рецепторы можно обнаружить в головном мозге спинном мозге органов чувств двигательных нейронов

Нулевой контрольный срез по биологии, 9 кл.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задание Ι. Выберите один правильный ответ.

Какой метод используют для диагностики заболевания легких?

А. Флюорография Б. Электрокардиография

В. Электроэнцефалография Г. ультразвуковое исследование (УЗИ)

По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

А. из головного мозга в спинной Б. из спинного мозга в головной

В. в центральную нервную систему Г. к исполнительному органу

Рецепторы можно обнаружить в

А. головном мозге Б. спинном мозге В. органах чувств Г. двигательных нейронах

Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечи­ вает передвижение крови

А. по малому кругу кровообращения

Б. по большому кругу кровообращения

В. из левого предсердия в левый желудочек

Г. из правого предсердия в левое предсердие

5. Сущность выделительной функции у животных и чело­ века состоит в удалении из организма

А. углекислого газа Б. непереваренных остатков пищи

В. азотсодержащих соединений, образующихся в про­ цессе обмена веществ

Г. веществ, образующихся в сальных железах

6. Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому, что

А. их стенки выстланы ресничным эпителием

Б. в их стенках расположены железы, выделяющие слизь

В. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные со­ суды

Г. легочные пузырьки состоят из одного слоя клеток

А. длинными отростками нейронов Б. вставочными нейронами

В. телами двигательных нейронов Г. нервными узлами

8. Выделение слюны на присутствие пищи в ротовой по­ лости — пример рефлекса

А. условного Б. приобретенного в течение жизни

В. Безусловного Г. не передающегося по наследству

9. Какова причина возникновения близорукости?

А. помутнение хрусталика Б. повреждение зрительного нерва

В нарушение в зрительной зоне коры головного мозга

Г. уменьшение способности хрусталика изменять кри­визну

10. У человека и млекопитающих животных венозная кровь течет в

А. венах малого круга и в артериях большого круга кровообращения

Б. венах большого и малого кругов кровообращения

В. артериях малого и большого кругов кровообра щения

Г. артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения

11. Вдыхаемый воздух в полости носа благодаря движе­ нию ресничек эпителиальной

А. насыщается углекислым газом

Б. освобождается от пылевых частиц и микроорга­ низмов

В. Увлажняется Г. согревается

12. Образование лейкоцитов, в отличие от эри троцитов, происходит не только в

А. поджелудочной железе Б. печени В. Мышцах Г. лимфатических узлах

13. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, — это

А. вены малого круга кровообращения Б. вены большого круга кровообращения

В. артерии малого и большого кругов кровообращения

Г. капилляры малого и большого кругов кровообра щения

14. При изменении условий окружающей среды у человека и млекопитающих

животных вырабатываются рефлексы

А. условные Б. передающиеся по наследству

В. осуществляемые без участия коры головного мозга

Г. характерные для всех особей вида

15. Если нижняя часть тела потеряла подвижность, зна­ чит, у человека

повреждены нейроны спинного мозга

А. вставочные Б. образующие его белое вещество

В. двигательные передних корешков Г. чувствительные задних корешков

Задание ΙΙ. Выбрать три ответа из шести.

Выбрать три ответа из шести. В связи с прямохождением у человека

A) освобождаются верхние конечности

Б) стопа приобретает сводчатую форму

B) большой палец руки противостоит остальным

Г) таз расширяется, его кости срастаются

Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого

Е) уменьшается волосяной покров

Задание ΙΙΙ. Установите последовательность событий, происходящих при выдохе:

1) воздух выходит из легких в окружающую среду;

2) опускаются ребра, диафрагма принимает форму купола;

3) давление воздуха в легких повышается;

4) сокращается объем грудной клетки;

5) сдавливаются легкие;

6) расслабляются межреберные мышцы и диафрагма.

Задание ΙΥ. Прочитайте текст, выполните задания

Кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки – эритроциты, белые кровяные клетки – лейкоциты, кровяные пластинки – тромбоциты.

Эритроциты – это двояковогнутые безъядерные клетки крови, видимые в световой микроскоп. В мельчайшей капельке крови в 1 куб. мм их содержится до 5 млн. Окраска эритроцитов зависит от содержания в них железосодержащего вещества – гемоглобина, который способен легко соединятся с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам и углекислый газ от органов к лёгким. Место образования эритроцитов – красный костный мозг, находящийся в плоских костях и головках трубчатых костей.

Лейкоциты – бесцветные кровяные клетки, содержащие ядро и способные изменять свою форму, самостоятельно двигаться даже против тока крови, проникать через стенки сосудов в ткани. Образуются в лимфатических сосудах, красном костном мозге. Количество их в 1 куб. мм значительно меньше, чем эритроцитов и составляет 5-8 тыс. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приблизившись у микробам, инородным телам, белые кровяные клетки поглощают их путём фагоцитоза.

Внесите недостающие сведения в таблицу.

Признаки для сравнения

Не имеют постоянную форму, имеют ядро

Транспортируют кислород и углекислый газ

Защищают от инородных тел

Количество в 1 куб. мм

Красный костный мозг

Задание Ι. Выберите один правильный ответ.

1 . Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

А. анатомия Б. физиология В. экология Г. гигиена

2. Причина непрерывного движения крови по сосудам —

А. высокое давление в артериях и низкое в венах

Б. одинаковое давление в артериях и венах

В. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам

Г. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями

3. Рефлексы в организме животного и человека осуществ­ ляются с помощью

А. Ферментов Б. гормонов В. витаминов Г. рефлекторных дуг

4 . Базедова болезнь, сопровождаемая повышением часто­ты сердечных сокращений,

кровяного давления, возбу­ димости нервной системы, возникает у человека при

А. Гипофиза Б. надпочечников В. поджелудочной железы Г. щитовидной железы

5. Какие вещества придают кости твердость?

А. белки и жиры Б. глюкоза и аминокислоты

В. нуклеиновые кислоты Г. минеральные соли

6. Каким свойством обладают нервная и мышечная ткани?

А. Проводимостью Б. сократимостью В. возбудимость Г. воспроизведения

7. Почему воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, скарлатине и гриппе?

А. это случайное совпадение

Б. эти заболевания усиливают восприимчивость орга низма к инфекции

В. инфекция может попасть в среднее ухо через слухо­ вую трубу

Г. больному человеку трудно следить за чистотой орга нов слуха

8. Кровь, лимфа, межклеточное вещество — разновидно сти ткани

А. нервной Б. мышечной В. с оединительной Г. эпителиальной

9. Почему кровь не может попасть из аорты в левый же­ лудочек?

А. желудочек сокращается с большой силой и не про пускает кровь из аорты

Б. кармашки полулунных клапанов заполняются кро вью и плотно смыкаются

В. кармашки полулунных клапанов прижимаются к
стенкам аорты

Г. от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону

10. При недостатке в организме витамина С наступает

А. резкое ухудшение зрения Б. кровоточивость десен, воспаление слизистых оболочек

В. искривление костей конечностей Г. Н арушение процессов обмена углеводов и белков

11. Нервные импульсы возникают в

А. центральной нервной системе б. двигательных нейронах

В. коротких отростках чувствительных нейронов г. рецепторах

12. Поворот головы на резкий звук — пример рефлекса

А. условного Б. индивидуального для каждой особи

В. передающегося по наследству Г. приобретенного в течение жизни

13. Затылочная кость соединяется с теменной

А. подвижно Б. неподвижно В. полуподвижно Г. с помощью сустава

14. Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что

А. это позволяет им плотно прилегать друг к другу

Б. замедляет скорость переноса этих клеток кровью

В. способствует более быстрому и равномерному посту­ плению в них кислорода

Г. дает им возможность проникать сквозь стенки кро­ веносных сосудов

15 . Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?

А. обмен газов в капиллярах большого круга

Б. поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков

В. перенос кровью питательных веществ к клеткам

Г. образование оксигемоглобина

Задание ΙΙ. Выбрать три ответа из шести.

Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой

2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки

3) так как они плохо видят близко

4) имеющие, двояковогнутые линзы, рассеивающие свет

5) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей

6) так как они плохо видят далеко

Задание ΙΙΙ. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

А) вены Б) аорта В) артерии Г) капилляры

Задание ΙΥ. Прочитайте текст и выполните задания

Кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки – эритроциты, белые кровяные клетки – лейкоциты, кровяные пластинки – тромбоциты.

Эритроциты – это двояковогнутые безъядерные клетки крови, видимые в световой микроскоп. В мельчайшей капельке крови в 1 куб. мм их содержится до 5 млн. Окраска эритроцитов зависит от содержания в них железосодержащего вещества – гемоглобина, который способен легко соединятся с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам и углекислый газ от органов к лёгким. Место образования эритроцитов – красный костный мозг, находящийся в плоских костях и головках трубчатых костей.

Лейкоциты – бесцветные кровяные клетки, содержащие ядро и способные изменять свою форму, самостоятельно двигаться даже против тока крови, проникать через стенки сосудов в ткани. Образуются в лимфатических сосудах, красном костном мозге. Количество их в 1 куб. мм значительно меньше, чем эритроцитов и составляет 5-8 тыс. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приблизившись у микробам, инородным телам, белые кровяные клетки поглощают их путём фагоцитоза.

Внесите недостающие сведения в таблицу.

Источник

Рецепторы можно обнаружить в головном мозге спинном мозге органов чувств двигательных нейронов

В теле человека бессчетное количество клеток, каждая из которых имеет собственную функцию. Среди них самые загадочные – нейроны, отвечающие за любое совершаемое нами действие. Попробуем разобраться как работают нейроны и в чем их предназначение.

Что такое нейрон (нейронные связи)

Нейроны работают при помощи электрических сигналов и способствуют обработке мозгом поступающей информации для дальнейшей координации производимых телом действий.

Эти клетки являются составляющей частью нервной системы человека, предназначение которой состоит в том, чтобы собрать все сигналы, поступающие из вне или от собственного организма и принять решение о необходимости того или иного действия. Именно нейроны помогают справиться с такой задачей.

Каждый из нейронов имеет связь с огромным количеством таких же клеток, создаётся своеобразная «паутина», которая называется нейронной сетью. Посредством данной связи в организме передаются электрические и химические импульсы, приводящие всю нервную систему в состояние покоя либо, наоборот, возбуждения.

К примеру, человек столкнулся с неким значимым событием. Возникает электрохимический толчок (импульс) нейронов, приводящий к возбуждению неровной системы. У человека начинает чаще биться сердце, потеют руки или возникают другие физиологические реакции.

Мы рождаемся с заданным количеством нейронов, но связи между ними еще не сформированы. Нейронная сеть строится постепенно в результате поступающих из вне импульсов. Новые толчки формируют новые нейронные пути, именно по ним в течение жизни побежит аналогичная информация. Мозг воспринимает индивидуальный опыт каждого человека и реагирует на него. К примеру, ребенок, схватился за горячий утюг и отдернул руку. Так у него появилась новая нейронная связь.

Стабильная нейронная сеть выстраивается у ребенка уже к двум годам. Удивительно, но уже с этого возраста те клетки, которые не используются, начинают ослабевать. Но это никак не мешает развитию интеллекта. Наоборот, ребенок познает мир через уже устоявшиеся нейронные связи, а не анализирует бесцельно все вокруг.

Познание нового опыта на протяжении всей жизни приводит к отмиранию ненужных нейронных связей и формированию новых и полезных. Этот процесс оптимизирует головной мозг наиболее эффективным для нас образом. Например, люди, проживающие в жарких странах, учатся жить в определенном климате, а северянам нужен совсем другой опыт для выживания.

Сколько нейронов в мозге

Нервные клетки в составе головного мозга занимают порядка 10 процентов, остальные 90 процентов это астроциты и глиальные клетки, но их задача заключается лишь в обслуживании нейронов.

Подсчитать «вручную» численность клеток в головном мозге также сложно, как узнать количество звезд на небе.

Тем не менее ученые придумали сразу несколько способов для определения количества нейронов у человека:

Строение нейрона

На рисунке приведено строение нейрона. Он состоит из основного тела и ядра. От клеточного тела идет ответвление многочисленных волокон, которые именуются дендритами.

рецепторы можно обнаружить в головном мозге спинном мозге органов чувств двигательных нейронов

Мощные и длинные дендриты называются аксонами, которые в действительности намного длиннее, чем на картинке. Их протяженность варьируется от нескольких миллиметров до более метра.

Аксоны играют ведущую роль в передаче информации между нейронами и обеспечивают работу всей нервной системы.

Место соединения дендрита (аксона) с другим нейроном называется синапсом. Дендриты при наличии раздражителей могут разрастись настолько сильно, что станут улавливать импульсы от других клеток, что приводит к образованию новых синаптических связей.

Синаптические связи играют существенную роль в формировании личности человека. Так, личность с устоявшимся позитивным опытом будет смотреть на жизнь с любовью и надеждой, человек, у которого нейронные связи с негативным зарядом, станет со временем пессимистом.

Виды нейронов и нейронных связей

Нейроны можно обнаружить в различных органах человека, а не исключительно в головном мозге. Большое их количество расположено в рецепторах (глаза, уши, язык, пальцы рук – органы чувств). Совокупность нервных клеток, которые пронизывают наш организм составляет основу периферической нервной системы. Выделим основные виды нейронов.

Слаженная работа нейронов трех типов выглядит так: человек «слышит» запах шашлыка, нейрон передает информацию в соответствующий раздел мозга, мозг передает сигнал желудку, который выделяет желудочный сок, человек принимает решение «хочу есть» и бежит покупать шашлык. Упрощенно так это действует.

Самыми загадочными являются промежуточные нейроны. С одной стороны, их работа обуславливает наличие рефлекса: дотронулся до электричества – отдернул руку, полетела пыль –зажмурился. Однако, пока не объяснимо как обмен между волокнами рождает идеи, образы, мысли?

Единственное, что установили ученые, это тот факт, что любой вид мыслительной деятельности (чтение книг, рисование, решение математических задач) сопровождается особой активностью (вспышкой) нервных клеток определенного участка головного мозга.

Есть особая разновидность нейронов, которые именуются зеркальными. Их особенность заключается в том, что они не только приходят в возбуждение от внешних сигналов, но и начинают «шевелиться», наблюдая за действиями своих собратьев – других нейронов.

Функции нейронов

Без нейронов невозможна работа организма человека. Мы увидели, что эти наноклетки отвечают буквально за каждое наше движение, любой поступок. Выполняемые ими функции до настоящего времени в полной мере не изучены и не определены.

Существует несколько классификаций функций нейронов. Мы остановимся на общепринятой в научном мире.

Функция распространения информации

Данная функция:

Суть ее в том, что нейронами обрабатываются и переносятся в головной мозг все импульсы, которые поступают из окружающего мира или собственного тела. Далее происходит их обработка, подобно тому, как работает поисковик в браузере.

По результатам сканирования сведений из вне, головной мозг в форме обратной связи передает обработанную информацию к органам чувств или мышцам.

Мы не подозреваем, что в нашем теле происходит ежесекундная доставка и переработка информации, не только в голове и на уровне периферической нервной системы.

До настоящего времени создать искусственный интеллект, который бы приблизился к работе нейронных сетей человека, не удалось. У каждого из 85 миллиардов нейронов имеется, как минимум, 10 тысяч обусловленных опытом связей, и все они работают на передачу и обработку информации.

Функция аккумуляции знаний (сохранения опыта)

Человек обладает памятью, возможностью понимать суть вещей, явлений и действий, которые он единожды или многократно повторял. За формирование памяти отвечают именно нейронные клетки, точнее нейротрансмиттеры, связующие звенья между соседними нейронами.

Таким образом, за память отвечает не какая-то отдельная часть мозга, а маленькие белковые мостики между клетками. Человек может потерять память, когда произошло крушение этих нервных связей.

Функция интеграции

Данная функция позволяет взаимодействовать между собой отдельным долям головного мозга. Как мы уже сказали, сигналы от разных органов чувств поступают в разные отделы мозга.

Нейроны посредством «вспышек» активности передают и принимают импульсы в разных частях мозга. Так происходит процесс появления мыслей, эмоций и чувств. Чем больше таких разноплановых связей, тем эффективнее человек мыслит. Если человек способен к размышлениям и аналитике в определенном направлении, то он будет хорошо соображать и в другом вопросе.

Функция производства белков

Нейроны – настолько полезные клетки, что не ограничиваются только передаточными функциями. Нервные клетки вырабатывают необходимые для жизни человека белки. Опять же ключевую роль в производстве белков имеют нейротрансмиттеры, которые отвечают за память.

Всего в невронах индуцируется порядка 80 белков, вот основные из них, влияющие на самочувствие человека:

Прекращение выработки белков или их выпуск в недостаточном количестве способны привести к тяжелым заболеваниям.

Восстанавливаются ли нервные клетки

При нормальном состоянии организма нейроны могут жить и функционировать очень долго. К сожалению, случается так, что они начинают массово погибать. Причин разрушения нервных волокон может быть много, но до конца механизм их деструкции не изучен.

Установлено, что нервные клетки погибают из-за гипоксии (кислородное голодание). Нейронные сети рушатся при отдельных травмах головного мозга, человек теряет память или утрачивает способность к хранению информации. В этом случае сами нейроны сохранены, но теряется их передаточная функция.

Отсутствие допамина ведет к развитию болезни Паркинсона, а его переизбыток является причиной шизофрении. Почему прекращается выработка белка не известно, спусковой механизм не выявлен.

Гибель нервных клеток происходит при алкоголизации личности. Алкоголик со временем может совершенно деградировать и утратить вкус к жизни.

Формирование нервных клеток происходит при рождении. Долгое время ученые полагали, что со временем нейроны отмирают. Поэтому с возрастом человек утрачивает способность накапливать информацию, хуже соображает. Нарушение функции по выработке допамина и серотонина связывается с наличием практически у всех пожилых людей депрессивных состояний.

Гибель нейронов, действительно неизбежна, в год исчезает примерно 1 процент от их количества. Но есть и хорошие новости. Последние исследования показали, что в коре головного мозга есть особенный участок, именуемый гипокаммом. Именно в нем генерируются новые чистые нейроны. Подсчитано примерное количество генерируемых ежедневно нервных клеток – 1400.

В науке обозначилось новое понятие «нейропластичность», обозначающее возможность мозга регенерироваться и перестраиваться. Но есть одна тонкость: новые нейроны еще не имеют никакого опыта и наработанных связей. Поэтому с возрастом или после заболевания мозг нужно тренировать, как и все иные мышцы тела: получать новые знания, анализировать происходящие события и явления.

Подобно тому, как мы усиливаем бицепс при помощи гантели, активизировать процесс включения новых нервных клеток можно следующими способами:

Механизм возрождения прост. У нас имеются совершенно не задействованные новые клетки, которые нужно заставить работать, а сделать это можно лишь путем постановки новых задач и изучения неизвестных предметных сфер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *