профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ПОИСКИ В ПОТЁМКАХ

профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

Блинов В.И., Сергеев И.С.

Страна переживает период реиндустриализации, заводам снова нужны руки рабочих и головы инженеров. Система образования отвечает на этот вызов, пытаясь экстренно строить профориентационную работу и осознавая, что эта работа должна иметь практическую направленность.

Профессиональные пробы – один из практикоориенированных форматов профориентации. Автором идеи принято считать японского учёного С.Фукуяму, который рассматривал профессиональную пробу как центральный этап в системе сопровождения профессионального выбора человека [10]. По-видимому, весь процесс сопровождения профессионального самоопределения может быть построен как цикл профессиональных проб, при этом, в зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы.

Профессиональная проба – «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии» [3, с. 20]. Это определение было предложено группой авторов во главе со С.Н. Чистяковой в издании Кемеровского ИУУ 1995 года. Выдвинутые в том же издании идеи (о трёх этапах профессиональной пробы – вводно-ознакомительном, подготовительном, исполнительском; о трёх уровнях сложности профпробы; о трёх компонентах деятельности, которые должна моделировать профессиональная проба – технологическом, ситуативном, функциональном – и т.д.) – на протяжении последних 20 лет остаются своего рода неприкосновенным запасом. Не заметно ни дальнейшего развития этих идей, ни новых концептуальных подходов к осмыслению феномена профессиональных проб в отечественной педагогике.

С другой стороны, двадцать лет – немалый срок. За это время единственная в стране концепция профессиональных проб, к тому же снабженная технологичным механизмом реализации, могла бы воплотиться в массовой школьной практике. Однако вплоть до сегодняшнего дня профессиональные пробы продолжают своё латентное существование в статусе едва ли не самой экзотической формы профориентационной работы. В чём причина? «Невписываемость» профессиональных проб в образовательные программы и учебные планы школ? Большая ресурсоёмкость метода? Трудности, возникающие с интеграцией усилий нескольких организаций в процессе реализации проб.

В тех немногих регионах России, где профессиональные пробы включены в систему профориентационной работы, оказывается, что все эти проблемы в принципе разрешимы. В чём же главная сложность?

В качестве одного из примеров приведем следующий набор из восьми целей, на достижение которых должна быть направлена профессиональная проба (пример заимствован из статьи И.Р. Сорокиной): 1) накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в рамках выбранной профессиональной деятельности; 2) овладение общепрофессиональными компетенциями (среди которых – осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры; овладение способностью работать в коллективе и команде, обеспечивая сплоченность, эффективность профессионального общения со сверстниками); 3) развитие общепрофессиональных компетенций (в том числе – способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, заниматься самообразованием); 4) приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично – профессиональных) умений и навыков; 5) формирование опыта общеучебной и познавательной деятельности; 6) воспитание необходимых для трудовой деятельности качеств; 7) формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности; 8) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии [9].

профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

Программы курсов отдельных профессиональных проб, разработанных в Вологодской области, рассчитаны на относительно небольшой объём учебного времени (как правило, от 16 до 42 ч.). Поэтому формулирование в каждой из них всех шести целей, скопированных из обозначенного выше Положения, вызывает известное неудобство. Целью локальной профессиональной пробы не может быть «всё сразу». Поэтому для каждой пробы формулируется не больше 1-2 целей, зато они могут иметь любую направленность, в зависимости от персональных представлений автора программы, например:

­ «ознакомление обучающихся с правовыми, организационными, техническими и экономическими мерами, направленными на эффективное (рациональное) использование и экономное расходование топливно-энергетических ресурсов при проектировании дома» (проба «Строим умный дом»);

­ «углубление и расширение основных знаний и практических умений обучающихся в области деревянного домостроения» (проба «3-D проектирование деревянных лестниц»);

­ «формирование у обучающихся знаний и умений в пределах профессиональной компетенции, необходимой в работе электромонтажника (электромеханика) оборудования радио и телефонной связи» (проба «Основы электроники и конструирования электронных технологий»);

­ «выявление у школьников склонностей к работе в различных секторах сферы гостеприимства и туризма, к клиенто-ориентированной деятельности» (проба «Организация комплексного туристского обслуживания»);

­ «создать комфортные условия для получения практического опыта в профессии, развить творческие способности подростков» (проба «Профессия – слесарь-жестянщик») и т.д.

Известно, что цель представляет собой образ результата, поэтому нередко она и формулируется как ожидаемый результат. Так, в методическом пособии Е.Н. Пакалиной (Свердловская область) ожидаемые результаты прохождения профессиональной пробы представлены в виде знаний и умений. Согласно автору, по итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны:

­ знать: 1) содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; 2) общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; 3) технологию выполнения профессиональной пробы; 3) правила безопасности труда, санитарии, гигиены; 4) основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы;

­ уметь: 1) выполнять простейшие операции; 2) пользоваться инструментом, материалом, документацией; 3) выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; 4) соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями [5, с. 21].

Не менее интересен представленный в том же пособии набор «задач обучающегося», которые ставятся перед ним при прохождении профессиональной пробы: «1. Выбери профессиональную пробу. 2. Узнай о выбранной профессии как можно больше. 3. Примени на практике полученные знания. 4. Получи зачет по профессиональной пробе. 5. Подготовься к презентации своей пробы. 6. Получи свидетельство профессионала» [Там же, с. 25-26].

По мнению М.Н. Гурьяновой и В.М. Томиловой, «конечной целью организуемых школой уроков-проб является привлечение внимания к конкретному школьному предмету, повышение заинтересованности школьника в изучении материала данного предмета, выборе его в качестве ЕГЭ, на основе объединения представления о школьном предмете и возможной профессиональной деятельности в направлении данного предмета» [2].

Примечательно, что среди приведенных выше тридцати трёх вариантов целей профессиональных проб, только четыре имеют отношение к профессиональному выбору школьника.

Хорошо известно, что формулировка цели, даже если не относиться к ней серьезно, неизбежно определяет ход работы и качество итогового результата. К чему могут привести и приводят деформации в целеполагании профессиональных проб? Рассмотрим это на одном примере. (Нужно отметить, что это не только один из наиболее новых, но и один из лучших примеров в данной области). Речь идёт об уже упоминавшейся выше региональной модели организации системы профессиональных проб, разработанной и реализуемой в Вологодской области начиная с 2014 г.

Чтобы понять уникальность вологодского опыта, нужно учитывать, что профессиональные пробы, в общем случае, могут быть реализованы на одном из трёх уровней.

1. Персональный или групповой профориентационный проект (например, в формате профессионально ориентированного элективного курса предпрофильной подготовки), который реализуется школой на своей базе.

2. Профессионально-образовательная проба – проводится для школьников на базе организации СПО или вуза (в учебных лабораториях, мастерских, на учебно-производственных полигонах, на специально оборудованных производственных участков партнёрских предприятий «реальной сферы» и т.д.).

Промежуточное место между первым и втором уровнями занимают профессиональные пробы, проводимые для школьников на базе организаций дополнительного образования детей, а также межшкольных учебных комбинатов (там, где они ещё сохранились). Практикоориентированность реализуемых здесь профпроб приближает их ко второму уровню; проблема в том, что образовательные организации данного типа, как правило, не имеют прямых связей с региональными работодателями, в отличие от организаций, реализующих программы СПО.

Для профессиональных проб, реализуемых в системе образования, оптимальным оказывается второй уровень, поскольку он в наилучшей степени обеспечивает сочетание практикоориентированности, методической грамотности и безопасной среды для учащихся. Однако реализация такой модели на основе двусторонних договорных отношений «школа – колледж/техникум» оказывается затруднена в силу содержательной ограниченности набора профессиональных проб, потенциально формируемого на базе одной организации СПО (а также из-за известных барьеров, часто существующих между школами и профессиональными образовательными организациями). Решение этой проблемы оказывается возможным в масштабах субъекта федерации, с использованием возможностей региональных органов управления образованием. Именно по такому пути пошли организаторы системы профессиональных проб в Вологодской области, результатом чего стали разработка и утверждение регионального «Положения об организации и проведении профессиональных проб в сетевом взаимодействии» [7].

Таким образом, основным достоинством вологодской модели профессиональных проб выступает широкое использование механизмов сетевого сотрудничества и социального партнерства. При этом в качестве партнеров при организации каждой из профессиональных проб выступают:

· с одной стороны – сеть общеобразовательных школ области, формирующая группы учащихся для прохождения различных профессиональных проб и осуществляющая непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися;

· с другой стороны – партнеры, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации. Это могут быть общественные организации (ВООО «Клуб IT – директоров Вологодской области»), предприятия «реальной сферы» (ООО «Логасофт», ООО «А-Элита»), профессиональные образовательные организации (Вологодский колледж связи и информационных технологий, Губернаторский колледж народных промыслов, Вологодский строительный колледж, Сокольский лесопромышленный политехнический техникум) или вузы (НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса»).

В качестве особенностей сетевой модели реализации профессиональных проб зафиксированы следующие положения:

— содержание профессиональных проб утверждается всеми образовательными организациями, участвующими в сетевом взаимодействии;

— форма документа, выдаваемого по итогам прохождения профессиональной пробы (зачетный лист, зачетная книжка, справка, сертификат) коллегиально утверждается участниками сетевого взаимодействия и согласовывается с муниципальным органом управления образованием;

— различные курсы профессиональных проб могут быть реализованы на базе школы, колледжа/техникума либо вуза;

— в состав соответствующих курсов, помимо собственно профессиональных проб, как правило, включаются экскурсии на профильные предприятия «реальной сферы» (например, в рамках курса профпробы «Организация комплексного туристского обслуживания» школьники посещают городские туристские организации, общаются с персоналом турагентств, менеджерами гостиниц г. Вологды).

Вторая особенность вологодской модели профессиональных проб – их значительный объем в общеобразовательной программе, охватывающий 4 учебных года (8-9 и 10-11 классы). Третья особенность – кластерный подход, предполагающий, что каждая из реализуемых профпроб соответствует какой-либо из профессий/специальностей, входящих в один из трех приоритетных региональных отраслевых кластеров (табл. 1). Очевидно, что это обеспечивает решение важнейшей задачи – привлечение абитуриентов к обучению по востребованным профессиям – на основе педагогически корректных средств, без использования манипулятивных стратегий.

Источник

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Профессиональные пробы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

профессиональные пробы каких специальностей можно провести на базе вашей школы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации: 1 год

Иванова Олеся Анатольевна,

педагог дополнительного образования

с. Байкалово, 2021 г.

1. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб обучающиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Организация профессиональных проб обучающихся 10-11 классов является одним из приоритетных направлений.

Роль дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профессиональные пробы» состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профессиональные пробы» соответствует нормативным правовым актам и государственным программным документам:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

3. Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Отличительной особенностью программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы. Отбор содержания обучения осуществляется на основе запросов и предпочтений обучающихся и их законных представителей.

Детям всё интересно, они хотят получить ответы на свой основной вопрос «Кем быть?», поэтому ещё одной отличительной особенностью программы является удовлетворение познавательного интереса детей и возможности дать ответы на многие, интересующие их вопросы.

Социально-гуманитарная целесообразность программы «Профессиональные пробы» состоит в создании условий для повышения осознанности профессионального самоопределения обучающихся.

Программа разработана для обучающихся 15-17 лет. Программа нацелена на создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.

Занятия проводятся один раз в неделю ; общее количество учебных часов – 36, продолжительность занятия – 1 академический час (40 минут). Срок освоения программы 1 учебный год (9 месяцев).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Виды занятий : лекция, беседа, практическое занятие, тестирование, тренировка, встречи со специалистами различных профессий.

Формы подведения результатов: практическое занятие, тестирование, зачёт.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы развитие познавательных способностей детей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников.

воспитательные: формирование ответственного отношения к готовности и способностей обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

обучающие: познакомить обучающихся с профессиями и специальностями, содержанием и характером труда работников, специалистов; оказать методическую помощь в профессиональном самоопределении обучающихся;

подготовить старшеклассников к осознанному выбору профильных дисциплин

развивающие: развить и укрепить интерес к будущей профессии.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Вводное занятие. Введение твои возможности без границ. Инструктаж.

Профессия – строительство дорог

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Введение твои возможности без границ. Инструктаж.

Теория. Твои возможности, твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Почему я интересуюсь своим будущим? Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год.

Теория. Кто такие учителя, что такое преподавание.

Практика. Профессиональная проба по профессии учитель (педагог), воспитатель.

Теория. Кто такие программисты?

Практика. Профессиональная проба по профессии программист (системный администратор).

4. Профессия – журналист.

Теория. Кто такие журналисты?

Практика. Профессиональная проба по профессии журналист.

Теория. Кто такие врачи?

Практика. Профессиональная проба по профессии медицинский работник (врач).

Теория. Кто такие художественные руководители?

Практика. Профессиональная проба по профессии художественный руководитель.

Практика. Профессиональная проба по профессии прокурор, адвокат, следователь.

8. Профессия – экономист.

Практика. Профессиональная проба по профессии экономист.

9. Профессия – инженер.

10. Профессия – архитектор.

11. Профессия – автомеханик.

12. Профессия – строительство дорог.

Практика. Профессиональная проба по профессии строительство дорог.

1.4. Планируемые результаты

личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: самооценка умственных и физических способностей, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.

метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД: обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

2. Познавательные УУД : обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов; научаться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; научаться проявлять индивидуальные творческие способности.

3. Коммуникативные УУД : обучающиеся научаться: работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль.

предметные результаты: проведение наблюдений и экспериментов под руководством педагога; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе практических занятий; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; овладение алгоритмами и методами решения организационных задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение : учебный кабинет; учебные столы, стулья (в соответствии с количеством обучающихся); проектор; ноутбук; колонки; экран; доска аудиторная.

Кадровое обеспечение : педагог дополнительного образования, высшее образование.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

-метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях;

— метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы;

— метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

2.2. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы

Оценочный инструментарий изучения образовательных достижений обучающегося по дополнительной образовательной общеразвивающей программе

По итогам обучения по Программе обучающиеся смогут оценить и принять правильное решение.

Текущая диагностика результатов осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической работой обучающихся, их умением применять полученные знания для выполнения задания, методами входной диагностики, промежуточными тестовыми работами. В начале учебного года проводятся собеседование или «тест» для того, чтобы определить уровень развития обучающихся, их задатков, эмоциональной активности.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года с тем, чтобы определить степень усвоения обучающимися учебного материала, готовность к усвоению нового материала, выявить уровень ответственности и заинтересованности в обучении; выявить обучающихся, отстающих и опережающих обучение.

Промежуточный контроль проводится по окончании изучения темы или раздела в конце полугодия с целью определения степени усвоения обучающимися материала программы, определения промежуточных результатов обучения.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также по завершению курса обучения с целью определения изменения в показателях уровня развития личности обучающегося, его творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования обучающихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение, получения сведения для совершенствования программы и методов обучения.

Результаты освоения образовательной программы отслеживаются по следующим критериям и показателям, представленным в таблице.

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

1. Теоретические знания по темам учебно-тематического плана

Соответствие теоретических знаний обучающегося

минимальный уровень (учащийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (освоение всего объема знаний, предусмотренного программой за конкретный период).

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (обучающийся сочетает специальную

терминологию с бытовой);

максимальный уровень (обучающийся специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

II. Практическая подготовка обучающихся

1. Практические умения и навыки, предусмотренные

программой по темам учебно-тематического плана

минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Наблюдение, практические занятия

средний уровень (обучающийся работает с оборудованием с помощью педагога);

максимальный уровень (обучающийся работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Список источников

1. «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства» http://www.metodkabi.net.ru

2. «Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной http://www.msu.ru/work

3. Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова http://www.profcareer.ru

4. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» http://www.profedu.ru

5. Сайт для старшеклассников и специалистов по профориентационной работе «Время выбрать профессию» http://www.proforientator.ru

6. Столичный центр профориентации «Разумный выбор» http://www.iacedu.ru

7. Портал «Российское образование» http://www.planetaedu.ru

9. Поступим.ру – место общения школьников, выпускников и абитуриентов http://moscollege.umcpo.ru

10. «Выбери профессию» (государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования) http://www.mosteens.ru/ru/you_future

11. Международный молодежный форум по самоопределению «Мы сами!» http://www.ed.vseved.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *