с л рубинштейн считал что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы
Эмоции и личность
С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.
Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в нашей стране, когда создавался данный учебник, такова, что бездуховность реальных человеческих отношений по причине многолетних отклонений в нравственности, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Значение эмоций и чувств в жизни человека
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.[8]
К аффективно-эмоциональной чувствительности относя
тся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют на виды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Это представления о долге, потребность соответствовать нравственным требованиям общества, чувство долга- ответственность за свое поведение перед другими людьми.
Предметом моральных чувств является сам человек. К ним относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, другим, сочувствие (сорадость, согоре), доверие и расположение к людям, товарищество, дружба, любовь. Это также и национальная гордость, любовь к Родине и людям, представляющим другие культуры и традиции.
Моральные чувства переживаются индивидуально каждым человеком, но при такого рода переживаниях, при совпадениях нравственных ценностей объединяют людей и дают им «ощущение локтя», солидарности- единое нравственное «мы».
Эстетические чувства человек испытывает при восприятии явлений действительности и многообразия национального и художественного творчества. Человечество ввело в свой обиход понятие прекрасного и оно, как ценность, создает соответствующие ориентации людей.
Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, произведения искусства (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.
Люди в своей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения, общения друг с другом, его внешнего облика и выражения чувств.
Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникшей проблеме, сомнением или уверенностью и радостью по достижении ожидаемого результата.
Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, а точнее, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и т.д.), удовлетворение от процесса мышления и его результата, разделенное с другими людьми.
Испытывая тягу к познанию, человек ищет того, с кем может пережить интеллектуальные чувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придает интеллектуальным чувствам особую значимость.
Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную работу, деятельность. Успех веселит, приносит радость от проявленных сноровки и упорства. Неуспех огорчает, но в то же время рождает желание повторить попытку реализовать себя в деятельности. Объектом практических чувств являются труд, учение, спорт, игра и общение.
Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называют страстью.
Эмоции также принято делить на положительные и отрицательные. Однако и те и другие способствуют психологической реакции, вызывают изменения в поведении. Положительные эмоции, как правило, вызывают радость, душевный покой и творческую приподнятость. Напротив, отрицательные эмоции могут надолго вывести человека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность.
3. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.
Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или поседение волос.
Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.
Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.
Эмоции и мышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог с собой поделать».
Эмоции и личность
Эмоции и личность
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».
С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и ‘ обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т. е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение — пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе разнообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Второй существенный момент, связанный с личностным аспектом эмоций, заключается в том, что сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно. Увы, ситуация в нашей стране, когда пишется данный учебник, такова, что бездуховность реальных человеческих отношений по причине многолетних отклонений в нравственности, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нормой повседневной жизни.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.
Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б. Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спиноза (приведем точные цитаты из его произведений, поскольку они как нельзя лучше выражают заложенную в них мысль):
«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и. относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого. »
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому. »
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом. »
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то. он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь. »
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его. »
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод. то он со своей стороны будет любить его. »
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью. »
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала. »
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность,— это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не свидится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т. п.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема I. Виды и роль эмоций в жизни человека.
1. Значение эмоций в жизни человека.
2. Основные функции эмоций.
3. Виды эмоциональных состояний.
4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.
Тема 2. Психологические теории эмоций.
1. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
2. Психоорганические теории Джемса — Ланге и Кеннона — Барда.
3. Активационная теория Линдсея — Хебба.
4. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера.
5. Информационная теория П. В. Симонова.
Тема 3. Эмоции и личность.
1. Связь эмоций с потребностями человека.
2. Эмоции и человеческая индивидуальность.
3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
4. Проявление эмоций в художественном творчестве.
5. Любовь как нравственное чувство.
6. Эмоции и человеческие взаимоотношения.
7. Развитие эмоциональной сферы у человека.
Темы для рефератов
1. Функции и виды эмоций у человека.
3. Эмоции и современное художественное творчество.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
2. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
3. Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальное и творческих личностей.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976.
(Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.)
Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни
человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)
Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)
Психология эмоций: Тексты.— М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В. Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У. Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер): 108—119. Очерк теории эмоций (Ж.-П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р. У. Липер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235—237.)
Селье Г. Стресс без дистресса.— М., 1982. (Что такое стресс: 25—31.
Развитие концепции стресса: 31—51. Мотивация и стресс: 52—83.)
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.—М., 1981. (Что такое эмоция: 10—39.)
Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Классификация основных эмоций: 12—20.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64—72.)
Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.— Казань, 1987. (Эмоции: 28—140.) Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Развитие эмоций: 116—125.)
Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.— Л., 1989. (Теоретические подходы к определению эмоций: 7—19.)
Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.)
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976. (Эмоциональный процесс: 61—77.)
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.— М., 1990. (Мотивация и эмоции: 82—216.)
Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия и ее природа: 10—22.)
Изард К. Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Методы изучения эмоций:
92—116. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251— 289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313—338. Стыд и застенчивость: 339—368. Вина, совесть, мораль: 370—397.)
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Концепция стресса Г. Селье: 5—20. Психология стресса: 21—44. Психологические и поведенческие признаки стресса: 58—89.)
Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (О сущности стресса:5-27.)
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975).
(Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)
Наенко Н. И. Психическая напряженность.—М., 1976. (Понятие «психическая напряженность»: 5—20. Виды напряженности: 41—52. Ситуационные детерминанты напряженности: 53—61. Напряженность и успешность деятельности: 62—78.)
Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л.,
1983. (Психологический стресс: 12—20.)
Ольшанникова А. Е. Эмоции и
Общая ПСИХОЛОГИЯ.— М., 1986. (Чувства: 366—384.)
Ренковский Я. Экспериментальная психология эмоций.— М., 1979. (Эмоциональный процесс: 39—132. Влияние эмоций на поведение: 133—178. Эмоции и познавательные процессы: 179—232. Эмоции и поведение человека: 233—300.)
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.—М., 1989. (Эмоции: 147—182.)
Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы психологии.— М., 1987. (Отражательно-оценочная и регуляторная функции эмоций: 61—86.)
Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Что такое стресс: 6—24. Признаки стресса: 25—28. Подходы к изучению стресса:
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. V.— М., 1975. (Эмоции: 111—195.)
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.)
Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Стресс: 33—36.)
Веккер Л. М. Психические процессы.—Т. 3.—Л., 1981. (Эмоции:
Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984.
(Развитие эмпатии: 23—29.)
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987.
(Психология симпатий: 44—92. Психологический анализ любви: 110—130.)
Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.—М., 1990.
Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Развитие эмоциональной
сферы: 53—57. Любовь, вдохновение, счастье: 117—134.)
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.— М., 1983. (Поведение людей
при различных видах стресса: 89—139. Познавательные процессы при стрессе: 202—271. Общение в стрессовых ситуациях: 272—323. Индивидуальные различия поведения людей при стрессе, их объяснение: 324—339.)
Ладанов И. Д. Управление стрессом.—М., 1989. (Управление стрессом:27—42.)
Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения.—М., 1980.
Механизмы памяти. Руководство по физиологии.—Л., 1987. (Эмоции и регуляция памяти: 325—351.)
Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12. Явления нервно-психического напряжения: 24—48. Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.)
Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Психологическая характеристика любви: 18—22.)
Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма.— М., 1988. (Реакция организма на стресс: 32—54. Стресс и связанные с ним заболевания:
75—105. Управление стрессорными реакциями: 105—117.)
Тихомиров О. К. Психология мышления.—М., 1984. (Эмоции и мышление: 87—106.)
Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.—М., 1990.