какое восприятие в младшем школьном возрасте

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

какое восприятие в младшем школьном возрасте

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее — результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.
Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других — цвет.
Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (например, квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.).

Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.
Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.
В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.
В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности, И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Источник: Сапогова Е.Е. «Психология развития человека»

Источник

Статья на тему: «Развитие восприятия у младшего школьника»

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елисеева Кристина Вячеславовна

преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин, I квалификационной категории

Трудности, которые испытывает ребенок в школе часто бывают обусловлены неразвитостью познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). Ребенок иногда и хочет учиться, но не может из-за недостатков отдельных психических познавательных процессов, либо из-за пристрастия к определенному виду познавательной деятельности, которое учителя обычно не учитывают.

Если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание должно осуществляться только в дошкольном возрасте, и лишь отчасти, в младшем школьном. Делаются неверные выводы, что формирование чувственного познания в основном виде происходит именно в дошкольный период, а дальше не развивается.

Учет индивидуальных особенностей сенсорики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. При обучении желательно воздействовать не на один, а на несколько анализаторов. [ 4]

Восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio — восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится.

Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее — результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоныформы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других — цвет. [ 3, c.189]

Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.

В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.

Список используемой литературы

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук. – М.: Академия развития, 1997. –121 с.

Щетинина А.М. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа практического психолога: Учебное информационно-методическое пособие по курсу / Авт.-сост. А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.

Источник

Особенности развития восприятия младших школьников

какое восприятие в младшем школьном возрасте какое восприятие в младшем школьном возрасте какое восприятие в младшем школьном возрасте какое восприятие в младшем школьном возрасте

какое восприятие в младшем школьном возрасте

какое восприятие в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.

Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.

Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.

У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.

Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.

Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.

Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.

Проблема когнитивного развития у подростков

Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации.

В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь.

Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.

Развитие мышления в подростковом возрасте.
Прежде всего, продолжается развитие теоретического мышления. Подросток вполне может абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно.

На основе общей информации он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Вместе с тем, на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к ряду негативных явлений.

какое восприятие в младшем школьном возрасте

Так, в следствии появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запоминать. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они могут жаловаться на плохую память.

По мере взросления ребенок постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем более сложные формы воображения могут проявляться у человека.

Данная тенденция в подростковом возрасте, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству, некоторые начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием.

В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное – правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в том, что от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста переходят к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до способности сочинения на заданную или произвольную тему.

Когнитивные основы психологической культуры человека

психологическая культура – этоуровень самопознания человечества, сокровищница психологических знаний и тот уровень,который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе. Но мы поступим иначе: сделаем анализ структуры психологической культуры, и это будет полезнее, чем давать такое короткое определение. Прежде всего скажем, что психологическая культура включает в себя два основных компонента, два основных блока. Один блок назовем теоретическим, или теоретико-концептуальным, а второй – практическим (это – психологическая деятельность).

В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретической деятельности психологов, т. е. те классические труды в области психологии, которые представляют собой результаты психологического самопознания. Таким образом, теория познания человеком самого себя – часть психологической культуры. В состав психологической культуры входит психологическая деятельность. Что это такое? Психологическая деятельность – это деятельность по психологическому самообслуживанию, т. е. та, которая обслуживает его внутренний мир. Не об этом ли писал замечательный поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь – Душа обязана трудиться – И день и ночь, и день и ночь.

Психологическая деятельность осуществляется в двух мирах нашего существования – во внутреннем пространстве (внутреннем мире собственной личности) и во внешнем пространстве (среди других людей). Это деятельность самопознания, связанная с формированием собственного внутреннего мира, со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, межличностное взаимодействие, которое тоже, как мы дальше увидим, определяется, опосредуется психологической культурой.

Надо сказать, что рассмотрение именно психологической работы человека над собой как деятельности очень выразительно определил психолог Ф. Е. Василюк в книге «О психологии переживания»: «. Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на становление смыслового соответствия между сознанием и бытием».

Как видите, это фактически та внутренняя работа, которой занимается человек в своем внутреннем мире. Следовательно, чтобы овладеть психологической культурой, чтобы стать психологически компетентным человеком, надо не только знать самого себя, но и уметьдействовать во внутреннем мире своей личности и в межличностном пространстве. Итак, знать и уметь. Но есть еще один важный глагол – хотеть. Без желания, стремления, решимости невозможно узнать о себе как можно больше и научиться психологической культуре.

Л. Н. Толстой писал в дневнике: «Нам кажется, что настоящая работа – это работа над чем-нибудь внешним – производить. Собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа – пустяки».

Важно обсудить и то, как осуществляется эта работа во внутреннем мире личности. Может быть, всякий раз, когда надо «запустить» механизмы психологической деятельности, необходимо вспоминать какие-то теоретические психологические положения, культурнопсихологические правила и предписания? Случается и такое. Но в большинстве случаев психологические знания и умения «срабатывают», так сказать, в автоматическом режиме. Примерно то же происходит и с использованием на практике других элементов культуры. Сначала, к примеру, надо выучить правила орфографии и пунктуации, а затем у грамотного человека они срабатывают автоматически: не надо заново вспоминать правила о безударных гласных или о непроизносимых согласных – рука «сама» напишет правильно. Примерно так же срабатывают и элементы психологической грамотности.

Таким образом, формирование психологической культуры – это выстраивание мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.
В цикле лекций Е.А. Сергиенко рассказывает о том, как появляется у ребёнка способность к осознанию себя и пониманию внутреннего мира других людей. Рассматриваются различные индикаторы развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, например, способность обманывать другого и распознавать ошибочное мнение.

Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/media/25924.shtml [Цикл лекций Е.А. Сергиенко ‘Как ребёнок познаёт мир’]

, какое восприятие в младшем школьном возрасте

Источник

Развитие познавательных пособностей учеников начальных классов

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относится восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, форм предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.

Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, родителей, которые могут организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н.С., большинство учащихся преуменьшают реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10-15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи частей и сторон, ребенок учится объяснять воспринимаемое.
Упражнения для развития восприятия: Приложение 1

Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием.

Следует также отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмыслению учебного материала.

И всё же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

Говоря о типах памяти необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что подлежит запоминанию. Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого.

У младших школьников в первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: “О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остаётся непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребёнка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

У учащихся 1-х классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранить в течение 30-35 минут. А вот уч-ся 3-х классов могут сохранять внимание в течение всего урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило переутомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.

1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.
Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.

какое восприятие в младшем школьном возрасте

Задания школьнику:
Постарайся как можно быстрее сосчитать:
1. колько раз встречается круг?
2. сколько раз встречается квадрат?
3. сколько раз встречается треугольник?
4. сколько раз встречается ромб?
5. сколько раз встречается прямоугольник?
Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.
Точность восприятия можно определить по формуле:

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники

какое восприятие в младшем школьном возрасте

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)
Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?»

какое восприятие в младшем школьном возрасте

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.

Игра «Делим на части»
Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.
При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «Развиваем наблюдательность»
Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.
Ведущий дает задание:
Составьте списки предметов:
1. красного цвета,
2. черного цвета,
3. зеленого цвета,
4. круглых,
5. прямоугольных,
6. деревянных,
7. металлических,
8. каменных,
9. начинающихся с буквы К,
10. начинающихся с буквы М?
За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.

1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Игра «Слова»
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) осень, 4) этика и др.
На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, пред-лагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)
«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.
Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.
Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога
Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для за-поминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста.
«Найди отличия».
а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 10 отличий на этих картинках;

какое восприятие в младшем школьном возрасте

Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игра «Числа»
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры»
Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра «Часы»
В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поём вместе»
Дети удобно устраиваются на своих местах.
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Кто внимательней и наблюдательней?»
Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.
Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.
Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

Игра «Самый внимательный»
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки.
Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Играем в считалки»
Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *