сколько групп инклюзивных технологий можно выделить введите цифру в поле ниже

» Методы и технологии инклюзивного образования»

сколько групп инклюзивных технологий можно выделить введите цифру в поле ниже

Тема: МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

На уроках математики дифференциация ясно выражается в раз­ноуровневых заданиях. При решении и составлении задач учащимся первой группы предлагаются рисунки, по которым необходимо со­ставить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занима­ются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников. Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учи­тель задает наводящие вопросы

Одним из основных результатов инклюзивного образования явля­ется формирование жизненных навыков, или социальных компетен­ций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятель­ности и т.д.). Можно выделить 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, ор­ганизация групповых видов активности, в том числе и игровых.

Формирование социальных навыков через подражание предпо­лагает взаимообучение детей, когда более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Источник

Технологии работы в инклюзивном классе

сколько групп инклюзивных технологий можно выделить введите цифру в поле ниже

Технологии работы в инклюзивном классе

Ведение. Инклюзивное образование, как система обучения для детей с ОВЗ…..3

Интерактивные технологии обучения, как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся………………. 5

Структура процесса обучения с применением интерактивных технологий………………………………………………………………………..6

Практическое применение интерактивных технологий на уроках русского языка в условиях инклюзивного обучения …………………………8

Оценивание достижений обучающихся ………………………………. 17

Использованная литература……………………………………………………. 21

В статье сделан обзор подходов к определению содержания понятия «инклюзивное образование». Раскрываются суть интерактивных технологий и их применение в рамках общеобразовательных организаций, ориентированных на обеспечение доступа к образованию не только «обычных» детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В работе охарактеризованы некоторые формы интерактивных технологий («работа в парах», «ротационные (сменные) тройки», «карусель», «аквариум», «незаконченное предложение», «мозговой штурм», «обучение в сотрудничестве», « работа в малых группах»), а также особенности их внедрения в практическую деятельность. Сделан вывод о необходимости осознанного применения интерактивных технологий при обучении детей в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы. В таком образовании часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные технологии обучения.

III . Основная часть

III.1. Интерактивные технологии обучения, как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся

В класс, где я работаю, был зачислен ребёнок с ограниченными возможностями. Передо мной встал вопрос: как построить обучение, чтобы он чувствовал себя полноценным и полноправным учеником, но при этом не пострадало бы качество обучения его одноклассников?

Название этих технологий происходит от английского термина «интеракция», что означает «взаимодействие».

По моему мнению, интерактивность выполняет важную функцию социализации учащихся. Я думаю, что интерактивный процесс воспроизводит «саму жизнь», участники проживают конкретное событие. Учащиеся в процессе интеракции приобретают социально значимые умения (вести переговоры, брать на себя инициативу, взаимодействовать в небольшой группе). Таким образом, ребенок приобретает социальную уверенность.

Я могу сделать вывод о том, что интерактивные формы обучения способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения ученика, выявлению и укреплению в ребенке положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества.

Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

— Ротационные (сменные) тройки.

— Работа в малых группах.

— Ролевая (деловая) игра.

Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

III .2. Структура процесса обучения с применением интерактивных технологий

В структуре процесса обучения с применением интерактивных технологий можно выделить следующие этапы:

Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению.

Это этап изучения ситуации, инструкций и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, правилах подсчета очков. Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях.

Ученики с ОВЗ также могут выступать в роли обучающих, это значительно по­вышает их самооценку. Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга.

Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в пар­ную работу должно происходить постепенно. Вначале с ним в паре могут работать дети, показывающие явно положительное отношение, готовые помочь и поддержать. Это не обязательно самые лучшие уче­ники, главный признак здесь — лояльность. Однако важно помнить, что необходимо быть очень осторожным в использовании одного ученика для поддержки другого. Любой, даже самый добрый ребе­нок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности. Поэтому, по мере формирования у «особого» ребенка умений в обла­сти взаимодействия, формирования алгоритма деятельности при ра­боте в паре, учитель меняет ее состав. Так весь состав класса постепен­но приобретает опыт взаимодействия с особым учеником. На первых порах учителем отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т.д.

III . 3 . Практическое применение интерактивных технологий на уроках русского языка в условиях инклюзивного обучения

Работу в парах на уроках русского языка я начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В классе учится ребенок с ОВЗ. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени; учимся, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать.

Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.

Рука – ручонка, ручонка – ручей.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:

– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.

Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты. Заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;

5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;

2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;

3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;

5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;

6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

На уроке русского языка я использую карточки для учащихся (см. Приложение)

Дети работают по знакомому алгоритму:

• прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

• ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

• прочитай нижнюю часть карточки;

• выполни это задание в тетради;

• расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

• обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

Со второго класса целесообразно применять вопросники. Если ученики в первых и вторых классах изучали русский язык в парах постоянного и сменного состава, используя карточки, то в третьем классе работу с вопросниками я провожу систематически, начиная с первых дней занятий, используя для этого вопросники, по которым дети работали во втором классе. Далее начинаю работать по вопроснику, соответствующему расположению материала в учебнике для третьего класса. В четвертом классе продолжаю начатую работу (см. Приложение).

Работа с вопросниками может вестись по-разному. Можно опросный лист вывесить на доске и предложить всем ученикам подготовиться. Затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый ответ ученики подтверждают своими примерами. Когда все вопросы рассмотрены, я даю образец ответа. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов.

Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.

Класс разбит на несколько групп по 3-4 человека. У каждой группы ручка и лист бумаги. Учитель предлагает задание:

— За 2 минуты запишите как можно больше существительных (глаголов, прилагательных, словарных слов) с орфограммой «безударная гласная в корне» (приставке, окончании) или любой другой орфограммой;

В группе, получившей листок с записанными словами, проверяют и анализируют запись. Если есть вопросы или замечания, то представитель группы выходит к доске, чтобы озвучить свои вопросы и исправления. (К доске могут выйти 1,2,3… человека, т.е. те, у кого есть вопросы по оформлению, правильной-неправильной записи или подборе слов).

2. Учитель даёт второе задание. Например:

— допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу), чтобы получилось словосочетание.

Алгоритм действий повторяется.

3. Учитель дает третье задание. Например:

— с одними из словосочетаний составьте и запишите предложение. Алгоритм действий повторяется.

4. Попробуйте найти в предложение грамматическую основу. Алгоритм действий повторяется.

Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущими по смыслу.

Перечитайте всё. Проверьте всё. Поставьте общую оценку.

— Задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут дети, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Эту технологию применяю, когда ученики уже имеют определенные навыки групповой работы. Эффективна она для развития общения, усовершенствования умения дискутировать.

Объединяю учеников в 2-4 группы и знакомлю с заданием. Предлагаю одной из групп сесть в центре и образовать круг. Даю команду начать обсуждение проблемы по алгоритму:

осмыслить вслух ситуацию;

обсудить ее в группе;

дойти до общего решения за 3-5 мин.

Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения, наблюдают, соблюдают ли участники дискуссии правила ее проведения. Когда завершится отведенное время, группа возвращается на свои места, а я задаю классу вопрос:

Соглашаетесь ли вы с мыслью группы?

Была ли эта мысль достаточно доказанной?

Который из аргументов вы считаете наиболее убедительным?

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Микрофон . Это технология общегруппового обсуждения, она дает возможность каждому ученику в определенном порядке что-то быстро сказать, высказывая свою мысль.

Сообщите проблему классу.

Предложите воображаемый «микрофон» (любой предмет).

Предоставляйте ученикам слово поочередно, передавая «микрофон». Говорить имеет право лишь тот, у кого находится «микрофон».

Сообщенные ответы не комментируют и не оценивают.

Когда кто-то высказывается, другие не имеют права что-то говорить.

Определите проблему, которую необходимо решить.

Приготовьте бумагу для записывания идей, запишите проблему в виде вопроса.

Изберите ведущего и секретаря, который будет записывать все идеи.

Напомните правила первого этапа:

каждый имеет право высказаться;

предложения должны высказываться поочередно, конкретно, сжато;

принимаются любые предложения, даже невероятные;

высказывание других не подвергают критике и не обсуждают;

расширение предложенной идеи поощряется;

ведущий может сформулировать новую идею для записи по согласию того, кто ее предложил.

Выскажите свои идеи.

Запишите их в порядке поступления. Не вносите в идею никаких исправлений.

Продолжайте, пока будут возникать новые идеи (но не больше 10-15 мин).

В конце обсудите и оцените предложенные идеи.

Технологию «Уча – учусь» использую во время повторения изученного. Ее применение дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам, повышает интерес к знаниям.

Подготовьте карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной для каждого ученика.

Раздайте их каждому.

в течение нескольких минут ознакомиться с информацией, которая содержится на карточке;

после ознакомления с материалом, который содержится на карточке, пусть ученики ознакомят со своей информацией одноклассников и получат информацию от них. Ученик должен одновременно говорить только с одним человеком;

внимательно слушать информацию других, запомнить как можно больше. Если нужно, делать записи;

когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, пусть они расскажут в классе, о чем узнали от других.

Ротационные (сменные) тройки . Этот вариант интерактивного обучения содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и запоминания.

Разработайте вопрос с целью обсуждения нового материала. Вопросы должны предусматривать неоднозначный ответ.

Объедините учеников в тройки. Разместите их так, чтобы каждая из них видела тройку по правую и левую сторону. Вместе все тройки должны образовать круг.

Поставьте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех членов тройки). Каждый по порядку должен на него ответить.

После короткого обсуждения предложите участникам рассчитаться на «первый, второй, третий». Ученики с номером «один» переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером «два» переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером «три» остаются на месте и являются постоянными членами своей тройки. В результате образуется новая тройка.

Меняйте тройки столько раз, сколько есть вопросов.

Часто использую и такую форму интерактивных технологий, как «Займи позицию».

Зачитываю какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Эту интерактивную технологию часто объединяю с «микрофоном», она дает возможность развивать у учеников связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.

III. 4 . Оценивание достижений обучающихся

В инклюзивном обучении при использовании интерактивных технологий большое значение имеет оценивание достижений обучающихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты , так и процесс их достижения, а также мера осознанно­сти каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с оценкой за всю работу в целом, используется дифференцированная оценка (вычле­нение в работе отдельных аспектов, например, сформированность определенных учебных умений, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также само­оценка и самоанализ обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обуче­ния, общими и специальными целями обучения, конкретными учеб­ными задачами, целью получения информации.

В случае обучения и оценивания результатов деятельности уче­ника с особенностями развития учителю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ре­бенка, являются условием для сохранения его физического и психи­ческого здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Задания с учетом степеней трудности могут распределяться учи­телем, но можно сделать и так, чтобы задания выбирали учащиеся индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В большей степени это касается детей с ОВЗ. В данном случае дифференциация будет осуществляться не учителем, а учениками путем самостоятельного выбора заданий различного уровня сложно­сти. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний.

Одной из технологий оценки результатов деятельности учащихся в инклюзивном классе является самооценивание.

В классе размещаются 2 стенда: один с заданиями, другой с отве­тами. Задания располагаются на специальном стенде, распределяются по рядам и раскладываются в кармашки. Первый ряд вопросов самый легкий. Второй — труднее, третий — еще труднее. Самый сложный ряд — четвертый. По этому принципу можно составлять задания по любому школьному предмету.

В ячейки первого ряда кладутся задания. Обычно это определения какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание.

Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать опреде­ление какого-либо понятия.

В третьем ряду задания предлагаются, к примеру, на нахождение соотношения между какими-либо явления­ми.

Четвертый ряд представлен заданиями проблемного характера.

Нетрудно заметить, что задания первого и второго рядов рассчита­ны в основном на работу памяти, третьего и четвертого — на работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие.

Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго — двумя, третьего — тремя, четвертого — четырьмя баллами.

Учащиеся имеют право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Обычно все хотят ответить на 5 баллов. Значит, и заданий нужно набрать на 5 баллов. Брать задания можно из любых рядов и в любой комбинации. Например, можно взять пять заданий из первого ряда, что в сумме даст 5 баллов, можно взять одно задание из верхнего и одно из нижнего ряда — это тоже даст 5 баллов. Комбинация может быть любой по усмотрению учащихся, по их воз­можностям.

Если же учащийся не справился с заданием, то он может его об­менять на более легкие задания нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать количество баллов, соответствующих не­решенному заданию.

Одновременно у стенда самоопроса может работать любое коли­чество человек. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществля­ют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не «в лоб», не навязчиво, а незаметно для самого ученика.

В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитыва­ющих множество образовательных потребностей детей, их возмож­ности и интересы.

Использование интерактивных технологий в инклюзивном обучении позволяют:

наладить контакт детей в группе;

в работе в группе создавать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка с ОВЗ учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

Использование данных технологий в педагогическом процессе побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, он определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, примеряет к своей индивидуальности.

Полагаю, что именно интерактивные технологии как нельзя лучше вписываются в теорию и практику инклюзивного обучения, так как в их основе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *