5 класс история ветеран это

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 52

ЕДИНОВЛАСТИЕ ЦЕЗАРЯ

Вспомните, кто во время войн с Карфагеном составлял основную массу легионеров. Кого не брали на военную службу? (См. § 46, п. 3.)

Во время войн с Карфагеном и во времена поздней Республики основную массу легионеров составляли земледельцы. В армию брали по специальному имущественному цензу, то есть землевладелец должен был владеть имуществом или землей стоимостью не ниже 11 тысяч ассов (древнеримская денежная единица). Во время Второй Пунической войны, чтобы обеспечить дополнительный набор воинов в римские легионы этот имущественный ценз был снижен до 4 тысяч ассов. Таким образом, в составе легионов не могли воевать бедняки и неимущие римлянине.

Объясните значение слов

1. Кого в I (1-м) веке до н. э. стали брать на службу в римскую армию?

В I веке до н.э. в римскую армию стали брать неимущих граждан и платить им воинское жалование. Учитывая, что к этому времени в Риме скопилось большое количество обнищавших, потерявших свои земли людей (вспомните, именно поэтому Тиберий Гракх хотел провести свою аграрную реформу), римские легионы получили большое пополнение из бедняков, готовых служить любому полководцу, пока он побеждает и платит деньги. Так римская армия стала фактически наёмной.

2. Как Цезарю удалось завоевать любовь простона­родья? Как он намеревался использовать эту любовь?

Фактически Гай Юлий Цезарь покупал любовь простонародья, устраивая для них угощения и раздавая ласковые обещания улучшить жизнь людей. Народная любовь ему нужна была для восхождения на вершину власти, поскольку во времена Республики именно на Народном собрании выбирались консулы Рима. Кроме того, известно, что для достижения победы на выборах Цезарь и его сторонники активно подкупали представителей голосующих триб.

3. Какую роль сы­грало завоевание Галлии в возвышении Цезаря?

Завоевание Заальпийской Галии принесло Цезарю славу талантливого полководца, большое богатство и преданную армию, которая получала повышенное жалование от Цезаря. Солдаты также получали от Цезаря рабов и обещания наградить их земельными участками по окончании службы.

4. Какой властью стал обладать Цезарь после победы над своими врагами?

После начала гражданской войны в 49 году до н.э. сторонники Цезаря организовали передачу Гаю Юлию полномочия диктатора. В качестве обоснования чрезвычайной меры указывалось необходимость организации выборов при отсутствии в Риме действующих консулов. Это делало действия Цезаря легитимными. Но сам он рассчитывал занять пост консула на следующий, 48 год до н.э. Так и получилось. Потом Цезарю еще неоднократно давали полномочия диктатора для ведения войны. А после победы над сторонниками Помпея в битве при Тапсе (в Африке), Цезарю был предложен диктаторский пост на 10 лет, от которого он отказался. Вместо этого в 45 году до н.э. Гай в дополнение к полномочиям диктатора стал консулом без коллеги (без второго консула). В 44 году консулом опять стал Цезарь, а вторым консулом — его соратник Марк Антоний. Кроме того, Цезарь стал добавлять к своему имени звание Император (победоносный полководец). В начале того же года Цезарь получил пожизненные полномочия диктатора. На деле Цезарь руководил государством по праву сильного, опираясь на войска и многочисленных сторонников, а его многочисленные должности лишь придавали видимость легитимности.

Поработайте с датами

Подсчитайте, сколько лет прошло от установле­ния республики до захвата Цезарем власти в Риме.

Республиканская форма правления была объявлена в Риме после свержения последнего царя в 509 году до н.э. Цезарь фактически захватил власть в Риме в 49 году до н.э. Таким образом между этими событиями прошло 460 лет.

Опишите рисунок «Убийство Цезаря в сенате» (см. с. 255). Кем были заговорщики? Чью власть они хотели восстановить?

5 класс история ветеран это

В нашей речи существуют крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!». С какими событиями они связаны?

Крылатое выражение «перейти Рубикон» означает принятие безвозвратного окончательного решения. Оно пошло от слов Цезаря, который остановившись в раздумьях перед рекой Рубикон, произнес «жребий брошен» и дал команду своим легионам переправиться через реку и идти на Рим. Так началась гражданская война, которая стала предпосылкой для падения республиканской формы правления.

Крылатая фраза «и ты, Брут!» связана с убийством диктатора Гая Юлия Цезаря на одном из заседаний Сената. Среди его убийц и фактическим организатором заговора был Марк Юний Брут, сторонник Республики, бывший соратник Помпея Великого, перешедший на сторону Цезаря после поражения Помпея в Греции. Некоторые источники даже сообщали, что Юлий Цезарь мог быть отцом Брута, хотя это не доказано. Скорее всего, эта версия могла пойти из произведений древнеримского писателя Светония, в которых он пишет, что Цезарь, увидев среди заговорщиков Марка Юния Брута Цезарь произнес «И ты, дитя моё!». Кстати, формулировка фразы «и ты, Брут!» является цитатой из пьесы «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира и не содержится в исторических источниках.

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с рассказом Плутарха о Риме, подоб­ном судну, несущемуся без управления (см. с. 254). Какие люди стано­вились консулами? Заботились ли они о благе государства?

5 класс история ветеран это

Несмотря на все сказанное Плутархом о состоянии государственного управления в Риме в период поздней Республики, консулами по-прежнему избирались самые популярные в народе политики. Другое дело, что средства достижения популярности стали более изощренными. Кандидатам на важные государственные должности уже не нужно было быть известными полководцами или умелыми и красноречивыми политиками, прошедшими все должностные ступени политической карьеры. Достаточно было подкупить избирателей. Заботились ли они о благе государства? Трудно сказать. Такую оценку могли дать только сами римлянине. Но то, что многие кандидаты в консулы, покупая голоса избирателей, надеялись помимо всего прочего усилить собственную власть и богатство за счет управления определенными территориями Республики по истечении консульских полномочий, не вызывает сомнения. Яркий пример тому — Гай Юлий Цезарь. Он не был ни героем войны, ни очень богатым человеком. Он активно подкупал избирателей и чиновников, да и сам брал крупные взятки для того, чтобы взойти на вершину власти и остаться там. Заботился ли он о благе Рима? Скорее всего да. Но больше всего он заботился о собственной власти и влиянии.

Источник

5 класс история ветеран это

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

5 класс история ветеран это

Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

5 класс.

Первобытное общество

Термины.

4.Родовая община- люди, связанные кровным родством.

5.Соседская община-коллектив людей, не связанных родственными узами.

Даты.

Даты

Древний Египет.

Термины.

1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

Даты.

Междуречье

Термины.

Даты.

8-7 века до н.э.- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

Древняя Индия и Древний Китай.

Термины.

Даты.

Древняя Греция.

Термины

11.Древнегреческие боги:

в)Аид-бог подземного мира

ж)Афина-богиня мудрости, справедливой войны.

Даты.

1500 год до нашей эры— извержение вулкана, гибель Критской империи.

Полисы Древней Греции.

Термины.

1.Полис— независимый город-государство в Древней Греции.

Даты.

1.Пирей-главный порт Афин.

6.Акрополь— холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины).

11. Театр — место для зрелищ.

17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Даты:

443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

Термины:

Даты:

338 год до нашей эры— битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

Поход Александра Македонского на Восток.

Дата

(до н. э.)

События

Результат

Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

Осада и взятие Тира

Подчинён бассейн Средиземного моря

Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

Битва при Гавгамелах

Полностью сломлены военные силы Дария III.

Война в Бактрии и Согдиане

Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

Война в Индии. Битва

с Пором при Гидаспе.

Крайние истощение сил македонского войска

Смерть Александра Македонского

Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

Древнейший Рим.

Термины.

Даты.

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

Термины:

11. Имение — земельное владение богатого человека.

Даты:

Гражданские войны в Древнем Риме.

Римская империя в первые века нашей эры.

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

7.Стилихон— римский военачальник, вандал по происхождению.

313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

Источник

Конспект урока по истории на тему » Ветеран-это звучит гордо»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бажутина Ольга Анатольевна

История в сувенирной лавке.

Сообщение детям темы, цели, плана работы.

Легенда об Аполлоне и Дафне.

Знакомство со знаками отличия солдат Римской армии.

Обсуждение картины « Триумф императора».

Связь прошлого и настоящего.

В сувенирной мастерской. Выполнение открытки ветерану.

Столы расставлены как обычно, дети располагаются перед учителем, включён слайд №1 с названием группы. Учащиеся поклоном приветствуют гостей.

Сегодня мы завершим тему прошлого урока «Устройство Римской республики» и значение для неё армии, узнаем происхождение знаков отличия и наград для солдат, выполним сувенир для ветерана, который подойдёт как для современных ветеранов, так и для римских солдат.

В завершении занятия нам нужно понять, какого слова, или словосочетания не хватает, чтобы предложение получилось законченным. Слайд №2.

Учитель сообщает, что на занятии будет зачитываться историческая справка, её роль выполняет ученик, который готовил материал в виде домашнего задания, выбирается по желанию).

А теперь прослушаем историческую справку, что с латинского языка обозначает слово « ветеран» ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

3. Легенда об Аполлоне и Дафне.

История древнего мира переплетается с мифами и легендами. Учащиеся представляют театральную сценку « Легенда об Аполлоне и Дафне», из которой все остальные учащиеся узнают о происхождении лавра и лаврового венка. Слайд №3.

Зачитывается справка о значении лавра в истории Греции и Рима. ПРИЛОЖЕНИЕ №1

— при приготовлении пищи;

4. Знакомство со знаками отличия солдат Римской армии.

Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть слайды с 4- 7 и найти аналоги наград в современной цивилизации. Ответы могут быть следующими: венок- корона, обруч- диадема; фалеры- медали ит.п.

5. Обсуждение картины «Триумф императора».

Итог подводит историческая справка. Гордость- это… ПРИЛОЖЕНИЕ№1.

6. Связь прошлого и настоящего.

На каждом занятии мы с вами перекидываем мостик из прошлого в настоящее.

Также подводится беседа и к вопросу, о том, когда мы с вами можем испытывать чувство гордости за своих ветеранов и армию? Ответы учащихся- 9 Мая, 23 февраля, праздник патриотической песни в школе.

Объявляется историческая справка о современном представлении слова «ветеран». ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

7. Сувенирной мастерской. Выполнение открытки ветерану.

Вновь мы с вами погрузимся в атмосферу сувенирной лавки, а точнее сувенирной мастерской и выполним сувенир для наших ветеранов- поздравительную открытку. У нас есть с вами заготовки основы открытки, лента гвардейская, лавровая ветвь, сплетённая из фольги, двусторонний скотч. Вы можете закрепить все детали по-своему усмотрению, приложите и выберите самый оптимальный вариант. На выполнение 5 минут.

Обязательно, учитель, благодарит учащихся за высказывания.

В завершении учащимся, по их желанию, предлагается вручить свои сувениры ветеранам, на параде, своим прадедам, соседям.

Источник

15 подвигов Великой Отечественной войны, о которых должен знать каждый

Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.

Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.

В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.

На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.

Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.

Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.

Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.

Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.

Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.

Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.

В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.

Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.

Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.

«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.

28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.

Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.

В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.

Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.

Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.

Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.

В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.

Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.

Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.

Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.

5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.

Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.

Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронта

Владислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.

Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.

Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.

Командир партизанского отряда и бригады.

Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Командир небольшого партизанского отряда.

Ефим Осипенко воевал еще в Гражданскую войну. Поэтому, когда враг захватил его землю, недолго думая, ушел в партизаны. Вместе с еще пятью товарищами он организовал небольшой партизанский отряд, который совершал диверсии против фашистов.

За этот подвиг его первым в стране награждили медалью «Партизану Отечественной войны».

Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.

Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Источник

5 класс история ветеран это

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.

Термины.

Охота, рыболовство, собирательство — занятия первобытных людей.

Первобытные люди — люди, жившие до появление письма, первых государств.

Религия — вера в богов, сверхъестественные силы.

Родовая община- люди, связанные кровным родством.

Соседская община-коллектив людей, не связанных родственными узами.

Даты.

2 миллиона лет до н.э. — появление древнейших людей.

40 тысяч лет до н.э. — появление разумного (современного) человека.

5 класс история ветеран это

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

Термины

Знать — самые богатые люди племени.

Племя — союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

Ремесленник — человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

Даты

10 тысяч лет до н.э. — возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

9 тысяч лет до н.э. — появилась обработка металлов. Первый метал — медь.

5 класс история ветеран это

Глава 3. Счёт лет в истории.

Термины.

Тысячелетие – 1000 лет.

Счёт, которым мы пользуемся сейчас, начался с рождения Иисуса Христа.

Это был 753-й год от основания города Рима.

Наша эра — время, исчисляемое от Рождества Христова, сокращённо пишется н.э.

До нашей эры — время, исчисляемое до Рождества Христова, сокращённо пишется до н.э.

5 класс история ветеран это

Глава 4.Древний Египет.

Термины.

Вельможа — царский советник.

Государство – это организация власти одного класса над другим.

Египет — страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

Иероглифы — письменность древних египтян.

Налог — плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

Папирус— материал для письма в Древнем Египте.

Пирамида — гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

Раб — человек, потерявший свободу.

Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот — боги Древнего Египта.

Даты.

5 тысяч лет до н.э. — появление письменности и первых государств.

5 класс история ветеран это

Глава 5.Древнее Двуречье.

Термины.

Ассирия — держава в верхнем течении Тигра.

Библ, Тир, Сидон — города Финикии.

Двуречье — территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

Держава — большое и сильное государство.

Законы — правила, установленные правителем.

Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул — герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

Клинопись — письменность Древнего Двуречья.

Колония — поселение за пределами родной страны.

Кочевники — племена, не имеющие постоянных поселений

Персия — государство в Западной Азии, около Персидского залива.

Ур, Урук, Лагаш, Вавилон — города Древнего Двуречья.

Финикия — государство на восточном побережье Средиземного моря.

Шамаш,Син, Иштар — боги Древнего Двуречья.

Даты.

1792-1750 годы до н.э. — правление Хаммурапи

10 век до н.э. — столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

10 век до н.э. — ассирийцы научились обрабатывать железо.

8-7 века до н.э.- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

538 год до н.э. — Вавилон завоеван персами

525 год до н.э. — персы завоевали Египет

5 класс история ветеран это

Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

Термины.

Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.

Брахман — жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

Буддизм — мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

Джунгли — труднопроходимые леса в Индии.

Индия — страна в Южной Азии.

Инд и Ганг — реки Индии.

Китай — страна в Восточной Азии.

Поднебесная — так называют китайцы свою страну.

Бамбук — материал для письма в Древнем Китае.

Личности.

Конфуций — древнекитайский мудрец.

Даты.

3 век до нашей эры — Ашока объединил индийский царства.

221 год до нашей эры — Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

5 класс история ветеран это

Глава 7.Древняя Греция.

Термины

Греция — страна на юге Балканского полуострова.

Кносс — столица Критской империи.

Крит — остров в Средиземном море.

Микены, Тиринф, Пилос — древнегреческие города.

Троя — город в Малой Азии.

Личности.

Гомер — древнегреческий поэт, автор «Иллиады» и «Одиссеи».

Ахиллес, Одиссей, Менелай — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

Минос — царь Крита.

Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем — герои поэмы «Одиссея».

Тесей — древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

Парис, Гектор, Приам — герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

Древнегреческие боги:

а)Зевс — бог-громовержец, царь богов и людей.

б)Посейдон — бог моря.

в)Аид-бог подземного мира

г)Афродита — богиня любви, красоты.

д)Артемида — богиня охоты.

е)Аполлон — бог музыки и искусств.

ж)Афина-богиня мудрости, справедливой войны.

з)Арес — бог войны

и)Гефест — бог кузнец

к)Деметра — богиня земледелия

л)Дионис — бог виноделия

м)Гермес — бог торговли

Даты.

1500 год до нашей эры— извержение вулкана, гибель Критской империи.

1200 — 1210 годы до нашей эры —Троянская война.

5 класс история ветеран это

Глава 8. Полисы Древней Греции.

Термины.

Ареопаг — совет знати в Древней Греции.

Архонт — правитель в Афинах.

Атлет —участник Олимпийских игр

Аттика — область в Средней Греции. Центр Аттики — Афины.

Граждане — свободные афиняне.

Демос — простой народ в Древней Греции.

Демократия — власть простого народа.

Илоты — рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

Ипподром — место для конных состязаний.

Лакония — область в Южной Греции. Центр Лаконии — Спарта.

Народное собрание — собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

Ольвия, Херсонес, Пантикопей — колонии греков на побережье Черного моря.

Пираты — морские разбойники.

Полис— независимый город-государство в Древней Греции.

Скифы — племена, обитавшие на побережье Черного моря.

Стратег — военачальник в Древней Греции.

Фаланга — строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

Эллада — так греки называли свою страну.

Личности.

Дарий, Ксеркс — персидские цари в период греко-персидских войск.

Драконт — архонт, прославившийся жестокими «драконовскими» законами.

Леонид — легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

Мильтиад, Фемистокл — стратеги в период греко-персидских войск.

Солон — архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

Эсхил — древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

Даты.

8 век до нашей эры — изобретение греческого алфавита.

594 год до нашей эры — на должность архонта избран Солон.

776 год до нашей — первые Олимпийские игры.

490 год до нашей эры — Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

480 год до нашей эры — бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

5 класс история ветеран это

Глава 9.Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии

Термины.

Агора — главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

Акрополь— холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины).

Вольноотпущенник — раб, который получил свободу.

Керамик — район гончарных мастерских в Афинах.

Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Палестра, гимнасий — виды школ в Древней Греции

Педагог — раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

Пирей-главный порт Афин.

Пошлина — плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

Скене — постройка, примыкавшая к орхестре.

Театр — место для зрелищ.

Личности.

Перикл — вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

Реформы Перикла:

1. введение оплаты должностным лицам;

2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

Софокл, Аристофан — древнегреческие драматурги ( создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан — комедию.

Фидий,Милон, Поликлет — великие древнегреческие скульпторы.

Даты:

443-428-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н. э.

Термины:

Александрия — город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света — Фаросский маяк.

Македония — маленькая горная страна в Северной Греции.

Средиземноморье — общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

Личности.

Аристотель — древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

Дарий Третий — персидский царь, противник Александра.

Демосфен — древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

Парменион — македонский военачальник, друг Александра.

Филипп, Александр — цари Македонии.

Даты:

338 год до нашей эры— битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

5 класс история ветеран это

Поход Александра Македонского на Восток.

334 — битва при Гранике. Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

333 — битва при г. Иссе. Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

332 — осада и взятие Тира. Подчинён бассейн Средиземного моря

332-331 — подчинение Египта. Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

331- битва при Гавгамелах. Полностью сломлены военные силы Дария III.

329 — война в Бактрии и Согдиане. Подавлены последние очаги сопротивления в Персии.

327 — война в Индии. Битва с Пором при Гидаспе. Крайние истощение сил македонского войска

5 класс история ветеран это

Глава 11. Древнейший Рим.

Термины.

Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).

Италия — страна на Аппенинском полуострове.

Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

Латины — племя, жившее по берегу Тибра.

Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.

Ликторы — охрана древнеримского царя.

Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

Патриции — жители Рима, потомки его древнейших жителей.

Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

Рим — город на берегу реки Тибр, в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

Личности.

Нумитор, Амулий, Рея Сильвия — легендарные герои племени латинян.

Ромул и Рем — основатели Рима.

Даты.

753 год до нашей эры — основание Рима.

509 год до нашей эры — Рим стал республикой.

390 год до нашей эры — нашествие галлов на Рим.

326 год до нашей эры — отмена долгового рабства в Древнем Риме.

280 год до нашей эры — царь Пирр с войсками высадился в Италии.

5 класс история ветеран это

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.

Термины.

Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.

Гладиатор — сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.

Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян.

Диадема — головной убор, знак царской власти.

Имение — земельное владение богатого человека.

Император — повелитель, главнокомандующий.

Карфаген — богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

Катон — сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой «Карфгаген должен быть разрушен».

Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.

Пуны — название жителей Карфагена.

Пунические войны — войны Рима с Карфагеном (их было три). Итог: победа Рима.

Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя

Личности.

Ганнибал — командующий войсками Карфагена во время второй (Пунической) войны.

Сципион — римский полководец во время второй (Пунической) войны.

Даты:

218—201 до нашей эры — вторая Пуническая война Рима и Карфагена.

216 год до нашей эры — битва при Каннах.

202 год до нашей эры — битва при Заме.

146 год до нашей эры — разрушены и уничтожены Карфаген и Коринф.

5 класс история ветеран это

Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

Термины.

Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

Гражданская война — война между гражданами одного государства.

Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

Империя — большое и сильное государство.

Капуя — область в Италии, где началось восстание Спартака.

Преторианцы — личная стража императора в Римской империи.

Личности

Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.

Клеопатра — правительница Египта.

Красс, Помпей, Лукулл — полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

Марк Антоний, Октавиан Август — римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

133 год до нашей эры — земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

74-71 года до нашей эры — восстание Спартака.

49 год до нашей эры — Цезарь завоевывает Рим.

15 марта 44 года до нашей эры — Гай Юлий Цезарь был убит.

31 год до нашей эры — морское сражение у мыса Акций.

30 год до нашей эры — завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

30 — 14 года до нашей эры — правление Октавиана Августа.

5 класс история ветеран это

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

Термины.

Венеды — этим именем римляне называли славян.

Германцы — племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

Донар (Один) — главный бог германских племен.

Евангелие ( с греческого благая весть) — описание жизни Иисуса Христа.

Колизей — знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

Колоны — земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

Пантеон — храм всех богов в Древнем Риме.

Париж, Вена, Лондон, Кельн — города, основанные римлянами.

Термы — бани в Древнем Риме.

Форум — площадь в Риме.

Личности.

Иисус Христос — основатель христианства, одной из мировых религий.

Нерон — древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

Тацит — древнеримский историк.

70 год н. э. — разрушение Иерусалима.

79 года н. э — гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

5 класс история ветеран это

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Термины.

Варвары — этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

Готы, вандалы — германские племена.

Епископ — главный священник в городе.

Константинополь — город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

Личности.

Аларих —вождь племени готов.

Стилихон— римский военачальник, вандал по происхождению.

313 год нашей эры— Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

330 год нашей эры — Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

395 год нашей эры — империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

410 год нашей эры — Рим захвачен готами.

455 год нашей эры — Рим захвачен вандалами.

476 год нашей эры — Западная Римская империя перестала существовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *