по каким критериям можно оценивать людей

Оценка человека по базовым критериям

по каким критериям можно оценивать людейЧто главное при оценке человека? Какие качества в нем наиболее фундаментальные? Опыт кадрового консультирования и анализ психологических теорий показывает, что при подборе персонала для организаций необходимо твердо знать четыре параметра человека как личности.

Автор: Виктор Викторович Гуленко, один из основоположников направлений соционализа и социодиагностики; более 15 лет профессионально занимается соционикой.

Что главное при оценке человека? Какие качества в нем наиболее фундаментальные? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью производится оценка. Опыт кадрового консультирования и анализ психологических теорий личности (Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории личности. Основные положения, исследования и применение) показывает, что в целях подбора персонала для организаций необходимо твердо знать четыре параметра человека как личности:

1. В понятии «темперамент» обобщаются эмоционально-динамические качества человека. Всего методика соционического анализа различает следующие четыре темперамента по убыванию энергетики: напористый, гибкий, чувствительный и уравновешенный.

На темпераментах зиждется проблема лидерства. Вряд ли вы станете когда-либо лидером, если природа обделила вас энергичностью. Для полноценного лидерства необходимо быть экстравертом. Напористые типы лучше всего справляются с ролью формального лидера, а гибкие — неформального.

Нет организаций, которые состояли бы из одних лидеров. Лидер ничего не стоит без исполнителей, которыми он руководит. Лучшие исполнители получаются из людей с интровертными темпераментами. Личности уравновешенные являются наиболее подходящими формальными исполнителями, а чувствительные подходят на роль неформальных, то есть ситуативных исполнителей.

2. Установка ничего не говорит об энергичности человека, но указывает наиболее эффективную сферу приложения его усилий. В обществе есть четыре больших участка, принципиально отличных по своей специфике, а именно: управленческая, социальная, гуманитарная и научная сферы.

Человек технического склада будет неэффективен в психологии менеджмента, и наоборот. Если технократ будет стремиться руководить с помощью административных рычагов, то гуманитарий, независимо от образования, позаботится о морально-психологическом климате в своей организации.

Точно так же искушенный в фундаментальной теории ученый мало пригоден для обслуживания требовательных клиентов. Эти противоположные установки разумнее развести в соответствии с их специализацией. Пусть исследователь занимается стратегическим планированием и разработкой экономических моделей, а социально ориентированный работник выполняет работу, связанную с межличностным общением.

3. После разделения труда персонолога интересует система ценностей, по которой живет работник. Она указывает на тот тип корпоративной культуры, при которой человек чувствует себя в организации «своим». В соционике такие наборы коммуникативных норм, писаных и, главное, неписаных правил тесно связаны с ценностями квадр.

Центральный стимул первой квадры, вокруг которого выстраивается вся система ценностей, — это «перспективные идеи». Вторая квадра ориентируется на стимул «власть». Понятно, что воля к власти (ее идеологи — философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше) является гораздо более мощным мотивом, чем инновационность. Поэтому первая квадра всегда будет вытеснена второй квадрой, если их ценности пересекутся. Этап «детства» организации сменится этапом «молодости».

Третья квадра опирается на стимул денежной прибыли. Эта система ценностей отражает психологию свободного рынка. Однако она со временем уступает место четвертой квадре, которая ориентируется на «человеческие отношения». Столкновение этих систем ценностей постепенно приводит к снижению влияния денежного фактора и повышению роли традиций и корпоративной культуры. Завершение этого процесса свидетельствует о наступлении в развитии организации этапа «зрелости».

4. Четвертый параметр оценки человека касается его неформальной роли в группе — важнейшего показателя, указывающего на основную линию поведения в неформальной коммуникации.

Таких ролей в соответствии с принципом равновесия в соционической персонологии выделяют четыре:

Целепостановщик вместе с разработчиком берут на себя первый этап проекта — от уяснения стратегической цели и выдвижения основной идеи до оформления ее в структурно завершенную разработку или план действий. Второй этап проекта реализуется разработчиком вместе с внедрителем и заключается в первой попытке реализации плана на практике.

Третий этап охватывает превращение одиночного прецедента в повседневную практику и ложится на плечи внедрителя, действующего совместно с солидаризатором. Солидаризатор как главная обратная связь выходит на целепостановщика, и в результате их взаимодействия происходит коррекция целей или рождается замысел нового проекта. Это четвертый, завершающий шаг всего цикла.

Все рассмотренные параметры вместе взятые и составляют персональный профиль работника. Чем в большей мере человек используется в соответствии со своим профилем, тем выше от него отдача для всей организации.

Источник

Что лежит в основе оценки человека?

Что лежит в основе оценки человека? Цель или выбор?

Достигнутая цель не всегда означает, что для её достижения был сделан правильный выбор. Спортсмен, принявший допинг и обманувший своих коллег, заслуживает осуждения и является носителем низких общечеловеческих качеств. Выбор, сделанный ради цели, не всегда означает, что выбранная цель будет достигнута, а поставленная задача решена. Что же важнее? Цель или выбор? Особенно в минуту, когда мы не знаем, что будет после… Важнее оценить себя.

Истинная оценка человека не может быть связана с уровнем его жизни или профессией, она не будет объективной, если давать её исключительно по достижению того, чем человек занимается ежедневно. Так, спортсмен, ставящий рекорды, временно может быть лучшим среди коллег в чём-то одном, им достигнутом, но объективно оценить его, как человека, это не позволит, так как это – не что иное, как результат совершенствования в очень узкой сфере деятельности. Одновременно со своими спортивными достижениями он может быть негодяем или крайне необразованным человеком. То же самое можно сказать, например, про хирурга, сделавшего самую уникальную операцию в Мире, совершенства в технике проведения которой он достигал своим трудом годами и колоссальными знаниями, полученными в очень узкой области. Этот же хирург может быть участником преступлений против людей, каждого из которых он способен спасти от смерти, окажись они у него на столе. Это относится абсолютно к любому человеку любой профессии: к политику, учёному или педагогу, ко всем…

Но можно ли только по ним, лишь по индивидуальным качествам и способностям, оценить человека и его реальные возможности? Мне кажется, что – НЕТ! Только реальная жизнь, ситуация выбора, в которой мы оказываемся, время от времени, может показать такие возможности и их степень совершенства.

Ключевым в оценке человека является только его собственный, сделанный в минуты напряжения, вдохновения или преодоления, ВЫБОР, в той или иной ситуации, результат и уровень его заботы, проявленной в процессе сделанного им выбора.

Жизнь может потребовать от любого из нас проявление мышечных либо душевных сил, духовного или физического подвига каждую минуту. Можно прожить всю жизнь спокойно, словно овощ на грядке, никогда не узнав о себе истинную цену. А результат, как и для любого овоща, будет одинаков: сгнить либо быть употреблённым в чью-то пищу.

Но те из нас, кто не хочет почивать, словно овощ, дожидаясь своей роли, отведённой нам Вселенной, для осуществления обмена веществ в природе, могут не только достичь вершин своего развития, получая опыт и знания, но и проявить себя в делах и событиях. Для этого не обязательно быть физически здоровым, богатым или успешным. Успешными, богатыми и здоровыми могут быть подонки и подлецы. Для проявления себя даже не обязательно быть свободным, так как ограничить свободу могут и человеку, способному на такие поступки, которые порою не совершат те, кто ограничил ему свободу, пользуясь преимуществом своего положения.

Зачастую человеку требуется преодолеть свои комплексы и недостатки ради выполнения задачи, для достижения цели. Иногда это подразумевает принесение себя в жертву людям, обстоятельствам и трудностям, ограничивающим не только личную, но также и чужую свободу. Зачем это может понадобиться человеку? Каждый волен решить это для себя только сам.

Поистине, каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет. Переживаем о пустяках, остаёмся стоить того, сколько стоят эти самые пустяки, порой бессмысленные и тленные. Замахиваемся на глобальное – наша собственная оценка возрастает, вне зависимости от того, достигнута цель или нет, имеем мы физические основания для выбора или нет, потому что именно выбор стремления и становится самым объективным фактором оценки человека. А этот выбор уже оставляет или нет память о человеке в наших умах и истории.

Легенда об Икаре. Представим на минуту, что такой человек был на самом деле. Мы не знаем ничего о его истинных физических способностях. Мы не можем судить о полученных им когда-то знаниях или о его уровне интеллектуального развития, но оцениваем всё по сделанному им выбору в попытке осуществить свою мечту – полететь, как птица. Мы ничего не знаем о тех людях, на чьих глазах Икар делал попытку лететь и упал. Быть может, кто-то из свидетелей его полёта был много сильнее и умнее, чем он. Но помним мы именно о нём – об Икаре, а не о тех, кто был с ним рядом. Пусть это только легенда. Она несомненно основана на чём-то реальном.

Задавая себе вопрос, в чём смысл своего существования, ответ на него можно получить только через оценку себя, как человека, а сделать её можно исключительно через выбор, сделанный в ситуации, существенной для тебя самого.

Не бойтесь делать выбор, пусть порой и ошибочный. Только через него вы узнаете, чего стоите и кто вы на самом деле.

Источник

5 критериев, по которым женщины оценивают мужчин

Часто мужчины задумываются, по каким критериям их оценивает противоположный пол и какие качества нужно усовершенствовать, чтобы выделиться из серой массы.

Для опытных сердцеедов истина окажется банальной и предсказуемой, но остальные найдут полезную информацию для себя.

Прежде всего, следует запомнить, что женщин нельзя задеть или оттолкнуть только одним качеством, они оценивают вас целиком, и только после делают выводы.

Поэтому старайтесь показать свои лучшие достоинства, только без преувеличений, банальное хвастовство избранница точно не оценит.

по каким критериям можно оценивать людей

Основные критерии, которые женщины оценивают в первую очередь:

Внешние параметры

Самый первый немаловажный критерий. Женские вкусы довольно разнообразны в предпочтениях внешности. Составляя собственный идеал параметров, из всех похожих идеалов они уверенно выберут самый привлекательный вариант.

Статус

Женщине важно знать, кем вы являетесь в обществе, насколько вы упорны, независимы, и можно ли на вас рассчитывать в трудную минуту.

Материальные возможности

Сколько бы мужчины не обвиняли женщин в меркантильности, но материальная сторона является немаловажной частью будущего.

И речь вовсе не о миллионах, а о стабильном заработке и стремлении добиваться дальнейшего успеха. Ведь каждый стремится прожить интересную счастливую жизнь в достатке.

Защитник

Как правило, женщины ищут для жизни опору, человека, который будет в состоянии защитить и поддержать их. Сила, уверенность, смелость, являются приоритетными качествами в характере избранника.

Личные качества

Самый важный и основной критерий при выборе мужчины. Ведь внешность обманчива, материальное состояние изменчиво и всего остального можно добиться в будущем. А вот очаровать женщину характером нужно постараться.

Качества, которые важны для женщин:

• Чувство юмора – бесконечный источник счастливых, радостных отношений.

• Умение вести себя вежливо, образованность. Прекрасные манеры, отличное воспитание, наличие хорошего образования могут произвести незабываемое впечатление на избранницу.

• Проявление внимания. Женщины без внимания вянут как цветы, поэтому это качество немаловажно. Также не стоит уделять слишком много внимания, иначе она подумает, что вы пытаетесь её контролировать.

• Креативность. Оригинально проведенные свидания, праздники значительно повысят ваши шансы завоевать её сердце.

• Целеустремленность. Женщин чаще привлекают мужчины, которые имеют четкие цели, планы и готовность воплотить их в жизнь. Им важно чувствовать уверенность в своем мужчине.

• Харизма. Это качество заменит все внешние и некоторые внутренние недостатки. Харизматичные мужчины всегда пользуются популярностью

• Романтика. Неотъемлемая часть приятного времяпровождения, способная разбавлять наскучившую рутину в отношениях.

Описанные выше качества нужно использовать с удовольствием, а не через силу, с целью вовлечь в отношения, не имея дальнейшего плана действий.

В противном случае женщина почувствует обман, отношения быстро закончатся, а вы напрасно потеряете время. Ищите женщин, которых вам действительно хочется завоевать.

Источник

Оценка человека по базовым критериям

Что главное при оценке человека? Какие качества в нем наиболее фундаментальные? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью производится оценка. Опыт кадрового консультирования и анализ психологических теорий личности показывает, что в целях подбора персонала для организаций необходимо твердо знать четыре параметра человека как личности:

На темпераментах зиждется проблема лидерства. Вряд ли вы станете когда-либо лидером, если природа обделила вас энергичностью. Для полноценного лидерства необходимо быть экстравертом. Напористые типы лучше всего справляются с ролью формального лидера, а гибкие — неформального.

Нет организаций, которые состояли бы из одних лидеров. Лидер ничего не стоит без исполнителей, которыми он руководит. Лучшие исполнители получаются из людей с интровертными темпераментами. Личности уравновешенные являются наиболее подходящими формальными исполнителями, а чувствительные подходят на роль неформальных, то есть ситуативных исполнителей.

Установка ничего не говорит об энергичности человека, но указывает наиболее эффективную сферу приложения его усилий. В обществе есть четыре больших участка, принципиально отличных по своей специфике, а именно: управленческая, социальная, гуманитарная и научная сферы.

Человек технического склада будет неэффективен в психологии менеджмента, и наоборот. Если технократ будет стремиться руководить с помощью административных рычагов, то гуманитарий, независимо от образования, позаботится о морально-психологическом климате в своей организации.

Точно так же искушенный в фундаментальной теории ученый мало пригоден для обслуживания требовательных клиентов. Эти противоположные установки разумнее развести в соответствии с их специализацией. Пусть исследователь занимается стратегическим планированием и разработкой экономических моделей, а социально ориентированный работник выполняет работу, связанную с межличностным общением.

После разделения труда персонолога интересует система ценностей, по которой живет работник. Она указывает на тот тип корпоративной культуры, при которой человек чувствует себя в организации «своим». В соционике такие наборы коммуникативных норм, писаных и, главное, неписаных правил тесно связаны с ценностями квадр.

Центральный стимул первой квадры, вокруг которого выстраивается вся система ценностей, — это «перспективные идеи». Вторая квадра ориентируется на стимул «власть». Понятно, что воля к власти (ее идеологи — философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше) является гораздо более мощным мотивом, чем инновационность. Поэтому первая квадра всегда будет вытеснена второй квадрой, если их ценности пересекутся. Этап «детства» организации сменится этапом «молодости».

Третья квадра опирается на стимул денежной прибыли. Эта система ценностей отражает психологию свободного рынка. Однако она со временем уступает место четвертой квадре, которая ориентируется на «человеческие отношения». Столкновение этих систем ценностей постепенно приводит к снижению влияния денежного фактора и повышению роли традиций и корпоративной культуры. Завершение этого процесса свидетельствует о наступлении в развитии организации этапа «зрелости».

Четвертый параметр оценки человека касается его неформальной роли в группе — важнейшего показателя, указывающего на основную линию поведения в неформальной коммуникации.

Таких ролей в соответствии с принципом равновесия в соционической персонологии выделяют четыре:

Целепостановщик вместе с разработчиком берут на себя первый этап проекта — от уяснения стратегической цели и выдвижения основной идеи до оформления ее в структурно завершенную разработку или план действий. Второй этап проекта реализуется разработчиком вместе с внедрителем и заключается в первой попытке реализации плана на практике.

Третий этап охватывает превращение одиночного прецедента в повседневную практику и ложится на плечи внедрителя, действующего совместно с солидаризатором. Солидаризатор как главная обратная связь выходит на целепостановщика, и в результате их взаимодействия происходит коррекция целей или рождается замысел нового проекта. Это четвертый, завершающий шаг всего цикла.

Все рассмотренные параметры вместе взятые и составляют персональный профиль работника. Чем в большей мере человек используется в соответствии со своим профилем, тем выше от него отдача для всей организации.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Критерии личности

по каким критериям можно оценивать людей

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.

Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.

Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Критерии сформировавшейся личности

На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.

Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.

Концепция Обуховского

Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.

Концепция Реана

Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:

Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.

Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

Концепция Олпорта

Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:

Концепция Божович

Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.

Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).

Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *