работы э торндайка можно классифицировать в рамках теорий учения
Работы э торндайка можно классифицировать в рамках теорий учения
Тема 6. Научение
1. Научение не является:
а) постепенным и скачкообразным изменением поведения;
б) изменением поведения, не являющегося непосредственным следствием созревания организма;
в) приобретением опыта;
г) врожденным рефлексом.
2. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:
а) зоопсихологии;
3. Теорию научения разработал:
б) Э. Торндайк;
4. Термин «социальное научение» возник:
а) в когнитивной психологии;
б) в гештальтпсихологии;
в) в бихевиоризме;
5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:
а) А. Бандура;
6. Дж. Роттер является автором:
а) теории социального научения;
б) социально-когнитивной теории личности;
в) ассоциативной теории научения;
г) операциональной теории научения.
7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были выделены:
а) Ж. Пиаже;
8. Адаптация может не осуществляться на уровне:
г) аффективном.
9. Самый простой вид научения – это:
а) привыкание;
б) классическое обусловливание;
в) оперантное обусловливание;
г) комплексное научение.
10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, – это:
б) викарное научение;
в) оперантное научение;
г) условно-рефлекторное научение.
11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется:
б) запечатлением;
12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:
в) научение;
г) учебная деятельность.
13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:
г) таксис.
14. Часто термин «инстинкт» не является синонимом понятия:
а) генетически фиксированное;
б) наследственно закрепленное;
в) врожденное (поведение, действие и т. п.);
г) внешне обусловленное.
15. Для инстинктов не характерна:
в) биологическая целесообразность;
г) опосредованность.
16. Инстинктивное поведение достигает максимума:
а) у кишечнополостных;
б) у насекомых;
в) у птиц и млекопитающих;
а) всегда врожденные проявления;
б) встречаются только у низших животных;
в) имеют мало отношения к выживанию;
г) простейшие сенсомоторные акты.
18. Термин «условный рефлекс» предложен:
б) И.П. Павловым;
19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:
в) динамическим стереотипом;
г) социальной дистанцией.
20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последующее его формирование, мы говорим:
б) о латентном научении;
в) о переносе;
21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:
в) имитацией;
г) социальной дистанцией.
22. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием:
а) таксисов;
23. Присущее некоторым видам животных неизгладимое запечатление первой встреченной после рождения информации называется:
б) импринтингом;
24. Сенсорное научение является разновидностью научения:
а) ассоциативно-рефлекторного;
25. Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
г) научение знаниям.
26. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:
а) рядоположенные понятия;
в) род – вид;
г) понятия, между которыми функциональные отношения.
27. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция закрепляется благодаря освобождению организма от потребности, нарушившей его равновесие, основывается на принципе:
в) гомеостаза;
28. Решение проблемы путем озарения противопоставила методу проб и ошибок психология:
б) гештальтпсихология;
29. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как вероятностного процесса метод:
б) проб и ошибок;
30. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, известно как:
б) условно-рефлекторное научение;
в) оперантное научение;
г) викарное научение.
31. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность теорий научения:
а) ассоциативных;
32. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляют содержание теорий научения:
в) знаковых;
33. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:
в) Б. Скиннер;
34. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в теориях научения:
а) ассоциативных;
35. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:
б) когнитивного;
36. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в рамках:
а) функциональной психологии;
в) гештальтпсихологии;
г) когнитивной психологии.
37. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках теорий учения:
а) бихевиористских;
38. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным, называется:
в) навыком;
39. Умения и навыки не обусловливают способности человека:
а) к преобразованию объекта;
б) к пониманию закономерностей функционирования объекта;
в) к принятию оптимального решения;
г) к аффективному поведению.
40. Исследование навыков началось с таких из них, как:
а) двигательные;
41. Отрицательное, взаиморазрушающее действие несовместимых друг с другом навыков называется:
г) интерференцией.
42. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:
а) перенос;
43. Тенденция быстрого совершенствования навыка при первых повторениях и более медленного при последних называется законом:
б) отсутствия предела в развитии навыка;
г) изменения скорости развития навыка.
44. Временную тенденцию отсутствия улучшения или ухудшения навыка при продолжении обучения отражает закон:
а) изменения скорости развития навыка;
в) «плато» в развитии навыка;
г) неравномерности развития навыка.
45. Закон изменения скорости развития навыка графически представляется:
б) логарифмической кривой;
в) степенной кривой;
г) сложной квазипериодической зависимостью.
46. Усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже сформированных называется:
б) интерференцией;
47. Тенденцию, согласно которой конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры психики дать некоторое улучшение продуктивности навыка, принято называть законом:
б) отсутствия предела в развитии навыка;
в) «плато» в развитии навыка;
г) неравномерности развития навыка.
48. При прочих равных условиях реакция на ситуацию пропорционально связана с частотой повторения и силой воздействия данного стимула на организм согласно закону:
в) упражнения;
49. Автором закона эффекта является:
а) Э. Торндайк;
50. Если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызывать данную реакцию согласно закону:
в) ассоциативного сдвига;
51. «Любой акт, вызывающий в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с ней так, что если она вновь появляется, то более вероятным, чем прежде, становится и появление этого акта», – так Торндайк сформулировал закон:
а) эффекта;
в) ассоциативного сдвига;
52. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:
б) И. Лингарт;
53. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:
б) И. Лингарт;
54. Учение как адаптационный процесс с точки зрения наследственности, среды, приспособления, регуляции исследуется:
в) в биологии;
55. Учение как фактор социализации и условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается:
б) в социологии;
56. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения, называется:
а) учением;
57. В отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали учение как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности.
58. П.Я. Гальперин обосновывает учение как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;