рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Какую окраску имеют гало при преломлении белого света в кристалликах льда? Ответ поясните.

Гало обычно возникают вокруг Солнца или Луны, иногда — вокруг других мощных источников света, таких как уличные огни. Они вызваны преимущественно отражением и преломлением света ледяными кристаллами в перистых облаках и туманах. Для возникновения некоторых гало необходимо, чтобы ледяные кристаллы, имеющие форму шестигранных призм, были ориентированы по отношению к вертикали одинаковым или хотя бы преимущественным образом.

Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что делает гало похожим на радугу, однако гало в условиях низкой освещённости имеет малую цветность. Окрашенные гало образуются при преломлении света в шестигранных кристаллах ледяных облаков; неокрашенные (бесцветные) формы — при его отражении от граней кристаллов. Иногда в морозную погоду гало образуется очень близко к земной поверхности. В этом случае кристаллы напоминают сияющие драгоценные камни.

Гало следует отличать от венцов, которые внешне схожи с ним, но имеют другое происхождение. Венцы возникают в тонких водяных облаках, состоящих из мелких однородных капель (обычно это высококучевые облака) и закрывающих диск светила, за счёт дифракции. Они могут появиться также в тумане около искусственных источников света. Основная, а часто единственная часть венца — светлый круг небольшого радиуса, окружающий вплотную диск светила (или искусственный источник света). Круг в основном имеет голубоватый цвет и лишь по внешнему краю — красноватый. Его называют также ореолом. Он может быть окружён одним или несколькими дополнительными кольцами такой же, но более светлой окраски, не примыкающими вплотную к кругу и друг к другу.

Источник

Рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Главная цель Проверялкина – тренировка умения работать с параграфом: находить/выделять нужные по смыслу фрагменты, выбирать из нескольких подходящих фрагментов более удачный, многократно обращаться к тексту для поиска очередного ответа. В результате ваша зрительная память «схватывает» расположение в тексте важных моментов: определений, закономерностей, выводов; вы привыкаете к терминам и формулировкам. Другими словами, неоднократно перечитывая текст при поиске наилучшего ответа, вы полнее и обдуманнее воспринимаете физику.

Как и любой человек, Проверялкин «хочет» видеть не любой правильный ответ, а тот, который он считает наилучшим. Не расстраивайтесь, просто поищите другой ответ. Ведь разве плохо то, что вы будете знать несколько правильных ответов на один вопрос. Мы рекомендуем обсуждать задания с одноклассниками через наушники с микрофоном (или по телефону).

Важно: для Проверялкина правильным ответом является не только содержательно правильный, но и правильно «добытый». То есть ответы на задания Проверялкина нужно «перетаскивать» из параграфа, а не печатать «от себя» или копировать из других источников, например «готовых домашних заданий». Давайте вспомним, какова главная цель вашей беседы с Проверялкиным? Правильно – тренировка умения работать с материалом параграфа учебника!

Для перехода к проверялкам по темам кликайте номера тем вверху: 01 02 03 04 05 и т.д.

Физика.ru • Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей

Источник

Рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Одно из самых впечатляющих природных чудес — явление гало. Тот, кому посчастливилось хоть однажды его увидеть, долго находится под впечатлением от созданной природой красоты. Что такое гало? Как образуется необычное свечение на небе? Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Что такое гало

В понятии большинства людей гало — это радужное свечение вокруг Солнца или Луны. Оно может напоминать круглую радугу, дуги или окружности, и даже принимать самые немыслимые формы.

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

А объясняется все просто. Атмосферное явление возникает при преломлении световых лучей кристаллами льда. Чтобы радужное сияние появилось вокруг источника света, необходимо наличие этих миниатюрных кристаллов в низких слоях атмосферы или перистых облаках. Свет отражается от граней или основания ледяных столбиков: падая, они вращаются, дрожат или неподвижно парят. В зависимости от их положения преломление лучей происходит под разными углами. Иногда можно увидеть второй светящийся ореол и размещенные на нем ложные «Солнца» или «Луны». По законам физики, они всегда находятся на той же высоте над горизонтом, что и настоящая звезда или спутник Земли.

Лунное гало практически ничем не отличается от ореола, возникшего в дневное время вокруг Солнца. Природа их появления точно такая же.

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Очень часто круги вокруг Луны можно увидеть во время полнолуния. Светящийся в морозную погоду диск — завораживающее зрелище. Кольцо вокруг Луны, освещающее звезды, можно увидеть на многочисленных снимках любителей ночной «охоты».

История

В переводе с греческого «гало» означает «круг» или «диск». Этому необычному оптическому феномену всегда уделяли большое внимание. В древности появление в небе нескольких копий Солнца, ярких дуг или световых крестов вызывало неподдельный страх. Люди считали эффект гало предвестником разрушительных войн, голода, больших бед и неприятностей.

В июле 1794 года жители Петербурга стали свидетелями странного небесного представления. Известный астроном Т. Ловиц описал это явление как одновременное появление в небе двенадцати дуг и кругов, девять из которых были разноцветными.

Во время осаждения Магдебурга войсками короля Испании Карла V произошло настоящее чудо: над городом вдруг засияло сразу три Солнца. Приняв это как предупреждающий знак, испуганный правитель отказался от решающей атаки и снял осаду.

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

После поражения Наполеона французы увидели появление яркого пятна над Солнцем. По форме оно напоминало треугольную шляпу, которую носил император. Подданные связали поданный небесами знак с возвращением Наполеона из ссылки с острова Святой Елены.

Французский ученый К. Фламмарион подробно изучил хронику появлений гало и пришел к выводу, что данное явление напрямую связано с каким-либо важным событием.

О предзнаменованиях, связанных с появлением непонятных свечений, рассказали в своих произведениях Шекспир и Джек Лондон.

Доподлинно известно, что появление в небе яркого круга является предвестниками плохой погоды. Часто после такого явления на землю обрушиваются метели и бураны.

Причины появления

Форма и вид гало зависит от структуры и характера поведения ледяных кристалликов, которые образуются в верхних слоях атмосферы. Преломляясь, свет делится на спектры. В результате круг приобретает различные цвета, похожие на радужные, но в меньшем количестве. Для того, чтобы в зимний день появилось солнечное гало, необходимо наличие трех факторов: крепкого мороза, яркого Солнца и высокой влажности.

Многих интересует вопрос, бывает ли радуга зимой. Увидеть «зимнюю радугу» — настоящее везение. Если в летние дни для ее появления достаточно преломления света в капельках воды, то в зимнее время она образуется только в том случае, если на дворе ярко светит Солнце, стоит крепкий мороз, при этом в атмосфере наблюдается высокая влажность.

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

В сильный мороз кристаллы льда образуются близко от поверхности земли, создавая эффект «алмазной пыли», переливаясь и блестя на Солнце.

В Антарктиде гало можно наблюдать достаточно часто. На высоких склонах создаются идеальные условия для их формирования. Сильный ветер поднимает ввысь снежные облака: образующиеся кристаллы отражают свет и создают причудливые окружности разных расцветок.

Виды гало

Существует более 150 видов этого загадочного явления. Чаще всего люди наблюдают 22-градусное гало, которое находится на близком расстоянии от светила:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Редкостью являются дуги и окружности, расположенные под углом в 46 градусов относительно Солнца:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Самыми же завораживающими в природе являются гало, занимающие все пространство неба. Что касается цветов, то преобладают белый, красный и оранжевый. Светлые круги вокруг Солнца — не что иное, как смешение других оттенков. Изредка появляется нимб полного спектра.

Разновидность гало, носящее название паргелий, похоже на радужный диск с кажущимися спутниками Солнца, который сложно не заметить на небосводе как днем, так и ночью:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Появляется этот оптический вид в результате медленного падения кристаллов льда, которые в этом случае похожи не на стерженьки, а на пластины. Практически невесомые пластинки под действием воздуха разлетаются в горизонтальном направлении, не имея возможности перевернуться. Преломление света от нестандартно расположенных частиц дает такой поразительный эффект. О паргелии слагали легенды, сравнивали его с НЛО и другими мистическими вещами, отражали в художественных произведениях.

Одна из разновидностей паргелия — антигелий (антисолнце, противосолнце), когда на небосводе рядом с Солнцем и на одной с ним высоте визуализируется яркое пятно, создающее эффект второго светила:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Необычно смотрится и так называемый солнечный столб:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Обычно он тянется вверх при восходе или закате звезды. Бывает, что столб пересекается с дугой, и в небе можно увидеть крест. Особенно зловеще он смотрится на закате, принимая ярко-багровый цвет. Вертикальные столбы образуются, когда кристаллы вращаются вокруг горизонтальной оси; горизонтальные — наоборот, кружатся вокруг вертильльной оси.

При наличии в небе перистых облаков иногда можно увидеть зенитную или «перевернутую» радугу:

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Иногда светящаяся окружность располагается не вертикально, а горизонтально. Она носит название «субгало».

Метеорологические факторы во многом влияют на формы и виды гало. Некоторые из них бывают настолько неожиданными и причудливыми, что ставят человека в ступор, заставляя испытывать неизведанные до сего момента эмоции. Это объясняет веру людей в мистическую силу этого явления.

Чем солнечное гало отличается от радуги

Несмотря на внешнее сходство, радуга и гало — это разные явления:

Кольцо вокруг Солнца — самый простой способ удивить наблюдающих. Кристаллы могут выстроиться таким образом, что в небе возникают целые картины, образующие круги около Солнца, состоящие из нескольких спутников или необычных предметов.

рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Смотреть картинку рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Картинка про рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок. Фото рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы можно увидеть вокруг них радужный ободок

Гало на небе — уникальное природное явление, напоминающее волшебство и очаровывающее необычными формами. Изучение этого феномена — возможность взглянуть на него другими глазами, изучить природу и понять, что цветные круги — результат оптических иллюзий, живущих по законам физики. При наблюдении за ярким ореолом не стоит забывать о безопасности и надевать темные солнцезащитные очки.

Источник

Краткое поурочное планирование (при двух уроках в неделю) к 13-му изданию учебника «физика 9 класс»

77. (Кл.) Укажите, какие из перечисленных ниже явлений присущи как поперечным, так и продольным волнам: а) распространение в пространстве периодических изменений физических величин: силы упругости; ускорения, скорости, смещения частиц вещества, тел или их частей; б) перенос энергии в пространстве с течением времени; в) отсутствие переноса вещества; г) возникновение силы упругости в среде в результате деформации сдвига; д) существование в жидкостях и газах

§ 33. Длина волны. Скорость распространения волн

79. (а,б-Кл, в-Д.З.). направлению мгновенной скорости одной из колеблющихся частиц среды (см. рис.18,а; б; в ) определите, в какую сторону движется волна в каждом из трёх представленных на рисунках случаев.

80. (а,б-Кл, в-Д.З). По направлению скорости движения волны (см. рис.19,а; б; в ) для каждого из трёх случаев определите направление скорости той из колеблющихся частиц, которая обозначена точкой.

81 (Д.З.) От нырнувшего в воду спортсмена по поверхности воды побежали волны. Определите скорость их распространения, если длина волны равна 0,5 м, а частота колебаний – 4 Гц. (Отв. 2 м/с)

82 (Кл) (идея: Р.440(437), ред., ЕМГ) Туристы, разбившие палаточный лагерь на берегу озера, заметили вдалеке идущую параллельно их берегу моторную лодку в то время, когда лодка оказалась напротив них. Спустя 60 с от лодки до берега дошёл гребень первой волны, а в следующие 10 с – еще 20 гребней, расположенных в 1 м друг от друга. На каком расстоянии от берега прошла лодка?

§ 34. Источники звука. Звуковые колебания

83. (Кл.) Что является источником звука, возникающего при распиливании досок, брёвен и других материалов?

84. (Кл.) Продольными или поперечными являются волны, порождаемые взмахами крыльев комаров, мух, шмелей и других насекомых? Почему вы так думаете?

85. (Кл.) Почему звук, порождаемый взмахами крыльев летящей пчелы или осы мы слышим, а взмахами крыльев голубя или утки – нет?

86. (Кл.) Излучённый летучей мышью ультразвуковой сигнал, распространяясь со скоростью 340 м/с, пошёл расстояние до препятствия и обратно за 0,4 с. Определите расстояние между мышью и препятствием, считая, что за промежуток времени между излучением сигнала и приёмом отраженного оно не изменялось.

§ 35. Высота [и тембр] звука. § 36. Громкость звука

87. (Кл.) Почему при распиливании доски циркулярной пилой обычно возникает звук гораздо более высокого тона, чем при распиливании той же доски двуручной пилой?

88. (Кл.) Чем дальше от источника звука мы находимся, тем меньше громкость излучаемого им звука. Почему?

§ 37. Распространение звука. § 38. Звуковые волны. Скорость звука

89. (Кл.) Как меняется энергия колебательного движения частиц среды, в которой распространяется звук, при удалении от источника звука? В какой вид энергии она преобразуется?

90. (Кл.) На представленном на рисунке 20 графике показано, как меняется с течением времени координата одной из точек звучащей струны виолончели. Пользуясь графиком и зная скорость распространения звука в воздухе, определите длину звуковой волны, создаваемой колебаниями этой струны.

91. (Д.З.) Женский голос с диапазоном частот 170-780 Гц называется контральто. Какова длина волны самого высокого и самого низкого звуков, которые может воспроизвести певица, обладающая контральто?

Контрольная работа №2 (по материалу главы 2: §§ 24-26, 28-38)

º § 39. Отражение звука. Эхо º § 40. Звуковой резонанс

92. (Кл.) Излученный эхолотом ультразвуковой сигнал после отражения от морского дна был зафиксирован через 0,9 с с момента его излучения. С какой скоростью распространялся в воде ультразвук, если глубина моря под кораблём равна 0,7 км?

93. (Кл.) Известно, что любая среда в поглощает звук. Стекло поглощает звук в меньшей степени, чем воздух. Тем не менее, громкость доносящихся с улицы звуков при закрытых окнах будет меньше, чем при открытых. Почему?

§ 42. Магнитное поле и его графическое изображение. § 43. Неоднородное и однородное магнитное поле

94. (Кл.) На рисунке 21 показаны магнитные линии полосового магнита и магнитные стрелки 1, 2 и 3. На какую стрелку магнитное поле действует с наибольшей силой, и на какую – с наименьшей?

95. (Кл.) На рисунке 22 изображены три линии магнитного поля. Однородное это поле или неоднородное? В какой точке – А или В – на магнитную стрелку будет действовать бóльшая сила со стороны магнитного поля? Ответы обоснуйте.

§44. Направление тока и направление линий его магнитного поля

96. (Кл.) Компас с установившейся в магнитном поле Земли стрелкой лежит на предметном столике (см. рис. 23). Горизонтально расположенные провода 1 и 2 находятся на одинаковом расстоянии от стрелки в одной вертикальной плоскости с ней. В каком направлении – по ходу часовой стрелки или против – повернётся стрелка компаса, если по проводам пропустить направленные влево токи, и сила тока в верхнем проводе будет больше, чем в нижнем? Каким будет угол поворота стрелки: = 90º, > 90º, или 39/3

§45. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

97. (Кл.) На рисунке 24 кружочком обозначена заряженная частица, знак заряда которой неизвестен. По данным, представленным на этом рисунке, сформулируйте задачу и решите её.

98. (Д.З.) По данным, представленным на рисунке 25, сформулируйте и задачу и решите её.

§46. º Индукция магнитного поля.

99. (Д.З.) Проводник длиной 10 см помещен в магнитное поле индукцией Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу действия поля на проводник, если сила тока в проводнике равна 25 А.

§46. º Магнитный поток

100. (Кл.) На рисунке 26 изображены проволочное кольцо и полосовой магнит. При каких из перечисленных ниже действий и как будет меняться магнитный поток, пронизывающий кольцо?

1. Магнит приближают к кольцу. 2. Кольцо вращают вокруг оси: а) АВ, б) МР., 3. Магнит вращают вокруг оси KL.

101. (Д.З.) На рисунке 27 изображён полосовой магнит. Линии магнитной индукции создаваемого им поля пронизывают проволочный контур. Предложите способы изменения магнитного потока через контур.

l ); электромагнит, зависимость его поля от силы тока.)

На рисунке 28 изображён самодельный электромагнит. Он состоит из укреплённого на штативе стального стержня АВ с несколькими витками изолированного провода на нём. Концы провода подсоединены к батарее гальванических элементов. Предложите три способа увеличения магнитной индукции поля, создаваемого электромагнитом, состоящим только из перечисленных в условии задачи элементов или их частей.

§48. Явление электромагнитной индукции

103. (Кл.) Замкнутый проводящий контур АБВГ, находящийся в положении 1, и проводник ДЕ с протекающим по нему постоянным током расположены в плоскости рисунка ( см. рис.29 ). Будет ли возникать индукционный ток в контуре:

1) при его поступательном перемещении в указанной плоскости в положение 2? В положение 3?

3) При таком его вращении вокруг проводника ДЕ, при котором проводник в любой момент времени находится в плоскости контура (см., например, положение 4 контура)? Все ответы обоснуйте.

104. (Д.З.) Спланируйте эксперимент по исследованию зависимости силы индукционного тока в катушке от скорости изменения пронизывающего её магнитного потока. При наличии необходимого оборудования проведите эксперимент и сделайте вывод.

105. (Кл.) Из данного ниже начала предложения и двух выбранных вами его окончаний составьте два утверждения, отражающих суть явления электромагнитной индукции. Какое из составленных утверждений является общим, а какое – частным по отношению друг к другу?

Явление электромагнитной индукции заключается …

а) … в возникновении в замкнутом проводящем контуре индукционного тока, вызванного изменением магнитного поля в месте нахождения контура,

б) … в изменении магнитного потока в той области пространства, где меняется магнитное поле,

в) … в возникновении и существовании электрического тока в замкнутом проводящем контуре в процессе изменения магнитного потока, пронизывающего охваченную этим проводником площадь.

Л.Р. №4. «Изучение явления электромагнитной индукции»

106. (Д.З.) Два одинаковых пробковых бруска плавают в сосуде с водой на одинаковых расстояниях от треугольной метки на стенке сосуда ( см. рис. 30) На брусках лежат полосовые магниты разных масс: m 1 m 2. С каким ускорением – постоянным или переменным – будут двигаться друг к другу бруски с магнитами? Одинаковые ли пути пройдут магниты до их встречи? Ответы обоснуйте.

°§ 49. Направление индукционного тока. Правило Ленца

107. (Кл.) Подвешенное на нити алюминиевое кольцо совершает колебания между точками А и Б ( см. рис. 31,а ). К точке Б приблизили полюс полосового магнита ( см. рис. 31,б ). Как это повлияет на время затухания колебаний кольца? Что произошло бы при приближении магнита, если бы кольцо было стальным?

Оба ответа обоснуйте.

108. (Кл.) На рисунке 32 изображён падающий полосовой магнит, который проходит на своём пути сквозь подвешенную на нитях замкнутую проводящую катушку К и попадает в кювету с песком.

Вверх или вниз направлена внутри катушки индукция магнитного поля индукционного тока во время приближения магнита к катушке и во время его удаления от неё перед падением в кювету?

Где расположены северный и южный магнитные полюсы катушки с током в указанные промежутки времени?

Как направлены – одинаково или противоположно друг другу – индукционные токи, возникающие в катушке во время приближения к ней магнита и во время его удаления от неё перед падением в кювету?

Все ответы обоснуйте.

109. (Кл.) На рисунке 33 изображены два одинаковых магнита, падающих с одной и той же высоты из состояния покоя. При этом второй магнит проходит через замкнутую проводящую катушку (не касаясь её витков) и достигает кюветы с песком позже первого магнита. Почему падение второго магнита длится дольше, чем первого? Ответ обоснуйте.

°§ 50. Явление самоиндукции

110. (Кл.) Какие элементы электрической цепи обозначаются на схемах символами, изображёнными на рисунке 34?

111. (Кл.) Экспериментатор собрал электрическую цепь, схема которой показана на рисунке 35, а. По результатам проведённого эксперимента он построил график зависимости тока в цепи от времени (см. рис. 35, б). Определите по графику: 1) какие действия произвёл экспериментатор в моменты времени t1 и t2; 2) в какие промежутки времени в цепи существовал индукционный ток и как он был направлен по отношению к току, созданному источником постоянного тока.

112. (Кл.) На экзамене по физике ученик получил задание сравнить зависимости силы тока от времени в двух электрических цепях, одна из которых содержит катушку с сердечником (Кс), а вторая – ту же катушку, но без сердечника (К). По результатам проведённого исследования ученик построил в одних и тех же осях координат графики зависимости для обоих случаев (см. рис. 36). Какой из графиков – сплошной или пунктирный – показывает, как с

течением времени менялась сила тока в катушке с сердечником?

§ 51. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

Как вы думаете, какой из этих роторов приводится во вращение паровой турбиной, а какой – водяной турбиной? Ответ обоснуйте.

114. (Кл.) На замкнутый сердечник надеты три катушки: первичная с числом витков N1 = 800 и две вторичные, одна из которых имеет N2 = 720 витков, а другая – N3 = 400 витков. На первичную катушку подаётся напряжение U1 = 200 В. Определите напряжения U2 и U3 на зажимах вторичных катушек.

115. (Д.З.) На замкнутый сердечник надеты три катушки: первичная с числом витков N1 = 600 и две вторичные, одна из которых имеет N2 = 400 витков. На первичную катушку подаётся напряжение U1 = 200 В, а на вторичную с числом витков N3 – напряжение U3 = 480 В. Определите напряжение U2 на катушке с 400 витками и число витков N3 на вторичной катушке с напряжением U3 = 480 В.

116. (Кл.) Трансформатор зарядного устройства для сотового телефона потребляет от осветительной сети электроэнергию с напряжением 220 В и понижает это напряжение до 5 В, требуемого для подзарядки телефона. КПД трансформатора равно 11%. Какова сила тока в первичной обмотке трансформатора, если во вторичной она равна 0,7 А?

§ 52. Электромагнитное поле. § 53. Электромагнитные волны

С. Р. 2 (по материалу §§ 42-51). –

Докажите, что 1 Кл·1 В = 1 Дж.

118.(Кл.) Определите энергию поля конденсатора, заряд которого равен 2,9 мКл, а напряжение между пластинами – 50 В.

§ 55. Колебательный контур. Получение электрических колебаний

119. (Кл.) Заряд конденсатора колебательного контура увеличили в 2 раза. Как изменились при этом амплитуды колебаний: а) напряжения (Um), б) энергии электрического поля (Еэл m) конденсатора, в) энергии магнитного поля (Емаг m) катушки индуктивности, г) силы тока (Im)?

120. (Кл.) Конденсатор колебательного контура подключили к источнику напряжения Г = 60 В. При этом конденсатор получил заряд q = 3 мКл. Считая электромагнитные колебания в течение небольшого промежутка времени Δt незатухающими, определите суммарную энергию электрического поля конденсатора и магнитного поля катушки: а) в момент начала разрядки конденсатора, б) в момент полной разрядки конденсатора, в) в любой момент в промежутке времени между моментами, указанными в пунктах а) и б).

122. (Д.З.) В проводах MN и KL (см. рис. 37) текут одновременно постоянный и переменный токи. Какие токи – постоянный, переменный или и тот и другой – будут протекать в ветви с конденсатором С? В ветви с активным сопротивлением R?

§ 56. Принципы радиосвязи и телевидения

123. (Кл.) Увеличивается или уменьшается ёмкость конденсатора в колебательном контуре нашего радиоприёмника, если при настройке последнего на частоту нужной нам радиостанции мы перемещаем указатель в сторону более длинных волн?

124. (Д.З.) Почему ухудшается радиоприём в автомобиле во время его движения в туннеле?

[§ 57. Интерференция света]. § 58. Электромагнитная природа света

125. (Кл.) В §57 учебника описан опыт по получению интерференционной картины при отражении жёлтого света от мыльной плёнки. Как изменится расположение полос, если осветить плёнку фиолетовым светом?

126. (Д.З.) На рисунке 38 изображены два одинаковых когерентных источника света S1 и S2 и экран Э (с интерференционной картиной на нём). Расстояния, пройденные светом от источников до точки О, одинаковы; разность хода колебаний в обеих волнах равна нулю. Докажите, что в точку О волны от обоих источников придут в одинаковых фазах.

Каким будет значение освещённости экрана в точке О: максимальным (суммарным), минимальным (нулевым) или каким-либо промежуточным между максимальным и минимальным? Ответ обоснуйте.

1. Напомним, что когерентными называются источники волн, колеблющиеся с одинаковой частотой и постоянной разностью фаз (см. §41).

2. Волны от одинаковых когерентных источников придут в данную точку:

а) в одинаковых фазах, если их разность хода d (т.е.разность расстояний от источников до данной точки) равна целому числу длин волн (λ, 2λ, 3λ и т.д.) или нулю;

б) в противоположных фазах, если их разность хода будет равна нечётному числу полуволн (1·λ/2, 3·λ/2, 5·λ/2 и т.д.)

§ 59. Преломление света. °Физический смысл показателя преломления

127. (Кл.) Назовите два условия, при выполнении любого из которых световой луч не меняет направление распространения при переходе из одной среды в другую.

128. (Кл.) По рисунку 39 определите угол преломления α луча АО при его переходе из воздуха в анилин (nа = 1,586). Изобразите в тетради то же, что на рисунке 41, и начертите ход преломлённого луча в анилине и кварце, имеющем такой же показатель преломления, как у анилина.

129. (Кл.) Определите скорость υ распространения света жёлтой линии натрия в подсолнечном масле.

130. (Д.З.) Свет жёлтого цвета с длиной волны λ = 589,3 нм распространяется в рубине со скоростью, равной 1,7· м/с. Определите абсолютный показатель преломления рубина для этого света.

§ 60. Дисперсия света. Цвета тел [§ 61. Спектрограф и спектроскоп]

131. (Кл.) Лучи 1 и 2 падают на границу раздела воздуха со стеклом под одинаковыми углами α ( см. рис. 40 ). Для какого из этих лучей показатель преломления стекла больше? Какой из них распространяется в стекле с большей скоростью? Какой из лучей имеет фиолетовый цвет, а какой – зелёный?

132. (Кл.) На листе белой бумаги, лежащем в тёмной комнате, написаны слова:

При освещении светом каких цветов мы поочерёдно увидим только следующие сочетания слов:

Какой цвет могут иметь буквы в варианте а)? б)? в)?

133. (Кл) Какого цвета покажется красное яблоко, если смотреть на него через жёлтое стекло?

§ 62.Типы оптических спектров [§ 63. Спектральный анализ]. Л.Р. №5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров.

134. (Кл, эксп.) Закройте абажур настольной лампы картонкой, оставив только с одной стороны узкую светящуюся щель. Глядя на эту щель сквозь призму, пронаблюдайте сплошной спектр. Продолжая наблюдение, постепенно сдвигайте картонку, расширяя щель. Опишите, что вы видели в начале эксперимента, и как менялась наблюдаемая вами картина по мере расширения щели.

135. (Д.З, эксп.) Рассматривая сквозь призму светящиеся или белые предметы, можно увидеть вокруг них радужный ободок. Нарисуйте его в тетради цветными фломастерами. Как вы думаете, почему ободок образуется только по краям? Свои предположения запишите.

136. (Кл.) Атом водорода излучил квант света частотой 4, 57· Гц. На сколько уменьшилась при этом энергия атома?

137. (Кл.) Атомы водорода излучают фотоны энергией 3,03· Дж. Линия какого цвета присутствует в спектре?

§ 73. Энергия связи. Дефект масс

Указания к решению. 1) Из данного в § 73 уравнения (4) выразите Мя (в решаемой вами задаче под обозначением Мя подразумевается искомая масса ядра атома гелия); 2) в полученном вами выражении для Мя замените Δm в соответствии с уравнением (2); 3) найдите в тексте указанного параграфа необходимые для решения числовые данные, переведите массы протона и нейтрона из а.е.м. в кг (подобно тому, как это сделано для дефекта массы (Δm) в § 73 при расчёте энергии связи (ΔЕ0) ядра атома дейтерия; 4) в полученном вами уравнении для определения Мя замените обозначения физических величин их числовыми значениями и произведите вычисления.

§ 74. Деление ядер урана. § 75. Цепная реакция

139. (Кл.) В двух данных ниже ядерных реакциях замените вопросительные знаки обозначениями подходящих (с точки зрения выполнения законов сохранения заряда и массового числа) химических элементов.

Какая из этих реакций называется цепной? По каким признакам вы это определили? Как называли людей, мечтавших о реализации другой из этих реакций?

§ 78. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

140. (Кл.) Период полураспада некоторого химического элемента равен Т. Определите долю радиоактивных ядер этого элемента, распавшихся за промежуток времени t = T/2.

141. (Д.З.) Перечертите данную ниже таблицу в тетрадь и заполните все имеющиеся в ней пустые клетки.

Торий-234, период полураспада Т = 24 сут., начальное число ядер – N0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *