по форме все вопросы анкеты можно разделить

Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры

по форме все вопросы анкеты можно разделить

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

по форме все вопросы анкеты можно разделить

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

по форме все вопросы анкеты можно разделить

3. Оценить параметры товаров (матрица):

по форме все вопросы анкеты можно разделить

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

по форме все вопросы анкеты можно разделить

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

по форме все вопросы анкеты можно разделить

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

по форме все вопросы анкеты можно разделить

по форме все вопросы анкеты можно разделить

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

по форме все вопросы анкеты можно разделить

по форме все вопросы анкеты можно разделить

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

по форме все вопросы анкеты можно разделить

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

по форме все вопросы анкеты можно разделить

по форме все вопросы анкеты можно разделить

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Источник

Структура анкеты и виды вопросов

Анкета, или вопросник, является основным инструментом исследования социолога.

Чтобы анкета успешно выполнила свою функцию — предоставила в распоряжение исследователя достоверную информацию — надо соблюдать правила научного метода при ее конструировании и знать особенности различных типов вопросов.

В социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, отсюда вытекают требования к его формулировке. В жизни общение врача с пациентом или следователя с подсудимым либо беседа двух прохожих носят межличностный характер. Их адресат индивидуален. При анкетировании ситуация иная.

по форме все вопросы анкеты можно разделить

Все вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по выполняемой функции (основные и неосновные).

Первая группа вопросов направлена на выявление мнений, по-желаний, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет со-бой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

В первой группе вопросов есть особый блок — о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты. Этот блок называют «паспортичкой».

При конструировании вопросов часто нарушается одно из обязательных условий: соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. При этом происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях людей данными о том, как они сами их оценивают.

Основными видами анкетного вопроса выступают открытые и закрытые. В открытых после вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение.

Закрытым называется вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый толь-ко обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ.

Вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом толь-ко одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%. Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей?» «1. Да, имею. 2. Нет, не имею.»

Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом не-скольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример: «Какие телепередачи Вы смотрели в прошедший выходной?» 1. Художественные фильмы. 2. Политические передачи. 3. Спортивные передачи. 4. Передачи для деловых людей. 5. Какие еще (напишите).»

Второй пример представляет собой одновременно и вопрос полузакрытой формы, которая употребляется в тех ситуациях, когда социолог не уверен в полноте набора вариантов ответов и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. В конце полузакрытых вопросов оставляют запасные коды для кодирования дополнительных ответов.

Источник

Анкетирование — правила составления и виды вопросов, оформление результатов

Анкетирование – это метод сбора информации при помощи письменного опроса определенных общественных масс. Оно служит для того, чтобы собрать какую-либо информацию и на ее основании сделать определенные выводы и прогнозы на будущее.

Способы и виды

Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых.

Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.

по форме все вопросы анкеты можно разделитьРис. 1. Факторы анкетирования

По способу проведения опроса анкета может проводиться:

Важно! Основное преимущество анкетирования заключается в том, что можно получить в короткие сроки и с минимальными затратами всю необходимую информацию, за счет возможности опроса большого количества людей.

Несмотря на множество плюсов данного метода опроса, есть в нем и некоторые минусы, такие как:

Поэтому, помимо анкетирования, также рекомендуется применять и другие виды опроса.

Содержание анкеты

Анкета должна иметь определенную структуру и состоять из трех частей:

Вводная часть

Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты.

В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

Основная часть

Это часть, содержащая сами вопросы и варианты ответов на них. Вопросы должны быть структурно-организованными, иметь определенную последовательность и обязательную связь с темой.

Для получения максимально честных ответов, вопросы должны быть составлены правильно, иметь четкую формулировку и очередность.

Также следует учитывать, чтобы в опроснике было такое количество вопросов, чтобы участник потратил на них не более 40 минут, иначе ответы могут быть неточными, в связи с переутомлением и потерей интереса респондента к анкете.

Важно! Опрос составляется с учетом возраста, образования и уровня культуры опрашиваемого и должен начинаться с легких вопросов и заканчиваться такими же, а в середине должны стоять наиболее сложные вопросы.

по форме все вопросы анкеты можно разделитьРис. 2. Структура анкеты

Заключительная часть

“Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

Важно! Изначально анкетирование применялось только в научных целях, сейчас же такой метод опроса активно используется маркетологами, педагогами, работодателями, общественными организациями и т.д.

Анкетные вопросы и ответы — классификация

Виды вопросов в анкете бывают нескольких типов и отличаются по содержанию:

Форма ответов в анкете может быть трех видов:

Благодаря открытым ответам, можно получить более полную информацию по интересующему вопросу, но при этом повышается сложность обработки и анализа ответов.

Варианты ответов в закрытой форме могут быть следующими:

по форме все вопросы анкеты можно разделитьРис. 3. Виды анкетирования

По цели исследования вопросы делятся на 3 вида:

Также формулировка вопроса может быть выражена по-разному, в зависимости от целей конкретного исследования:

Важно! Несмотря на то, что при анкетировании исследователь не общается с респондентом, первый оказывает сильное психологическое давление на второго, применяя различные психологические приемы влияния.

Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества. Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность.

Чтобы понять, насколько интересен и целесообразен такой способ исследования, просмотрите также предложенное видео:

Источник

Формы и виды вопросов социологической анкеты.

Вопросы, используемые социологом при О.А., весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

Для повышения достоверности ответов для респондентов на вопросы предусмотрена возможность выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа. В практике социологических опросов сложился целый ряд возможных вариантов отказа или уклонения от ответа («не знаю», «затрудняюсь ответить», «не думал об этом» и др.). Исходя из контекста задаваемого вопроса, доля не ответивших может включаться в содержательную интерпретацию полученной информации.

Компановка вопросов анкеты в итоговую структуру называется версткой анкеты ( Анкета). Прежде, чем проводить О.А. на заданной выборке, проводится пилотаж анкеты на микровыборке с целью корректировки инструментария.

Информационные жанры.

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых инфор­мационных потоков. В периодической пе­чати, как и в СМИ в целом, такого рода тек­сты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода посто­янный мониторинг наиболее значимых, ин­тересных событий в той или иной сфере дей­ствительности. Всесторонности, полноте это­го мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмот­рения в данной части учебного пособия. Заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция.

Интервью. Беседа журналиста с людьми, обладающими важной информацией и причастными к данному событию Цель: правдиво из первых рук сообщить наиболее важные сведения, всесторонне, со ссылкой на собеседника осветить факт или события. Форма – диалог. И. может по своему назначению играть роль официально-политического документа, может говорить о важном начинании, отразить торжественное событие. Форма интервью – встречи в редакции с интересными людьми (беседы за круглым столом, гостиная). Разновидности: 1. интервью –диалог (самая простая и распространенная форма). 2. Интервью-монолог (человек отвечает на поставленный вопрос по к-л. Событию, нет дополнительных вопросов. Дается полный рассказ интервьюированного + подпись: интервью взял…). 3. интервью-мнение (комментарий человека. Н-р, специалиста). 4. интервью – сообщение (очевидца, участника событий) – характерна информационная насыщенность. Допустимо изложение беседы. 4. интервью-зарисовка (дается обрисовка обстановки разговора, характера человека, комментарий его реплик, если н.). 5. интервью-анкета (социологические исследования, опрос нескольких человек на одну и ту же тему, блиц-опрос). 6. Форумы, беседы за круглым столом собрания (коллективные интервью). Требования: 1. подготовка (н. быть компетентным при общении со специалистом, изучить литературу, узнать о человеке, компетентно поставленные вопросы располагают к разговору, составить вопросы, чтобы ответы сложились в логическую цепочку). 2. Добиться ответов м.: задать вопрос, сформулировав его по-другому, сформулировать ожидаемый ответ, спросить мнение, корректно остановить, если говорит не на ту тему (зависит от характера человека). 3. использование блокнотов, диктофонов (одновременно), камер, микрофонов (боязнь). 4. обговорить заранее вопросы, чтобы человек мог подготовиться. 5. разговорить человека, начав разговор на отвлеченную тему. 6. «каверзные вопросы» лучше задавать ближе к концу беседы. 7. диктофоны камеры используются с разрешения собеседника. 8. Готовый текст интервью заранее показать собеседнику, уточнить и проверить детали. 9. «беременная пауза».

Источник

Классификация вопросов анкеты

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов самый сложный этап составления анкеты, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

По предметному содержанию вопросы можно подразделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы.На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помо­гают дать более точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, последние делятся на:

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.

По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

1. Открытые вопросыпредполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выде­ляются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

2. Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают выбор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходимость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респонденту в случае предоставления недостаточно полного реестра вариантов ответов.

3. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность вы­сказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

4. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

5. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

6. Дихотомические вопросы (или альтернативные) предполагают ответы по принципу «да нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Само составление анкеты считается делом чрезвычайно ответственным, связанным с переводом языка гипотез на язык доступных респонденту вопросов.

Составление анкеты требует компетентности и опыта социолога, т.к. предлагаемые в анкете вопросы должны быть одинаково поняты различными социально-демографическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности.

Виды опросов

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

глубинный (нацелен на получение поисковой информации);

фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации);

стандартизированный (нацелен на получение статистической информации);

социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают:

массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования);

экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

После сбора анкет в различных видах анкетного опроса начинается их обработка и анализ данных. Полученные сведения призваны подтвердить или опровергнуть первоначальные гипотезы программы социологического исследования и стать основой для теоретических выводов и практических рекомендаций.

Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании. Его подготовка, проведение и завершение требует специальной подготовки и соответствующего исследовательского опыта, который концентрируется в деятельности научного руководителя, возглавляющего тот или иной исследовательский коллектив.

При всей важности этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

2. Фонетические, т.е. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на:

1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе).

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя,

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 4621 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *