При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:
При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии суставом деятельности.
Также следует отметить, что автономное учреждение в отличие от бюджетного имеет право на участие в уставном (складочном) капитале других юридических лиц, на передачу имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, а также может привлекать заемные средства, поскольку не является бюджетным учреждением.
Бюджетное учреждение на основании п. 4 ст. 161 БК РФ не имеет права получать кредиты (займы). Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Закон N 174-ФЗ не содержит. Однако в ст. 14 этого Закона есть такое понятие, как крупная сделка, в том числе связанная с привлечением заемных денежных средств. Следовательно, автономные учреждения могут привлекать заемные денежные средства.
Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Другими словами, кредиторы могут предъявить соответствующие требования к собственнику бюджетного учреждения, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.
Автономное же учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением его собственником или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Следует отметить, что как собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам, так в свою очередь и автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.
Обратите внимание: действующее законодательство не предусматривает принудительной ликвидации учреждения по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства.
Рассмотрим основные различия ведения бухгалтерского учета автономными и бюджетными учреждениями.
Автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете, которое на сегодняшний момент представлено Законом N 129-ФЗ.
При этом учет в автономных учреждениях должен осуществляться на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством РФ.
Кроме того, для автономных учреждений установлен конкретный перечень документов, к которым руководство таких учреждений должно обеспечить свободный доступ средств массовой информации. К таким документам относятся:
Отсюда следует, что автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке.
Автономное учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях.
На основании изложенного можно сделать вывод, что автономным учреждениям предоставлены более широкие полномочия для участия в имущественных отношениях, что позволяет им работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля.
Порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения
На основании п. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя для государственных (муниципальных) автономных учреждений определяются:
Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается содержание задания учредителя, обусловленное необходимостью исполнения расходных обязательств РФ.
В соответствии с действующим законодательством предусматривается выделение средств не на содержание автономных учреждений, как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат.
Указанное Положение определяет условия и порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания.
Задание учредителя является обязательным для федерального автономного учреждения.
Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.
Согласно п. 3 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание содержит:
Задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также содержит:
Рекомендуемая форма задания на оказание услуг федеральным автономным учреждением приведена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.
Согласно этим Рекомендациям, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуги на платной основе, в задании должен быть заполнен разд. 5, где указываются предельные цены (тарифы) на оплату услуг.
Что касается автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, а также муниципальных автономных учреждений, для них задание формируется в аналогичном порядке.
Таким образом, учредители автономных учреждений могут установить задание не только на услуги, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета, но и на платные услуги при условии, что законодательством РФ предусмотрено оказание государственной услуги на платной основе.
На основании п. 4 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения. В случае необходимости задание включает несколько разделов (по видам услуг, работ), которые оформляются в соответствии с п. 3 данного Положения.
Задание учредителя в отношении автономного учреждения устанавливается с учетом:
Учредитель вправе изменять задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ).
Согласно п. 7 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти учредитель утверждает задание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального автономного учреждения до начала финансового года.
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:
Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному автономному учреждению в кредитной организации.
Расчет размера указанных субсидий производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Предоставление федеральному автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий.
Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей.
Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются указанным соглашением.
Предпринимательская деятельность автономного учреждения
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана данная организация.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Автономная некоммерческая организация согласно п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ создается для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. В противном случае автономная некоммерческая организация будет обвинена в нарушении требований действующего законодательства.
Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.06.2008 по делу N А14-5930/2007/232/19 суд сделал вывод, что некоммерческой организацией осуществлялась деятельность (перевозка грузов автотранспортом, оказание услуг строительными механизмами и техникой, монтаж газооборудования, ремонтные работы), целями которой не являлась защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и интеграция инвалидов в общество. При осуществлении указанных видов деятельности не были заняты (трудоустроены) инвалиды, им не предоставлялись какие-либо льготы, и лишь незначительная часть доходов от данной деятельности использовалась для достижения уставных целей (4% от стоимости объема выполняемых работ).
Учитывая эти факты, судебные инстанции обоснованно сделали вывод о нарушении организацией п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ.
Если определенный вид деятельности является лицензируемым (например, образовательная, медицинская), право на ее осуществление согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Так, например, согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» только с момента получения лицензии (разрешения) образовательное учреждение вправе заниматься образовательной деятельностью.
Без лицензии образовательное учреждение может оказывать лишь некоторые виды образовательных услуг: организовывать разовые лекции, проводить стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации.
Следовательно, если автономное учреждение занимается образовательной деятельностью, подлежащей лицензированию, к моменту возникновения такой деятельности необходимо получить соответствующую лицензию.
Обратите внимание: за осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) автономные некоммерческие организации и автономные учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ.
При отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения используют обычные в этом случае проводки.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета доходов автономного учреждения, полученных от предпринимательской деятельности, применяется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет 2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности».
Дополнительно к субсчету 86-2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности» могут быть открыты следующие субсчета второго порядка:
86-2-1 «Прибыль от предпринимательской деятельности»;
86-2-2 «Убыток от предпринимательской деятельности».
По истечении года наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает итоги деятельности организации, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность и принимает решение о направлении прибыли на конкретные цели, предусмотренные уставом. В то же время право самостоятельного расходования полученной прибыли на нужды автономного учреждения может быть предоставлено и ее руководителю.
Полученная прибыль на основании утвержденной сметы распределяется и направляется либо на финансовое обеспечение уставной деятельности некоммерческой организации в последующие периоды, либо на покрытие убытков, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу ст. 2 Закона N 174-ФЗ доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено данным Законом.
При осуществлении предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения в бухгалтерском учете могут использовать следующие проводки:
— по окончании отчетного месяца:
— по окончании отчетного года: