У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Почему ребенок пишет с ошибками и как с этим бороться

Сегодня, в Международный день грамотности, «Призыв» вместе с владимирскими педагогами, родителями и логопедом искал причины ошибок в письменной речи детей, выяснял, как связаны спорт, перинатальное развитие и грамотность, выяснял, куда бежать, если у ребенок много пропускает буквы на письме? Как оказалось, не всегда учитель русского языка может помочь справиться с этой проблемой. Нужно обращаться к другим специалистам.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Миф или реальность?

Начнем с азов. Существует три вида речи, которые формируются у ребенка на разных этапах развития:

Руководитель образовательного центра «Высший бал», эксперт ЕГЭ, автор онлайн – курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Екатерина Комарова считает, что главной проблемой многих современных детей является отсутствие «переключателя» между письменной и устной речью. Как слышат — так и пишут.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Екатерина Комарова считает, что врожденной грамотности не существует

Ребенок не понимает, как от устной речи перейти к письменной, у которой другие законы. Умение это не формируется, поэтому так много безграмотных людей. Кстати, Екатерина Комарова уверена, что врожденной грамотности не существует:

— Именно устная речь – основа письменной. Должно быть грамотное развитие ребенка родителями в дописьменный период (в возрасте от 2 до 5 лет). В развивающих центрах, детском саду и в семье должны формировать у ребенка внутреннюю и устную речь.

А учитель русского языка и литературы школы №2 города Владимира Татьяна Хренова считает: врожденная грамотность – это не миф, но обладают ей единицы. И такие дети хорошо пишут диктанты, у них развита речь, сочинение не вызывает затруднений. Татьяна Анатольевна делится личным опытом:

— У меня двое взрослых детей. С уверенностью могу сказать, что дочь в наследство получила способность писать грамотно, а у сына есть проблемы. Научиться грамотно писать можно только с помощью упорного каждодневного труда.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Педагог Татьяна Хренова советует списывать тексты, читать книги, выписывать сложные слова

У педагога три совета, как улучшить грамотность:

— нужно, чтобы дети читали;
— переписывали тексты (лучше, если они будут из сборника диктантов);
— можно завести словарик, записывать туда слова, в которых были допущены ошибки.

Чтение не панацея?

Владимирская мама Анна Форсова уже выучила двоих дочерей в школе, сейчас помогает сыну победить «великий и могучий». Сын Анны перешел в шестой класс. И если с математикой все хорошо, то с русским языком у школьника не очень. Женщина сетует, что с дочерьми проблем не было, а вот сын в одном слове может сделать две-три ошибки:

— И снова для нас начался год мучений с безударными гласными, непроизносимыми согласными и словарными словами. Учитель нам говорит: учите правила, читайте книги. Но у нас это не работает, ничто не помогает победить нашу безграмотность.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Какой ведущий канал?

Екатерина Комарова на собственном опыте репетитора убедилась, что не только в чтении дело:

— Я двумя руками за чтение. Но, дорогие родители, вы должны понимать, какой ведущий канал восприятия у вашего ребенка. Советую его определить. Чтение на 100 % работает только у визуалов. Сейчас большинство детей именно с визуальным каналом получения информации. Но чистых визуалов мало, они смешаны с кинестетиками и аудиалами. Даже в работе с ребенком из старших классов у меня часто возникает необходимость определить его ведущий канал, от этого зависит построение занятий, эффективность обучения.

Визуалы запоминают графический образ текста. Например, они видят слово «мо-ло-ко», и именно так оно отпечатывается в их сознании. Или слово «ко-рабль», который они будут писать правильно, потому что запомнили его по книгам. Врожденная грамотность бывает у гениальных визуалов, которые способны настолько концентрировать свое внимание, удерживать в памяти зрительный образ слова, что им не нужны правила, чтобы его воспроизвести.

Аудиалам сложнее всего, потому что у них регистр трудно переключается между устной и письменной речью. Аудиалы напишут «ка-рабль». Как слышат, так и будут писать, так как их ведущий канал аудиальный.

Екатерина Комарова предостерегает: ругать такого ребенка не надо, этот канал ему пригодится в очень многих видах работ: при написании изложения, в аудировании по иностранному языку. Есть упражнения, которые помогу «переключить» регистр восприятия.

Когда кинестетики читают слово «ко-рабль», они его представляют. Они видят образ: корабль, пираты, море. Но они не воспринимают слово ни на слух, ни как оно написано. Для кинестетиков тоже существуют упражнения, которые помогают формировать образ слова, его видение.

Орфографическая зоркость появляется примерно к 11 годам, так как до этого возраста у ребенка формируются органы зрения.

Если к этому времени орфографическая зоркость не сформировалась, то есть вероятность, что она, по мнению Екатерины Комаровой, не сформируется никогда. Ребенок будет заучивать правила, стараться, но грамотности не будет. Самое эффективное упражнение – списывание с образца, но опять же в большей степени оно сработает у визуалов.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Ищите источник проблемы

Екатерина Комарова вспоминает, когда ее старший сын пошел в школу, у него были пропуски букв в словах. Одна гласная терялась, также пропадало несколько гласных из слова. Слово могло состоять только из согласных. Екатерина была панике, потому что с ребенком много читали, развитие было по возрасту. Она стала искать источник проблемы. И поняла, что правила здесь не сработают.

Обучаясь на эксперта ЕГЭ в Москве, Екатерина случайно попала на лекцию по нейрофизиологии. И узнала, что формирование ребенка до года влияет на многие функции, в том числе, на письменную речь и грамотность:

— По описанию профессора, который вел лекцию, я узнала портрет своего ребенка. Сын поздно научился кататься на велосипеде, был неловкий какое-то время. У него не интегрировался двигательный рефлекс. На это повлияли тяжелые роды, кислородное голодание. Но в большей степени на него повлияло то, что в детском возрасте мы пропустили стадию ползания. Он сразу сел и стал ходить. Ползать он хотел, но был холодный пол, мы его поместили в ходунки. Все эьти моменты могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Работа с нейрофизиологом и упражнения в течение полугода положительно отразились на грамотности старшего сына Екатерины, проблема была решена. Тем, кто страдает дислексией, дисграфией, кому стандартные упражнения, репетиторы и дополнительные занятия не помогают, нужно задуматься о том, что, возможно, проблема лежит глубже. И ее надо обязательно определить по специалистом.

Какие еще причины?

Логопед, психолог Ольга Халчева считает, что повторяющиеся, стойкие ошибки на письме допустимы в первом классе, так как происходит усвоение навыка письма. Но если во втором классе ошибок становится больше, они усложняются, то первая помощь ребенку — диагностика у специалиста (начните с логопеда). Специалист выявит причины нарушений. Возможно, логопеду придется работать в связке с нейропсихологом, неврологом.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Логопед Ольга Халчева считает, что ошибки на письме могут говорить о серьезных нарушениях, которые надо вовремя диагностировать

Дисграфию (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма), дислексию (нарушение формирования навыка чтения, связанное с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем) и дизорфографию (специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, то есть хорошо выученное правило не может применяться на письме) можно выявить у ребенка ко второму классу. В первом классе идет усвоение навыка, который автоматизируется. Многим детям с дисграфией, дизорфографией и дислексией нужна помощь невролога.

По мнению нашего эксперта, ошибки на письме – это не изолированное нарушение. Первичный дефект, являющийся причиной трудности освоения чтения и письма, всегда сказывается на состоянии остальных психических функций, в состав которых входит. Если нарушено чтение и письмо, значит, страдают базовые психические функции, следовательно, есть трудности в обучении, которые могут проявиться не сразу.

Причиной дисграфии и дислексии могут быть:

На письме могут отражаться дефекты речевого развития первичного характера:

При нарушениях вторичного характера очень хорошо помогает подключение нейропсихолога.

Спорт и музыка помогают грамотно писать

Когда специалист выявляет причину, что именно страдает, например, слухоречевая память или зрительно-пространственные представления, то разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции, который помогает справиться с нарушениями. Но лучше профилактика нарушений в дошкольном возрасте, чем коррекция нарушений в школе. В дошкольном возрасте необходимо исправить все имеющиеся речевые нарушения.

Ольга Халчева советует отдать ребенка дошкольного возраста в спортивную секцию или в танцы. Именно там он научится произвольной регуляции, разовьет моторику, внимание, скорость реакции, что является базой, необходимой для грамотного письма. Занятия музыкой, особенно игра на фортепиано, также положительно сказывается на развитии моторики и формировании межполушарных связей.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Логопед также советует чаще гулять с ребенком:

— Важно и в школе сохранить режим бодрствования и сна, отдыха и работы. При прогулках мозг ребенка насыщается кислородом, улучшается работоспособность. После школы и вечером после приготовления уроков ребенку можно массировать шейный отдел и затылочную область, мозг будет хорошо снабжается кровью, поступать больше кислорода.

Не только в профилактике, но и в процессе коррекции важны прогулки, массаж, спорт и занятия со специалистом. Помните, что для ребенка письмо – сложный процесс. В процессе подготовки ребенка к школе научите его сначала читать, а только потом писать, но никак не наоборот.

Подготовила Елена Середина

Источник

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

Источник

Проблемы с русским языком? Вам к нейропсихологу!

Довольно часто родители и педагоги ошибочно полагают, что неспособность ребенка грамотно читать и писать связана с недостаточным количеством занятий, с ленью, нежеланием учиться, и начинают старательно прикладывать усилия к исправлению ситуации – ругать чаще, задавать больше. Между тем, далеко не всегда трудности в учебе у ребенка возникают по этим причинам. Бывает, что проблема кроется гораздо глубже, и тогда помочь с ней справиться могут не педагоги, а нейропсихологи и дефектологи.

Как опознать у своего ребенка дисграфию и дислексию? (соответственно, нарушения письма и нарушения чтения)

Дислексия

Ребенок дислексик, конечно же, будет не любить читать, ибо дается ему это сложно. В школе появится неуспеваемость в таких видах заданий, которые требуют хорошего слухового восприятия, например, изложения и пересказы текста.

Если уж вы таки заставили дитя сжать скрюченными руками ненавистную книгу, то что вы услышите:

Дисграфия

Ребенок-дисграфик (да и взрослый тоже, тут вся симптоматика одинакова) с трудом пишет, не может избавиться от ошибок никакими просиживаниями за словарями с рядом стоящей с ремнем наперевес мамой, забывает ставить в начале предложения заглавные буквы, не использует знаки препинания. Уроки русского языка, естественно, мучительны, скорость письма понижена, почерк часто корявый. Ошибки дисграфиков тоже достаточно специфичны:

Откуда что берется?

Наиболее вероятные и частые причины:

Предпосылки для подобных нарушений имеются лет с пяти и могут быть успешно диагностированы и скорректированы еще в старшем дошкольном возрасте на занятиях с нейропсихологом и дефектологом.

Автор: Джумазова Юлия Сергеевна
детский практический психолог, нейропсихолог,
действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги
и Московского психологического общества

Источник

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Может быть, у ребёнка дисграфия?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз «дисграфия». По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

У ребенка проблемы с русским языком 4 класс что делать

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *