психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Решить конфликт на равных: как подросток может стать медиатором

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

МЕДИАТОР И ПСИХОЛОГ: В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ

— Чем занимается медиатор?

— По сути медиатор — это беспристрастный и нейтральный посредник, помогающий уладить конфликт между двумя и более сторонами. Его цель — организовать переговоры так, чтобы люди пришли к взаимовыгодному решению. Медиатор хочет, чтобы они поняли друг друга и приняли на себя ответственность за произошедшее. Плюс вместе выработали план по устранению конфликта и налаживанию взаимоотношений между собой. Часто люди не могут поговорить самостоятельно, потому что их охватывают эмоции, они не доверяют друг другу, проявляют агрессию.

Медиация и психологическое консультирование — это одно и то же?

— Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений, как участники спора решат конкретные вопросы. Психолог же нацелен на то, чтобы люди лучше осознали свое поведение. Медиатор делает свое дело, исключая эмоции. Психолог учитывает, что чувствуют люди — участники спора или конфликта. Еще медиатор сосредоточен на том, как люди хотят видеть свое будущее. Психолог чаще всего исследует прошлое, подробно выясняет закономерности поведения человека. Медиатор контролирует процесс, но не стремится влиять на участников или результат. Психолог может повлиять на стороны в принятии решений. Медиатор организует переговоры между сторонами лицом к лицу и сам присутствует при этом. Психологу не обязательно видеть обе стороны одновременно. Медиация требует от обеих сторон добровольной готовности к переговорам. Психологи могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого. И наконец, медиация имеет временные рамки — одна или несколько встреч. Консультирование требует долгого времени, все зависит от потребностей клиента и от его прогресса в процессе.

— Кто может стать медиатором?

— Медиатором можно стать на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором на профессиональной основе может быть человек от 25 лет, он имеет высшее образование и получил дополнительное профобразование по медиации. На непрофессиональной основе могут работать совершеннолетние лица (дееспособные и не имеющие судимости). На вопрос, кто лучший медиатор — юрист, психолог, учитель, социальный работник или медицинский работник, — однозначного ответа нет. Основное образование может как помогать, так и мешать в работе медиатора. Иногда бывает сложным удержать нейтральную позицию и не навязать сторонам свою точку зрения как эксперта.

В МЕДИАТОРЫ ПОЙДУ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

— Подростки могут стать медиаторами?

— Как показывает опыт, подростки могут быть медиаторами. Хотя, безусловно, не всякий конфликт может разрешаться детьми. Иногда лучше участие взрослого медиатора в проведении процедуры. Привлечение подростков имеет свои преимущества: например, к ним обращаются за помощью в разрешении конфликтов, о которых по каким-то причинам не желают рассказывать взрослым. Подростки имеют преимущества над опытными специалистами при решении конфликтов среди сверстников в силу своего возраста. Когда подростки помогают решить конфликты между своими сверстниками, уменьшается риск возникновения недоразумений между поколениями. Всегда существует проблема того, что старшие будут навязывать свое мнение младшим, в том числе и способы решения проблемных ситуаций. В свою очередь, подростки-медиаторы постоянно общаются со своими ровесниками и знают, что может стать причиной конфликта, который переживают стороны. Атмосфера доверия и взаимного понимания между сверстниками устанавливается намного быстрее, нежели между людьми разного возраста. Подростки работают по принципу «равный — равному», который очень эффективен и настраивает стороны конфликта на позитивное восприятие ситуации и серьезный подход к ее решению. Конечно, подростки-медиаторы должны пройти обучение, где они получат знания не только о процедуре медиации и ее принципах, но и отработают навыки по проведению программ примирения в режиме тренинга.

— Где молодые ребята могут пройти такое обучение в Москве?

— В городе работает проект «Школа юного медиатора» в семейном центре «САО». Подростки получают базовые знания и навыки по предупреждению и урегулированию возможных конфликтов. Это полноценный профориентационный проект, где ребята и учатся, и проходят практику. На мой взгляд, это очень интересный и важный проект для наших ребят.

— Как медиация помогает подростку взрослеть?

— Процесс медиации позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и от других негативных переживаний. К тому же ребенок учится на чужом примере и не повторяет подобное в будущем. Также медиация учит разбираться в себе, своих отношениях с родителями и друзьями, а также навыкам конструктивного взаимодействия с людьми. Подросток расширяет свою осознанность: он начинает видеть, как легко выйти из ситуаций, которые ранее казались сложными и неразрешимыми. Все это — навыки взрослого человека, в совокупности они помогают ребятам взрослеть и брать ответственность за свои поступки и действия.

— Посоветуйте ребятам, интересующимся профессией медиатора, с чего им начать?

— Прежде всего изучите литературу, посвященную медиации. В интернете довольно много информации. Также стоит поинтересоваться, есть ли в вашем районе или округе курсы по медиации. Если да, пройдите базовый курс. После обучения постарайтесь получить реальный опыт урегулирования конфликтов. Например, проведите небольшую медиацию между родителями, между соседями или друзьями. Не бойтесь предлагать свою помощь, учитесь на собственном опыте.

Источник

Психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Наименование поля

Данные по программе

Количество бюджетных мест

Количество внебюджетных мест

Кого и зачем здесь учат
Психологическое консультирование и медиация являются современными видами психологической помощи, направленными на повышение качества жизни человека, профилактику и разрешение межличностных и внутриличностных конфликтов, преодоление трудных жизненных ситуаций. Мы готовим педагогов-психологов для работы в образовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях, частных образовательных учреждениях), способных оказывать квалифицированную психологическую помощь в области индивидуального, группового и семейного консультирования, а также психологов-медиаторов, оказывающих помощь в конструктивном разрешении конфликтов в различных областях социальной сферы (семейная медиация, школьная медиация, медиация в здравоохранении и пр.)
Преимущества программы
Образовательная программа гармонично сочетает фундаментальную психологическую подготовку в области общей, возрастной, социальной, клинической и других базовых отраслей психологической науки и углубленную практическую подготовку по двум направлениям психологической практики – психологическому консультированию и медиации в социальной сфере.
Особенности программы:
– преподавание осуществляют специалисты высокой квалификации, имеющие большой опыт научной и практической деятельности в области психологии, а также психологи-практики психологических центров г. Уфы, что позволяет студентам получать фундаментальные и прикладные знания из рук лучших представителей профессии;
– студенты с первого курса включаются в активную практическую деятельность, позволяющую уже к середине обучения разрабатывать свои программы и реализовывать во время прохождения практик, а к концу самостоятельно проводить психологические консультации с разными категориями населения и организовывать медиацию в социальных учреждениях.
Во время обучения
Студенты бакалаврской программы «Психологическое консультирование и медиация в социальной сфере» получают комплексные знания и навыки научно-исследовательского и практического подхода к решению прикладных задач, имеют возможность построить индивидуальную траекторию обучения с учетом профессиональных потребностей в рамках дисциплин по выбору.
Учебный план подготовки психологов включает в себя:
дисциплины, формирующие общекультурные компетенции: История, Философия, Иностранный язык, Русский язык и культура речи, Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура, Основы экономики, Основы права, Основы проектной деятельности и др.;
дисциплины обязательной части профессиональной подготовки: Общая и экспериментальная психология, Психология развития и возрастная психология, Социальная психология, педагогическая психология, Специальная психология, Психология семьи, Психология личности, Организационная психология, Теория и методика воспитания, Теория и технология обучения, Нормативно-правовое обеспечение образования, Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, Анатомия и возрастная физиология, Психофизиология, Нарушение развития в детском и подростковом возрасте и др.;
дисциплины общепрактической подготовки: Психодиагностика, Психологическая коррекция, Психотерапия, Основы психологической экспертизы, Психология человека в экстремальных ситуациях, Методика преподавания психологии и психологического просвещения, Тьютерское сопровождение в образовательном процессе и др.;
дисциплины специализации «Психологическое консультирование»: Основы психологического консультирования, Семейное консультирование и психотерапия, Телефонное консультирование, Метафорические карты в психологическом консультировании, Коучинг как направление психологического консультирования, Гештальт терапия и консультирование, Экзистенциальная психотерапия, Арт-терапия и др.
дисциплины специализации «Медиация в социальной практике»: Медиативный подход и процедура медиации, Конфликтология, Семейная медиация, Школьная медиация, Медиация в здравоохранении и др.
Перспективы после обучения
Студенты, успешно освоившие образовательную программу, смогут реализовать себя как:
• педагоги-психологи в образовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях, частных образовательных учреждениях),
• психологи-консультанты в МЧС, МВД, военных организациях, миграционных службах, в здравоохранении;
• тренеры групп по вопросам психологического консультирования и медиации в социальной сфере;
• медиаторы в различных областях социальной сферы (семейные медиаторы, школьные медиаторы, медиаторы в здравоохранении),
• специалистов по вопросам медиации в муниципальных и федеральных органах власти и др.
После окончания бакалавриата выпускники могут продолжить обучение в магистратуре БГПУ им. М. Акмуллы по направлениям «Семейная психология», «Детская психология», «Клиническая психология», «Организационная психология», а также магистратурах других вузов РБ и РФ.

Обучение с использованием дистанционных технологий

Источник

Мир вашему дому. При Центрах поддержки семьи и детства создана сеть медиативных служб

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Почему москвичам не нужно бояться выносить сор из избы, чем интересна профессия медиатора и где уже проходят семейные консультации – об этом поговорили с Ириной Пономаревой, директором Центра поддержки семьи и детства Северного административного округа города Москвы.

– Ирина Николаевна, на ваш центр возложена ответственная миссия по координации работы сети медиативных служб в столице. Не боялись, что в одиночку с такой задачей не справиться?

– Правильно будет сразу очертить границы, в которых реализуется данный проект. Согласно концепции, принятой столичным Департаментом труда и социальной защиты населения, службы медиации появятся при Центрах поддержки семьи и детства. В настоящее время уже работает 7 служб. До конца этого года они откроются в каждом из административных округов города. В создание медиативных служб вовлечены сотни структур и учреждений, которые занимаются социальной сферой.

Регулярно на дискуссионной площадке по медиации в столичном Институте ДПО работников социальной сферы проходят встречи, на которых происходит обмен мнениями. Например, на последней встрече прозвучала интересная идея создания Ассоциации медиаторов социальной сферы.

Наш центр является городской экспериментальной площадкой по созданию медиативной службы. Просто мы на полшага впереди остальных центров. Ведем аналитику, участвуем в супервизиях для более успешной реализации проекта.

– Медиация еще не вошла в наш ежедневный обиход. Как обывателю объяснить ее полезность и актуальность?

– В большинстве бытовых конфликтов люди пытаются разобраться самостоятельно. Будь это разлад в семье, или когда у ребенка начинаются проблемы во взаимоотношениях с ровесниками в школе, или когда развод родителей спровоцировал асоциальное поведение ребенка… Теперь же есть возможность обратиться в службу медиации, где специалисты помогут найти приемлемое для всех сторон решение. Конечно, москвичи должны об этом знать. Поэтому одна из основных задач – активно информировать горожан. Если говорить о межведомственном взаимодействии, то информаторами в хорошем смысле этого слова являются и наши коллеги, работающие с семьями в образовании, культуре, опеке, в области обеспечения правопорядка. На совместных совещаниях мы рассказываем об открытии служб медиации, раздаем информационные буклеты. Кроме того, обмен информацией происходит между нами в обычном рабочем режиме. Уверена и за сарафанное радио, к которому отношу соцсети, группы в различных мессенджерах и обычное общение из первых рук.

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Медиаторами не рождаются, медиаторами становятся. Как именно?

– Обучение медиаторы проходят на базе Института ДПО работников социальной сферы, а также в нашем центре. Обратившимся в службу медиации мы объясняем, что медиатор – не судья. Он не выясняет, кто прав, а кто виноват. Его задача – помочь урегулировать конфликт, учитывая интересы всех сторон. Такой расклад вызывает поначалу удивление, порой и разочарование. Но в том и изюминка медиации, что в основе ее лежат принципы равноправия и сотрудничества. И, конечно, конфиденциальность. Медиатор – это третья сторона. Он ориентирован на поиск решения, которое в той или иной степени удовлетворило бы всех. Когда пар спущен и появляются первые признаки конструктивного диалога, медиатор отступает, предоставляя конфликтующим возможность договариваться. Иногда на переговоры уходит несколько месяцев. Соглашение, которое подписывается по итогам, – план дальнейших действий, который выполняют все участники примирительного процесса.

– Можно ли сегодня говорить об эффективности медиативных практик?

– За небольшой отрезок времени только на базе нашего центра проведено свыше 200 медиативных сессий. От органов и учреждений системы профилактики получены десятки запросов. Все это говорит о том, что служба востребована. Часто встречаемся, когда непонимание между близкими зашло слишком далеко. Но если хоть одна из сторон готова к компромиссам, то побороться за отношения можно. Если нет, то пытаться будем, но положительный итог крайне редок.

Наибольшую отдачу – и профессиональную, и душевную – медиаторы получают при разборе детско-родительских конфликтов. Как правило, в них нет нелюбви, а противоречия существуют чаще всего из-за незнания психологических аспектов. И «возвращение» ребенка матери или наоборот, всегда приносит ощущение выполненного долга.

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Недавно в вашем центре презентовали первую в городе Школу юного медиатора. Что это за молодежный проект?

― Молодежным его можно назвать, скорее, по возрасту учеников, но не по целям и задачам. Еще год назад благотворительный фонд «Иван да Марья» и Студия инновационной психологии и медиации «ЭГО» в качестве эксперимента выпустили группу первых дипломированных медиаторов в возрасте «14+». Желающих научиться урегулировать отношения между людьми оказалось немало. Естественно, идея работать с подростками имела продолжения. Вскоре появилась Школа юного медиатора. Это полноценный профориентационный проект, в рамках которого ребята и учатся, и проходят практику. Для нас же это еще и кузница кадров. Например, некоторые девушки, защитившие на отлично аттестационные работы по медиативным техникам в прошлом году, в этом году уже станут наставниками в Школе юного медиатора.

Хотим, чтобы молодежный тренд распространился и на другие центры, где работают службы медиации. Думаю, в перспективе молодежные отделения станут не менее востребованы, чем взрослые. Это связано с позитивной энергетикой, которая есть в подростках. Впечатляет их абсолютная уверенность в том, что можно справиться с любой проблемой. Ребята даже придумали себе слоган: «Мир вашему дому». Подчеркну, что летние каникулы – самое время для новых знаний. Всех желающих ждем на занятия по программе «Бесконфликтная среда общения».

Источник

Психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работать

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

психологическое консультирование и медиация в социальной сфере где можно работатьОбзор документа

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)

1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

3. Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как «27 июля 2010 г.»

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

4. Цели и задачи служб школьной медиации

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;

обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

2.2 Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация»;

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1 Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных».

6.2 Реализация программ обучения детей в «группах равных».

6. Заключение

Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;

содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш. Каганов

Обзор документа

В современном обществе наблюдается социальное расслоение. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи.

В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. Речь идет о детской наркомании, об алкоголизме, безнадзорности и беспризорности, о подростковой преступности и т. д.

Указанное служит причиной для организации в образовательных учреждениях служб школьной медиации.

Метод «Школьная медиация» является инновационным. Он применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве альтернативного способа. Служба школьной медиации должна состоять из работников организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимые подготовку и обучение.

Функционирование служб позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др.

Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

В основе деятельности служб лежит, в частности, формирование «групп равных». Дети объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Перечислены этапы организации службы школьной медиации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *