Тьюторство в образовании что это такое

Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?

Кладова Ирина Сергеевна

30 октября 2017 • 18:17

Феномен тьюторства проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ!

Тьюторство в образовании что это такое

Индивидуальный подход и индивидуализация

До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию. Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход.

Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».

Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.

Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности.

Как работают тьюторы

Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений. Ученикам 5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления. Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.

Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор.

Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей. Очевидно, что руководитель курса (учитель) учит, классный руководитель организовывает, а тьютор – обеспечивает развитие метапредметных умений. Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!

Тьюторство на разных ступенях школьного образования

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться.

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.

Тьютор вооружает умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации.

Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом. Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее!

Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства. Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат…

Источник

Тьютер — кто это и чем он занимается?

Тьюторство в образовании что это такое

В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.

Кто такой тьютер

Тьюторство в образовании что это такое

Источник фото freepik

Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).

Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.

С кем занимаются тьюторы

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьюторакак помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.

Особенности работы тьютора в детском саду

В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Тьютор в средней школе

Тьюторство в образовании что это такое

Источник фото ArthurHidden/freepik

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Как стать тьютором

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.

Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Особенности профессии, доходы и перспективы

Тьюторство в образовании что это такое

Источник фото lookstudio/freepik

Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора,это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.

Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.

По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.

Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.

Источник

«Тьютор — это очень рефлексивный человек непростой судьбы»

Интервью с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации о тьюторстве: как профессия появилась в России, в чём её суть и каковы перспективы.

Тьюторство в образовании что это такое

Тьюторство в образовании что это такое

Тьюторство в образовании что это такое

Татьяна Ковалёва

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, почётный работник общего образования, доктор педагогических наук, профессор. Стояла у истоков тьюторства в России. В сфере образования больше 30 лет.

В интервью мы обсудили:

Тьюторство в образовании что это такое

Журналист, wannabe сценарист и писатель (но в последних двух категориях мало пруфов).

Когда тьюторство появилось в России

— Чем занимается Межрегиональная тьюторская ассоциация?

— Это профессиональная ассоциация, главная цель которой — продвигать профессию тьютора. Мы первыми легализовали эту профессию в России, сделали профессиональный стандарт тьютора, разрабатываем различные тьюторские технологии и реализуем тьюторские практики. Сейчас мы занимаемся поддержкой тьюторства по всей стране — обучением и сертифицированием тьюторов, разработкой для них методик и инструментов, а также исследованием профессии, начиная с её появления в России. Создали этический кодекс тьютора, который объединит на уровне ценностей деятельность всех российских тьюторов.

— Когда эта профессия появилась в нашей стране?

— У нас есть отдельная исследовательская программа про скрытые следы тьюторства в истории России. Можно сказать, что, например, дядьки в Царскосельском лицее — это прообразы тьюторов. В царской семье преподавали учителя, у которых тоже можно разглядеть тьюторскую компетентность, — к примеру, Жуковский.

Существует книга, которая на английском языке называется «Тьютор цесаревича» («Tutor to the Tsarevich»), а в русском издании — «Наставник, учитель цесаревича Алексея Романова». В этой книге рассказывается про Чарльза Сиднея Гиббса — одного из наставников цесаревича, выпускника Оксфордского университета. Цесаревич, с которым занимался Гибсон, отказывался учить английский язык — он считал, что если станет императором Российской империи, где все говорят по-русски, то английский ему не нужен. И Чарльз Гибсон как тьютор обсуждал с ним эту ситуацию, сопровождал его индивидуальную образовательную программу.

— В советское время тьюторства, конечно, не было?

— Официально, конечно, не было, но в практике тьюторские прецеденты были! Например, основатели Физико-технологического института (МФТИ) в своё время проходили стажировку в Кембридже, а этот университет ввёл тьюторскую модель. Вернувшись в Россию, они воссоздали тьюторскую модель в своём университете. Естественно, само слово «тьютор» не использовалось, но фактически МФТИ работал по тьюторской модели.

— Как вы пришли в тьюторство?

— Моя бабушка была учительницей, и я продолжила семейную традицию. В 1991 году мы с группой молодых учителей создали первую частную школу в Академгородке Томска. Я стала её директором и параллельно училась в Школе культурной политики у Петра Щедровицкого, где мы, в частности, разрабатывали саму тьюторскую модель. В частной школе мы были достаточно свободны и поэтому смогли организовать там тьюторскую практику. Это было 30 лет назад.

— И тогда же вы стали развивать сообщество тьюторов?

— Да, с 1996 года мы в Томске стали проводить ежегодные конференции по тьюторству, на которые съезжались педагоги со всей страны. Для нас не имело значения, называли они себя тьюторами или нет: это могли быть гувернёры, классные руководители, кто угодно — важно, какая у них была реальная педагогическая практика.

Тьюторство в образовании что это такое

Мы обсуждали, что представляет собой тьюторство как антропопрактическая деятельность, так как уже тогда мы стали понимать, что антропопрактика шире, чем просто образование, — это практика по развитию человека.

Затем в течение десяти лет мы разрабатывали содержание тьюторства. У нас появилось много новых методик, технологий, способов тьюторской работы, мы начали выходить на различные специализации. Как минимум на специализации по предметности, по возрасту (когда тьютор помогает в разных предметах, но работает с подопечными — то есть тьюторантами — определённого возраста), по разным целевым группам (то, что сейчас называют тьюторством в инклюзии, тьюторством с одарёнными детьми, тьюторством в семейном образовании, тьюторством в «серебряном» возрасте и так далее).

Тьюторство в образовании что это такое

Постепенно стало ясно, что если мы хотим, чтобы тьюторство официально считалось профессией со всеми вытекающими последствиями — трудовой книжкой, правом на пенсию, выслугой лет, возможностью работать в госструктурах, стандартами и этикой работы, — то надо создавать ассоциацию. Так в 2007 году была учреждена наша ассоциация.

Я, надо сказать честно, вначале этому сопротивлялась, потому что мне казалось, что работа ассоциации будет отнимать очень много сил от самой практической тьюторской работы, и это оказалось правдой. Но без этого мы оставались бы просто клубом или некой лабораторией, которая исследует тьюторство, а чтобы делать большой проект в масштабах страны, развивать профессию, должна быть какая-то институциональная структура.

Как развивалась тьюторская профессия

— Чем ассоциация занялась в первую очередь?

— Первое, что надо было сделать, — создать профстандарт тьютора. Мы занимались этим на общественных началах, то есть совершенно бесплатно и по собственной инициативе. Но мы понимали, что если не разработаем профстандарт сами, то потом официальные методические службы могут сделать нам такой профстандарт, по которому будет очень сложно работать. Поэтому надо делать самим. Мы успели сделать стандарт, который был утверждён, и тьюторство в России стало официальной профессией. В этом году мы получили уже третий президентский грант на развитие тьюторской профессии. К сожалению, наши друзья-коучи пока не создали свой профстандарт и коучинг для государства остаётся занятием, но не профессией.

Тьюторство в образовании что это такое

Вывод из этого можно сделать такой: профессия не создаётся только на уровне содержания. Чтобы продвигать профессию, очень важно административно и организационно её закрепить.

— Сложно было закрепить совершенно новое понятие в сфере российского образования — тьюторинг?

Тьюторство в образовании что это такое

Сейчас, конечно, можно было бы сказать «наставник», но «наставник» — более широкое понятие, а «тьютор» — это уже конкретная профессия. Это как в спорте — есть любительский спорт, а есть профессиональный.

— Но, по сути, тьютор — именно наставник и есть?

— Тьютор — это такой особый профессиональный наставник в области самообразования. Причём он наставляет не так, как это делают, например, мастера в профтехобразовании. Мастера наставляют в конкретных технологиях — как пилить, как рубить и так далее, а тьютор наставляет именно в самообразовании, помогает человеку начать строить свою индивидуальную образовательную программу.

— В профстандарте написано, что тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальный учебный маршрут, но сам профстандарт относится к группе не учительских, а воспитательных профессий. Почему?

— Профстандарт отдельной профессии в нашей стране не утверждают, значит, нужно было выбирать группу, к которой относится наша профессия. В «учительскую» группу мы не пошли — иначе тьюторы всё время считались бы помощниками учителей. Мы пошли в группу «воспитательных» стандартов, так как там в обосновании целей было написано, что воспитание — это передача ценностей и развитие личности, а понятие развития личности нам было очень близко.

— Чем ещё занимается Ассоциация?

— У нас в Тьюторской ассоциации были разные периоды. Был период идеологический, когда мы всем рассказывали о том, чем индивидуальный подход отличается от индивидуализации, чем тьютор отличается от учителя и коуча и так далее, и писали много статей.

Тьюторство в образовании что это такое

Потом начался период освоения тьюторских технологий. Мы стали создавать региональные отделения и повышать квалификацию педагогов за счёт формирования у них тьюторских компетенций. У нас на сегодняшний день 12 региональных отделений, которые имеют право проводить повышение квалификации. Плюс к этому у нас есть восемь магистратур в разных вузах страны — теперь можно в разных местах получить образование тьютора.

Ещё мы сертифицируем тьюторов, которые получали образование или в наших региональных отделениях, или в других местах. Мы принципиально делаем это бесплатно, чтобы сохранить независимую экспертную позицию. У нас на сайте есть список сертифицированных тьюторов. Это очень важно, так как назвать себя тьютором может кто угодно, а вот знаком ли этот тьютор с профстандартом и этическим кодексом тьютора — большой вопрос.

— Вы упомянули, что ассоциация много занималась методиками, технологиями тьюторской работы. Но тьюторство зародилось в Англии. Значит, тьюторские методики в основном — западные?

— Как раз наоборот! Когда я впервые собралась ехать с докладом про тьюторство на международную конференцию, мои друзья из Министерства образования говорили: «Что ты поедешь смешить народ? У них с XII века тьюторство». Я отвечала: «Ничего, а я буду рассказывать, как развивается тьюторство у нас».

Тьюторство в образовании что это такое

Через несколько лет в одной из наших ежегодных тьюторских конференций участвовали англичане. Я спросила: «Что вам в наших тьюторских конференциях интересно? Вы же это всё уже придумали давно». Они сказали: «Татьяна, у нас всё это начиналось в XII веке, а сейчас просто воспроизводится традиция, уже никакого развития, к сожалению, нет. Нам очень интересно наблюдать, как это у вас сейчас всё так живо происходит».

Совсем недавно, например, я получила из Сингапура приглашение на пленарный доклад — просят рассказать о том, как работает тьюторская практика в России.

Мы, российские тьюторы, действительно поначалу многого не знали. Как говорят на Западе, если занимаешься интеллектуальной гуманитарной деятельностью, то ты должен уметь читать как минимум на трёх языках — английском, немецком и французском. Но мы на иностранных языках не читали, к сожалению, и многое придумывали сами. Что-то, конечно, оказывалось «велосипедом», это понятно, но что-то совсем новое тоже было.

Тьюторство в образовании что это такое

У нас, например, есть своё ноу-хау, которое я уже четыре раза на Западе представляла, — это личностно-ресурсное картирование как один из форматов работы современного тьютора. Мы про этот особый способ тьюторской работы написали книгу, в которой проанализировали особенности работы с личностно-ресурсным картированием в дошкольном возрасте, в школе, со взрослыми и так далее.

Этика тьютора: на чьей он стороне?

— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?

— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.

— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?

— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.

— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?

— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать.

Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.

— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?

— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.

Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.

— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?

— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.

В чём суть работы тьюторов и почему педагогам трудно ими стать

— Чем тьютор отличается от коуча?

— Первое отличие: для коуча рабочий инструмент — цель. Если у человека нет цели, то, как правило, коуч работать с ним не будет. А для тьютора, поскольку у него образовательная практика, цели — слишком жёсткая категория, мы с ними практически и не работаем. Ребёнок, например, в три года не скажет, какая у него цель, а если даже скажет, что хочет быть пожарным, понятно, что нельзя к этому относиться как к серьёзной цели.

Поэтому тьютор работает с приоритетами, спонтанными интересами, с активностью. Отсюда второе отличие: коучи в основном работают со взрослыми, а тьюторы — с людьми любого возраста, начиная с трёх лет.

Наконец, третье отличие. Когда коуч говорит, что его цель — успех, это значит, он работает в социальной действительности, потому что успех — социальное действие, это то, как человека оценивает социум. А тьютор работает в образовательной действительности и опирается на другие категории — самообразование, индивидуальную образовательную программу. Это не значит, что мы не хотим, чтобы наши тьюторанты были успешными. Но для нас не так важна сама успешность — для нас важно, чтобы человек понимал свои приоритеты, видел свои образовательные шаги, ресурсы и мог выстраивать собственную образовательную программу.

Тьюторство в образовании что это такое

Например, ребята, которые учатся сегодня в двух магистратурах одновременно, понимают, что хотят изучить параллельно оба профессиональных направления, а дальше сами «связать» их. Они, скорее всего, будут в итоге успешны, потому что у них больше компетенций. Но мы работаем не с их успешностью на рынке, а с их образовательной программой.

— Какой карьерный трек возможен у тьюторов?

— Есть много вариантов. Один из трендов — индивидуальное продвижение тьюторской практики. Начинающий тьютор может ездить на конференции, в летние университеты и на тьюторский сейшн (это проходит примерно как джаз-сейшн, где собираются музыканты и играют, только у нас собираются тьюторы и совместно работают). Как специалист тьютор растёт, потому что на конференциях слушает умных опытных людей, концептуально продвигается и сам делает доклады. На тьюторском сейшне можно реально поучаствовать в тьюторском сопровождении, а потом обсудить работу с коллегами.

В летнем университете мы постоянно устраиваем жаркие дискуссии по самым острым проблемам тьюторства. В какой-то момент, когда своя практика уже оформилась, можно книгу по тьюторству написать, например. Сегодня ты книжку написал, завтра технологию придумал, послезавтра практику защитил. Сейчас есть много путей профессионального тьюторского развития.

— Как стать тьютором?

— Можно начать с профессионального образования, выучиться на тьютора в магистратуре, можно пройти курсы повышения квалификации или переподготовки. Можно вступить в Тьюторскую ассоциацию. У нас всё максимально открыто — знакомишься с профстандартом, подписываешь этический кодекс, платишь организационный взнос и становишься членом Ассоциации.

— Обязательно ли у тьютора должно быть базовое педагогическое образование?

— Нет, даже для поступления в тьюторскую магистратуру это на сегодняшний день необязательно. Базовое образование у тьютора может быть любым, нет никаких ограничений. Например, одна из ведущих наших тьюторов Лада Лазарева, которая сейчас руководит тьюторским центром дошкольного образования, изучала в МАИ теоретические основы авиационного крыла. Придя к нам, она окончила магистратуру и сейчас очень успешно работает тьютором.

Тьюторство в образовании что это такое

Учителям в чём-то даже сложнее стать тьюторами. Когда мы делали первый набор тьюторов для нашей частной школы «Эврика — развитие» в Академгородке Томска, некоторым педагогам пришлось отказывать, так как очень трудно сменить учительскую позицию на тьюторскую.

Вот учитель входит в класс и говорит: «Так, тема урока — глагол», хотя у него никто про глаголы не спрашивал, не интересовался, зачем они нужны. Учитель всё время отвечает на какие-то вопросы, которые ни он сам, ни ученики ему не задавали, — просто потому, что учебная программа уже задала готовые ответы. А тьютор, наоборот, всё время задаёт вопросы тьюторанту, избегает готовых ответов.

— В основном люди какого возраста идут в тьюторы?

— Если говорить о нашей магистратуре в МГПУ, то в этом году у нас на курсе средний возраст — 47 лет. В этом смысле мы наконец «доросли» до западного варианта. Первые годы в нашей тьюторской магистратуре учились в основном «мальчики» и «девочки», которые поступали к нам сразу после окончания бакалавриата.

В европейских странах тьютор — возрастная профессия. В Оксфорде, Кембридже тьюторам, как правило, за 50. В первую очередь потому, что это ответственная работа, для неё надо уже иметь за плечами жизненный опыт.

В этом году к нам пришло много людей, которые окончили МГУ: психологический факультет, социологический, культурологический. Одна из пришедших — музыкант по первой профессии. Всем в основном за 40. Они осознанно хотят получать профессию тьютора. Я считаю, что это очень важно.

— Тьютор — какой он человек?

— Когда в первые годы существования Ассоциации нас часто спрашивали: «Кто такой тьютор?», мы отвечали: «Это очень рефлексивный человек непростой судьбы». Если у тебя самого судьба была непростая, ты менял что-то, от чего-то отказывался и что-то выбирал, а потом это глубоко анализировал, то ты рефлексивный человек и можешь стать тьютором, потому что ты можешь многое в сопровождении тьюторанта со своим опытом связывать.

— Сколько в среднем стоит работа тьютора?

— Пока тьюторы ориентируется на стоимость услуг репетиторов в своём регионе. Например, московская услуга репетитора — от одной до трёх тысяч рублей в час, и московские тьюторы тоже работают по таким же расценкам. Правда, сейчас, поскольку тьюторы вышли на онлайн-рынок, региональные расценки не всегда показательны. И мы специально решили в этом году посвятить этой теме Летний университет тьюторства (ЛУТ-2021), который пройдёт в Удмуртии. Будем как раз разбираться с этим вопросом. Если вас это интересует, можете присоединяться и регистрироваться. На сайте Ассоциации уже висит информационное письмо.

— Тьюторы сейчас чаще работают на фрилансе или всё-таки при школах и вузах?

— У нас в стране сейчас, как вы сами видите, расцвет частного образования. Сильные педагоги, которые мыслят инновационно, стараются уйти в основном в частные школы или в отдельные очень свободные государственные. Так же и с тьюторами. Если взять «Хорошколу», «Новую школу», «Новую гуманитарную школу», «Летово» — там везде есть тьюторские группы.

Тьюторство в образовании что это такое

И в каждой школе, работающей с тьюторской моделью, есть выпускники наших московских тьюторских магистратур МГПУ (теперь у нас уже две магистерских программы — «Тьюторство в сфере образования» и «Тьюторство в цифровой образовательной среде»).

За эти 11 лет у нас 165 выпускников. Многие из них работают в образовательных организациях, но часть ребят из каждого выпуска уходит в свободное плавание, на фриланс.

— А как обстоят дела с тьюторством в государственных школах?

— Тьюторство в основном существует в инновационных государственных школах. В госшколах вообще сейчас ситуация колоссальной растерянности. Раньше там многое держалось на формирующей позиции учителя: «Ребята, смотрим все на меня, не отвлекаемся!» Но одно дело — говорить это в классе, и совсем другое — на дистанционном онлайн-занятии. Если детям на онлайн-уроке неинтересно, они просто выключают компьютеры и потом говорят: «Ой, у нас что-то с электричеством случилось». Так что эпидемия COVID-19 ввела многих учителей в состояние растерянности. Поэтому во многих госшколах сейчас, наконец, заговорили о тьюторстве как о возможном ресурсе в современном образовании.

— Как, на ваш взгляд, дальше будет развиваться тьюторство в России?

— На мой взгляд, в каждую эпоху какая-то педагогическая позиция становится базовой, ведущей. Сейчас только ленивый не говорит о том, что мы оказались в эпохе перемен. Что это значит? На философском уровне это называют «парадигмальным сдвигом», когда одна картина мира заменяется другой. Мы все это видим.

Тьюторство в образовании что это такое

В такой период каждому человеку становится очень важно понять и укрепить свой личный интерес. Независимо от того, в какой стране вы и ваш ребёнок завтра будете жить, какие профессии умрут, а какие появятся, нужно понять свой собственный интерес, что лично вам нравится и интересно делать. В сопровождении этого интереса, помощи в его углублении и выходе на образовательную программу и заключается работа тьютора.

Поэтому мне кажется, что в сфере образования освоение тьюторской позиции — то есть помощи человека человеку в развитии личности, индивидуальности через работу с собственным интересом и самообразованием — становится сегодня ключевым мировым трендом. И неважно, будете ли вы при этом называться тьютором, учителем или руководителем кружка, обладающим тьюторской компетентностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *