с чем можно сравнить слова

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

10План урока:

Язык и речь

Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.

Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.

Задачи речи:

— понимать и мыслить;

— разговаривать и общаться;

Культура речи. Волшебные слова нашей речи

Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие. Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).

Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком.

Значение языка и речи в жизни людей

Язык имеет два значения:

Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.

Чем отличается речь от языка?

Язык:

Речь:

способность человека говорить;

характерна конкретному человеку;

имеет много вариантов.

С чем можно сравнить язык и речь?

Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.

Виды речи

1) Внешняя и внутренняя.

Внешняя – общение с разными людьми, внутренняя – общение с собой.

2) Устную и письменную.

3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо).

4) Монологическую и диалогическую.

В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, добывали пищу, человечество не умело писать и читать. Но их быт, деятельность, а в основном преобладали торговля и ремесла, привели к возникновению письменности. Пиктографическое письмо считается самым ранним видом.

Но к нам дошли различные песни, сказки, истории. Как же такое случилось? Люди передавали сказки, истории, обычаи и традиции из уст в уста. Так произошла устная речевая деятельность. В создании данного вида принимает участие наш рот, но в древние времена вместо «рот» говорили «уста», от этого и произошло название «устная».

C развитием общества, люди стали пытаться сохранить, обозначить многие факты жизни, истории. Они придумывали и писали различные знаки на стенах пещер, на шкуре животных, позже на пергаменте, которые превратились в алфавит. Так возникла письменная речевая деятельность.

Интересный факт!

Пиктограмма – рисунок, изображенный схемами, передает информацию об истории, явлениях и предметах. Но таким письмом могли передаваться лишь маленькие сообщения.

Позже люди научились передавать информацию при помощи условных знаков, которые стали использоваться в пиктограммах. Солнышко изображалось кругом в середине другого круга, а вода изогнутой линией, которая напоминала волну.

Письменная история берет свое начало около 3200 г. до нашей эры, первооткрывателями стали шумеры в Месопотамии.

Стилос – перо из тростника с концом в виде треугольника. Знаки писали на глиняных плитах, которые после высушивали на солнце. Плиты сохранялись долгое время.

Вскоре знак начал обозначать и звук. Письмо назвали иероглифическим. Создано в Древнем Египте в 3100 г. до н.э. оставалось неизменным в течении трех тысяч лет. В это время появился папирус. Древние египтяне делали надписи на нем.

Иероглифическая письменность распространилась в Китае, Японии и Корее. Кто хотел уметь писать, должен был запомнить огромное количество знаков, поэтому немногие люди умели писать и читать.

Первый алфавит появился в 1700 г. до нашей эры. Состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

Речь устная и речь письменная

В речевой деятельности используются:

Данный вид речевой деятельности делится на диалогическую и монологическую.

Обрати внимание на текст:

— Добрый день, Анна Ивановна, как дела?

— Здравствуй, Сережа! Спасибо, все хорошо! А как дела у тебя?

— А! Двойку схлопотал по русскому языку.

— Что же ты, Сережа, домашнее задание не выучил?

— Да, Анна Ивановна, вчера, вместо того, чтобы к уроку подготовиться, я с ребятами пошел в мяч гонять.

А теперь боюсь родителям сказать, заругают ведь.

— Вот что, Сережа. Иди домой и расскажи все родителям. Уверена, за правду ругать не будут, но завтра исправь оценку.

— Хорошо, Анна Ивановна. Так и сделаю. До свиданья!

Прочитай текст:

Сегодня я пришел домой грустный и мама заметила. Она спросила, что случилось и я не смог сдержаться. Я начал рассказ: «Был урок математики, и Марья Ивановна вызвала меня к доске решать сложную задачу про конфеты и мандарины. Но вот беда, решение задачи никак не получалось. Я простоял у доски пятнадцать минут, так ничего и не решил. Марья Ивановна разозлилась, хлопнула ладонью по столу и сказала, чтобы я, неуч, шел на место, и поставила единицу. Меня обидело это до глубины души, я еле сдержал слезы, но не заплакал. Я ведь мужчина!»

Также есть «полилог», где участников разговора больше двух человек.

Отдельный вид – внутренняя речь. Человек говорит про себя. Она беззвучна и возникает в процессе мышления.

Писатель с помощью слов пытается передать все яркие, выразительные краски осени. Это художественный текст. Он создается при помощи красивых, ярких, ласковых слов.

А вот еще один пример об осени «Осень – это холодное время года, которое следует за летом. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы».

Этот текст более сдержанный, здесь не используются интересные и ласковые слова. Это научный стиль, потому что в нем содержаться строгие, четкие и точные слова.

Чем устная речь отличается от письменной?

1) в устной можно употреблять любые слова, а вот в письменной некоторые слова использовать нельзя, так как в языке есть определенные нормы письменной речи (нельзя использовать разговорные слова, слова-паразиты);

2) в устной можно использовать неполные предложения, что нельзя сделать в письменной;

3)в устной предложения короче, чем в письменной, потому как разговор сопровождается ситуацией. К примеру, если учитель в классе громко и сурово произнес слово «Ребята!», то дети сразу понимают, что надо создать тишину и внимательно слушать. В письменнойполностью ситуацию нам могут передать только сложные предложения;

4) в письменной конец предложения обозначается знаками препинания, показывая, что предложение закончилось, в устной достаточно сделать паузу.

Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.

С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.

Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.

Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.

Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.

Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы.

Словарные слова: язык, русский язык.

В русском языке есть слова, написание которых очень сложно запомнить. Их нельзя проверить правилом, а можно проверить лишь заглянув в орфографический словарь. Мы предлагаем тебе, дорогой первоклассник, вести словарик для трудных слов и назвать его «Орфограммка».

И первые слова, которые мы запишем в наш словарик:

Обязательно подчеркни ту букву, в которой можно сделать ошибку.

Источник

Урок русского языка по теме «Знакомство с понятием «сравнение»». 5-й класс

Класс: 5

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

– Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнивать, уловить сходство и различие явлений. Это помогает ему познать мир.

2. Выяснение понятия сравнения.

1) Работа с текстами. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Водоросли сильно отличаются от других растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они часто похожи на нити, ленту, бахрому, маленькие шарики. (Учебник “Окружающий мир”.)

– О каком растении идет речь в текстах?
– Чем отличаются водоросли от других растений?
– В каком из текстов нагляднее представлен внешний вид водорослей?
– Благодаря чему вы это увидели?
– Почему возникло сравнение водорослей с этими предметами?
– Что у них общего?

2) – Скажите, можно ли сравнить мяч с апельсином? Кактус с ёжиком? Назовите общие признаки указанных предметов?

– А молнию с линейкой? Почему?

– Что значит сравнивать предметы или явления?
– С какой целью сравниваются предметы и явления?
– Какие предметы и явления можно сравнивать?

– В нашей повседневной жизни мы постоянно пользуемся сравнением. Сравнить – значит сопоставить предметы или явления, чтобы определить сходные или различные их признаки. Сравнение помогает нам узнать ранее неизвестное, расширяет наше знание жизни. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного, белого – без черного. Но сравнивать можно только такие предметы и явления, у которых есть какие-либо общие признаки или свойства. Сравнивать можно все: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города, явления природы и другое. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.п.

4) Выяснение строения сравнения и способов его выражения.

– Запишите предложение, найдите в нем сравнение и подчеркните его:

Цветок кактуса как пламя.

– Что с чем сравнивается? По какому общему признаку сравниваются предметы?
– Из каких двух частей состоит сравнение?
– Что входит во вторую часть?
– Замените слово как словами как будто, словно, точно, напоминает, похож на.. и прочитайте получившиеся предложения.
– Перестройте предложение так, чтобы вторая часть сравнения была предложением. (Цветок кактуса яркий, как будто пламя горит на окне.)
– Как изменится смысл предложения, если мы перестроим предложение следующим образом: Цветок кактуса ярче, чем пламя?
– Какому из сравниваемых предметов в большей степени принадлежит признак яркости?

– Таким образом, в сравнении всегда две части: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Слова как, словно, будто, точно, напоминать, похож на… и другие входят во вторую часть сравнения. Сравнение может быть выражено различными способами: при помощи сравнительных союзов, при помощи слов похож и напоминать, при помощи сравнительной степени.

Отработка умения сравнивать предметы и явления и выражать сравнение различными способами.

1) – Расскажите о внешнем виде жирафа или об апельсине так, чтобы мы представили их ярко и точно, т.е. сравните с чем-либо.

– Почему вы сравнили жирафа и апельсин именно с этими предметами? Назовите их общие признаки.
– С чем можно сравнить сверкающие звезды, осенние листья? Почему?

2) Задание: из данных слов выберите пары, которые называют предметы и явления, имеющие общие признаки. Назовите эти признаки.

Кисть сирени, звездочка, антенна, лист клена, вилы, волосы, ковер, гроздь винограда, мачта корабля, корона, цветок сирени, рога, огонь, листья.

3) – Определите, какое из данных слов лишнее, так как называет предмет, не имеющий общего признака с двумя другими:

Солнце, красный диск, молния; стол, снег, покрывало; пламя, березы, красные розы.

4) – Почему в следующих загадках говорится об этих предметах?

Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)

В доску спрячется бедняжка – чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)

Возле каждого окошка есть горячая гармошка. (Батарея).

– Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. Иначе сравнение окажется неудачным и сделает речь не выразительной, а даже смешной.
– Определите, какую ошибку в употреблении сравнений допустили учащиеся?

От купания в морской воде волосы у девочки стали жесткими, как кочерга.

Маня рассказывает о страдающем герое: «Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола».

5) Творческая работа.

– Включите в текст сравнения, чтобы читатель смог более точно представить айсберг.

Сверкающие под холодными лучами полярного солнца айсберги возвышаются над водой. (как ледяные горы). Большая их часть скрыта под водой. Лед их пресный, чистый, он. (похож на стекло). Вот что такое айсберги!

– Почему для сравнения вы употребили слова, обозначающие именно эти предметы?
– Какие способы выражения сравнения вы использовали?

4. Подведение итогов.

– Что лежит в основе сравнения?
– Какие бывают сравнения?
– Зачем в языке используются сравнения?

– Каждый из вас стремится к тому, чтобы его речь была выразительной, точной и грамотной. Надеюсь, что наш урок позволил вам приблизиться к этой заветной цели.

1. Подобрать сравнения к указанным словам, составить сними предложения: глаза, облака, луна.
2. Описать осенний лес, используя сравнения.

Источник

Сравнение в поэзии

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «

в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

е) выражение различных эмоций и чувств:

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье

«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

Источник

Степени сравнения имен прилагательных

с чем можно сравнить слова

Определение прилагательного

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.

Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

Какие прилагательные образуют степени сравнения

Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.

Отвечают на вопрос «какой?»

Отвечают на вопрос «какой?»

Отвечают на вопрос «чей?»

Обозначают признак предмета — внешний или внутренний

Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия

Указывают на принадлежность

грустный, смешной, красивый, белый

зимний, шелковый, южный, городской

мамин, Васин, лисий, медвежий

Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:

Формы степеней сравнения прилагательных

В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».

По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.

Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.

Примеры степени сравнения

Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.

Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.

Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.

Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.

Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».

Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.

Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.

Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.

Составная превосходная степень образуется через:

— добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;

— добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.

Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.

Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.

Образование простой сравнительной степени

Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:

Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.

Сравним с предложением:

А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).

Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.

У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:

Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.

Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:

Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:

1. Слова древнего происхождения:

2. Прилагательные со значением цвета:

3. Названия мастей животных:

4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:

В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:

с чем можно сравнить слова

Образование составной сравнительной степени

Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:

Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.

Образование простой превосходной степени

Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:

Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:

Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:

Составная форма превосходной степени прилагательных

Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:

Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:

Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:

Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:

с чем можно сравнить слова

Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:

Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *