какое образование должно быть у водителя автомобиля
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2020 г.
Регистрационный N 61064
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 29 июля 2020 г. N 264
Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Профессиональный отбор включает в себя:
подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.
6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
номер листа испытаний;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, испытательный период;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, 3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
13. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.
14. Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4
Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации. 5
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.
3 Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2016, N 27, ст. 4172.
На 2021-2026 гг. определены правила прохождения профотбора и профобучения лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электротранспорта.
Профотбор включает в себя подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям, а также испытание. Последнее проводится под руководством водителя-наставника. Установлены требования к его стажу. Также у водителя-наставника не должно быть за последний год ДТП, совершенных по его вине.
Закреплено, как оформляется лист испытаний. Он должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2020 г.
Регистрационный N 61064
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
С 1 января 2021 года Минтранс ввел новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям
С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.
Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:
Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.
Приказом установлены требования, в частности, к следующим профессиям и должностям работников: –водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси); –водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»); –водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»); –водитель автомобиля(ТС, осуществляющего перевозку опасного груза); –водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС); –водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении); –контролер технического состояния ТС автомобильного транспорта; –специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения; –консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Приказ Минтранса вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также, с 1 января 2021 года утратил силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287, который ранее устанавливал профессиональные и квалификационные требования к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (конкретные виды перевозок, на которые прежние требования распространялись, указаны не были).
Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например: –водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее; –установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
– к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Водитель среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.
Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (для юридических лиц штраф составляет 100 тыс. руб.).
Должностная инструкция водителя
Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Образец должностной инструкции водителя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция водителя автомобиля
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.
1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».
1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.
1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.
1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.
1.6. Водитель должен быть знаком с :
1.7. Водитель обязан владеть:
ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля
2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:
ІІІ. Права
3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:
ІV. Ответственность
Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:
4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,
4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.
4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.
4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.
4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.
4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.
4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.
4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.
4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
Мышкин /Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванов
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция водителя
Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.
Основные правила составления должностной инструкции водителя
Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:
При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.
Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.
Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.
Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.
Составление должностной инструкции водителя
В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.
Основные разделы
В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.
Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.
Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.
В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.
После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.
Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Какое образование должно быть у водителя автомобиля
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 г. N 282
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК К РАБОТНИКАМ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
УКАЗАННЫХ В АБЗАЦЕ ПЕРВОМ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841).
2. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
3. Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);
водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);
водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов);
водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении);
контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
4. К водителю легкового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
4.1. Водитель легкового автомобиля должен знать:
нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ;
Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679), от 14 ноября 2016 г. N 4192-У (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45036), от 6 апреля 2017 г. N 4347-У (зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2017 г., регистрационный N 46531), от 11 августа 2017 г. N 4486-У (зарегистрировано Минюстом России 15 ноября 2017 г., регистрационный N 48901), от 25 декабря 2017 г. N 4664-У (зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2018 г., регистрационный N 50253), от 16 апреля 2018 г. N 4775-У (зарегистрировано Минюстом России 11 мая 2018 г., регистрационный N 51058), от 13 марта 2019 г. N 5092-У (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2019 г., регистрационный N 55279), от 8 октября 2019 г. N 5283-У (зарегистрировано Минюстом России 30 октября 2019 г., регистрационный N 56358), от 16 июля 2020 г. N 5505-У (зарегистрировано Минюстом России 25 августа 2020 г., регистрационный N 59426).
основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;
режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе особенностей дорожного покрытия;
влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств;
последовательность действий при оказании первой помощи;
состав аптечки первой помощи (автомобильной);
назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;
признаки неисправностей, возникающих в пути;
меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации;
влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;
правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами;
основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации ;
основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;
установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;
инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;
перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.
4.2. Водитель легкового автомобиля должен уметь:
управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации;
проверять техническое состояние транспортного средства на соответствие основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации;
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории, не требующие разборки узлов и агрегатов;
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства соответствующей категории, их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в транспортном средстве;
оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;
прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению;
своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
использовать средства тушения пожара;
совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории;
использовать в работе установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;
заполнять документацию, связанную со спецификой эксплуатации транспортного средства соответствующей категории.
4.3. Водитель легкового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.4. Водитель легкового автомобиля (легкового такси) должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей легковых автомобилей не предъявляются.
5. К водителю грузового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
5.1. Водитель грузового автомобиля дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям легковых автомобилей, должен знать:
назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей грузового автомобиля (грузового автомобиля с прицепом (прицепами), включая полуприцепы и прицепы-роспуски);
правила использования тахографов.
5.2. Водитель грузового автомобиля дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям легковых автомобилей, должен уметь:
контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов;
использовать в работе различные типы тахографов.
5.3. Водитель грузового автомобиля должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.4. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы водителя грузового автомобиля не предъявляются.
6. К водителю автобуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям легковых автомобилей, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
6.1. Водитель автобуса должен знать:
особенности законодательства Российской Федерации в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;
основы законодательства Российской Федерации в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
правила использования тахографов;
особенности законодательства Российской Федерации в области организованной перевозки группы детей автобусами.
6.2. Водитель автобуса должен уметь:
использовать в работе различные типы тахографов.
6.3. Водитель автобуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.4. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет и не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
6.5. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы для иных водителей автобусов не предъявляются.
7. К водителям троллейбуса дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям легковых автомобилей, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
7.1. Водитель троллейбуса должен знать:
особенности законодательства Российской Федерации в области организации регулярных перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом;
основы законодательства Российской Федерации в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
правила технической эксплуатации электроустановок потребителей ;
Приказ Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (зарегистрирован Минюстом России 22 января 2003 г., регистрационный N 4145) с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2018 г., регистрационный N 52754).
правила по охране труда при эксплуатации электроустановок ;
Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2013 г., регистрационный N 30593), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 19 февраля 2016 г. N 74н (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2016 г., регистрационный N 41781), от 15 ноября 2018 г. N 704н (зарегистрирован Минюстом России 11 января 2019 г., регистрационный N 53323).
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.
7.2. Водитель троллейбуса должен уметь:
устранять неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути, с помощью имеющихся инструментов;
подключать и отключать штанги с токоприемниками к (от) контактной сети.
7.3. Водитель троллейбуса должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7.4. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы водителя троллейбуса не предъявляются.
8. К водителям трамвая дополнительно к требованиям, предъявляемым к водителям легковых автомобилей, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
8.1. Водитель трамвая должен знать:
особенности законодательства Российской Федерации в области организации регулярных перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом;
правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;
правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;
основы законодательства Российской Федерации в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
правила технической эксплуатации трамваев.
8.2. Водитель трамвая должен уметь:
устранять неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, возникшие в пути, с помощью имеющихся инструментов;
подключать и отключать токоприемник к (от) контактной сети.
8.3. Водитель трамвая должен иметь российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории. Допускается наличие иностранного национального или международного водительского удостоверения соответствующей категории в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8.4. Требования к уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы водителя трамвая не предъявляются.
9. К водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
9.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства, дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен знать:
общие требования, установленные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508), вступило в силу для Российской Федерации 28 апреля 1994 г. (Официальный сайт Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций http://www.unece.org).
основные виды опасности;
меры по защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;
меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;
меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения, письменные инструкции);
маркировку, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;
действия водителя при перевозке опасных грузов;
назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;
ограничения и запреты, связанные с совместной погрузкой в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер различных классов опасных грузов, а также грузов, не относящихся к категории опасных;
меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;
правила обработки и укладки упаковок;
ограничения движения в тоннелях и инструкции по поведению в тоннелях (предотвращение происшествий, безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций);
поведение транспортных средств во время движения, включая перемещение груза;
специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;
обязанности и ответственность водителя при перевозке опасных грузов, а также гражданскую ответственность водителя;
меры безопасности при перевозке опасных грузов.
9.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к умениям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза) должен уметь:
оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом;
контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз;
принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.
9.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку опасных грузов, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
10. К водителю автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство) предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
10.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство) должен знать:
основы государственного регулирования и контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
нормативные правовые акты, регламентирующие требования к тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средствам, и транспортным средствам, сопровождающим тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство.
10.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство) должен уметь:
соблюдать ограничения и выполнять установленные предписания по перевозке грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами;
осуществлять сопровождение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
10.3. В дополнение к требованиям, изложенным в подпункте 4.3 пункта 4 и подпункте 5.3 пункта 5 Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляются следующие требования к стажу (опыту) работы:
11. К водителю автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов) предъявляются следующие требования:
11.1. В зависимости от категории управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов) должен знать:
технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
нормативные правовые акты по пользованию средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
основы управления транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных дорожных условиях.
11.2. В зависимости от категории управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов) должен уметь:
предотвращать конфликтные ситуации в условиях приоритетного движения транспортных средств, оборудованных устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
пользоваться средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
управлять транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в различных дорожных условиях.
11.3. В дополнение к требованиям, изложенным в подпункте 4.3 пункта 4, подпункте 5.3 пункта 5, подпункте 6.3 пункта 6, подпункте 6.4 пункта 6 Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств, предъявляется требование к наличию свидетельства, подтверждающего повышение квалификации водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Приказ Минобрнауки России от 1 марта 2018 г. N 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2018 г., регистрационный N 51055).
12. К водителю автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении) предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
12.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении) должен знать:
основы правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
основы регулирования и контроля транспортной деятельности, порядок лицензирования и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
международные акты, регламентирующие технические и экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки, режимы труда и отдыха водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки;
особенности обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок особых видов грузов, процедуры заполнения таможенной документации;
порядок оформления документации при прохождении таможенного и других видов контроля;
места, виды и методы проведения транспортного контроля.
12.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории), водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении) должен уметь:
осуществлять перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении в соответствии с требованиями правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
организовывать рабочее время водителя, с учетом особенностей работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
выполнять действия с тахографом, с учетом особенностей перевозки в международном сообщении;
организовывать перевозку особых видов грузов с учетом специфики перевозок в международном сообщении;
осуществлять проверку комплекта документов для выполнения международной автомобильной перевозки, в том числе, паспортно-визовых документов;
проходить таможенные процедуры при организации перевозки различных видов грузов и перевозки пассажиров.
Бюллетень международных договоров, 2008, N 11.
Документ вступил в силу 12 декабря 2008 г., принято в г. Москве 12 декабря 2008 г.
12.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров в международном сообщении, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля (транспортного средства соответствующей категории) не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к стажу (опыту) работы водителя автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозки грузов в международном сообщении за исключением опасных грузов, а также крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств) не предъявляются.
13. К контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
13.1. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен знать:
нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
13.2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.
13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» ;
Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г., N 1477 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662), приказом Минпросвещения России от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581).
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» ).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
14. К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
14.1. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен знать:
нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения и техники безопасности на городском наземном электрическом транспорте;
устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
технические требования, предъявляемые к транспортным средствам городского наземного электрического транспорта, возвратившимся с линии и после проведения ремонта их узлов и агрегатов;
основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
14.2. Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.
14.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований: образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» ;
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка, с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
14.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта при наличии специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» ).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
15. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
15.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:
нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
основы трудового законодательства Российской Федерации;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации.
15.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:
разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей;
контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха;
организовывать работу контролеров технического состояния автотранспортных средств, транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
проверять при выпуске транспортных средств на линию наличие регистрационных документов транспортных средств, соответствующих разрешений при наличии изменений конструкции транспортных средств, документов, подтверждающих проведение технического осмотра транспортных средств;
организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд;
принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
принимать меры по включению резервных транспортных средств в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению транспортных средств с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог.
15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
15.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
16. К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
16.1. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен знать:
последствия, к которым могут привести аварии при перевозке опасных грузов, и основные причины аварий;
общие положения национального законодательства, международных конвенций и соглашений в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
классификацию опасных грузов (процедуру классификации растворов и смесей, структуру перечня веществ, классы опасных грузов и принципы их классификации, характер перевозимых опасных грузов, физические, химические и токсикологические свойства опасных грузов);
общие требования к упаковке, требования к цистернам и контейнерам-цистернам (типы, коды, маркировка, конструкция, первоначальные и периодические проверки и испытания);
маркировочные надписи и знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета (нанесение маркировки и знаков опасности на упаковки, размещение и снятие информационных табло и табличек оранжевого цвета);
способ отправки и ограничения на отправку (перевозка полной загрузкой, перевозка навалом/насыпью, перевозка в контейнерах средней грузоподъемности для массовых грузов, контейнерные перевозки, перевозка во встроенных или съемных цистернах);
требования к перевозке пассажиров при перевозке различных опасных грузов;
требования по совместной погрузке различных классов опасных грузов и меры предосторожности, связанные с совместной погрузкой;
способы разделения грузов;
ограничения перевозимых количеств и изъятия в отношении количеств опасных грузов;
требования к обработке и укладке грузов (погрузка и разгрузка, коэффициенты наполнения, укладка и разделение);
требования к очистке и (или) дегазации перед погрузкой и после разгрузки;
требования к экипажу транспортного средства и профессиональной компетентности водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку опасного груза;
содержание письменных инструкций (применение инструкций и защитного снаряжения экипажа);
требования, касающиеся наблюдения за транспортным средством (стоянка);
требования, касающиеся транспортного оборудования.
16.2. Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом должен уметь:
выполнять процедуры, обеспечивающие соблюдение требований в отношении идентификации перевозимых опасных грузов;
обеспечивать соответствие транспортных средств особым требованиям, обусловленным характером перевозимых опасных грузов;
проводить процедуры проверки оборудования, используемого для перевозки опасных грузов или для погрузочно-разгрузочных операций;
организовывать подготовку к перевозке опасных грузов работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, и вести учет данной подготовки;
в случае аварии или происшествия принимать меры по устранению их последствий;
проводить служебное расследование обстоятельств происшествий или нарушений, отмеченных во время перевозки опасных грузов или в процессе погрузочно-разгрузочных операций, и при необходимости, подготовку соответствующих отчетов;
принимать меры к недопущению аварий, дорожно-транспортных происшествий или нарушений требований, предъявляемых к перевозкам опасных грузов;
учитывать нормативные требования, связанные с перевозкой опасных грузов, при выборе и использовании услуг субподрядчиков или третьих сторон;
проводить проверку работников, занимающихся перевозкой опасных грузов, их погрузкой или разгрузкой, на знание ими правил безопасности перевозок опасных грузов;
проводить инструктажи работников, связанных с перевозкой опасных грузов, их погрузкой и разгрузкой;
проверять наличие на транспортных средствах необходимых документов и оборудования для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов;
осуществлять проверку соблюдения требований, касающихся погрузочно-разгрузочных операций;
составлять план обеспечения безопасности перевозки опасных грузов;
составлять ежегодный отчет для органов управления юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам их деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов.
16.3. К квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляется одно из следующих требований:
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и свидетельство о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов предусмотренного разделом 1.8.3 приложения A к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) ;
образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, подтвержденной документом о квалификации, а также наличие свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов.
16.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.