религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование специфика и смысл

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование специфика и смысл

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными.

Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного. Священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Ссоциолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов. Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны – неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания.

Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) – это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма.

Социальные формы организации религии Религиозная община – это всегда часть того мира, в котором она существует. Выполняемая обычно религиозными институтами функция состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующей ценностной ориентации, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий – смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т.д.

Католическая церковь XIII в., возможно, являет собой самый адекватный пример универсальной церкви. Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствующих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклесии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной интеграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Деноминация. Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Деноминациям свойственно идти по пути компромисса. Устойчивая секта – небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковью религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта. В соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию можно выделить три подтипа сект. Все эти типы реагирования обычно присутствуют в сектантском движении, но один какой-то тип является доминирующим. Принятие без сопротивления: члены секты уверены, что все трудности проистекают от недостатка веры, эгоизма и изоляции, но не от порочной социальной системы. Поэтому их главная идея – уверуйте, найдите себе друзей, объединитесь в группу со своими единомышленниками. Примером секты этого типа может служить Оксфордское движение. Агрессивное сопротивление: некоторые секты концентрируют свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с бедностью и бесправием. Эскапизм: такая секта объединяет людей, отчаявшихся в том, что их потребности когда-либо будут удовлетворены обществом.

Источник

Student’s site

Тематические разделы

Новости

Использование тестовой традиции в социологии

Переписи населения

Специфика молодежной субкультуры

Религия

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными.

Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного. Священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Ссоциолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов. Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны – неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания.

Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) – это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма.

Социальные формы организации религии Религиозная община – это всегда часть того мира, в котором она существует. Выполняемая обычно религиозными институтами функция состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующей ценностной ориентации, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий – смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т.д.

Католическая церковь XIII в., возможно, являет собой самый адекватный пример универсальной церкви. Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствующих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклесии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной интеграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Источник

религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование специфика и смысл

Женщины-одиночки, возглавляющие семью, испытывают больше стрессов, чем женщины в полных семьях, так как низкий семейный доход является постоянным источником беспокойства, а ответственность за семью всецело ложится на одни плечи. Женщинам-одиночкам свойственна пониженная самооценка, меньшая уверенность в успехе, у них меньше веры в будущее, чем у женщин в полных семьях. Многие матери-одиночки жалуются на недостаток свободного времени, на стремительно растущие расходы по уходу за ребенком, на чувство одиночества и постоянное давление, связанное с двойной нагрузкой – дома и на службе. Некоторые отцы-одиночки тоже сталкиваются с подобными проблемами. Балансирование между работой и воспитанием ребенка создает массу сложностей, особенно у отцов с детьми дошкольного возраста. Многие отцы начинают с попытки найти кого-нибудь, кто бы приходил к ним в дом присматривать за ребенком, пока они находятся на работе. Однако подавляющее большинство, убедившись, что из этого ничего хорошего не выходит, делает выбор в пользу детских садов, работники которых имеют профессиональные навыки обращения с детьми. Когда дети начинают ходить в начальную школу, их отцы, как правило, разрешают им оставаться после уроков одним. Многие отцы-одиночки говорят, что самые большие трудности одинокого отцовства связаны для них с утратой помощи и поддержки их жен; но они утверждают, что им труднее было почувствовать себя просто одинокими, чем отцами-одиночками.

Многие семьи с родителями-одиночками переживают свои трудности с незначительными отрицательными последствиями – некоторые даже достигают процветания благодаря духу товарищества, который связывает членов таких семей в преодолении общих трудностей. Тем не менее беспокойство вызывает тот факт, что чересчур большое число детей и их родителей вязнет в проблемах. Некоторые исследования показывают, что вероятность детской преступности в семьях с родителями-одиночками в 2 раза больше, чем в полных семьях. Более того, дети, живущие в семьях с родителями-одиночками, чаще демонстрируют уровни развития ниже стандартных показателей для своего возраста, чем дети, живущие с обоими родителями. В целом родители-одиночки испытывают нужду в разнообразных услугах, которые в настоящее время большинству из них недоступны. В разряд таких услуг входят: детские дошкольные учреждения, которые были бы доступны для родителей, если бы находились достаточно близко от их дома или работы, различные формы консультационных услуг, повышение уровня ухода за детьми, программы внешкольного досуга детей, а также образования родителей.

Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Ведущее место в социальной структуре занимают социальные институты (см. гл. 2). Благодаря им человеческая жизнь становится упорядоченной, стабильной и предсказуемой, в повседневной деятельности человека присутствует значительная доля целесообразности, эффективности и определенности. С помощью институтов мы организуем свои отношения с другими людьми и выполняем насущные задачи групповой жизни. Таким образом, существует очень важная связь между институциональным устройством общества и личным опытом его членов. Рассмотрим институты религии, образования и здравоохранения.

Священное и профанное

Типы религиозных верований и практик

Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Хотя никакие категории не в состоянии дать полной картины богатства религиозного опыта человечества, социолог Рис Макджи предлагает схему, отличающуюся глубоким проникновением в предмет и вместе с тем удобную. Он выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.

Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны – неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки. Человеку достаточно было просто носить лапку с собой. Аналогичным образом и в наши дни многие суеверные спортсмены пользуются талисманами и сложными ритуалами для того, чтобы оградить себя от травм и неудач в непредсказуемых состязаниях. Мана обычно применялась для достижения ближайших целей – хорошей погоды, обильного урожая, излечения болезни, благоприятного результата при испытаниях, успеха в любви или победы в сражении.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут считаться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.

Источник

Религия

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное – это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными.

Мирское (профанное) – это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного. Священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Ссоциолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов. Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны – неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания.

Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) – это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма.

Социальные формы организации религии Религиозная община – это всегда часть того мира, в котором она существует. Выполняемая обычно религиозными институтами функция состоит не только в легитимизации социальной системы, но и в освящении и пропаганде соответствующей ценностной ориентации, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий – смерти, катастроф, войн, стихийных бедствий, болезней и т.д.

Католическая церковь XIII в., возможно, являет собой самый адекватный пример универсальной церкви. Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней слабее выражены сектантские тенденции. Она так хорошо приспосабливается к запросам и нуждам господствующих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклесии лучше удается усиливать воздействие существующих паттернов социальной интеграции, нежели выполнять многие функции религии, обращенные к личности. Ее можно определить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Деноминация. Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее представляют все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Деноминациям свойственно идти по пути компромисса. Устойчивая секта – небольшие, не склонные к компромиссу с государством и церковью религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой своей природы. Либо группа распадается и исчезает, когда умирает ее лидер и другие члены, либо она включается в состав более формальной структуры, обладающей способностью принять новых членов и обеспечить удовлетворение их общих интересов. Секта. В соответствии с тремя возможными типами реагирования на нежелательную ситуацию можно выделить три подтипа сект. Все эти типы реагирования обычно присутствуют в сектантском движении, но один какой-то тип является доминирующим. Принятие без сопротивления: члены секты уверены, что все трудности проистекают от недостатка веры, эгоизма и изоляции, но не от порочной социальной системы. Поэтому их главная идея – уверуйте, найдите себе друзей, объединитесь в группу со своими единомышленниками. Примером секты этого типа может служить Оксфордское движение. Агрессивное сопротивление: некоторые секты концентрируют свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с бедностью и бесправием. Эскапизм: такая секта объединяет людей, отчаявшихся в том, что их потребности когда-либо будут удовлетворены обществом.

Классификация Э. Трельча. Полностью развившаяся церковь использует государство и правящие классы, вовлекая их элементы в свою собственную жизнь. Она становится интегральной частью существующего социального порядка. Церковь как тип организации отличается консерватизмом; она не порывает с мирским порядком, напротив, принимает его и освящает. Церковь работает с широкими массами и призвана находить с ними общий язык; отсюда неизбежно вытекает мироутверждающая, посюсторонняя позиция церкви. Секта в отличие от церкви – обычно сравнительно небольшая группа. Она характеризуется прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу и государству, стремлением к максимальной изоляции от них и замкнутости. Согласно концепции Трельча, в рамках христианской религии именно секты, а не церкви, воплощают первоначальные идеалы христианства. Мистические движения служат выражением радикального религиозного индивидуализма, призывая следовать в жизни личному примеру Иисуса Христа. Трельч считает, что мистическим движениям присуща универсальная веротерпимость.

Функции религии мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

Компенсаторная функция (о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны). Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями.

Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.

Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям. В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения, оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий и даже может платить священнослужителям заработную плату. В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункции религии Можно выделить разрушительные для общества аспекты религии. Война. История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими причинами. Например, в период XI-XIV вв. христианские монархи предприняли 9 кровавых крестовых походов в попытках отвоевать у мусульманских стран контроль над Святой Землей (Палестиной). Религия как обоснование преследований. С XVII по XVIII в., во времена, ставшие печально известными как период великой инквизиции, на кострах жгли приговоренных к смерти “ведьм”.

Источник

Тест по обществознанию «Духовная сфера» в формате ЕГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО» (29 ВОПРОСОВ, ФОРМАТ ЕГЭ)

1.Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны

1)авторство часто не определено

2)носит преимущественно коммерческий характер

3)не требует специальной подготовки для своего восприятия

4)появилась раньше других форм культуры

5)рассчитана на узкий круг ценителей

6)наиболее востребована в современном обществе

2.Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

3.Найдите в приведенном списке примеры массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны

1)премьера нового телевизионного сериала о полицейских буднях

2)съемка рекламного ролика

3)переиздание популярного детектива

4)выставка художников – импрессионистов

5)конкурс фольклорных танцевальных коллективов

6)международный конкурс музыкантов – исполнителей

4.Запишит слово, пропущенное в таблице

5.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

1)духовная культура 2)народная культура 3)массовая культура 4)элитарная культура 5)музыкальная культура

6.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой составляющие духовной культуры

1)инструменты 2)оборудование 3)идеи 4)взгляды 5)нравы 6)нормы

7.Культура дает возможность ориентироваться в _________(А), так как снабжает человека системой «указателей», к которым относятся социальные нормы (обычаи, нравы, ________(Б), ценности, символы и язык. Культурная эволюция – непрерывный процесс ______________(В) культуры от простых форм к более сложным. Культурную эволюцию можно рассматривать как однонаправленный линейный ___________(Г), прослеживая эволюцию человечества в целом; или как разнонаправленный многолинейный, изучая эволюцию каждой культуры или общества (или конкретных элементов культуры или общества) в отдельности. Английский философ 17 в. Томас Гоббс описал ________(Д) как живущего «без искусства, письма и общества», а его жизнь как «одинокую, нищую, ужасную, дикую и короткую». Он предложил ставшую популярной концепцию «дикости»: все хорошее, культурное, цивилизованное – результат постепенного движения ____(Е) от этого низкого состояния.

Список терминов: 1)развитие 2) процесс 3)человечество 4)прогресс 5)законы 6)функции 7)первобытный человек 8)современная цивилизация 9)социальный мир

8.Выберите верные суждения, относящиеся к такому явлению в духовной жизни общества, как диалог культур, и запишите цифры, под которыми они указаны

1)происходит взаимообогащение социального опыта различных народов

2)осуществляется обмен духовными и материальными ценностями

3)усиливается изоляция и происходит консервация отдельных национальных культур

4)национальные культуры не нуждаются во взаимодействии и являются самодостаточными

5)происходит развитие национальных культур и усиливаются процессы национальной интеграции

9.Выберите суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны

1)Искусство выявляет и изучает общие закономерности развития природы и общества

2)Язык искусства включает в себя термины, суждения, умозаключения, научные законы и теории

3)Художественный образ – средство познания мира искусством

4)Задача искусства состоит в объективном отражении действительности, вымысел не допускается

5)Произведения искусства всегда несут определенный эмоциональный заряд, воздействуют на чувства и настроения людей

10.Найдите в приведенном ниже списке отличительные черты современного искусства и запишите цифры, под которыми они указаны

1)образное отражение действительности

2)отсутствие строгих канонов и правил

3)субъективный характер отношения к передаваемому

4)влияние техники и технологий на способы выражения

5)влияние произведений на эстетические предпочтения потребителей художественных ценностей

6)слияние различных художественных форм и приемов

11.Запишите слово, пропущенное в таблице

12.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

1)живопись 2)искусство 3)архитектура 4)театр 5)кино 6)музыка

13.Профессор читает лекцию о морали. Какие отличия морали от других социальных норм он может назвать? Найдите эти отличия в приведенном ниже списке и запишите цифры, под которыми они указаны

1)К ее основным ценностям относятся доброта, чувство долга, справедливость

2)Она является регулятором поведения людей в обществе

3)Она присуща не только отдельным личностям, но и всему обществу

4)Она позволяет оценивать поступки людей как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло

5)Она основывается на общественном мнении и поддерживается его силой

6) она распространяется на разные поколения людей

14.Запишите слово, пропущенное в столбце

15.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с характеристиками понятия «мораль»

1)социальная норма 2)право 3)добро 4)зло 5)духовность 6)мобильность

16.Мораль – это один из способов ______(А) отношений людей в обществе. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. _________(Б) усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное – гуманное, доброе, честное. В этом проявляется _______(В) уровень морали. Мораль охватывает ___________(Г) и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и ________(Д) поступков и отношений. Она проводит границу между ______(Е), совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, милосердием и жестокостью.

Список терминов: 1)индивид 2)закон и порядок 3)добро и зло 4)нравственные взгляды 5)мотивы 6)регуляция 7)коллективный 8)личный 9)общественный

17.Участники международного симпозиума обратили внимание на то, что занятия наукой в современной цивилизации становятся не просто профессиональным занятием, а морально ответственным делом. Какие обоснования данного утверждения они могли бы привести? Найдите такие обоснования в приведенном ниже списке и запишите цифры, под которыми они указаны

1)Ученые несут такую же моральную ответственность, как и члены любого трудового коллектива

2)Деятельность ученых требует выполнения элементарных общечеловеческих правил и норм поведения

3)Научно-технический прогресс ведет к полезным для людей последствиям

4)Существует возможность использования научных открытий во вред людям

5)Наука сама по себе не несет никакой ответственности за то, как используются ее открытия и изобретения

6)Деятельность ученых влечет за собой определенные актуальные и потенциальные опасности

18.В стране Z активно развивается наука. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие прогностическую функцию науки в обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны

1)Экологи предупредили об опасных последствиях обмеления Азовского моря

2)Ученые разработали новую конструкцию истребителя и организовали его серийное производство

3)Финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

4)Поля агрофирмы засеяли новым сортом пшеницы, устойчивым к резким изменениям климата

5)Метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

6)Ученые высказали новую гипотезу происхождения жизни на Земле

19.Установите соответствие между характеристиками и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ НАУКИ

А)помогает человеку рассматривать явления 1)мировоззренческая

окружающего мира в их единстве и многообразии 2)прогностическая

Б)позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

В)показывает возможные опасные тенденции развития общества

Г)предлагает рекомендации по преодолению угрожающих

Д)способствует построению целостной системы взглядов на мир

и место человека в нем

20.Наука – специфическая сфера _______(А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ______(Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и ее результаты – системы знаний, которая лежит в основе определенной картины мира. Науку можно рассматривать и как _______(В), который выполняет общественно значимые функции. ______(Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс ______(Д). _______(Е) функция связана с участием науки в общественном управлении.

Список терминов: 1)социальный институт 2)информационный ресурс 3)общество 4)духовная деятельность 5)объективные знания 6)культурно-мировоззренческая 7)материальное производство 8)социальная 9)компьютер

21.В стране Z активно развивается образование. Найдите в приведенном списке позиции, характеризующие основные тенденции в развитии образования. Запишите цифры, под которыми они указаны

1)Усиление сословности образования

2)Компьютерные технологии широко применяются в образовательном процессе

3)Создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья

4)академическая мобильность студентов и преподавателей

5)политизация и идеологизация образования

6)Ограничение доступа к получению образования по религиозному критерию

22.Выберите верные суждения о тенденции гуманитаризации в развитии современного образования и запишите цифры, под которыми они указаны

1)В профильной школе осуществляется ранняя профессиональная ориентация школьников

2)В российских школах реализуется программа создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

3)Школы оснащаются современными компьютерами и подключаются к Интернету

4)В учебные планы введены дополнительные курсы по правоведению и основам политологии

5)В школах регулярно проводятся олимпиады по экономике и праву

23.Установите соответствие между учебными заведениями и ступенями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

А)лицей 1)общее образование

Б)технический университет 2)профессиональное образование

Г)школа с углубленным изучением отдельных предметов

24.Образование является фундаментальным процессом в жизни ________(А). Оно позволяет адаптироваться к окружающей действительности, используя _______(Б) предшествующих поколений. Образование – один из аспектов многостороннего процесса ______(В), с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие – ученика, исполняя соответствующие этим статусам _______(Г). Поскольку образование столь важно в _______(Д), общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество берет на себя задачу передавать определенные _____(Е), знания и навыки своим членам путем формального обучения.

Список терминов: 1)наука 2)информация 3)взгляды 4)опыт 5)школа 6)социальная роль 7)социализация 8)социальная жизнь 9)общество

25.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями мировых религий

1)ислам 2)иудаизм 3)конфуцианство 4)христианство 5)буддизм

26.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1)вера 2)догматы 3)заповеди 4)религия 5)храмы 6)культ

27.Сегодня три религии имеют статус мировых. Найдите в приведенном списке характеристики мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны

1)большое число последователей во всем мире

2)являются основой религиозной жизни отдельных народов

3)проповедуют равенство всех людей

4)стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5)вера в истинность религиозных учений без предоставления доказательств

6)носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Список терминов: 1)духовные явления 2)социальные явления 3)потребность 4)социальный институт 5)правила 6)научные знания 7)поведение 8)ритуалы 9)обыденные представления

Список терминов: 1) искусство 2)Библия 3)религия 4)Типитака 5)связь 6)истина 7)иудаизм 8)Коран

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *