систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером способным решать свои

Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером способным решать свои

Универсальный цитатник политика и журналиста

6000 цитат о политике, правосудии и журналистике

Если политика есть искусство возможного, то вся наша жизнь – политика.

До сих пор у нас не было сколько-нибудь представительной антологии цитат о политике и сопредельных предметах, хотя в других странах (прежде всего англоязычных) такие издания не редкость. «Универсальный цитатник. » – первая попытка подобного рода в России. Здесь в 270 тематических рубриках представлено свыше 2000 авторов – от древности до наших дней. Среди авторов преобладают политики, государственные деятели и политические мыслители.

Ораторы и люди пишущие без труда отыщут подходящую фразу, заглянув в алфавитный указатель тем и открыв нужную им страницу. Система отсылок от рубрики к рубрике позволяет расширить область поиска. При помощи указателя имен можно найти не только цитаты определенного автора или политического деятеля, но и высказывания других лиц о нем.

Большая часть иностранных цитат переведена специально для этого издания из английских, французских, немецких и польских источников.

Источники, происхождение и точная датировка наиболее известных цитат ХХ в. указываются в других моих книгах: «Русские политические цитаты от Ленина до Ельцина» (М., 1996); «Словарь современных цитат» (2-е изд. – М., 2002); «Зернистые мысли наших политиков» (3-е изд. – М., 2003). Источники цитат из античных авторов можно найти в моей книге «Мысли и изречения древних с указанием источника» (М., 2003).

В IV издании добавлено несколько новых цитат, а также уточнены и дополнены сведения об авторах.

1. Сведения об авторе даются каждый раз после цитаты, но не повторяются в пределах одной тематической рубрики. О некоторых авторах известно лишь, что они живут – или жили – в такой-то стране; в некоторых случаях не удалось достоверно выяснить даже этого.

2. Национальная и государственная принадлежность отечественных авторов не указывается. Если об авторе сказано просто: «политик», «журналист», «писатель» и т.д., речь всегда идет о русском, российском либо советском авторе или деятеле.

3. Настоящее имя автора, писавшего или выступавшего под псевдонимом, указывается лишь в виде исключения (обычно в тех случаях, когда псевдоним состоит из одного слова, или если автор-женщина берет мужской псевдоним). Если автор – советский политический деятель, то его наиболее известное имя нередко представляет собой партийный или литературный псевдоним в сочетании с настоящим именем и отчеством.

4. Сокращение «NN» означает «автор неизвестен».

5. Следует иметь в виду, что многие высказывания лишь приписываются тому или иному историческому деятелю; такова, например, большая часть изречений, публикуемых под именем Наполеона I.

6. Отточием в круглых скобках (. ) обозначается опущенная часть цитаты.

См. также «Реформы и реформаторы»; «Политики»; «Политика и культура»; «Политика и религия»; «Реализм и иллюзии»

Политика – не точная наука.

Отто фон Бисмарк (1815—1898), канцлер Германской империи

Политика – это биение общественного пульса.

Уэнделл Филлипс (1811—1884), американский политик-аболиционист

Политика (. ) означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государств.

Макс Вебер (1864—1920), немецкий социолог

Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Политика – кровавый спорт.

Анайрин Беван (1897—1960), британский политик-лейборист

Политика есть продолжение войны другими средствами.

Во Нгуен Зиап (р.1911), министр обороны Северного Вьетнама

Политика это: кто получает, что получает, когда получает и как получает.

Гаролд Ласуэл (1902—1978), американский политолог

Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица.

Амброз Бирс (1842—1914?), американский писатель

Политика: способ добывать средства к жизни, контролируемый наиболее деградировавшей частью наших преступных элементов.

Политика – жизнетворная кровь демократии. Называть политику «грязной» – значит называть демократию «грязной».

Нелсон Рокфеллер (1908—1979), губернатор штата Нью-Йорк, вице-президент США

Политика – развлечение заурядных людей, которые в случае успеха приобретают значительность в глазах еще более заурядных людей.

Джордж Джин Нейтан (1882—1958), американский критик

Политика есть искусство отыскивать проблемы, находить их, неверно оценивать и решать их неподходящими способами.

Эрнест Бенн (1875—1954), английский издатель и экономист

Политика – это хорошо смазанная машина, которая производит трение.

Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз. »

Политика – это искусство управлять людьми, обманывая их.

Исаак Дизраэли (1766—1848), английский писатель, отец Бенджамина Дизраэли

Политика, каким бы ни было ее кредо, на практике есть систематическая организация ненависти.

Генри Брукс Адамс (1838—1918), американский историк

Большая политика – это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам.

Наполеон I (1769—1821), французский император

Какой смысл имеет сейчас судьба? Политика – вот судьба!

Наполеон I в беседе с Гёте

История – это политика, которую уже нельзя исправить. Политика – это история, которую еще можно исправить.

Зигмунд Графф (1898—1979), немецкий писатель

Если вы лжете людям, чтобы получить их деньги, – это мошенничество. Если вы лжете людям, чтобы получить их голоса, – это политика.

Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз. »

Говорят, что политика – вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой.

Рональд Рейган (р.1911), президент США

Политика – не призвание и даже не профессия; это неизлечимый недуг.

Джозеф Тейлор Робинсон (1872—1937), губернатор Арканзаса, сенатор

В политике прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя несчастьями.

Джеймс Джефри Рош (1816?—1875), американский журналист

В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом.

Андре Мальро (1901—1976), французский писатель

В политике ни к чему не следует относиться трагически и ко всему следует относиться серьезно.

Адольф Тьер (1797—1877), французский историк и политик

В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.

Сэмюэл Кольридж (1772—1834), английский поэт

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемistoriyaoren.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сфера производства. Блок С. С3 «Систему свободного предпринимательства можно сравнить гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы.» — Транскрипт:

1 Сфера производства. Блок С

2 С3 «Систему свободного предпринимательства можно сравнить гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут без присмотра» (В.Леонтьев). Назовите тип экономической системы, особенности функционирования которой иллюстрирует учетный- экономист. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства. Вопрос:

3 С3 В ответе должны содержаться следующие позиции: 1 ) в качестве экономической системы названа рыночная экономика; 2) перечислены проблемы, которые рыночная экономика способна решать (регулировать) самостоятельно (например, ценообразование, рациональное распределение ресурсов производства, обеспечение связи потребителей и производителей); 3) перечислены проблемы, которые требуют вмешательства государства (например, регулирование налогообложения, перераспределение доходов, производство общественных благ). Ответ:

4 С2 Приведите три примера, подтверждающих утверждения ряда ученых о том, что усиливается зависимость современного человека от техники. Вопрос:

5 С2 Могут быть приведены следующие примеры: 1)созданные средствами генной инженерии сорта растений получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем; 2)медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека- зависимость от виртуального пространства; 3)все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств. Ответ:

6 С2 Проиллюстрируйте тремя примерами существование проблемы экономического выбора в экономике. Вопрос:

7 С2 В ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) потребность в увеличении роста объемов производства производителем и необходимость затрат на охрану окружающей среды; 2) необходимость в высокопроизводительном энергоемком оборудовании и высокие затраты на его эксплуатацию; 3) стремление увеличивать государственные доходы и необходимость снижения «налогового гнета» на экономику; 4) необходимость социальной поддержки населения со стороны государства и ограниченность финансовых средств государства на эти цели. Ответ:

8 С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Россия и процесс экономической глобализации «По данным представительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной 64 млрд. долл. в год. Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочину» цивилизации, закрепления их подчиненного положения. Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма непродолжительного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижение ее конкурентоспособности на мировых рынках. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного Территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях. Сказанное свидетельствует о важности роли государства в эпоху глобализации Осуществляя либерализацию своих функций в области управления экономикой, оно не может полностью устраняться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов Не будучи членом ВТО Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка»

9 С4 Найдите в тексте и выпишите два положения, подтверждающие необходимость вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вопрос:

10 С4 В правильном ответе могут быть приведены положения: 1)«Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной- 64 млрд. долл. в год»; 2)«Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка»; 3)«…затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества,…чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочину» цивилизации, закрепления их подчиненного положения». Ответ:

11 С5 Автор формулирует выгоды и потери, которые ждут Россию в результате вступления во Всемирную торговую организацию. Найдите и перечислите их. Вопрос:

13 С6 Перечислите указанные автором три меры государственной поддержки, необходимые для адаптации российской экономики к рыночным условиям и успешного участия в процессе глобализации. Опираясь на знание фактов общественной жизни, проиллюстрируйте каждую меру соответствующим примером. Вопрос:

14 С6 В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие государственные меры: 1)государственная поддержка структурной перестройки (например, создание условий для развития предпринимательства, конкурентной среды и функционирования рыночных структур; разработка правового механизма новых отношений собственности); 2) развитие продовольственного рынка (например, финансовая и материально-техническая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, стимулирование развития перерабатывающей и пищевой отраслей); 3) помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях (например, государственные дотации и обеспечение государственными заказами предприятий Крайнего Севера, реализация государственных программ развития предприятий, занимающихся разработкой и освоением природных ископаемых Сибири и Дальнего Востока). Ответ:

15 С7 Назовите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три направления государственной протекционистской политики, способствующие адаптации отечественных производителей к условиям мирового рынка и использованию выгод международного разделения труда. Вопрос:

16 С7 В ответе могут быть названы следующие направления: 1)защита отечественных производителей от недобросовестной конкуренции иностранных партнеров; 2)таможенно-тарифное регулирование внешней торговли товарами; 3)Стимулирование увеличения объемов отечественного производства; 4)укрепление экономической безопасности; 5)выработка условий внешнеэкономической деятельности. Ответ:

Источник

Текст книги «Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»»

систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером способным решать свои

Автор книги: Сергей Шевченко

Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

«Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости – важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.

Существует представление, что машины «уничтожают» рабочие места, поскольку они намного производительнее людей. Машина эффективнее человека и заменяет его только в том случае, если отношение предельной выручки от ее использования к предельным затратам на нее больше, чем то же самое отношение для человека. Это означает, что ставки заработной платы играют важную роль в определении скорости направлений технологических изменений в экономике. Технологические нововведения высвобождают трудовые ресурсы в одной области и позволяют использовать их в других областях.

Рост уровня безработицы отражает скорее изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поступление на работу, ее поиск и отказ от работы. Безработица будет оставаться высокой до тех пор, пока ожидания и действительность не придут в соответствие друг с другом.

«Полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную безработицу совершенно неизбежной.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки…» (Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-политический журнал. 1998. № 1. С. 63–71).

С1. Опираясь на текст, укажите важнейшую цель экономической политики. Объясните, почему она является таковой.

С2. Что, по мнению автора, влияет на скорость и направления технологических изменений в экономике? К каким последствиям это приводит?

С3. Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Объясните, почему. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера фрикционной безработицы.

С4. В тексте говорится о том, что чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Укажите любые три примера этих издержек.

С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

2. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

3. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С6. 1. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики.

2. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

3. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни общества.

С7. 1. Проанализируйте ситуацию.

Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тысяч рабочих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Европы (за предыдущие два года компания сократила 25 тысяч рабочих мест). При этом безработица в США на данный момент составляет 9 процентов. Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведенные и аналогичные факты.

2. Проанализируйте ситуацию.

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2–3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32 %, в Англии – 27 %, а в Японии – 11 %). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31 %, а в стоимости соответствующих японских – 6,6 %. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?

3. Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

С8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Конкуренция – единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).

2. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

3. «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).

4. «Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

5. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

6. «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).

Ответы на тренировочные задания

Часть 1 (А)
Часть 2 (В)

2. валовой национальный продукт

1. государственное ценообразование

Часть 3 (С)

Основное содержание ответов

Важнейшая цель экономической политики – поддержание занятости. Эта цель является важнейшей, потому что она обусловливает развитие экономики в целом, демонстрируя насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила.

На скорость и направления технологических изменений в экономике влияют ставки заработной платы. Технологические изменения приводят к высвобождению трудовых резервов в одной области, что позволяет использовать их в других областях.

Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, поскольку фрикционная безработица позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату, что является естественным процессом для общества, а постоянно происходящие структурные сдвиги (изменения в структуре спроса на труд по отраслям, регионам) обусловливают необходимость определенного времени для смены работы, что делает структурную безработицу устойчивой. В качестве примеров фрикционной безработицы могут быть приведены: добровольное изменение места работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства, стремлением занять лучшие должности в иных фирмах; поиск работы вследствие увольнения по несоответствию или банкротства фирмы; временная потеря сезонной работы и др.

В качестве примеров экономических и социальных издержек чрезмерной безработицы могут быть указаны: невыпущенная продукция, снижение жизненного уровня, потеря самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др.

1. Международное разделение труда – это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем она нуждается.

Примеры предложений: Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В конце XIX века особенностью международного разделения труда была монокультурная специализация целой группы стран, т. е. закрепление их в качестве главных поставщиков одного или нескольких товаров. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи и др.

2. В качестве субъектов экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции, могут быть названы: Заемщики. Правительство. Лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства.

3. В качестве факторов, которые влияют на увеличение предложения товаров, могут быть указаны: Уменьшение стоимости факторов производства. Изменение технологии (использование новых технологий часто приводит к снижению стоимости производства, тем самым обеспечивая увеличение предложения). Изменение возможностей получения прибыли от производства другой продукции (если возможности получения прибыли от производства другой продукции сокращаются, большее количество продавцов будет производить данный продукт, увеличивая его предложение). Изменение ожиданий производителей в отношении цен (если продавцы ожидают, что цена их товара в будущем снизится, они могут попытаться продать большее количество товара сейчас, до того как цена упадет). Увеличение количества продавцов на рынке.

1. В качестве примеров государственного регулирования рыночной экономики могут быть приведены: Снижение Центральным банком размера ставки процента за кредит – регулирование денежных отношений. Повышение косвенных налогов на ряд товаров – регулирование налогообложения. Принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений и др.

2. В качестве факторов, влияющих на изменение спроса, могут быть названы: Изменение цены товара-заменителя. Например, если (из-за снижения предложения) цена «Кока-колы» повысится, спрос на «Пепси-колу» увеличится. Изменение цены дополняющего товара. Если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Например, если (из-за снижения предложения) цена на фотопленку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится. Изменение ожиданий потребителей в отношении цен. Например, если потребители ожидают, что цена на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т. е. до того, как повысится цена.

3. Значение налоговой системы в жизни общества может быть раскрыто на следующих примерах: Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию). Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства. В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы реализуется социально-экономическая политика государства и др.

1. Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запада очень высока, американская компания по производству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например, Китай и страны Восточной Европы). Подобный перенос производства свидетельствует об углублении тенденции к глобализации экономики современного мира.

2. На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: Стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается. Уровень квалификации работников. Условия труда. Спрос и предложение на рынке труда. Региональные различия

3. Тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев, – рыночная экономика. Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно:

– создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объемом и структурой потребностей);

– обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;

– ограничение возможностей возникновения монополий;

– создание стимулов к труду. Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:

– обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);

– обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;

– регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо– или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

– соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

– содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

– включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

– содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером способным решать свои

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

– наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

– включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

– описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

– наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

– присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Литература

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Вита-Пресс, 2004.

Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание. 10–11 классы. Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Транзит-книга, 2004.

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10–11 классы: справ. материалы. М.: Астрель: АСТ: Ермак, 2005.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: АСТ: Астрель, 2003.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: АСТ: Астрель, 2002.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. В 2 ч. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 2.

Бомол У. Дж., Блайндер А. Экономикс. Принципы и политика. 9-е изд. В 2 т. М.: Юнити, 2004.

Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1. С. 26–38.

Горман Т. Экономика шаг за шагом. М.: АСТ, 2005.

Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А, Амосова В. В. Экономическая теория. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008.

Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. Обществознание /А. Ю. Лазебнико-ва, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Мин-во образования РФ. М.: Просвещение, 2002.

Единый государственный экзамен. Обществознание. Контрольные измерительные материалы. 2008 / Авт-сост. П. А. Баранов, А. В. Воронцов. М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Задания и тесты по обществознанию. 11 класс /Ю. И. Аверьянов, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая и др.; Науч. ред. Л. Н. Боголюбов; Ред-сост. Е. И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2000.

Клименко А. В., Румынина В. В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов. М.: Научно-технический центр «Университетский»: Рольф,2001.

Краюшкина С. В. Обществознание. Краткий курс для поступающих в вузы: учеб. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию. 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Лазебникова А. Ю. Методические вопросы изучения курса «Человек и общество» // Преподавание истории в школе. 1991. № 6. С. 30–32.

Лазебникова А. Ю., Боголюбов Л. Н. и др. Единый государственный экзамен. Обществознание. Задания для подготовки. М.: Просвещение, 2006.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод. пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2006.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: метод. пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 1998.

Лазебникова А. Ю., Калачева Е. Н., Демидов Б. В. Поурочные методические разработки по обществознанию. 10–11 классы: к учеб. А. Ю. Лазебниковой и др. «Обществознание. 10–11 классы» /Под ред. А. Ю. Лазебниковой. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. и др. ЕГЭ – 2007. Репетитор. М.: Просвещение: ЭКСМО, 2007.

Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е изд. В 2 т. М.: Инфра-М, 2007.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 класс / Сост. Л. Ф. Иванова. М.: Дрофа, 2001.

Морозова С. А. Обществознание: учеб. – метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.

Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации. М.: АСТ: Астрель, 2003.

Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А, Дорская, В. Г. Зарубин и др.; Под ред.

В. В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001.

Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008.

Обществознание: учеб. – справ. пособие для учащихся 11 классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы») / Авт. – сост.: П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Под ред. П. А. Баранова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л. Н. Боголюбов; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.

Певцова Е. А. Обществознание. 10–11 классы. Книга для учителя: метод. пособие к учеб. А. И. Кравченко «Обществознание. 10–11 классы». М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000.

Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. 2008. Обществознание / Авт. – сост. О. А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 18-е изд. М.: «Вильямс», 2006.

Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 8. С. 11–14.

Тестовые измерители знаний и умений учащихся по обществознанию / Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: СМИО Пресс, 2001.

Человек и общество. Обществознание. 10–11 классы: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004–2007.

Экономика: учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля/А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М. А. Скляр и др.; Под ред. А. Я. Линькова. М.: Вита-Пресс, 2005.

Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2007.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *