У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

Владимир Иванович Даль

1000 русских пословиц и поговорок

Владимир Иванович Даль известен широкому кругу читателей прежде всего как создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» – богатейшей сокровищницы русского слова.

Не менее примечательным трудом Даля является его сборник «Пословицы русского народа», включающий более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов.

Удивительно происхождение великого ученого, хотя в те далекие времена многие европейцы – немцы, французы, скандинавы – считали за благо перейти на службу русскому царю и новому отечеству.

Писатель, этнограф, лингвист, врач, Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю – 10 ноября) 1801 года в Луганске Екатеринославской губернии. Отец – Иоганн Христиан Даль – датчанин, принявший российское подданство, был врачом, лингвистом и богословом, мать – Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) – полунемка-полуфранцуженка. Отец Даля стал патриотом всего русского. Полюбив Россию, он и в своих детях стремился развить любовь к русскому языку, культуре, искусству.

В 1814 году Владимир Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончил курс, служил во флоте в Николаеве, затем – в Кронштадте. Выйдя в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончил его в 1829 году и стал хирургом-окулистом.

И снова – военная служба. В 1828 году началась двухлетняя русско-турецкая война, и Даля призвали в армию. Он участвовал в переходе русской армии через Балканы, непрерывно оперируя раненых в палаточных госпиталях и непосредственно на полях сражений. Дарование Даля-хирурга высоко оценивал выдающийся русский хирург Пирогов. В 1831-м, во время похода против поляков, Владимир Иванович отличился при переправе через Вислу. Он впервые применил электрический ток во взрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русских войск за реку. За это император Николай I наградил В. И. Даля орденом – Владимирским крестом в петлице.

Собирать слова и выражения русского народного языка Даль начал с 1819 года. Еще в Морском корпусе он занимался литературой, писал стихи. Проезжая однажды по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать» («иначе пасмурнеть, клониться к ненастью»). И с тех пор, странствуя по огромным просторам России, Владимир Иванович не расставался со своими записями, пополняя их новыми словами, меткими изречениями, пословицами и поговорками, накопив и обработав к концу жизни двести тысяч слов!

Необходимо особо отметить его знакомство и дружбу с Пушкиным. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатстве русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.

В трагические январские дни 1837 года Даль, как близкий друг и как врач, принял самое деятельное участие в уходе за смертельно раненным Пушкиным. Именно к Далю были обращены слова умирающего: «Жизнь кончена. » Ему благодарный поэт подарил перстень-талисман. Даль оставил записки о последних часах жизни Александра Сергеевича.

В 1832 году были опубликованы обработанные Далем «Русские сказки. Пяток первый». Однако вскоре книгу запретили, а автора арестовали. Только по просьбе В. А. Жуковского, в то время воспитателя наследника престола, Даль был освобожден. Но печататься под своим именем он уже не мог и подписывался псевдонимом Казак Луганский. Именно под этим псевдонимом была издана одна из любимейших сказок нашего детства – «Курочка Ряба».

Произведения Даля пестрят пословицами, поговорками. Иногда вместо развернутой характеристики героя дана его оценка только в пословице: «Ему. не приходилось бы жить так – от утра до вечера, а помянуть нечего; неделя прошла, до нас не дошла». Или: «Не учили, пока поперек лавочки ложился, а во всю вытянулся – не научишь»; «Кто кого сможет, тот того и гложет».

Вышедшие почти в одно время «Пословицы русского народа» (1862) и «Толковый словарь» (1864) обогатили русскую культуру и литературу.

В предисловии к книге пословиц Даль писал: «Источниками же или запасом для сборника послужили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетрадки, сообщенные с разных сторон, и – главнейше – живой русский язык, а более – речь народа».

Надо отметить, что и до Даля, еще в XVIII веке, собирались и издавались пословицы и поговорки русского народа. В качестве примеров можно привести «Письмовник» Н. Курганова (1769), «Собрание 4291 древних российских пословиц», приписываемое профессору Московского университета Барсову (1770), сборник «Русские пословицы» И. Богдановича (1785). Первое значительное исследование о русских пословицах – труд И. М. Снегирева «Русские в своих пословицах» (1831–1834). В середине XIX века главными сводами пословиц и поговорок считались сборники И. М. Снегирева (1848, 1857) и сборник пословиц, извлеченных из книг и рукописей и изданных в 1854 году Ф. И. Буслаевым.

Однако именно Далю принадлежит честь стать наиболее точным, глубоким и верным исследователем устного народного творчества.

Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, понятия и т. п., например «добро – зло», «радость – горе», «вина – заслуга»; причем всему дается в пословицах оценка, ведь они выражают сокровенные суждения народа.

В пословицах, опубликованных Далем, раскрываются моральные и этические идеалы русского человека, семейные и общественные отношения, бытовой уклад, черты характера.

Глубокая мудрость, тонкая наблюдательность, ясный разум народа определили наиболее выразительные пословицы и поговорки о грамоте, учении, уме, о способностях и толковости людей. Пословицы осуждают болтунов, сварливых и глупых, любителей поскандалить, чванливых, чрезмерно гордых людей.

Многие пословицы говорили о крестьянском мире, о совместном труде, силе сельской общины. «Собором и черта поборешь», – утверждала пословица. «Что мир порядил, то и Бог рассудил», «Мир заревет, так лесы стонут», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Миром всякое дело решишь».

В предлагаемую читателю книгу вошла лишь малая часть из обширного собрания пословиц и поговорок Даля. Они о любви, о дружбе, о счастье, о богатстве, о труде и праздности, о жизни и смерти, об одиночестве, об удаче. Обратите внимание, как свежо, современно звучат они!

А сколько в сегодняшнем русском языке устойчивых словосочетаний, о происхождении которых мы уже не задумываемся, но которые имеют вполне определенный источник. Кто не слышал вполне современного выражения: «Дело в шляпе». Оно – из сборника Даля, и пошло от жребия, который клали в шляпу, а затем тянули из нее.

Почти в каждом разделе «Пословиц русского народа» Даля можно столкнуться с противоречивостью материалов. И это естественно – ведь и реальная жизнь полна противоречий. Здесь очень важно различать оттенки, а также меру глубины пословиц и поговорок. Ведь рождались они порой под влиянием эмоций, а не только многолетних наблюдений и опыта.

Прочитаем пословицы, характеризующие положение женщины в семье. Многие из них имеют корни в «Домострое»: «Бабе дорога от печи до порога», «Курица не птица, баба не человек», «У бабы волос долог, ум короток». Но наряду с ними уже звучат иные, нового толка: «Муж – голова, жена – душа», «Женский ум лучше всяких дум», «Худо дело, коли жена не велела».

Встречаются, например, пословицы, критикующие русскую работу и восхваляющие, по сравнению с ней, немецкую или английскую. Однако таких немного; более тех, в которых и отмечаются достоинства, свойственные другим народам, и высоко оцениваются свои способности. Эту черту народного сознания тонко уловил Н. С. Лесков, развивший пословицы о мастерстве русского человека в рассказ о Левше, подковавшем английскую блоху.

Источник

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

Пословица про смелость и трусость:

У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

Смысл пословицы

О боязливых людях, всё мелкое и незначительное воспринимающих за крупное и страшное.

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой У страха глаза что плошки а не видят ни крошкисодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про смелость и трусость У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

Пословицы и поговорки о страхе » текст, видео, картинки

Пословицы о страхе рассказывают нам о том, что с постоянным страхом жить нельзя. Но нет ни одного человека, который бы не испытывал это чувство. Каждый из нас сталкивался с этим чувством тревожности. Что же такое страх и бывает ли он полезен?

Изломанного лука двое боятся (ивраг и хозяин)

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПословицы о страхе в картинках

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПословицы о страхе для детей

У страха глаза велики

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПословицы о страхе для школьников

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПочитайте пословицы о страхе в картинках

Кто на море бывал, тот и страху видал

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПочитайте пословицы о страхе

У страха глаза что плошки а не видят ни крошкиПословицы это мудрость наших предков

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русские пословицы и поговорки

НАСТРОЙКИ.

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Предисловие

… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.

В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.

Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.

На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.

В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.

Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».

Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.

Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».

Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.

Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.

Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!

Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.

Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.

Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.

С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.

Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка

Источник

Литературная викторина «Знаешь ли ты сказки?»

У страха глаза что плошки а не видят ни крошки Антонина
Литературная викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Тема занятия по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

Содержание. Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям через развитие интереса к русским народным сказкам, запоминать отрывки с наиболее яркими занимательными описаниями; учить отвечать на вопросы, используя разные виды предложений, согласовывать окончания;пополнять словарь детей новыми словами: трусишка, хвастунишка, страх; развивать пантомимические навыки, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Предварительная работа: знакомство со сказками, раскрытие основной идеи сказок при помощи потешек, пословиц и поговорок, бесед с детьми; словарная работа (гумно, кокорина, колода, коромысло, ушат, чугунок, напёрсток,подготовка к разыгрыванию театрализованных сценок, знакомство с предметами обихода, рисование по сказкам.

(Перед занятием напомнить детям, как нужно сидеть на стульчиках,уточнить, как правильно поднимать руку для ответа, а не кричать с места.)

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам художников-иллюстраторов Натальи Логвановой, Любови Ерёминой,предметы: коромысло, ушат, чугунок, аудиозапись, театральные маски героев сказок, печка-ширма

-Совсем недавно мы с вами, ребята, читали русские народные сказки. Как вы думаете, почему сказки так называют? (ответы детей) А сегодня посмотрим, насколько хорошо вы запомнили название сказок, героев сказок, сможете ли вы их узнать. Литературная викторина и выступления ребят помогут вам в этом.

1. Отгадывание сказки по предметам обихода.

Воспитатель: Выберите из разложенных предметов обихода нужный.

Догадайтесь, из какой сказки предмет и расскажите об этом предмете

(что это за предмет и для чего он нужен).

Предметы обихода разложены на столе: коромысло, лапти, ложки крашенные деревянные, ухват, напёрсток, чугунок, горшок, мешочек с зерном.

2 вариант (для сильных ребят)

Воспитатель: В какой сказке герои пользовались этим предметом. Послушайте загадку и попробуйте отгадать, о каком предмете идет речь (ответы детей, воспитатель вносит и показывает предметы обихода)

Два моря на дуге висят (коромысло).

С ушами, а не слышит (ушат).

Сколько не мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь (чугунок)

2. Отгадывание сказки по иллюстрациям.

Воспитатель: многие художники иллюстрировали сказки, т. е. создавали иллюстрации-рисунки к самым ярким эпизодам, сценам. Назовите сказку по иллюстрации и расскажите отрывок (иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый»).

На картинку посмотрите, сказку вместе назовите!

3. Отгадывание сказки по диалогам между персонажами (аудиозапись):

— Эх, щи, так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

-А я блин масленый, окунусь в горшок да вылезу- вот щи и жирные!

-Ох! Медведище меня чуть не задавил!

-Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

-Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

4. Отгадывание сказки по песенке.

-А кто может спеть песенку «блина масленого»? Из какой сказки этот персонаж?

Я – масленый бок! («Крылатый, мохнатый да масленый»)

5.Воспитатель: Назовите пословицы к сказке «У страха глаза велики».

«У страха глаза велики».

«Страх силу отнимает»

«У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки».

Назовите пословицы к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый».

«Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех».

«Где дружба да совет, там свет».

6. Физминутка «Сказка»:

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклон, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила! (показать «яичко» на вытянутых руках)

7. Театрализация потешки «Зайчишка-трусишка».

-А сейчас я приглашаю 2 ребят и хочу предложить рассказать и «показать» потешку.

(Первый ребенок проговаривает потешку, второй ребенок показывает действие, используя мимику, «изображает» страх, воспитатель благодарит и хвалит «артистов»)

8. Театрализованные сценки из сказок «Заяц-хваста» (Диалог Вороны и Зайца, «У страха глаза велики» (Диалог бабки, внучки, курочки, мышки, зайца)

Воспитатель: Сегодня мы вспомнили поучительные народные сказки. Узнали из сказок о страхе, дружбе, трусости и храбрости. Вы, ребята, молодцы, очень хорошо знаете прочитанные сказки, хорошо отвечали на вопросы, «изображали» героев в движении, голосом. Мы продолжим знакомство с русскими народными сказками, потому в вашем книжном уголке сегодня появится новый иллюстрированный красочный сборник сказок. А вам в подарок книжки-раскраски!

Литературная викторина по русским народным сказкам. «Петрушка со сказками» Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста. Сказочник Петрушка с помощью загадок ведет детей по русским.

Презентация «Сказка «Колобок» Уважаемые воспитатели! Представляю Вам свою презентацию русская народная сказка «Колобок». Все мы знаем, как наши маленькие детки любят.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *