правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Советский автодефицит: как это было

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Дилерские шоу-румы ломятся от автомобилей, скидки достигают чуть ли не 80%, но мы все равно едва ли можем позволить себе новую машину. Нет денег, достаточных для покупки в новых условиях с дорогой валютой. В СССР все было иначе. Деньги были, но не было машин.

Несмотря на то, что заводы и фабрики «одной шестой суши» работали практически в три смены, настоящим бичом советской экономики стало такое печальное явление, как дефицит. Нет, планово-административная экономика все рассчитывала правильно. Но товары народного потребления, к числу которых относились и автомобили с аксессуарами, распределялись через базы и фонды, которые решали, кто именно из тружеников может приобрести товар.

Денег в стабильно работающем государстве было много, желающих их потратить – тоже. И даже такой новый феномен, как массовый и относительно доступный автомобиль, в середине семидесятых годов довольно быстро исчез из свободной продажи именно по той причине, что платежеспособный спрос в СССР был большим.

Ситуация усугублялась тем, что та социальная прослойка, которая имела доступ к приобретению «благ», была не прочь на этом хорошо подзаработать. Именно поэтому во многих сферах дефицит искусственно раздували до таких масштабов, что про него потом слагали настоящие легенды и фельетоны. Чего стоит хотя бы одна реприза Аркадия Райкина про тот самый «дифсит».

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Купить нельзя ждать

Для того, чтобы приобрести вожделенные Жигули, например, недостаточно было просто накопить 6 000–7 000 рублей (до знаменитого подорожания 1979 года «копейка» стоила 5 500 рублей). Поскольку всегда находились те, кому эти автомобили были более «положены» по статусу – например, передовики производства, ударники коммунистического труда и ветераны войны.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Впрочем, отстояв в «заводской» (то есть при фабрике или заводе был свой фонд, которому эти авто выделялись) очереди 5–6 лет, можно было стать владельцем искомой «классики». Правда, машина могла оказаться такого цвета, над которым даже дети смеялись, но что делать! Москвичи, Запорожцы и Нивы периодически даже можно было приобрести свободно – конечно, если речь идёт про относительно благополучные застойные семидесятые.

Если же было желание стать владельцем машины «немедленно», то приходилось рассматривать подержанный автомобиль, который нередко стоил дороже нового (!) в магазине. А что вы хотели? Зато быстро.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

В отдельных случаях новую машину можно было приобрести без всех этих проблем – например, после длительной загранкомандировки, за время которой можно было заработать и скопить необходимую сумму, причем не в «деревянных», а в так называемых «чеках» – инвалютных рублях.

Трудности эксплуатации

Купить машину – это полдела. Ведь дальше на ней нужно было ездить! А для этого был необходим бензин, остальные смазочные материалы, расходники.

Проще всего было с бензином. Отстояв в очереди на АЗС, можно было заправить хотя бы литров 10-20, чего советским гражданам хватало на больший период, чем сейчас. Ведь многие ездили далеко не каждый день.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

А вот с расходными материалами дела обстояли намного хуже. В магазине на того, кто задал невинный сейчас вопрос «свечи зажигания есть?», смотрели как на марсианина. Просто «прийти и купить» нельзя было почти ничего. Иногда выручали друзья-знакомые, которые за небольшую мзду позволяли «достать» искомые запчасти у «правильных» людей.

Справедливости ради стоит отметить, что иногда детали «всплывали» в свободной продаже – пусть и на очень короткое время. Это называлось забавным словом «выбросили». Тот, кто «успел подобрать», мог стать счастливым владельцем пары-тройки шин. Потом, правда, оказывалось, что шины производства какой-нибудь «золотозубой» республики были сделаны из «пластилина» и буквально разваливались на ходу.

В семидесятых годах владельцы Жигулей испытывали большие проблемы с распределительным валом – деталь считалась остродефицитной, и немало советских инженеров искали свои способы реставрации распредвала, я уже писал об этом подробно в статье про превращение Fiat-124 в ВАЗ-2101. Хуже было другое – из-за отсутствия в свободной продаже нужного антифриза или тормозной жидкости многие даже технически грамотные автомобилисты были вынуждены пропускать регламент по замене. Это приводило к преждевременному выходу из строя тормозных цилиндров, водяных насосов и многих других узлов и агрегатов.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Именно поэтому, «достав» резину, аккумулятор или даже обычное моторное масло, советский автовладелец становился по-настоящему счастлив. Конечно, это не касалось тех, кто имел прямой доступ к тем самым «базам и фондам», на которых это все делилось и затем перепродавалось втридорога.

Настоящей же катастрофой было ДТП. Приобрести кузовщину, оптику и стёкла на СТО было практически невозможно, а без них нельзя было ни отремонтировать машину, ни ездить на ней. Бывало, что некоторые машины из-за отсутствия «лобовухи» или капота стояли по несколько месяцев.

Воровство поневоле

Понятно, что такая ситуация породила воровство автомобильных деталей. Снимали все! Зеркала, «дворники», фары, стёкла, колеса, а еще – сливали бензин. Именно поэтому почти у любого владельца был «джентльменский набор» против злоумышленников – быстросъемные крепления зеркал, «секретки» на колесах, замки на бензобаке и специальные стопоры на фарах и лобовом стекле. К слову, сегодня история с воровством оптики повторяется – причем не как фарс, а как вполне себе трагедия даже для состоятельных россиян, у которых воруют фары с Туарегов и Кайенов.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Чтобы противостоять не только ворам, но и угонщикам, машины были оснащены различными механическими и электронными «противоугонками». Спросом пользовались не только банальные выключатели «массы», но и своеобразные «иммобилайзеры», прерывающие искру в случае неправильных действий водителя.

Советы бывалых

Советские автомобилисты проявляли смекалку и старались восстановить детали всеми возможными способами. К примеру, многие переделывали масляные фильтры в разборные, подбирая для замены фильтрующий элемент из подручных материалов. Для того, чтобы компенсировать выход из строя конкретной банки в аккумуляторе, его распиливали на отдельные части (!) и собирали из нескольких негодных аккумуляторов один более-менее приличный. Такими «советами бывалых» делились, их собирали в отдельные папки – словом, Страна Советов оправдывала своё название и в автомобильной сфере. Сейчас можно относиться к таким ухищрениям с определенной долей иронии, но автомобилистов той эпохи можно понять – если новую деталь негде было взять, приходилось выкручиваться по мере возможностей.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Несмотря на изложенные выше сложности, в СССР относились к автомобилю с большим уважением. Он был даже большей ценностью, чем недвижимость, поскольку квартиру можно было получить бесплатно, даже улучшая со временем жилищные условия. Характерная деталь: советские автовладельцы (пусть часто и невольно) были настоящими автомобильными энтузиастами – они относились к автомобилю не как к банальному средству передвижения, а как к семейному достоянию и социальному явлению, которое навсегда изменило их мир. Ведь современные панъевропейские путешественники из России являются прямыми наследниками тех, кто лет 30-40 назад покорял просторы СССР, становясь при этом опытным автолюбителем.

От первого лица

Борис Полажинец, инженер (с 1984 по 1990 год начальник КБ военного завода)

Я приобрел свой первый автомобиль в 1983 году. Это был ВАЗ-21013, который удалось купить «за чеки» после возвращения из длительной командировки на Кубу.

В первые годы старался ездить очень мало, поскольку запчастей и расходников в продаже практически не было, поэтому приходилось беречь ресурс автомобиля по максимуму. К чести Жигулей, они практически не ломались – правда, из-за «просроченного» антифриза как-то заклинил водяной насос. Еще много хлопот доставляли шины и аккумулятор, купить которые свободно я смог только в Венгрии в 1989 году, когда у нас немного «приоткрылся» железный занавес.

Источник

Сколько стоили машины в СССР в переводе на современные деньги

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Сколько стоили машины в СССР в переводе на нынешние деньги

Долгое время в СССР автомобиль считался предметом роскоши, да ещё какой роскоши. Получить машину мог далеко не каждый гражданин. И основной причиной было необходимость отстоять в очереди за авто. Этот процесс растягивался зачастую на много лет. особенно если у вас не было блата и вы небыли в спецсписках и пр., А если вы хотели что то солиднее, хотя бы жигули Жигули или тем более Волгу то в среднем стоять в очереди пришлось бы лет десять.
Так же стоит отметить что не только очередью ограничивался процесс приобретения машины, не менее важный был и денежный вопрос.
Многие говорят что машины тогда стоили непомерно дорого и были почти недоступны гражданам. Вот и разберемся.

Начнем с зарплат в СССР 1980 года в пересчёте на сегодняшний день
Давайте посмотрим вместе (информация взята тут):
Стипендия студента ВУЗа — 40 рублей = 8 820 российских рублей
Пособие по безработице — 50 рублей = 11 025 российских рублей
Зарплата медсестры — 80 рублей = 17 640 российских рублей
Зарплата молодого специалиста — 65-130 рублей = 14 330 — 28 665 российских рублей
Средняя зарплата рабочего на производстве — 180 рублей = 39 690 российских рублей
Ставка сотрудника вооруженных сил — 270 рублей = 59 535 российских рублей
Начальник участка — 400 рублей = 88 200 российских рублей

Вот примерно такие зарплаты были у работников в СССР за 1980 год и их современный эквивалент.
Кстати, на сегодняшний день, средняя зарплата по России составляет около 35,5 тысяч рублей.
Вот ее и возьмем для сравнения, т.е. 35,500 Российских рублей равна примерно 160 рублей СССР. т.е. 1 рубль СССР = 222 рубля Российских.
И вот какие получаем цены:
ЗАЗ-968М — 5 600 руб. СССР — 1 243 200 руб.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

ВАЗ-21011 — 6 400 руб. СССР — 1 420 800 руб.
ВАЗ-21013 — 7 200 руб. СССР — 1 598 400 руб.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

ВАЗ-2102 — 7 400 руб. СССР — 1 642 800 руб.

Источник

Что можно было купить на 1 рубль в СССР?

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

В свое время рубли, которые у некоторых хранятся в качестве сувениров из прошлого, были полноценной валютой, хотя и поныне глядя на них, проникаешься уважением. Так что же можно было купить на 1 рубль во времена Советского Союза. Давайте вспомним.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

В СССР на 1 рубль можно было купить:

— 4 билета денежно-вещевой лотереи по 25 копеек штука.
— 100 коробков спичек по копейке за коробок.
— 50 штук 12-листовых школьных тетрадей.
— Сделать 50 звонков по телефону-автомату. Один звонок 2 копейки. Время звонков ограничивалось только очередью.
— Одно железное, оцинкованное ведро. Оно стоило 90 копеек.
— На 1 рубль можно было в сласть накататься на общественном транспорте. Так один билет в трамвае стоил 3 копейки, а соответственно на рубль можно было сделать 33 поездки. Билет в троллейбусе — 4 копейки, а это 25 поездок. Билет в автобусе — 5 копеек и 20 поездок «у тебя в кармане».
— 10 стаканов настоящего томатного сока. Стакан — 10 копеек.
— 2 шоколадных медальки — 50 копеек штука.
— 2 пачки пельменей «Русских» — 50 копеек пачка.
— 100 стаканов газировки без сиропа по одной копейке и 33 стакана газировки с сиропом по 3 копейке.
— 6 чебуреков (16 копеек за штуку).
— 3 баночки морской капусты по 33 копейки за баночку.
— 10 пирожков с мясом (10 копеек за штуку).
— 25 пирожков с капустой, с картошкой, с рисом и яйцом и с повидлом (4 копейки за штуку).
— Приехав в Москву, можно было совершить 20 поездок на метро. Цена одной — 5 коп.
— Купить или выпить 2 литра берёзового сока. Один стакан сока стоил 10 копеек.
— 5 раз сходить в парикмахерскую. Цена одной стрижки для мальчика (полубокс) — 20 коп.
— Также можно было купить 14 пачек крупной соли по цене 7 копеек за 1 килограмм или 9 пачек мелкой соли «Экстра» по 11 копеек за кило.
— Добавив к рублю 2 копейки можно было купить бутылку плодово-ягодного вина (0,7 л).
25 воздушных шариков выпачканных тальком (4 копейки за штуку).
— 16 упаковок аскорбинки в аптеке по 6 копеек упаковка.
— 5 пломбиров по 20 копеек.
— Одну бутылку подсолнечного масла по цене 99 копеек.
— 15 маленьких кружек кваса в розлив по цене 6 копеек.
— 100 газет «Пионерская правда». Цену одного экземпляра высчитайте сами.
— 3 маленьких баночки майонеза. Стоимость одной — 33 копейки.
— Три литра молока по цене 28 копеек за литр.
— А еще на один рубль можно было купить 5 батонов белого хлеба. Цена буханки — 20 копеек!
— 10 кг картошки, 10-20 пучков свежей зелени с рынка (в зависимости от сезона).
— 20-литровую канистру бензина АИ-72 (90 копеек).
— 4 или 5 катушек ниток, в зависимости от толщины.
— 4 билета в кино для взрослых или 10 детских.
— Одну большую банку шпрот по 72 копейки или три маленьких банки по 36 копеек каждая. Но в этом случае пришлось бы добавить к рублю 8 копеек.
— 5 буханок чёрного хлеба, орловского или столичного (90 копеек).
— 7 булочек с маком под глазурью (91 копейка).
— 10 молочных коктейлей.
— 6 пачек сигарет «Балтийские» по 16 копеек.
— 11 коржиков по 9 копеек за штуку.
— 10 сочников с творогом по 10 копеек за штуку.
— 10 брикетов молочного мороженого по 10 копеек за штуку.
— 2 бутылочки по 0,33 литра «Пепси-колы» (по 45 копеек). Но разжиться такой роскошью можно было только в Москве.
— 1 пачку лицензионного «Мальборо» (1 рубль).
— 2 пачки советской жвачки по 50 копеек.
— 1 пионерский галстук — 75 копеек.
— 10 октябрятских звёздочек (10 копеек за штуку).
— 1 плитку шоколада «Алёнка» за 80 копеек. А на оставшиеся 20 копеек можно было прикупить мороженое пломбир.
— 1 студенческий комплексный проездной билет на трамвай и троллейбус на месяц стоил 1 рубль.
— 25 конвертов с маркой и 100 конвертов без марки
— 8 кусков детского мыла по 12 копеек.
— 13 стаканчиков фруктового мороженного (1 стаканчик — 7 копеек).
— 10 маленьких стаканчиков жаренных семечек у бабушек. Маленький стаканчик стоил 10 копеек, а вот большой уже 15 копеек.
— 10 пончиков с повидлом по 10 копеек штука.
— 5 кружек пива из разливочного автомата. 20 копеек за кружку.
— 20 булочек-рогаликов к чаю. По 5 копеек за рогалик.
— 5 бутылок лимонада «Саяны» по 20 копеек за бутылку.
— 10 куриных яиц второй категории по цене 90 копеек.
— 2 литра масла подсолнечного в розлив из автомата, которые стояли в магазинах. 50 копеек1 литр.
— 1 бутылку яблочного сидра (0,75) по 98 копеек.
— Всласть пообедать в столовке. На 1 рубль можно было взять первое (борщ), второе (антрекот с картошкой), салат, и компот с булочкой!

А еще в СССР почти в каждом ресторане в дневное время практиковались комплексные обеды. Стоил такой обед в районе 1 рубль 40 копеек. В него входили – первое блюдо, второе, салат, компот и пара кусочков хлеба. Однако, в отличие от столовок, вам все это подавал официант. Но это уже перебор нашего лимита.

К сведению: стипендия в техникуме была 30 рублей, а в институте — 40. Старосты и отличники получали чуть больше. Ну, а среднестатистическая зарплата — 90-120 рублей.

Источник

Что можно было купить на 1 рубль в СССР

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

В железной коробочке у меня хранятся тяжелые, полновесные советские рубли с изображением профиля Ильича и Родины-матери. В свое время эти рубли были полноценной валютой, хотя и поныне глядя на них, проникаешься уважением. Так что же можно было купить на 1 рубль во времена Советского Союза. Давайте вспомним.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Комментарии 433

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Хлеб ЧЁРНЫЙ стоил 20 копеек, а булка дешевле — 16 коп. А были «городские» булочки, так вообще по 10 копеек…

Стипендия у меня в техникуме была 37 руб. 50 коп. (без троек учился), а обед в столовой стоил 45 коп! 🙂

А зарплата ученика фрезеровщика у меня была 90 руб! А отец сварщиком работал на том же заводе, где я учеником был, так ЗП = 250 руб. в месяц = столько стоил мопед «Карпаты», а мотоцикл «Восход-3М» мне купили за 515 руб. — это всего ДВЕ! папиных зарплаты!

Вот так было ЗДОРОВО В СССР! А не то что сейчас — россия! 🙁

Булка чёрного хлеба стоила 18 коп. Пол-булки — 9. Батон белого хлеба стоил 20 коп.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

А я ведь серьёзно, вдруг в гости к «соседям» занесёт… и ведь эстонцы сильнее всееех «люппяяят» русскииих… в Дойчланде кстати именно поэтому сильно любят «меченого мишку» (блин в который раз убеждаюсь в том, что в пословицах собрана мудрость народная – «Бог шельму метит!» ©).
Жаль не существует российского министерства пропаганды… надо фильм ужасов снять с «меченым» в роли главного персонажа – ведь по легенде, перед концом света родится ребёнок с отметиной на голове и будет он сын зверя, и будут реки крови и наступит конец «света», а ведь действительно сколько людей из-за этих «патриотов» земли Страны Советов умерло?! И ведь действительно СССР во многие страны принёс свет просвещение и реальную свободу, а не ту, что стараются посеять везде пендосы!
И имя Мишке Меченному – Антихрист!

Читаю комментарии (еще только половину изучил, интересно, особенно тексты про историю), и постоянно мелькают замечания про Мишку 🙂 так же запомнил что назад не хотите, расскажите причину такой неприязни, если конечно, все правильно понял?Спасибо!

P.S. есть и про Ельцина, но там вопросов нету 🙂

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Считайте что это сугубо личная неприязнь к козлу Мишке и борову Борьке. Хотя ИМХО есть за что их «любить» не у одного меня.

«Назад» это – «не хочу назад в СССР»?

Нууу… страна-то была на самом деле шикарная. Не будь развала я был-бы этому искренне рад. Но вкусив прелести «запретного плода»… обратно в ТОТ СССР уже не очень хотца ))) если-БЫ (да «-БЫ» мешает) руководство сделало переход к НЭП (а-ля 20-ые годы) по примеру Китая – возможно-бы и сохранили СССР. Ведь сами граждане (простые граждане) не хотели всего этого, но правят ведь не они, ни в СССР, ни в США, ни в Соединённом Королевстве, ни в ФРГ и т.д.

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Все понял, спасибо 🙂 Много где по тексту согласен а так же узнал много интересного и нового (такие вещи в книгах по истории не пишут)

правда ли что в 80 е годы за юбилейный рубль можно было приобрести автомобиль

Рай, не рай, но по крайней мере НЕ было бомжей, преступности, наркоты, безработных… Люди были доброжелательны, отзывчивы и РАБОТАЛИ с утра до вечера, а сейчас одни тунеядцы и эти, как их, бизнесмены (вся Москва — одни бизнесмены)…

Наркоты, не было до Афганистана. А остальное присутствовало. И работать приходилось и после работы

Источник

Что можно было купить на один рубль в СССР?

«Вот тебе рубль – и ни в чем себе не отказывай!» Когда мы в детстве слышали подобную фразу от своих родителей, нас переполнял восторг и радость – целый рубль! Перед нами открывались удивительные возможности и развертывались новые горизонты (особенно, если впереди выходной день или каникулы).

Итак, какие же такие возможности открывались перед подростком 1970-х – середины 1980-х годов, получившим в подарок от родителей «обязательный к приему на всей территории СССР» (так было написано на обороте), всегда с одной и той же датой выпуска (1961 год) полноценный советский рубль? Давайте сейчас вместе его и потратим.

Для начала сядем на трамвай (3 копейки) и отправимся в ближайший кинотеатр, где идут, ну, скажем, «Пираты ХХ века». Утренний сеанс – 10 копеек за билет. (В провинциальных городках можно было сходить кино за пятачок). Попутно выпьем стакан газировки с сиропом – 3 копейки, и съедим «молочное» мороженое – еще 11 копеек.

До начала сеанса еще есть время? – отлично! В холле кинотеатра стоят игровые автоматы «Союзаттракциона»: «Морской бой», «Танкодром», «Мишень», «Городки», «Воздушный бой»… Отпускаем 15 копеек в щель и начинаем топить корабли и сбивать самолеты. А на некоторых автоматах, например, «Настольный хоккей» или «Баскетбол» за те же 15 копеек можно было сыграть уже вдвоем и даже пара на пару.

Итак, после посещения кино, если мы, конечно, не спустили все деньги на автоматы, а сыграли всего пару раз, у нас в кармане осталось еще 43 копейки. Зайдем в кондитерскую и купим себе два пирожных «картошка» (по 15 копеек) и стакан березового сока (10 копеек). Итого у нас осталось 3 копейки – как раз, чтобы вернуться на трамвае домой.

В центральном парке музыка играет…

Если в кинотеатрах нет ничего интересного, то можно отправиться в тир – 3 копейки выстрел. На один рубль можно настреляться так, что на пневматическую винтовку потом еще долго смотреть не захочется. А то можно еще сходить в зоопарк. Взрослый билет – 20 копеек, детский – 5 копеек.

Хороший вариант отдыха – посетить центральный парк культуры. Там, помимо тира, есть еще множество аттракционов: карусели, колесо обозрения, гигантские качели…

Все, что душе угодно, начиная от простеньких и спокойных детских каруселек «Грибок» с лошадками, слониками и жирафиками, и до откровенно бодрящего бешено вращающегося колеса «Сюрприз» (детям до 16 лет…), откуда доносятся крики и визги вполне взрослых людей, служившие лучшей рекламой этого аттракциона. Стоило все это удовольствие от 10 до 20 копеек в зависимости от возраста посетителей.

Самым дорогим – 25 копеек – считался автодром с электрическими машинками, на которых можно было совершенно безопасно врезаться друг в друга. Хотя на таких машинках далеко не уедешь, все равно у этого аттракциона всегда были очереди.

Задержались на каруселях, а родители дома волнуются? – Позвоните им из ближайшего телефона-автомата, звонок стоит 2 копейки и разговаривать можно сколько угодно долго.

А теперь предположим, что вы – человек в возрасте, и потому всякие качели-карусели вас уже мало привлекают. В таком случае на один рубль вместо каруселей вы можете себе позволить прокатиться на такси: 20 копеек – посадка и по 10 копеек за каждый километр пути. Если вы, скажем, житель Ленинграда, то этих денег вам хватит, чтобы проехать весь Невский проспект из конца в конец, еще и на мороженое останется.

Если же вы считаете, что такси вам не по карману, то к вашим услугам пусть и недостаточно комфортный, но удивительно дешевый общественный транспорт. Поездка в трамвае, как мы уже говорили, 3 копейки, в троллейбусе – 4, в автобусе и метро – 5 копеек в любой конец. На метро за пятачок можно было хоть целый день кататься вплоть до закрытия метрополитена – никто вам слова не скажет.

В некоторых городах редко, но встречались маршрутные такси «Раф-Латвия». Поездка в них стоила 15 копеек. А вот если вы решили сэкономить на оплате, скажем, трамвая и попались кондуктору, то вам придется заплатить штраф – тот самый рубль. Но лучше все-таки его потратить на единый трамвайный проездной билет сроком на один месяц.

У вас есть свой автомобиль? – Это прекрасно! Ведь в 1970-х годах бензин А-76 стоил 75 копеек, а АИ-93 – один рубль за… 10 литров! А о пробках на дорогах тогда никто и слыхом не слыхивал. Залили себе бензина на один рубль и на сто километров вам его с лихвой хватит.

Если же ваш автомобиль довольствуется 76-м бензином, то в любом колхозе вам его продадут (правда, из-под полы) целую бочку – ровно за рубль.

Не хотите бессмысленно кататься по городу? Можно отдохнуть «по-взрослому» – купить себе бутылку грузинского вина «Ркацетели» за 94 копейки или две бутылки «Жигулевского» пива по 37 копеек, причем бутылку потом сдать обратно и получить за нее 12 копеек. Плюс пачка папирос «Беломорканал» – 25 штук за 22 копейки, да коробок спичек – еще одна копейка.

Если же требовалось «пустить пыль в глаза», то за рубль можно было приобрести пачку сигарет «Мальборо», производившихся в то время Кишиневе. Или оплатить одно койко-место на одни сутки в курортном городке в разгар пляжного сезона.

Если вы сыты, то можно неоднократно позаботиться о своей внешности и пять раз сходить в парикмахерскую – простая мужская стрижка-канадка стоила 20 копеек.

Можно посидеть с компанией на вечернем сеансе кинофильма – 20 копеек за билет, или одному, но уже в театре. Правда, на визит в столичные театры со «звездными» как сейчас говорят, актерами, рубля уже не хватило бы. Зато для посещения сразу нескольких ленинградских или московских музеев этой суммы вполне было достаточно.

Считавшие каждую копейку советские домохозяйки никогда не скажут, что рубль это не деньги. Ведь на него можно было купить десяток яиц (90 копеек) или килограмм сахара (88 копеек). 6-7 килограммов арбузов в сезон – это в столицах, а где-нибудь в теплых краях, на рубль вам и все 20 килограммов отвесят, еще и спасибо скажут.

Хотите выращивать кур? Колхозные трехдневные цыплята стоили по пять копеек за штуку. На рубль можно купить два десятка цыплят и в вашем подсобном хозяйстве уже через три месяца будут разгуливать солидные «мясные» куры по 1,5-2 килограмма весом.

Ну и кто после этого скажет, что рубль – не деньги?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *