Учетная политика банка что это

Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Оглавление

1.1. Регулирование, задачи и принципы бухгалтерского учета в коммерческих банках

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ установлены Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с учетом дополнений и изменений).

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуются законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями: планы счетов бухгалтерского учета; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных и других операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Согласно Федеральному закону РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Банк России устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для банковской системы Российской Федерации. Нормативные документы и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые ЦБ РФ, не должны противоречить нормативным документам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

В Российской Федерации продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 283 от 06.03.1998 г. Цель преобразований системы бухгалтерского учета состоит в приведении ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, с требованиями МСФО.

К основным задачам бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации относятся:

К принципам бухгалтерского учета в банках относятся:

В настоящее время активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа. Активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

С 1 января 2008 г. введен такой принцип бухгалтерского учета как «Оценка активов и обязательств», который означает, что активы будут приниматься к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, а в дальнейшем должны оцениваться (переоцениваться) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери.

В бухгалтерском учете результаты оценки (переоценки) активов отражаются с применением дополнительных контрсчетов, корректирующих первоначальную стоимость актива, учитываемую на основном счете, либо содержащих информацию об оценке (переоценке) активов, учитываемых на основном счете по текущей (справедливой) стоимости.

Контрсчета предназначены для отражения в бухгалтерском учете
изменений первоначальной стоимости активов в результате переоценки по текущей (справедливой) стоимости, создания резервов при наличии рисков возможных потерь, а также начисления амортизации в процессе эксплуатации.

Обязательства должны отражаться в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. Также обязательства подлежат переоценке по текущей (справедливой) стоимости.

К особенностям бухгалтерского учета в банках следует отнести:

1.2. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации

Основным нормативным документом, регулирующим основы организации бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, является Положение ЦБ РФ № 302-П от 26.03.2007 г., которое содержит Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации (вступило в действие с 01.01.2008 г.).

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ содержат:

Общая структура Плана счетов бухгалтерского учета базируется на выделении в главы и разделы однотипных по своему содержанию банковских операций и сделок.

В Плане счетов принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка и счета второго порядка.

Всего План счетов бухгалтерского учета содержит пять глав: глава А «Балансовые счета», глава Б «Счета доверительного управления», глава В «Внебалансовые счета», глава Г «Срочные сделки», глава Д «Счета ДЕПО». Для всех счетов глав (за исключением счетов главы Д) предусмотрена двухуровневая система построения номеров счетов.

Глава А «Балансовые счета» содержит балансовые счета, на которых осуществляется учет банковских операций и сделок. Глава А является самой значительной по объему и содержит балансовые счета, которые сгруппированы по экономическому содержанию в семь разделов:

Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы.

Раздел 3. Межбанковские операции.

Раздел 4. Операции с клиентами.

Раздел 5. Операции с ценными бумагами.

Раздел 6. Средства и имущество.

Раздел 7. Результаты деятельности.

На балансовых счетах главы А «Балансовые счета» в первом разделе учитываются операции по формированию уставного капитала акционерного и неакционерного банков, добавочного капитала, а также операции по формированию резервного фонда. Во втором разделе данной главы учитываются операции с денежными средствами и драгоценными металлами. В третьем разделе представлены корреспондентские счета, а также счета по учету межбанковских кредитов и депозитов. Четвертый раздел данной главы состоит из счетов, на которых учитываются операции с клиентами. В пятом разделе представлены счета по учету вложений в долговые обязательства, акции, учтенные векселя, а также по учету выпущенных банками ценных бумаг. В шестом разделе учитывается имущество банка, дебиторы и кредиторы. В седьмом разделе учитываются доходы и расходы, прибыль и убытки банка.

Глава Б «Счета доверительного управления» содержит счета, на которых учитываются операции с имуществом, полученным банком в качестве доверительного управляющего в доверительное управление. Все операции по доверительному управлению совершаются только между счетами главы Б. На активных счетах учитывается имущество, полученное в управление (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы), а на пассивных счетах отражаются источники покрытия этого имущества (капитал в управлении). Кроме того, в главе Б предусмотрены счета расчетов по доверительному управлению, расходов и доходов, а также прибыли и убытка.

В главе В «Внебалансовые счета» учитываются ценности и документы; расчетные документы, ожидающие акцепта и не оплаченные в срок; обеспечение по кредитам; активы, списанные с баланса за счет резерва на возможные потери и т. п. Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные счета. В бухгалтерском учете операции по внебалансовым счетам отражаются методом двойной записи: активные счета корреспондируют со счетом 99999 и пассивные счета – со счетом 99998. Двойная запись по внебалансовым счетам может также осуществляться путем перечисления с одного активного внебалансового счета на другой активный счет или с одного пассивного внебалансового счета на другой пассивный счет.

Глава Г «Срочные сделки» содержит счета, на которых ведется учет сделок купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг, по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки. Сделки учитываются на активных и пассивных счетах главы Г с даты их заключения до даты проведения денежных расчетов. В день наступления срока проведения денежных расчетов учет сделок на счетах главы Г прекращается с одновременным отражением операций на балансовых счетах главы А. На активных счетах главы Г ведется учет требований по наличным и срочным сделкам, а на пассивных счетах – обязательств по наличным и срочным сделкам. По счетам данной главы составляется отдельный баланс.

На счетах главы Д ведется учет эмиссионных ценных бумаг, принадлежащих банку; векселей сторонних эмитентов и других неэмиссионных ценных бумаг, принадлежащих банку на праве собственности; эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг, принадлежащих клиентам банка, переданных банку для учета и подтверждения перехода прав на ценные бумаги. Если кредитная организация не ведет счета ДЕПО клиентов, то она не является депозитарием, а значит не должна получать лицензию на осуществление депозитарной деятельности. Ведение депозитарного учета ценных бумаг, принадлежащих банку на праве собственности, является обязанностью банка, но не является депозитарной деятельностью. Если число акционеров банка составляет не более 500 и он ведет реестр акционеров самостоятельно или если при любом числе акционеров реестр передан для ведения во внешнюю организацию, то акции, права на которые учитываются в системе ведения реестра, не подлежат депозитарному учету в банке. Депозитарный учет эмитированных банком акций ведется в том случае, если банк является номинальным держателем в соответствующем реестре акционеров. Активные счета представляют собой счета депо мест хранения, а пассивные – счета депо клиентов, на которых учитываются ценные бумаги конкретных владельцев. Основой депозитарного учета является аналитический учет ценных бумаг, в котором ведутся аналитические счета депо. В аналитическом учете открываются лицевые счета депо, на которых учитываются ценные бумаги одного выпуска с одинаковым набором допустимых депозитарных операций.

Правила кодирования лицевых счетов депо депозитарий определяет самостоятельно с учетом нормативных требований ЦБ РФ. Учет ценных бумаг на счетах ДЕПО ведется в штуках.

С чета П лана счетов кредитных организаций подразделяются на счета первого и счета второго порядка. Счета первого порядка – укрупненные синтетические счета, состоящие из трех знаков. Счета второго порядка являются детализирующими счетами и состоят из пяти знаков (к счетам первого порядка прибавляются два знака справа). Аналитические лицевые счета открываются в развитие определенного синтетического счета. В Положении ЦБ РФ № 302-П от 26.03.2007 г. представлена Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации. Лицевые счета состоят из двадцати знаков: пять знаков означает балансовый счет второго порядка; три знака – код валюты или драгоценного металла; один знак – защитный ключ; четыре знака – номер филиала, структурного подразделения; семь знаков – порядковый номер лицевого счета. Особенности нумерации лицевых счетов имеют бюджетные счета, в номер счета которых включается символ бюджетной отчетности; счета по учету доходов и расходов, в номер счета которых включается символ отчета о прибылях и убытках.

В Положении ЦБ РФ № 302-П от 26.03.2007 г. определены списки парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное. По таким счетам допускается наличие остатка на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня опе­рации начинаются по лицевому счету, имеющему остаток, а при отсутствии остатка – со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо, противоположное признаку счета, то есть на пассивном – дебетовое сальдо или на активном – кредитовое сальдо, то оно должно быть перенесено бухгалтерской проводкой на соответствующий парный лицевой счет по учету средств. Если образовалось сальдо на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкой меньшее сальдо на счет с большим сальдо – то есть на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов – в соответствии с характером счета.

1.3. Аналитический и синтетический учет

Бухгалтерский учет в кредитных организациях подразделяется на синтетический и аналитический.

Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета (балансовых и внебалансовых счетах первого порядка).

Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию внутри каждого счета (балансового и внебалансового счета второго порядка).

Синтетический учет ведется только в рублях.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном бухгалтерском балансе только в рублях.

Счета в иностранной валюте открываются на любых счетах Плана счетов бухгалтерского учета, где могут учитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте, включается трехзначный код соответствующей иностранной валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют.

Счета аналитического учета могут вестись только в иностранной валюте либо в иностранной валюте и в рублях.

Пересчет данных аналитического учета в иностранной валюте в рубли (переоценка средств в иностранной валюте) осуществляется путем умножения суммы иностранной валюты на установленный ЦБ РФ официальный курс иностранной валюты по отношению к рублю.

Переоценка средств в иностранной валюте осуществляется в начале операционного дня до отражения операций по счетам. Переоценке подлежит входящий остаток на начало дня.

Ежедневный баланс на 1 января составляется исходя из официальных курсов, действующих на 31 декабря.

При ведении счетов только в иностранной валюте итог остатков по всем лицевым счетам в иностранных валютах балансового счета второго порядка должен отражаться в регистрах бухгалтерского учета в рублях по официальному курсу. Эти данные должны использоваться для сверки аналитического учета с синтетическим учетом.

Данные аналитического и синтетического учета должны отражаться в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (жур­налах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.

Банковские операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

При хранении регистров должны обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Регистрами аналитического учета являются лицевые счета; ведомость остатков по счетам первого, второго порядков, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам; ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.

Лицевые счета. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Реквизиты открываемых счетов и порядок их нумерации приведены в приложении 1 Положения ЦБ РФ № 302-П.

Номер лицевого счета должен определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету; входящий остаток на начало дня; обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу); остаток после отражения каждой операции (по усмотрению банка) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в журналах или в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения опе­рации; номер документа; вид (шифр) операции; номер корреспондирующего счета; суммы – отдельно по дебету и кредиту; остаток и другие реквизиты.

Записи об открытии и закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов. Учетной политикой банка может быть предусмотрено ведение данной Книги в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. Порядок ведения Книги регистрации открытых счетов определен Положением ЦБ РФ № 302-П.

Лицевые счета клиентов печатаются в соответствии с действующими формами бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки из лицевого счета (в договоре с клиентом может быть предусмотрен другой порядок передачи выписки по счету).

После выдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив.

Ведомость остатков по счетам первого, второго порядков, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам составляется ежедневно. По решению руководства банка ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам.

Следующим регистром аналитического учета является ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств, которая ведется по счетам, по которым определены сроки размещения и привлечения средств. Ведомость составляется программным путем ежедневно. По данной ведомости остатки по счетам показываются по срокам, на которые размещены (привлечены) средства, и по срокам, оставшимся до погашения.

К регистрам синтетического учета относится ежедневная оборотная ведомость и ежедневный баланс.

Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день, на первое число составляется оборотная ведомость за месяц, а на квартальные и годовые даты – нарастающими оборотами с начала года.

Ежедневный баланс по операциям, совершенным за день, должен быть составлен за истекший день до 12 часов на следующий рабочий день, а сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым банком.

Баланс должен отвечать следующим требованиям:

Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета.

Оборотная ведомость и баланс подписываются после рассмотрения руководителем и главным бухгалтером банка.

Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств подписываются после рассмотрения главным бухгалтером.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер сверяет:

Запись о сверке должна быть сделана в балансе перед его подписью должностными лицами банка.

1.4. Учетная политика в банках и основные элементы ее составления

Под учетной политикой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Основной задачей учетной политики является достижение соответствия бухгалтерского учета законодательным и нормативным требованиям; выбранные в ней способы бухгалтерского учета должны последовательно применяться на практике.

Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, которая составляется в соответствии с законодательными и нормативными требованиями.

Принятая кредитной организацией учетная политика должна быть утверждена приказом или распоряжением руководителя организации. Учетная политика применяется последовательно из года в год. Внесение изменений в учетную политику может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных документов ЦБ РФ, а также разработки кредитной организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Учетная политика кредитной организации содержит следующие основные элементы (подлежат обязательному утверждению руководителем кредитной организации):

1.5. Документация и документооборот в банках

Банковская документация представляет собой совокупность документов, являющихся письменным подтверждением, а также основанием всех совершаемых банковских операций.

Все внутрибанковские операции оформляются в мемориальном ордере, в котором указывается краткое содержание операции, сумма и корреспонденция счетов (транзакция). Если эти реквизиты имеются в первичном документе, на основе которого совершается операция, то мемориальный ордер по ним не выписывается (кассовые документы, выписки из корреспондентских счетов). К мемориальным ордерам прикладываются первичные документы, которые послужили основанием для отражения информации о совершенных банковских операциях. Первичные документы оформляются на типовых бланках. При необходимости банки могут самостоятельно разрабатывать документы, которые должны быть утверждены в учетной политике банка, и их реквизиты должны соответствовать требованиям, содержащимся в федеральном законе «О бухгалтерском учете».

К первичным документам относятся акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции. Первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: наименование документа, код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание операции и т. п. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, определяется приказом руководителя банка. Должностное лицо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершенной по нему бухгалтерской операции банка.

Первичные документы прикладываются к мемориальным ордерам, в которых делается о них запись. Если при необходимости первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, то в мемориальных ордерах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки. Первичные документы подлежат обязательной проверке.

Все денежно-расчетные документы в зависимости от места их формирования подразделяются на банковские, составляемые банками, и клиентские, поступающие от клиентов банка.

Банковские операции совершаются и отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями действующих Правил бухгалтерского учета и нормативных документов ЦБ РФ по отдельным операциям.

В большей степени банковские операции проводятся на основании принятых к исполнению документов клиентов.

Расчетные документы используются для совершения безналичных перечислений по счетам. Основное место среди них занимают расчетные документы, представляемые клиентами банка: платежное поручение, заявление на аккредитив, инкассовое поручение, платежное требование. При частичной оплате расчетных документов из картотеки расчетных документов, не оплаченных в срок, для оформления операций используется платежный ордер, который составляется банком.

Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег. Кассовые документы могут быть приходными и расходными. К приходным кассовым документам относятся объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер, квитанция о приеме денег, препроводительная ведомость к сумке с инкассируемой денежной выручкой. К расходным кассовым документам относятся денежный чек на получение денежной наличности и расходный кассовый ордер.

Если основанием для совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанное руководителем банка и главным бухгалтером, то в этих случаях выписанный платежный документ подписывается бухгалтерским и контролирующим работниками.

Документооборот по банковским операциям состоит в последовательном движении банковских документов, начиная от момента их составления или поступления в банк и заканчивая завершением операции или уходом их из банка в течение всего операционного дня.

Все банковские операции подразделяются на внешние, внутренние и отдельно – кассовые. Каждая банковская операция в обязательном порядке должна быть оформлена соответствующим документом и не может быть совершена без документа, являющегося основанием для этого.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

Расчетные документы, принятые банком к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществляющего их прием и проверку с указанием даты приема:

Банки обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов, под которыми понимаются документы по хозяйственной деятельности банка, и расчетно-платежные документы клиентов банка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *